|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Механизмы денежно-кредитной политики УкраиныМеханизмы денежно-кредитной политики УкраиныСодержание
Введение При определении объективной необходимости денежно-кредитной политики в условиях трансформации экономики в особенности важным есть понимание ее сущности, целей, механизма и инструментов реализации. Денежно-кредитная политика является составной экономической политики государства, одновременно реализует как политические, так и экономические цели. Экономическая сущность денежно-кредитной политики состоит в совокупности экономических и административных мероприятий государства и Национального банка, направленных на использование экономических инструментов денежно-кредитного механизма для осуществлению влияния на субъекты денежно-кредитного рынка с целью стабилизации национальной денежной единицы, регулирование предложения денежной массы, ликвидности и кредитоспособность банковских институтов для обеспечения необходимого экономического возрастания, занятости и сдерживания инфляционных процессов. Такое определение сути денежно-кредитной политики дает возможность выделить иерархическую структуру ее задач и целей соответственно тех политико-правовых и экономических условий, в которые она осуществляет. Поэтому можно наметить стратегическую цель, которая реализует конечный этап, и текущую денежно-кредитную политику, которая ориентируется на решение конкретных и текущих задач тактического характера. Определение иерархической структуры в интересах денежно-кредитной политики необходимое при конкретизации тактических задач для достижения общего результата. Тактические целые денежно-кредитной политики за своей направленностью могут не совпадать с общеэкономической целью, но они дают возможность достичь отдельных результатов состояния экономики, или отдельных ее составных, которые являются определенной степенью в экономической модели, которая реализует стратегическую цель. Ныне в отечественной экономической литературе денежно-кредитная политика отождествляется с монетарной политикой НБУ. Основной целью такой политики есть стабилизация национальной денежной единицы и денежного рынка за счет контроля и управление эмиссией денег и банковской системой. Но реализовать эту задачу в условиях переходной экономики монетарная политика может только в совокупности с фискальной политикой государства, причем и фискальная, и денежно-кредитная политика должны составлять единый механизм достижения конкретной цели на соответствующем этапе. Хотя денежно-кредитная и фискальная политика выступают как отдельные составные при достижении конечного макроэкономического результата, эффективность их действий состоит в определении тактических целей и во взаимодействии в походке их реализации. Такое взаимодействие определяет эффективность и действенность как каждой отдельной составной, так и в целом экономической политики государства. Итак, целью данной работы является рассмотрение механизма денежно-кредитной политики Украины а переходный период. 1. Механизмы денежно-кредитной политики В соответствии с мировым опытом в сфере денежно-кредитного регулирования ни монетаризм, ни теория государственного регулирования самые собою не воплощаются в экономическую политику стран. Преимущество предоставляется рыночным механизмам сравнительно с административными методами регулирования. Примером может быть либерализация банковского законодательства в европейских странах в начале 90-х лет XX столетие. Выбор и объединение экономических инструментов, которые применяются при определенных условиях, зависит от стратегии центрального банка. Вообще центральные банки могут использовать: — административные или рыночные инструменты; — инструменты прямого или косвенного влияния; — коротко-, средне- или долгосрочные мероприятия. Например, в сфере учетной политики центральный банк может применять прямое регулирование на денежном рынке и вместе с тем — косвенное влияние на рынок капиталов. Долгосрочными мероприятиями денежно-кредитной политики есть такая стратегия центрального банка, которая рассчитанная на период с одного года до нескольких десятилетий. Примером инструментов долгосрочного регулирования являются традиционные инструменты денежной политики (например, обязательных банковских резервов, финансирование и т.п.). Мероприятиями краткосрочной политики могут быть операции с ценными бумагами, операции "своп" в границах валютной политики и т.п.. Административными инструментами денежной политики есть эмиссия денежной наличности, внедрение минимума кредита центрального банка, который предоставляется правительственным и банковским учреждениям, прямое регулирование ссудных операций банков, определение маржи, процентов для финансирования отдельных областей экономики и т.п.. Использование методов административного регулирования объемов и структуры денежного обращения наибольшее распространенно в странах с переходной экономикой. Рыночными (или экономическими) инструментами денежно-кредитной политики являются такие классические инструменты как: — осуществление операций на открытом рынке; — регулирование нормы банковских резервов; — регулирование учетной ставки процента на займы, которые предоставляются центральным банком. Каждый из указанных механизмов имеет собственный перечень средств, усовершенствование которых происходит не один десяток лет. 2. Создание и развитие денежной системы Украины Становление Украины как независимого, суверенного государства обусловило необходимость создания собственной денежной системы, которое обеспечивало бы возможность украинским властным структурам самостоятельно руководить денежным оборотом и денежным рынком в интересах развития национальной экономики. Организационно-правовые основы создания денежной системы Украины были заложены в Законе Украины «О банках и банковской деятельности», принятому Верховной Радой Украины 20 марта 1991 г. Этим законом Национальному банку Украины предоставлялось монопольное право осуществлять эмиссию денег на территории Украины и организовывать их оборот, обеспечивать стабильность денег, проводить единую денежно-кредитную политику и т.п.. Это означало, что никакие другие органы нашей страны, а тем более других стран, не имели права вмешиваться в эту сферу. Затем оборот денег на нашей территории становился подвластным исключительно органам украинского государства. Первые практические шаги относительно создания собственной денежной системы были сделаны после выхода Украины с состава СССР, если 10 января 1992 г. были внедренные украинские купоно-карбованцы многоразового пользования как дополнения к рублевой денежной массе. То есть в обороте одновременно оказались два вида валюты — предшествующие рубли, эмиссия которых перешла от союзного правительства к Российской Федерации, и купоно-карбованцы, право эмиссии которых было закреплено за НБУ. Весь безналичный оборот продолжал обслуживаться исключительно предшествующей, теперь уже русской, валютой — рублями. Чтобы ослабить отрицательные следствия параллельного оборота двух валют, Президент Украины указом «О реформе денежной системы Украины» от 12 ноября 1992 г. ввел купоно-карбованець в сферу безналичного оборота и изъял из него рублевые деньги. Новые деньги были названы «украинский рубль», получили статус временных национальных денег и стали единой на территории Украины средством платежа. Украинский рубль как временные деньги взял на себя львиную частицу финансовых неурядиц переходного периода и выполнил этим свою исторически-жертвенную миссию. На нем методом попыток и ошибок строилась национальная денежная система Украины. Введением в общий оборот украинского рубля завершился первый этап формирования национальной денежной системы Украины. На втором этапе Национальный банк Украины, опираясь на нормы Закона Украины «О банках и банковской деятельности» (1991 г.), отрабатывал отдельные элементы и организацию функционирования денежной системы. К основным направлениям и наиболее ощутимых результатов развития денежной системы на этом этапе можно отнести: 1. Развитие собственного эмиссионного механизма, который включает: — создание Банкнотно-монетного двора НБУ, которое имеет полный цикл высококачественного производства бумажных денег и монеты; — разработка дизайна, установление номинала, платежных признаков, обеспечение системы защиты дензнаков и монет; — разработка правил выпуска в обращение, сохранение, инкассации, изъятие из оборота денежной наличности, ведение кассовых сделок и т.п. 2. Формирование механизма регулирование НБУ предложения денег, задачей которого есть: — отрабатывание механизма централизованного регулирования банковскими резервами; — внедрение механизма рефинансирование коммерческих банков; — развитие операций на открытом рынке. 3. Разработка методики и методологии денежно-кредитной политики НБУ, накопление опыта практического применения инструментов денежно-кредитной политики, размежевание сфер применения фискально-бюджетной и денежно-кредитной политики. 4. Развитие национальной платежной системы, которая охватывает: ¾создание системы электронных платежей на межбанковском уровне; —разработка методических и инструктивных документов относительно организации безналичных расчетов на межхозяйственном уровне; —разработка методических и организационных основ создания электронной системы массовых платежей. 5. Формирование механизма валютного регулирования, которое включает: —развитие инфраструктуры валютного рынка и формирование методических и организационных основ осуществление операций на нем; —порядок регулирования валютного курса; —создание механизма формирование и использование золотовалютных резервов; —формирование отчетности относительно платежного баланса страны, осуществление его анализа и прогнозирование. 6. Разработка и испытание на практике специальных мероприятий из преодоления гиперинфляции и регулирование инфляции. Перечисленные мероприятия дали возможность сформировать на протяжении 1993—1996 гг. правовые и организационные основы национальной денежной системы рыночного типа, которая способная была обеспечить надлежащее управление денежным оборотом соответственно потребностям экономики страны. Новой ситуации, которая сложилась в управлении денежным оборотом, не отвечал статус временной валюты, что сохранялся за украинским рублем. Временные деньги не могут надлежащим образом выполнять одну из важнейших функций — функцию накопления. Это подрывает интересы экономических субъектов к накоплению денег как источника инвестирование, сдерживает экономическое возрастание, снижает эффективность антиинфляционной политики, укрепление государственных финансов. В связи с этим особой остроты приобрело вопрос внедрения в оборот постоянной денежной единицы — гривны. 25 августа 1996 г. Президент Украины подписал Указ «О денежной реформе в Украине», согласно которому с 2 по 16 сентября 1996 г. из оборота был изъятый украинский рубль и введенная постоянная денежная единица — гривна и ее сотая часть — копейка. Этим закончился второй этап развития денежной системы Украины и начался третий. На третьем этапе происходит дальнейшее усовершенствование механизмов и инструментов денежной системы, которые были разработаны на предшествующем этапе. Важной вехой здесь стало принятие Верховной Радой Украины в мае 1999 г. Закона «О Национальном банке Украины». Хотя в этом законе непосредственно о денежной системе язык не идет, тем не менее те функции НБУ, которые составляют основу денежной системы, нашли широкое отображение. Это, в частности, раздел IV «Денежно-кредитная политика», раздел V «Управление наличным денежным обращением», раздел VIII «Деятельность Национального банка относительно операций с валютными ценностями». В них четко выписанные права и обязанности НБУ относительно обеспечения стабильности национальных денег, регулирование денежного оборота, определенные методы и инструменты денежно-кредитной политики и прочие виды деятельности НБУ, которые формируют денежную систему страны [2 c.179]. 3. Экономическая сущность и цели денежно-кредитной политики Каждая страна, в зависимости от формы политической власти, определяет основные направления своего социально-экономического развития. Товарная форма хозяйствования базируется на рыночном механизме взаимосвязи между субъектами хозяйственной деятельности. Данная взаимосвязь основывается, с одной стороны, на действии объективных экономических законов товарного производства, с другой стороны, на стремлении реализации своих субъективных потребностей и интересов каждым индивидуумом. Объединение объективного и субъективного в конкретной форме хозяйствования порождает одно из главных противоречий рыночной экономики. Функционируя на действии объективных экономических законов, рыночная экономика старается развиваться, используя механизм саморегулирования. Такая точка зрения была в основе экономических концепций саморегулирования и экономического равновесия рынка. Так, Ж-Б. Сей в своей работе «Трактат политической экономии» (1803 г.), рассматривая процесс функционирования рыночного отношения, писал, что каждый товаропроизводитель изготовив продукт старается его реализовать, а получив деньги старается их избавиться. купивши необходимые нему товары. Ж-Б Сей установил, что в сфере реализации существует тождественность, которая автоматически устанавливает экономическую равновесомую в рыночном хозяйстве. Слабое развитие продуктивных сил и товарного производства не порождал характерных для рыночной производства противоречий, связанных с кризисами перепроизводства, периодического нарушения экономического равновесия и структурной диспропорции в рыночном хозяйстве. В такой схеме реализовывались интересы каждого товаропроизводителя, который вырабатывал столько продукции, сколько мог реализовать на рынке с прибылью для себя. Своей очередью объективные экономические законы рынка, механизм рыночного ценообразования определяли необходимое количество продукции для потребления. Реализация такой взаимосвязи порождала теоретические концепции о совершенстве рыночного механизма саморегуляции. Классическая политическая экономия в роботах А. Смита и Д. Рикардо, основываясь на трудовой теории стоимости, старалась определить механизм рыночного саморегулирования как пропорциональность между количеством денег, которые находятся в оборота и общей суммой цен товарной массы. Если данная пропорция поднимается, вступают в действие законы количественной" теории и стоимость денег, как определял Д. Рикардо, изменяется исключительно от их количества. В дальнейших исследованиях функционирования рыночного механизма в роботах Л. Мизера, Э. Бем-Баверка, Л. Вальраса были сделанные попытки соединить принципы маржинализма с теориями денег. Так, в своей работе «Элементы чистой политической экономии» Л. Вальрас впервые построил систему уравнений, с помощью которых показал взаимосвязь в экономической системе разных рынков. Он доказывал, что свободная рыночная экономика может самостоятельно, без регулирования достичь состояния общего равновесия, то есть, одновременного равновесия на всех рынках и в экономической системе в целом. Исследование Л. Вальраса имели фундаментальное значение для дальнейшего развития западной политической экономии. Так, Й. Шумпетер назвал главную работу Вальраса «священным писанием» политической экономии. В дальнейшему теорию экономического равновесия использовал в своих исследованиях один из основателей английской политической экономии А. Маршалл, который в работе «Принципы политической экономии» использовал математический анализ при изучении спроса и предложения на рынках. Он выходил из позиции, что противоречие рынка решаются уравновешенностью между спросом и предложением, то есть отстаивал возможность саморегуляции рынка[6 c.95]. Дальнейшее развитие товарного производства доказал невозможность концепции о саморегуляции рыночного механизма. Бушующее развитие производственных сил. возрастание количества товаропроизводителей, углубляли специализацию и кооперацию, что создавало объективные условия для появления большого количества финансово-кредитных институтов, которые, с одной стороны, решало противоречия взаимосвязи между субъектами хозяйствования, а, из другого, делали эту взаимосвязь более сложным. Все это и, прежде всего, внедрение достижений научно-технического прогресса в производство, необходимость структурной перестройки, появление новых технологий служит объективной основой цикличности экономического развития товарного производства. Рыночная экономика, как определил в своих роботах Й. Шумпетер. в процессе своего развития подлежит обязательному влиянию институциональных и политических факторов государства. В своей работе «Социализм, капитализм и демократия» (1942 г.), он доказывал, что для прогресса экономики главным с не столько количественные возрастания, а качественные изменения и инновации. Соответственно возрастает роль предпринимателя, его влияние на экономические процессы. Субъективность такого влияния объективно требует государственного вмешательства. Разные экономические школы неоднозначное подошли к формам вмешательства государства в экономические процессы и целей денежно-кредитной политики государства. Представители кейнсианской доктрины и приверженцы чикагской школы монетаризму М. Фридмена по-разному определяли причины экономических противоречий и формы государственной денежно-кредитной и фискальной политики. Но как показал следующее развитие экономической теории, приверженцы этих школ в современных условиях пришли к общему заключению, которое объединяет эти направления в экономической теории неоклассического синтеза. Для определения объективной необходимости денежно-кредитной политики в особенности важно правильно понять ее сущность, целые, инструменты и механизм реализации. Всякая денежно-кредитная политика, которая проводится государством одновременно реализует как политические, так и экономические цели. Политические цели определяются государственным устройством, существующей законодательной базой и социально-политическим направлением развития общества, которые реализуют органы государственной власти и государственного управления. И сегодня достижение политических целей невозможное без решения социально-экономических проблем. Соответствующей действительности состояние экономики есть материальной базой для политического развития общества, не возможно построить материально высокоразвитое общество с высокой ступенью социальной защиты каждого гражданина в условиях обострения экономических противоречий и падение производства. Поэтому политические и экономические целые сегодня нельзя рассматривать и реализовывать в отдельности, а только в совокупности, как одно целое. При этом необходимо указать, что можно определить общеэкономические цели экономической политики государства, которые носят стратегический характер, и конкретные цели денежно-кредитной политики, которые имеют тактическое значение, носят ли автономный характер. За своей сущностью денежно-кредитная политика - это государственное регулирование сферы денежного обращения и кредитного отношения. Основная цель такой политики подчиненная общеэкономической политике государства и направленная на достижение экономической стабильности и прогресса в условиях оптимального уровня основных макроэкономических показателей. Мы видим, то цели общеэкономической политики государства и денежно-кредитной политики в конечной цели совпадают, но при этом следует отметить, что на краткосрочных этапах они могут не совпадать. Как справедливо отмечает А. Гальчинский, общая целевая направленность денежно-кредитной политики не только не возражает, а предусматривает определение ее спешных автономных целей. Последние принято рассматривать в теории денег как тактические цели денежно-кредитной политики. Этим определением снова же таки подчеркивается структурная подчиненность всего комплекса денежно-кредитной политики макроэкономической задачей. Но при этом необходимо указать, что в конкретной экономической ситуации, денежно-кредитная политика может не совпадать с конечной целью. Мы видим, что денежно-кредитная политика имеет более гибкие рычаги для оперативного вмешательства государства с целью реализации тактических целей, которые могут быть промежуточным этапом на пути к макроэкономической стабильности. В экономической литературе общепринятым есть утверждение, которое высшая конечная цель денежно-кредитной политики состоит в обеспечении стабильности цен, полной занятости и возрастании реального объема производства. Положения, которые денежные отношения есть одной из составных совокупности всего рыночного отношения, разрешает сделать вывод, что цели денежно-кредитной политики есть производными от общеэкономических целей и определяются приоритетами последних. Одним из постулатов такой взаимосвязи есть положение, которое одной из целевых функций денежно-кредитной политики есть достижение стабильности национальной денежной единицы. Вместе с тем мы видим, что такая стабильность есть обязательным необходимым условием при решении макроэкономических задач. На сегодня денежно-кредитная политика отождествляется с монетарной политикой. Основной целью такой политики е стабильность национальной денежной единицы и денежного обращения за счет контроля за эмиссией денег и кредитным механизмом. Но реализовывать эту задачу монетарная политика может лишь в совокупности с фискальной политикой государства, при чем и фискальная, и денежно-кредитная политика должны составить единый механизм достижения конкретной цели на определенном этапе. Хотя денежно-кредитная и фискальная политика выступают как отдельные составные для достижения конечного макроэкономического результата, эффективность их действий состоит в определении тактических целей и взаимодействия в ходе их реализации. Поэтому, хотя монетарная и фискальная политика относительно автономные, имеют собственный инструментарий и механизм реализации, их взаимодействие есть одной из главных факторов экономической стабильности и возрастания. В зарубежной экономической литературе выделенная такая иерархическая структура задач и целей денежно-кредитной политики[4c.352]. Высшая конечная цель денежно-кредитной политики состоит в обеспечении стабильности цен, полной занятости и возрастании реального объема производства. Вместе с тем авторы выделяют текущую денежно-кредитную политику, которая ориентируется на более конкретных и доступных целях чем глобальная задача. Эти конкретные цели включают у себя тактические, которые достигаются путем проведения ежедневных последовательных операций на открытом рынке ценных бумаг и промежуточные цели, которые регулируют значение ключевых сменных в экономической системе на годовых и более длинных временных интервалах. Высочайшие задачи, промежуточные и тактические цели создают иерархическую структуру, где на каждом определенном уровне проходит корректирование соответствующей цели для обеспечения выполнения задача более высокого порядка. Определение иерархической структуры в целях денежно-кредитной политики необходимое при конкретизации текущей задачи для достижения общего результата. Тактические цели денежно-кредитной политики по своей направленности могут не совпадать с общеэкономической целью. Так, политика «дешевых денег» направлена на увеличение денежной массы в обороте, стимулирует возрастание объемов производства и вместе с тем приводит к росту цен и инфляции. Мы видим, что решая одно противоречие, порождаем другое. В зависимости от значимости конкретной задачи, которое стоит перед денежно-кредитной политикой, будет направлен и механизм ее действия. Властные правительственные структуры определяют приоритетность направлений экономической политики, определяют иерархию их значимости и последовательность реализации. Результативность и совершенство реализации такой задачи зависит от эффективности действия механизма денежно-кредитной политики, учете влияния и управление побочными факторами, которые возникают при таких условиях, и взаимодействие и факторами фискальной политики государства. Важно также определить последовательность действий денежно-кредитной политики в ходе реализации конкретных этапов из достижения промежуточной цели. Так например, в условиях стагфляции, политика роста цен на отдельные виды товаров будет промежуточным результатом для структурной перестройки экономики, оживления и дальнейшего роста производства. При чем, для достижения такого результата могут использоваться рычаги как денежно-кредитной политики, так и фискальной политики государства в виде льготного налогообложения отдельных областей и предприятий, или их бюджетное финансирование или государственные закупки. С вышеприведенного можно сделать вывод, который денежно-кредитная политика, которая проводится государством, не может вместе с тем решить все социально-экономические противоречия и иметь общеэкономические положительные следствия. Большое значение денежно-кредитная политика имеет как психологический фактор влияния на общество и каждого индивидуума в отдельности. Политико-экономическое состояние в государстве, прохождение экономикой соответствующей фазы деловой активности создает определенную психологическую ситуацию, которое формирует психологию каждого субъекта, определяя при этом его интересы и потребности. Психологическое состояние в обществе влияет на поведение индивидуума, направляя его на активизацию предпринимательской деятельности и расширение производства, или наоборот, предопределяет его к вкладыванию денежных средств в недвижимость, государственные ценные бумаги, другие фиксированные активы. Учет психологического состояния субъектов очень важно при выборе тактических целей денежно-кредитной политики и инструментов механизма его реализации. Экономической теорией разработанные соответствующие модели влияния денежно-кредитной политики на конкретные макроэкономические показатели: объемы производства, занятость, уровень цен, а также зависимость этих показателей от использования отдельных инструментов и методов. В зависимости от прохождения экономикой определенной стадии экономического цикла, денежно-кредитная политика изменяется. Так, в период экономического кризиса, депрессии в производстве весь инструментарий монетарной политики направленный на увеличение денежной массы, ее активизацию и обеспечение доступности для субъектов экономической деятельности денежных и кредитных ресурсов. Такая политика получила название политики «дешевых денег». В случае, если активность рынка и производства превышает научно обоснованные темпы экономического роста, которое угрожает перенасыщением рынка, денежно-кредитная политика направлена на уменьшение объемов денежных и кредитных ресурсов, увеличением цены на них и получила название политики «дорогих денег». Такая дифференциация подходов к соответствующей экономической ситуации возможная благодаря гибкости денежно-кредитной политики, которая, своей очередью, дает возможность использовать ее в небольшие промежутки времени для решения наиболее острых конкретных задач. Весомость и необходимость использования монетарных методов в социально-экономической политике правительства денежно-кредитная политика находит отображаясь в его программе и механизме реализации, при этом она может также выражать классовой цели и интересы. Поэтому, в зависимости от экономической и политической ситуации в стране, на определенных этапах развития, отдельные приоритеты могут быть предоставлены тем ли другим стратегическим целям. Общая целевая направленность денежно-кредитной политики, определение спектру ее тактических целей часто приводит к конфликту между ними, того центрального банка в своей текущей монетарной политике необходимо определять приоритеты между противоположными целями. Стратегические цели выдвигаются для долгосрочного периода, их достижение, как правило, сопровождается корректированием денежно-кредитной политики соответственно полученным промежуточным результатам, органы государственной власти разрабатывают промежуточные и тактические целые, а при необходимости и систему взаимосвязанных и тактических целей, последовательная реализация которых разрешает достичь конечной стратегической цели. Потребность в определении промежуточных тактических целей вызванная тем, что инструменты проведения денежно-кредитной политики, операции на открытом рынке, политика относительно учетной ставки и резервных требований - в основному не имеют непосредственного влияния на определенную стратегическую цель. Кроме того, реализация тактических целей, в отдельных случаях может маты и обратный результат. Поэтому очень важная теоретическая разработка моделей, которые учитывают не только непосредственная взаимосвязь влияния инструментов денежно-кредитной политики на экономические показатели, но и дают возможность учесть влияние политических, социальных, психологических и других факторов. Учет побочных факторов влияния в ходе осуществления денежно-кредитной политики в особенности важное для стран с переходной экономикой, к которых относится и Украина. Процесс политико-экономических превращений в условиях трансформации экономики к рынку определяет стратегические целые Украины. Но при этом использование тех или других моделей денежно-кредитной политики, которые применялись в странах рыночной экономики не всегда приемлемое для Украины. Прежде всего, это связан с тем, что в Украине степень развития рыночного отношения, механизм функционирования финансово-кредитных институтов и его инфраструктура не обеспечивают возможность эффективного использования монетарной политики. Другой причиной является параллельное существование частного и государственного сектора, использование рыночных и административных методов управления. Почему, используя монетарные методы, всегда следует учитывать влияние государственного сектору, его значение и место в рыночном механизме. При этом необходимо указать, что чисто административный метод преобразования государственных предприятий в частные без учета экономической целесообразности и обоснованности, без соответствующей материальной, финансовой основы, инфраструктурного обеспечения и в особенности без учета социально-психологических факторов не только не дает положительного результата, а и служит основой для возрастания социально-экономических противоречий. Для стран с переходной экономикой важным фактором, который влияет на денежно-кредитную политику является внешнеэкономическая политика страны, ее место в мировом сообществе и степень сотрудничества с международными финансово-кредитными институтами. Так, Украина, проводя свою денежно-кредитную и валютную политику, должна ориентироваться на МВФ, Мировой банк и Европейское сообщество, при чем реализация валютной политики имеет значительное влияние на экономические процессы в середине страны, которая определяет необходимость корректирования монетарной и валютной политики. Одним из факторов, который отрицательно влияет на эффективность денежно-кредитной политики является несогласование в действиях и противостояние разных ветвей власти, которая приводит к дестабилизации и недостаточно эффективного выполнения принятых решений. Как правило, принятие конкретных экономических программ и законов перерастает в политическое противостояние между законодательной и исполнительной властью. Своей очередью несогласование в действиях разных ветвей власти, политическое противостояние партий и группировок приводит к принятию экономических документов, которые не имеют реального экономического обоснования, а реализуют интересы финансово-политических групп. Все это приводит к тому, что денежно-кредитная политика действует только на уровне денежно-кредитной системы и почти не влияет на реальный сектор экономики. 4. Механизм реализации денежно-кредитной политики государства Степень развития финансово-кредитной системы, его инфраструктурных элементов определяет механизм денежно-кредитной политики, инструментарий последней, а в конечном результате эффективность ее проведения. Теория и практика денежно-кредитной политики различает две группы инструментов, с помощью которых осуществляется комплекс мероприятий в реализации ее стратегической цели. При этом различают инструменты прямого (директивного) и опосредствованного влияния на денежную массу, его структуру и активность. К наиболее важных и известных в экономической теории инструментов первой группы относят:[6 с.105] - механизмы наличной эмиссии, - установление границы кредита центрального банка, который предоставляется правительству и банковским учреждениям; - прямое регулирование ссудных операций банков, установление маржи, определение границы и стоимости кредитных ресурсов, которые выделяются в соответствии с приоритетами макроэкономической политики для отдельного финансирования, ограничение потребительского кредита; - ограничение отдельных видов деятельности коммерческих банков на основе существующего законодательства и отдельных постановлений и приказов Центрального банка. Наиболее широко прямые методы государственного регулирования денежного обращения применяются в странах с переходной экономикой или слабо развитой финансово-кредитной системой. Так, в странах с переходной экономикой, где значительную роль сыграет государственный сектор, а рыночные институты и механизмы еще недостаточно сильные, наиболее целесообразно применять объединение прямых и опосредствованных инструментов регулирования объема и структуры денежной массы. И необходимо заметить, что применение прямых методов влияния денежно-кредитной политики может быть эффективной только на определенных периодах экономического развития. Долгосрочное их использование приводит к тому, что финансово-кредитные институты приспосабливаются к их влиянию и само влияние не только теряет эффективность, но и порождает отрицательные следствия и противоречие. Система опосредствованного регулирования денежного обращения включает три основных инструмента с помощью которых Центральный банк осуществляет свое влияние на денежный рынок. В экономической литературе определенные три основных инструмента денежно-кредитной политики, которую проводит Центральный банк: 1) осуществление операций на открытом рынке; 2) регулирование нормы банковских резервов; 3) регулирование нормы учетной ставки проценту на займы, которые предоставляются Центральным банком.' Использование каждого инструмента предопределяет необходимость соответствующего механизма его реализации, которая заключает инструментарий влияния на конкретные базовые показатели, изменение в которых влияет на денежное предложение. Каждый метод опосредствованного регулирования может использоваться как в отдельности, так и в совокупности с другими, при чем, в зависимости от конкретной экономической ситуации и цели, которая ставит перед собою денежно-кредитная политика на данном промежутке времени, комплексный или индивидуальный подход в использовании методов может изменяться. Применение методов также зависит от влияния общей социально-экономической политики, которое реализуется в стране. Как правило, в странах с переходной экономикой важным фактором, который определяет выбор методов денежной политики центральным банком есть ориентация на социально-политические процессы и противоречие. Наиболее весомым методом денежно-кредитной политики являются операции на открытом рынке, который проводит центральный банк. Проведение таких операций, прежде всего, предопределяет необходимость существования в стране развитого рынка государственных ценных бумаг. Рынок государственных обязательств в современных условиях выполняет вместе с тем две функции: обслуживает государственный долг и используется как рычаг денежно-кредитной политики. Эти две функции не возражают одна одну, а логически дополняют и взаимодействуют. Так, операции, которая проводит центральный банк на открытом рынке, оказывают содействие его развитию и повышают доверие к государственным ценным бумагам. Возрастание количества операций на рынке ценных бумаг порождает систему посреднических структур, оказывает содействие развитию инфраструктуры и технического обслуживания за осуществление соглашений. Взаимосвязь между данными функциями обнаруживается и в том, что финансирование государственных затрат через эмиссию ценных бумаг приводит к увеличению объемов общей денежной массы, то есть, предложения денег. Этот процесс своей очередью влияет на обесценение денег и инфляцию. Поэтому проведение Центральным банком на открытом рынке вместе с тем операций противоположного характера разрешает стабилизировать рынок в условиях покрытия дефицита государственного бюджета. Важность финансирования дефицита государственного бюджета через размещение государственных займов определяется меньшим уровнем инфляции в сравнении с финансированием через эмиссию наличной массы. Обслуживание дефицита бюджета за счет размещения государственного займа есть наиболее высокоэффективной формой, которая есть проявлением высокого степени развития финансово-кредитной системы и его институтов, определяет финансовую возможность государства относительно обеспечения займа, повышает его международный кредитный рейтинг. Развитие фондового рынка и проведения на нем государством активной денежно-кредитной политики разрешает максимально эффективно использовать все структурные элементы денежной массы и, прежде всего, временно свободные средства населения и юридических лиц. Это разрешает поддерживать стабильные и оптимальные объемы денег в оборота, привлекать дополнительное количество денег через банковскую систему и осуществлять при этом контроль государством. В особенности важный этап развития рынка государственных ценных бумаг для стран с переходной экономикой, поскольку они постоянно испытывают бюджетный дефицит, а большое количество денежных ресурсов, который перераспределяется государством, используется не в производственной сфере, а для уплаты государственной задолженности и других непроизводственных затрат. Операции по купле центральным банком ценных бумаг у коммерческих банков и населения разрешает осуществить дополнительную денежную эмиссию за одновременного возрастания покупательной способности населения и увеличение кредитных ресурсов коммерческих банков. Обратная операция, в которой центральный банк продает ценные бумаги коммерческим банкам и населению имеет противоположный результат, который приводит к уменьшению общей судьбы ликвидности финансовых активов. Если коммерческий банк покупает у государства ценные бумаги, это влияет, прежде всего, на уменьшение его избыточных резервов и соответственно его возможность к предоставлению кредитов падает. Вследствие этого масса денег, что находится в оборота, а также ликвидный потенциал субъектов рынка снижается. Проведение центральным банком операций на открытом рынке дает возможность решить определенные тактические цели денежно-кредитной политики, а именно: - осуществление бездефицитного финансирования государственных затрат и, соответственно управление на этой основе государственным долгом; - предоставление субъектам рыночной экономики высоколиквидных и высоконадежных инструментов для временного размещения собственных финансовых ресурсов; - предоставление возможности центральному банку экономическими средствами влиять не только на спрос и предложение денег, а и на соотношение их структурных агрегатов -М1, М2 и МЗ; - определение средствами рыночного механизма реальной стоимости государственного долга, а значит и ценных бумаг, которые его обслуживают. Определенная на рынке пруда проценту от ценных бумаг государства есть ориентиром рыночного проценту для других (корпоративных и частных) инструментов финансового и денежного рынков[6 c.109]. Другим существенным фактором, который используется в денежно-кредитной политике и влияет на денежную массу есть норма обязательного резерва. Норма обязательного резерва устанавливается решением центрального банка и есть обязательной для всех коммерческих банков. Обязательные резервы - это частица банковских депозитов и других пассивов, которые аккумулированные коммерческим банком. Эта частица, соответственно установленным нормативам иd существующего Законодательства масс сохраняться каждым коммерческим банком на специальном счете центрального банка. Обязательные резервы, определенные для коммерческих банков создают своеобразную систему защиты интересов вкладчиков банка, они повышают степень надежности и ликвидности коммерческих банков. Особое значение страхование депозитов через создание обязательных резервов спешное проявляется в период финансовых кризисов и быстрого возрастания инфляционных процессов. И кроме страхования вкладов и поддержки стабильности и надежности коммерческого банка обязательные резервы являются одним из важных инструментов денежно-кредитной политики. Изменение нормы обязательных резервов влияет на избыточные резервы и соответственно на кредитоспособность банка. Так, уменьшение обязательной резервной нормы переводит часть обязательных резервов в избыточные, а эти самим увеличивает кредитные ресурсы банка и создает дополнительную денежную массу в оборота. Если норма резерва повышается, то часть избыточных резервов используется для формирования обязательных резервов, который приводит к уменьшению кредитоспособности банка. Изменение резервной нормы влияет на возможность относительно создания кредитных ресурсов двумя способами: 1) влияет на размер избыточных резервов; 2) изменяет размер денежного мультипликатора. Величина денежного мультипликатора -m обратно пропорциональной величиной нормы обязательного процента ~ МR и может быть выражена формулой: m = 1/МR х 100. Определение кредитного мультипликатора в денежном выражении имеет такой вид: DM = E x m = Е х 1/MR x 100 где: DМ - сумма новых денег, которые создаются банками на основе данной суммы сверхнормативных резервов E. Изменение нормы резерва как существенный инструмент денежно-кредитной политики, в разных странах неодинаковая. Так, низкая резервная норма характерная для стран с стабильной финансово-кредитной системой. В странах с переходной экономикой норма резерва довольно высокая, и ее изменение отвечает состоянию кредитной системы, например, в период финансового кризиса осенью 1997 г. Национальным банком Украины резервные требования были увеличены с 11 процентов до 15. Еще одним важным инструментом денежно-кредитной политики есть регулирование учетной ставки процента, который формируется на базе предоставления центральными банками займов коммерческим банкам, плата за указанные кредитные ресурсы выступает в форме учетной ставки процента. Такой заем предоставляется коммерческим банкам, которые имеют стойкое финансовое положение, но столкнулись с необходимостью срочного получения дополнительных денежных ресурсов. Центральный банк может предоставлять межбанковские кредиты тем коммерческим банкам, которые находятся в режиме финансового оздоровления и имеют потребность в дополнительном средстве. За получение коммерческим банком займа он переводит центральному банку свое долговое обязательство, которое гарантируется дополнительным обеспечением, как правило, государственными ценными бумагами. Полученная коммерческим банком заем переходит в избыточные резервы, увеличивая его возможности из предоставления кредитов. Из позиций коммерческих банков учетная ставка представляет собой дополнительные затраты, вызванные получением определенного займа. Соответственно падение учетной ставки стимулирует коммерческие банки к приобретению дополнительных резервов в способ получения займа у центрального банка. Кредиты коммерческих банков, которые увеличиваются благодаря цим займам увеличивают денежное предложение и наоборот, возрастание учетной ставки снижает интерес коммерческих банков к получению дополнительных резервов при условии займа у центрального банка. Поэтому повышение учетной ставки приводит к уменьшению предложения денег на кредитном рынке. Необходимо указать, что изменение учетной ставки и нормы обязательного резерва е менее гибким инструментом денежно-кредитной политики в отношении к операциям на открытом рынке. Центральный банк проводит такие изменения лишь в крайних случаях, связанных с необходимостью преодоления финансовых кризисов или при условии прохождения экономикой границы фаз деловой активности. Коррекция учетной ставки и резервной нормы не является популярной формой еще и потому, что она поднимает стабильность и плановый прогноз деятельности финансово-кредитных институтов, вызовет неудовольствие последних к действиям правительства и центрального банка. Вместе с тем операции на открытом рынке носят более скрытый и постепенный характер, поэтому их проведение не приводит к резким изменениям в стратегической деятельности коммерческих банков. Рассматривая масштабность и величину влияния любого из инструментов денежно-кредитной политики, можно указать, что наибольшее влияние на денежное предложение имеют операции на открытом рынке, тогда как изменение учетной ставки и нормы резерва не может быть значительной и при этом оперативно и направлено влиять на изменения на денежно-кредитном рынке. В зависимости от состояния экономики и стадии фазы экономического цикла центральный банк определяет конкретные целые и регулирует употребление мероприятий из использования инструментов денежно-кредитной политики, направленных на достижение последних. Если экономика находится в кризисном состоянии то необходимо стимулировать увеличения совокупных затрат для возрастания ее объемов и занятость, а денежно-кредитную политику направлять на увеличение предложения денег. Основными направлениями такой политики будут: - операции Центрального банка по купле ценных бумаг на открытом рынке, который приведет к увеличению резервов коммерческих банков и их возможностей в предоставлении кредитов; - уменьшение резервной нормы решением центрального банка автоматически переводит обязательные резервы к избыточных и увеличивает размер денежного мультипликатора; - уменьшение учетной ставки будет стимулировать коммерческие банки к получению займов у центрального банка и использования их для предоставления кредитов. Все указанные выше мероприятия реализуют механизм денежно-кредитной политики, направленный на увеличение денежного предложения задачи которой сделать кредит более дешевым и доступным, что разрешит увеличить совокупные затраты производства и занятость. Такая политика получила название «политика дешевых денег». В другой ситуации, если экономика находится на подъеме, а совокупные затраты возросли и привели к раскрутке инфляционной спирали, денежно-кредитная политика использует свои инструменты для достижения уменьшения предложения денег в оборота, уменьшая резервы коммерческих банков: - за такой ситуации центральные банки начинают продавать государственные облигации на открытом рынке, уменьшая этим резервы коммерческих банков; - увеличение резервной нормы приводит к тому, что часть избыточных резервов переходит в обязательные, уменьшая при этом размер денежного мультипликатора; - подъем центральным банком учетной ставки уменьшает заинтересованность коммерческих банков в увеличении своих резервов способом займа у центрального банка. Все это приводит к возрастанию проценту из кредита и цены денег, соответственно уменьшается денежное предложение, которое сокращает затраты и сдерживает инфляционные процессы. Такой подход обусловил название политики - «дорогих денег». Практика применения данных инструментов денежно-кредитной политики указала на их неоднозначное и разностороннее влияние на отдельные экономические показатели и, в случае его применения, может возникнуть противоположный эффект. Поэтому на сегодня теоретически и практически доказано, что наиболее целесообразным есть объединение средств монетарной политики с либерализацией влияния на рыночную конъюнктуру. Такой подход разрешает использовать как возможность рынка к саморегуляции, так и соответствующие инструменты монетарной политики. 5. Денежно-кредитные и фискальные рычаги структурной перестройки экономики Украины Оценивая сегодняшнее состояние экономики Украины надо указать, что одной из главных предпосылок создания социально-рыночной экономики есть ее структурная перестройка. Структурная перестройка, охватывая основы экономики, оказывает непосредственное влияние на стабилизацию производства, сбалансированность рынка, другие наиболее весомые макроэкономические показатели, дает возможность национальному производителю войти в процесс международного разделения труда, создать адекватную социальную базу. Становление рынка базируется на частной форме собственности, на возрастании экономической обособленности товаропроизводителя, его самостоятельности. В одно время это реально предопределяет прекращение его планового финансирования, материально-технического снабжения, гарантированной закупки изготовленной продукции. Понятно, что в такой ситуации основная часть производителей оказалась на пороге банкротства. Своей очередью такая ситуация в экономике породила проблему взаимных неплатежей и обнищания производственных потребителей и население, и как следствие, разбалансированность розничного рынка, его засилие низкокачественными иностранными товарами, падение реальных доходов населения, снижение позиций национальной валюты и снижение темнел внутреннего производства. Структурные пропорции, которые сложилось в экономике на сегодня, не отвечают возможности создания в Украине экономически независимой, самостоятельного государства, не оказывают содействие повышению конкурентоспособности собственного производителя и вхождению к мировому рынку как равноправного партнера. Ресурсоемкие и преимущественно затратного характера производства, рассчитанный на дешевые ресурсы бывшего СССР, не дает возможности быть конкурентными украинским товарам на мировом рынке. Сегодня Украина оказалась без таких важных ресурсов, как нефть, каучук, целлюлоза, апатит. На 80 процентов ее экономика зависит от импорта естественного газа. цветных металлов, автомобилей, станков и инструментов, химических волокон. Собственное производство лишь на половину удовлетворяет потребности в химическом оснащении, электротехнических и кабельных изделиях, лесоматериалах, продукции текстильной и медицинской промышленности. При этом постоянно возрастает задолженность Украины за снабжение этих ресурсов. Так. на начало 1998 р. задолженность перед Россией превысила 2 млрд долларов США, а перед Туркменистаном составила 563 млн долларов США. Значительным фактором необходимости структурной перестройки, возрастание государственного долга Украины, на конец 1998 г. по данным Министерства финансов он составил 50.5 млрд грн., увеличился дефицит платежного и торгового баланса. Постоянный дефицит Государственного бюджета, возрастание внутренней и внешней задолженности государства, все эти факторы свидетельствуют о том, что сегодня государство не имеет собственных ресурсов для подъема экономики. Следует признать, что реальная ситуация в экономике Украины не разрешает одновременно поддерживать жизнедеятельность всех областей и производств, на необходимом уровне финансировать социальную сферу. Распыление финансовых ресурсов, как правило, приводит к их неэффективного и не целевому использованию и не дает желательных результатов. Необходимо виделить приоритеты развития экономики, вложение средств в которые дало бы возможность в сжатые сроки выйти на мировой рынок, преодолеть тенденцию падения объемов производства и занятост. Выделение приоритетов в экономическом развитии разрешает повысить эффективность финансирования, создает условий для дальнейшего рефинансирования средства и перехода к самофинансированию. Важным фактором, который определяет структурную перестройку экономики в Украине является денежно-кредитная политика. Денежно-кредитная политика разрешает аккумулировать свободные средства государства, предприятий, население и использовать наиболее рационально и эффективно. Это прежде всего, предопределяется тем, что продукция предприятий не может конкурировать с аналогичными товарами импортного производства. Основные причины две: 1) устаревшая технология производства, а также, высокие дополнительные затраты, связанные с сохранением, транспортированием, процессом реализации, делают отечественную продукцию намного более дорогой, чем импортную; 2) низкий уровень жизни граждан Украины, стойкая тенденция к снижению доходов на душу населения приводит к падению покупательной способности. В основному население покупает низкокачественные, но дешевые импорте товары, в то время как отечественная продукция не имеет сбыта. Поэтому основной задачей денежно-кредитной политики государства есть создание условий для прорыва отечественного производителя на национальный и международный товарные рынки. Такими условиями в ситуации что сложилась в экономике, могут быть: - определение приоритетов в структурной перестройке экономики; - льготное кредитование приоритетных областей и предприятий. Установление государственного контроля за обязательностью предоставления кредитов коммерческими банками определенным государством предприятиям на льготных условиях; - создание более гибкой системы налогообложения, которая бы разрешала стимулировать использования части прибыли на развитие производства; - создание соответствующей законодательной базы, которая дает возможность одновременно реализовывать интересы предпринимателя и государства в целом. Приоритетными направлениями структурной перестройки экономики, прежде всего должны быть: - усиление социальной ориентации экономики и решение на этой основе комплекса задач, направленных на возрастание уровня и качества жизни большинства население, которое в свою очередь расширит внутренний рынок и создаст стимулы для национального производителя; - стимулирование развития наименее ресурсоемких производств, а также таких, которые ориентированы на внутренние ресурсы Украины, которые дадут возможность разрабатывать и использовать свои ресурсы; - опыт, нагроможденный в сфере наукоемких технологий воинского производства, а также всего научно-технического потенциала страны, который даст возможность увеличить объемы экспорта, определить и закрепить свою специализацию на мировом рынке; - развитие агропромышленного комплекса, эффективное использование лучших земельных угодий, повышение эффективности перерабатывающей промышленности, расширение ассортимента и качества продукции, ее выход не только на внутренний, но и на внешний рынок; - внутреннее сбалансирование рынка, который объективно определяет переориентацию производства средств производства, областей машиностроения, металлургической, химической промышленности на создание национальной межотраслевой кооперации, ее выход с конечной продукцией на международный рынок, который даст возможность вырабатывать в Украине не только сырье, производство которого, как правило, экологически опасное, но и получать необходимые средства для охраны окружающей среды, воссоздавать естественные ресурсы, создавать безотходное производство. Рассматривая процесс финансирования структурной перестройки через государственный бюджет, необходимо указать, что существует несколько подходов к решению этой проблемы. Один из них базируется на прежде принятых принципах финансирование областей народного хозяйства, то есть, процесс финансирования на следующий год базировался на показателях предшествующего года. И только отдельные области могли получить больше финансовых ресурсов, которые, как правило, происходило в случае строительства или ввода в эксплуатацию новых объектов. Сегодня, принимая государственный бюджет, можно указать, что каждое Министерство «отвоевывает» финансовые ресурсы для себя. Мы видим, что, с одной стороны, такой принцип финансирования через государственный бюджет невозможный в силу дефицита самого бюджета. С другой стороны, уменьшение финансирования отдельных областей неминуемое приведет к социально-экономическим противоречиям: невыплаты заработной платы, уменьшение количества работающих, закрытие некоторых предприятий. Другой подход к финансированию государственных предприятий через бюджет состоит в определении рыночных приоритетов среди производителей. Под этим понимается необходимость определить те области народного хозяйства и направления развития экономики, которые в ближайшее время могут выйти с своей продукцией на рынок и быть конкурентоспособными, а это означает, иметь доход. Возможность получения прибыли предприятиями дает возможность государству иметь поступления в бюджет с этих предприятий через систему налогообложения. На первый взгляд такой подход еще большее заострит социально-экономические противоречия в обществе, приведет к еще большей дифференциации в прибылях разных слоев населения соответственно их отраслевому назначению. Но необходимо указать, что такая дифференциация на сегодняшний день уже достигла грандиозных масштабов. 90 процентов населения, согласно социологическим исследованиям, живое ниже прожиточного минимума. Поэтому проблема состоит не в том, как финансовые ресурсы распределяются через государственный бюджет, а в том насколько эффективно они используются. Эффективность использования финансовых ресурсов е одной из главных проблем становления рыночного механизма в Украине. Эта проблема имеет как объективную так и субъективную сторону, причем они тесно взаимосвязаны. Объективная сторона данного процесса базируется на необходимости перехода к рыночным формам хозяйствования через становление частных форм собственности. Становление частных форм собственности неминуемо приводит к изменениям в структуре производства, в формах его организации, распределения прибыли, финансировании развития. Вместе с тем изменение формы собственности задевает экономические интересы участников производственного цикла. Субъективная сторона определяется правовым обеспечением данного процесса, его соответствием реальному механизму воплощение на практике. Но здесь необходимо указать, что процесс приватизации в Украине прошел в интересах той группы, которая его осуществляла, прежде всего бывшего партийно-административного аппарата, который и сегодня управляет этим процессом, закрепив свои привилегии даже в законе о приватизации. Поэтому ссылка на нецелесообразность определения приоритетов государственного финансирования можно считать необоснованной. Такие приоритеты уже существуют, они определены в зависимости от степени их контроля со стороны отдельных административно-финансовых групп. Исходя из той экономической ситуации, которая сложилась на сегодня в Украине, главным есть не перераспределение уже сформированной собственности, а создание законодательной базы, которое бы дало возможность предпринимателям получать прибыль, государству иметь равновеликие поступления в бюджет и через бюджет решать социально-экономические проблемы всего общества. Важным рычагом реструктуризации экономики есть использование ресурсов коммерческих банков. Но на сегодняшний день этот источник не может использоваться, в связи с тем, что с одной стороны, не существует соответствующей правовой базы, а с другой стороны нестабильность экономической ситуации в стране не создает условий для заинтересованности коммерческих банков в вложении средств в структурную перестройку. Существует ряд ограничений в законодательных документах Украины, которые не разрешают коммерческим банкам иметь любую частицу уставного фонда предприятия, которое разрешило бы им быть заинтересованными в функционировании данного предприятия и вкладывать средства в его развитие. Снятие такого ограничения дало бы возможность, в особенности банкам, которые имеют отраслевое направление кредитование выделить наиболее приоритетные направления, наиболее конкурентоспособные предприятия и осуществить долгосрочное инвестирование. Двусторонняя заинтересованность предопределяется общей формой собственности, которая своей очередью, уменьшает и кредитный риск. В условиях нестабильности ситуации на финансовом рынке государство должно создать условия для коммерческих банков для уменьшения риска при долгосрочном кредитовании. Банк должен быть уверен в получении стабильной прибыли, что бы отвечал ее расчетам. Мы видим, что учетная ставка Национального банка все время изменяется. Так с осени 1997 г. она выросшая от 13 до 82% на конец 1998 г., а потом снизилась до 60% в секущие 1999 г. При условии такой нестабильности учетной ставки о долгосрочном кредитовании - кредитование под структурную перестройку - не может быть и речи. Одним с путей заинтересованности банков в предоставлении долгосрочных кредитов может быть льготное налогообложение определенных направлений кредитования. То есть, банк может частично или полностью освобождаться от уплаты налогов за финансирование средств на производственное строительство, преимущественно на реконструкцию и техническое перевооружение предприятий, создание социально-бытовых объектов, инновационных программ, программ занятости и других. Важным инструментом в данном механизме есть создание Украинского банка развития и реконструкции, что бы координировал такую деятельность, проводил систематизацию и анализ инвестиционных проектов и давал рекомендации коммерческим банкам, а будучи государственной структурой, выступал бы гарантом для коммерческих банков. Значительную роль в процессе долгосрочного кредитования современной рыночной экономики может сыграть парабанковская система. Финансово-кредитные институты этой системы имеют значительные денежные ресурсы, которые могут использоваться на долгосрочный период, о чем свидетельствует опыт стран рыночной экономики. В Украине функционирует значительное количество пенсионных, профсоюзных, страховых и других фондов, ресурсы которых могли бы использоваться как источник инвестирования структурной перестройки. Для этого необходимо обеспечить правовую основу данного направления их деятельности, а также создать механизмы и институты функционирования данного процесса. Важную роль в этом процессе может сыграть Украинский инвестиционный банк. Имея научно-информационную базу, он может систематизировать инвестиционные проекты, провести их анализ и наиболее эффективно использовать средств фондов. Важным фактором, который определяет приоритеты структурной перестройки Украины являются прямые иностранные инвестиции. Динамика объемов зарубежных инвестиций в отдельные области экономики дает возможность более точно определить конкурентоспособность отдельных наших предприятий и областей, соответствие их продукции конъюнктуре мирового рынка. Прямые иностранные инвестиции дают возможность определить приоритетность развития предприятий за счет государственного финансирования, возможность получения будущих поступлений в государственный бюджет из этих предприятий. Определение структуры государственного финансирования, ее приоритетных направлений в условиях дефицита государственных финансовых ресурсов требует принятие и реализации экономико-правового механизма, который бы обеспечил наиболее эффективное использование привлеченных средств в интересах инвесторов и государства в целом. Приоритетность поступления иностранных инвестиций в отдельные области экономики разрешает определить основные ориентиры структурной перестройки экономики Украины. Особая роль в этом процессе принадлежит денежно-кредитной политике НБУ, которая должна с одной стороны, оказывать содействие привлечению иностранных инвестиций, а из другого, осуществлять государственный контроль за их целевым и эффективным использованием. Рассматривая структуру прямых иностранных инвестиций в экономику Украины по отдельным областям мы можем определить, что иностранных инвесторов наиболее интересуют те области экономики, которые дают возможность получить быструю прибыль (внутренняя торговля, пищевая промышленность, сфера обслуживания), а также предприятия машиностроения и металлообработки, которые сохранило значительный научно-технический и трудовой потенциал (многие из них входили в военно-промышленный комплекс) и продукция которых конкурентоспособная и ценится на мировом рынке. Значительный интерес представляют также предприятия связи, транспорта, финансовый сектор, без которых невозможное функционирование современного рыночного механизма и эффективное использование привлеченного капитала. Определение приоритетных направлений иностранного инвестирования разрешает государственным структурам с помощью экономико-правовых факторов проводить соответствующую политику их регулирования, а также дает возможность наиболее рационально использовать государственные финансовые ресурсы. То есть, с помощью фискальной и денежно-кредитной политики государство должно регулировать объемы инвестиционных поступлений, осуществлять перераспределение доходов с необходимым учетом интересов социально-экономического развития страны. Цель государственного регулирования структурной перестройки - это не только рыночные преобразования, а и налоговая политика, которая может сопровождать эти преобразования. Одним из основных инструментов государственного регулирования есть налоговая политика. Именно она определяет приоритеты развития отдельных социальных групп, областей, форм хозяйствования. Налоги являются наиболее эффективным и действенным инструментом государственного регулирования экономики. Налогообложение определяет прямая взаимосвязь между государством и субъектами хозяйственной деятельности, выступает системой рычагов, которые регулируют сбалансированность экономического возрастания, эффективное использование ресурсов, стимулирование инвестиционной и предпринимательской активности. В мировой практике государственного регулирования экономики налоги используются параллельно с такими инструментами, как бюджетное финансирование, механизм денежно-кредитной политики центрального банка, инвестиционная политика государства, которые составляют единый механизм определения приоритетных направлений и структурного развития экономики. Заключение Итак, переход Украины к рыночным отношениям диктует необходимость создания эффективной банковской системы и проведение Национальным банком действенной денежно-кредитной политики, которое бы лучшее стимулировала развитие новых экономических процессов. Такая денежно-кредитная политика, ее задача и условия реализации определяются уровнем развития экономики государства, политическими процессами, состоянием банковской системы и денежно-кредитного рынка в целом. Соответственно Закону Украины "О Национальном банке Украины" функции изготовления и реализации денежно-кредитной политики положен на Национальный банк Украины, которая формулирует общие основы, определяет методы и конкретные инструменты ее реализации, разрабатывает соответствующие нормативные и инструктивные документы, а также осуществляет контроль за выполнением этих инструкций уполномоченными банками. Денежно-кредитная политика является важнейшей составной общей экономической политики государства. Формирование основ и принципов денежно-кредитной политики государства происходит из времени создания Национального банка Украины. Относительно изменений в экономической политике и банковской системе Украины существенно изменились не только методы, а и инструменты реализации денежно-кредитной политики, усовершенствуются при этом денежно-кредитные, открытый, межбанковский рынки, условия использования соответствующих инструментов и т.п.. Однако в связи с динамическими изменениями в экономике, в финансово-кредитной сфере и банковской системе существует настоятельная потребность усовершенствования методов и инструментов реализации денежно-кредитной политики, оперативного решения проблем сбалансирование денежного рынка, отладка надлежащего контроля за соблюдением коммерческими банками регулирующих нормативов, рефинансирование банков, осуществление надзорных функций и т.п. Применение того ли другого инструмента регулирования денежно-кредитного рынка (проведение денежно-кредитной политики) зависит от исторических традиций использования финансовых инструментов в государстве, развитости рыночных отношений, наличия банковско-финансовых учреждений, общегосударственного состояния экономики, урегулирования вопросов фискальной политики и т.д. Основными монетарными инструментами, с помощью которых обеспечивается реализация центральными банками денежно-кредитной политики в том или другом государстве в зависимости от его экономического развития, есть: — установление "кредитных потолков" на кредитные вложения; — определение минимальных обязательных резервов для коммерческих банков; — осуществление операций на открытом рынке; — осуществление операций на валютном рынке; — регулирование импорта и экспорта товаров; — выпуск депозитных сертификатов центрального банка. В Украине институциональная основа для проведения денежно-кредитной политики появилась с созданием суверенной банковской системы и национального денежно-кредитного рынка, оформлением деятельности Национального банка Украины в этой сфере соответствующим документом: "Основные направления (ориентиры) денежно-кредитной политики и проведения реформы денежной системы Украины". Национальным банком Украины проведена значительная работа относительно разработки, внедрение и использование разных методов и инструментов денежно-кредитной политики [ 5 c.12]. И все же с каждым годом с поступью рыночной экономики развивались и совершенствовались денежно-кредитный рынок и инструменты его регулирования, которое нашло отображения и в обобщающем документе "Основные основы денежно-кредитной политики на 2000 год", в котором предполагалось, что Национальный банк Украины осуществляет монетарную политику путем регулирования денежно-кредитного рынка через соответствующие инструменты, которые будут оказывать содействие удержанию достигнутой экономической и финансовой стабильности, подъему уровня социального развития и не будут провоцировать раскручивания инфляционной спирали, падение реального уровня жизни, а именно: — осуществление контроля за денежной массой, установление границы возрастание "широких денег" на 18-20%, что отвечает реальному изменению внутреннего валового продукта и может удерживать воздержанный темп инфляции; — увеличение валютных резервов для поддержки покупательной способности национальной денежной единицы к уровню, который бы давал возможность надлежащим образом сбалансировать интересы субъектов внешнеэкономической деятельности, в особенности общегосударственные; — достижение внутренней и внешней стабильности гривны; — внедрение комплекса мероприятий, направленных на дедоларизацию отечественной экономики при условии повышения привлекательности гривневых активов сравнительно с инвестициями в иностранной валюте; — содействие эффективному функционированию национальной валюты через сбалансированность платежного баланса на основе гармонизации интересов экспортеров и импортеров; — усовершенствование структуры внутреннего валютного рынка с учетом международной практики и внедрения новых видов расчетов; — содействие погашению правительством платежей за внешними обязательствами; — содействие развития рынка государственных ценных бумаг как одного из важнейших инструментов национального рынка заемных капиталов и регулирования денежно-кредитных отношений; — отладка благоприятных условий для вложения средств резидентами и нерезидентами Украины в национальную экономику; — стимулирование (через экономические, интересы) наращивание денежных вложений населения к кредитно-банковским учреждениям путем повышения гарантированности их возвращение, введение надежных механизмов страхования депозитов и ориентации коммерческих банков на установление процентных ставок за депозитами (вкладами) с реальным учетом инфляции; — стимулирование инвестиционного направления деятельности коммерческих банков, в частности, увеличение объемов долгосрочного кредитования через обеспечение финансовой стабилизации и на этой основе — возрастание депозитных вкладов, привлеченных на долгосрочной основе; — важная кредитная поддержка отечественных субъектов экономики через интенсификацию кредитной активности коммерческих банков; — обеспечение удержания положительного уровня учетной ставки Национального банка Украины относительно уровня инфляции путем осуществления оперативного регулирования учетной ставки в зависимости от ситуации на денежно-кредитном рынке и на этой основе — уменьшение процентных ставок за кредитами коммерческих банков; — полное и своевременное обеспечение потребностей экономики в денежной наличности и эффективное ее использование в экономических процессах; — содействие ускорению процесса внедрение национальной системы массовых электронных платежей с помощью пластиковых карточек. Обеспечение стабильности национальной валюты возможное при условии стабильного функционирования банковской системы. С целью достижения стабильности банковской системы необходимое осуществление дополнительных мер, направленных на повышение платежеспособности и надежности работы банковской системы (повышение уровня капитализации банков, эффективное использование системы раннего реагирования на функциональные проблемы банков), что может уменьшить риск банковской деятельности, обеспечить стратегию работы Нацбанка государства с проблемными коммерческими банками и т.п.. Основными монетарными инструментами регулирования денежно-кредитного рынка, которые Национальный банк Украины может использовать, управляя денежно-кредитным рынком, должны быть: — нормативы обязательного резервирования средства банковской системой; — учетная ставка Национального банка Украины (уровень учетной ставки должен быть положительной относительно инфляции); — депозитные сертификаты Национального банка Украины; — операции на валютному и на открытому рынках; — рефинансирование коммерческих банков через операции прямого и обратного РЕПО с коммерческими банками; — ломбардное кредитование. Таким образом, можно сделать вывод, что использование методов и инструментов денежно-кредитной политики может оказывать содействие дальнейшему сбалансированию денежно-кредитного рынка, отладке действенного контроля за деятельностью коммерческих банков, а также укреплению финансово-кредитной и банковского систем государства в целом. Литература 1.Гроші та кредит: підручник /под ред. Івасіва Б.С. . - Тернопіль “Карт-бланш”, 2000 2.Гроші та кредит: підручник/ под ред. Славлука М.І.- К.: КНЕУ, 2001 3.Костіна Н.І. Гроші та грошова політика: навчальний посібник . - К.: НІОС, 2001 4.Єпіфанов А.О. Грошово-кредитна політика в Україні: тенденції та перспективи // Фінанси України . - . 2000 . - №9 . - с.11-18 5.Лютий І.О. Грошова-кредитна політика в умовах перехідної економіки . - К.: “Атіка”, 2000 6.Лютий І.О. Грошово-кредитна політика та особливості її реалізації в Україні 7.// Фінанси України . -2000 . - №3 . - с.20-24 8.Мельник О.М. Законодовчі основи та найважливі параметри грошово-кредитної політики // Фінанси України . - 2000 . - № 7 . - с.34-44 |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |