|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - История экономических учений (краткие ответы на вопросы)История экономических учений (краткие ответы на вопросы)Краткие ответы на вопросы к зачету по дисциплине История Экономических Учений. Выполнила: студентка ФНО Широкова Татьяна. 1 Предмет истории эк. учений. 1) Эк. теория – изучает поведение людей при реализации эк. Отношений (это поведение неоднозначно, оно развивается вместе с развитием эк-ки по ее законам) 2) История эк. Учений – изучает развитие эк. Теории, ее эволюцию. 3) Как наука ИЭУ сформировалась 300 лет назад – в период развитого капитализма, когда возникла необходимость определить наиболее эффективные формы и методы эк. Деятельности. Но до 18 века эк. Теория существовала фрагментально. 4) 1 в. до н.э. – Древняя Греция, Аристотель, Ксенофонт – первые исследования в этой области. Наука получила название Политической экономии. 17-18вв – Россия, «Домострой». 5) Эк. Теория существовала фрагментально в Древности и Средневековье, т.к. тогда не было крупномасштабного производства, а следовательно и специальных рынков. Позднее появляются мануфактуры, происходит внедрение в производство машин. Затем происходит ряд географических открытий, связанных с поиском новых рынков сырья и потребителей. Следствием такого развития становится поиск новых более эффективных форм и методов эк. деятельности, что дает новое развитие эк. теории, которая начинает рассматриваться уже не фрагментально, но как целостная самостоятельная наука. 2 Ранний и поздний меркантелизм. Мерканто (итал.) – рынок Создателями этой теории были англичане, т.к. Англия это первая капиталистическая страна, и наиболее развитая в 16-20вв. 1) Ранний меркантелизм. Эта теория возникает, когда в крупных масштабах начинает проявляться международная торговля (сырьем, гот. продукцией, рабами). И те, кто более активно торгует, получают больше прибылью. И тогда основатели этой теории делают вывод, что источник богатства – торговля, а инструмент – деньги. 2) Поздний меркантелизм. Разработка программ – рекомендаций правительству о политике протекционизма, которая заключалась в том, что государство должно поддерживать национальных производителей в условиях международной торговли (и торговли вообще). 3) Но в к. 18в стала очевидна ошибочность данной теории, которая заключалась в том, что деньги играют лишь промежуточную роль. 3 Зарождение классической политэкономии. 4 Экономические взгляды физиократов. К. 18в – Франция – Француа Кене (врач, естествоиспытатель) Кене разработал таблицу кругооборота капитала. Он и др. физиократы делили общество на классы: 1) Производители. 2) Бесплодный класс. 3) Класс земельных собственников. Между ними необходимо установить правильные пропорции доя более эффективного функционирования эк-ки. Физиократы были более близки к идее источника богатства, т.к. в отличие от меркантилистов, считали им труд в области с/х, тогда как источником на самом деле является труд вообще. 5 Общая хар-ка классической школы: теория Смита и Рикардо. К.18 – н.19вв – А. Смит и Д Рикардо – первая целостная эк. Теория. «Исследования о природе и причинах богатства народов» 1) Эк. отношения в своем развитии связаны с общественным разделением труда. 2) Они первые исследовали рыночный механизм: СП-ПР-Цена, где Сп – платежеспособная потребность людей ПР – возможность производителя поставить товар по определенной цене. Цена – денежное выражение стоимости труда. 3) Открыли «Правило невидимой руки»: производитель, вынося товар на рынок, стремится удовлетворить свои потребности путем удовлетворения потребностей покупателя, т.е. сводит индивидуальный интерес к общественному. Реализуя свои интересы, производители конкурируют между собой, постоянно совершенствуясь, следовательно дают толчки для НТП. Т.о. конкуренция – это довольно положительное явление эк-ки, однако у него есть минусы: - дифференциация производителей - монополия 4) Они идеализировали капитализм, но уже в 20х гг 19в возник первый кризис, и оказалось, что капитализм неидеален. 5) ТТС – первичным звеном эк-ки является товар, а его производство связано с трудом, а труд – источник богатства, т.е. товар – это предмет труда, предназначенный для обмена или продажи. Свойства: - потребительская стоимость (качество) - меновая стоимость (способность обмениваться на др. товары) Свойства труда: - конкретный - абстрактный 6) Рикардо исследовал ценообразование на с/х продукцию, и пришел к определениям РЕНТА и ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ РЕНТА. 6 Историческая школа Германии. 1) С.19в – новая стадия капитализма с основным машинным производством (для чего необходимы были некоторые условия, в том числе и наличие больших территорий). Поэтому в ряде стран Европы происходит процесс объединения. 2) 40-50е гг 19в – объединение Германии – Германская историческая школа. 3) Эк. Законы существуют в реальности, но они конкретны и особенны для каждой страны. 4) Классификация общества: - дикость - пастушество - земледельческо-мануфактурное - пастушеско-земледельческое - земледельческо-мануфактурно-коммерческое 7 Эк. учение марксизма. 1) С.19в – кризисы, разрозненность общества. Появление нового класса – пролетариата, который вынужден продавать свой труд. В результате возникают два течения в защиту этого класса: А) Реформаторы Лосаль, Прудон Б) Революционеры Маркс и Энгельс2) Считали несправедливым и ошибочным обогащение одних людей (собственников) за счет других (пролетариат). Идея равенства и справедливости. «Капитал» 8 Общая хар-ка маржинализма. 1) 60-70е гг 19в – в Европе кризис в эк-ке, пол-ке, науке. Стала ясна ошибочность ТТС, т.к. один и тот же товар имеет разную стоимость в зависимости от различных факторов и условий. Появляется новое направление – Маржинализм, который исследует теперь уже качественную сторону товара. Равновесная цена – определяется разными факторами рынка и неодинакова, определяется полезностью последующей единицы товара. 2) Теория предельной полезности – при всех постоянных условиях увеличение рабочей силы приведет к меньшему кол-ву товара, произведенного одним рабочим. 9 Эк. концепция неоклассической школы. Представитель: Маршалл. Теория этой школы основывается на классической и маржиналистской школах. 10 Теория Джона Кейнса. 1) 20в. – английский экономист Джон Кейнс – основатель нового раздела – макроэкономики. 2) Регулирование эк-ки с помощью государства. 3) Кризис – инфляция, которая бывает в краткосрочном периоде в долгосрочном. При чем в первом она не страшна, если принять экстренные меры – увеличить кол-во рабочих мест (это временно вызовет усиление инфляции), что приведет к увеличению денег у народа, а следовательно, и к увеличению спроса на товар (теория мультипликатора: цепная реакция одной отрасли на другую, одного слоя населения на другой, что в итоге приведет к росту эк-ки). Но есть такой фактор, как склонность к накопительству – реально спрос увеличится на меньше, чем мог бы. 11 Теория неоклассического синтеза. Заключается, главным образом в синтезе двух школ классической (основана на свободе рыночных отношений) и Кейнсианской (гос.регулирование). Т.е. когда достигнута полная занятость, начинает действовать механизм рыночного саморегулирования. 12 Теория монетаризма. 1) 70е гг 20в. – продолжатели теории Кейнса, только в условиях НТР. 2) Кризисы становятся уже отраслевыми, а не общеэкономическими. Выход: уменьшение ден. массы, находящейся в стране на данный момент через центральный банк. 3) Вмешательство гос-ва должно быть минимальным/ограниченным. 13 Эк. мысль в России времен Петра 1 (17-18вв). 1) Эк. мысль в России развивалась медленнее, чем в Европе (татаро-монгольское нашествие и поздняя отмена крепостного права). 2) Впервые эк. Теория появилась при Иване Грозном – переписка с Курбским, в которой последний описывал/предлагал пути увеличения объема денежных средств, привлеченных в гос-во. 3) Дальнейшее развитие эк. Теория получила при Петре 1 – его экономический советник Посашков считал, что для более эффективного функционирования экономики необходимо хотя бы часть гос. Собственности предать в руки богатых купцов. Также он разработал наиболее эффективную для того времени систему налоговых сборов. 4) Декабристы (большая часть – воевавшие в 1812-1814гг) – принимали еще бескризисную Европу как идеал для России. Пестель, Тургенев. Они хотели хотя бы небольшую часть земель передать уже освобожденным от крепостного права крестьянам, но при этом оставить в стране монархию. 14 Эк. мысль в России в 20в. 1) 19-20вв – развитие получают идеи марксизма. Плеханов (эволюция) и Ленин (революция). А) Одна работа Ленина была связана с развитием капитализма в России. Б) Вторая – с империализмом как высшей стадией капитализма. Свойства: монополия, сокращение конкуренции, передел в эк. Сферах влияния между странами. После череды военных событий наступает мировой кризис, из которого выходят страны с усиленным гос. Регулированием. Становится очевидна ошибочность теории Ленина – социализм неизбежен, империализм не последняя стадия капитализма. 2) 20е гг 20в: - Кондратьев – цикличность экономики - Чаянов – необходимость хоз. Объединений. - Гастев – НОТ. 3) Сталин: максимальное удовлетворение народа. Ошибка: нельзя максимально удовлетворить людей, т.к. это невозможно. 4) 90е гг 20в. – переход от АКМ к рыночной экономике: - процесс разгосударствления - создание сети коммуникаций, в частности банковских - установление правил игры |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |