|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Конституционные гарантии предпринимательства в Российской ФедерацииКонституционные гарантии предпринимательства в Российской Федерации
РЕФЕРАТ
на тему: Конституционные гарантии предпринимательства в Российской Федерации.
Кафедра учёта и финансов Группа: 969-дк Составитель: Андрукович К. В.
С 1 января 1995 года был признан утратившим силу Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», ст. 20 которого предусматривала гарантии предпринимательской деятельности. В новом Гражданском кодексе аналогичной статьи нет. В этой ситуации важное значение приобретают конституционные гарантии предпринимательской деятельности. Существенным новшеством Конституции 1993 г. является признание прямого действия конституционных норм. Статья 18 Конституции предусматривает, что «права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». Конституционные юридические гарантии неразрывно связаны с основными правами человека и гражданина. Большинство конституционных гарантий носят всеобщий характер и касаются как предпринимателей, так и всех других граждан: необходимость официального опубликования законов и неприменимость неопубликованных нормативно-правовых актов (4.3 ст. 15), право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы (ст. 33), гарантия государственной защиты прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 45) и право каждого защищать свои права и обязанности всеми способами, не запрещёнными законом (ч. 2 ст. 45), гарантии судебной защиты (ст. 46, 47), компенсация причинённого ущерба (ст. 52) и возмещение государством вреда (ст. 53), недопустимость обратной силы законов, устанавливающих или утягчающих ответственность и устанавливающие новые налоги или ухудшающих положение налогоплательщиков (ст. 54 и 57). Гарантии от недобросовестной конкуренции (ч. 2 ст. 34), свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1 ст. 74) адресованы непосредственно предпринимателям. Гарантия государственной защиты прав и свобод человека и гражданина предполагает конституционное право предпринимателей быть выслушанным (ч. 1 ст. 4). Если, к примеру, органы исполнительной власти намерены прибегнуть к принудительному отчуждению имущества предпринимателя для государственных нужд, предварительно надо обязательно выслушать и выяснить позицию того, чьи законные экономические интересы затрагивает предполагаемый акт. В соответствии с ч. 2 ст. 45 Конституции «каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». В эту многозначительную конституционную формулу укладывается многое: и использование возможностей средств массовой информации, и подключение других институтов гражданского общества к формированию благоприятного общественного мнения, и лоббирование предпринимателями своих экономических интересов в органах государственной власти. Важными конституционными гарантиями предпринимательской деятельности являются: устойчивость рубля (ч. 2 ст. 75), неприкосновенность частной собственности (ст. 35), компенсация причинённого ущерба (ст. 52) и возмещение государством вреда (ст. 53). Обеспечение устойчивости национальной валюты - рубля - рассматривается как основная функция ЦБ РФ. Устойчивость рубля прежде всего связана с денежной эмиссией. В соответствии с ч. 1 ст. 75 Конституции «денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным Банком Российской Федерации». В соответствии с законом РФ от 25 сентября 1992 года «О денежной системе Российской Федерации» ЦБ регулирует свободную денежную массу, находящуюся в обращении для поддержания покупательной способности рубля (ст. 6). Денежная эмиссия, осуществляемая исключительно ЦБ РФ, охватывает: - сокращение и контроль над кредитами, предоставляемыми государством сектору предпринимательства; - проведение политики в вопросе об учётной ставке (повышение учетной ставки до уровня инфляции - положительной ставки), устранение разницы между учётными ставками ЦБ и ставками, сложившимися на рынке кредитов, ликвидацию льготных кредитов; - контроль над кредитами, предоставляемыми странам СНГ, особенно в форме «технических кредитов»; - необходимость включения всех федеральных расходов в федеральный бюджет. В связи с тем, что вопросы денежной эмиссии являются кардинальными в экономической политике, Конституция гарантирует определенную степень независимости Центральному Банку. Это - конституционная гарантия «устойчивости рубля». Обеспечение устойчивости рубля - основная функция ЦБ РФ, которую он «осуществляет независимо от других органов государственной власти» (ч. 2 ст. 75). В ст. 35 Конституции содержатся сразу три важнейшие конституционные гарантии предпринимательской деятельности: никто не может быть лишён своего имущества иначе как по решению суда; принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено при условии предварительного и равноценного возмещения; право наследования гарантируется. Конституционные гарантии права частной собственности предопределяют содержание юридических гарантий собственности в гражданском, уголовном, земельном, финансовом законодательстве. Например, в ст. 306 Гражданского кодекса установлено, что «в случае принятия Российской Федерацией закона, прекращающего права собственности, убытки, причинённые собственнику причинённые собственнику в результате этого акта, в т. ч. Стоимость имущества, возмещаются государством. Споры о возмещении убытков решаются судом». Конституционной юридической гарантией является положение об официальном опубликовании нормативно-правовых актов. Этот фундаментальный конституционный принцип имеет всеобщее применение. Им нужно пользоваться независимо от того, идёт ли речь о законах или о нормативных актах органов исполнительной власти. Действует принцип: то, что делается для общества, должно делаться на глазах общества. Конституционные нормы ст. 54 о том, что «закон, устанавливающий или утягощающий ответственность обратной силы не имеет», и ст. 57 о том, что «законы, устанавливающие новые налоги или более ухудшающие положение налогоплательщиков обратной силы не имеют», являются важными конституционными юридическими гарантиями. Недопустимость обратной силы закона обеспечивает правовую стабильность для предпринимателя. В качестве примера можно привести Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года №2285 «Вопросы соглашений о разделе продукции при пользовании недрами», п. 11 которого гласит: если в течение срока действия соглашения законодательными актами Российской Федерации будут установлены нормы, ухудшающие коммерческие результаты деятельности инвестора в рамках соглашения, в него вносятся изменения, обеспечивающие инвестору коммерческие результаты, которые могли быть получены при применении норм законодательства, действовавших на момент заключения соглашения.
Литература:
Журнал «Хозяйство и право», 1995 год, №8.
|
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |