|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Научно-технический прогресс и экономический ростНаучно-технический прогресс и экономический ростСОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………..2 Понятие экономического роста…………………………………….3 Типы экономического роста………………………………………..3 Факторы экономического роста……………………………………4 Государственное регулирование экономического роста………....6 Качество жизни и экономический рост…………………………....7 Стадии экономического роста……………………………………...9 Экстенсивный и интенсивный типы экономического роста. Типы научно-технического прогресса (НТП)…………………....11 Внедрение НТП…………………………………………………….13 Методы регулирования…………………………………………....13 Механизм стимулирования НТП………………………………....17 Финансирование НТП……………………………………………..18 Кредитование НТП………………………………………………...20 Заключение………………………………………………………....23 Список использованной литературы ………………………….....25
Введение Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления. В этих обстоятельствах инновация изначально нацелена на практический коммерческий результат. Сама идея, дающая толчок, имеет меркантильное содержание: это уже не результат “чистой науки”, полученный университетским ученым в свободном, ничем не ограниченном творческом поиске. В практической направленности инновационной идеи и состоит ее притягательная сила для капиталистических компаний. Инновация есть скорее экономический и социальный, нежели технический термин. Она не обязательно должна быть чем-то техническим. Прежде всего, необходимо ответить на вопрос: “Что же такое инновация?” Инновация может быть определена так, как Ж.Б. Сей определил предпринимательство - то есть как изменение отдачи ресурсов. Или, как сказал бы современный экономист в терминах спроса и предложения, - как изменения в ценности и удовлетворённости, получаемых потребителем из используемых им ресурсов (или же нововведения в их использовании). Таким образом, предпринимателей отличает инновационный тип мышления. Предпринимательство основывается на экономических и социальных теориях, согласно которым изменения - вполне нормальное и естественное явление. Главная же задача общества и особенно экономики видится в получении чего-то иного, отличного от предыдущего, а не в улучшении уже существующего. Таким образом, перед предпринимателями стоит задача научиться осуществлять инновационные решения на систематической основе. Систематическая инновация, поэтому, состоит в целенаправленном, организованном поиске изменений и в систематическом анализе тех возможностей, которые эти изменения могут дать для экономических или социальных нововведений. Выделяют следующие изменения, или источники инноваций: Неожиданное событие, которым может быть неожиданный успех, неожиданная неудача; Несоответствие между реальностью, такой, каковой она является, и её отражением во мнениях и в оценках людей; Изменение потребностей производственного процесса Изменения в структуре отрасли или рынка; Демографические изменения; Изменения в восприятии и в ценностных установках; Новые знания, научные и ненаучные Мало существует технических инноваций, которые смогут соперничать по влиянию с такими изобретениями, как, например, продажа товаров в рассрочку, которая буквально преобразила всю сферу торговли. Возвышение потребностей, исчерпание традиционных ресурсов, увеличение численности населения обуславливают решение двуединой задачи: экономического роста и эффективности экономики. Экономический рост есть увеличение объема создаваемых полезностей а, следовательно, есть повышение жизненного уровня населения. Сам по себе экономический рост противоречив. Так, можно добиться увеличения производства и потребления материальных благ за счет ухудшения их качества, за счет экономии на очистных сооружениях и ухудшения условий жизни, добиться временного роста производства можно и за счет хищнической эксплуатации ресурсов. Такой рост или неустойчив или вообще лишен смысла. Поэтому экономический рост имеет смысл тогда, когда он сочетается с социальной стабильностью и социальным оптимизмом. Такой рост предполагает достижение ряда сбалансированных целей: увеличения продолжительности жизни, снижения заболеваемости и травматизма; повышения уровня образования и культуры; более полного удовлетворения потребностей и рационализации потребления; социальной стабильности и уверенности в своем будущем; преодоления нищеты и кричащих различий в уровне жизни; достижения максимальной занятости; защиты окружающей среды и повышения экологической безопасности; снижения преступности.
Понятие экономического роста Экономический рост – это обобщающий показатель развития человеческого общества. Он свидетельствует о затратах труда и его производительности, росте благосостояния отдельных людей и общества в целом. Экономический рост – это составляющая экономического развития, выражающаяся в количественном увеличении валового национального продукта (ВНП). Экономический рост определяется и измеряется двумя взаимосвязанными способами: как увеличение реального ВНП за некоторый период времени или как увеличение реального ВНП за некоторый период времени на душу населения. Использоваться могут оба определения. Например, если в центре внимания находятся проблемы военнополитического потенциала, более подходящим представляется первое определение. Но при сравнении жизненного уровня населения в отдельных странах и регионах явно более предпочтительным является второе определение. Так, ВНП Индии почти на 70% превосходит ВНП Швейцарии, однако по уровню жизни населения Индия отстает от Швейцарии более чем в 60 раз. Категория экономического роста является важнейшей характеристикой общественного производства при любых хозяйственных системах. Экономический рост- это количественное и качественное совершенствование общественного продукта за определенный период времени. Экономический рост означает, что на каждом данном отрезке времени в какой-то степени облегчается решение проблемы ограниченности ресурсов и становится возможным удовлетворение более широкого круга потребностей человека. В самом общем виде экономический рост означает количественное и качественное изменение результатов производства и его факторов (их производительности). Свое выражение экономический рост находит в увеличении потенциального и реального валового национального продукта (ВНП), в возрастании экономической мощи нации, страны, региона. Это увеличение можно измерить двумя взаимосвязанными показателями: ростом за определенный период времени реального ВНП или ростом ВНП на душу населения. В связи с этим статистическим показателем, отражающим экономический рост, является годовой темп роста ВНП в процентах. Проблемы экономического роста занимают в настоящее время центральное место в экономических дискуссиях и обсуждениях, ведущихся представителями разных наций, народов и их правительств. Растущий объем реального производства позволяет в какой-то степени разрешить проблему, с которой сталкивается любая хозяйственная система: ограниченностью ресурсов при безграничности человеческих потребностей.
Типы экономического роста Принято различать экстенсивный и интенсивный тип экономического роста. В первом случае увеличение общественного продукта происходит за счет количественного увеличения факторов производства: вовлечение в производство дополнительных ресурсов труда, капитала (средств производства), земли. При этом технологическая база производства остается неизменной. Так, распашка целинных земель с целью получения большого количества зерновых культур, вовлечение все большего и большего количества рабочих для строительства электростанций, производство все большего количества зерноуборочных комбайнов- все это примеры экстенсивного пути увеличения общественного продукта. При этом типе экономического роста прирост продукции достигается за счет количественного роста численности и квалификационного состава работников и за счет увеличения мощности предприятия, т.е. увеличения установленного оборудования. В результате выпуск продукции в расчете на одного работника остается прежним. При интенсивном типе роста главное- повышение производственной эффективности, рост отдачи от использования всех факторов производства, хотя количество применяемого труда, капитала и др.может оставаться неизменным. Главное здесь- совершенствование технологии производства, повышение качества основных факторов производства. Важнейший фактор интенсивного экономического роста- повышение производительности труда. Этот показатель можно представить в виде дроби: ПТ=П/Т, где ПТ- производительность труда, П- созданный продукт в натуральном или денежном выражении, Т- затраты единицы труда (например, человеко-час). Интенсивный тип экономического роста характеризуется увеличением масштабов выпуска продукции, который основывается на широком использовании более эффективных и качественно совершенных факторов производства. Рост масштабов производства, как правило, обеспечивается за счет применения более совершенной техники, передовых технологий, достижений науки, более экономичных ресурсов, повышения квалификации работников. За счет этих факторов достигается повышение качества продукции, рост производительности труда, ресурсосбережения и т.п. В условиях научно- технической революции, развернувшейся с середины ХХ века, преимущественным типом развития в западных индустриальных странах становится интенсивный экономический рост.
Факторы экономического роста Экономический рост можно оценить с помощью системы взаимосвязанных показателей, отражающих изменение результата производства и его факторов. В условиях рыночной экономики для обеспечения производства товаров и услуг необходимы три фактора производства: труд, капитал и земля (природные ресурсы). Следовательно, совокупный продукт Y есть функция от затрат труда (L), капитала (K), и природных ресурсов (N): Y=f(L,К,N) Для характеристики экономического роста используется ряд показателей, с помощью которых измеряется результативность применения отдельных факторов производства. В экономической теории принято выделять факторы, лежащие как на стороне совокупного предложения. К последним относятся: а) количество и качество природных ресурсов; б) количество и качество трудовых ресурсов; в) объем основного капитала; г) уровень научно- технического прогресса (технология). От факторов совокупного спроса зависит реализация выросшего национального продукта, т.е. все элементы совокупного спроса должны обеспечивать полную занятость всех увеличивающихся ресурсов. Кроме того, к факторам, связанным с совокупным спросом, относится и эффективное распределение ресурсов. Важнейшим из факторов являются затраты труда. Этот фактор определяется прежде всего численностью населения страны. Однако часть населения не включается в число трудоспособных и не выходит на рынок труда, к ней относятся учащиеся, пенсионеры, военнослужащие и т.д. Желающие работать образуют так называемую рабочую силу. Кроме того, в составе рабочей силы выделяются безработные, т.е. те, кто имеет желание работать, но не может найти работу. Так, в США занятые составляют 46% всего населения (252,6 млн. чел.) в 1991 году. Однако изменение затрат труда числом занятых не в полной мере отражает действительное положение вещей. Наиболее точным измерителем затрат труда является показатель количества отработанных человеко-часов, позволяющий учесть суммарные затраты рабочего времени. Увеличение затрат рабочего времени зависит от ряда факторов: от темпов прироста населения, от желания работать, от уровня безработицы, уровня пенсионного обеспечения и т.п. Все факторы меняются во времени и по странам, создавая исходные различия в темпах и уровнях экономического развития. Наряду с количественными факторами важную роль играет качество рабочей силы и соответственно затрат труда в процессе производства. По мере возрастающего образования и квалификации работников происходит повышение производительности труда, что способствует повышению уровня и темпов экономического роста. Иначе говоря, затраты труда могут расширятся без какого-либо увеличения рабочего времени и численности занятых, а лишь за счет повышения качества рабочей силы. Другим важным фактором экономического роста является капитал- это оборудование, здания и товарные запасы. Основной капитал включает и жилой фонд, потому что люди, живущие в домах, извлекают выгоду из услуг, предоставляемых домами. Фабричные здания и конторы с их оборудованием являются факторами производства, потому что работники, вооруженные большим количеством машин, будут производить больше товаров. Товарные запасы также вносят свой вклад в производство. Затраты капитала зависят от величины накопленного капитала. В свою очередь, накопление капитала зависит от нормы накопления: чем выше норма накопления, тем больше (при прочих равных условиях) размеры капиталовложений. Прирост капитала также зависит и от размаха накопленных активов- чем они больше, тем меньше, при прочих равных условиях, скорость увеличения капитала, темп его роста. Так, например, размеры накопленного капитала в США и странах Западной Европы велики и темпы его роста в 3-5 раз ниже, чем в таких странах, как Южная Корея, Бразилия, Тайвань и др., где процесс накопления начался сравнительно недавно. При этом следует иметь в виду, что объем основного капитала, приходящего на одного работника, т.е. капиталовооруженность, является решающим фактором, определяющим динамику производительности труда. Если за определенный период возрастал объем капиталовложений, а численность рабочей силы увеличилась в большей степени, то производительность труда будет падать, так как сокращается капиталовооруженность каждого работника. Важным фактором экономического роста является земля, а точнее, количество и качество природных ресурсов. Очевидно, что большие запасы разнообразных природных ресурсов, наличие плодородных земель, благоприятные климатические и погодные условия, значительные запасы минеральных и энергетических ресурсов вносят весомый вклад в экономический рост страны. Однако наличие обильных природных ресурсов не всегда является самодостаточным фактором экономического роста. Например, некоторые страны Африки и Южной Америки обладают существенными запасами природных ресурсов, но до сих пор состоят в списках отсталых стран. Это означает, что только эффективное использование ресурсов ведет к экономическому росту. Научно-технический прогресс является важным двигателем экономического роста. Он охватывает целый ряд явлений, характеризующих совершенствование процесса производства. Научно- технический процесс включает в себя совершенствование технологий, новые методы и формы управления и организации производства. Научно-технический прогресс позволяет по-новому комбинировать данные ресурсы с целью увеличения конечного выпуска продукции. При этом, как правило, возникают новые, более эффективные отрасли. Увеличение эффективного производства становится основным фактором экономического роста.
Государственное регулирование экономического роста Государство играет значительную роль в регулировании экономического роста и следует рассмотреть какие меры государственного регулирования наилучшем образом могут стимулировать этот процесс. 1. Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. Обычно они объясняют низкие темпы роста неадекватным уровнем совокупных расходов, которые не обеспечивают необходимого прироста ВНП. Поэтому они проповедуют низкие ставки процента (политику “дешевых денег”) как средство стимулирования капиталовложений. При необходимости финансово-бюджетная политика может использоваться для ограничения правительственных расходов и потребления, с тем чтобы высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции. 2. В противоположность кейнсианцам , сторонники “экономики предложения” делают упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. В частности, они призывают к снижению налогов как к средству, стимулирующему сбережения и капиталовложения, поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск. Например, снижение или отмена налога на доход от процентов приведет к увеличению отдачи от сбережений. Аналогичным образом, если облагать подоходным налогом суммы, идущие на выплаты по процентам, это приведет к ограничению потребления и стимулированию сбережений. Некоторые экономисты выступают за введение единого налога на потребление в качестве полной или частичной замены личного подоходного налога. Смысл этого предложения состоит в ограничении потребления и стимулировании сбережений. В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыли корпораций, в частности предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. Было бы правомерно сказать, что кейнсианцы уделяют больше внимания краткосрочным целям, а именно поддержанию высокого уровня реального ВНП, воздействия на совокупные расходы. В отличие от них, сторонники “экономики предложения” отдают предпочтения долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост общественного продукта при полной занятости и полной загрузке производственных мощностей. 3. Экономисты разных теоретических направлений рекомендуют и другие возможные методы стимулирования экономического роста. Например, некоторые ученые пропагандируют индустриальную политику, посредством которой правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста. Правительство могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низко производительных отраслей. Правительство также могло бы увеличить свои расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимулируя технический прогресс. Рост расходов на образования также может способствовать повышению качества рабочей силы и росту производительности труда. При всей многочисленности и сложности возможных методов стимулирования экономического роста большинство экономистов едины в том, что увеличение темпов экономического роста является весьма непростой задачей, - капиталоемкость и склонность к сбережениям нелегко поддаются мерам регулирования.
Графически (рис.1.1) экономический рост может быть представлен как постоянный сдвиг вправо кривой производственных возможностей. Этот сдвиг означает, что растет способность экономики производить товары и услуги. Однако экономика может и не реализовать все свои возможности, если не будут полностью заняты ее ресурсы (труд, физический капитал и др.), т.е. графически экономика будет «действовать внутри треугольника ОАВ». Чтобы оставаться на кривых АВ и CD, совокупный спрос должен увеличиваться быстро и полностью использовать производительную способность растущей экономики. Экономика не будет действовать на кривой производственных возможностей также и в том случае, если какой-либо из ее ресурсов не будет эффективно распределен, т.е. задействован там, где он наиболее продуктивен и полезен. Рис. 1.1 Экономический рост и кривая производственных возможностей
Если экономика должна действовать на постепенно смещающейся вправо кривой производственных возможностей, ее ресурсы должны быть полностью заняты и эффективно размещены. Для устранения неполной занятости фискальная и денежная политика должны стимулировать достаточно быстрый рост совокупного спроса, чтобы использовать растущую продуктивность экономики. Темп роста совокупного спроса и экономический рост взаимосвязаны. Если этот темп будет недостаточен, то снизится занятость ресурсов, возникнет недогрузка мощностей и часть инвестиционных товаров не будет произведена. А не произведенные сегодня инвестиционные товары завтра не смогут произвести потребительские товары. При недостаточном темпе роста совокупного спроса экономика будет действовать внутри кривой производственных возможностей .
По мнению многих современных учёных, экономический рост в наши дни достигается в основном за счёт интенсивных факторов (научно-технический прогресс (НТП), повышение квалификации рабочей силы и.т.д.).
Качество жизни и экономический рост И кейнсианцы, и неоклассики давали рекомендации, направленные, в основном, на количественное увеличение экономического роста. Однако, для того, чтобы объективно исследовать такой сложнейший процесс, как экономический рост, количественных показателей явно недостаточно. Следует их дополнить системой качественных параметров. К последним относится т.н. «качество жизни» - совокупность социальных, культурных и моральных ценностей, дающих человеку возможность жить в гармонии с окружающим миром и с самим собой. Основными составляющими качества жизни являются: • улучшение материального благосостояния населения; • увеличение свободного времени как основы гармоничного развития личности; • повышение уровня развития отраслей социальной инфраструктуры; • рост инвестиций в человеческий капитал; • обеспечение безопасности условий труда и жизни людей; • социальная защищенность безработных и нетрудоспособных; • поддержание полной занятости в условиях растущего объема предложения на рынке труда. Следует отметить, что между качеством жизни и количественными поеазателями экономического роста существуют противоречия.Например, повышение продолжительности рабочего дня и связанное с ним снижение свободного времени хоть и ведут к экономическому росту, но, в то же время, снижают качество жизни. Кроме того, нельзя забывать, что человечество не имеет морального права приобретать материальные блага за счёт хищнического потребления природных ресурсов, производства наркотиков, порнографической продукции и.т.д.. Нельзя забывать о цене, которую мы платим за экономический рост. С ростом промышленности растёт и количество отходов, выбрасываемых в окружающую среду. НТП превратил людей из творцов в придатки машин, кроме того, его темпы порождают неуверенность в собственных знаниях, которые могут очень быстро оказаться устаревшими. Мы видим, что существуют как «за», так и «против» экономического роста. Какое решение должно принять человечество в сложившейся ситуации? Воспользуемся аналогией. Образно нашу планету можно уподобить кораблю, попавшему в туман в открытом океане. Для тех, кто имеет в своем распоряжении каюты «люкс» и большие запасы продуктов (развитие страны), разумно приостановить плавание и дождаться, пока туман рассеется. Те же, кто не имеет ничего и ютится на палубе (слаборазвитые страны), рискуют из-за такой остановки просто не доплыть до берега. Поэтому, если развитые страны не стремятся к максимальному экономическому росту, (оптимальными считаются невысокие (2-3 % в год), но устойчивые темпы) то для слаборазвитых стран значительный экономический рост жизненно необходим. Таким образом, мы видим, что экономический рост является одной из важнейших характеристик экономического развития, обеспечивает материальное благосостояние как страны в целом, так и отдельных граждан. Экономический рост может осуществляться интенсивным и экстенсивным путём. Первый является более предпочтительным для высоко развитых стран, так как позволяет увеличивать производство, не используя дополнительных ресурсов и не ухудшая экологию. Экстенсивный способ более приемлем для развивающихся стран с низким уровнем технологий, большим количеством ресурсов и дешёвой рабочей силой. Как основные модели экономического роста рассматриваются неоклассическая и кейнсианская, во многом противоречащие друг другу. Очевидно, что использование той или иной модели должно зависеть от конкретных условий, в которых находится государство. Несмотря на внимание, уделяемое проблемам экономического роста, многие задаются вопросом о самой его необходимости. Против экономического роста выдвигаются различные аргументы: загрязнение окружающей среды, исчезновение творческого труда и.т.д., однако необходимо признать, что человечество не может двигаться по пути регресса и, соответственно, неможет отказаться от экономического роста.
Стадии экономического роста В экономической теории существуют различные концепции деления общества на стадии роста. Суть формационной теории, разработанной К. Марксом и его последователями, кратко может быть сведена к следующему: производительные силы, существующие на определенном этапе развития, и производственные отношения общества находятся в единстве и взаимодействии. Это единство выражается понятием «способ производства». В свою очередь производственные отношения выступают как базис (основа) для действующих институтов политической власти, господствующей в обществе морали и теологии, принципов организации национальных, семейных и прочих общественных отношений. Все эти отношения и институты в целом образуют понятие «надстройка». Способ производства в единстве с надстройкой составляет общественно-экономическую формацию. В качестве таковых К. Марксом было выделено пять: • первобытная; • рабовладельческая; • феодальная; • капиталистическая; • коммунистическая формация. Исторический ход развития общества представляет собой последовательную смену формаций. Движущей силой перехода от одной формации к другой является обострение в рамках единства производительных сил и производственных отношений противоречия между ними. Суть противоречия состоит в том, что производительные силы развиваются быстрее, чем производственные отношения. Когда отставание становится значительным, количественные изменения переходят в качественные и происходит скачок в производственных отношениях: они резко изменяются для того, чтобы открыть простор для развития прогрессивных производительных сил.(9) В свою очередь качественное изменение производственных отношений обусловливает необходимость перестройки всей надстройки общества. Смена формации происходит революционным путем: старая система разрушается и создается новая. Тем самым восстанавливается соответствие производительных сил и производственных отношений. Таким образом, в ходе исторического развития происходит отрицание более прогрессивной и динамично развивающейся стороной способа производства (производительными силами) менее прогрессивной стороны – производственных отношений, С этих позиций рассматривается, в частности, историческая судьба рыночной экономики. Для первобытного общества как исторически первой из существующих формаций присуще объединение производителя и потребителя в одном лице в силу неразвитости разделения труда в обществе. Поэтому здесь рыночные связи носят характер случайного обмена излишков добытых продуктов. По мере развития разделения труда происходят изменения в отношениях собственности: на смену общинной приходит частная и развивается обмен. Поскольку основой производства является ручной труд, объектом частной собственности первоначально становятся сами работники, что приводит к возникновению рабовладельческого общества. Аналогично прослеживается преобразование рабовладельческого общества в феодальное, феодального – в капиталистическое. Затем делается вывод, что на определенном этапе капитализма в результате постоянного усиления концентрации производства создаются производительные силы, обобществленные в масштабах национальной экономики, о чем свидетельствует формирование гигантских корпораций, монополизирующих отраслевое производство. Монополия ведет к стагнации производительных сил (отсутствует конкуренция, заставляющая монополистов снижать издержки производства и внедрять достижения НТП) и одновременно создает методы управления, позволяющие регулировать хозяйственную деятельность отрасли в масштабах всей страны. Поэтому налицо, во-первых, необходимость ликвидации монополии, мешающей развиваться производственным силам, во-вторых, возможность использования созданного ею аппарата, принципов и методов управления в интересах всего общества. Необходимость и возможность на определенном этапе развития общества неизбежно должны превратиться в действительность путем отрицания, т. е. обобществления частной собственности на средства производства, которая при переходе от первобытного общества к рабовладельческому сама являлась отрицанием общественной собственности. В результате такого отрицания должно сформироваться коммунистическое общество, базирующееся на общенародной собственности и непосредственном (нерыночном) обмене продуктами труда и услугами. Тем самым завершается на качественном уровне спираль общественного развития. По логике за данной стадией должна последовать новая спираль развития, начинающаяся с отрицания коммунистического общества, но этот процесс в марксистских концепциях формационного общества не рассматривался. В социальном плане историческое развитие при формационном подходе характеризуется как борьба между основными субъектами общества, в качестве которых рассматриваются классы – капиталисты, наемные рабочие, крестьяне. В основе деления исторической эволюции на стадии, по мнению У. Ростоу, лежат принципиальные различия трех основных обобщающих характеристик: уровня развития техники; нормы накопления темпов экономического роста; уровня потребления. В соответствии с качественным различием этих характеристик У. Ростоу выделил пять стадий экономического развития: 1) Традиционное, или классовое, общество. Для него типичны преобладание сельского хозяйства, деление общества на классы (по Ростоу, понятие «классы» идентично замкнутым, разобщенным кастам), статическое равновесие в экономике, низкая норма накопления, невосприимчивость производителей к НТП и высокие темпы роста населения. Сочетание низких темпов экономического роста и, напротив, высоких темпов роста населения ведет к падению реальных доходов на душу населения. Под давлением этой негативной тенденции постепенно происходит стабилизация численности населения и уровня доходов. 2) Стадия создания условий для разбега. Она характеризуется медленным, постепенным созданием условий для некоторого повышения эффективности производства и темпов роста экономики. 3) Стадия разбега. Ее отличительной особенностью является повышение нормы накопления в национальном доходе, создающее возможность использовать достижения НТП и преодолевать сопротивление развитию со стороны сложившихся институтов власти, традиций и обычаев. 4) Путь к зрелости. Возрастают темпы экономического роста. Расширение объема производства начинает опережать увеличение численности населения, что ведет к повышению уровня жизни. 5) Общество высокого массового потребления. На этой стадии заботы о ресурсных ограничениях роста объема производства отпадают. Напротив, усиливаются ограничения со стороны спроса и экологии, растет значимость товаров длительного пользования и услуг. Смена одной стадии экономического роста другой происходит, с точки зрения У. Ростоу, эволюционным, а не революционным путем. Разные страны проходят этот путь разными темпами и находятся на разных стадиях развития. Коммунизм отнесен им к категории «болезней переходного периода», обусловленных необходимостью ускоренной индустриализации.(5) В концепции трансформации человеческого общества, основанной на изменениях в технике производства, выделяются следующие периоды: 1) Доиндустриальный (1493 - 1793). В этот период происходит первоначальное накопление капитала и распределение территорий. 2) Индустриальный (1793 - 50-е гг. 20 в.). В этот период происходит становление мирового хозяйства, раздел территорий, мировые войны, передел уже поделённого мира, становление монополий. 3) Постиндустриальный (50-е гг. 20 в. - ). Современный этап развития человечества. Он характеризуется распадом колоний и появлением ряда новых независимых государств, крахом социалистической системы, активными экономическими интеграциями, появлением транснациональных компаний (ТНК). 4) Информационный. На этом этапе ведущая роль будет принадлежать науке и информационным технологиям. Человечество шагнёт на качественно новый уровень своего развития. Для современного этапа развития человечества характерно переосмысление путей общественного развития. Концепция экономического роста, базирующаяся на оценке количественных показателей увеличения масштабов производства, отходит на второй план. Она была применима, пока природные ресурсы казались неисчерпаемыми в силу ограниченного воздействия производственной деятельности на природную среду. В настоящее время большинство стран приходит к выводу о том, что проблемы роста надо рассматривать в более широком контексте: с позиций рассмотрения экономической деятельности как составной части общественного развития. В связи с этим все более важное значение приобретают проблемы экономии природных ресурсов и охраны окружающей среды, задачи обеспечения безопасности без гипертрофированного наращивания военного потенциала, вопросы сокращения неравенства в распределении доходов, сохранение нравственных ценностей, развитие творческого характера труда и другие составляющие характеристики эффективности и качества экономического роста. Кроме того, после войны в капиталистических странах произошла «революция потребления». Уровень жизни стал измеряться количеством автомобилей, телефонов, телевизоров и.т.д., приходящихся на душу населения. Например, в 1994 г. количество телефонов на 100 жителей составило: в Индии – 1, в Китае – 2, в Гонконге – 42,4, в США – 59, в Швеции – 68. Если на один автомобиль в развитых странах приходится 2 – 5 человек, то в развивающихся – до 2000 человек. Существуют различные концепции деления общества на стадии роста. Все они в той или иной степени основаны на различиях в средствах производства. Переход между стадиями может быть революционным (по К. Марксу) или эволюционным (по У. Ростоу). Современный этап развития человечества характеризуется научно-техническим прорывом, который позволил значительно увеличить производство и фактически создал «общество потребления» в развитых странах, где важную роль играют уже не количественные, а качественные показатели уровня жизни. В то же время, в развивающихся странах остро стоит проблема максимально быстрого экономического роста.
Экстенсивный и интенсивный типы экономического роста. Типы научно-технического прогресса (НТП) При экстенсивном типе развития экономический рост достигается путем количественного увеличения факторов производства, а при интенсивном — путем качественного их совершенствования и лучшего использования. Более того, в этом случае экономический рост возможен и при уменьшающихся темпах капитальных вложений, и даже при уменьшении их физического объема. В условиях экстенсивного роста изменение соотношения между его факторами происходит сравнительно равномерно и достижение максимума производства продукции ставится в зависимость главным образом от состояния экономических ресурсов, особенно от сочетания затрат труда и капитала, и лишь в определенной степени от научно-технического прогресса. В первом случае увеличение общественного продукта происходит за счет количественного увеличения факторов производства: вовлечение в производство дополнительных ресурсов труда, капитала (средств производства), земли. При этом технологическая база производства остается неизменной. Так, распашка целинных земель с целью получения большого количества зерновых культур, вовлечение все большего и большего количества рабочих для строительства электростанций, производство все большего количества зерноуборочных комбайнов- все это примеры экстенсивного пути увеличения общественного продукта. При этом типе экономического роста прирост продукции достигается за счет количественного роста численности и квалификационного состава работников и за счет увеличения мощности предприятия, т.е. увеличения установленного оборудования. В результате выпуск продукции в расчете на одного работника остается прежним. При интенсивном типе роста главное- повышение производственной эффективности, рост отдачи от использования всех факторов производства, хотя количество применяемого труда, капитала и др. может оставаться неизменным. Главное здесь- совершенствование технологии производства, повышение качества основных факторов производства. Важнейший фактор интенсивного экономического роста - повышение производительности труда. Этот показатель можно представить в виде дроби: ПТ=П/Т, где ПТ- производительность труда, П - созданный продукт в натуральном или денежном выражении, Т- затраты единицы труда (например, человеко-час). Интенсивный тип экономического роста характеризуется увеличением масштабов выпуска продукции, который основывается на широком использовании более эффективных и качественно совершенных факторов производства. Рост масштабов производства, как правило, обеспечивается за счет применения более совершенной техники, передовых технологий, достижений науки, более экономичных ресурсов, повышения квалификации работников. За счет этих факторов достигается повышение качества продукции, рост производительности труда, ресурсосбережения и т.п. В условиях научно - технической революции, развернувшейся с середины ХХ века, преимущественным типом развития в западных индустриальных странах становится интенсивный экономический рост. Научно – технический прогресс (прогресс от лат. Progressus – продвижение; успех) – единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники. Первый этап НТП относится к XVI – XVIII вв. , когда мануфактурное производство, нужды торговли, мореплаванья потребовали теоретического и экспериментального решения практических задач; второй этап связан с развитием машинного производства с конца XVIII в. – наука и техника взаимно стимулируют ускоряющие темпы развития друг друга; современный этап определяется научно – технической революцией, охватывает наряду с промышленностью, транспорт, связь, медицину, образование, быт. Научно–техническая революция–коренное качественное преобразование производственных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства, непосредственно производит силу. Началось с середины XX века. Резко ускоряет НТП, оказывает воздействие на все стороны жизни общества. Предъявляет возрастающие требования к уровню образования, квалификации, культуры, образованности, ответственности работников.
Внедрение НТП Приступая к разработке и осуществлению этой идеи, компании, разумеется, должны начать с авансирования денежного капитала. Существеннейшая специфика такого рода вложений состоит в том, что она связана с резко повышенной угрозой их потери: инновации носят рисковый характер. Вероятность успеха воплощения новой идеи в новом продукте достигает только 8,7%; из каждых 12 оригинальных идей только одна доходит до последней стадии массового производства и массовых продаж. Американский специалист в области инноваций Твисс отмечает, что коммерческий успех достигается лишь в 10% начатых проектов, следовательно, уровень неудачи можно оценить в 90%. Иными словами, отдача от вложения капитала в инновационный процесс имеет крайне мало общего с гарантированными выплатами ссудного процента на капитал в банке или дивиденда на акции. И потому, что такая отдача может при удачной реализации инновационного процесса оказаться сказочно большой, и потому, что может при неудаче отсутствовать вовсе, более того, погибнет и вложенный капитал. Какие же побудительные силы заставляют предпринимателей идти на столь значительный риск? Силы эти для любой экономической системы (малая инновационная фирма; крупная корпорация; группа промышленных компаний; “объединения” промышленных фирм, университетов, правительственных лабораторий в разных комбинациях и т.д.) могут быть подразделены на внутренние и внешние либо на имеющие объективную и субъективную природу. Так, к числу внутренних побудительных мотивов инновационной активности можно отнести необходимость замены устаревшего оборудования (объективная причина) или стремление группы талантливых инженеров реализовать свой творческий потенциал (субъективная причина). Набор внутренних побудительных мотивов инновационной активности индивидуален для каждой отдельной компании и в некоторых случаях играет решающую роль в том, чтобы предпринять решение об инновационном процессе. Так, для только что созданной малой фирмы рождение и освоение новшества может быть единственной возможностью завоевать место на рынке. Однако, зачастую внутренние причины оказываются недостаточно весомыми. Многим компаниям свойствен довольно устойчивый консерватизм в инновационной политике. Так, крупные монополии, добившиеся преобладания на рынке, обычно не имеют внутренних побудительных мотивов к риску, связанному с инновациями. Тут решающим стимулом могут выступить причины внешнего характера, в частности, обусловленные соответствующими мерами экономической политики государства.
Методы регулирования
Меры воздействия государства в области инноваций можно подразделить на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и избранной в связи с этим концепцией государственного регулирования - с упором на рынок или на централизованное воздействие. Как правило, в период экономического спада характерно преобладание “кейнсианского” подхода к государственной экономической политике, пред-полагающего чрезвычайно активное вмешательство государства в экономическую жизнь общества; в период подъема экономики берет верх философия консерватизма, отдающего предпочтение игре рыночных сил. В настоящее время экономисты по степени активности вмешательства государства в экономику выделяют три группы стран: в первой возобладала концепция необходимости активного вмешательства государства в управление экономикой (Япония и Франция); вторая характеризуется преобладающим упором на рыночные отношения (США, Великобритания); третья придерживается “промежуточного” варианта в экономической, в том числе и инновационной, политике: государственное регулирование сочетается с низкой степенью централизации государственного аппарата, используются косвенные методы воздействия при развитой системе согласования интересов правительства и бизнеса. Прямые методы государственного регулирования инновационных процессов осуществляются преимущественно в двух формах: административно-ведомственной и программно-целевой. Административно-ведомственная форма проявляется в виде прямого дотационного финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия инновациям. Так, в США в 1980 г. был принят закон Стивенсона-Вайдлера “О технологических нововведениях”, предусматривающий ряд мер стимулирования промышленных инноваций; создания для их изучения и стимулирования специальных организаций в рамках аппарата исполнительной власти; оказание содействия в обмене научным и техническим персоналом между университетами, промышленностью и федеральными лабораториями; поощрение частных лиц и корпораций, вносящих большой вклад в развитие науки и техники. Ярким примером дотационного государственного финансирования может служить открытие в США в 1985 г. института промышленной технологии при Мичиганском университете. На организацию этого института местными и федеральными властями было выделено 17 млн. долл. Основная его задача - разработка и опытная эксплуатация гибких интегрированных производственных систем и других средств автоматизации производства. Всего из 133 млрд. долл., расходуемых в США на НИОКР в 1988 г. на долю федерального правительства приходилась почти половина - 49,3%. Программно-целевая форма государственного регулирования инноваций предполагает конкретное финансирование последних посредством государственных целевых программ поддержки нововведений, в том числе и в малых наукоемких фирмах; создается система государственных контрактов на приобретение тех или иных товаров и услуг, фирмам предоставляются кредитные льготы для осуществления нововведений и т.д. Контрактное финансирование представляет собой один из элементов распространенной в настоящее время системы контрактных отношений - договоров между заказчиками и подрядчиками (в данном случае государство выступает в роли заказчика-потребителя НИОКР - например, в аэрокосмической области, - а фирма-исполнитель НИОКР является подрядчиком). В договоре четко предусматриваются сроки завершения работ, конкретное разделение труда между исполнителями, характер материального вознаграждения. Строго оговариваются взаимные обязательства и экономические санкции. В США таким образом финансируются 77% федеральных затрат на НИОКР. Особое место в системе “прямых” мер воздействия государства на инновационный бизнес занимают мероприятия, стимулирующие кооперацию промышленных корпораций в области НИОКР и кооперацию университетов с промышленностью. Вторая из этих форм кооперации вызвана осознанием объективной необходимости, с одной стороны, доведения передовых научных идей до стадии их коммерческой реализации, с другой, - создания условий для заинтересованности промышленности в финансировании академических исследований. В этом направлении государственной инновационной политики отчетливо проявляется ее перспективная направленность, заинтересованность в научной новизне промышленных инноваций, что нередко является вторичным при реализации интересов у промышленных компаний, решающих в первую очередь производственные и коммерческие задачи. Вообще, по справедливому замечанию А.Я.Лившица, “рынок не дает эффекта в ситуациях, когда есть нужда в осуществлении крупных инвестиционных проектов, с длительными сроками окупаемости, высокой степенью прибыли и неопределенности в отношении будущей нормы прибыли”. Создание консорциумов, инженерных центров, научных и технологических парков и других перспективных формирований, успешно реализующих сложные инновационные идеи, - наглядный пример эффективности государственной поддержки таких идей, благодаря которой различные организации не только осознают необходимость совместной реализации инновационного цикла, но и реально ощущают преимущества совместной работы. Государственная поддержка создания таких организационных формирований осуществляется в развитых промышленных странах преимущественно в виде специальных программ различных правительственных ведомств (в США это в основном Министерство энергетики и Национальный Научный Фонд - ННФ). Так, в настоящее время ННФ осуществляет четыре программы по организации сотрудничества научно-исследовательских учреждений и промышленных фирм США. Первая из них - “Промышленно-университетские кооперативные исследовательские центры” - реализуется с 1973 г. Она предусматривает создание кооперативных университетскопромышленных центров на базе разработки и реализации крупный исследовательской программы, в которой участвует несколько промышленных фирм и один университет. В 1984 г. в стране насчитывалось более 100 таких центров, причем 20 из них были организованы целиком на средства ННФ. В 1985 г. в рамках этой программы ННФ приступил к реализации новой формы кооперации. Возникли “Центры инженерных исследований”, основной целью которой является помощь в повышении их эффективности и конкурентоспособности. Характерно, что государство охотнее использует свою финансовую помощь в качестве стимула при создании совместных центров по изучению научно-технических проблем, которые в силу ряда причин не являются достаточно привлекательными для промышленности. Вторая программа начата в 1978 г. и направлена на организацию кооперации промышленности с университетами в выполнении исследовательских проектов, финансируемых ННФ в интересующих правительство областях. Партнерам по совместной исследовательской работе ННФ предоставляет субсидии. Третья программа ставит своей задачей предоставление финансовой помощи отдельным лицам или фирмам в сфере мелкого бизнеса, обязующимся в течение полугода провести исследования какой-либо научной идеи. Наконец, цель четвертой программы состоит в развитии фундаментальных знаний о процессе технологических нововведений и оценке механизма поддержки совместно ведущихся исследований промышленности и университетов. Косвенные методы, используемые в государственной инновационной политике, нацелены, с одной стороны, на стимулирование самих инновационных процессов, а с другой - на создание благоприятного общехозяйственного и социально-политического климата для новаторской деятельности. Ниже попытаемся кратко охарактеризовать основные методы, относящиеся к косвенным. Либерализация налогового и амортизационного законодательства. Предприниматели реализуют инновационные процессы с целью получения большей прибыли. Склонность к предпринимательству вообще, инновационному в частности, регулируется уровнем налогообложения прибыли. Иллюстрируя эту мысль, венгерский экономист Б.Санто приводит следующую зависимость, учитываемую Министерством промышленности Швеции: “если размер налога на прибыль варьирует между 0 и 25%, то склонность к предпринимательству быстро уменьшается, если же налог достигает 50% от прибыли, то склонность к инновациям и связанным с ними капвложениями практически исчезает”. Важность этого инструмента государственного регулирования осознается практически во всех промышленно развитых странах, и каждая из них стремится найти свою оптимальную модель налогообложения прибыли. В США система налоговых льгот на НИОКР существует с 1981 г. Налоговая скидка предполагает возможность вычета затрат на НИОКР, связанных с основной производственной и торговой деятельностью налогоплательщика, из суммы облагаемого налогом дохода. До 1985 г. она составляла 25%, в настоящее время - 20%. Подсчитано, что в целом амортизационные и налоговые льготы покрывают в среднем в США от 10 до 20% общей суммы затрат на НИОКР. Законодательные нормы. Они весьма разнообразны и касаются многих областей влияния на инновационную политику. Например, действующее в США уже около 200 лет патентное право законодательно закрепляет права изобретателей на их открытия - интеллектуальную собственность, которая предполагает монополию автора на научно-техническое решение. Это обстоятельство позволяет изобретателю, подобно землевладельцу, получать, по определению В.Л.Сажина, “инновационную ренту” т.е. плату за пользование его изобретением. Такое положение в конечном счете положительно сказывается на активности научной работы в стране. Антитрестовское законодательство позволяет поддерживать необходимую жесткость конкурентной борьбы - важного фактора стимулирования инновационной активности. Это обстоятельство в определенной мере обусловливает направленность торгово-валютной политики, ориентированной на защиту интересов национального капитала в области реализации новшеств внутри страны. Так, в апреле 1987 г. под давлением Ассоциации электронной промышленности США администрация Р.Рейгана ввела стопроцентный налог на некоторые виды японской электроники, ввозимой на американский рынок, что было вызвано повышением импорта электронных изделий из Японии над американским экспортом соответствующих товаров на 16,9%. Создание социальной инфраструктуры, включающее формирование единой информационной системы внутри страны. Это тем более важно, если учитывать ключевую, связующую роль информации в процессе реализации инновационного цикла, состоящего из отдельно обособившихся этапов: исследования, разработки, подготовка к производству, производство, сбыт. Обмен информацией между этапами этого цикла играет, без преувеличения, такую же роль, как и ток крови в организме человека. При всем многообразии форм и приемов стимулирования инновационной деятельности со стороны государственных органов во всех промышленно развитых странах прослеживается, однако, нечто общее, позволяющее выделить инновационную политику в качестве специфического элемента системы государственного регулирования. Так, отмечается согласованность инновационной политики со всеми видами государственной экономической политики вообще; это проявляется в использовании единых экономических инструментов государственного воздействия, соответствующих избранному экономическому курсу. Характерным свойством инновационной политики является также широта воздействия: оно нацеливается на предложение инновационных идей, инициирует начальный спрос на результаты инновационных процессов, способствует привлечению в инновационный бизнес финансово-кредитных средств и информационных ресурсов, создает благоприятный для инноваций экономический и политический климат. Наконец, общая черта инновационной политики - учет особенностей инновационного процесса: его цикличности, расчлененности на этапы, вероятностного характера, высокой степени риска и т.д. Национальные ориентиры инновационной политики проявляются в конкретных моделях, используемых разными странами. Здесь сказывается неравномерность экономического развития стран, проявляющаяся и в сфере инноваций. Вследствие этого возникает необходимость сосредоточивать национальные усилия на ключевых областях науки и техники, - тех, в которых страна может добиться лидирующего положения на мировом рынке. В частности, выделяют американскую и японскую модели инновационной политики. Американская модель отличается наиболее полной автономией предпринимательства. Ориентировка экономического развития осуществляется путем выделения особой области, в последнее время это военная технология, куда государство вкладывает средства и тем самым обеспечивает ее технологический приоритет. Так, в 1981-85 гг. в США планировалось выделение 1500 млрд. долл. на развитие военно-промышленного комплекса. Результаты и побочные продукты военных инноваций становятся важным источником инноваций гражданских. Схожую модель использует и Англия. За последние 5-7 лет доля расходов на военные исследования в общих затратах на НИОКР возросла здесь с 20-25 до 50%. Японская модель также предполагает создание технологического приоритета, но при этом упор делается на конкретные технологии. За последние 10 лет технология строительства больших танкеров была заменена в роли ведущей технологий изготовления роботов. Иными словами, на государственном уровне определяются технологические преимущества, которые должны быть достигнуты, и стимулируется их развитие с тем, чтобы затем переводить на новые технологии все народное хозяйство.
МЕХАНИЗМ СТИМУЛИРОВАНИЯ НТП
Принципы экономического стимулирования НТП. Стимулирование- наиболее динамический элемент управления, связанный с воздействием на интересы участников процесса "исследование - производство", их осознанные социальные потребности, в результате чего они ускоряют НТП из внутренних побуждений, а не только по указанию свыше. Стимулирование научно-технического прогресса - создание преимуществ в удовлетворении экономических и социальных интересов организаций и предприятий, разрабатывающих и осваивающих новую высокоэффективную технику. Его органическая составная часть - экономическое стимулирование - представляет собой установление соответствия между хозрасчетным доходом предприятий и НТО и их реальным вкладом в достижение эффекта НТП, решение научно-технических проблем. Механизм экономического стимулирования НТП включает его основные принципы (комплексность, перспективность, нормативный характер, гласность) и формы (налогообложение, фондообразование и финансирование, кредитование, установление цен и других экономических нормативов, организация оплаты труда, экономическая ответственность, страхование риска). Комплексность стимулирования НТП предполагает органическое единство систем премирования по итогам научно-технической и производственной деятельности. Эти системы имеют общий источник (хозрасчетный доход), сопоставимые оценочные показатели (прирост прибыли, снижение себестоимости и т.д. Однако это не должно означать растворение фондов поощрения за создание и освоение нововведений в едином фонде оплаты по труду, используемом на премирование по итогам текущей хозяйственной деятельности, вознаграждения по итогами года и т.д. Результаты НТП оцениваются с учетом срока окупаемости нововведений (в среднем - 2 года), премируются лишь непосредственные участники их разработки и освоения, при этом учитывается не только экономический, но и другие виды эффекта НТП. Стимулирование НТП предполагает как материальное и моральное поощрение, так и соответствующее наказание - уменьшение фондов оплаты и социального развития коллективов, выпускающих устаревшую и малоэффективную продукция, их роспуск. При организации стимулирования следует учесть, что ускорение НТП предполагает развитие не только науки и техники, но и социально-экономических отношений, в том числе внутри коллективных. Наука как объект стимулирования отличается универсальностью своего языка и методов, а использование техники и технологии во многом связано со спецификой интересов и традиций данной страны, региона, трудового коллектива. Если на микроуровне стимулируется отдельное нововведение как клеточка НТП, процесс последовательной смены этапов цикла, то на уровне предприятия, не говоря уже о народном хозяйстве в целом, стимулировать следует не только отдельные мероприятия НТП, но прежде всего структурные сдвиги в экономике, процесс обновления производства в целом включая преобразование техники и технологии, организации производства и управления, культуры и квалификации работников. Перспективность в стимулировании НТП требует учета не только годового хозрасчетного, но и народнохозяйственного экономического эффекта за весь срок использования нововведения. При этом особо поощряется создание и освоение новых поколений техники и технологии, а также конкурентоспособных нововведений, не уступающих высшему мировому уровню в данной области. До сих пор премии за новую технику в промышленности составляли всего 2-3% общей суммы поощрений, что делало ускорение НТП второстепенной задачей по сравнению с перевыполнением планов по объему реализации и прибыли. Доля вознаграждений изобретателей в полученном эффекте сократилась за последние 15 лет в три раза (до 1%). Нормативный характер стимулирования предполагает установление прямой связи между фактическим экономическим эффектом НТП (при соблюдении социальных и экологических требований) и величиной премий. Это означает также стимулирование в реальном, а не календарном масштабе времени (за конкретный результат, а не за квартал), отмену регрессивной шкалы, при которой наибольшая премия (в процентах к сумме экономии) причитается за мелкие нововведения. Все выплаты до освоения новшества носят авансовый характер. В то же время норматив отчислений от эффекта НТП в фонд премирования в рамках НТ0 целесообразно дифференцировать в зависимости от типа нововведений (направления НТП), новизны техники в сравнении с мировым уровнем, ее народнохозяйственной значимости. Источником прибыли может стать не только понижение затрат и изменение цен, но и формирование новых общественных потребностей, радикальная смена номенклатуры продукции. Гласность поощрения означает, что его условия должны быть известны коллективу до начала работы. Распределение соответствующих фондов между работниками на основе принятых на данном предприятии положений - дело самого коллектива. По его решению могут поощряться другие коллективы и отдельные лица, содействование успеху нововведения. Стимулирование НТП связано с экономическими методами управления природоохранной деятельностью. Устанавливаемые предприятиям нормативы платы за природные ресурсы стимулируют их рациональное и комплексное использование. Становится выгодным применять ресурсосберегающие технологии, извлекать из каждой тонны оплаченных ресурсов как можно больший доход. Нормативы платы за выбросы загрязняющих веществ в природную среду заинтересовывают коллектив в использовании техники, сокращающей эти выбросы. При превышении допустимых норм и аварийных загрязнениях взимается в несколько раз повышенная плата за счет хозрасчетного дохода коллектива.
Финансирование НТП Финансирование НТП включает формирование и использование специальных фондов для ускорения НТП на всех уровнях управления. По своей экономической природе эти фонды являются частью общественных издержек производства и служат формой их резервирования, переноса авансированных затрат на стоимость готового продукта. Фонды финансирования НТП по своей роли в процессе воспроизводства близки к амортизационным отчислениям. Они компенсируют затраты хозрасчетных предприятий и НТО на создание и освоение нововведений (с учетом неравномерности затрат по фазам цикла) и страхуют связанный с этим риск. Компенсационные фонды носят возвратный характер. В безвозвратном финансировании нуждаются лишь затраты на фундаментальные исследования, не рассчитанные на экономический эффект или дающие его лишь в отдаленной перспективе. В остальных случаях средства для создания указанных фондов образуются за счет отчислений от стоимости продукции в период массового использования нововведения. В начале 80-х годов лишь половина затрат на освоение новой техники компенсировалась из соответствующих фондов. Другая половина покрывалась за счет снижения рентабельности в первые годы выпуска новой продукции (это делало невыгодным обновление номенклатуры) или повышения цен за счет завышенной калькуляции затрат (это приводило к невыгодности новой техники для потребителя). В новых условиях хозяйствования для финансирования НТП используется несколько фондов. Фонд фундаментальных исследований при АН СССР, республиканских и отраслевых академиях создается за счет ассигнований из союзного, республиканского и местного бюджетов, а также целевого финансирования поисковых НИР и работ по созданию научного задела из средств министерств, предприятий, НТО, благотворительных фондов и других спонсоров. Средства распределяются по решению научных советов и общественных органов, причем поддерживаются все направления современной науки, по которым можно ожидать новых результатов, включая альтернативные проекты. Фонды финансирования государственных и международных научно-технических программ, планов МНТК а также других работ по созданию принципиально новой техники и технологии формируются обычно на долевых началах за счет госбюджета н средств заинтересованных предприятий, НТО, министерств, концернов, ассоциаций, банков, финансовых фондов, местных Советов и т.д. Эти затраты носят строго целевой и возвратный характер. В них включается и банковские кредиты. Инновационные фонды могут быть образованы в каждом регионе за счет средств разработчиков и потребителей научно-технической продукции (они частично исключаются из налогообложения), банковских вложений, а также средств республиканского и местного бюджета, заинтересованных предприятий. Они служат для финансирования малых НТО, инициативных проектов разрабатываемых отдельными учеными и специалистами или их группами, а также для оплаты оказываемых им консультационных, патентных инжиниринговых и других технических услуг. Дополнительным источником финансирования разработок со значительным экологическим и социальным эффектом служат целевые субсидии (субвенции), льготы по налогам, плате за ресурсы и услуги, компенсация части затрат за счет инвестиционных фондов м потребителей, а также целевые дотации покупателям новой дорогостоящей продукции в первые годы ее выпуска Фонд развития производства, науки и техники предприятий (объединений) образуется за счет пяти основных источников: 1) амортизационных отчислений, предназначенных для полного восстановления основных фондов; 2) отчислений от прибыли предприятий по стабильным нормативам (они могут дифференцироваться в зависимости от степени износа основных фондов); 3) выручки от реализации излишнего имущества, числящегося в составе основных фондов (за вычетом расходов по его ликвидации) и выбраковки скота; 4) части средств, получаемых от других предприятий за использование научно-технических разработок; 5) поступлений из централизованного ФРПНиТ.
Средства ФРПНиТ используются государственными предприятиями самостоятельно, после одобрения сметы расходов их советом и профсоюзным комитетом. Из ФРПНиТ финансируется: 1) техническое перевооружение, реконструкция и расширение производства, включая строительство общезаводских и вспомогательных объектов; 2) проведение НИОКР, проектных работ, приобретение лицензий, оборудования и т.д.; 3) подготовка производства и освоение новой продукции, компенсация повышенных затрат в период освоения; 4) приобретение научно=технической продукции, погашение кредитов на НТП и уплата процентов по ним; 5) создание и расширение мощностей по производству товаров народного потребления, оказанию услуг населению и т.д. Государственные предприятия имеют право передавать часть средств ФРПНиТ смежникам и НТО для стимулирования решения сложных технических проблем, ускорения технического перевооружения производства, а также использовать их в порядке долевого участия для строительства и реконструкции объектов совместного пользования, образования временных научно-технических коллективов, консорциумов и т.д. В условиях самофинансирования многие предприятия используют ФРПНиТ лишь для ликвидации узких мест на производстве, избегая поисковых работ, связанных с ломкой сложившейся технологии, риском, рассчитанных на длительную перспективу. Если 1 руб. затрат на НТП обещает даже 3 руб. эффекта, но в распоряжении предприятия остается лишь 30% прибыли, то для него вложения оказываются невыгодными, т.к. вместо израсходованного из ФРПНиТ рубля он получит (через длительный срок и со значительной долей риска) лишь 90 коп. Поэтому финансирование программ НТП требует налоговых льгот, ускоренной (в течение 3-5 лет) амортизации оборудования, страхования риска, скидок с цен на технику при реконструкции наиболее важных производств, планомерной реализации выбывающих машин на менее важные участки.
Кредитование НТП В условиях самофинансирования резко увеличиваются кредиты на научно-технические развития. Банки становятся главными центрами финансирования НТП, выдающими кредиты на выпуск новой продукции, освоение новой технологии, разработку новой техники, внедрение новой организации производства, повышение качества и надежности изделий. Банки не просто откликаются на просьбы о ссудах, а рекомендуют нововведения, на которые целесообразно брать кредит, выступают в качестве пайщиков с последующим участием в прибылях в создании и внедрении принципиально новых видов техники и продукции, не уступающих мировому уровню. Сроки кредитования устанавливаются банком с учетом отраслевых нормативов обновления продукции и окупаемости затрат. При этом банк становится равноправным экономическим партнером предприятия, стороны несут взаимную ответственность за успешное освоение нововведения или результаты деятельности реконструируемого производства. Банковский факторинг - привлечение на хранение свободных средств НТО и предприятий (с оплатой по договору) и их использование для помощи клиентам, имеющим временные финансовые затруднения (срочная оплата их платежных документов и счетов в день отгрузки товара) и перекупки права на получение задержанных покупателями платежей. Банки дают разрешение на выпуск акций для продажи после проверки финансового положения и платежеспособности предприятия, ликвидности баланса возможности выплаты дивидендов), по поручению клиента хранят, продают и перепродают акции. Выделяется два вида кредитов: на приобретение научно-технической продукции, предназначенной для обновления производства и на создание этой продукции. Банк проверяет включение предприятием соответствующих затрат в свой план, эффективность новшества по договору, источники погашения кредита в намеченные сроки. В новых условиях хозяйствования наряду с кредитами на отдельные мероприятия НТП банки могут выдавать долгосрочный кредит на организацию выпуска новой продукции по полному циклу от НИР и создания опытных образцов до ее серийного производства Он погашается за счет ФРПНиТ. При низкой экономической эффективности проектов технического перевооружения и реконструкции производств банк может требовать государственной экспертизы крупных проектов и при низкой оценке их научно-технического уровня приостанавливать финансирование и кредитование. Расширение банковской сети способствует многообразию источников финансирования (включая свободные средства предприятий и населения) и условий предоставления ссуд (например, научно-технические центры молодежи могут получать льготный кредит под более низкие проценты). Создается конкурентная основа финансирования: банк выбирает наиболее эффективные для кредитования нововведения и организации, а предприятия - банк, предлагающий более выгодные условия выдачи ссуд Промстройбанк - агент государства по кредитованию при поддержке бюджета общесоюзных программ финансирует стратегические направления НТП, в том числе поисковые исследования, развитие наукоемких производств. Коммерческие банки (универсальные и специализированные, общесоюзные, республиканские и региональные, акционерные и в форме обществ с ограниченной ответственностью, отраслевые, иностранные) концентрируют свободные средства предприятий (за соответствующую плату) и населения (путем продажи облигаций и т.д.) и выдают своим пайщикам кредиты на обновление продукции и производственных фондов, срочную перестройку технологии. Инновационные банки после соответствующей экспертизы выдают кредиты творческим коллективам и отдельным изобретателям, берут на себя долю риска при проведении НИОКР, объявляют конкурс на лучшие решения технических задач. Их ресурсы складываются из кредитов союзных и республиканских банков и выручки от продажи акций. Акционеры имеют преимущественное право на приобретение научно-технической продукции либо получают дивиденды по акциям. Коммерческие банки не ведут материального производства, торговлю материальными ценностями и страхование. Их роль в стимулировании НТП связана с ведением счетов клиентов, финансированием капиталовложений по поручению инвесторов, выпуском акций, облигаций и иных ценных бумаг, операциям с ними по поручению клиентов. Во многих странах действуют инновационные фонды, которые не предоставляют ссуду, а приобретают у владельца изобретения исключительное право на его использование. Фонд ищет заинтересованное в новшестве предприятие и заключает с ним предпринимательский договор на условиях продажи лицензии или соглашения о сотрудничестве на основе разделения риска и взаимной выгоды. Фонд проводит доработку нововведения, расчеты, эксперименты и т.д. При отрицательном результате затраты фонда не возмещаются, при успехе он получает обусловленную в договоре часть прибыли. Внешэкономбанк выдает валютные кредиты на расширение экспорта конкурентоспособной техники, а также на импорт технологии, приобретение лицензий, создание совместных предприятий.
Заключение Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы: 1) Экономический рост можно определить как рост реального ВНП или рост реального ВНП на душу населения. Он обеспечивает прирост производства, используемый для решения внутренних и международных социально-экономических проблем. 2) Экономический рост определяется следующими факторами: природные ресурсы, трудовые ресурсы, капитал, технологии. 3) При экстенсивном экономическом росте достигается сокращение уровня безработицы, достижения полной занятости, которая позволяет увеличить темпы роста. Но это явление временно, т.к. состояние полной занятости не может восполняться ежегодно и на следующий год темп роста будет такой же. 4) При экстенсивном типе развития многие работнике не являются высококвалифицированными. 5) Экстенсивный путь развития носит застойный характер, фактически нет технического прогресса, морально и физически изнашиваются производственные основные фонды, снижается фондо -вооруженность работников. 6) Государство может играть значительную роль в экономическом росте при правильной налоговой политике и политике инвестирования. Рассмотрев выше изложенные проблемы, мы приходим к выводу, что экстенсивный путь давно исчерпал себя. В условиях новых, еще развивающихся, экономические отношениях он ведет только в тупик, не давая ни каких шансов на экономическое возрождение. Поэтому объективно необходимо менять тип экономического роста и переводить народное хозяйство на путь интенсивного развития. Однако не следует забывать, что экстенсивный путь дал почву для рождения нового типа развития - интенсивного. Создав базис для развития новых экономических отношений, экстенсивный путь внес огромный вклад в развитие национального хозяйства всего мира. В настоящее время весь мир неуклонно движется к постиндустриальному обществу. Это общество развивает лишь самые передовые отрасли промышленности, находящиеся в авангарде научно-технической революции, не связанные с масштабной переработкой сырья и расходованием значительных объемов электроэнергии. В постиндустриальном обществе проведение НИОКР становится своего рода отраслью экономики, играющей значительную роль. Наиболее передовыми становятся такие наукоемкие и сверхнаукоемкие производства как создание компьютерного обеспечения, биотехнологические производства, создание композиционных материалов с заданными свойствами, фибропластиков, аналитических приборов и машин. Моральное обесценивание традиционных продуктов значительно опережает их обесценивание физическое, в то же время рыночная стоимость результатов исследований, разнообразных промышленных ноу-хау, сама передовая промышленная продукция не подвержена падению. Постоянное воспроизводство результатов научных исследований, продуманная торговля ими и экспорт уникальной сверхнаукоемкой продукции способны обогатить любую страну мира. В постиндустриальном обществе главенствующими становятся информационные технологии, связанные со сбором, обработкой и мгновенной качественной передачей сколь угодно большого объема информации. Самым главным инструментом в информационном обществе уже давно признан Интернет, который со временем, как прогнозируется, может предоставить такие сферы для производственной деятельности, о которых в настоящее время нет и малейшего представления. Не возникает сомнений, что работа в этой сети так же, как сегодня научно-исследовательская деятельность, если и не заменит собой промышленность, то станет самостоятельной отраслью экономики. Из ныне функционирующих традиционных отраслей обрабатывающей промышленности в новом столетии уцелеет, скорее всего, лишь пищевая промышленность вследствие ее территориальной привязанности к потребителю. Все остальные традиционные товары массового производства – от средств личной гигиены и текстиля до строительных материалов и сравнительно несложных механизмов – будут производиться в странах, которые неспособны пестовать национальную науку и развивать высокотехнологические промышленные производства. Этим странам останется индустриальная копоть, техногенные аварии, растущее потребление всех видов энергии и все снижающаяся прибыль от продаж несложной материалоемкой продукции (что будет заставлять их все время увеличивать объемы производства для восполнения финансовых потерь от удешевления продаваемых товаров и, соответственно, увеличивать энергопотребление национальной промышленности). А передовые страны уже будут экспортировать исключительно дорогостоящие нововведения и результаты опытных разработок по главным направлениям научно-технического прогресса. Это в дальнейшем позволит им увеличивать профицит национального бюджета, обеспечивать неуклонно растущий уровень жизни граждан, всегда востребовать лучших в мире работников интеллектуального труда, жить в атмосфере постоянного поиска и плодотворного творчества, к тому же в незагрязненных природных условиях. По какому пути пойдет Россия: станет ли одной из ведущих мировых держав или превратится в поставщика материальных ресурсов и дешевой рабочей силы? Этот вопрос нашему государству предстоит решить в самом ближайшем будущем.
Список литературы:
· Соколова Л. В. Противоречия и условия технологического развития экономики России. – Проблемы прогнозирования – 1998 - №4 – с. 86-96.
· "Курс экономической теории", под редакцией Чепурина М.Н., Киселевой Е.А., "АСА", Киров1997г.
|
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |