рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Кризис российской экономики и пути его преодоления рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Кризис российской экономики и пути его преодоления

Кризис российской экономики и пути его преодоления

МПС

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

 

 

           

 

                                                           Кафедра «Экономическая теория»

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

на тему: «Кризис российской экономики и пути его преодоления»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        Выполнила:

 

                  

                            Научный руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск

2002

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение …...…..…………………………………..…………………………...3

Глава I. Экономические реформы в России...…....………………….4

§1. Состояние основных инструментов кредитно-денежной политики…………………………………………………………………….4

§2. Отрицательная роль налоговой системы России……...…..6

§3. Результаты приватизации в  России………………………….....8

Глава II. Крах финансовой пирамиды……...………………………….10

§1. Причины краха…………….………………………………………..10

§2. Экономические последствия краха ………….………………12

§3.  Социальные последствия……...………………………………..16

Глава III. Пути преодоления кризиса российской экономики…..19

Заключение…...…….…………………………………………………………24

Библиографический список использованных источников……….26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

            Последнее десятилетие прошлого века – десятилетие глубоких преобразований – стало одним из сложнейших периодов в истории нашего государства. Механическое заимствование чужих рецептов и ценностей привело к забвению собственного опыта и создало угрозу серьезного подрыва экономического и духовно-нравственного потенциала нации. С приходом нового политического руководства страны появился реальный шанс для того, чтобы завершить эпоху социальных и политических бурь, вывести Россию на путь стабильного развития и созидания. Именно сейчас необходимо подвергнуть критическому анализу те экономические догмы, которые родились в начале 1990-х годов и успели причинить немало вреда гражданам нашей страны.

            В своей курсовой работе я основывалась на информации из таких журналов, как «Экономист», «Вопросы экономики», «Проблемы теории и практики управления» и некоторых других изданий и учебников. Вследствие исключительной важности проблемы, рассматриваемой в данной работе, средства массовой информации (радио, телевидение, пресса) уделяют ей большое внимание. Публикуется множество аналогичных статей, статистических сводок, прогнозов изменения ситуации и в ближайшее время и на долгосрочную перспективу. Это еще раз подчеркивает актуальность выбранной мною темы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Экономические реформы в России

§1. Состояние основных инструментов кредитно-денежной политики

Денежно-кредитная политика – одно из направлений единой финансовой политики государства, обеспечивающих устойчивость экономики и достижение экономического роста. Именно она контролирует инфляцию и рост денежной массы. Наличие в Российской Федерации достаточно высокого уровня инфляции и несбалансированного роста денежной массы обуславливает огромный интерес к проблемам денежно-кредитной политики.

Денежно-кредитная политика, основным проводником которой, как правило, является ЦБ, направлена главным образом на воздействие на валютный курс, процентные ставки и на общий объем ликвидности банковской системы и, следовательно, экономики. Достижение этих задач преследует цель стабильности экономического роста, низкой безработицы и инфляции.

Чаще всего денежно-кредитная политика представляет собой один из элементов всей экономической политики и прямо определяется приоритетами правительства. Взаимоотношения ЦБ и правительства в проведении денежно-кредитной политики обычно четко определены. Правительство ограничено в своих действиях и обычно не вмешивается в повседневную деятельность банка, согласовывая лишь общую макроэкономическую политику. Денежно-кредитная политика должна быть четко увязана с бюджетом и налоговой политикой и, соответственно, финансированием госбюджета.

Основными инструментами денежно-кредитной политики ЦБР являются:

1.      Обязательные резервы.

Норма обязательных резервов широко используется государством для увеличения или уменьшения свободной денежной массы. Естественно, увеличение нормы обязательного резервирования влечет за собой уменьшение свободной денежной массы.

В данной таблице представлены нормы обязательных резервов по привлеченным средствам юридических и физических лиц за 1998 и 1999 годы. Заметно, что в 1999 году по сравнению с 1998 годом была применена более гибкая политика и введена дифференциация норм в зависимости от операций, осуществляемых банком.

Таблица 1.1.1[1]

 

Норматив обязательных резервов по привлеченным средствам юридических лиц

Норматив обязательных резервов по привлеченным средствам физических лиц

1 декабря 1998 г. -

5

19  марта 1999 г. -
9 июня 1999 г.

7

5

 

2.      Рефинансирование банков.

Ставка рефинансирования – очень мощный инструмент воздействия на нижний уровень банковской системы. Именно поэтому она относительно редко изменяется, а ее изменения влекут за собой значительные последствия для банковской системы в целом. Государство не должно допускать резких изменений ставки рефинансирования.

Колебания учетной ставки (ставки рефинансирования) на графике отражают нестабильность российской экономики.

Диаграмма 1.1.1[2]

 Кризис российской экономики и пути его преодоления

Как известно, повышение учетной ставки влечет за собой «удорожание» кредитов и, следовательно, снижение инвестиций. Этот инструмент денежно-кредитной политики не всегда использовался грамотно и часто вступал в противоречия с другими составляющими государственной политики.

В настоящее время рефинансирование осуществляется путем предоставления внутридневных кредитов, кредитов «овернайт» и ломбардных кредитов.

3.      Валютные интервенции.

Доли успешных и провальных интервенций за период с января 1997 года по июль 2000 года отражены в диаграмме.

Диаграмма 1.1.2[3]

 Кризис российской экономики и пути его преодоления

 

По результатам анализа можно сделать несколько выводов.

-         До валютного кризиса августа 1998 года Центральный банк РФ был наиболее успешен в сглаживании колебаний валютного курса (в 78% случаев) и менее успешен в поддержании тенденций на рынке (47% случаев).

-         После кризиса и введения плавающего курса общая эффективность валютных интервенций Банка России снизилась.

-         По значениям третьего критерия можно сделать вывод, что в России не могут «перебороть» рынок и осуществить разворот тренда. С такой низкой эффективностью в периоды финансовых потрясений ЦБР не сможет исключительно силами одних интервенций противостоять валютному кризису.

 

§2.  Отрицательная роль налоговой системы в России

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В усло­виях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой фи­нансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Го­сударство широко использует налоговую политику в качестве определенного ре­гулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зави­сит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Современная налоговая система России строится на единых принципах, которые должны регулировать налогообложение на всей территории. К ним относятся: однократность обложения (один и тот же объект одного вида облагается налогом один раз за определенный законом период), строгий порядок введения и отмены налогов, их ставок и льгот, точная классификация налогов, четкое распределение налоговых доходов между бюджетами разного уровня.

Эти объявленные принципы налогообложения в силу нестабильности экономики, слабо развитых рыночных отношений и недостаточной опытности налоговых служб соблюдаются в налоговой практике не в полной мере. Нарушена однократность обложения.

В настоящее время на территории России собирается свыше 50 налогов и сборов, что приводит к росту расходов по их сбору и создает условия для уклонения от уплаты налогов. Таким образом, нужно отметить, что действующая налоговая система в РФ находится в стадии становления и имеет следующие недостатки:

- высокий уровень налогообложения предприятий;

- большое количество разнообразных налогов и их постоянное изменение;

- сложный порядок определения налогооблагаемой базы для большинства налогов;

- противоречивость и неясность некоторых статей налогового законодательства;

- значительный недобор налогов в результате уклонения от их уплаты;

- фискальный подход к налоговым проблемам и другие.

Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д., несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.

Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.

 

§3.  Результаты приватизации в России

Приватизация является тем звеном экономической реформы, которое одновременно создает предпосылки для реализации других направлений реформы. Приватизация разворачивается в условиях изменения политической обстановки при переходе от «дирижистской» модели регулирования экономики к «неолиберальной».

Приватизация в России проходила в два этапа: чековый и денежный. Первый этап приватизации в России обуславливался использованием приватизационных чеков, выданных всем российским гражданам вне зависимости от пола, возраста, места жительства и характера занятости.

            Сорок  миллионов граждан России стали акционерами созданных в ходе приватизации акционерных обществ или чековых инвестиционных фондов. Но в ходе первого этапа приватизации не были решены задачи передачи предприятий в руки эффективных собственников, чековая приватизация не обеспечила заметного повышения эффективности производства. Поэтому главной целью денежного этапа приватизации (начало 1.06.94) стал переход прав собственности на приватизируемое государственное имущество в руки реально ответственных собственников.

             К основным результатам денежной приватизации следует отнести:

            1) выведение значительной части государственного имущества из-под директивного  управления государства и вовлечение его в рыночный оборот;

            2) формирование основ рынка недвижимости, в том числе рынка земли под объектами приватизации.

            Положительные результаты денежной приватизации состоят также в ее бюджетном эффекте: в 1997  году запланированное бюджетное задание было превышено в 2,8 раза.

Денежная приватизация имела положительное значение с точки зрения привлечения иностранных инвесторов. Сам факт перехода к денежной приватизации является новым стимулом для многих из них в силу появления привычных средств платежа.

            Следует отметить, что социально-экономическая ситуация, в которой оказалась Россия после 17 августа, затрудняет оценку достигнутых результатов приватизации. Естественное в этих обстоятельствах сокращение инвестиций в основной капитал, объем производства, рост цен и неплатежей, падение котировок ценных бумаг не способствуют развитию процесса приватизации.

            Таким образом, в результате проведения массовой приватизации, как на чековом, так и на денежном этапах, поставленные перед органами по управлению государственным имуществом, задачи не были решены в полном объеме:

            1) не был сформирован широкий слой  эффективных частных собственников;

2) структурная перестройка экономики не привела к необходимому уровню повышения эффективности деятельности предприятий;

3) привлеченных в процессе приватизации инвестиций оказалось явно недостаточно для производственного, технологического и социального развития предприятий;

4) в ряде отраслей не удалось сохранить конкурентное положение предприятий на отечественном и мировом рынках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Крах финансовой пирамиды

§1. Причины краха

Общее мнение большинства экономистов, отечественных и зарубежных, состоит в том, что кризис 1998 года, разрушивший хрупкое макроэкономическое равновесие предыдущих двух лет, вызван исключительно внутренними российскими проблемами. Внешние факторы – финансовый коллапс в странах Юго-Восточной Азии и падение цен на нефть – в лучшем случае могли быть только его катализаторами. Рассмотрим причины 2-ух составляющих кризиса – отказа государства обслуживать долг и девальвация рубля.

Крах финансовой пирамиды был предопределен задолго до объявления дефолта в августе 1998г. Неизбежность кризиса выявилась в 1995-1996 гг., когда заимствования осуществлялись по сверхвысоким в реальном выражении ставкам процента, а налоговые поступления продолжали сокращаться. Допуск нерезидентов на некоторое время позволил снизить стоимость обслуживания долга. С другой стороны, он создал потенциально взрывную ситуацию – краткосрочный иностранный капитал мог уйти в любой момент. Поэтому появление нерезидентов на рынке государственных ценных бумаг только продлило на некоторое время существование финансовой пирамиды.

            Вторая составляющая экономического кризиса: внешнее и внутреннее обесценивание рубля. В результате девальвации рубль подешевел в реальном выражении в два раза, произошел всплеск инфляции, с которой, казалось, было уже покончено. Изменение реального курса национальной валюты всегда обусловлено необходимость сбалансировать платежный баланс. В чем же состояли внешнеэкономические трудности?

            Обычно указывают на множество причин: ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры, движение иностранного спекулятивного капитала или на ошибочную валютную политику ЦБ РФ. Как представляется, основной причиной внешнего обесценивания рубля является отток российского капитала за рубеж.

            Упроченное состояние платежного баланса в 1992-1996 гг. можно охарактеризовать следующим образом: растущее положительное сальдо внешней торговли обеспечило отток капитала из России. В 1997г. ситуация существенно изменилась, и именно тогда значительное обесценивание рубля в реальном выражении стало неизбежным.

            В 2000 году приток иностранного капитала в Россию по всем каналам составил более 43 млрд. долл., из них немногим меньше половины пришлось на спекулятивный капитал, который был необходим для поддерживания пирамиды ГКО. Приток краткосрочного капитала можно считать бедствием для экономики.

            Ничего  подобного в России в 1997г. не было: чистые международные резервы увеличились всего лишь на 1,9 млрд. долл., всплеска инвестиционной активности или потребительских расходов также не наблюдалось. Получается, что невиданный в российской истории приток иностранного капитала (9,3% от ВВП по текущему валютному курсу) почти никак не сказался на состоянии российской экономии. И это не удивительно – фактически он профинансировал отток российского капитала за границу. Основными направлениями последнего были следующие: прирост наличных валютных сбережений граждан (13,5 млрд. долл.), предоставление торговых кредитов (6,8 млрд.), невозврат экспортной выручки и проплата фиктивных импортных контрактов (11,5 млрд.), прямые и портфельные инвестиции за рубежом (2,6 млрд.).

            Состояние платежного баланса было таково, что если бы ЦБ попытался «вклиниться» в сложившиеся финансовые потоки и сформировать достаточные валютные резервы, то девальвация рубля и ускорившееся бегство капитала разрушили бы хрупкое макроэкономическое равновесие уже в 1997г. Таким образом, именно по причине оттока отечественного капитала ЦБ изначально не мог сформировать необходимых валютных резервов, и когда пришло время платить по счетам, резервов у властей нее оказалось.

            Денежные власти попытались провести девальвацию рубля в реальном выражении наименее болезненным, как казалось, способом – за счет сжатия денежной массы в обращении. Однако падение цен, а, следовательно, и корректировки реального валютного курса не произошло. Можно предположить, что монетарная инфляция в 1998г. действительно стала отрицательной. Однако, немонетарную инфляцию, подпитывавшуюся расширением бартера и ростом неплатежей, остановить ЦБ было не под силу. Вместе с тем, сверхжесткая денежно-кредитная политика привела к спаду производства и росту процентных ставок, а это способствовало обострению кризиса на рынке ГКО. Таким образом, ситуация в 1998г. была практически безвыходной, а ЦБ и правительство могли только отсрочить наступление кризиса.

Бегство капитала и состояние рынка государственных долговых обязательств являются наилучшими индикаторами состояния экономики и того, насколько хозяйствующие субъекты доверяют власти, в частности макроэкономической политике правительства. Следовательно, конечные причины не только внутреннего, но и внешнего обесценивания рубля находятся внутри российского общества. Недоверие к власти является вполне обоснованным. Реформаторы мало продвинулись в деле создания нормальной рыночной экономики, фактически в России был построен криминально-олигархический капитализм. Именно по этой причине правительство так и не сумело до конца довести борьбу с инфляцией, не говоря уже о переходе к давно назревшим структурным и институциональным преобразованием.

  

§2. Экономические последствия краха

С точки зрения динамики важнейших макроэкономических показателей, в целом, среднегодовое их значение оказались в 2000 г. наиболее успешными в развитии экономики России за весь период трансформации. Вместе с тем многие тенденции, проявившиеся в той или иной степени в истекшем году, указывают на наличие ряда проблем, которые предстоит решать, для того чтобы придать динамике роста устойчивость и новое качество на основе технологического обновления производительных сил страны.

Сложившиеся по итогам 2000г. экономические показатели достаточно полно иллюстрируют его особое место в развитии российской экономики в последнее десятилетием. По абсолютному большинству показателей, характеризующих темпы роста экономики и отраслей, итоговые цифры выше, чем в 1999г. Динамика российской экономики за годы реформ отражена в таблице.

Таблица 3.2.1[4]

 

Экономические показатели

Среднегодовой прирост, %

1991-1998гг.

1999г.

2000 г.

1998-2000 гг.

1991-2000гг.

Валовый внутренний продукт

-6,9

3,5

7,7

5,6

-4,3

Индекс потребительских цен

232,0

36,5

20,2

28,1

168,7

Продукция промышленности

-9,4

8,1

9,0

8,5

-5,7

Продукция сельского хозяйства

-7,3

4,1

5,0

4,5

-4,8

Инвестиции в основной капитал

-18,1

5,3

17,4

11,2

-12,3

Реальные располагаемые денежные доходы населения

-9,3

-13,6

9,1

-2,9

-7,8

Оборот розничной торговли

-0,7

-7,7

8,9

0,3

-0,5

Экспорт товаров

4,75

1,3

38,9

18,3

8,7

Импорт товаров

4,8

-31,7

11,9

-12,6

0,7

По предварительным данным, физический объем ВВП возрос на 7,7% по сравнению с предыдущим годом, объем промышленного производства – на 9%. Рост инвестиций характеризуется еще большей величиной – на 17,4%. Доходы населения возросли более чем на 9%. При этом федеральный бюджет исполнен профицитом в 2,5% от ВВП. Впервые за последние 10 лет снизилась энергоемкость ВВП: примерно на 5%. Темп экономического роста в России был на уровне наиболее быстроразвивающихся стран мира – стран Юго-Восточной Азии. Рост мировой экономики (в %) показан в диаграмме 3.2.1 (1997г. - 100%).             

 Диаграмма 3.2.1[5]

            В 2000г. объем ВВП составил 6946 млрд. руб., что по среднему курсу рубля составляет 250 млрд. долл. На душу населения в России приходится 1700 долл. По показателю ВВП на душу населения Россия сохранила и даже несколько улучшила свои позиции по сравнению с рядом стран (по оценке за 2000г., в Болгарии – около 1400 долл., Китае – 790 долл.).

            Таким образом, в результате экономического роста на протяжении 1999-2000 гг. макроэкономические параметры количественно соответствуют уровню 1994г., но имеют при этом качественно лучшие характеристики.

            Качественные отличия двух периодов (докризисного и настоящего) состоят, прежде всего, в разных по содержанию источниках развития и методах решения бюджетных проблем.

            В докризисный период развитие шло с опорой на внешние займы. Реальный сектор, особенно инвестиционный, находился в стадии спада. В структуре ВВП опережающими темпами рос сектор услуг. Укрепление курса рубля приводило к ухудшению платежного баланса.

            В настоящий период развитие опирается на внутренние источники. Производство и инвестиции находятся в стадии роста. Структура производства ВВП характеризуется опережающим ростом товаров. Конкурентоспособность российской экономики сохранялась в течение всего периода в условиях медленного укрепления рубля. Устойчиво сокращается доля расходов консолидированного бюджета в ВВП (диаграмма 3.2.2).

                                                                        Диаграмма 3.2.2[6]

            В отличие от докризисного периода, который характеризовался двойным дефицитом – консолидированного бюджета и платежного баланса – в 2000г. достигнут значительный двойной профицит как по указанному бюджету, так и по платежному балансу.

            Однако суммарные итоги 2000 года неоднородны. Развитие экономической ситуации менялось в течение года, причем к концу – к сожалению, не в лучшую сторону.

Таблица 3.2.2[7]

Изменения важнейших условий и показателей экономического развития России в 2000 г.

 

I период

II период

III период

Инфляция (ИПЦ): рост за период, %

5,0

7,3

6,7

Реальный курс рубля к $ (рост за период, %)

                                           к декабрю 1999г., %

-2,1

-2,1

8,6

6,5

4,6

11,4

Реальная средняя заработная плата (рост за период, %)

-5,4

6,0

12,0

Цена нефти (контактная), долл. за 1 баррель:        средняя                                                     

                                                                      на конец периода

22,2

19,3

23,9

24,3

25,7

22,3

Рост к предыдущему периоду с исключением сезонного фактора, %

Экспорт товаров

19,1

4,7

0,5

Импорт товаров

-0,9

0,2

20,3

Инвестиции в основной капитал

10,9

10,1

-0,4

Реальные доходы населения

1,3

4,5

5,0

Оборот розничной торговли

2,9

2,8

4,9

ВВП

2,9

2,8

1,7

Промышленность

3,3

3,5

-0,2

В целом 2000г. воздействие всех элементов конечного спроса на экономический рост, за исключением государственных нужд, было равносильным:

ü     Общее улучшение внешнеэкономической ситуации определило около 35% прироста ВВП;

ü     увеличение спроса со стороны населения – около 34%;

ü     прирост инвестиций – примерно 27%;

ü     увеличение же государственного спроса обусловило 4% прироста ВВП.

Развитие экономической ситуации в начале 2001г. тесно связано с ситуацией в декабре 2000г. В определенной мере оно явилось реакцией на экономическую, и в частности потребительскую, активность конца 2000г.

Так, за первый квартал  по отношению к тому же периоду предыдущего года продукция базовых отраслей повысилась на 3,7%, промышленности – на 3,3%, транспорта – только на 0,7%, в том числе железнодорожного – на 2,3%. Сохранилось увеличение инвестиций в основной капитал (на 6,7%). Растет розничный товарооборот (на 8,2%), реальные располагаемые доходы населения повышаются медленнее (на 3,2%), реальная заработная плата возросла на 18,8%. Высоким остается индекс потребительских цен (7,1%)[8].

Но главной особенностью начала 2001г. стало ускорение инфляции. Основными факторами увеличения темпов роста цен стали:

v    заметное увеличение денежной массы в конце 2000г;

v    сезонный     рост цен, связанный с декабрьскими выплатами населению;

v    повышение цен и тарифов на отдельные виды продукции и услуг естественных монополий привело к росту цен на услуги жилищно-коммунального хозяйства и услуги пассажирского транспорта;

v    рост номинального курса доллара, который придал некоторый импульс повышению цен на импорт потребительских ресурсов.

Таким образом, в целом предварительные итоги начала 2001 года подтверждают, что придать экономике устойчивую динамику роста пока не удалось.

 

§3. Социальные последствия

Главное богатство любого государства - его человеческий потенциал, особый генофонд, который отличается необычной позитивной спецификой, именно он создаёт богатства и экономическую мощь государства. Роль населения как носителя интеллектуального потенциала многократно возрастёт в постиндустриальных странах, где именно интеллект нации становится основным движителем и определяющим фактором прогресса государства. Всякая потеря людских ресурсов России независимо от характера и конкретных причин, как в количественном, так и в качественном отношениях оказывается не только внутриполитической, но и геополитической проблемой. Эти потери дестабилизируют и ослабляют страну, становясь угрозой национальной безопасности и самого существования государства.

Реальная динамики социально-экономических показателей за последнее десятилетие XX в. не подтверждают выводов о том, что в стране произошла настоящая экономическая революция и не оставляет надежд даже на эволюцию сложившегося образа мышления (менталитета) россиян в пользу изменения общественной системы. В первые годы реформ до 60% населения (по данным опросов)[9] не видела в них позитивных социальных перспектив. В настоящее время эта часть населения России составляет около 45%. Этому содействует антисоциальная динамика дифференциации населения по уровню доходов, коэффициент которой (в разах) вырос с 8,0 в 1992г. до 13,9 в 1999г. При этом численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума снизилась незначительно (с 33,5 до 29,9% общей численности населения), а доля оплаты труда в общих денежных доходах снизилась с 69,9 до 36,0%[10].

            Антисоциальные факторы откликнулись и тем, что естественный прирост населения 2,2 в расчете на 1000 человек населения в 1990г. к 1996г. сменился отрицательным показателем – 5,4 (а в 1960г. – он был на уровне 15,8). Резко возросла смертность от убийств (в 1995г. по сравнению с 1990г. – более чем в 2 раза – 45,1 тыс. человек и самоубийств – 60,9 тыс.).

            Некоторые исследователи видят причину данного процесса в непродуманности реформ, осуществляемых без учета сложившегося образа жизни и мышления российского человека, его приспособленности к реальной государственно-общественной защищенности (работа, жилье, охрана здоровья, учеба, отдых и др.). Даже элементы уравнительности воспринимаются населением лучше, чем нарастание дифференциации по доходам.

            Современный кризис общечеловеческих, социально-экономических, общественных, государственных отношений берет свое начало именно с деформации менталитета человека. Тенденция глобализации, нарастания диктата транснациональных корпораций, однополярного мира, господства информационных и фондово-банковских элит усиливают эту деформацию и поднимают ее результаты на уровень внутренних социально-экономических процессов и международных, межгосударственных отношений, затрагивая и проблемы мировой безопасности.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Пути преодоления кризиса российской экономики

Для преодоления сложившейся ситуации в стране необходимо предпринять некоторые шаги в проведении реальных рыночных реформ.

Для начала необходимо укрепить правовую базу реформ. Необходимы новый федеральный закон о малом бизнесе и закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, закон о холдингах и поправки к зако­ну о финансово-промышленных группах.

Хозяйствующие субъекты нуждаются в надежной юридической защите, которую призваны осуществлять арбитражные и иные суды. Здесь не обойтись без качественного совершенствования судебной системы и самого судопроизводства.

Также необходим закон о национальной безопасности, который уже существует в США, и которого пока нет в нашей стране. В США такой закон носит характер конституционного. В нем определены базовые ценности американского общества, посягать на которые – преступление.

Существует необходимость бюджетной реформы. Бюджетная политика - зеркало, отражающее все плюсы и мину­сы государственного ведения дел, баланс интересов государства и общества, регионов и хозяйствующих субъектов. Главные цели бюд­жетного регулирования - обеспечение роста объемов производства и доходов граждан. В отсутствие реформ единственным путем поддер­жания сбалансированности бюджета остаются усиление налогового бремени и одновременное наращивание внутреннею долга страны, что и наблюдалось в последние годы.

Чтобы задействовать рычаги бюджетного регулирования, стиму­лирующего рост производства и предоставляющего субъектам Феде­рации равные возможности для финансирования минимального стан­дарта государственных услуг населению, необходимо соблюдение не­скольких условий. Это: долгосрочная бюджетная политика; проду­манная стратегия управления государственным долгом; переход от годового бюджетного "горизонта" к трехлетнему планированию и замена ведомственного метода программно-целевым бюджетным фи­нансированием; конкурсное распределение бюджетных заданий и закрепление их в соответствующих контрактах с жестким контролем со стороны государственных ведомств. Сюда же входит опережающее определение основных, прорывных направлений вложения средств, которые и будут "вытягивать" экономику в целом.

Постоянный пересмотр финансовых, налоговых законов и при­нятие бюджетов в процессе их исполнения порождают нестабильность в обществе, препятствуют развитию экономики. Следует прекратить прак­тику "латания дыр" в законах. Вместо этого нужно перейти к комп­лексной разработке "пакетов" законодательных изменений. Совет Фе­дерации должен более активно участвовать в бюджетном процессе на его начальных стадиях, как это имеет место в Германии, Франции и других странах, где бюджет представляется сразу в две палаты.

Также необходимо создать благоприятную среду, как для пред­принимателей, так и для наемных работников, а также консолидиро­вать общество и "раскрепостить" его энергию. Федеральные и реги­ональные органы власти должны завершить формирование государ­ственных и частных институтов рыночной инфраструктуры, содей­ствовать их эффективному функционированию и координации дея­тельности. Права собственности подлежат четкому юридическому определению и практическому осуществлению, финансовые институ­ты нуждаются в строгом и эффективном государственном регулиро­вании, механизм налогообложения призван соблюдать принцип посильности налоговых обязательств.

Очень важно обеспечить эффективную правовую защиту госу­дарством частной собственности и бизнеса от вымогательства и рэ­кета со стороны криминальных структур.

Особого внимания требует внедрение современных методов бух­галтерского учета и аудита. Надо заставить участников рынка раскры­вать властям свои действительные расходы и доходы.

Еще одной задачей для государства должно стоять укрепление государственных служб, государственной ад­министрации различных уровней. Чтобы наладить селекцию чиновни­ков высокого ранга, учитывающую их опыт, профессионализм, добросо­вестность и честность, можно было бы создать назначаемую президен­том страны и утверждаемую парламентом постоянную Комиссию госу­дарственной службы. Она должна обладать авторитетом и существен­ной автономией в своих решениях и рекомендациях, в противном слу­чае ей не удастся добиться сокращения разбухших управленческих структур и ликвидации ненужных звеньев аппарата, применять вы­сокие стандарты отбора, продвижения по службе или освобождения чиновников от должности. Важно, чтобы на кадровые решения влияли не политические или идеологические соображения, не степень лояль­ности и преданности начальству, а деловые качества и честность.

Одна из главных предпосылок успешных рыночных преобра­зований - решительная борьба с преступностью и коррупцией. Для этого необходимы "прозрачность" деятельности властных струк­тур и ответственных чиновников, публичная отчетность о результа­тах их работы и реализации принятых решений, расширение возможностей и ответственности следственных и контрольных орга­нов, ужесточение санкций и наказаний за совершенные преступле­ния. Реформированная правоохранительная система обязана реши­тельно пресекать практику сокрытия и фальсификации реального финансового состояния, полученных частными и государственны­ми компаниями доходов, в том числе махинации управляющих по растаскиванию активов предприятий.

В макроэкономической области главные усилия надо направить на стимулирование экономического роста, и именно под этим углом зрения менять подходы к рыночным реформам. Экспансионистская макроэкономическая политика необходима, чтобы поднять уровень жизни населения, увеличить занятость и ослабить чрезмерную зависи­мость страны от экспорта топлива и сырья и импорта продовольствия, предметов потребления и других товаров, которые Россия в состоянии производить сама.

Следующим шагом в стабилизации положения в стране является активная промышленная политика. "Расчистка" балансов предприятий от взаимной просроченной за­долженности способная улучшить положение реального сектора экономики. Для увеличения инвестиций государство должно помочь развитию ипотечного кредитования, в том числе в жилищном секторе, и поощрять ускоренную амортизацию оборудования, субсиди­ровать процентные ставки по инвестиционным кредитам.

Особый акцент необходимо сделать на реализации эффективной промышленной или структурной политики государства, которая дол­жна определять приоритеты в развитии отраслей. При этом стратеги­ческим ориентиром нужно считать не столько модернизацию суще­ствующего производственного потенциала и сохранение достигнутых позиций в науке и технике, сколько переход к инновационному типу развития, к экономике, основанной на знаниях. То есть к ускоренному освоению базисных технологий новейшего технологического уклада, определяющих будущее глобальной экономики: информатики и био­технологий, электроники, авиакосмических технологий, производства новейших материалов, ядерной энергетики.

Для того чтобы проводить все предложенные реформы, необходима финансовая основа. Можно предложить ряд путей пополнения госу­дарственной казны, в частности, по линии налоговой реформы, валют­ного контроля, разумной политики внешних заимствований и догово­ренностей по реструктуризации нашей задолженности. Кроме того, це­лесообразно постепенно перемещать центр тяжести налоговой нагруз­ки с производственной деятельности и наемного труда на доходы от природной ренты, спекулятивной и посреднической деятельности.

Что касается приватизации как источника государственных дохо­дов, то ее проведение представляется оправданным лишь после ре­структуризации и финансового оздоровления предприятий. Нужно ан­нулировать продажу предприятий так называемым стратегическим инвесторам, если они не выполнили своих обязательств по инвестици­ям в приобретенное предприятие. Приватизацию следует проводить толь­ко тогда, когда она в долгосрочном плане улучшит финансовые пози­ции государства. Одна из главных причин финансового банкротства российского государства состоит в том, что оно в первую очередь прива­тизировало не убыточные, а наиболее прибыльные предприятия, слу­жившие источником крупных бюджетных доходов.

Что же касается социальной составляющей реформ, то только государство может обеспечить справедливое и общественное приемлемое распределение выгод от рыночной экономики. Важно улучшить моральный климат в обществе, укрепить уважение к ценно­стям демократии и социальной справедливости. Как минимум для этого нужны: реализация закона о прожиточном минимуме, устраня­ющего массовое обнищание населения; недопущение отставания по­вышения пенсий от темпов инфляции; увеличение государственных ассигнований на нужды образования, науки, здравоохранения, сферы общественных услуг; государственное регулирование цен и качества медицинских услуг и лекарств; организация снабжения основными видами продовольствия но пониженным ценам нуждающихся и др. Для финансирования этих программ понадобятся, помимо уже ска­занного, переход к прогрессивному налогообложению доходов, введе­ние ощутимого налога на обладающую повышенной рыночной стоимостью недвижимость, находящуюся в личном владении. Эти меры могут рассматриваться как условие уменьшения социальной дифференциации доходов и снижения социальной напряженности в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Со второй половины 1999г. Россия вступила в фазу экономического подъема. Этому способствовали исправления ошибок предыдущего курса социально-экономической политики, выработка  новых подходов.

Суть новой экономической политики состояла в повышении роли государства в регулировании экономических и социальных процессов, в ориентации на расширение совокупного спроса как решающего фактора экономического подъема, в обеспечении повышения доходов населения. Страна получила четкие ориентиры для того, чтобы вернуть свои позиции в экономики, укрепить основы гражданского общества, остановить растущую преступность.

Весьма характерно, что начало новой экономической политики получило и очень своеобразное признание. Осенью 2001 года Нобелевская премия по экономии была присуждена трем ведущим американским ученым – Д. Стиглицу, Д. Акерлофу и М. Спенсу. Они выступают за активное участие государства в регулировании экономики, в том числе рыночных отношений, и считают, что абсолютно свободное, стихийное развитие рынка создает неравные условия в экономики. Возникновение острых и нерегулируемых коллизий ведет к дестабилизации и кризисным потрясениям. Чтобы избежать этого, считают эти ученые, необходимо возрастание роли государства[11].

Наши эксперты свидетельствуют, что при всех ограничениях существует реальная возможность выйти в ближайшее 10-летие на среднегодовые темпы в 5-6% и достичь к 2010г. общего увеличения ВВП на 70-80%. На такой основе можно начать сокращение резко усилившегося отставания от развитых стран[12].

 

 

 

 

 

Библиографический список использованных источников

1.      Рязанов, Широкорада. Экономические реформы в России и Китае. – М, 2000г.

2.      Черник Д.Г. Налоги в рыночной экономике. – М, 1997г.

3.      Ослунд А. Шоковая терапия в Восточной Европе и России. – М, 1999г.

4.      Абалкин Л. Динамика и противоречия экономического роста//Экономист. – 2001г. - №12. – С. 3-10.

5.      Григорьев Л. В поисках пути к экономическому росту//Вопросы экономики. – 1998г. - №8. – С. 35-56.

6.      Дедова И., Кожевников Р. Государственная инновационная политика и ее финансовое обеспечение//Вопросы экономики. – 1998г. - №12. – С. 87-94.

7.      Денежно-кредитная политика-2000//Деньги и кредит. – 1999г. - №12. – С. 3-43.

8.      Дубов В.В. Действующая налоговая система и пути ее совершенствования//Финансы. – 1997г. - №4. – С. 22-24.

9.      Иванченко В. Россия: восходящие и нисходящие трансформации//Экономист. – 2002г. - №1. – С. 7-13.

10. Илларионов А. Как был организован российский финансовый кризис//Вопросы экономики. – 1998г. – №12. – С. 12-31.

11. Косыгина А., Ясин Е. Экономическая ситуация и инвестиционный климат в России//Проблемы теории и практики управления. – 2001г. - №4. – С. 74-79.

12. Куликов В. Уроки кризиса и задачи экономической политики//Российский экономический журнал. – 1998г. - №10. – С. 10-19.

13. Куранов Г., Волков В. Состояние экономики и задачи экономической политики//Экономист. – 2001г. - №4. – С. 12-22.

14. Львин Б. Об устройстве банковской и денежной системы//Вопросы экономики. – 1998г. - №10. – С. 18-34.

15. Львов Д. Экономика России: прорыв в XXI век//Проблемы теории и практики управления. – 2001г. - №4. – С. 53-58.

16. Стародубровский В. К новому этапу экономических реформ//Проблемы теории и практики управления. – 2001г. - №4. – С. 59-66.

17. Самсон  И. Придет ли Россия к рыночной экономике? Социальные приоритеты и механизмы экономических преобразований//Вопросы экономики. – 1998г. - №8. – С. 124-135.

18. Строев Е. Экономические реформы в России: взгляд на будущее//Вопросы экономики. – 2001г. - №6. – С. 4-14.

19. Турбанов А.В. Реструктуризация банковской системы: цели, инструменты, результаты//Банковское дело. - №8. – 2000г. – С. 8-12.

20. Френкель А.А. Прогноз социально-экономического развития России на 2000 год//Банковское дело. - №3. – 2000г. – С. 26-31.

21. Шмелев Н. Кризис внутри кризиса//Вопросы экономики. – 1998г. - №10.– С.4-18.

 

 


[1] Денежно-кредитная политика-2000//Деньги и кредит. – 1999 г. - №12. –  С.10.

[2] Денежно-кредитная политика-2000//Деньги и кредит. – 1999г. - №12. – С.11.

[3] Денежно-кредитная политика-2000//Деньги и кредит.  – 1999г. - №12. – С.12.

[4] Куранов Г., Волков В. Состояние экономики и задачи экономической политики//Экономист. - 2001г. - №4. - С.12.

[5] Куранов Г., Волков В. Состояние экономики и задачи экономической политики//Экономист. - 2001г. - №4. - С.13.

 

[6] Куранов Г., Волков В. Состояние экономики и задачи экономической политики//Экономист. - 2001г. - №4. - С.15.

[7] Куранов Г., Волков В. Состояние экономики и задачи экономической политики//Экономист. - 2001г. - №4. - С.15.

[8] Стародубровский В. К новому этапу экономических реформ//Проблемы теории и практики управления. – 2001г. - №4. – С.61.

[9] Иванченко В. Россия: восходящие и нисходящие трансформации//Экономист. - 2002г. - №1. – С.7.

[10] Иванченко В. Россия: восходящие и нисходящие трансформации//Экономист. - 2002г. - №1. – С.8.

[11] Абалкин Л. Динамика и противоречия экономического роста//Экономист. – 2001г. - №12. – С.3.

[12] Старобудровский В. К новому этапу экономических реформ//Проблемы теории и практики управления. – 2001г. - №4. – С.66.


РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты