рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Особенности организации учета на малом предприятии рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Особенности организации учета на малом предприятии

Особенности организации учета на малом предприятии

Финансовая Академия при правительстве РФ

Кафедра бухгалтерского учета

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по теме:

Особенности организации учета на малом предприятии

 

 

 

Cтудент группы У-3-1 Галкин А.Н.

Руководитель: Шмакова И.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва. 2002 год.

ПЛАН

Введение……………………………………………………………………………….3

1.     Критерии отнесения предприятия к категории малых предприятий……..7

2.     Правовые основы функционирования малых преприятий и общие принципы организации бухгалтерского учета………………………………………..10

3.     Особенности ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях……17

4.     Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для малых предприятий…………………………………………………………………………….24

Заклллючение………………………………………………………………………...29

Список литературы………………………………………………………………….32

Приложение…………………………………………………………………………...33

1.     Введение.

Малый бизнес - одна из наиболее актуальных тем сегодняш­них предпринимателей. Объясняется это, прежде всего, тем, что именно малый бизнес во многих областях деятельности может обеспечить реальные условия для подъема экономики и выхода России из экономического кризиса. Необходимо отметить, что ма­лый бизнес в России- это уже состоявшееся явление. Только в Москве в 1997 г. было зарегистрировано более 200 тыс. предпри­ятий малого и среднего предпринимательства с общей занятостью в них более двух миллионов человек, которые устойчиво работают в экономике города.

Несмотря на сложность общеэкономической ситуации, дина­мика показателей развития малых предприятий в отдельных регио­нах свидетельствует о высоком потенциале и жизнеспособности этого сектора экономики.

Малые предприятия все более последовательно выполняют функции накопления капитала, сглаживания острых социальных конфликтов, характерных для переходного состояния российской экономики. Однако в развитии малого предпринимательства со­храняется ряд негативных тенденций. Значительное число про­шедших регистрацию предприятий либо не приступают к хозяйст­венной деятельности, либо быстро ликвидируются. Кроме того, особое беспокойство вызывают недостаточные темпы развития ма­лых предприятий в промышленности, строительстве и инноваци­онной сфере. В отдельных регионах не уделяется должного внима­ния и не оказывается обязательной поддержки развитию малых предприятий.

В условиях нынешней жесткой конкуренции малому предпри­ятию достаточно трудно функционировать без хорошо прорабо­танной долгосрочной стратегии. Сделать свою продукцию конку­рентоспособной - значит сделать ее, с одной стороны, более деше­вой, а с другой - более качественной.

Снизить себестоимость продукции (работ, услуг), сделать производство более эффективным- цель любой хозяйствующей коммерческой организации. А без создания потока экономической информации в целях управления, контроля, анализа и планирова­ния хозяйственной деятельности, другими словами, без правильной организации бухгалтерского учета этого добиться практически не­возможно.

На большинстве малых предприятий руководством не уделя­ется должного внимания организации бухгалтерского учета. Учет­ная политика разрабатывается чаще всего непродуманно, без все­стороннего анализа, то есть делается это исключительно для нало­говой инспекции. Себестоимость продукции не только не планиру­ется, но и в принципе не рассматриваются вопросы о ее снижении. Дело в том, что при действующей системе налогообложения руко­водство малых предприятий использует большой арсенал способов регулирования себестоимости, направленных на ее увеличение, и таким образом, на уменьшение прибыли.

Эти и многие другие причины приводят к тому, что бухгал­терский учет на предприятии перестает выполнять свои основные

задачи, а именно:

• формирование полной и достоверной информации о хозяй­ственных процессах и результатах деятельности предпри­ятия, необходимой для оперативного руководства и управ­ления, а также для использования налоговыми и банков­скими органами, инвесторами, поставщиками, покупателя­ми и иными заинтересованными организациями и лицами;

• обеспечение контроля за наличием и движением имущества и за рациональным расходованием производственных ре­сурсов;

• своевременное предупреждение негативных явлений в фи­нансово-хозяйственной деятельности;

• выявление внутрипроизводственных ресурсов, их мобили­зация и эффективное использование;

• оценка фактического применения выявленных ресурсов. Множество вопросов возникает у руководства малого пред­приятия в связи с выбором системы организации бухгалтерского учета на своем предприятии. С принятием указаний по ведению бухгалтерского учета и отчетности и применению регистров бух­галтерского учета для субъектов малого предпринимательства от 22.12.95 г. № 131 малые предприятия получили право самостоятельного выбора формы бухгалтерского учета, исходя из потребно­стей своего производства и управления, их сложности и численно­сти работников. В этих условиях они сталкиваются с проблемами разработки своего рабочего плана счетов, состава и видов приме­няемых форм первичных учетных документов, системы докумен­тооборота.

Как правило, бухгалтерский учет на малых предприятиях не разделяется на отдельные участки, закрепленные за конкретным бухгалтером, да и численность самой бухгалтерии колеблется от одного до трех человек. Таким образом, бухгалтер должен иметь высокую квалификацию, знать все участки учета, а также уметь анализировать полученные данные и формировать отчетность.

Сам факт, что предприятие относится к категории малых, а следовательно, имеет ряд льгот как в части налогообложения, так и в части организации и ведения бухгалтерского учета, часто толкает бухгалтеров на санкционированные ошибки. Так, принимая реше­ние о сокращении счетов бухгалтерского учета, необходимых для отражения своих хозяйственных операций, руководство забывает о том, что неприменение отдельных бухгалтерских счетов не осво­бождает его от знания их функций и порядка использования.

Многие малые предприятия помимо своей основной деятель­ности выполняют работы, оказывают услуги, прибыль от которых облагается по разным ставкам. Тем не менее на предприятии чаще всего не ведется аналитического учета, а все затраты необоснован­но списываются в "общий котел".

При действующей налоговой системе часть предприятий соз­нательно искажает учетные данные, влияющие на размеры объема реализации, прибыли, а следовательно, и налогов.

Таким образом, организация бухгалтерского учета на малом предприятии нуждается в дальнейшем совершенствовании, в при­ближении ее к международным стандартам. И зависит это не толь­ко от высокой квалификации и компетентности бухгалтеров, но и от решения методологических, организационных и технических вопросов, а также от совершенствования налоговой системы.







1. Критерии отнесения предприятия к категории малых предприятий

По российскому законодательству до 14 июня 1995 г. малыми в разных ситуациях могли считаться предприятия с различными харак­теристиками.

Окончательное юридическое определение понятия “малые пред­приятия” дано в Федеральном законе “О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ”. В соответствии с этим Зако­ном под субъектами малого предпринимательства (малыми предпри­ятиями) понимаются коммерческие организации, в уставном капита­ле которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций или объеди­нений, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не яв­ляющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

в промышленности, строительстве и на транспорте — 100 человек;

в сельском хозяйстве и научно-технической сфере — 60 человек;

в оптовой торговле — 50 человек;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 че-;

ловек;

в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек. Таким образом, в соответствии с указанным Федеральным зако­ном для отнесения предприятия к малому нужно принимать во внима­ние два критерия: численность работников и участие других органи­заций в уставном капитале предприятия.

В международной практике для отнесения соответствующих объек­тов к малым предприятиям используют три показателя: численность работников (обычно до 50 человек), объем продажи продукции и ба­лансовую стоимость имущества.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельнос­тью без образования юридического лица.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятель­ности, относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годо­вом объеме прибыли.

Средняя численность работников малого предприятия определя­ется по новому Закону с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по со­вместительству с учетом реально отработанного времени, а также ра­ботников представительств, филиалов и других обособленных под­разделений указанного юридического лица. В случае превышения ус­тановленной численности малое предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в те­чение которого было допущено превышение численности работников, и на последующие три месяца.

Федеральным законом “О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ” определено, что порядок налогообло­жения, отсрочки и рассрочки уплаты налогов устанавливается нало­говым законодательством. Тем самым Закон подтверждает налоговые льготы малым предприятиям.

Кроме того. Закон установил, что если изменения налогового за­конодательства создают менее благоприятные условия для малых пред­приятий по сравнению с ранее действовавшими условиями на момент регистрации предприятия, то прежние условия сохраняются в тече­ние первых 4 лет деятельности организации.

Указанный Закон несколько изменил порядок начисления ускорен­ной амортизации на малых предприятиях. Они вправе применять уско­ренную амортизацию основных производственных фондов с отнесени­ем затрат на издержки производства, в два раза превышающие нормы, которые установлены для соответствующих видов основных средств.

Наряду с ускоренной амортизацией малые предприятия вправе дополнительно списывать в качестве амортизационных отчислений до 50% от первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет.

В случае прекращения деятельности малого предприятия до исте­чения одного года с момента ввода его в действие суммы дополни­тельно начисленной амортизации подлежат восстановлению за счет увеличения балансовой прибыли (дебет счета 02 “Амортизация ос­новных средств”, кредит счета 99 “Прибыли и убытки”).

В соответствии с Законом кредитование малых предприятий осу­ществляется на льготных условиях с полной или частичной компенса­цией кредитным организациям соответствующей разницы за счет фон­дов поддержки малого предпринимательства.

Законом предусмотрено, что статистическая и бухгалтерская от­четность представляется малыми предприятиями в утвержденном Правительством Российской Федерации порядке, который преду­сматривает упрощение процедуры и форм отчетности. Они должны содержать в основном информацию, необходимую для налогообло­жения.

2. Правовые основы функционирования малых преприятий и общие принципы организации бухгалтерского учета.

Малые предприятия - это юридические лица, создаваемые в форме хозяйственного общества (ЗАО, ОАО, 000) или в форме хозяйственного товарищества. Некоммерческая фирма не может иметь статус малого предприятия*.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской дея­тельностью без образования юридического лица, но особенности ведения учета для них не являются предметом исследования в дан­ной работе.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов дея­тельности (многопрофильные), классифицируются по тому виду деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объе­ме оборота или годовом объеме прибыли.

Правовые основы функционирования малых предприятий и общие принципы организации бухгалтерского учета в них отраже­ны в следующих документах:

• федеральный закон РФ "О государственной поддержке ма­лого предпринимательства в Российской Федерации" от 14.06.95 г. №88-ФЗ.

• Приказ Минфина РФ "Об указаниях по ведению бухгалтер­ского учета и отчетности и применению регистров бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства" от 22.12.95г. №131;

Федеральный закон РФ "Об упрощенной системе налогооб­ложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринима­тельства" от 29.12.95 г. № 222-ФЗ;

• Приказ Госналогслужбы РФ "Об утверждении форм доку­ментов, необходимых для применения упрощенной системы нало­гообложения, учета и отчетности субъектами малого предпринима­тельства" от 28.01.96 г. № ВГ-3-02/5;

• Приказ Госналогслужбы РФ "О порядке применения феде­рального закона об упрощенной системе налогообложения" от 06.02.96 г. № НП-6-02/7;

• Федеральный закон РФ “О внесении изменений и дополне­ний в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль пред­приятий и организаций"” от 31.12.95 г. № 227-ФЗ;

В соответствии с вышеуказанными документами можно выде­лить два основных критерия, которым должны удовлетворять ма­лые предприятия.

à Среднесписочная численность работников за отчетный период не должна превышать (по отраслям), человек :

промышленность                                                                 100

строительство                                                                       100

транспорт                                                                              100

научно-техническая сфера                                                    60

сельское хозяйство                                                                 60

оптовая торговля                                                                     50

 другие отрасли производственной сферы                           50

розничная торговля ибытовое обслуживание населения    30

в остальных отраслях и при  осуществлении других видов деятельности 50

Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособ­ленных подразделений указанного юридического лица.

Если малое предприятие в какой-либо период своей деятель­ности превысит эту численность, оно лишается льгот, предусмот­ренных действующим законодательством для субъектов малого предпринимательства на данный период и на последующие три месяца.

à В уставном капитале коммерческих организаций доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федера­ции, общественных и религиозных организаций, благотворитель­ных фондов не должна превышать 25% и доля, принадлежащая од­ному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъек­тами малого предпринимательства - 25 %.

Регионы Российской Федерации и органы местного само­управления не вправе устанавливать дополнительные условия для регистрации субъектов малого предпринимательства по сравнению с условиями, установленными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Поэтому субъект мало­го предпринимательства с момента подачи заявления установлен­ного правительством Российской Федерации образца регистриру­ется и получает соответствующий статус в органах исполнитель­ной власти, уполномоченных действующим законодательством.

Уклонение от государственной регистрации субъектов малого предпринимательства или необоснованный отказ в государствен­ной регистрации могут быть обжалованы в суде в установленном порядке с возмещением первоначально уплаченной государствен­ной пошлины истцу в случае решения в его пользу. Взыскание указанной пошлины производится с ответчика.

В случае признания судом незаконности действий органов ре­гистрации последние возмещают расходы после регистрации на основании решения суда и перечисляют на счет субъекта малого предпринимательства.

Федеральный закон РФ от 14.06.95 г. № 88-ФЗ определяет также основные направления в области государственной поддерж­ки субъектов малого предпринимательства:

• формирование инфраструктуры поддержки и развития ма­лого предпринимательства;

• создание льготных условий использования малыми пред­приятиями государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

• установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятель­ности, сертификации их продукции;

• представление государственной статистической и бухгал­терской отчетности;

• установление льготного кредитования субъектов малого предпринимательства коммерческими банками;

• поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие разви­тию их торговых, научно-технических, производственных связей с зарубежными государствами;

• развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров малых предприятий.

С точки зрения организации бухгалтерского учета малые предприятия можно условно разделить на две группы:

• со среднесписочной численностью свыше 15 чел.;

• со среднесписочной численностью до 15 чел. Организацию бухгалтерского учета предприятия первой груп­пы осуществляют в соответствии с указаниями по ведению бухгал­терского учета и отчетности и применению регистров бухгалтер­ского учета, учрежденные приказом Министерства финансов РФ от 22.12.95 г. № 131. В них предлагается рабочий план счетов бухгал­терского учета, позволяющий малым предприятиям ориентиро­ваться в методике его составления и применения. Данные указания содержат две системы регистров бухгалтерского учета, которые позволяют малым предприятиям правильно регистрировать и обобщать информацию о совершенных хозяйственных операциях, а также составлять бухгалтерскую и налоговую отчетность. Уни­версальность указаний заключается в том, что, с одной стороны, они учитывают объемы хозяйственной деятельности малого пред­приятия и предусматривают две системы, одна из которых предна­значена для очень маленьких организаций, а другая - для малых организаций, имеющих нормальный производственный процесс с использованием собственных основных средств, осуществляющих расчеты в течение продолжительного времени, но также с незначи­тельным объемом производства продукции (работ, услуг).

С другой стороны, данные системы по мере необходимости могут быть трансформированы на использование компьютернойсистемы счетоводства отдельных регистров бухгалтерского учета из других систем счетоводства (журнально-ордерные системы для крупных или небольших организаций), на изменение объемов дан­ных регистров с учетом потребностей организации.

При этом малое предприятие может самостоятельно приспо­сабливать применяемые регистры бухгалтерского учета к специфи­ке своей работы при условии:

• соблюдения единой методологической основы бухгалтер­ского учета, предполагающей ведение бухгалтерского уче­та на основе принципов начисления и двойной записи;

• взаимосвязи данных аналитического и синтетического учета;

• сплошного отражения всех хозяйственных операций в реги­страх учета на основании первичных учетных документов;

• накапливания и систематизации показателей из первичных документов, необходимых для управления и контроля за хозяйственной деятельностью малого предприятия, а также для составления бухгалтерской отчетности.

Малые предприятия, относящиеся к первой группе, могут осуществлять бухгалтерский учет по одной из двух форм учета.

С использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия - ведомостей учета:

• основных средств, начисленных амортизационных отчис­лений (износа) по форме № В-1;

• производственных запасов и товаров, а также НДС, упла­ченного по ценностям по форме № В-2;

• затрат на производство по форме № В-3;

• денежных средств и фондов по форме № В-4;

• расчетов и прочих операций по форме № В-5;

• реализации (оплата и отгрузка) по форме № В-6;

• расчетов с поставщиками по форме № В-7;

• заработной платы по форме № В-8;

• шахматная ведомость по форме № В-9.

Без использования регистров (простая форма) бухгалтерского уадта имущества малого предприятия (книга учета хозяйственных операций по форме № К-1) (приложения 4).

Обе формы основаны на системе двойной записи. Кроме дан­ных форм малые предприятия могут применять и полную жур-нально-ордерную форму бухгалтерского учета (приложение 2).

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.95 г. № 222-ФЗ малые предприятия второй группы могут применять упрощен­ную систему налогообложения, учета и отчетности, которая пре­дусматривает замену уплаты совокупности установленных зако­нодательством Российской Федераций федеральных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по ре­зультатам хозяйственной деятельности организации за отчетный период.

Перейти на упрощенную систему могут те малые предпри­ятия, которые в течение года, предшествующего кварталу, в кото­ром произошла подача заявления на право применения данной сис­темы, имели совокупный размер валовой выручки не выше стоты­сячекратного минимального размера оплаты труда, предусмотрен­ный законодательством Российской Федерации на первый день квартала, в котором произошла подача заявления, и не имеют про­сроченной задолженности по уплате налогов за предыдущий от­четный период. При этом они ведут бухгалтерский учет в книге учета доходов и расходов без использования счетов бухгалтерского учета и системы двойной записи (приложения 4).

Порядок налогообложения и освобождение малых предпри­ятий от уплаты, отсрочки и рассрочки уплаты налогов осущест­вляется в соответствии с налоговым законодательством. Если изменения налогового законодательства создают менее благо­приятные условия для малых предприятий по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности они подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной ре­гистрации.

Государственная статистическая и бухгалтерская отчетность малых предприятий представляется в утвержденном правительст­вом Российской Федерации порядке, предусматривающем упро­щенные процедуры и формы отчетности, содержащие в основном информацию, необходимую для решения вопросов налогообложе­ния.

Правовое регулирование бухгалтерской деятельности пред­ставлено в четырехуровневом блоке законодательных и норматив­ных документов.

1. Закон Российской Федерации "О бухгалтерском учете" от 21.10.96 г. № 129-ФЗ, который подтверждает обязанность ведения в организации бухгалтерского учета во всех коммерческих органи­зациях.

2. Положения (стандарты) бухгалтерского учета, раскрываю­щие основные принципы бухгалтерского учета (№ 1 "Учетная по­литика", № 2 "Учет договоров (контрактов) на капитальное строи­тельство", № 3 "Учет имущества и обязательств организаций, стоимость которых выражена в иностранной валюте" и др.). К дан­ному уровню относится также План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

3. Методологические указания (инструкции, рекомендации) по бухгалтерскому учету различных видов имущества, денежных средств и обязательств. Важным документом здесь являются Ука­зания по ведению бухгалтерского учета и отчетности и примене­нию регистров бухгалтерского учета для субъектов малого пред­принимательства от 22.12.95 г. № 131.

3. Особенности ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях

В соответствии с Типовыми рекомендациями по организации бух­галтерского учета для субъектов малого предпринимательства (20) малым предприятиям рекомендуется вести учет по единой журналь-но-ордерной форме учета для предприятий, утвержденной письмом Минфина СССР от 08.03.69 г. № 63, и для небольших предприятий, утвержденной письмом Минфина СССР от 06.06.60 г. № 176. На ма­лых предприятиях, имеющих незначительное количество хозяйствен­ных операций (как правило, не более 300 в месяц), учет может осуще­ствляться по упрощенной форме учета.

Малое предприятие само выбирает форму бухгалтерского учета исходя из потребности своего производства и управления, их сложно­сти и численности работающих. При этом малое предприятие может приспосабливать применяемые учетные регистры к специфике своей работы при соблюдении основных принципов ведения учета.

При учете производственных ресурсов, затрат на производство продукции и калькулировании себестоимости продукции малые предприятия руководствуются отраслевыми указаниями, разрабо­танными министерствами и ведомствами на основе типовых по со­гласованию с Минфином РФ для предприятий подведомственных отраслей.

Для организации учета по упрощенной форме учета малым пред­приятиям рекомендуется составить на основе типового Плана счетов рабочий план счетов (Приложение 1).     

В связи с переходом на сокращенный план счетов малым пред­приятиям рекомендуется внести ряд изменений в общепринятый по­рядок учета производственных ресурсов, затрат на производство про­дукции и финансовых результатов.

На счете 01 “Основные средства” рекомендуется обособленно учи­тывать нематериальные активы. Амортизация нематериальных акти­вов учитывается обособленно на счете 02 “Амортизация основных средств”.

Выбывающие основные средства списываются со счета 01 “Ос­новные средства” в дебет счета 02 “Амортизация основных средств”. Расходы, связанные с выбытием основных средств, а также недоамор-тизированная часть основных средств списываются в дебет счета 90 “Продажи”. В случае продажи основных средств их остаточная сто­имость и расходы по продаже списываются в дебет счета 90 “Прода­жи”. Выручка от продажи учитывается по кредиту счета 90.

Все производственные запасы на малых предприятиях рекомен­дуется учитывать на одном синтетическом счете 10 “Материалы”.

Все затраты на производство продукции, выполнение работ и ока­зание услуг на малых предприятиях рекомендуется учитывать на сче­те 20 “Основное производство”. При этом затраты на проведение всех видов ремонтов основных производственных средств включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) по соответствующим стать­ям затрат (материалы, заработная плата и др.).

Если ремонтные работы выполняются подрядным способом, то затраты на ремонт рекомендуется включать в состав общехозяйствен­ных расходов.

При кассовом методе учета доходов и расходов затраты, связан­ные с производством и реализацией продукции (работ, услуг), отра­жаются на счете 20 “Основное производство” только в части оплачен­ных материальных ценностей, услуг, выплаченной оплаты труда, на­численных амортизационных отчислений и других оплаченных затрат. Фактическая себестоимость отгруженных (проданных) ценностей (ра­бот, услуг) отражается обособленно на дебете счета 41 “Товары” до момента поступления денежных средств.

При поступлении денежных средств дебетуют счета учета денеж­ных средств и кредитуют счет 90 “Продажи”, после этого списывают себестоимость проданной продукции (работ, услуг) с кредита счета 41 в дебет счета 90.

В случае выполнения своих обязательств покупателем иным спо­собом (по договору мены, зачету взаимной задолженности и т.п.) кре­дитовая запись по счету 90 “Продажи” корреспондируется с дебетом счета 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”.

Малые предприятия, имеющие значительное количество объектов учета, недлительный цикл производственного процесса и учитыва­ющие общехозяйственные расходы обособленно от прямых, могут спи­сывать общехозяйственные расходы на затраты по продаже продук­ции (счет 90 “Продажи”). При таком списании производственная се­бестоимость продукции исчисляется без учета общехозяйственных расходов и будет несопоставима с производственной себестоимостью предприятий, не учитывающих общехозяйственные расходы на отдель­ном синтетическом счете.

Учет готовой продукции и товаров осуществляется на счете 41 “То­вары”.

Товары, приобретаемые для продажи, принимаются к учету по стоимости приобретения с дальнейшим их списанием при выбытии по методу средневзвешенной себестоимости.

Учет продажи продукции (работ, услуг) и любого другого иму­щества малого предприятия, а также определение финансового результата по этим операциям осуществляются на счете 90 “Про­дажи”.

Финансовые результаты и их использование могут учитываться непосредственно на счете 99 “Прибыли и убытки”.

В течение года суммы прибыли и ее использование отражаются в соответствующем регистре развернуто: по кредиту счета нарастающим итогом показывают прибыль, а по дебету счета — ее использование.

По окончании года на дату составления бухгалтерской отчетности оставшаяся часть прибыли перечисляется со счета 99 на счет 84 “Не­распределенная прибыль (непокрытый убыток)”.

Учет всех видов дебиторской и кредиторской задолженности осу­ществляется на счете 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредито­рами”. Расчеты производятся в развернутом виде: по дебету — воз­никновение дебиторской задолженности и погашение кредиторской, по кредиту — возникновение кредиторской задолженности и погаше­ние дебиторской.

Учет ссуд банка, заемных и целевых средств осуществляется ма­лым предприятием на счете 66 “Расчеты по краткосрочным кредитам и займам” по их видам и срокам погашения.

При упрощенной форме учета в качестве регистра синтетического учета используют Книгу учета фактов хозяйственной деятельности (ф. № К-1 — табл. 4, § 17 главы 1), а в качестве регистров аналитичес­кого учета — следующие ведомости:

учета основных средств, начисленных амортизационных отчис­лений (ф. №В-1);

учета производственных запасов и товаров, а также НДС, упла­ченного по ценностям (ф. № В-2);

учета затрат на производство (ф. № В-3);

учета денежных средств и фондов (ф. № В-4);

учета расчетов и прочих операций (ф. № В-5);

учета реализации (ф. № В-6 (оплата) и В-б (отгрузка));

учета расчетов с поставщиками (ф. №> В-7);

учета оплаты труда (ф. № В-8);

шахматную (ф. № В-9).

Ведение Книги учета фактов хозяйственной деятельности и ведо­мости учета заработной платы является обязательным, остальные ве­домости ведутся по мере необходимости. В этом случае Книга учета фактов хозяйственной деятельности является регистром не только син­тетического, но и аналитического учета.

В Книге учета фактов хозяйственной деятельности по каждой хо­зяйственной операции записывают ее порядковый номер, номер и дату документа, содержание операции, сумму, увеличение и уменьшение по счетам учета имущества, обязательств и процессов. Форма Книги

учета фактов хозяйственной деятельности приведена ранее. При от­крытии Книги в ней записывают остатки по каждому счету.

Книгу можно вести в виде ведомости, открывая ее на каждый ме­сяц, или- в форме Книги, предназначенной для учета операций за весь отчетный год. В этом случае Книга должна быть прошнурована и про­нумерована. На последней странице Книги записывают число содер­жащихся в ней страниц, заверяемое подписями руководителя малого предприятия и лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета, а также оттиском печати малого предприятия.

Ведомости ф. № В-1 — В-9 предназначены для аналитического учета имущества, обязательств и процессов. В них записывают пока­затели характеристики соответствующих объектов учета, их наличия на начало периода, поступления или расхода и наличия на конец пе­риода. Например, в ведомости учета производственных запасов и то­варов указывают порядковый номер каждого вида материалов и това­ров, единицу измерения, цену, остаток на начало месяца в количествен­ном и стоимостном выражении, приход, расход и остаток на конец месяца также в количественном и стоимостном выражении.

Запись в учетные регистры производят на основании должным об­разом оформленных бухгалтерских документов (в соответствии с По­ложением о документах и документообороте) на второй день после со­вершения хозяйственных операций. Порядок записи зависит в основ­ном от количества ежедневно совершаемых хозяйственных операций.

Если количество хозяйственных операций незначительно, то их вначале записывают в Книгу учета фактов хозяйственной деятельнос­ти, а после этого — в соответствующие ведомости. Например, опера­ция по поступлению денежных средств в кассу с расчетного счета бу­дет отражена в графе “Сумма”, по дебету счета 50 “Касса”, кредиту счета 51 “Расчетный счет” Книги учета фактов хозяйственной дея­тельности, а затем в ведомостях по учету денежных средств и фондов (ф. № В-4), открываемых отдельно на кассовые операции и на опера­ции по расчетному счету.

Если на предприятии совершается значительное количество хо­зяйственных операций, их можно записывать вначале в соответству­ющие ведомости, а итоговые данные ведомостей за месяц записывать в Книгу учета фактов хозяйственной деятельности. Для правильного переноса данных из ведомостей в Книгу можно использовать креди­товый принцип записи оборотов ведомостей в Книге учета фактов хозяйственной деятельности. В этом случае из каждой ведомости в графе “Сумма” Книги учета фактов хозяйственной деятельности за­писывают общую сумму кредитового оборота счета ведомости, а за­тем расшифровывают ее частными суммами по соответствующим сче­там Книги.

Таким же образом переносят кредитовые обороты из соответству­ющих ведомостей по каждому синтетическому счету.

При наличии у малого предприятия значительного количества объектов основных средств оно может вести их учет в инвентарных карточках учета основных средств (форма ОС-6). На основании ито­говых данных карточек учета движения основных средств (№ ОС-8) ведут сводный учет движения основных средств по счету 01 “Основ­ные средства” в ведомости по форме Х° В-1. Начисление амортизаци­онных отчислений в этом случае производят в разработочной таблице № 6 или 7 журнально-ордерной формы учета.

По окончании месяца в Книге подводят итоги, подсчитывают обо­роты по каждому счету и выводят конечное сальдо.

Общий итог дебетовых оборотов всех счетов должен совпадать с общим итогом оборотов по кредиту счетов и с итогом по графе “Сум­ма”. Сумма конечных сальдо по активным и пассивным счетам также должна совпадать. Данные о начальных и конечных остатках по каж­дому синтетическому счету используют для составления бухгалтерс­кого баланса.

Для обобщения месячных итогов финансово-хозяйственной дея­тельности и проверки правильности записей на счетах рекомендуется составить оборотную ведомость по счетам синтетического учета, яв­ляющуюся основой для составления бухгалтерского баланса.

При использовании ведомостей в качестве регистров аналитичес­кого учета их месячные итоги можно переносить в ведомость (шах­матную) по форме № В-9. Эта ведомость является регистром синтети­ческого учета и предназначена для обобщения данных текущего учета и взаимной проверки правильности произведенных записей по сче­там бухгалтерского учета.

Ведомость открывается на каждый месяц. В подлежащем ведомо­сти записывают синтетические счета в порядке их возрастания, а в сказуемом — в порядке увеличения их номеров.

Кредитовые обороты счетов из ведомостей ф. № 1-8 переносят в ведомость ф. № 9 с расшифровкой их по дебетуемым счетам. По за­вершении разноски по каждому счету подсчитывают сумму дебетового оборота. Который должен быть равен дебетовому обороту в соот­ветствующей ведомости.

Общий итог дебетовых оборотов должен быть равен общей сумме оборотов по кредиту счетов.

Дебетовые и кредитовые обороты по каждому счету переносят в оборотную ведомость по синтетическим счетам, в которой подсчиты­вают сальдо.

В соответствии с Федеральным законом для малых предприя­тий установлены упрощенные процедуры и формы отчетности.

§ 4. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для малых предприятий

В соответствии с Федеральным законом “Об упрощеной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства” от 29.12.95 г. № 222-ФЗ малые предприятия с численностью работающих до 15 человек независимо от вида осуществляемой деятельности могут применять упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. При оп­ределении численности работающих в нее включают работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характе­ра, а также работающих в филиалах и подразделениях малого пред­приятия.

Упрощенная система налогообложения предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организации за отчетный период.

Объектом обложения единым налогом организации являются сово­купный доход или валовая выручка, полученные за отчетный период.

Совокупный доход организации исчисляется как разность между валовой выручкой и затратами на производство и продажу продукции (работ, услуг) без сумм начисленной оплаты труда.

Валовая выручка организации исчисляется как сумма выручки, полученная от продажи товаров (работ, услуг) и имущества, а также внереализационных доходов.

Единый налог на совокупный доход взимается по следующим став­кам:

• в федеральный бюджет — в размере 10% от совокупного дохода;

• в бюджет субъектов РФ и местный бюджет — в суммарном раз­мере не более 20% от совокупного дохода.

Если объектом налогообложения является валовая выручка, то в федеральный бюджет подлежит внести 3,33% от суммы валовой вы­ручки, а в бюджет Российской Федерации и местный бюджет — 6,67% от валовой выручки.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вместо указанных объектов и ставок налогообложения вправе уста­навливать для организаций расчетный порядок определения единого налога на основе показателей по типичным организациям-представи­телям.

Эти органы вправе также устанавливать льготы и (или) льготный порядок по уплате единого налога для отдельных категорий платель­щиков в пределах объема налоговых поступлений, подлежащих зачис­лению в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет.

Для организаций, применяющих упрощенную систему налогооб­ложения, сохраняется действующий порядок уплаты, таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотран­спортных средств, лицензионных сборов, отчислений в государствен­ные социальные внебюджетные фонды.

Организации имеют право перейти на упрощенную систему, если в течение года, предшествующего кварталу, в котором произошла по­дача заявления на право применения упрощенной системы, совокуп­ный размер валовой выручки организации не превысил суммы 100 000-кратного МРОТ, установленного законодательством на 1-й день квар­тала, в котором произошла подача заявления.

Официальным документом, удостоверяющим право малого предприятия на применение упрощенной системы налогообложе­ния, учета и отчетности, является патент, выдаваемый сроком на 1 год налоговыми органами по месту постановки организаций на налоговый учет.

Малое предприятие по итогам хозяйственной деятельности за от­четный период (квартал) представляет в налоговый орган в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, расчет подле­жащего уплате единого налога с зачетом оплаченной стоимости па­тента, а также выписку из Книги учета доходов и расходов с указани­ем совокупного дохода или валовой выручки, полученных за отчет­ный период.

При предъявлении в налоговый орган указанных документов орга­низация предъявляет для проверки патент. Книгу учета доходов и рас­ходов, кассовую книгу, а также платежные поручения об уплате еди­ного налога за отчетный период с отметкой банка об исполнении пла­тежа.

Организациям, применяющим упрощенную систему, предостав­ляется право ведения Книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи. Плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных Законом “О бухгалтерском учете”, Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчет­ности.

Форма Книги учета доходов и расходов утверждена приказом Минфина РФ от 22.02.96 г. № 18  (Приложение 5).

Книга учета доходов и расходов открывается на один календар­ный год и должна быть прошнурована и пронумерована. На послед­ней странице Книги записывается число содержащихся в ней стра­ниц, которое заверяется подписью руководителя организации и оттис­ком печати налогового органа.

Запись в Книгу производится в хронологической последователь­ности хозяйственных операций на основе первичных документов.

Состав доходов и расходов, принимаемых и не принимаемых для расчета налога, определен Законом от 29.12.95 г. № 222-ФЗ и при­казом Минфина РФ от 22.02.96 г. № 18.

Совокупный доход исчисляется как разница между валовой вы­ручкой и стоимостью использованных в процессе производства про­дукции сырья и материалов, топлива, эксплуатационных расходов, текущего ремонта, затрат на аренду помещений и транспортных средств, расходов на оплату процентов за пользование кредитными ресурсами банков, оказанных услуг, а также сумм НДС, уплаченных поставщикам, налога на приобретение автотранспортных средств, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды, уплаченных таможенных платежей, госпошлин и лицензионных сбо­ров.

Книга учета доходов и расходов подлежит регистрации в налого­вом органе при получении патента.

Организации, применяющие упрощенную систему, ведут учет кас­совых операций по действующему порядку и представляют статисти­ческую отчетность.

В соответствии с постановлением Госкомстата РФ малые пред­приятия ежеквартально представляют статистическим органам “Све­дения об основных показателях деятельности малого предприятия”.

В этом отчете указывают данные о средней численности работни­ков за отчетный период {всего, в том числе работники списочного со­става, внешние совместители, количество работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера); о фонде зара­ботной платы, начисленной работникам (всего, в том числе работни­кам списочного состава, внешним совместителям, работникам, выпол­нявшим работы по договорам гражданско-правового характера); вы­ручке от реализации продукции, работ, услуг (без НДС и акцизов);

затратах на производство и реализацию продукции; прибыли; объеме продукции (работ, услуг) в отпускных ценах (всего и в том числе по основной деятельности), инвестициях в основной капитал.

За 2000 г. малые предприятия в соответствии с постановлением Госкомстата РФ от 31.07.2000 № 72 представили статистическим орга­нам “Сведения об основных показателях деятельности малого пред­приятия за 2000 год” и ряд приложений.

В этом отчете указаны данные об уставном капитале и его распре­делении по акционерам (учредителям); средней численности работ­ников за отчетный период (всего, в том числе работники списочного состава, внешние совместители, количество работников, выполняв­ших работы по договорам гражданско-правового характера); фонде заработной платы, начисленной работникам, и выплатах социального характера; выручке от продажи продукции, работ, услуг (без НДС и акцизов); прибыли или убытках организации до налогообложения; на­личии основных фондов на начало года, введенных в действие новых основных фондов и списанных за отчетный год, наличии основных фондов на конец года, суммах начисленной амортизации; объеме про­дукции (работ, услуг) в отпускных ценах и остатках незавершенного производства; инвестициях в основной капитал.


Заключение.

За последние годы в методологии и организации бухгалтер­ского учета на российских предприятиях произошла определенная перестройка, изменилась сущность бухгалтерского учета и функ­ции, выполняемые им в организациях.

С принятием ряда новых законов трансформировался характер экономического поведения организации, в основе которого лежит теперь право на самостоятельный выход на товарный рынок со своей продукцией, работами и услугами и осуществление расчетов по совершаемым сделкам по рыночной (договорной) стоимости.

С получением хозяйственной самостоятельности организации столкнулись с необходимостью разработки за счет собственных средств новых видов продукции и индивидуальных технологий или с необходимостью покупки таких технологий, то есть с уче­том нового вида имущества - нематериальных активов. Организа­ции имеют теперь возможность, располагая свободными денежны­ми средствами и имуществом, получать доходы от сделок на фи­нансовом рынке в форме дивидендов (доходов) от финансовых вложений.

Большое внимание стало уделяться изучению опыта организа­ции бухгалтерского учета на предприятиях в странах с развитой рыночной экономикой.

В России была утверждена Государственная программа пере­хода Российской Федерации на принятую в международной прак­тике систему учета и статистики в соответствии с требованиями рыночной экономики, во исполнение которой Министерством фи­нансов разработана концепция развития системы нормативных до­кументов, регулирующих бухгалтерский учет для организаций Российской Федерации, включая организации с иностранными ин­вестициями.

Одновременно расширились возможности хозяйствующих субъектов в области бухгалтерского учета. В целях реализации Фе­дерального закона "О государственной поддержке малого пред­принимательства в Российской Федерации" Министерством финансов РФ приказом от 22.12.95 г. № 131 утверждены указания по ведению бухгалтерского учета и отчетности и применению регист­ров бухгалтерского учета для субъектов малого предприниматель­ства. В соответствии с этим документом малые предприятия разра­батывают свою учетную политику, самостоятельно определяя кон­кретные методики, формы, технику ведения и организации бухгал­терского учета, исходя из действующих правил и особенностей хозяйствования. Им предоставлено право выбора методов оценки производственных запасов при их отнесении на издержки произ­водства, методов и способов исчисления себестоимости продукции, работ и услуг, методов их реализации.

Резкое расширение задач бухгалтерского учета в условиях ры­ночной экономики, введение коммерческой тайны на многие учет­ные показатели, придание бухгалтерской отчетности статуса пуб­личности, а также необходимость адаптации бухгалтерского учета и отчетности России к международным стандартам обусловили не­обходимость выделения из бухгалтерского учета в качестве само­стоятельных финансового и управленческого учета.

Тем не менее на малых предприятиях очень часто не уделяет­ся должного внимания организации бухгалтерского учета, в осо­бенности такой важной процедуре учетного процесса, как правиль­ное и своевременное документирование хозяйственных операций. А ведь рациональная организация бухгалтерского учета на пред­приятии немыслима без установления схемы документирования операции, выполненной на основе изучения объектов учета, хозяй­ственных и производственных процессов.

Роль бухгалтерии как организатора учета и контроля на пред­приятии должна проявляться в создании хорошо продуманного графика движения документов, в его умелом и настойчивом вы­полнении.

Обязательным условием является повсеместное использова­ние программ автоматизации регистрации и обработки бухгалтер­ских данных.

Мало внимания уделяется такому важному процессу, как управление себестоимостью продукции (работ, услуг). Здесь ос­новными задачами бухгалтерии должны стать не только получение и сбор достоверной информации о фактических затратах, но и систематизация полученных данных в целях контроля за использова­нием материальных, трудовых и других ресурсов, контроль за вы­полнением задании по снижению себестоимости, выявлению ре­зервов по ее снижению.

Кроме того, несовершенство действующей налоговой системы приводит к тому, что некоторые организации сознательно искажа­ют учетные данные, влияющие на размеры объема реализации, прибыли, а следовательно, и налогов. В таких организациях адап­тация бухгалтерского учета и отчетности к международным стан­дартам становится особенно проблематичной.

Нужно учитывать и тот факт, что адаптация России к меж­дународным учетным стандартам зависит не только от решения методологических, организационных и технических вопросом, но и от степени развиты рыночных отношений и деятельности орга­низации.

Список литературы:

1.     Кондраков Н.П. “Бухгалтерский учет” М., ИНФРА-М, 2002 год.

2.     Шеленков В.Г “Особенности оргазации учета на малых предприятиях” М., ФА, 2001 год.

3.     Налогвый кодекс РФ, II часть.

4.     Федеральный закон “О государсивенной поддержке малого предпринимательста в РФ” от 14.06.95 г. № 88-Ф3

5.     Федеральный закон “Об урощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства” от 29.12.95 г. № 222-Ф3.

6.     Гражданский кодекс РФ, II часть.

7.     Федеральный закон “О бухгалтерском учете” от 21.10.96 г. № 129-Ф3.

8.     План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению (утверждены приказом Минфина от 31.10.2000 г. №94н).

Приложение

Пррложение 1.

Рабочий план счетов малых предприятий

 

 

Раздел

Наименование счета

Номер счета

Группируемые счета

Внеоборотные активы

Основные средства

01

01, 03, 04

 

Амортизация основных срдств

02

02, 05

 

Вложение во внеоборотные активы

08

08, 07

Производственные запасы

Материалы

10

10, 11, 15, 16

 

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

19

19

Затраты на производство

Основное производство

20

20, 21, 23, 25, 26, 28, 29, 44, 97

Готовая продукция и товары

Товары

41

40, 41, 42, 43, 45

Денежные средства

Касса

50

 

 

Расчетные счета

51

 

 

Валютные счета

52

 

 

Специальные счета в банках

55

55, 57

 

Финансовые вложения

58

58

Расчеты

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

60

60

 

Расчеты по налогам и сборам

68

68, 69

 

Расчеты по краткосрочным кредитам и займам

66

66, 67, 86

 

Расчеты по оплате труда

70

70

 

Расчеты с разными дебиорами и кредиторами

76

62, 71, 73, 75, 76, 79

Капитал

Уставный капитал

80

80

 

Добавочный капитал

82

82, 83, 98

 

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

84

84

Финансовые результаты

Продажи

90

90, 91

 

Недостачи и потери от порчи ценностей

94

94

 

Прибыли и убытки

99

99, 91




РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты