|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Особенности социально-экономического развития современной ФранцииОсобенности социально-экономического развития современной ФранцииСОДЕРЖАНИЕ
Введение 2-4 Глава I «ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ФРАНЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.» 5-23 §1. Общая характеристика страны §2. Человеческий фактор во французской экономике §3. Основные показатели иммиграции рабочей силы во Франции. Проблемы иммиграции. Иммиграционная политика §4.Уровень жизни во Франции §5. Кризис социальной политики. Рост безработицы Глава II «ОСОБЕННОСТИ ВНУТРИЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ФРАНЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ» 24-45 §1. Основные показатели экономического развития §2.Отраслевая структура хозяйства §3.Финансово-кредитная система страны§4.Уровень научно-технического развития Франции. Глава III «ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФРАНЦИИ. ФРАНЦИЯ КАК ЧЛЕН ЕВРОСОЮЗА.» 45-62 §1. Характеристика, структура и особенности внешней торговли Франции §2.Политика Франции в области внешнеторгового регулирования §3.Место Франции в сфере международных инвестиций §4. Французские ТНК на
современном этапе §6. Трансформация валютной системы: переход к евро и его
последствия
Заключение 63 Приложение 64-65 Список используемой литературы 66-69
ВВЕДЕНИЕ. Обоснование темы: В процессе трансформации России и в условиях перехода к экономике рыночного типа за последние годы в российской экономике произошло много изменений как положительных, так и отрицательных. И наше правительство, изучая экономическое становление многих зарубежных государств, видя их достижения и успехи, почему то крайне мало уделяет внимания вопросам истории экономического становления, а также динамики социальной политики, с ней связанной. Конечно, можно учиться на примере развития высокоразвитых стран, но Россия на пути реформ не должна перенимать одну из зарубежных национальных моделей, а исходя из общих принципов и фундаментальных основ европейского выбора – создавать собственный российский порядок, который должен находиться в неразрывной взаимосвязи с адекватными ему общественными, государственными, политическими, судебно-правовыми и иными порядками. Но надо забывать о том, что процветающие и высокоразвитые страны не сразу стали такими. Им потребовалось много времени и сил, чтобы добиться таких значительных успехов, которыми они могут сейчас гордиться. Франция как раз является одной из таких стран. На протяжении многих столетий Франция служит одной из «несущих конструкций» европейского «дома», да и всей международной системы в целом. Особенная значимость выбранной мной темы состоит в том, что экономические и социальные процессы, происходящие во Франции, оказывают воздействие на общеевропейский и мировой экономический и культурный климат. Европу и остальной мир невозможно представить без Франции, но и Франция не существует вне европейского и глобального контекста. Эта тема интересна еще и потому, что Франция как страна является одним из примеров стабилизации экономики за счет государственного влияния, что является довольно характерным для развитых стран. Значимость данной работы определяется анализом функционирования экономики и социального развития и оценки их эффективности на примере Франции, которая может быть использована в России. Научная новизна состоит в самом периоде исследования - это современный этап развития страны, а также в сложном и пока еще малоизученном вопросе, как изучение Франции как члена Евросоюза.
Цели и задачи исследования: Целью данной работы является раскрытие особенностей развития социальной и экономической политики Франции на современном этапе с учетом новейших фактов и принципа объективности. Названная цель предопределила и ряд более конкретных задач исследования: - раскрыть основы социальной политики Франции на современном этапе; - изучить кризисные явления в социальном развитии; - выявить основные принципы, на которых держится вся современная экономика Франции; - провести анализ отраслевой структуры экономики Франции; - рассмотреть основы построения финансовой системы этой страны; - предоставить сведения о внешнеэкономической деятельности; - рассмотреть французскую экономику в контексте Европейского союза. Объект исследования: Экономика и социальная структура Франции Предмет исследования: Результаты функционирования экономики и социальной структуры Франции на современном этапе и их анализ. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложения и списка используемой литературы.
Историография
Опыт Франции, в контексте социально-экономических преобразований, несомненно, имеет международное значение. Разнообразные стороны этого многогранного опыта привлекают внимание исследователей многих стран. Об этом свидетельствуют многочисленные публикации, регулярно появляющиеся в специальных и массовых изданиях США, Германии, Италии, Канады и России. Во время написания данной работы я использовала последние публикации в таких журналах как, «Мировая экономика и международные отношения», «Финансы» «Современная Европа». Особое внимание хочу уделить использованию публикаций журнала «Труд за рубежом», в котором обширно рассмотрены современные тенденции в социальной политике Франции, что является весьма ценным для моей работы. Из монографий следует отметить «Франция в XX веке» В.П. Смирнова. В работе представлена многомерная картина развития французского общества в прошлом веке. Подробно раскрыта эволюция социально-экономических отношений, внутренней и внешней политики страны, что в какой-то мере позволило мне проследить некоторую динамику в их развитии. Монография также знакомит с основными течениями в идеологии и культуре, с образом жизни французов. Что ценно, изложение, доводится вплоть до осени 2000г. Самые, наверное,
многочисленные исследования по социально-экономической политике Франции на
современном этапе принадлежат заслуженному деятелю науки РФ, д.э.н. Г.П.
Черниковову, которые около 50 лет посвятил изучению Франции. В последней своей
монографии «Экономика
Франции: традиции и новейшие тенденции», вышедшей в 2002 г. подводятся итоги его исследований, рассказывается об
истории и современном этапе развития французской экономики, показываются роль
человеческого фактора, значение государственных и частных организаций,
структурные сдвиги во французской промышленности, сельском хозяйстве и сфере
услуг.
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ФРАНЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. §1. Общая характеристика страны. Франция - это государство в Западной Европе. На северо-востоке граничит с Бельгией, Люксембургом и Германией, на востоке - с Германией, Швейцарией и Италией, на юго-востоке - с Монако, на юге - с Испанией и Андоррой. На севере территория Франции омывается Северным морем, проливами Па-де-Кале и Ла-Манш, на западе Бискайским заливом Атлантического океана, на юге - Средиземным морем. Площадь европейской части Франции, включая остров Корсика в Средиземном море и другие мелкие прибрежные острова, составляет 543965 км2. Столица – город Париж. Около 83% населения - французы; живуттакже эльзасцы, бретонцы, корсиканцы, каталонцы, баски; кроме того проживает 4,7 млн. иностранцев-иммигрантов (алжирцы, португальцы, итальянцы, испанцы, армяне и другие). Официальный язык французский. Подавляющее большинство верующих - католики, около 2 млн. человек - протестанты, около 2 млн. - мусульмане (в основном выходцы из стран Северной и Центральной Африки, Среднего Востока), православные (более 400 тысяч) и другие. В современной Франции действует принятая в 1958 г.
конституция Пятой республики – 17-я конституция в ее истории. Согласно ей,
«Франция является неделимой, светской и социальной республикой. Она
обеспечивает равенство перед законом всем гражданам, независимо от
происхождения, расы или религии. Она уважает все верования... Девизом
Республики является «Свобода, Равенство, Братство». Ее принципом является:
правительство народа, по воле народа и для народа».
§2. Человеческий фактор во французской экономике
В конце XX в под влиянием научно-технической революции человечество вступило в период крупнейших изменений в экономике и политике. И главным среди них является возрастание роли человека как основной производительной силы, творца научно-технической революции и всей человеческой цивилизации. Эти процессы бурно развиваются в современной французской экономике. Во всех ее сферах – производстве, потреблении, организации и других – мы видим возросшее значение человеческого фактора. В годы после Второй мировой войны осуществлялись радикальные сдвиги в структуре демографических ресурсов Франции, их динамике, многих качественных показателях. В то же время, как и в других областях, в течение этого периода не были решены многие вопросы демографического развития страны. А в самые последние годы налицо обострение ряда проблем, в частности, в области материального положения французского населения и социальной политики страны. Население На
1 января 2001 года численность населения Франции составляла 60,7 млн. человек,
что эквивалентно 16% населения всего Европейского Союза. Из них 59 млн.
проживают в метрополии и 1,7 млн. – в 4 заморских департаментах. За последнее
десятилетие население страны увеличивалось приблизительно на 250 тыс. человек в
год: примерно на 200 тыс. человек за счет естественного прироста и на 50 тыс. –
за счет миграционного притока. При этом Франция является одной из
густонаселенных территорий планеты, но средненаселенной в Европе: по плотности
она занимает 9-е место в Европейском Союзе, находясь далеко позади Нидерландов,
Великобритании, Германии и Италии. «Бэби бум» В истории Франции мы можем отметить периоды демографического подъема, которые сменялись нередко катастрофическими падениями, напоминавшими иногда гигантские катаклизмы. Ситуация резко изменилась в годы Второй мировой войны, когда во Франции и за ее пределами стали говорить о «Французском бэби буме». И речь шла не только о естественном в первый период после войны всплеске рождаемости, а об устойчивой тенденции роста населения, характерной для ряда лет. По официальным данным переписей населения количество жителей во Франции выросло с 40,5 млн человек в 1946 году до 56,6 млн в 1990 году. По оценкам Национального института статистики и экономических исследований на 1 января 2001 года население Франции составляло 59,0 млн человек. Такой картины во Франции не было уже в течение более 2 веков. Конечно, можно говорить о негативном влиянии двух мировых войн и может быть еще каких-нибудь других факторов. Но все же сравнение этих двух периодов показывает существенное изменение содержания демографической эволюции Франции в последние десятилетия. Качественные сдвиги происходят в это время в режиме воспроизводства населения. Главным из них является длительные, устойчивые относительно высокие показатели рождаемости. Очевидно, на рост рождаемости во Франции большое влияние оказало расширение практики выдачи семейных пособий, что поставило ее впереди многих стран. Так, по данным ОСДЕ затраты государства на семейные пособия в 1960-1985 составляли во Франции 2,7 % стоимости ВВП, для примера в ФРГ в это же время от 0,4 до 1,1%, США – 0,4-0,5%, Японии – 0,8-1,6% стоимости ВВП. Большое влияние на французские демографически ресурсы оказывала эволюция семьи. Надо отметить, что Франция была страной-пионером в развитии явления, которое демографы назвали «брачностью по-европейски». Присущие ей черты: позднее вступление в брак, ограниченное количество детей, большой удельный вес разводов проявились во Франции уже в конце XIX – начале XX вв. Но в первые десятилетия после Второй мировой войны положение во многом меняется, и семья приобретает ряд новых черт: понижается средний возраст вступления в брак, укрепляется прочность семейных устоев. Но в 80-е годы и особенно в начале 90-х годов положение ухудшается: быстро увеличивается количество разводов, уменьшается количество заключенных браков. Эти изменения иногда называют «кризисом семьи», на котором сказываются воздействие разнообразных факторов: снижение темпов роста экономики, сопровождавшегося увеличением безработицы, а с другой стороны, немалую роль играло изменение положения женщины. «Кризис семьи» 80-х – начала 90-х годов отражал и сложную эволюцию социально-психологической атмосферы во Франции. Приватизация, сокращение социальной деятельности государства способствуют росту индивидуализма, отходу от коллективистских тенденций французского общества. Все большее распространение идеологии «каждый сам за себя» не способствует укреплению авторитета семьи, особенно среди молодежи. Но самые последние исследования показали, что семейные ценности вновь выходят на первое место. Семья все больше рассматривается в качестве важного источника укрепления положения индивида в обществе. Конечно, наметившаяся тенденция не означает полного преодоления «кризиса семьи», тем более что он переплелся с элементами кризиса социально-экономического и в какой-то степени с кризисом этических ценностей. Средние показатели жизни во Франции, как и в других развитых странах, за послевоенное годы существенно возросли. По величине средней продолжительности жизни Франция принадлежит к числу наиболее развитых стран мира, а если мы возьмем женщин Франции, даже делит с Японией 1-2 места. За счет естественного движения был обеспечен главный прирост количества работников во Франции. Но определенную роль в изменении численности населения играли и играют миграционные процессы.
§3. Основные показатели иммиграции рабочей силы во Франции. Проблемы иммиграции. Иммиграционная политика Удобное
географическое расположение, наличие множества международных маршрутов
авиационного, морского, железнодорожного и автомобильного видов транспорта,
высокий жизненный уровень населения делает Францию привлекательной для
иммигрантов как из стран Азии, Ближнего и Среднего Востока, Африки, так и
европейских стран с нестабильной этнополитической обстановкой или испытывающих
трудности экономического характера, в том числе из Российской Федерации, других
государств-участников СНГ и прибалтийских республик. В результате, в то время
как другие страны характеризуются высоким уровнем рождаемости и эмиграцией,
Франция вот уже на протяжении более 150 лет принимает у себя иностранцев, стремясь
таким образом противостоять естественной убыли своего населения. Действительно,
многие специалисты сходятся во мнении, что Франции нужны иммигранты. Например,
на юге страны виноделы и садоводы жалуются, что не могут привлечь достаточно
работников, несмотря на уровень безработицы, превышающий 9%, а статистика ООН
указывает на то, что Франции ежегодно необходимо привлекать 1,7 млн.
иммигрантов, чтобы поддерживать демографический статус кво. Сегодня об
иммиграции говорят еще и как о средстве борьбы со старением нации. §4.Уровень жизни во Франции В современном мире Франция принадлежит к числу стран, обладающих наиболее высоким уровнем жизни. Это является результатом прежде всего длительного исторического развития, в ходе которого сформировались такие ставшие традиционными черты, присущие французской нации, как трудолюбие, любознательность, стремление к новизне. Показательны результаты многочисленных социальных исследований: 60-70% опрошенных полагают, что работа – это важнейшее условие самореализации, приобретения новых друзей и знакомых. Половина видит в работе лучшее средство занять свое время. Но дело не только в прошлом. Высокий уровень жизни во Франции является результатом тех усилий, которые были осуществлены в стране в годы после Второй мировой войны. Они и привели к улучшению доходов, росту объемов потребления благ и услуг, расширению свободного времени. Многие специалисты в стране и за ее пределами отмечают, что в течение последнего десятилетия происходит как бы «реабилитация» денег в общественном сознании. Тема богатства (а, к примеру, разговоры о деньгах и личных доходах всегда считались во Франции в какой-то степени неприличными), экономического успеха личности как естественного вознаграждения за ее активность, знания и умения становится очень популярной в выступлениях французских средств массовой информации. Показательно усиление внимания к проблемам предприятий, менеджмента, маркетинга, что проявляется и в учебных программах университетов, которые в содержании издающейся массовыми тиражами литературы. Система социального обеспечения, созданная во Франции, считается одной из лучших в мире. Даже при неполном учете различные социальные выплаты, составляющие так называемую «социальную заработную плату», достигают приблизительно 1/3 части номинальной заработной платы наемных работников, например, в пенсионном деле она – 2 страна, уступая 1 место Италии. Среди стран ЕЭС – показатели выше средних, но ниже, чем у ФРГ, Нидерландов и Люксембурга. Уровень и эволюция подготовки кадров во Франции Трудно преувеличивать сегодня экономическое значение образования. Для Франции важно не только общее значение образования в условиях научно-технической революции, гигантских технологических сдвигов, ею порожденных, возрастание объемов знаний, необходимых работникам и их постоянное обновление. Высокий уровень квалификации рабочих, техников, инженеров необходим французской экономике, чтобы выжить перед лицом растущей европейской и мировой конкуренции. Это требует создания современной системы образования, не уступающей лучшим иностранным образцам. В годы после Второй мировой войны школа была всегда в центре общественной борьбы. В итоге, в этот период было сделано немало для улучшения содержания подготовки и организации школьного дела. В 1959 году обязательный срок обучения во Франции продлен до 16 лет. Важную роль сыграл закон об ориентации образования, принятый в 1989 году (закон Жоспена). Ставилась задача довести 80% выпускников средней школы до уровня бакалавров. В итоге послевоенного развития сложилась весьма своеобразная и развитая система подготовки кадров. Обращают на себя внимание прежде всего масштабы сложившейся системы. Она охватывает сегодня более 14 млн учащихся и студентов и свыше 1 млн учителей, профессоров и других работников школ. Таких размеров образовательных структур Франция не знала никогда в прошлом. Изменения в этой области произошли очень серьезные. Но довести долю бакалавров до 80% пока не удалось. Основную тяжесть расходов на образование несет государство. А удельный вес предприятий в финансировании школы во Франции очень низок, особенно, если мы сравним положение здесь с ситуацией в США. Почти каждый американский университет имеет частных спонсоров. Общие расходы на образование, осуществляемые частным капиталом США приближаются к уровню государственных, а во Франции лишь 5% от общего финансирования образования. По общим размерам расходов на образование и их удельному весу в стоимости валого внутреннего продукта Франция в последние годы входит в число наиболее развитых стран мира. В 90-х годах по данным ООН, среди наиболее крупных стран Запада Франция делила с Японией 1-е и 2-е места. Подводя итоги, надо подчеркнуть, что в ходе послевоенного развития улучшилось качество французской рабочей силы. К традиционным чертам французских работников, известных и ранее (их тщательности, вкусу, честности), благодаря улучшению образования и профессиональной подготовки, добавилась более высокая квалификация, что, несомненно, было важным фактором роста производительности труда в стране. Здоровье людей Во Франции, как и во всем мире, сохранение и укрепление человеческого здоровья рассматривается сегодня как одна из важнейших экономических и общегуманитарных проблем. В годы после Второй мировой войны в этой области происходят важные изменения. Именно в это время во Франции, как и в ряде других стран, возникает общенациональная система здравоохранения как развернутая система социально-экономических и медицинских мероприятий, имеющая цель сохранить и повысить уровень здоровья каждого человека и населения в целом. Принимается ряд законов, регулирующих деятельность органов здравоохранения и условия пользования медицинской помощью. Совершенствуется страховая медицина, основой которой является принцип полной или частичной компенсации расходов гражданина на медицинскую помощь. За послевоенные годы во Франции растет число врачей и другого медицинского персонала, увеличивается количество медицинских учреждений, улучшается их техническое оснащение. Об определенных достижениях французского здравоохранения свидетельствуют приводившиеся выше данные о росте средней продолжительности жизни. Сократилось влияние ряда болезней на общие показатели смертности (за исключением злокачественных опухолей). Необходимо подчеркнуть, что по уровню расходов на здравоохранение Франция принадлежит к числу наиболее развитых стран мира. Удельный вес этих расходов в стоимости ВВП Франции устойчиво превышает показатели других стран ЕС. По мнению Высшего комитета здравоохранения Франции, состояние здоровья французов в среднем более благополучное, чем здоровье их европейских соседей. К тому же оно продолжается улучшаться. Об этом, в частности, свидетельствует последний «рекорд» француженок, вышедших вместе с японками на первое место в мире по продолжительности жизни. Но в развитии французского здравоохранения немало и теневых моментов. Важным среди них является социальная дифференциация медицинского обслуживания. Наличие страховой медицины уравнивает шансы представителей различных категорий населения, но в то же время, существование специализированных платных клиник, с одной стороны, и с другой, сотен тысяч маргиналов, нередко «фактически исключенных» из сферы страхования, позволяет ряду авторов говорить о наличии во Франции сегодня двух медицин. В поисках выхода ставится вопрос о расширении специальных медицинских центров для наиболее обездоленных людей. К числу проблем французского здравоохранения надо также отнести нехватку средств для развития массовой медицины, особенно профилактической, и необходимость дальнейшего совершенствования качества медицинской помощи. Это относится и к медикаментам. Можно сказать о таких проблемах, традиционно существующих во Франции, как большое потребление спиртных напитков и широкое распространение курения, что содействует развитию некоторых заболеваний (цирроза печени, например, ухудшению здоровья детей и др.). В стране ведется разнообразная работа по ограничению потребления спиртных напитков и курения, в которой активную роль играют органы здравоохранения. В течение последних десятилетий во Франции, как и в других странах, обостряется проблема СПИДа, а также потребление наркотиках. Считается, что сейчас в стране наркотики регулярно потребляют порядка 150 тыс. человек. Наблюдатели связывают «взрывной рост» потребления наркотиков 90-х годов с ростом новых форм бедности и маргинализации части населения. Система здравоохранения, как подчеркивает опыт Франции, позволяет сохранять и умножать трудовые ресурсы общества. По подсчетам ученых, расходы на укрепление здоровья людей обладают высокой экономической эффективностью, обеспечивают продление жизни и работоспособности людей. §5. Кризис социальной политики. Рост безработицы Проявления кризиса весьма разнообразны. В это время наметилась тенденция замедления роста социальных выплат и даже их определенное сокращение. В результате возникла устойчивая дефицитность бюджета системы социального обеспечения, что заставляет прибегать к увеличению взносов работников и предприятий и сокращению государственных расходов. Важное значение имеет учет политической борьбы внутри французского общества. Кризис социальной политики – составная часть неоконсервативного курса той части французской элиты, которая пытается использовать ослабление профсоюзов и левых политических партий в своих интересах. Замедление и сокращение социальных расходов совпадает с процессом приватизации и других неолиберальных реформ. Но несмотря на некоторое сокращение социальных расходов в отдельные года их уровень в середине и концу 90-х годов остается относительно высоким. Подобное положение – следствие огромных размеров, которые приобрела во Франции государственная система сохранения устойчивости французской общественной жизни. Попытки правящих кругов страны сократить социальные расходы наталкиваются на сопротивление значительной части общества. Другими проявлениями обострения социально-экономических положения во Франции в последние годы служат противоречия в эволюции доходов, связанных с собственностью и предпринимательской деятельностью. Падают социальные выплаты, общие размеры доходов и доходы, приходящиеся на душу населения. Но особенно острой проблемой, свидетельствующей о растущих противоречиях в эволюции современного уровня жизни во Франции, является безработица. «Невыносимым бедствием», настоящей язвой, разъедающей тело французского общества, называют безработицу сегодня во Франции. Это не удивительно, учитывая, во-первых, размеры, которые она приобрела в последний период. В первые годы после Второй мировой войны безработица в стране практически отсутствовала. Ее объемы в 60-е и в начале 70-х годов были незначительны. Но темпы роста увеличивались. Первого миллиона количество безработных достигло в 1976 г. Рубеж второго миллиона был пройден в 1984 году, третьего – в 1993г. В 1995 г., по данным Национального агентства по проблемам занятости Франции, оно составило более 3 млн 264 тыс. человек. Во-вторых, количественные показатели надо дополнить международными сопоставлениями. О тяжести безработицы во Франции говорят подсчеты экспертов ОЭСР, составляемые на основе единой методики и регулярно публикуемые в изданиях этой организации. По данным ОЭСР Франция лидирует в этой области. В течение последних 15 лет объемы безработицы во Франции устойчиво превышают показатели других крупных капиталистических стран, а также средний уровень безработицы ЕС и ОЭСР. В 1994 г. полностью безработные во Франции составляли 12,6 % самодеятельного населения, в США – 6,1 %, Японии – 2,9 %, Германии – 9,6 %, Великобритании – 9,4 %. В третьих, речь идет о качественных характеристиках французской безработицы. Безработица имеет место в большинстве отраслей и экономических районов Франции. Конечно, в наибольшей степени она затрагивает традиционные отрасли и районы их преимущественной концентрации. Особенно важное значение имеет рост продолжительности безработицы. По данным на февраль 1995 г. в среднем каждый из безработных был лишен деятельности в течение 397 дней. А более 38 % общего числа были безработными еще большее количество времени. Половина из них – больше 2-х лет каждый. Общество стремится ослабить остроту проблемы безработицы, облегчить положение безработных. В стране действует Национальное агентство по проблемам занятости с 750 территориальными отделениями. В 1994 г. через агентство прошло 1,6 млн заявок на работу. Существует и ряд других организаций, занимающихся устройством, переквалификацией рабочей силы, созданием новых рабочих мест, стимулированием перемещения работников из одних районов в другие, где имеется меньше безработных. Пособия по безработице, о которых я уже говорила при характеристике системы социального обеспечения, имеют две основные формы: страховую, предоставляемую через фонд Национального межпрофессионального союза для обеспечения занятости в промышленности и торговле, формируемый за счет взносов рабочих и предпринимателей (2,07% и 3,63% месячной зарплаты соответственно), и государственную – в виде «социального пособия солидарности». Максимальный размер страхового пособия вначале составляет 57,4 % последней зарплаты, а потом каждые четыре месяца он снижается. Пособие может выплачиваться максимум в течение 2 лет и 3 месяцев. Государственное «пособие солидарности» может быть предоставлено в течение 6 месяцев после истечения срока страхового пособия. Безработица, ухудшая материальное положение безработных, вызывает и другие негативные явления. Например, растет неуверенность в своем будущем у части населения. Сначала у лиц, еще не являющихся полностью безработными, но уже работающих неполную рабочую неделю, затем у занятых в отраслях или на предприятиях, испытывающих трудности. Круги расходятся столь широко, что захватывают в той или иной степени значительную часть общества. Безработица – генератор новых форм бедности, стимулятор происходящего процесса маргинализации части населения Франции. Число лиц, не имеющих регулярных доходов, часто полностью лишившихся таковых, потерявших жилье и утративших определенное место в обществе (своего рода «бомжей») растет в последние годы. Самым ярким показателем происходящих изменений может служить принятый в 1988 г. закон о минимальном доходе лиц. Такой уровень дохода характеризовался как показатель чрезвычайной бедности. Он давал право на получение пособия с целью обеспечения «социального и профессионального включения» этих лиц в жизнь общества. Замедление темпов повышения уровня жизни и даже наметившаяся тенденция его снижения, рост безработицы и крайних форм бедности – все это меняет социальный климат в стране. Растет движение сопротивления негативным сдвигам. Согласно данным, опубликованным газетой «Фигаро»1 , 84 % опрошенных французов хотят сохранить в современном виде систему социального обеспечения, 73 % - за сохранение пособий по безработице. Этот список легко продолжить. В стране возрастают требования возродить «новую социальность», заботясь об интересах личности, но не отказываясь при этом от традиций коллективизма, развивать их и совершенствовать. В настоящее время эта тенденция только усиливается. Свидетельства тому – изменения, происходящие в положении семьи, рост участия французов в различных ассоциациях, защищающих конкретные интересы людей, активация борьбы французской общественности за экономические и политические права личности и дальнейшее ________________________ См.1 Черников Г.П. Экономика Франции: традиции и новейшие тенденции. М., РОССПЭН, 2002 - С. 82
развитие демократии в стране.
ГЛАВА II «ОСОБЕННОСТИ ВНУТРИЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ФРАНЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ» §1. Основные показатели экономического развития. В XXI век Франция вступила, обладая одной из самых мощных экономик. Она производит свыше 5% мирового ВВП, занимая по этому показателю четвертое место в мире и уступая лишь США, Японии и Германии. По уровню ВВП на душу населения и удельному весу в мировом промышленном производстве Франция в 2001 г. занимала 5-е место в мире, по доле в мировом экспорте – 4-е. При этом французская экономика представляет собой «экономику услуг», доля которых в ВВП в 2002 г. составила 71%. На доли же промышленности и сельского хозяйства во Франции приходится 26% и 3%, соответственно. Франция
является лидером по производству сельскохозяйственной продукции среди всех
европейских стран. Кроме этого, высоко конкурентоспособными на мировой арене
выступают такие сектора французской экономики, как транспорт и
телекоммуникации, пищевая и фармацевтическая промышленности, банковские услуги,
страхование, туризм и, конечно же, производство традиционных товаров роскоши
(кожаные изделия, модная одежда, парфюмерия, вина и т.д.). Машиностроение, в
частности, производство автомобилей, электроника, металлургия также относятся к
числу наиболее развитых отраслей французской экономики.
В настоящее время уровень обложения корпораций во Франции – один из самых
высоких в Европе. В подавляющем большинстве стран на налоги уходит в среднем
35% валовой прибыли (в Великобритании, например, лишь 26%), во Франции же
ставка налога на прибыль корпораций составляет 42%. Нигде в ЕС предприниматели
не платят и столь высоких социальных взносов: они достигают 10% ВВП. Все это
отрицательным образом сказывается на конкурентоспособности французских предпринимателей. _____________________________ См.1 . http://www.economy.gov.ru (электронное издание журнала «Бизнес Уик»)
французских
гигантов, как «Франс телеком», «Эр Франс», «Электрисите де Франс», «Газ де
Франс», «Рено». Государство остается доминирующим в сфере общественного
транспорта, в оборонном секторе, продолжает контролировать цены естественных
монополий, тарифы на услуги здравоохранения, цены на большинство аграрной
продукции. По мнению многих специалистов, деятельность бизнеса по-прежнему
излишне регламентирована, что в сочетании с высокой степенью бюрократизации и
коррупции отрицательно сказывается на положении французских компаний в Европе. §2.Отраслевая структура хозяйства Франция – экономически высокоразвитая капиталистическая страна. Широкое развитие получили такие прогрессивные отрасли промышленности, как нефтеперерабатывающая, химическая, машиностроительная, электротехническая и электронная, производство строительных материалов. Ряд отраслей завоевали международное признание: ядерная энергетика, информатика, ракетостроение. Ведущее место в структуре промышленного производства занимают общее машиностроение (12%) и транспортное (10%). Автомобильная промышленность является одной из основ национальной промышленной структуры. Две крупнейшие в стране компании - частная «Пежо-Ситроен» и государственная «Рено» обеспечивают соответственно 4 и 5% мирового производства легковых автомобилей. Французские компании занимают второе место в мире, после Японии, по выпуску энергетического оборудования для электростанций. Франция остается ведущей силой в ракетной промышленности Западной Европы. Проект «Арианспейс» обеспечивает ведущие позиции страны в коммерческих запусках спутников. На его долю приходится примерно 50% мирового космического рынка[2]. В нефтяную отрасль входят более 120 предприятий. Количество персонала, работающего на них, составляет 44,5 тысяч человек. Нефтяная промышленность проводит большую работу по установке нефтяного оборудования за рубежом. Французские фирмы получили 25% оборота в Африке и 22% в Северном море. В Северной Америке французские фирмы практически не представлены, они связывают свои надежды с Южной Америкой. Они начали проведение некоторых работ в Мексике. Для страны характерна высокая концентрация производства. Мелкие и средние предприятия сохраняют наиболее значительные позиции в металлообрабатывающей промышленности и в отраслях общего машиностроения, станкостроении, текстильной и швейной промышленности. Сфера услуг. Сферауслуг представляет собой важнейшую по значению отрасль экономики Франции; на нее приходится более половины ВВП и свыше 69% всех занятых. Наиболее динамично развивающаяся и единственная отрасль французскойэкономики, где занятость продолжает расти – это услуги. Крупными подотраслями сферы услуг являются туризм, связь, транспорт, банковское и страховое дело. За последние 30 лет укрепились позиции сферы обслуживания в городах Франции. В абсолютных показателях сократилось число рабочих мест в производстве и увеличилось на предприятиях сферы обслуживания. Непроизводственная сфера расширилась, разнообразилась и укрепилась. Однако технически и финансово услуги сконцентрированы неравномерно. Предприятия сферы обслуживания имеют тенденцию к развитию в центральных районах городов, больших городах и городах-спутниках. Непроизводственный сектор сегодня один из самых активныхв перестройке городского хозяйства крупных центров индустриальных стран. В 1990 г. предприятия, оказывающие услуги другим предприятиям, группировали в среднем 6% активного населения, Париж - 13%, Канны, Ницца, Лион - 11%. Чем больше город, тем более важное место в занятости населения занимают услуги предприятиям: различные службы помощи, технологических и информационных советов, службы изучения. Локализация услуг предприятиям зависит от уровня развития других служб города, региональной специфики. Сельское хозяйство – одно из важнейших направлений международнойспециализации – реализует на внешнем рынке более 1/3 производимойпродукции. В 1996 г. продукция агропромышленного комплекса составила 15% экспорта и менее 10% импорта. По объему сельскохозяйственного экспорта страна отстает только от США, занимая первое место в Западной Европе. Тем не менее во французской внешней торговле аграрной продукцией имеются уязвимые места: увеличение экспорта во многом происходило благодаря сырью, а не переработанной продукции; ухудшился баланс торговли со странами ЕС, которые также добились самообеспеченности или даже стали экспортерами. Товарный экспорт превратился в один из самостоятельных и решающих факторов экономического развития Франции. По объему экспорта и импорта Франция занимает 4-е место в мире – после США, ФРГ, Японии. Главные торговые партнеры Франции – страны ЕС (около 65% всего оборота) , особенно ближайшие соседи – Германия, Италия, Испания, Бельгия, Великобритания, Люксембург, а также США и Япония. Развиваются внешнеторговые отношения со странами Азии. Промышленная продукция занимает основную часть внешнеторгового оборота Франции. В 1996 г. на промышленную продукцию гражданского назначения приходилось 82% экспорта и 81% импорта. Помимо упомянутых товаров Франция является крупным поставщиком автомобилей, электротехнического оборудования, а также лекарств, медикаментов и парфюмерно-косметической продукции. Во французском импорте преобладают энергоносители, продукция цветной металлургии, продукция электронной промышленности, целлюлозно-бумажные товары, бытовые приборы, ткани и одежда, лесоматериалы и мебель. Хотя Франция считается страной с высоким уровнем концентрации производства и капитала, мелкий и средний бизнес играет здесь существенную роль. В 1994 г. во французской экономике было зарегистрировано 2866,6 тыс. мелких и 32,3 тыс. средних предприятий. Большинство из указанных предприятий сосредоточено в торговле и сфере услуг. В промышленности Франции насчитывается 31,3 тыс. мелких и средних предприятий (95% всех промышленных фирм) . Эффективность многих французских мелких и средних предприятий обеспечивается узкой специализацией их деятельности, выпуском продукции малыми сериями, ограниченным ассортиментом производимых изделий, а также их способностью быстро реагировать на изменения в производстве и на рынке. Вместе с тем мелкие и средние фирмы сталкиваются с большими трудностями: с постоянной нехваткой собственных и заемных средств, конъюнктурными колебаниями экономики, конкуренцией со стороны других фирм, плохим знанием рынка и недостатками управления предприятием. В результате – огромное число банкротств (в 1995 г. около 40 тыс. фирм исчезли), причем 15% предприятий разоряются уже после первого года жизни, а 50% - после трех лет существования. Но вместе с тем появляется еще большее количество новых фирм, так что ежегодно их число увеличивается более чем на 10%. В этом постоянном встречном потоке проявляется неустойчивость мелкого бизнеса. Но далеко не все мелкие и средние предприятия работают на свободный рынок, многие из них связаны с крупными компаниями субподрядными соглашениями и действуют по заказам и спецификациям этих фирм. В 1995 г. во Франции было зарегистрировано около 3 тыс. крупных промышленных предприятий. Наибольшее количество крупных промышленных предприятий действуют в таких отраслях, как электронная и электротехническая промышленность (152 фирмы) и машиностроение (119) . На долю крупных промышленных предприятий приходилось в 1994 г. 57,5% продаж, 42,2% занятых, 73,1% экспортных продаж и 67,7% капиталовложений.1 Важным фактором экономики и внешней торговли Франции является значительный вес государственного сектора. Некоторые предприятия во Франции были национализированы в 1946 г. (“Рено” ) и имеют статус государственных предприятий. Вторая волна национализации пришлась на 1981 – 1982 годы. При этом национализированные фирмы действуют в форме акционерных обществ, акции которых принадлежат государству либо непосредственно, либо через национализированные банки и финансовые организации. Государственные компании действуют в основном в отраслях, имеющих важное значение для экономики страны, или в отраслях, требующих больших капиталовложений и в которых частные компании не могут обеспечить достаточную норму прибыли для расширенного воспроизводства капитала: в автомобилестроении, авиакосмической, электронной, химической промышленности, производстве ___________________См.1 Состояние французской экономики в конце 90-х годов // Экономика и управление в зарубежных странах. - 2000. - №5. - С. 34. вооружений, добыче и переработке нефти и газа, черной металлургии. Ряд французских промышленных и торговых компаний являются членами Франко-российской палаты и имеют представительства в Москве. Черная и цветная металлургия. Ведущим французским продуцентом и экспортером в этой отрасли продолжает оставаться государственная сталелитейная компания “Юзинор-Сасилор” . На предприятиях компании в 1994 г. было произведено 5,2 млн. т стали, что составляет 29,1% ее производства в стране. В середине 90-х годов “Юзинор-Сасилор) обеспечивала более 98% национального экспорта в данной отрасли. Лидером французской цветной металлургии является государственная компания “Пешинэ” , на долю которой приходится 93,2% всего производимого в стране алюминия. Автомобильная промышленность во Франции отличается очень высокой степенью монополизации. На крупнейшие автомобильные компании “Рено” и “Пежо” приходится более 90% продаж и почти 100% экспорта в отрасли. Лидирующее положение на французском рынке автомобилей занимает государственная автомобильная компания “Рено” , национализированная в 1946 г. (на ее долю в 1994 г. приходилось 49,3% произведенных во Франции автомобилей) . В 1994 г. экспорт компании в натуральном выражении составил 795,6 тыс. автомобилей, или около 46% национального экспорта. Частная автомобильная компания “Пежо” практически не уступает государственной “Рено” . В1994 г. экспорт компании в натуральном выражении составил 935,26 тыс. автомобилей, или около 54% национального экспорта. Электротехническая промышленность. Крупнейшим продуцентом и экспортером электроники и электротехники во Франции является “Компани женераль д’электрисите” (с 1981 по 1986 г. – государственная компания, в 1987 г. – реприватизирована). На предприятиях компании занято около 53% всех работающих в отрасли. В химической промышленности действует значительное количество крупных предприятий, что связано с необходимостью значительных капиталовложений в производство. Крупнейшей в отрасли является государственная химическая компания “Рон-Пулэнк” , национализированная в 1981 г. Среди крупнейших промышленных компаний Франции занимала 14-е место. Среди парфюмерно-косметических фирм, которых на французском рынке действует около 300, абсолютным лидером является компания “Л’Ореаль” , входящая по величине консолидированных продаж (20,1 млрд. франков в 1995 г.) в число 10 крупнейших химических компаний страны. Пищевкусовая промышленность Франции насчитывает около 3,9 тыс. фирм, из них 3,5% приходится на долю крупных, а 14,6% - средних предприятий. Большую роль в этой отрасли играют производственные кооперативы. Крупнейшей пищевкусовой компанией является БСН, которая по величине консолидированных продаж в 1995 г. занимала 23-е место в списке ведущих промышленных компаний Франции. Крупные торговые фирмы. Во Франции насчитывается более 506 тыс. торговых фирм, в том числе около 81 тыс. фирм специализируются на оптовой и 425 тыс. – на розничной торговле. На долю крупных компаний в 1995 г. приходилось 45% торгового оборота страны. Основной особенностью Франции является преобладание независимых национальных частных торговых компаний. Среди 20 крупнейших французских компаний к независимым относятся 16 фирм, две торговые фирмы входят в промышленно-финансовые группы, одна фирма – дочерняя крупной американской торговой компании “Каргил” и одна торгово-сбытовой филиал крупнейшей государственной сталелитейной компании “Юзинор-Сасилор” . На экспортно-импортных операциях специализируются шесть компаний: КФАО, “Интерагра” , “Валор-Асье” , СКОА, “Каргил” , “Жан Суффле”. Крупнейшей торговой компанией является “Каррефур” . Это единственная французская компания, входящая в десятку крупнейших торговых фирм страны – членов ЕС. §3.Финансово-кредитная система страныБанки и банковское дело Кредитно-финансовая система Франции управляется законом от 20 июня 1984 г. Все кредитные учреждения страны (более 35 тыс.) включены в единую структуру. Исключение составляют Государственное казначейство, Банк Франции и Специализированный финансовый институт почтовой службы Франции. Основным институтом в кредитно-финансовой системе Франции являются банки. Во Франции законом от 1945 г. были национализированы четыре наиболее крупных депозитных банка, которые впоследствии при слиянии были преобразованы в три банка: “Банк насьональ де Пари” (БНП) , “Креди Лионнэ” , “Сосьете женераль”. А законом от 1982 г. – два крупных деловых банка: “Париба” , “Индосюэз” . В настоящее время во Франции насчитывается более 370 коммерческих иинвестиционных банков с общим числом занятых более 250 тыс. По закону от 1984 года все они были объединены в Ассоциацию французских банков. В это число входят 35 крупных национализированных банков, а также около 120 их филиалов, 74 французских частных банка и 151 частный банк, контролируемый иностранным капиталом. Рассмотрим основные виды банков во Франции. Наиболее значительной категорией кредитных учреждений являются коммерческие банки. Эти банки чаще всего организованы в форме акционерных предприятий. Их деятельность заключается в приеме бессрочных вкладов для предоставления краткосрочных кредитов. Однако они могут расширить сферу своей деятельности: 1) приобретая капиталы в виде вкладов или займов; 2)предоставляя займы на более длительный срок; 3) принимая участие в капитале других предприятий; 4) организуя эмиссию и размещение ценных бумаг; 5)осуществляя управление имуществом за счет клиентуры. 1Во французских банках собственный капитал складывается из двух частей -это базовые и дополнительные средства. Наряду с собственным капиталом в пассивы банка включаются привлеченные средства – депозитные и недепозитные. Кредитные операции являются самой большой группой статей банковских активов. Наиболее распространенные виды кредитования: для финансирования текущих эксплуатационных нужд предприятий, их инвестиций и расходов частных лиц на потребление и инвестирование. Инвестиционные банки являются специальными организациями, предназначенными для помощи предприятиям в финансировании их вложений и способными осуществлять долгосрочные и среднесрочные операции. К этой категории банков относятся: частные банки, которые специализируются на финансовых консультациях, управлении имуществом, а также международном перемещении капиталов французских предприятий (например, “Эропеэн дэ банк а Пари” ) ; См.1 Кураков Л.П. Современные банковские системы. Учебное пособие. М. «Гелиос», 2000.- С.122промышленные банки, подразделяющиеся на деловые банки, предназначенные для участия в деятельности предприятий, и банки долгосрочного и среднесрочного кредита, выдающие займы и собирающие вклады для помещения средств в предприятия. Финансовые компании представляют собой организации, которые собирают относительно стабильные капиталы (облигации, боны, банковские займы) для их размещения с малой степенью риска в краткосрочные займы под залог ценных бумаг и в долгосрочную аренду. Свои долгосрочные обязательства ипотечные банки осуществляют в основном в виде ипотечных займов предприятиям или частным лицам. Роль банков развития заключается в объединении общественных или частных фондов для финансирования операций, которые не могут быть рентабельными в короткий срок. Примером может служить созданный в 1919 году банк “Креди насьональ” , активно участвующий в кредитовании внешнеторговых операций. Кроме банков в кредитно-финансовой системе Франции существуют и другие институты. Принятый в 1983 году закон определяет сберегательные кассы как “кредитные учреждения, не имеющие цели получения прибылей” . С 1971 года сберкассы уполномочены выдавать займы частным лицам, а с 1978 года – выдавать чековые книжки. Существует 440 ординарных сберкасс, осуществляющих операции в определенных географических секторах. Во Франции действует сеть национальных сберкасс под эгидой государственной почтовой организации ПТТ. Государственные сберкассы предоставляют три вида услуг: счета по сберегательным книжкам, срочные боны и почтовые чеки. Во Франциисуществует 28 специализированных кредитных институтов, сгруппированных в 1984 г. в Объединение специализированных финансовых учреждений. К ним относятся такие организации, как: “Креди фонсье де Франс”, специализирующийся на кредитовании строительства и считывающий более 50 агентств с общим числом занятых 3,6 тыс. Централизованное регулирование, процессы образования и деятельностибанков, предохранение банковской системы от банкротства, контроль количества денег и кредитов, страхование банковских депозитов должноосуществляться государством. Органом такого регулирования призван быть Банк Франции. Одним из способов регулирования является установление и изменение процентных ставок. Банк Франции осуществляет кредитование коммерческих банков. При повышении установленного им процента, при выдаче ссуды доступ коммерческих банков к кредитам затрудняется. Таким образом возникает цепная реакция. Коммерческие банки также увеличивают свой процент. Такая денежно-кредитная политика называется ограничительной. При поднятии процента затрудняется коммерческий кредит и снижается масштаб инвестиций в предпринимательском секторе. Банк Франции способен воздействовать на предпринимательскую деятельность путем введения ограничений на размер процентных ставок по операциям коммерческих банков в виде минимальной и максимальной границы процентных ставок. Способ регулирования действий коммерческих банков Банком Франции состоит в установлении норм обязательныхрезервов. Банковская коммерческая сеть выдает кредиты и осуществляетинвестиции, вкладывая деньги в ценные бумаги на денежные суммы, во много раз превышающие тех сумм, которыми она располагает. Налогообложение Для развитых стран в настоящее время характерно активное вмешательство государства во все сферы экономической жизни. Основными инструментами при этом являются налоговая политика и финансовое воздействие на частное предпринимательство. Система налогов и сборов влияет на структуру и динамику производства, его размещение, ускорение научно-технического прогресса. Налоги создают основную часть доходов государственного и местных бюджетов, образуя рычаги для воздействия на экономику через расходные части бюджетов. При помощи налогов можно проводить протекционистскую экономическую политику или обеспечить полную свободу товарному рынку. В связи с образованием 1 января 1993 года единого внутреннего рынка ЕС и в условиях осуществления программы модернизации французской экономики правительство осуществило реформу налоговой системы страны, направленную на улучшение финансового положения промышленных компаний и повышение уровня их конкурентоспособности. Реформа предусматривает уменьшение уровняналогообложения промышленных предприятий и стимулирование с помощью налоговых льгот инвестиций. Преобладающая часть налоговых поступлений (68% в 1993 г.) направляется в государственный бюджет, в котором на долю прямых налогов приходится 39% и косвенных – 61% всех поступлений. В группе косвенных налогов главенствующее место занимает налог на добавленную стоимость (НДС), который впервые был разработан и введен в 1954 г. именно во Франции. Налоги Франции можно классифицировать по трем крупным группам. Подоходные налоги, которые взимаются с дохода в момент его получения. Налоги на потребление, взимаемые тогда, когда доход тратится. Налоги на капитал, взимаемые с собственности, т.е. с овеществленного дохода. В этом случае они пользуются режимом освобождения от НДС с начала года, следующего за отчетным. НДС дополняется рядом косвенных пошлин (или акцизов) , которые также представляют собой налоги на потребление. Косвенными налогами, помимо НДС, облагаются алкогольные напитки, табачные изделия, изделия из драгоценных металлов, кондитерские изделия, а также электроэнергия и телевизионная реклама. К числу налогов на потребление следует отнести и таможенные пошлины. Основной целью таможенных пошлин является не получение дохода, а охрана внутреннего рынка, а также национальной промышленности и сельского хозяйства. Таможенные пошлины выступают инструментом государственной экономической политики. Они должны уравнивать цены на импортируемые товары и аналогичные товары внутреннего рынка. Таможенные пошлины взимаются с цены товара. Перейдем к подоходным налогам. Рассмотрим налоги, уплачиваемые предприятиями. Налогообложению подлежит чистая прибыль, которая определяется с учетом сальдо всех операций, осуществляемых данным предприятием. Она равняется разнице между доходами предприятия и расходами, произведенными для производственной деятельности. Общая ставка налога составляет 34%. Если предприятие в отчетном году понесло убытки, то они могут быть вычтены из облагаемой чистой прибыли будущих лет. Каждое предприятие обязано ежегодно составлять детальную декларацию о доходах и представлять ее в налоговое ведомство в течение трех месяцев после составления ежегодного бухгалтерского отчета. Важнейшее место в группе подоходных налогов занимает подоходный налог с физических лиц. Его удельный вес в государственном бюджете Франции превышает 18%. Налог взимается ежегодно с дохода, декларируемого в начале года по итогам предыдущего финансового года. Налогообложению подлежит фискальная единица – семья, состоящая из двух супругов и лиц, находящихся у них на иждивении. Для одиноких фискальной единицей является один человек. Под доходами понимаются все денежные поступления, полученные в течение отчетного года. В это понятие входят: зарплата, премии и вознаграждения, пенсия, пожизненная рента, доходы от движимого имущества, прибыль от операций с ценными бумагами. Подоходный налог на физических лиц носит прогрессивный характер со ставкой от 0 до 56,8%. Общее социальное отчисление, установленное законом о финансах в 1994 г., составляет 1,1% всех доходов от движимого и недвижимого имущества. Во Франции действуют особые правила налогообложения доходов, полученных от операций с недвижимостью, с ценными бумагами и прочим недвижимым имуществом. Так, прибыль, полученная в результате продажи по высокой цене недвижимого имущества, включается в доход, подлежащий налогообложению в году фактической продажи. Но при этом от налога освобождаются доходы, полученные от продажи основного жилища, от первой продажи жилища, а также от продажи жилища, находящегося в собственности не менее 32 лет. Различная ставка налога применяется в зависимости от срока, в течение которого здание находилось в собственности у продавца. Максимальная ставка используется, если этот срок был менее 2 лет. Крупные доходы приносят бюджету Франции налоги на собственность.Налогообложению подлежат имущество, имущественные права и ценные бумаги, находящиеся в собственности на 1 января. К имуществу относятся здания, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, движимое имущество, акции, облигации и т.д. В группу налогов на собственность входит социальный налог на заработную плату. Во Франции его уплачивают работодатели. Объектомналогообложения служит фонд зарплаты в денежной и натуральной форме. Налог имеет прогрессивный характер. Помимо этого работодатели уплачивают налог на профессиональное образование по ставке 0,5% от годового фонда оплаты труда с надбавкой 0,1%. Цель налога состоит вфинансировании развития профессионально-технического образования в стране. Среди других государственных сборов, относящихся к группе налогов на собственность, нужно сказать о налоге на автотранспортные средства предприятий и компаний. Его уплачивают юридические лица, использующие собственные автотранспортные средства. Ставка зависит от количества автомобилей и мощности их двигателей. Важное место в налоговой системе Франции занимают местные налоги.Местные органы формируют около 80 тыс. самостоятельных бюджетов (коммуны, объединения коммун, департаменты, регионы и т.д.) . Эти органы власти являются важными субъектами экономической жизни. Общие затраты местных административных органов в начале девяностых годов составляли более чем 10% от валового внутреннего продукта (ВВП) . Общая величина местных бюджетов доходит до 60% государственного бюджета страны. Из системы местных налогов следует выделить четыре основных: земельный налог на застроенные участки; земельный налог на незастроенные участки; налог на жилье; профессиональный налог. Ставки этих налогов определяются местными органами власти (генеральными советами, муниципальными советами) при разработке бюджета на будущий год. Земельный налог на застроенные участки взимается с обустроенных участков. Налог касается всей недвижимости – зданий, сооружений, резервуаров. От данного налога освобождается государственная собственность, здания, находящиеся за пределами городов и предназначенные для сельскохозяйственного использования. Освобождены от этого налога физические лица в возрасте старше 75 лет, а также лица, получающие пособия по инвалидности. Налог на незастроенные участки затрагивает поля, луга, леса, карьеры, болота, участки под застройку и т.д. Налог на жилье взимается как с собственников жилых домов, так и с арендаторов. Малообеспеченные лица могут быть освобождены целиком или частично от уплаты данного налога по их основному месту проживания. Профессиональный налог вносится юридическими и физическими лицами, постоянно осуществляющими профессиональную деятельность, не вознаграждаемую зарплатой. Для расчета налога берется сумма трех элементов, умножаемая на установленную местными органами власти налоговую ставку. Налоговая система Франции помимо фискальной функции успешно выполняет функции регулирования внутреннего рынка, социального развития и внешнеэкономических связей. Эти цели преследуют таможенные пошлины, акцизы, налог на добавленную стоимость, местные налоги. Фондовые биржи, рынок ценных бумаг в стране. Фондовая биржа – биржа, где совершаются сделки по ценным бумагам.1 Черезфондовую биржу мобилизуются средства для долгосрочных инвестиций вэкономику и для финансирования государственных программ. На фондовой бирже происходит купля – продажа акций, облигаций акционерных компаний, облигаций государственных займов. В ходе купли – продажи устанавливается курс ценных бумаг, обращающихся на бирже, который определяется приносимым доходом (в виде дивиденда или процента) , уровнем ссудного процента и соотношением спроса и предложения. Сводными показателями движения курса ценных бумаг являются индексы акций, наиболее известным из которых является индекс Доу Джонса, отражающий курс крупнейших монополий, котируемых на Нью-Йоркскойфондовой бирже. На фондовой бирже распространена продажа крупными партиями – партиями, состоящими более чем из 10000 акций. Оборот французской фондовой биржи исчисляется несколькими триллионами долларов. Парижская фондовая биржа является одной из крупнейших. Фондовая биржа является важнейшей составляющей частью интегрированной системы рынков фиктивного капитала, включающей также фьючерские биржи, валютные рынки, различные формы внебиржевого оборота ценных бумаг. Парижская фондовая биржа имеет _________________См.1 Борисов Е., Рыжков О. Современная инфраструктура рынка ценных бумаг: опыт реформ во Франции/ /Рынок ценных бумаг. – 1996. - №1. – С. 41
форму государственного института. В 1978 г. началась реформа Парижской фондовой биржи, в полной мереразвернувшаяся в 80-е годы. В настоящее время ускорились процессы глобализации финансовых ресурсов. Возрождение Парижской биржи (ПБ)была связана со стремлением реанимировать французский финансовый рынок, без чего страна не могла на равных соперничать с ведущими промышленными державами мира. Модернизации французского финансового рынка во многом способствовала приватизация, начатая в 80-е годы правительством Ж. Ширака. Ценные бумаги приватизируемых компаний и банков пользовались большим спросом. Приватизация должна была придать французскому финансовому рынку международные масштабы. Однако до сих пор во Франции биржевая капитализация компаний составляет всего 20% ВВП. Сама биржа стала расширять гамму предоставляемых услуг. До 1978 г. на бирже обращались два типа ценных бумаг – акции и облигации в их классической форме. Благодаря различным нововведениям, выгодным эмитентам и владельцам облигаций, французский рынок облигаций стал четвертым по объему рынком в мире. Сегодня основными задачами вторичного фондового рынка является получение прибыли от спекулятивных операций и предоставление возможности страхования от всех видов рыночных рисков. Традиционные методы осуществления технических операций при торговле ценными бумагами не соответствуют росту активности на рынке. Современная французская система проведения операций с ценными бумагами характеризуется наличием единого депозитария. Она была сформирована в результате двух основных реформ: дематериализация (1984 г.) и внедрения системы “поставка против платежа” (1991 г.) . Модернизация французского фондового рынка завершилась в 1992 г. §4.Уровень научно-технического развития Франции. В условиях
современного этапа НТР всевозрастающее значение приобретает научно-техническое
сотрудничество, способствующее внедрению новейших технических достижений,
рациональному использованию природных ресурсов и т.д. Роль данной формы
международных экономических связей применительно к той или иной стране, в
первую очередь, определяется уровнем ее научно-технического развития (особенно
отраслей «новой экономики»), а также квалификацией рабочей силы. С этой точки
зрения Франция занимает высокое, но не лидирующее положение. Такой прогресс в области
развития технологий был достигнут во многом за счет активных действий крупных
французских ТНК (в частности, «Алкатель» является одним из лидеров
телекоммуникационной связи в мире). Однако значительную роль здесь сыграли и
множество мелких и средних инновационных фирм, которые в некоторых случаях
сумели закрепиться даже на американских рынках. Т.е. положено начало ликвидации
основного недостатка, который препятствовал выходу Франции в лидеры по уровню
развития технологий и участия в их обмене, – финансирования исследований
преимущественно государством. Если в 1997 г. государство профинансировало 82%
всех исследований и разработок, то к 2001 г. его доля упала до 50%. Это,
безусловно, положительный факт, т.к. по мнению многих экспертов, главным стимулом
промышленных исследований должна стать коммерция. Научные исследования должны
проводиться, чтобы зарабатывать деньги, а не «показывать научную красоту
проекта».
ГЛАВА III. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФРАНЦИИ. ФРАНЦИЯ КАК ЧЛЕН ЕВРОСОЮЗА. §1. Характеристика,
структура и особенности внешней торговли Франции
§3.Место Франции в сфере международных инвестиций См.1 Шенаев В. Экономика Евросоюза на рубеже веков // Современная Европа. - 2002. - №4. - С. 17-27. фармацевтическая
промышленности, гостиничный бизнес. Около 62% прямых инвестиций в 2001 г.
(против 49% в 200 г.) пришло из стран Еврозоны. Бельгия и Нидерланды, в которых
располагаются главные офисы нескольких международных холдинговых компаний,
проинвестировали французскую экономику в размере 20% и 17% от общего объема
прямых заграничных инвестиций, соответственно. Среди стран, не входящих в
Еврозону, лидерами по величине инвестиций во Францию являются Великобритания
(22%) и США (9%). Необходимо заметить, что рост французского импорта прямых
иностранных инвестиций имеет особенно важное значение в связи с ее традиционно
высоким уровнем безработицы, поскольку это способствует увеличению занятости.
Так, например, только в 1997 году иностранные инвесторы создали во Франции
более 24 тыс. рабочих мест в рамках 360 крупных инвестиционных проектов. См.1 Вутянов В. Новые тенденции организации международного бизнеса французскими ТНК // Мировая экономика и международные отношения. - 2000. - №9. - С.112. умеренные политики
называют предпринимателей типа Мессье предателями, для которых «интересы
иностранных инвесторов выше интересов Франции». §5 Влияние европейской интеграции на французскую экономику Развитие вглубь и вширь
интеграционного процесса в Европе, приведшее к образованию Европейского Союза,
обладающего мощным интегрированным промышленным и финансовым потенциалом,
способным во многом конкурировать с США, полностью отвечало политическим
интересам Франции. Влиянию же европейской интеграции на экономику Франции можно
дать менее однозначную оценку. С одной стороны, интеграция привнесла во
французскую экономику много положительного, с другой стороны, в условиях
единого европейского рынка четко проявились недостатки «французской модели»,
которые делают ее менее конкурентоспособной среди ряда других европейских
стран. §7. Место Франции в международном разделении труда Франция, без сомнения, играет
одну из крупнейших ролей в международном разделении труда. Ее доля в мировом
экспорте товаров составляет 5,2%, а в мировом экспорте услуг еще больше – 5,5%.
При этом как во французском сельском хозяйстве, так и в промышленности, и в
секторе услуг, присутствуют отрасли, занимающие лидирующее положение не только
в Европе, но и во всем мире. Заключение В XX веке Франция пережила сложную эволюцию. В течение одного века она превратилась из аграрно-индустриальной в высокоразвитую промышленную державу, перешла постиндустриальному, информационному обществу. Доля Франции в населении земного шара за это время уменьшилась почти вдвое – с 2,2 до 1,15%, но французский вклад в мировое промышленное производство остался на прежнем уровне. Франция занимает 4 место в мире по размерам ВНП, 4 – в международной торговле, 2 – по экспорту сельскохозяйственной политики. Она стала 3 страной в мире (после США и СССР), запустившей искусственный спутник Земли, и 4, создавшей ракетно-ядерное оружие. Франция по-прежнему играет большую роль в мировой политике. Она является постоянным членом Совета Безопасности ООН, участником важнейших коллективных международных договоров. Без ее участия не обходится ни одно крупное событие международного масштаба. Но в развитии системы социального обеспечения во Франции, которая на сегодняшний день признана одной из лучших в мире, как и в других вопросах, наметились в последнее время серьезные трудности и противоречия. Таким образом, на фоне кризиса мировой экономики в целом Франция все еще сохраняет достаточно сильные позиции. Однако ее положение может ухудшиться, если внутренние противоречия, связанные кризисом «французской модели развития», не будут разрешены. В частности, среди французских бизнесменов и производителей господствует мнение, что экономическая формула Франции, основанная на более высоких налогах и социальном обеспечении, чем в большинстве стран, с фирмами которых они конкурируют, уже себя изжила. Несмотря на это, XXI век Франция встретила в качестве державы мирового ранга, передовой демократической страны, одной из важнейших центров мировой культуры.
Приложение Приложение № 1
Крупнейшие банки мира по размеру капитала в 2000г. (в млн долларов США)
Источник: Журнал «Банковское дело». – 2001 - №3. – С. 21.
Приложение № 2 Население Франции в XX веке:
Источник: Prost A. Petite histoire de la France an xx siecle. Paris, 1996.P.129.
Список используемой литературы 1. Арсеньев Э.А. Франция под знаком перемен. М., 1984.2. Болотин В.В. Финансово-промышленные группы: возможности, реальностьи нормотворчество/ /Финансы. – 1995. - № 7. – с. 8-12.3. Борисов Е., Рыжков О. Современная инфраструктура рынка ценных бумаг: опытреформ во Франции/ /Рынок ценных бумаг. – 1996. - №1. – с. 40-43. 4. Борко Ю. Новый этап углубления и расширения европейской интеграции: социальные аспекты // Мировая экономика и международные отношения. - 2000. - №9. - С.11-23. 5. Васильева И. Ультраправые Франции и европейское строительство // Мировая экономика и международные отношения. - 2001. - №10 - С. 98-107. 6. Верт А. Франция 1940-1955. М., 1959. 7. Виноградов В.А. Экономические преобразования во Франции накануне XXI века. М., 1999. 8. Власова О. Францию довели // Эксперт. - 2002. - №17. - С.13-15. 9. Вутянов В. Новые тенденции организации международного бизнеса французскими ТНК // Мировая экономика и международные отношения. - 2000. - №9. - С.110-112. 10. Гладкий Ю., Лавров С. Экономическая и социальная география мира: Учебник для вузов. - М.: Просвещение, 1999. - 270 с. 11. Глазьев С.Ю. Экономика и политика. М., 1994. 12. Денисова М.В. Стратегия Европейского центрального банка// Банковское дело.-2002-№ 6- с.18-2013. Дронов В. П., Максаковский В.П., Ром В.Я. Экономическая и социальная география: Справ. Материалы: Кн. для учащихся среднего и старшего возраста М.: Просвещение, 1994. – 208 с.14. Европейская интеграция: экономические и политические аспекты // Экономика и управление в зарубежных странах. - 2002. - №8. - С. 3-18. 15.Зверев Ю. М. Мировое хозяйство и международные экономические отношения. - Калининград: Изд-во КГУ, 1994. 16. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1961.17. Киреев А. Международная экономика. В 2-х частях. Часть I. - М.: Международные отношения, 1997. 18. Кирьян П. Транснациональные французы // Эксперт. - 2002. - №17. - С.18. 19. Козырин А. Таможенное право Франции/ /Российская юстиция. – 1995. - №2. – с. 47-49. 20. Кузьминская А. Председательство Франции в ЕС // Вестник СПб Университета. Серия 5. - 2001. - №2. - С.130-133. 21. Купцов В.И. Радикальная экономическая реформа. М., 1990.22. Кураков Л.П. Современные банковские системы. Учебное пособие. М. «Гелиос», 2000.23. Линдерт П. Экономика мирохозяйственных связей. - М.: Прогресс, 1992. 24. Лукьянова Г.И. Современные трудовые отношения во Франции //Труд за рубежом. – 2004. - №3 (63) 25. Мааг Р. Изменения в макроэкономике и европейской финансовой системе после введения евро // Проблемы теории и практики управления. - 2002. - №2. - С. 15-18. 26. Матук Ж. Финансовая система Франции и других стран. М., 1994. Под общей ред. Л.П. Павловой в 2-х кн.27. Международные экономические отношения /Под ред. Р. И. Хасбулатова. - М.: Новости, 1991. 28. Международные экономические отношения: Учебник для вузов/ Рыбалкин В.Е., Щербанин Ю.А., Балдин Л.Д. и др.; Под ред. Рыбалкина В.Е. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. - 503 с. 29. Мировая экономика /под ред. В. К. Ломакина. - М., Анкил, 1995. 30. Моисеев С, Алымова Е, Курилец И. Европейская валютная интеграция и Россия.//Финансист № 11 март 1997г., с.3331. Никольская Г. Иммигранты на рынке труда развитых стран // Труд за рубежом. - 2001. - №4. - С. 17-33. 32. Нухович Э. С., Смитиенко Б. М., Эскиндаров М. А. Мировая экономика на рубеже 20-21 веков. - М.: Изд-во Фин. Академии при правительстве РФ, 1995. 33. Олейнов А. Единая европейская валюта: процесс интернационализации // Государственная служба. - 2002. - №4. - С.50-64. 34. Основные тенденции развития фондовых бирж во Франции/ /Реферативныйжурнал. – 1992. - №5. – с. 107-111.35. Островская Е. Финансовые проблемы Франции // Современная Европа. - 2002. - №4. - С. 67-74. 36. Островская Е. Франция // Мировая экономика и международные отношения. - 2001. - №8. - С. 89-97. 37. Пизано Диего. Глобализация и международный финансовый кризис./Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"., 1999. - № 4. - С. 14 - 21. 38. Пищик В. Антиинфляционная политика в Евросоюзе: особенности, проблемы и перспективы // Вопросы экономики. - 2002. - №12. - С. 51-67. 39. Рогачев А. Европейский союз: история, политика, проблемы // Экономика. Вопросы школьного экономического образования. - 1999. - №2. - С.32-40. 40. Роговина О. Труд и социальное развитие Франции в канун XXI века // Труд за рубежом. - 2001.- №3. - С. 52-69. 41. Родина Л.А. Промышленная кооперация Восток-Запад: проблемы и перспективы. М., 1990.42. Рубинский Ю. Конфликт и компромисс в политической культуре Франции // Полития. - 2001. - №3. - С.. 107-123. 43. Рыбаков В. "Розовая Европа" в час глобализации // Мировая экономика и международные отношения. -2001. - №4. - С. 52-59. 44. Смирнов В. П. Франция в XX веке. М, 2001. 45. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1993.46. Страны мира: Краткий политико-экономический справочник. – М.: Политиздат, 1991. – 512 с.47. Состояние французской экономики в конце 90-х годов // Экономика и управление в зарубежных странах. - 2000. - №5. - С. 31-35. 48. Техника банковского дела. Пер. с фр./Общ. ред. – ШирокихИ. В. – М.: А/О Издательская группа “Прогресс” , “Универс” , 1993. – 160 с.49. Титов К. ТНК и региональная экономическая интеграция в ЕС // Мировая экономика и международные отношения. - 2000. - №10. - С. 47-54. 50. Толкушин А.В., Суворов Д.В. Политика децентрализации и местные налоги во Франции/ /Финансы. – 1991. - №8. – с. 59-65.51. Франция // Ежегодник - М., 2001. 52. Франция / Отв. Ред. В. Ю. Пресняков и Н.Е. Шулюкин. – М.: Междунар. отношения, 1990. – 176 с. – (Наши деловые партнеры) .53. Хасбулатов Р. И. Мировая экономика. - М.: ИНСАН, 1995. 54. Цапенко И. На перекрестках иммиграционной политики // Мировая экономика и международные отношения. - 2000. - №10. - С. 29-39. 55. Черник Д.Г. Налоги Франции/ /Финансы. – 1994. - №7. – с. 33-38. 56. Черников Г.П. Экономика Франции: традиции и новейшие тенденции. М., РОССПЭН, 2002 - 413с.57. Черников Г.П. Экономика Франции: Структурные сдвиги: Учебное пособие МГИМО (кафедра мировой экономики), 1990.58. Черников Г.П. Экономика Франции: общие проблемы: Учебное пособие МГИМО (кафедра мировой экономики), 1998.59. Шенаев В. Экономика Евросоюза на рубеже веков // Современная Европа. - 2002. - №4. - С. 17-27. 60. Шлихтер С. Б., Лебедева С. Л. Мировая экономика. - М., Catallaxy, 1998.
Список источников: Электронные: 1. http://www.economy.gov.ru (электронное издание журнала «Бизнес Уик»)
МИНиСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ рОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Московский государственный открытый педагогический университет имЕНИ М.А. Шолохова
кафедра основ экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА по социально-гуманитарным дисциплинам
ТЕМА: Особенности социально-экономического развития Франции на современном этапе.
выполнила: студентка V курса очно-заочного отделения исторического факультета Еремеева И.В.
научный руководитель: к.э.н., доцент Яковенко К.М.
Москва 2005 [1] См. Роговина О. Труд и социальное развитие Франции в канун XXI века // Труд за рубежом. - 2001.- №3. - С. 56
См.1 Шлихтер С. Б., Лебедева С. Л. Мировая экономика. - М., Catallaxy, 1998. - с. 64. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |