|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Пенсионный Фонд Российской ФедерацииПенсионный Фонд Российской ФедерацииМеждународный государственный университет природы, общества и человека «Дубна»
Кафедра экономики
Курсовая работа по макроэкономике
Пенсионный Фонд Российской Федерации
Выполнила: студентка гр. 2031 Бурлака К. А.
Проверил: Лебедев А. М.
Дубна, 2005 Содержание Пенсионный фонд как звено бюджетной системы РФ.. 4 Цели и Задачи Пенсионного Фонда. 5 Суть работы Пенсионного Фонда. 15 Бюджет фонда на 2001-2002 года. 21 Список литературы и источников. 30
ВведениеВ период становления рыночных отношений и формирования многоукладной экономики в начале 90-х, в России (тогда еще РСФСР) назрела необходимость в создании специализированных страховых институтов для решения задач в сфере обязательного государственного социального страхования. И такие институты были созданы в форме государственных внебюджетных социальных фондов. Пенсионный фонд РФ аккумулировал средства для государственного пенсионного обеспечения, Фонд социального страхования финансировал выплаты пособий по временной нетрудоспособности, санаторно-куррортное лечение и т.д. Фонды ОМС финансировали программы обязательного медицинского страхования. Фонд занятости обеспечивал выплату пособий по безработице. В дальнейшем Фонд занятости был преобразован в федеральную государственную службу занятости. Бюджеты фондов были выделены из государственного бюджета, получив собственные источники финансирования в виде обязательных страховых взносов, уплачиваемых, как правило, работодателями за наемных работников. Более того, первоначально (по 2000 год включительно) фонды сами занимались контролем за сбором страховых взносов. И только с 2001 года с введением единого социального налога эта функция была передана налоговым органам. Сейчас Россия вступает в очень интересную фазу своего развития, когда период накопления первоначального капитала и передела собственности, сопровождавшийся массой негативных явлений, в основном закончился и страна вступает в стадию формирования цивилизованных капиталистических производственных отношений. Цель этой работы – осветить современное состояние государственного внебюджетного социального фонда, а именно пенсионного фонда. Также мне бы хотелось осветить наиболее острые проблемы, стоящие перед ним и возможные пути их решения. Пенсионный фонд как звено бюджетной системы РФСтруктура бюджетной системы Российской Федерации определяется Бюджетным Кодексом РФ и состоит из бюджетов трех уровней: первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; второй уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; третий уровень - местные бюджеты. Как видно из этого определения государственные внебюджетные фонды являются частью бюджетной системы Российской Федерации. Статья 13 БК РФ определяет государственный внебюджетный фонд – как фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренном Бюджетным Кодексом. Также как и Федеральный бюджет, бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации. Общие принципы, состав и порядок функционирования государственных внебюджетных фондов определяетя главой 17 БК РФ, которая так и называется “ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ”, и устанавливает, что вне федерального бюджета образуются государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти Российской Федерации и предназначенные для реализации конституционных прав граждан. Государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются: Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования Российской Федерации; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; Государственный фонд занятости населения Российской Федерации. Цели и Задачи Пенсионного ФондаВажнейший принцип пенсионного фонда – солидарная ответственность поколений. Он преследует цель обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени (нынешние работники содержат вчерашних, завтрашние – возьмут обеспечение нынешних) и в пространстве – где бы человек ни жил (даже за границей), он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем. Пенсионный фонд Российской Федерации образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Он также имеет право выполнять отдельные банковские операции в порядке, установленном действующим на территории Российской Федерации законодательством о банках и банковской деятельности. Денежные средства ПФР и его находятся в государственной собственности Российской Федерации. Они не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Согласно Положению о Пенсионном фонде РФ, он обеспечивает: o целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов (с 1 января 2001 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в Пенсионный фонд РФ, уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами РФ); o организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца; o капитализацию средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц; o контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств; o организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (России); межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции ПФР; участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий; o изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты в ПФР страховых взносов и внесение в Верховный Совет Российской Федерации предложений по ее совершенствованию; o проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования; o разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР. o ПФР также может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан. Руководство ПФР осуществляет Правление и его постоянно действующий орган – Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения в республиках в составе РФ, отделения в национально – государственных и административно – территориальных образованиях. Региональные отделения имеют в своем составе Управления ПФР по городам и районам. Бюджет ПФР и смета расходов (включая фонд оплаты труда), а так же отчеты об их исполнении составляются Правлением. Бюджет утверждается законодательным органом. В Законе о бюджете Пенсионного фонда РФ утверждаются общая сумма доходов, в том числе по источникам, и общая сумма расходов – по направлениям. Отчет фонда об исполнении бюджета за каждый год также в виде федерального закона утверждается Государственной Думой РФ. Кроме Положения и бюджетных законов, деятельность Пенсионного фонда регламентируется законами: · О государственном социальном страховании в РФ; · О трудовых пенсиях в РФ · Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования; а также Указами Президента РФ и Постановлениями Правительства РФ. Бюджет ПФСогласно статье 17 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации формируется за счет: o страховых взносов; o средств федерального бюджета; o сумм пеней и иных финансовых санкций; o доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования; o добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц; o иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. НалогообложениеСредства федерального бюджета, выделяемые на выплату базовой части трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, установленных в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", включая организацию их доставки, на возмещение уплаты страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и период прохождения военной службы по призыву в объеме, предусмотренном федеральным законом, а также средства федерального бюджета, включаются в состав доходной и расходной частей бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. При этом объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу (взносу), установленные главой 24 "Единый социальный налог (взнос)" Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно этой главе: Объектом налогообложения для организаций и индивидуальных предпринимателей, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам. Объектом налогообложения для физических лиц, признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц. Налоговая база определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных Налоговым Кодексом, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц. При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения, вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования. Не подлежат налогообложению: 1) государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам; 2) все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с: возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья; бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения; оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия; оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно - спортивных организаций для учебно - тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях; увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск; возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников; трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации; выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов При оплате налогоплательщиком расходов на командировки работников как внутри страны, так и за ее пределы не подлежат налогообложению суточные в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, расходы на оплату услуг связи, сборы за выдачу (получение) и регистрацию служебного заграничного паспорта, сборы за выдачу (получение) виз, а также расходы на обмен наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту. При непредставлении документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы такой оплаты освобождаются от налогообложения в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. Аналогичный порядок налогообложения применяется к выплатам, производимым физическим лицам, находящимся во властном или административном подчинении организации, а также членам совета директоров или любого аналогичного органа компании, прибывающим для участия в заседании совета директоров, правления или другого аналогичного органа этой компании 3) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком: физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации; членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи; 4) суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, выплачиваемые своим работникам, а также военнослужащим, направленным на работу (службу) за границу, налогоплательщиками - финансируемыми из федерального бюджета государственными учреждениями или организациями - в пределах размеров, установленных законодательством Российской Федерации; 5) доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации - в течение пяти лет начиная с года регистрации хозяйства. 6) доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла; 7) суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому налогоплательщиком в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей; 8) суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово - огородных, гаражно - строительных и жилищно - строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций; 9) стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая налогоплательщиком лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством Российской Федерации; 10) суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, а также из средств избирательных фондов кандидатов, зарегистрированных кандидатов на должность Президента Российской Федерации, кандидатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты Государственной Думы, кандидатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кандидатов, зарегистрированных кандидатов на должность главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, кандидатов, зарегистрированных кандидатов в выборный орган местного самоуправления, кандидатов, зарегистрированных кандидатов на должность главы муниципального образования, кандидатов, зарегистрированных кандидатов на должность в ином федеральном государственном органе, государственном органе субъекта Российской Федерации, предусмотренном Конституцией Российской Федерации, конституцией, уставом субъекта Российской Федерации, и избираемых непосредственно гражданами, кандидатов, зарегистрированных кандидатов на иную должность в органе местного самоуправления, предусмотренную уставом муниципального образования и замещаемую посредством прямых выборов, избирательных фондов избирательных объединений и избирательных блоков за выполнение этими лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных компаний; 11) стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам, обучающимся, воспитанникам в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также государственным служащим федеральных органов власти бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в личном постоянном пользовании; 12) стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством Российской Федерации отдельным категориям работников, обучающихся, воспитанников; 13) выплаты в денежной и натуральной формах, осуществляемые за счет членских профсоюзных взносов каждому члену профсоюза, при условии, что данные выплаты производятся не чаще одного раза в три месяца и не превышают 10 000 рублей в год; 14) выплаты в натуральной форме товарами собственного производства - сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей - в размере до 1 000 рублей (включительно) в расчете на одно физическое лицо - работника за календарный месяц. Не подлежат налогообложению выплаты работникам организаций, финансируемых за счет средств бюджетов, не превышающие 2 000 рублей на одно физическое лицо за налоговый период по каждому из следующих оснований: суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту; суммы возмещения (оплата) работодателями своим бывшим работникам (пенсионерам по возрасту и (или) инвалидам) и (или) членам их семей стоимости приобретенных ими (для них) медикаментов, назначенных им лечащим врачом. От уплаты налога освобождаются: 1) организации любых организационно - правовых форм - с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 рублей на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы 2) следующие категории налогоплательщиков - работодателей - с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 рублей в течение налогового периода на каждого отдельного работника общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, их региональные и местные отделения организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 процентов, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 процентов; учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям - инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов. Указанные в настоящем подпункте льготы не распространяются на налогоплательщиков, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов; 3) налогоплательщики – индивидуальные предприниматели, являющиеся инвалидами I, II или III группы, в части доходов от их предпринимательской деятельности и иной профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100 000 рублей в течение налогового периода; 4) российские фонды поддержки образования и науки - с сумм выплат гражданам Российской Федерации в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставляемых учителям, преподавателям, школьникам, студентам и (или) аспирантам государственных и (или) муниципальных образовательных учреждений. Суть работы Пенсионного ФондаИтак, для всех остальных категорий существует тариф страхового взноса для страхователей, выступающих в качестве работодателей. | |||||
База для |
Для мужчин 1952 |
Для мужчин с 1953 |
Для лиц 1967 года |
|||
|
на фи- |
на финан- |
на фи- |
на финан- |
на фи- |
на фи- |
До |
14,0 |
0,0 |
12,0 |
2,0 |
8,0 |
6,0 |
От |
14 000 |
0,0 |
12 000 |
2 000 |
8 000 |
6 000 |
От |
29 800 |
0,0 |
25 600 |
4 200 |
17 000 |
12 800 |
Свыше |
41 650 |
0,0 |
35 770 |
5 880 |
23 780 |
17 870 |
Под расчетным периодом понимается календарный год.
Расчетный период состоит из отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
Ежемесячно страхователь уплачивает авансовые платежи, а по итогам отчетного периода рассчитывает разницу между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчетного периода, включая текущий отчетный период, и суммой авансовых платежей, уплаченных за отчетный период.
Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в отношении каждой части страхового взноса и определяется как соответствующая процентная доля базы для начисления страховых.
Ежемесячно страхователи производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.
Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.
Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование считается поступившей с момента зачисления ее на счет соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Уплата страховых взносов (авансовых платежей по страховым взносам) осуществляется отдельными платежными поручениями по каждой из частей страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Страхователи - организации, в состав которых входят обособленные подразделения, уплачивают страховые взносы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений, через которые эти страхователи выплачивают вознаграждения физическим лицам.
Определение условий для применения тарифов страховых взносов производится в целом по организации, включая обособленные подразделения.
Контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
Взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов.
Не начисляются пени на сумму недоимки, которую страхователь не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции страхователя в банке или наложен арест на имущество страхователя. Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате единого социального налога (взноса) не приостанавливает начисления пеней на сумму страховых взносов, подлежащую уплате.
Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Сумма пеней уплачивается одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Страхователи, индивидуальные предприниматели, адвокаты уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа.
Размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Порядок и сроки исчисления и уплаты фиксированных платежей в размере, превышающем минимальный, определяются Правительством Российской Федерации.
Страхователи - адвокаты вправе уплачивать страховые взносы самостоятельно либо через соответствующие адвокатские образования, исполняющие в отношении адвокатов функции налоговых агентов.
Граждане Российской Федерации, работающие за пределами территории Российской Федерации, вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за себя.
Физические лица вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Эти лица осуществляют уплату страховых взносов в виде фиксированного платежа.
При этом уплаченные суммы страховых взносов учитываются при определении права граждан на получение обязательного страхового обеспечения на общих основаниях.
Физические лица, уплачивающие страховые взносы в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в части, превышающей суммы установленного фиксированного платежа.
Застрахованное лицо вправе в порядке, установленном федеральным законом, отказаться от получения накопительной части трудовой пенсии из Пенсионного фонда Российской Федерации и передать свои накопления, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, в негосударственный пенсионный фонд начиная с 1 января 2004 года.
В течение 2002 - 2005 годов для страхователей, которые выступают в качестве работодателей для лиц 1967 года рождения и моложе, применяются следующие ставки страховых взносов:
для выступающих в качестве работодателей страхователей:
База для
начисле-
ния
страхо-
вых
взносов
на каж-
дого от-
дельного
работни-
ка на-
растаю-
щим ито-
гом с
начала
года
2002 - 2003 годы
2004 год
2005 год
на фи-
нансиро-
вание
страхо-
вой
части
трудо-
вой
пенсии
на финан-
сирование
накопи-
тельной
части
трудовой
пенсии
на фи-
нансиро-
вание
страхо-
вой
части
трудо-
вой
пенсии
на финан-
сирование
накопи-
тельной
части
трудовой
пенсии
на фи-
нансиро-
вание
страхо-
вой
части
трудо-
вой
пенсии
на фи-
нанси-
рование
накопи-
тельной
части
трудо-
вой
пенсии
До
100 000
рублей
11,0
процента
3,0
процента
10,0
процента
4,0
процента
9,0
процента
5,0
процента
От
100 001
рубля до
300 000
рублей
11 000
рублей +
6,21
процента
с суммы,
превы-
шающей
100 000
рублей
3 000
рублей +
1,69
процента
с суммы,
превы-
шающей
100 000
рублей
10 000
рублей +
5,64
процента
с суммы,
превы-
шающей
100 000
рублей
4 000
рублей +
2,26
процента
с суммы,
превы-
шающей
100 000
рублей
9 000
рублей +
5,08
процента
с суммы,
превы-
шающей
100 000
рублей
5 000
рублей +
2,84
процента
с суммы,
превы-
шающей
100 000
рублей
От
300 001
рубля до
600 000
рублей
23 420
рублей +
3,1
процента
с суммы,
превы-
шающей
300 000
рублей
6 380
рублей +
0,85
процента
с суммы,
превышаю-
щей
300 000
рублей
21 280
рублей +
2,82
процента
с суммы,
превы-
шающей
300 000
рублей
8 520
рублей +
1,13
процента
с суммы,
превы-
шающей
300 000
рублей
19 160
рублей +
2,54
процента
с суммы,
превы-
шающей
300 000
рублей
10 640
рублей +
1,41
процента
с суммы,
превы-
шающей
300 000
рублей
Свыше
600 000
рублей
32 720
рублей
8 930
рублей
29 740
рублей
11 910
рублей
26 780
рублей
14 870
рублей
Для того, чтобы получить представление об объемах денежных средств, которыми оперирует Пенсионный фонд, сведем и проанализируем бюджет фонда на 2001-2002 года
Бюджет Пенсионного фонда на 2001-2002 года (доходная часть)
(млн.руб.)
№№ п/п
2001 год
2002 год
Процент роста
Процент роста
(факт)
№9-ФЗ от 10.01.2003г.
(план)
№61-ФЗ от
29.05.2002г.
с учетом индекса- дефлятора 12%
1
Остаток на 01 января
98321,9
115604,7
117,6
105%
2
Налоговые поступления
494145,02
335430
67,9
60,6%
2.1.
Поступления от ЕСН
439825,58
-
-
-
2.2.
Поступления от НВД
5496,21
-
-
-
2.3.
Страховые взносы
48823,23
335430
-
-
в том числе:
- страховая часть
- накопит часть
- фиксированный платеж
- просроченная задолжен.
-
-
-
28777,39
246130
35100
19200
35000
-
-
-
-
-
-
-
-
3
Средства ФБ
34039
330721,7
971,6
867,5%
в т. ч. ЕСН
-
281230
-
-
4
Прочие
3936,21
1721,3
43,7
39%
Всего
640442,09
783477,7
122,3
109,2%
Из таблицы видно, что объем денежных средств доходной части бюджета равен 564208 млн.руб. в 2001 году. Если сопоставить это с объемом денежных средств доходной части Федерального бюджета (1193482,9 млн.руб.), то этот показатель будет равен 53,7%. Одно это со всей наглядностью иллюстрирует социальную направленность бюджетной политики государства.
Отметим также значительный остаток денежных средств на счетах фонда. На начало 2001 года он составил 15,4% всей доходной части бюджета, а к 1 января 2002 года снизился до 14,8%. При таких запасах можно только порадоваться за финансовую устойчивость фонда. Однако с другой стороны это может быть следствием чрезмерно жесткой тарифной политики в прошлом.
Собственные поступления бюджета 2001 составили таким образом 542120,19 млн.руб. Основная часть этих средств 91,2% составляют налоговые поступления, в том числе:
- поступления от единого социального налога - 81,1%;
- поступления от единого налога на вмененный доход - 1,01%;
- погашение задолженности по страховым взносам
прошлых лет - 9%
Значительную часть ( 6,3 % ) составили поступления из федерального бюджета. Это связано с большими обязательствами федерального бюджета по социальной поддержки определенных категорий населения, выполнение которых возложено на Пенсионный фонд, а также финансирование расходов на доставку и пересылку пенсий.
Небольшую, всего 0,7% поступлений составляет графа “Прочие”. У Пенсионного фонда в эту категорию попали страховые взносы по дополнительному тарифу за членов летных экипажей судов гражданской авиации, денежные средства Минатома за дополнительное материальное обеспечение бывшим работникам оружейного ядерного комплекса, средства фонда занятости и Минтруда на выплату досрочных пенсий, пени и штрафы и т.д.
Собственные поступления бюджета 2002 запланированы в размере 667873 млн.руб. Однако теперь только 53,9% этих средств составляют налоговые поступления, в том числе:
- страховые взносы на страховую часть - 39,5%;
- страховые взносы на накопительную часть - 5,6%;
- фиксированный платеж - 3,1%
- погашение задолженности по страховым взносам
прошлых лет - 5,6%
Вторую по величине часть собственных поступлений ПФР ( 49,5 % ) составляют поступления из федерального бюджета. Такой значительный рост этой доли доходов связан с принятой в конце 2001 года концепцией нового пенсионного законодательства, которая предусматривает перечисление поступлений от единого социального налога в части доли ПФР, в федеральный бюджет РФ. Эти перечисления уменьшаются плательщиками на сумму перечисляемых в ПФР страховых взносов на страховую и накопительную часть трудовой пенсии. Этим и объясняется значительное (более 40%) сокращение доли налоговых поступлений фонда и почти восьмикратное увеличение доли поступлений из Федерального бюджета, 85% которых составляет перечисление единого социального налога на выплату базовой части трудовой пенсии.
И без того малые прочие доходы сократились с 0,7% до 0,3%. Здесь также страховые взносы по дополнительному тарифу за членов летных экипажей судов гражданской авиации, денежные средства Минатома за дополнительное материальное обеспечение бывшим работникам оружейного ядерного комплекса, средства фонда занятости и Минтруда на выплату досрочных пенсий, пени и штрафы и т.д.
Согласно ст. 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации имеют целевое назначение и направляются на:
выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;
доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации;
финансовое и материально - техническое обеспечение текущей деятельности страховщика (включая содержание его центральных и территориальных органов);
иные цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Расходы, не предусмотренные бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий год, осуществляются только после внесения изменений в указанный бюджет в установленном федеральным законом порядке.
Средства, образовавшиеся в результате превышения сумм поступлений единого социального налога (взноса) в части, зачисляемой в федеральный бюджет, над расходами, осуществляемыми на финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в полном объеме. Указанные средства расходуются в следующем порядке:
на возмещение недостатка средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии;
на дополнительное повышение базовой части трудовой пенсии исходя из инфляции на очередной финансовый год.
Порядок использования временных свободных средств Пенсионного фонда Российской Федерации определяется федеральным законом.
Ответственность за нецелевое расходование денежных средств Пенсионного фонда Российской Федерации определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективах финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования в случае возникновения профицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации создается резерв.
Размер этого резерва, а также порядок его формирования и расходования определяются федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации.
Расходная часть бюджета ПФР на 2002 год утверждена федеральным законом № 61-ФЗ от 29.05.2002 г. “О бюджете ПФР на 2002 год” в размере 739 156,6 млн.руб. Эта громадная сумма расходуется по следующим направлениям:
млн.руб.
№№
Показатель
Сумма
Удельный
п/п
вес
1
Выплата пенсий, компенсаций и пособий за счет средств, поступающих на государственное пенсионное обеспечение в т.ч. от поступлений единого социального налога
624 282,9
84,5%
2
Расходы по доставке пенсий
8 734,1
1,2%
3
Выплата пенсий компенсаций и пособий за счет средств федерального бюджета
43 452,1
5,9%
4
Выплата пособий на погребение
1 775,1
0,24%
5
Перечисление средств накопительной части трудовой пенсии
35 100,0
4,7%
6
Выплата досрочных пенсий и пособий на погребение гражданам, признанным безработными
567,9
0,07%
7
Выплата дополнительного материального обеспечения работникам ядерного оружейного комплекса РФ
474,0
0,06%
8
Выплата доплат к пенсиям членам летных экипажей гражданской авиации
229,4
0,03%
9
Расходы на содержание
22 844,9
3,1%
10
Расходы на осуществление программ социальной поддержки инвалидов и престарелых
1 450
0,2%
ИТОГО
739 156,6
100%
Таким образом мы видим, что расходы на собственное содержание составляют 3,09% расходной части бюджета, что на на 86% больше, чем в прошлом году (1,66%).
На реализацию социальных программ поддержки инвалидов и престарелых выделяется 0,2%, что втрое меньше, чем в 2001 году (0,6%).
В 2002 году появилась новая расходная статья “Перечисление средств накопительной части трудовой пенсии”. Согласно закону “Об обязательном пенсионном страховании в РФ” накопительная часть трудовой пенсии будет выплачиваться мужчинам не старше 1953 года рождения и женщинам не старше 1957 г.р., которые в большинстве выйдут на пенсию не ранее 2013 года. Таким образом, перечисленные за них страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии будут инвестированы в целях получения инвестиционного дохода. В 2002 году доля этих перечислений составила 4,7% всех расходов ПФР. В дальнейшем эта часть расходов будет увеличиваться и станет в несколько раз больше.
Остальные средства 92,01% расходуются на выплату пенсий и пособий в соответствии с пенсионным законодательством РФ, а также их доставку и пересылку.
В этой работе было проведено краткое исследование современного состояния Пенсионного Фонда Российской Федерации.
На данный момент Пенсионный фонд является финансовым источником для решения такой глобальной задачи, как сохранение части заработной платы работника, предназначенной для удовлетворения его потребностей на случай утраты трудоспособности из-за возраста. Для реализации поставленных перед ним задач, была введена обязательная уплата работодателем страховых взносов, а затем единого социального налога, сбор которого поручен налоговым органам. Таким образом, у хозяйствующих субъектов страны принудительно изымается значительная часть национального дохода, предназначенная для целей государственного социального страхования, и направляется в государственные социальные фонды, суммарный бюджет которых сопоставим с федеральным бюджетом государства. Фонд является самостоятельными финансовой организацией, ее денежные средства и имущество не подлежит отчуждению, однако являются собственностью государства. Фонд входят в бюджетную систему Российской Федерации и финансовая сторона его деятельности регламентируется Бюджетным Кодексом РФ.
В работе был подробно рассмотрен Пенсионный Фонд его цели и задачи, правовая база деятельности, структура и т.д. Особое внимание уделено анализу формирования доходной части бюджета фонда. Из каких источников он формируется, каков удельный вес каждого источника, их краткие характеристики. Не менее внимательно были рассмотрены и проанализированы расходные части бюджета фонда. Здесь были выявлены основные направления в расходовании средств, их удельный вес и значимость для фонда.
Важно отметить, что основную часть поступлений в бюджет фонда, свыше 90%, составляют налоговые платежи – единый социальный налог и страховые взносы. Причем поступления от единого социального налога в бюджет Пенсионного фонда до 66%. Анализ расходных частей бюджетов фондов показал, что практически 95% всех расходов фонда направляются на выполнение основных уставных задач фондов. Пенсионный фонд расходует средства на выплату пенсий и пособий, что и является его основной задачей.
1. Финансы: Учебник для вузов// Под ред. М.В.Романовского. М: Перспектива, 2000 г.
2. Журнал «Вестник Пенсионного фонда» № 2 2001 г. Стр. 5-10.
Журнал «Пенсия» №9 2002 г. стр. 66, 67.
3. Федеральный закон от 17. 12. 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
4. Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
5. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. М: Финансы и статистика, 2000 г.
6. Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»
НОВОСТИ | ||
Изменения | ||
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер |
СЧЕТЧИК | ||
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |