|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Место и роль России в мировой торговлеМесто и роль России в мировой торговле
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ Ярцевский колледж современных технологий Доклад по мировой экономике на тему: «Место и роль России в мировой торговле» Студент экономического отделения Специальность 0603-финансы Группа 21-Ф Ковалев Андрей Ярцево 2002 г.
Содержание: 1. Введение. 2. Понятие международной торговли. 3. Противоречия современной международной торговли и методы борьбы с ними. 4. Россия и ГАТТ. 5. Россия и ЕС. 6. Россия и ВТО. 7. Заключение. 8. Список литературы.
Введение.
Вследствие деидеологизации внешнеэкономической деятельности в современной России экономические инте-ресы хозяйствующих субъектов выступают в качестве решающего фактора, определяющего направления развития как экспорта, так и импорта страны, и обеспечиваются путем создания адекватных состоянию экономики переходного периода рамочных условий осуществления внешнеторговой деятельности. В системе внешнеэкономических приоритетов России взаимоотношения, например, со странами Центральной и Восточной Европы по-прежнему занимают важное место. В конце 80 - начале 90-х годов как в России, так и в восточ-ноевропейском регионе в целом, как известно, произошли стремительные политико-экономические преобразования, направленность которых неизбежно повлекла за собой радикальные изменения в сфере экономики, в том числе лик-видацию СЭВ с его специфическими и во многом идеологизированными механизмами сотрудничества. Достижение поставленных целей тесно увязывалось с созданием нового имиджа России как государства, по-кончившего с идеологизацией своих взаимоотношений и нацеленного на укрепление сотрудничества с другими стра-нами в самых различных сферах на основе общепризнанных международных норм и правил.
Понятие международной торговли Международная торговля является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость. В литературе часто дается следующее определение: «Международная торговля представляет собой процесс купли и продажи, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах». Международная торговля включает экспорт и импорт товаров, соотношение между которыми называют торговым балансом. В статистических справочниках ООН приводятся данные об объеме и динамике мировой торговли как сумм стоимости экспорта всех стран мира. Структурные сдвиги, происходящие в экономике стран под влиянием НТР, специализация и кооперирование промышленного производства усиливают взаимодействие национальных хозяйств. Это способствует активизации международной торговли. Международная торговлям опосредующая движение всех межстрановых товарных потоков, растет быстрее производства. Согласно исследованиям внешнеторгового оборота, на каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема мировой торговли. Тем самым создаются более благоприятные условия для его развития. Когда же в торговле происходят сбои, замедляется и развитие производствам Под термином «внешняя торговля» понимается торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров. Многообразная внешнеторговая деятельность подразделяется по товарной специализации на торговлю готовой продукцией, торговлю машинами и оборудованием, торговлю сырьем и торговлю услугами. Международной торговлей называется оплачиваемый совокупный товарооборот между всеми странами мира . Однако понятие «международная торговлям употребляется и в более узком значении: например, совокупный товарооборот промышленно развитых стран, совокупный товарооборот развивающихся стран, совокупный товарооборот стран какого-либо континента, региона, например, стран Восточной Европы и т. п. Мировые цены различаются в зависимости от времени года, места, условий реализации товара, особенностей контракта. На практике в качестве мировых цен принимаются цены крупных, систематических и устойчивых экспортных или импортных сделок, заключаемых в определенных центрах мировой торговли известными фирмами - экспортерами или импортерами соответствующих видов товаров. На многие сырьевые товары (зерновые, каучук, хлопок и др.) мировые цены устанавливаются в процессе операций на крупнейших мировых товарных биржах.. Перед дилеммой выбора внешнеторговой национальной политики рано или поздно стоят все государства. На протяжении двух столетий на эту тему ведутся жаркие дискуссии. В интересах каждой страны специализироваться на производстве, в котором она имеет наибольшее преимущество или наименьшую слабость и для которого относительная выгода является наибольшей. Национальные производственные различия определяются разной наделенностью факторами производства - трудом, землей, капиталом, а также разной внутренней потребностью в тех или иных товарах. Эффект, оказываемый внешней торговлей (в частности, экспортом) на динамику роста национального дохода, на размер занятости, потребление и инвестиционную активность, характеризуется для каждой страны вполне определенными количественными зависимостями и может быть вычислен и выражен в виде определенного коэффициента - мультипликатора (множителя). Первоначально экспортные заказы непосредственно увеличат выпуск продукции, следовательно, и заработную плату в отраслях, выполняющих этот заказ. А затем придут в движение вторичные потребительские расходы. Противоречия современной международной торговли и методы борьбы с ними Анализируя процессы, протекающие в мировой торговле, следует подчеркнуть, что либерализация является ее основной тенденцией. Произошло значительное снижение уровня таможенных пошлин, отменены многие ограничения, квоты и т. п. Однако существует целый ряд проблем. Одна из основных - нарастание протекционистских тенденций на уровне экономических группировок, торгово-экономических блоков стран, во многом противостоящих друг другу. Составы девяти крупнейших международных региональных торговых блоков представлены ниже: Европейский союз (ЕС) - Австрия, Германия, Великобритания, Италия, Ирландия, Франция, Испания, Португалия, Финляндия, Швеция, Дания, Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Греция. Европейские сообщества (ЕС), или так называемый «Общий рынок» являются объединением государств, которые стремятся к политическому и экономическому единству при частичном отказе от своих национальных суверенитетов. Страны - члены «Общего рынка» считают себя ядром будущих Соединенных Штатов Европы. В «Общий рынок» входят: - Европейское объединение угля и стали (соответствующий договор вступил в силу в 1952 году). - Европейское экономическое сообщество (договор вступил в силу в 1958 году). Эти договоры были дополнены и расширены так называемыми Едиными Европейскими Актами, вступившими в силу в 1978 году. Единые Европейские Акты являются базой политического сотрудничества стран-членов «Общего рынка». «Общий рынок» является крупнейшим в мире торговым партнером. Численность населения стран-членов «Общего рынка» составляет 320 миллионов человек, т.е. больше чем численность населения США (239 млн. человек) . С 1967 года Европейские Сообщества имеют следующие общие наднациональные или межгосударственные органы: - Совет министров - законодательный орган; - Комиссия Европейских сообществ - исполнительный орган. Только Комиссия имеет право представлять на утверждение Совета министров проекты законов; - Европейский парламент - контрольный орган. Он осуществляет контроль за деятельностью Комиссии и утверждает бюджет; - Суд Европейских сообществ - высший судебный орган; - Европейский совет, в состав которого входят главы правительств стран-членов; - Европейское экономическое сотрудничество, комитет, в составе которого насчитывается 12 министров иностранных дел и один член комиссии ЕС. В своей работе Европейский совет и Комиссия Европейских сообществ находят поддержку еще двух организаций, действующих в рамках «Общего рынка»: - Экономического и социального совета; - Консультативной комиссии ЕС по углю и стали. Существует организация «Общего рынка», насчитывающая более 20 тысяч служащих из разных стран, которые представлены в соответствии с так называемой национальной пропорцией, на средства формируемые за счет ввозных пошлин, особой статьей которых являются отчисления по сахару, таможенному тарифу, определенной части отчислений от налога на добавленную стоимость, и прочих средств. Расходует же «Общий рынок» средства на субсидии по сельскому хозяйству, и поддержку менее развитых регионов, финансирует научные исследования и опытно-конструкторские разработки, помогает развивающимся странам, ну и, естественно, содержит сам себя. Основой политики Европейских Сообществ является пять принципов: - Свободный торговый обмен (свободная торговля); - Свободное передвижение граждан стран-членов; - Свобода выбора места жительства; - Свобода предоставления услуг; - Свободный оборот капиталов и свободный платежный оборот (трансферт капиталов); Первым шагом в реализации целей «Общего рынка» явилось создание свободного единого рынка, иными словами осуществление торговли без взаимных пошлин, установления товарных контингентов, и введения других ограничений. Одновременно с этим была введена единая система пошлин по отношению к третьим странам (таможенная уния). Естественно, что это, уже ставшее походить на государство, объединение, не может обойтись без собственной валюты. И она появилась. Первым шагом на пути создания Европейской валютной системы было введение в 1971 году европейской валютной единицы - ЭКЮ (ECU). С того момента ЭКЮ используется как расчетная единица для определения бюджета «Общего рынка» и курсов национальных валют, а также для осуществления всех расчетов и переводов между ведомствами ЕС. Она котируется на европейских биржах. Внешнеторговая политика «Общего рынка» призвана в первую очередь блюсти интересы стран-членов. Поэтому основное внимание уделяется защите производителей от допинговых цен внешних экспортеров с помощью введения «лимитированной» или «предельной» цены. Этой же цели служат устанавливаемые на каждый год Советом министров Европейских сообществ, «интервенционная» и «лимитированная импортная» цены. Также органы «Общего рынка» борются с нечестной конкуренцией и различными злоупотреблениями на рынке, путем введения различных законодательных ограничений. 2. Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) - США, Канада, Мексика. 3. Европейская Ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) - Исландия, Норвегия, Швейцария, Лихтенштейн. 4. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) - Австралия, Бруней, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Новая Зеландия, Папуа новая Гвинея, Индонезия, Филиппины, Тайвань, Гонконг, Япония, Южная Корея, Китай, Канада, США, Мексика, Чили. 5. «Меркосур» - Бразилия, Аргентина, Парагвай, Уругвай. 6. Южноафриканский комитет развития (САДК) - Ангола, Ботсвана, Лесото, Малави, Мозамбик, Маврикий, Намибия, ЮАР, Свазиленд, Танзания, Зимбабве. 7. Западно-африканский экономический и валютный союз (ЮЭМОА) - Кот д’Ивуар, Буркина-Фасо, Нигерия, Того, Сенегал, Бенин, Мали. 8. Южно-азиатская ассоциация регионального сотрудничества (СААРК) - Индия, Пакистан, Шри Ланка, Бангладеш, Мальдивы, Бутан, Непал. 9. Андский пакт - Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия. К формированию подобных блоков приводят объективные процессы политического, экономического, исторического характера. Активизация таких процессов, с одной стороны, способствует развитию международной торговли (в рамках зон, блоков, регионов), а с другой - создает для нее ряд препятствий, свойственных любому закрытому формированию. На пути к единой, глобальной системе мирового рынка лежит еще много препятствий и противоречий, которые будут возникать в ходе взаимодействия торгово-экономических группировок друг с другом. Важную роль в регулировании международной торговли, в устранении препятствий для ее развития, ее либерализации играют международные экономические организации. Одна из основных организаций такого рода - Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ). Договор о создании ГАТТ был подписан 23 странами в 1947 г. и вступил в силу в 1948 г. 31 декабря. 1995 г. ГАТТ прекратила свое существование, модифицировавшись во Всемирную торговую организацию (ВТО). ГАТТ - многостороннее международное соглашение, содержащее принципы, правовые нормы, правила ведения и государственного регулирования взаимной торговли стран-участниц. ГАТТ являлась одной из крупнейших международных экономических организаций, сфера деятельности которой охватывала 94% объема мировой торговли. Деятельность ГАТТ осуществлялась посредством многосторонних переговоров, которые объединялись в раунды. С начала работы ГАТТ было проведено 8 раундов, результаты которых привели к десятикратному сокращению средней таможенной пошлины. После 2-й мировой войны она составляла 40%, в середине 9О-х годов - около 4% .
Россия и ГАТТ. Принимая во внимание, что ГАТТ создавался на временной основе и с ограниченной сферой деятельности, вряд ли можно оспаривать те успехи, которые были достигнут им за 47 лет существования в деле либерализации большей части мировой торговли, развитии и закреплении полученных результатов. Так, например, только за счет последова-тельного снижения тарифов был достигнут стремительный рост мировой торговли в пятидесятые и шестидесятые го-ды на уровне примерно 8 процентов в год. Тот импульс, который был дан процессу либерализации торговли, способ-ствовал тому, что темпы роста торговли стабильно опережали темпы роста производства в течение всей эры ГАТТ. Присоединение к ГАТТ новых членов в процессе Уругвайского раунда показало, что многосторонняя система миро-вой торговли, представленная в то время ГАТТ, получила признание как государств, которые рассматривали ее, об-разно говоря, как якорь развития и средство реформирования экономики и торговли. Скромные достижения Токийского раунда, если говорить о других вопросах помимо снижения тарифов, пред-вещали трудные времена. Снижение тарифов до очень низкого уровня благодаря усилиям ГАТТ, а также серия спадов в экономике в семидесятые и начале восьмидесятых годов заставили правительства прибегнуть к новым формам за-щиты тех секторов экономики своих стран, которым с новой силой угрожали иностранные конкуренты. Высокий уро-вень безработицы и участившиеся случаи закрытия фабрик и заводов подтолкнули правительства европейских и севе-роамериканских стран к поиску двусторонних соглашений о разделе рынков со своими конкурентами и заставили их начать "гонку субсидий", чтобы удержать свои позиции в торговле сельскохозяйственной продукцией. Эти изменения в мире подорвали доверие к ГАТТ и его эффективность. Помимо ухудшения обстановки в сфере мировой торговли в начале восьмидесятых годов стало очевидно, что Генеральное соглашение перестало отражать реальности мировой торговли, как это было в сороковые годы. Во-первых, мировая торговля превратилась в более сложный механизм, чем сорок лет назад, и стала играть гораздо более важную роль: мировая экономика развивалась по пути глобализации, международные инвестиции переживали бум, а торговля услугами, которые не были охвачены правилами ГАТТ, оказалась в центре повышенного внимания и инте-реса все большего числа стран. Более того, торговля услугами все теснее переплеталась с торговлей промышленными товарами. В других областях ГАТТ не мог похвастаться своими успехами, например, в сельском хозяйстве, где лазей-ки, существовавшие в системе мировой торговли, использовались странами в полной мере, а потому все усилия по либерализации торговли не давали желаемых результатов, а также в вопросах торговли текстилем и одеждой, по кото-рым в процессе переговоров было согласовано изъятие из стандартных правил ГАТТ в форме Соглашения по между-народной торговле текстилем. Даже организационная структура ГАТТ и система урегулирования споров под эгидой организации вызывали сомнения. Все перечисленные выше факторы и другие обстоятельства способствовали тому, что члены ГАТТ убедились в необходимости новых усилий для укрепления и дальнейшего развития системы международной торговли. В середине 1992 г. Российская Федерация получила статус наблюдателя в Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ), когда формально унаследовала данный статус в этой международной организации от бывшего СССР. В июне 1993 г. Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин вручил А.Дункелю, являвшемуся в то время Ге-неральным директором ГАТТ, официальное заявление Правительства России о намерении присоединиться к ГАТТ в качестве полноправного участника. Данный шаг явился отправной точкой начала процесса присоединения России к этой влиятельной международной торговой организации. В целях координации процесса присоединения в 1993 г. была образована Межведомственная комиссия (МВК) по ГАТТ. Головным ведомством в этом переговорном процессе является МВЭС России. Сразу после подачи заявки о намерении Российской Федерации присоединиться к ГАТТ в соответствии с уста-новленными правилами этой организации в июле 1993 г. была создана Рабочая группа по присоединению России к ГАТТ (с 1995 г. - к ВТО), в рамках которой проходят все основные мероприятия и процедуры по оформлению членст-ва России. Председатель Рабочей группы является посол У.Росье (Швейцария).
Россия и ЕС. С 1 января 1999 г. 11 стран Европейского союза вводят единую европейскую валюту - евро. Образование евро-пейского экономического и валютного союза имеет огромное значение не только для стран-участниц, но и для всего экономического сообщества - как в целом, так и в разрезе отдельных стран, в том числе и для России. Выход на миро-вой рынок новой валюты внесет серьезные изменения в существующую финансовую систему, причем эти изменения будут зависеть от целого ряда факторов, и в первую очередь - от соотношения двух основных валют - доллара и евро - на международном финансовом рынке. Последнее будет определяться как эффективностью проведения экономиче-ской и бюджетной политики стран-участниц, так и денежной политикой Европейского центрального банка. Очевидно, что единая валюта союза европейских государств будет играть значительно более важную роль в системе мировых валют, чем отдельные ее составляющие на сегодняшний день. В пользу сильного евро говорят также устойчивые макропоказатели первой половины 1998 г. и благоприятные прогнозы в отношении стран евросоюза на 1999 г. Низкая инфляция, рост потребительского спроса, достаточно высокий уровень инвестиционных вложений, а также значительные успехи большинства стран на пути стабилизации дают основания ожидать, что объединение ва-лют произойдет успешно, и денежно-кредитная политика Европейского банка не будет слишком жесткой. Россия, поддерживающая тесные экономические, торговые и финансовые отношения с ЕС, будет использовать евро в расчетах. На сегодняшний день на страны ЕС приходится 1/3 общего объема внешнеторгового оборота России. Фирмы, ведущие торговлю главным образом со странами ЕС, будут, естественно, заинтересованы в том, чтобы вы-ставлять счета и оплачивать их в евро. При широком использовании евро в торговых операциях со странами ЕС рос-сийские экспортеры не будут более нести курсовые риски или сами страховаться от них. Партнерство со странами, имеющими крепкую денежную единицу и перспективы экономического роста, может оказать стабилизирующее влия-ние на экономику России и способствовать увеличению объемов российского экспорта. С образованием экономического и валютного союза создается второй по величине в мире финансовый рынок. При этом любая эмиссия государственных облигаций стран-участниц будет осуществляться в евро. Поскольку в бли-жайшие годы будет постепенно возвращаться активность Российской Федерации на международных финансовых рынках, придется осуществлять балансирование между евро, долларом и другими валютами в новых эмиссиях долго-вых обязательств. Дальнейший рост привлекательности евро в качестве инвестиционного актива будет зависеть от емкости и лик-видности нового рынка евро в сочетании с проведением Европейским центральным банком денежно-кредитной и фискальной политики, ориентированной на поддержание стабильности. Задачей для системы коммерческих банков России станет принятие решений, связанных с относительной привлекательностью евро как инвестиционной валюты, а для населения - решений, связанных с выбором предпочтительной валюты, в которой оно будет держать свои сбе-режения. В России процессы, связанные с введением евро, будут происходить медленнее, чем в рамках ЕС. При этом сыграет свою роль и традиционная для России, ее коммерческих структур и населения приверженность к доллару. Евро получит развитие и в качестве резервной валюты. Диверсификация резервов в иностранных валютах и пе-реход на евро будут связаны с растущим использованием его как инструмента интервенции на рынках иностранных валют и расчетной валюты в мировой торговле. В основном это будет зависеть от присущих евро характеристик и его использования в международных финансовых операциях. Вместе с тем в связи с переходом к евро могут возникнуть вопросы, затрагивающие интересы Российской Фе-дерации и стран - участниц ЕС. Отсутствие во внешнеэкономических операциях России и ЕС правил перехода на но-вую валюту может осложнить не только положение российских банков и предприятий, но и деятельность европейских компаний и инвесторов на российском рынке. Возможные резкие перепады спроса на евро в России в условиях нали-чия значительных объемов валютных средств, включая население, могут создать дополнительные сложности для Ев-ропейского центрального банка, который обязан поддерживать курс евро и в случае необходимости проводить соот-ветствующие интервенции. Следует отметить важность сотрудничества России и ЕС в решении таких проблем, как пересчет внешнего дол-га и урегулирование на недискриминационной основе юридических и технических вопросов ведения российскими хозяйствующими субъектами операций с евро. В ближайшее время необходимо провести официальные консультации с Комиссией европейских сообществ и Европейским центральным банком о порядке пересчета государственного внешнего долга, проблематике юридического статуса евро и практических аспектах расчетов в евро на территории России. Появление евро станет одним из важнейших событий в мировой экономике в конце века. Вполне естественно, что и для экономических партнеров ЕС, в том числе России, переход к евро будет означать ряд важных изменений как в области торговли - в первую очередь, так и финансовых потоков. С точки зрения торговли валютное объединение большинства стран ЕС должно привести к усилению их экономической интеграции и, как следствие, к большим воз-можностям для партнеров ЕС пользоваться преимуществами, предоставляемыми единым экономическим пространст-вом. С практической точки зрения ожидается, что для российских компаний и для компаний из других стран - парт-неров ЕС доступ на рынок должен улучшиться за счет снижения издержек и исчезновения риска по обменным курсам. Помимо того, сам факт дальнейшего экономического объединения Европы должен привести к улучшению экономи-ческой конъюнктуры и к дополнительным возможностям для российских предприятий развивать деловые контакты в странах ЕС. Естественно, необходимо, чтобы российские компании готовились к введению евро. Основными потребителями российского природного газа являются европейские страны. В страны ЕС из России поставляется около трети от общего экспорта природного газа, четверть общих объемов поставок российского газа приходится на страны Центральной и Восточной Европы. В последнее время большинство европейских стран, стре-мясь снизить свою энергетическую зависимость от России, предпринимают меры по импорту природного газа и нефти из других регионов, в частности, увеличивают импорт нефти из Великобритании, природного газа - из Норвегии, Ни-дерландов и Великобритании. Учитывая роль стран Центральной и Восточной Европы для России в качестве транзитно-распределительных территорий для российских энергоносителей и как сферы приложения капитала, целесообразно строить отношения России с ними таким образом, чтобы не появилась своеобразная экономическая буферная зона между Россией и Евро-пейским союзом, что было бы невыгодно всем затронутым сторонам и наносило бы урон экономической ситуации в Европе в целом. Россия и ВТО. Всемирная торговая организация не просто продолжение ГАТТ. Напротив, она полностью заменила собой сво-его предшественника и коренным образом отличается от него по своему характеру. Среди принципиальных отличий следует назвать следующие: ГАТТ - это был комплекс правил, зафиксированных в международном соглашении, которое не предусматрива-ло создание какой-либо организационной основы. Деятельность ГАТТ обслуживалась лишь небольшим секретариа-том, возникшем в результате попытки создать Международную торговую организацию еще в сороковых годах (см. выше). ВТО является постоянно действующей организацией, которая имеет собственный секретариат. ГАТТ применялся на "временной основе", хотя - после более, чем сорока лет его существования, - правительст-ва предпочитали рассматривать содержащиеся в нем обязательства как действующие на постоянной основе. Обяза-тельства ВТО носят полномасштабный характер и являются постоянными. Правила ГАТТ применялись к торговле товарами. Помимо товаров, ВТО охватывает торговлю услугами, а так-же связанные с торговлей аспекты интеллектуальной собственности. Хотя ГАТТ и являлся международным инструментом, к восьмидесятым годам к нему добавилось много новых соглашений, заключенных между ограниченным числом стран, которые, соответственно, носили избирательный ха-рактер. Практически все соглашения, которые лежат в основе ВТО, являются многосторонними, и, таким образом, содержащиеся в них обязательства, являются обязательствами всех членов организации. Существующая в рамках ВТО система урегулирования споров оперативнее; она действует почти автоматиче-ски, а потому вероятность того, что она будет блокирована, гораздо меньше, чем при старой системе ГАТТ. Исполне-ние решений, принимаемых для урегулирования споров, будет легче реализовывать на практике. "ГАТТ 1947 года" продолжал действовать до конца 1995 г., что дало всем членам ГАТТ время для присоедине-ния к ВТО и позволило продублировать деятельность в некоторых областях, например, в сфере урегулирования спо-ров. Более того, ГАТТ продолжает свою жизнь как "ГАТТ 1994 года", который представляет собой дополненный ва-риант ГАТТ 1947 года, отвечающий требованиям сегодняшнего дня. "ГАТТ 1994 года" является неотъемлемой частью Соглашения об учреждении ВТО и по-прежнему регламентирует ключевые положения международной торговли то-варами. Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947 года Генерального со-глашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 года. Секретариат ВТО находится в Женеве (Швейцария). Цели и принципы. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников организации в сфере международной торговли на основе пакета соглашений т.н. Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации предусматривает создание постоянно действую-щего форума государств-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, а также для осуществления контроля для реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раун-да. ВТО функционирует во многом также, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спек-тром торговых соглашений и имеет гораздо большие полномочия в связи с усовершенствованием ряда процедур при-нятия решений. Главной задачей ВТО является либерализация мировой торговли путем ее регулирования преимущественно та-рифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а также устранении различных нетарифных барьеров, количественных ограничений и других препятствий в международном обмене товарами и услу-гами. Основополагающими принципами и правилами ВТО, являются: предоставление режима наибольшего благо-приятствования в торговле на недискриминационной основе; взаимное предоставление национального режима това-рам и услугам иностранного происхождения; регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных ограничений; транспарентность торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т.д. Все страны-члены ВТО принимают обязательство по выполнению порядка двадцати основных соглашений и юридических инструментов, объединенных термином "многосторонние торговые соглашения" (МТС). Таким образом, ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется свыше 90% всей мировой торговли товарами и услугами. Пакет соглашений Уругвайского раунда объединяет примерно 50 многосторонних соглашений и других право-вых документов, основными из которых являются Соглашение об учреждении ВТО и прилагаемые к нему МТС: I. Многосторонние соглашения по торговле товарами, такие, как: - Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 г. (ГАТТ-94); - Соглашение по сельскому хозяйству; - Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер; - Соглашение по текстильным изделиям и одежде; - Соглашение по техническим барьерам в торговле; - Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей (ТРИМс); - Соглашение по применению Статьи VI ГАТТ-94 (Антидемпинговые процедуры); - Соглашение по применению Статьи VII ГАТТ-94 (Оценка таможенной стоимости товаров); II. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС). III. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПс). IV. Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров; V. Механизм обзора торговой политики. VI.Плюрилатеральные соглашения (с ограниченным участием, т.е. необязательные для всех членов ВТО): Со-глашение по торговле гражданской авиатехникой; Соглашение по правительственным закупкам. Существуют также т.н. секторальные тарифные инициативы ("нулевой вариант", "гармонизация торговли химическими товарами", "ин-формационные технологии"), в которых на добровольный основе участвуют лишь часть стран-членов ВТО. Структура и функции. Высшим органом ВТО является Министерская конференция, объединяющая представи-телей всех участников организации. Сессии конференции собираются не реже одного раза в два года для обсуждения и принятия решений по принципиальным вопросам, связанным с соглашениями Уругвайского раунда. Первая конфе-ренция состоялась в декабре 1996 г. в Сингапуре; вторая - в мае 1998 г. в Женеве, где подводились основные итоги пятидесятилетней деятельности ГАТТ/ВТО. В Министерской декларации по итогам этой конференции сформулиро-вано поручение Генеральному Совету подготовить решение по срокам проведения, повестке дня и параметрам нового раунда многосторонних торговых переговоров ("раунд тысячелетия"). Следующий форум ВТО пройдет в конце 1999 г. и будет посвящен обсуждению выполнения странами-членами организации действующих соглашений Уругвайского раунда, а также формата нового раунда МТП: начало перегово-ров по "встроенной повестке дня" (сельское хозяйство, услуги, обзор Соглашения по ТРИПс), подготовка рекоменда-ций по перспективам деятельности организации с учетом решений Сингапурской конференции, т. е. возможному включению в будущие переговоры принципиально новых сфер - конкуренции, экологии, трудовых стандартов, а так-же тарифов на промышленные товары. Министерская конференция ВТО учреждает Комитет по торговле и развитию, Комитет по ограничениям в це-лях обеспечения равновесия платежного баланса. Комитет по бюджету, финансам и администрации, а также Комитет по торговле и окружающей среде. Министерская конференция назначает Генерального директора ВТО. В настоящее время Гендиректором ВТО является Ренато Руджеро (Италия). Гендиректор назначает сотрудников подразделений Секретариата ВТО и опреде-ляет их обязанности и условия прохождения службы в соответствии с положениями, принятыми Министерской кон-ференцией. Между сессиями по мере необходимости (8-10 раз в год) для решения текущих и процедурных вопросов созы-вается Генеральный совет, состоящий также из представителей всех участников. Кроме того, Генсовет администриру-ет деятельность Органа по урегулированию споров и Органа по обзору торговой политики. Под руководством Генсо-вета работают Совет по торговле товарами. Совет по торговле услугами и Совет по торговым аспектам прав интеллек-туальной собственности, другие органы по проблематике ВТО. В рамках Советов по торговле товарам и услугами учреждены Комитеты по Соглашениям и переговорные группы. Членство в советах и комитетах открыто для всех участников ВТО. Кроме того, функционируют органы по наблюдению за выполнением плюрилатеральных соглаше-ний. Принятие решений. В ВТО практикуется принятие решений на основе консенсуса. При его отсутствии решение принимается большинством голосов, если другого не предусмотрено. Толкование положений соглашений по товарам, услугам, интеллектуальной собственности, освобождение от принятых обязательств (вейвер) принимаются 3/4 голо-сов. Поправки, не затрагивающие прав и обязательств участников, а также принятие новых членов требуют 2/3 голо-сов (на практике, как правило, консенсусом). Членство. В соответствии с Соглашением об учреждении ВТО странами-учредителями организации стали уча-стники ГАТТ, которые представили списки обязательств по товарам и услугам и ратифицировали пакет соглашений ВТО до 1997 года. В настоящее время полноправными участниками ВТО являются 132 государства, причем только Эквадор, Монголия, Болгария и Панама стали новыми членами, а остальные имеют статус страны-учредителя. В настоящее время более тридцати государств имеют статус наблюдателя в ВТО. Подавляющее большинство из них (включая Россию, Китай, Тайвань, Саудовскую Аравию, страны Балтии и практически все государства СНГ ) находятся на различных стадиях процесса присоединения к ВТО. Кроме того, около пятидесяти международных орга-низаций имеют статус наблюдателя в ВТО, в т.ч. МВФ, Мировой Банк, ОЭСР, различные подразделения ООН, регио-нальные группировки, товарные организации и т.д. Процедура присоединения к Всемирной торговой организации, выработанная за полвека существования ГАТТ/ВТО, достаточно сложна и состоит из нескольких этапов. Как показывает опыт присоединяющихся стран, этот процесс занимает несколько лет. Все указанные ниже процедуры присоединения полностью распространяются и на Россию. На первом этапе в рамках специальных Рабочих групп происходит детальное рассмотрение экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны. После этого начинаются консультации и пе-реговоры об условиях членства страны-соискателя в этой международной организации. Подобные консультации и переговоры, как правило, проводятся на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами-членами ВТО. Прежде всего, эти переговоры касаются "коммерчески значимых" уступок, которые присоединяющаяся страна будет готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынок товаров и услуг, а также по срокам принятия на себя обязательств по Соглашениям, вытекающих из членства в ВТО. Взамен присоединяющаяся страна получает права, которыми обладают члены ВТО, что практически будет оз-начать прекращение ее дискриминации на внешних рынках. В случае противоправных действий со стороны какого-либо члена организации, любая страна сможет обращаться с соответствующей жалобой в Орган по разрешению спо-ров (ОРС), решения которого обязательны для безусловного исполнения на национальном уровне. В соответствии с установленной процедурой результаты двусторонних переговоров о взаимной либерализации доступа на рынки и условия присоединения должны быть оформлены следующими официальными документами: - Докладом Рабочей группы, в котором будет изложен весь пакет обязательств, которые присоединяющаяся страна примет на себя по итогам переговоров; - Протоколом о присоединении, юридически оформляющим достигнутые договоренности; - Списком обязательств по тарифным уступкам в области товаров и сельского хозяйства; - Списком специфических обязательств по доступу на рынок услуг. Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законо-дательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствии с положениями пакета со-глашений Уругвайского раунда. Последним этапом является ратификация законодательным органом присоединяющейся страны всего пакета документов. В соответствии с установленной процедурой присоединения к ВТО, Россия начала сложный, многоэтапный и достаточно долговременный процесс по оформлению членства в этой влиятельной международной организации, что предусматривает подготовку и проведение многосторонних и двусторонних переговоров со странами-членами ВТО. (Более подробно о процедуре присоединения см. в справочно-аналитической записке "Всемирная торговая организа-ция). Главная задача России на переговорах - получение условий членства в ВТО, которые исключали бы ущемление ее прав в сфере международной торговли, обеспечили бы реальное улучшение доступа на мировые рынки товаров и услуг. Присоединение к ВТО вытекает из задач современной торговой политики России, которые направлены на эф-фективную интеграцию страны в мировую экономику и международную торговлю и включают в себя: - получение лучших и недискриминационных условий доступа для российских товаров и услуг на зарубежные рынки; - развитие экспортных возможностей страны и "облагораживание" структуры российского экспорта; - обеспечение достаточной степени защищенности отечественных производителей в условиях разумно откры-той экономики на основе применения норм и правил ВТО. Основные преимущества участия России в ВТО заключается в следующем: - создание более благоприятных - недискриминационных, стабильных и предсказуемых условий для развития торговли и прочих форм внешнеэкономической деятельности; - доступ к механизму ВТО по разрешению торговых споров, как весьма эффективному (и практически единст-венному) инструменту защиты торговых интересов стран-членов организации от их несправедливого ущемления; - внедрение через применение норм и правил ВТО в российскую практику внешнеэкономической деятельности и соответствующее законодательство международного опыта в области регулирования торговли. В связи с изменением институционального статуса ГАТТ и возникновением Всемирной торговой организации, данная комиссия была преобразована в 1996 г. в МВК по вопросам ВТО. В августе 1997 г. на основе указанной МВК была создана Комиссия Правительства Российской Федерации по вопросам ВТО. Передача в Секретариат ГАТТ в феврале 1994 г. Меморандума о внешнеторговом режиме Российской Федера-ции стала первым практическим шагом в процессе присоединения России к ГАТТ. В связи с завершением Уругвай-ского раунда многосторонних торговых переговоров и созданием ВТО, в декабре 1994 г. была передана официальная заявка Правительства РФ о намерении России присоединиться к этой организации. В апреле 1995 г. в Госдуме были проведены слушания по вопросу присоединения России к ВТО; итоги обсуж-дения получили одобрение этого законодательного органа. В сентябре 1995 г. состоялось заседания Правительства России, на котором были рассмотрены вопросы, связанные с ходом присоединения и определены меры по развитию переговорного процесса. В связи с важностью данной задачи основные подходы по присоединению России к ВТО определяются решениями Правительства Российской Федерации. Ход переговорного процесса: В июле 1995 г. в Секретариате ВТО в Женеве было проведено первое заседание Рабочей группы по присоеди-нению России к ВТО. В ходе данной сессии началось обсуждение Меморандума о внешнеторговом режиме Россий-ской Федерации, включая ответы на 400 вопросов по нему, а также российских законодательных актов. Второе заседание Рабочей группы состоялось в декабре 1995 г. Данное заседание Рабочей группы было в ос-новном посвящено завершению первого чтения российского Меморандума по "традиционным" областям ГАТТ - тор-говле товарами. Кроме того, было начато обсуждение вновь представленных документов - Дополнений к Меморанду-му по "новым" сферам ВТО: торговля услугами (ГАТС), торговые аспекты прав интеллектуальной собственности (ТРИПс), меры инвестиционной политики (ТРИМс), а также ответы на почти 500 дополнительных вопросов стран-членов ВТО по Меморандуму о внешнеторговом режиме. Более предметное обсуждение "новых" сфер, а также дополнительно заданных 600 вопросов по некоторым ас-пектам торговли товарами, включая заполненный вопросник Секретариата ВТО по импортному лицензированию, бы-ло продолжено на третьем заседании Рабочей группы, которое состоялось в мае 1996 года. Четвертое заседание Рабочей группы состоялось в октября 1996 г. Круг затрагиваемых проблем был сконцен-трирован на обсуждении секторальных вопросов: политика России в области поддержки сельского хозяйства (в не-официальном формате), меры нетарифного регулирования и система таможенной оценки товаров. Также были рас-смотрены вопросы эволюции внешнеэкономического законодательства и ряд других проблем. К данной сессии МВЭС России и заинтересованные ведомства подготовили более десяти официальных доку-ментов и информационно-аналитических материалов по следующим темам: сельскохозяйственная политика России и система внутренней поддержки отрасли; режим нетарифного регулирования экспорта и импорта сельхозпродукции; режим нетарифного регулирования импорта промышленных товаров; заполненный вопросник Секретариата ВТО по описанию системы таможенной оценки товаров; развитие российского законодательства в сфере внешнеэкономиче-ского регулирования; ответы на 200 дополнительных вопросов по внешнеторговому Меморандуму; пакет новых зако-нодательных актов. Необходимо отметить, что, начиная с четвертого заседания, характер и формат обсуждения в рамках Рабочей группы изменился. В повестку дня сессий теперь включаются специализированные вопросы, рассматриваемые в кон-тексте соответствующих Соглашений Уругвайского раунда. По итогам дискуссий Секретариат ВТО приступил к под-готовке проектов отдельных разделов Доклада Рабочей группы. В частности, после данного заседания были подготов-лены первые проекты разделов Доклада (в форме неофициальной памятной записки): по таможенной оценке товаров, а также нетарифному регулированию импорта промышленных изделий. Также в период заседаний Рабочей группы значительно активизировались двусторонние контакты российской делегации со странами-членами ВТО. В ходе данных консультаций происходит предметное и углубленное обсужде-ние проблематики повестки дня текущей сессии, причем в ряде случаев затрагиваются отдельные элементы позици-онного характера. Пятое заседание Рабочей группы состоялось в апреле 1997 г.; на данной сессии были обсуждены вопросы дея-тельности государственных торговых предприятий, проблематика ТРИПс, система господдержки аграрного сектора (в неофициальном формате), изменения в российском законодательстве и ряд других проблем, включая общие подходы к условиям членства нашей страны в ВТО. Российская сторона представила к данной сессии около десяти различных документов и материалов, в т.ч. за-полненный вопросник ВТО по государственным торговым предприятиям (ГТП), дополнение к Меморандуму по ТРИПс, обзор нового российского законодательства, дополнительные материалы по системе субсидирования сельско-го хозяйства, режиму нетарифного регулирования, ответы на 250 дополнительных вопросов, пакет текстов нового за-конодательства и др. В рамках пятого заседания двусторонние консультации по данной проблематике были проведены с 18 страна-ми. Также были подготовлены проекты разделов Доклада Рабочей группы: по ТРИПс, ГТП и отдельным сферам зако-нодательства. В июле 1997г. состоялось шестое заседание Рабочей группы по присоединению России к ВТО. К данному засе-данию российская сторона представила более десяти документов и справочно-информационных материалов, в т.ч. заполненный вопросник Секретариата ВТО по техническим барьерам в торговле (ТБТ), материалы по нетарифному регулированию, обзор и тексты нового внешнеэкономического законодательства, информация по системе внутренней поддержки аграрного сектора, санитарным и фитосанитарным мерам (СФС), а также ряд других материалов. В ходе этой сессии обсуждались следующие вопросы: технические барьеры в торговле - система стандартиза-ции и сертификации, санитарные и фитосанитарные меры, система проведения госзакупок, продолжение обсуждение тематики мер внутренней поддержки сельского хозяйства и изменения российского законодательства в сфере эконо-мики и внешнеэкономической деятельности. В рамках проведения шестого заседания был проведен широкий круг двусторонних консультаций более чем с десятью странами-членами ВТО, на которых прошло углубленное обсуждение проблематики повестки дня сессии, а также отдельных аспектов по доступу на рынки, в т.ч. в области тарифов. Также были подготовлены проекты трех разделов Доклада: система государственных закупок, ТБТ и СФС. 9-11 декабря 1997 года состоялась седьмая сессия Рабочей группы, где впервые обсуждалась тематика про-мышленных субсидий, вопросы преференциальной торговли (в т.ч. со странами СНГ) и ТРИМс, а также развитие рос-сийского законодательства в сфере экономики и внешнеэкономической деятельности, вопросы бюджетной поддержки сельского хозяйства (в неофициальном формате). Также была проведена серия двусторонних консультаций с основ-ными торговыми партнерами России по практическим вопросам присоединения. Ряд встреч был посвящен углублен-ному обсуждению секторальных проблем - ТБТ/СФС и услугам в банковской сфере. В дальнейшей деятельности Рабочей группы произошло смещение акцентов с информационного характера об-суждения отдельных проблем экономики и внешнеэкономического регулирования нашей страны на определение кон-кретных условий ее членства в соответствии с положениями различных Соглашений ВТО, а также в увязке с перего-ворами по российским предложениям по доступу на рынки в области товаров и услуг. Восьмое заседание Рабочей группы по присоединению России к ВТО состоялось 29-30 июля с.г. На нем были рассмотрены вопросы эволюции российского экономического законодательства, включая инвестиционную деятель-ность, и его соответствие нормам и правилам ВТО, проблематика ТБТ/СФС, механизм субсидирования промышлен-ности, таможенные процедуры, а также ход переговоров России по доступу на рынок товаров с партнерами по ВТО. Большое внимание было уделено обсуждению стабилизационной программы Правительства России и конкретных путей ее реализации. В период проведения Рабочей группы состоялись двусторонние встречи с 15 странами-членами ВТО, в ходе ко-торых детально обсуждались российские тарифные предложения и другие вопросы, связанные с доступом на рынки товаров, а также проблематика повестки дня восьмого заседания. Также состоялась трехсторонняя встреча делегаций Белоруссии, Казахстана и России, на которых были обсуждены вопросы, связанные с присоединением к ВТО госу-дарств-участников Таможенного Союза. В рамках подготовки к данному заседанию российская сторона официально представила около десяти докумен-тов и информационно-аналитических материалов, в том числе по развитию российского законодательства в сфере экономики и внешнеэкономической деятельности, промышленным субсидиям (переработанная версия), системе та-моженной оценке товаров и таможенных сборов за оформление, а также по ТБТ/СФС (консолидированный сборник ответов почти на 100 вопросов и справочно-нормативные документы); совместно с Секретариатом ВТО были подго-товлены структурированный материал по российскому законодательству и информация по методологии и практике оценки товаров в таможенных целях. По итогам проведенного заседания Рабочей группы и двусторонних встреч достигнут определенный прогресс в ходе дальнейшего развития процесса присоединения как по рассматриваемым вопросам повестки дня, так и в области тарифных переговоров. Необходимо отметить, что на нынешнем этапе процесс присоединения России не сводится только к деятельно-сти в рамках Рабочей группы. Двусторонние консультации с заинтересованными странами-членами ВТО проходят не только в период проведения заседаний Рабочих групп в Женеве. Например, в 1997 г. (в феврале, июне и ноябре) в Мо-скве были проведены три серии "пакетных" (т.е. по всей проблематике ВТО) консультаций с делегациями США и ЕС. С рядом других стран-членов ВТО также были проведены встречи, где обсуждались отдельные аспекты присоедине-ния России к этой организации. В октябре 1997 г. состоялись слушания в Государственной Думе по вопросам, связанным с присоединением России к ВТО. Особое внимание было уделено обсуждению условий и последствий членства нашей страны в данной организации. Исходя из задач решающего этапа процесса присоединения России к Всемирной торговой организации, в ходе которого предстоит выработать предложения по конкретным условиям ее будущего членства в этой организации и провести переговоры с заинтересованными государствами-членами, были проведены изменения в системе организа-ции и координации процесса присоединения Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Правительст-ва России №1072 от 28 августа 1997 г. была создана Комиссия Правительства Российской Федерации по вопросам Всемирной торговой организации. В настоящее время в рамках этой Комиссии задействованы около 50 федеральных министерств и ведомств, других органов государственной власти. В конце января 1998 года в Москве состоялись двусторонние консультации с ЕС по вопросам ТБТ/СФС, услу-гам и промышленным субсидиям. В эти же сроки прошла первая международная практическая конференция "Всемир-ная торговая организация и интересы предпринимателей", на которой выступили представители многих российский ведомств и организаций, различных отраслевых ассоциаций России, а также эксперты из ЕС, США, Канады, ЮНК-ТАД и ОЭСР. 19 февраля 98 г. на заседании Правительства Российской Федерации заслушивался вопрос о ходе переговоров по присоединению России к ВТО. По итогам обсуждения были приняты решения по дальнейшему развитию перего-ворного процесса. 15 апреля 98 г. было проведено заседание Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Фе-дерации по вопросу "О последствиях присоединения России к ВТО с точки зрения обеспечения экономической безо-пасности страны". В феврале 1998 г. решением Правительства Российской Федерации были утверждены первоначальные тариф-ные предложения и российская сторона официально заявила о готовности начать двусторонние переговоры по досту-пу на рынки товаров с заинтересованными странами-членами ВТО. В целом около 30 стран выразили намерение в ближайшее время провести тарифные переговоры с Россией. В марте - апреле 98 г. в Москве прошли двусторонние тарифные переговоры с делегациями Японии, ЕС, США и Канады (июнь). В ходе данных встреч обсуждались российские тарифные предложения, а также смежные вопросы, связанные с доступом на рынки товаров (нетарифные барьеры, ТБТ, таможенные процедуры), ряд других проблем по тематике ВТО. В апреле в Женеве была проведена серия тарифных переговоров с Норвегией, Пакистаном, Швейцари-ей, Чехией и Словакией. В период работы заседаний соответствующих Комитетов ВТО в марте-мае в Женеве российской стороной были проведены двусторонние и плюрилатеральные консультации с заинтересованными странами-членами ВТО по вопро-сам поддержки сельского хозяйства, ТБТ, промышленным субсидиям и таможенным процедурам. В мае 1998 г. российская делегация приняла участие во второй Министерской Конференции ВТО в Женеве. На данном форуме, который является высшим органом этой международной организации, подводились итоги пятидеся-тилетней деятельности системы ГАТТ/ВТО, обсуждались некоторые вопросы подготовки формата нового раунда многосторонних торговых переговоров ("раунд тысячелетия") под эгидой ВТО. В первом полугодии этого года в Москве также прошли встречи с представителями Швейцарии, Новой Зелан-дии, Вьетнама, ряда других европейских стран, где обсуждались вопросы присоединения России. В феврале - апреле 98 г. российская сторона провела на дву- и многосторонней основе серию консультаций по вопросам присоединения к ВТО с государствами-участниками Таможенного Союза (Белоруссия, Казахстан, Кирги-зия), а также с Украиной и Молдовой. В августе в рамках Интеграционного Комитета были проведены консультации экспертов с участие глав делега-ций "четверки" на переговорах по присоединению к ВТО, где обсуждался ход переговорного процесса всех стран Та-моженного союза, а также некоторые аспекты условий присоединения Киргизии к ВТО. Ближайшие задачи: Таким образом, существенно продвинувшись вперед в осуществлении первого, "информационного" этапа про-цесса присоединения, Россия начала переход к качественно новому этапу, - собственно консультациям и переговорам об условиях ее членства в ВТО. Встает вопрос о выработке консолидированной переговорной позиции нашей страны по всей проблематике Всемирной торговой организации, предполагающей как разумный учет запросов наших будущих партнеров по пере-говорам, так и урегулирование в контексте присоединения имеющихся проблем по доступу российских товаров и ус-луг на рынки членов ВТО. Это отвечает приоритетным национальным интересам России, включая проблемы эконо-мической безопасности. В настоящее время российские министерства и ведомства совместно с отраслевыми научными институтами, объединениями предпринимателей России, экономическими операторами и другими заинтересованными организа-циями завершают работу по определению потенциальных обязательств и уступок в сфере тарифного регулирования импорта и доступа на российские рынки услуг, обязательств по различным соглашениям ВТО, формулируют возмож-ные встречные условия нашим партнерам по переговорам. Результатом этой работы должна стать консолидированная переговорная позиция российской стороны, которую предстоит утвердить в Правительстве России для получения мандата на полномасштабные переговоры. В этой связи к началу 1999 года, с учетом проделанной к настоящему времени работы и достигнутых с Секре-тариатом ВТО и странами-членами договоренностей, представляется необходимым предпринять следующие шаги по дальнейшему развитию переговорного процесса: - подготовка и проведение девятого (и последующих) заседаний Рабочей группы с целью завершения информа-ционного этапа и подготовки проекта Доклада Рабочей группы; - завершение первого тура (общие подходы) тарифных переговоров со всеми заинтересованными странами-членами ВТО; подготовка и начало второго этапа (детальное обсуждение) тарифных переговоров с рядом торговых партнеров России; - выработка основных подходов первоначальной переговорной позиции России, включая представление стра-нам-членам ВТО официальных документов по сельскому хозяйству, а также торговле услугам (доступ на рынки), дру-гим Соглашениям ВТО; - проведение серии интенсивных двусторонних консультаций ("пакетных" и секторальных) и переговоров со странами-членами ВТО по вопросам условий членства России с целью формирования основы Протокола о присоеди-нении; - активизация подготовки предложений федеральных ведомств и заинтересованных организаций по изменению в свете присоединения России к ВТО российского законодательства. Присоединение России к ВТО - длительный и сложный переговорный процесс. Его результатом должно стать полноправное участие России в системе мировой торговли, эффективная реализация преимуществ международного разделения труда и кооперирования, совершенствование экономического сотрудничества России с зарубежными странами, что соответствует национальным экономическим приоритетам нашей страны. Заключение. Происходящие во внешнеэкономическом комплексе России преобразования коренным образом меняют и облик российской экономики. Значение этих перемен важно с точки зрения их воздействия на взаимоотношения Российской Федерации в Европейским союзом, США, странами Центральной и Восточной Европы, а в конечном итоге - и на всю систему международных экономических отношений. Сфера внешней торговли дает огромные возможности для становления и развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания благосостояния народа. Будущая модель вхождения России в мировое хозяйство должна носить в основном производственно-инвестиционный характер и основываться на всемирном учете существующих российских конкурентных преиму-ществ и слабостей. Главной целью развития ВЭС является равноправная интеграция России в систему международных экономиче-ских отношений, с тем чтобы использовать в интересах страны преимущества международного разделения труда. Ны-нешняя модель взаимодействия России с мировым рынком не соответствует ни ее потенциальным возможностям, ни долговременным экономическим интересам. Успехи, а равно и неудачи в торговле не являются чем-то статичным. Конкурентоспособность по отдельным видам продукции может варьироваться от компании к компании, когда изменения на рынке или внедрение новых тех-нологий делает возможным выпуск более дешевых изделий улучшенного качества. История и опыт свидетельствуют, что целые страны, обладающие определенными преимуществами, скажем, в стоимости трудовых или природных ре-сурсов, могут утратить конкурентоспособность некоторых своих товаров или услуг по мере своего экономического развития. При наличии стимулов, которые предоставляет открытая экономика, однако, они быстро приобретают кон-курентоспособность в каких-нибудь других областях. Этот процесс, как правило. является постепенным, так как в той мере, в какой системе торговли дозволено функционировать без каких-либо сдерживающих факторов протекциониз-ма, фирмы заинтересованы в адаптации своей деятельности к новым условиям, причем это происходит достаточно целенаправленно и относительно безболезненно. Однако, без создания механизма эффективной поддержки национальных производителей, и, прежде всего, в сельском хозяйстве, зависимость России от экспорта сырья и импорта продовольствия останется самым чувствитель-ным звеном для экономики страны в отношениях с мировой хозяйственной системой.
Список литературы: 1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. Учебное пособие. М.: Маркетинг, 1998. 2. Россия: внешнеэкономические связи в условиях перехода к рынку. Под. ред. И.П.Фаминского. –М.: “МО”,1997. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |