|
Монополизация капитализма(1900-1917) |
|
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Монополизация капитализма(1900-1917)
Монополизация капитализма(1900-1917)
Министерство образования
и науки РФ
Федеральное
государственное образовательное учреждение высшего профессионального
образования "Чувашский государственный университет им. И. Н.
Ульянова"
Экономический факультет
Кафедра экономической
теории и рыночного хозяйства
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине "Экономическая
история"
НА
ТЕМУ:
"Монополизация
капитализма в России (1900-1917)"
Выполнил:
студент 1 курса
гр. 12-03
Егоров А. А.
Проверил:
Григорьев М. Ю.
Чебоксары
2004
Содержание
Введение
Развитие
внутренней и внешней торговли, транспорта и финансов стр.
3
Монополизация экономики
стр. 6
Заключение
Список использованной литературы
Введение.
Особое
внимание, которое привлекает к себе история России первых десятилетий ХХ века,
вполне оправдано: это был драматический период, ставший поворотным пунктом в
истории отечества, в судьбах отдельных людей, поколений, народа.
Исключительно
важным в этом отношении представляется беспристрастный анализ экономического
состояния России начала ХХ века, ибо современные знания политизированы.
В
основных признаках империализма абсолютизировался процесс монополизации,
отвергалась возможность сохранения конкуренции как движущей силы развития, по
существу исключался прогресс общества в условиях капитализма, сброшены со
счетов значительные слои и прослойки немонополистического капитала,
недооценивалась многоукладность экономики.
За
период от конца XIX - начала ХХ века ( до
начала первой мировой войны ) русская промышленность прошла значительный путь
развития: промышленные подъемы, сменяемые резкими экономическими кризисами, а
также экономической депрессией, войной и революцией.
И
так, что же представляло собой народное хозяйство России в начале нынешнего
века, каковы были его характерные черты, уровень развитии
Развитие внутренней и внешней
торговли,
транспорта и финансов.
Развитие
внутренней торговли. С конца XIX в.
До начала первой мировой войны объем внутренней торговли в России увеличился в
1,5 раза. В первом десятилетии ХХ в. при активной роли иностранного, особенно
французского, капитала образуются крупные торговые монополистические
объединения, которые стремятся сосредоточить в своих руках торговлю хлебом,
мясом, рядом промышленных товаров. Однако пережитки крепостничества сказывались
и на торговли. Наряду с передовыми капиталистическими формами торговли -
биржами, стационарными торговыми предприятиями - в России сохранились и
патриархальные формы торговли ( например, ярмарки ).
Развитие
внешней торговли. За 1909 - 1913 гг. внешней товарооборот России возрос в полтора
раза по сравнению с 1904 - 1908 гг. По-прежнему в структуре экспорта 90%
составляли продовольственные товары и сырье, причем на хлеб приходилось 40%.
Несколько возросли размеры промышленного экспорта - тканей, нефти, сахара,
металлов, хотя его доля составляла лишь 10% вывоза. Для завоевания внешних
рынков капиталистические монополии стали использовать демпинг. Так, в Лондоне
русский сахар продавался почти в три раза дешевле, чем на внутреннем рынке.
Рельсовый синдикат продавал на иностранных рынках рельсы на 25 - 30% дешевле,
чем в России. Русские рельсы появились в Румынии, Италии, Дании, Южной Америке,
Японии и даже в Англии.
Русский
рынок имел большое значение для развитых капиталистических стран. Завоевать
главенствующее положение на нем особенно стремилась Германия. В ХХ в. возрос
ввоз в Россию немецких машин, станков, оборудования. На втором месте по
внешнеторговому обороту с Россией стояла Англия. Во внешней торговле царское правительство
упорно стремилось к активному балансу в качестве источника платежей по
иностранным займам, к которым оно постоянно прибегало. Поэтому царизм усиливал
политику таможенного протекционизма, выдавал предпринимателям специальные
вывозные премии, возвращал им налоги с товаров, предназначенных на экспорт, и
т. д. С помощью государства русские внешнеторговые фирмы успешно теснили своих
западноевропейских конкурентов в Иране. Перед войной 50% иранского импорта
приходилось на долю России. Сильны были русские позиции и на рынках других
стран Востока - в Китае, Монголии, Афганистане, Турции.
Развитие
транспорта.
Хотя перед первой мировой войной в связи с промышленным подъемом
железнодорожное строительство снова усилилось, транспорт был узким местом
русской экономики. Общая длина железных дорог в 1913 г. достигла 70,2 тыс.
км. Более чем вдвое вырос за 1900 - 1913 гг. грузооборот, однако по этому
показателю Россия занимала лишь пятое место в мире. Более ¾
всех железнодорожных путей были одноколейными, не хватало паровозов и вагонов.
Размещение железных дорог в стране было крайне неравномерным: 82% приходилось
на европейскую часть. Но и здесь перед первой мировой войной на единицу
пространства приходилось рельсовых путей в 11 раз меньше , чем в Германии, и в 7
раз меньше, чем в отсталой Австро-Венгрии. Мало было и шоссейных дорог. Весной
и осенью глубинные районы были буквально отрезаны вследствие бездорожья. В ряде
губерний доставка пуда хлеба от села до железнодорожной станции стоила дороже,
чем из Одессы в Америку.
Финансы
России.
Рост государственного бюджета был обусловлен ускоренным развитием
промышленности, усиленным притоком иностранного ссудного капитала, увеличением
налогов. При этом прямые налоги - поземельный налог, государственный
промысловый налог и сбор с доходов от денежных капиталов - по-прежнему
составляли незначительную часть бюджетных поступлений. Вместе с тем за 10
предвоенных лет косвенные налоги, которыми облагались предметы народного
потребления: табак, сахар и т.д., - увеличились с 1089 млн. до 1842 млн. руб. и
к началу первой мировой войны составляли около 60% всех бюджетных доходов.
Царское правительство использовало косвенные налоги как средство грабежа
народных масс. В 1913 г. чистый доход государства от продажи одних лишь
спиртных напитков был в три раза больше, чем от всех прямых налогов. Важную
роль среди налогов играли таможенные пошлины.
В
расходной части бюджета царской России рос удельный вес военных расходов,
платежей по государственным займам, а также расходов на содержание аппарата
насилия. В 1913 г. на народное просвещение было ассигновано средств в 2,5 раза
меньше, чем на содержание императорского двора, духовенства, тюрем и полиции.
В
связи с ростом военных и административных расходов значительно вырос
государственный долг. Огромные долги, сделанные царизмом во время войны с
Японией и первой русской революции, возросли еще больше в связи с подготовкой к
новой войне. В 1914 г. государственный долг России составлял около 10,5 млрд.
руб. За 15 предвоенных лет иностранным капиталистам было выплачено только в
виде процентов по займам и дивидендов около 5 млрд. руб. - больше, чем было
ввезено в Россию иностранных капиталов за это же время.
Монополизация экономики.
Развитие промышленности в
90-е годы характеризовалось очень высокой степенью концентрации производства и
рабочей силы. Так, на рубеже XIX и ХХ
вв. 5 доменных заводов давали более 25% обще российской выплавки чугуна; 5
крупнейших нефтяных фирм - 44,1% всей добычи нефти; 17 крупных донецких шахт -
свыше 2/3 всей угледобыче в стране; 8 крупнейших
сахарозаводчиков сосредотачивали в своих руках 54 сахарных завода - 30,3% всех
заводов и 38% всего производства сахара в стране.
Основные особенности,
стимулирующие подъем:
1.Россия была страной
молодого капитализма. Она позже других стран перешла к индустриализации,
поэтому большинство пром.предприятий, действовавших к началу 20 в., были
построены в последние десятилетия. Это были новые заводы, оснащенные новой
техникой и в соответствии с требованиями времени, это были крупные
акционерные предприятия.
2.В российскую
промышленность хлынул иностранный капитал. Высокие покровительственные
пошлины препятствовали ввозу сюда иностранных товаров, но можно было
ввезти капитал,построить здесь предприятия и продавать продукцию этого
предприятия, естественно, без пошлин. Основная часть иностранных капиталов
вкладывалась в тяжелую промышленность.
3.Содействовало подъему и
определяло его особенности и гос.железнодорожное строительство. По длине
жел.дорог к началу 20в. Россия заняла второе место в мире. Это достижение было,
однако, весьма относительно, если учесть территорию. Но строительство жел.дорог
давало сильный толчок к развитию отраслей тяжелой промышленности, обеспечивая
заказы на металл, уголь, паровозы, то есть создавая рынок сбыта для
соответствующих отраслей.
После промышленного подъема
90-х годов в 1900-1903гг. в России разразился новый экономический кризис. Его
первым симптомом был денежный кризис, который начался еще летом 1899г. Резко
обесценились акции промышленных предприятий, обанкротился ряд банков,
значительно сократился кредит.
Вслед за денежным кризисом
наступил промышленный. Началось падение цен, товары наводнили рынок.
Экономический кризис 1900 - 1903 гг. имел для хозяйства России очень тяжелые
последствия. Особенно губительно он сказался на тех отраслях промышленности,
которые в период подъема 90-х годов развивались наиболее высокими темпами (
черная металлургия, топливная промышленность ). В целом за три кризисных года
закрылось до 3 тыс. предприятий. В 1904 г. промышленность России начала
выходить из экономического кризиса.
Война 1904 - 1905 гг.
вскрыла экономическую отсталость России, оказала пагубное влияние на хозяйство
страны. Только непосредственно военные расходы составили 2617 млн. руб.
Стабильность денежной системы России оказалась подорванной.
Революция 1905 -1907 гг.
оказала значительное влияние на народное хозяйство России. Накануне революции
промышленность страны находилась в состоянии депрессии. Стачечное движение
рабочих и локауты со стороны предпринимателей обусловили новое падение
производства в 1905 г. Финансовая система России пришла в расстройство.
На помощь русской буржуазии
пришли французские финансисты, предоставили царскому правительству на кабальных
условиях новый громадный заем в 2,25 млрд. франков и тем самым спасли царизм от
неминуемого банкротства.
В 1906-1907гг. в
промышленности России наступило кратковременное оживление, обусловленное в
известной степени расширением внутреннего рынка в связи с некоторым повышением
социальной подвижности крестьянства и быстрым обогащением кулачества. Однако
уже в 1908 г. появились симптомы нового кризиса. Кризис, хотя и не отличался
особой остротой, нанес серьезный ущерб ряду отраслей промышленности, в
частности металлургии и металлообработке. В 1909 г. бездействовало свыше
половины доменных печей, а машиностроительные заводы работали с незначительной
нагрузкой. Сильно ударил кризис по горнозаводской промышленности. Менее
глубоким был кризис в легкой промышленности.
С конца 1909 г. в
промышленности России началось оживление, а затем наступил новый подъем,
продолжавшийся до 1913 - 1914 гг. Промышленники, стремясь снизить себестоимость
продукции и повысить конкурентоспособность своих предприятий, начали обновлять
основной капитал. Это вызвало увеличение спроса на машины, станки, двигатели и
стимулировало производство металла, добычу угля и т.д. Промышленному подъему
способствовало и проводимое правительством перевооружение армии. Несколько
урожайных лет подряд также содействовали повышению спроса на промышленные
товары со стороны помещиков и кулаков.
Промышленный подъем был
значительным. По темпам роста промышленности Россия шла на уровне США, обгоняя
другие капиталистические страны. общий прирост промышленной продукции за 1908
-1913 гг. составил 50,8%.
Процесс монополизации
российской экономики получил новый импульс. Кризис начал века, разорив
массу слабых предприятий, ускорил процесс концентрации промышленного
производства. Бурными темпами шло акционирование предприятий. в
результате на смену временным предпринимательским объединениям 80-90х годов
пришли мощные монополии- в основном картели и синдикаты, объединявшие
предприятия для совместного сбыта продукции ( Продамед, Продуголь,
Продвагон, Продпаровоз и др.).
Толчком который ускорил
образование монополий и переход к империализму в России ,стал мировой
экономический кризис 1900-1903.Этот кризис в России усиливало то
обстоятельство, что предшествовавший ему подъем 90х годов был в определенной
степени искусственным .Этот подъем стимулировали казенные железнодорожные
заказы, т.е. временный, искусственный рынок. Иногда акционерные компании
создавались только для получения такого заказа без расчета на продолжения
производства,когда заказ будет выполнен. С завершением строительства Сибирской
магистрали, естественно, казенные заказы уменьшились . Кризис способствовал
массовому созданию монополий. Российские монополии стали возникать в форме
синдикатов. Синдикат это низшая форма монополий, он объединяет не
производство, а только сбыт продукции. Промышленники создают общую сбытовую
организацию, чем ставят рынок под контроль.
Особенно интенсивно процесс
монополизации проходил в нефтяной промышленности. Здесь преобладали монополии
трестового типа, в которых руководящую роль играл иностранный капитал.
Менее интенсивно проходила монополизация
легкой промышленности. В 1910 г. возник синдикат суконных фабрикантов, 1912 г.
- синдикат льнопромышленников. В 1912 - 1913 гг. были образованы табачный и
спичечный синдикаты. В пищевой промышленности важнейшее место занимал синдикат
сахарозаводчиков. Монополизируется транспорт, главным образом водный. В речном
и морском транспорте преобладали не синдикаты, как в промышленности, а тресты.
Тому, что российские
монополии возникали в форме синдикатов, способствовали покровительственные
пошлины, которыми был защищен русский рынок . Цены на импортные товары здесь
были повышенными что позволяло соответственно повысить цены и на русские
товары . Кроме того , синдикат образовывался легче, чем трест .Достаточно было
промышленникам собраться и договориться:внутри синдиката они оставались
хозяевами своих предприятий. А трест возникает в ходе длительного процесса
конкурентной борьбы, когда одна фирма разоряет своих соперников. Среди
монополистических объединений в России преобладали синдикаты, но появились
здесь и монополии высшего типа-тресты и концерны. Рождение многоотраслевых
корпораций на базе именно х/б промышленности в россии было закономерным.
В первой половине 19в. это
была ед.крупная отрасль промышленности ,развивавшаяся по капиталистически,без
крепостных рабочих и крепостнических привилегий.Здесь накапливались не только
капиталы, но и опыт буржуазного хозяйствования. В целом политика монополий
приносила ущерб хозяйству страны. Монополии в россии начали оказывать давление
на государство, подкупая правительственных чиновников. Особенно тесные связи
между государством и пром.буржуазией наблюдались в военнпромышленном комплексе
:треть гос. расходов накануне мировой войны составляли военные расходы ,
отчего казна терпела огромные убытки.
Одновременно с образованием
промышленных монополий в России происходил процесс концентрации банков и
формирования финансовых групп. Образуя гигантские банковские монополии,
отдельные мелкие банки превращаются в местные филиалы крупнейших банков. Если
число коммерческих банков увеличилось незначительно - с 43 в конце XIX в. До 50 перед войной, то
неизмеримо больше выросли средства, которыми они располагали, - только с 1910
по 1914 г. в четыре раза. В 1914 г. свыше 80% всех банковских средств
приходилось на долю 12 банков, в том числе на долю пяти банков - около половины
средств.
Крупнейшими банками были
Азово-Донской, капитал которого составлял 92,1 млн. руб., Петербургский
международный с капиталом в 79 млн. руб., Русско-Азиатский - 78,5 млн. руб.,
Русский банк для внешней торговли 67,8 млн. руб., Азово-Донской банк участвовал
в металлургии Юга, угледобыче Донбасса, контролировал стекольную и цементную
промышленность, текстильные и сахарные предприятия, владел пароходными и
железнодорожными компаниями. Таким образом, продолжалось слияние банковского
капитала с промышленным, образование финансового капитала и финансовой
олигархии, которая перед первой мировой войной установила полное господство в
русской экономике. Особенностью банковской системы в россии было то, что во
главе ее стоял Российский гос.банк . Он был крупнейшим в мире, потому что его
капитал составляли гос. золотой фонд и средства гос. учреждений. Это была
важная особенность россии того времени, потому что главные банки др.стран
тогда были акционерами, и не являлись собственностью гос-ва. Он был
эмиссионным, т.е. именно он выпускал бумажные деньги. Он мог эффективно
контролировать акционерные банки, что нейтрализовало влияние иностранного
капитала в эти банки. К началу мировой войны в России сложились и
фин.группы, то есть каждый крупный банк (и даже не очень крупный
)контролировал пром.фирмы и монополии.
Увеличилось сосредоточение
денежных средств в банковской системе в 1909 - 1914гг. Процесс накопления в
кредитно-банковских учреждениях характеризовался следующими цифрами роста
собственного капитала банков и притока чужих средств (млн. руб.)
Таким образом, размеры
средств, которыми располагала банковская сеть ( без ипотечных банков ) для
финансирования промышленности и торговли, за 15 лет удвоился более чем в 2
раза.
Одновременно шло
укрепление банков и образование банковских групп (Русско-Азиатского,
Петербургского международного, Азовско-Донского банков). Укреплялись их связи
с промышленностью, в результате чего возникали новые монополистические
объединения типа трестов и концернов. Вывоз капиталов из России не получил
особого размаха, что объяснялось как недостатком финансовых средств, так и
необходимостью освоения огромных колониальных районов империи. Незначительным
было и участие российских предпринимателей в международных союзах. Россия
включилась в передел сфер влияния в мире, но при этом наряду с
интересами российской буржуазии значительную роль играли
военно-феодальные устремления царизма. Несмотря на высокие темпы
экономического развития, России все же не удалось догнать ведущие страны
Запада. В начале XX в. она была
среднеразвитой аграрно-индустриальной страной с ярко выраженной
многоукладностью экономики.
Заключение.
В конце XIX - начале XXв. мировое общество вступило в новую
фазу своего развития. Капитализм стал основной мировой системой, достигнув
в передовых странах империалистической стадии. Основными ее чертами были:
1) монополии, возникающие
на основе высокой концентрации производства и капиталов и захватившие
господствующее позиции в экономике;
2) сращивание промышленности
с банками и образование финансового капитала, мощной финансовой олигархии;
3) наряду с вывозом
товаров приобрел широкий размах вывоз капиталов (в форме государственных
займов или прямых вложений в экономику);
4) возникновение
международных монополистических союзов и обострение в связи с этим
борьбы за рынки сбыта, сырья, сферы приложения капиталов;
5) обострение борьбы между
ведущими странами мира, что привело к ряду локальных воин, а затем к
развязыванию первой мировой войны.
Россия относилась ко
"второму эшелону" стран, вступивших на путь капиталистического
развития позднее ведущих стран Запада. Но за пореформенное сорокалетие,
благодаря высоким темпам роста, прежде всего промышленности, она
проделала путь, на который Западу потребовались века. Этому способствовал
ряд факторов и прежде всего возможность использовать опыт и помощь развитых
капиталистических стран, а также экономическая политика правительства,
направленная на форсированное развитие некоторых отраслей
промышленности и железнодорожное строительство. В результате российский
капитализм вступил в империалистическую стадию почти одновременно с передовыми
странами Запада. Для него были характерны все основные черты,
свойственные этой стадии, хотя имелись и свои особенности.
За период от реформы 1861 г.
до начала первой мировой войны русская промышленность прошла значительный путь
развития. Производство промышленной продукции возросло в 12,5 раза, тогда как в
Германии - в 7, а во Франции - только в 3 раза. Общая численность рабочего
класса увеличилась примерно в 4 раза.
Однако промышленное
отставание России от капиталистических стран Запада не было ликвидировано. В
1913 г. Россия занимала лишь пятое место в мире по производству промышленной
продукции и по выплавке стали, шестое по добыче угля, восьмое по производству
электроэнергии.
Вследствие однобокого
развития промышленности страна зависела от запада в техническом отношении.
Такие новые в то время отрасли промышленности, как производство качественных
сталей, автотракторостроение и другие, в России отсутствовали или находились в
зачаточном состоянии.
Результаты реформы характеризуются
быстрым ростом аграрного производства, увеличением емкости внутреннего рынка,
возрастанием экспорта сельскохозяйственной продукции, причем торговый баланс
России приобретал все более активный характер. В результате удалось не
только вывести сельское хозяйство из кризиса, но и превратить его в
доминанту экономического развития России.
Валовый доход всего
сельского хозяйства составил в 1913 году 52,6% от общего ВД. Доход всего
народного хозяйства благодаря увеличению стоимости, созданной в сельском
хозяйстве, возрос в сопоставимых ценах с 1900 по 1913 годы на 33,8%.
Дифференциация видов аграрного
производства по районам привела к росту товарности сельского хозяйства.
Три четверти всего переработанного индустрией сырья поступало от сельского
хозяйства. Товарооборот сельскохозяйственной продукции увеличился
за период реформы на 46%.
Еще больше ,на 61% по сравнению с
1901-1905 годами, возрос в предвоенные годы экспорт сельскохозяйственной
продукции. Россия была крупнейшим производителем и экспортером хлеба и льна,
ряда продуктов животноводства. Так, в 1910 году экспорт российской
пшеницы составил 36,4% общего мирового экспорта.
Сказанное вовсе не означает, что
предвоенную Россию следует представлять "крестьянским раем". Не были
решены проблемы голода и аграрного перенаселения. Страна по-прежнему
страдала от технической, экономической и культурной отсталости.
История повторяется. Как неудивительно,
подобная ошибка была совершена значительно позже и совсем в иных исторических
условиях. Экономическая реформа провалилась у нас, как мне кажется точно по
той же причине: ее хотели осуществить вне демократии и без демократии.
Результат известен и вывод очевиден: не повторять ошибок истории.
Список использованной
литературы
1. В.Т. Чунтулов, Н.С. Кривцов
и др. “Экономическая история СССР”, Москва, “Высшая школа”, 1987 г.
2. Л.Н. Жарова, И.А. Митина.
“История Отечества 1900-1940”.
М.: Издательство
“Просвещение”. 1992 г.
3. С.В. Кулешов и др. “ История Отечества “
Москва, 1991 г.
4. С.В. Мироненко. “История
Отечества: люди, идеи, решения.
Очерки истории России 19-начала 20 вв.”,
Москва, 1991 г.
|