|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Переходная экономика БеларусииПереходная экономика БеларусииВведение.
Нестандартная модель развития переходной экономики Беларуси представляет собой «загадку» для экспертов международных организаций. На протяжении последних лет ее пытались разгадать аналитики Международного валютного фонда, Европейского банка реконструкции и развития, размышляя над источниками и резервами экономического роста в нашей стране, и у меня, как у гражданина Республики Беларусь, еще большее желание самому, хотя бы частично, разобраться в экономических процессах происходящих в нашей стране – этим и обусловлен выбор данной темы. А говорить об ее актуальности я думаю излишне, ведь давно стало ясно, что переход к рыночной экономике занимает ни год и даже не два, а большинство стран бывшего СССР ( за исключением, быть может, стран Балтии) за период после его развала не смогло создать даже основ рынка. Переход к рыночной экономике требует глубоких изменений в институциональной структуре общества, институциональной трансформации: преобразования отношений собственности (приватизацию) и введения института частной собственности, либерализацию экономики, создания пакета рыночных законов и ограничения роли государства, формирования новых субъектов хозяйствования (коммерческих банков, различных бирж, инвестиционных и пенсионных фондов и др.). Процессы протекания этих изменений являются составляющими переходной экономики. Опираясь, в основном, на учебное пособие Лобковича Э.И. «Переходная экономика: сущность, особенности развития», публикации информационно-аналитического еженедельника «БелГазета» и Белорусского экономического журнала проанализирую этот, бесспорно, сложный процесс.
1. Основные черты и особенности переходной экономики.
Переходная экономика представляет собой такое особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. Переходный период — это период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы. Данный переход для Беларуси, как и для других постсоциалистических стран, имеет одно избранное направление — социально ориентированная рыночная экономика. Переходная экономика характеризуется следующими основными чертами, отличающими ее от других сложившихся систем. Во-первых, она представляет собой межсистемное образование. Поэтому сущность переходной экономики представляет собой смесь, сочетание административно-командной и современной рыночной систем с их зачастую противоречиво функционирующими элементами. Во-вторых, если для командной и рыночной экономик свойственна определенная целостность, устойчивость развития, то переходная экономика характеризуется неустойчивостью состояния, нарушением целостности. В-третьих, переходная экономика характеризуется количественным и качественным изменением состава элементов. В ней «по наследству» остались структурные элементы предыдущей системы: государственные предприятия, колхозы, производственные кооперативы, домашние хозяйства и государство. Но эти элементы функционируют в качественно иной, преобразующейся экономической системе, и поэтому изменяют как свое содержание, так и свои функции, связанные с зарождением рыночной экономики. Вместе с тем в переходной экономике появляются новые, не свойственные старой системе элементы: предпринимательские структуры различных форм собственности, негосударственные предприятия, биржи, коммерческие банки, негосударственные пенсионные, страховые и другие фонды, фермерские хозяйства. В-четвертых, в переходной экономике наблюдается качественное изменение системных связей и отношений. Распались и исчезли старые планово-директивные связи между субъектами экономики, расчистив пространство для формирования новых рыночных связей. Однако последние еще носят «переходный», неустойчивый характер и проявляются в такой деформированной форме, как «бартерные» расчеты между предприятиями, взаимные неплатежи между субъектами хозяйствования; характеризуются частыми сбоями и кризисными проявлениями. Целью идущих преобразований в Беларуси и других странах СНГ, как отмечалось, является социально ориентированная модель рыночной экономики. Она отличается от других моделей тем, что в ее основе лежит широкий плюрализм форм собственности, причем значительное место в экономике занимает госсектор. Государство здесь играет активную роль в обеспечении экономического роста и повышении эффективности экономики, регулировании доходов населения и занятости. Но нужно учитывать, что в каждой стране складывается своя социально-экономическая ситуация, существуют свои стартовые условия. Есть также своя история, культура, наконец, менталитет населения, которые накладывают свой отпечаток на формируемую экономику. Поэтому естественно, что создаваемая рыночная модель белорусской экономики, при наличии общих признаков, будет отличаться от других существующих моделей социально ориентированной экономики. Отличительной чертой переходной экономики являются масштабность и глубина идущих преобразований. Они захватывают основы существующего строя: отношения собственности, политическую и правовую системы общества, общественное сознание. О размахе экономических реформ свидетельствует тот факт, что за пять лет, (с 1990 по 1995 год) в странах с переходной экономикой было приватизировано более 30 тысяч крупных и средних предприятий, а в остальных странах мира за одиннадцать лет (с 1980 по 1991 год) — менее 7 тысяч. [1, с. 17-24]
2. Основные задачи переходного периода и пути их решения.
Рыночное хозяйство предполагает взаимосвязанную систему рынков: товаров, труда, капитала и др. В связи с этим важнейшими задачами в переходного периода являются: 1. Развитие реального рынка товаров и услуг, причём как производственного, так и непроизводственного назначения, со свободным ценообразованием, когда подавляющая масса продукции производится в частном секторе; 2. Формирование финансового рынка. Здесь речь идёт о незнакомом ранее для нашего бытия рынка ценных бумаг (акций, облигаций и др.). Значение такого рынка трудно оценить, если не опираться на опыт западных стран, свидетельствующий о его важной роли в жизни общества. Обладатели ценных бумаг (а их в развитом рыночном хозяйстве миллионы) получают возможность не только иметь дополнительные источники доходов, но и становиться собственниками; это серьёзно снижает и социальную напряжённость в обществе; 3. Создание и регулирование рынка труда. В рыночных условиях для населения закончился период гарантированной занятости. Теперь вводится контрастная система найма работников, которая призвана повысить ответственность обеих сторон (рабочего и руководителя) в ходе рационализации занятости. Ведь на рынке труда, так же, как и на рынке товаров и услуг, несоответствие между спросом и предложением - вещь довольно болезненная. Рыночная экономика - это экономика, в которой взаимодействуют рынки товаров и услуг, ценных бумаг, труда. Пути к такой экономике отнюдь не однозначны. Какая же дорога ведёт к рынку? Ответ на этот вопрос видится во взаимосвязи политических и экономических шагов.[6, с. 535 - 536] Практика показывает, что в каждой постсоциалистической стране, ставшей на путь перехода к рыночной экономике, существуют свои концепции и программы решения главных задач переходной экономики, формирования рыночных отношений. Вместе с тем, в них можно выделить несколько общих, «обязательных» направлений: либерализацию экономики, связанную, в первую очередь, с отпуском цен. Это первоочередной шаг реформирования экономики. Он позволяет выявить реальное соотношение спроса и предложения, определить нерентабельные виды производства и тем самым наметить первоочередные направления структурной перестройки народного хозяйства. Последующие (а зачастую и одновременные) шаги — освобождение от государственного диктата финансовых отношений, а также внутренней и внешней торговли; реформирование отношений собственности путем разгосударствления и приватизации государственной собственности. Именно в результате приватизации должно установиться многообразие форм собственности: государственной, коллективной и частной. Они необходимы для преодоления монополии государства, формирования многоукладной рыночной экономики, сокращения сферы государственной регламентации общественного производства, создания и развития конкурентных рыночных отношений; стабилизацию экономики, под которой понимается устранение резких колебаний освобожденных цен и формирование устойчивых финансовых отношений; реструктуризацию (структурную перестройку) экономики и отдельных предприятий, включающую мероприятия по санации производства, приведение структуры народного хозяйства в соответствие с требованиями современной рыночной экономики и потребностями страны, перестройкой технической базы предприятий на основе передовых, высокоэффективных технологий; интеграцию национальной экономики в систему мирохозяйственных связей, становление экономики открытого типа. Для этого нужно осуществить либерализацию внешней торговли, дать надежную правовую и экономическую защиту иностранных инвестиций, обеспечить подлинную конвертируемость рубля. Важнейшую роль в переходной экономике играют такие первоочередные мероприятия, как широкомасштабная либерализация и последовательная стабилизация. Роль либерализации не ограничивается только освобождением цен, она включает целый комплекс широкомасштабных мероприятий: отмену системы государственных заказов и поставок, ликвидацию государственных производственных и торговых монополий, предоставление экономической свободы предприятиям в выборе ассортимента продукции и поставщиков, отказ от централизованного распределения иностранной валюты. Основными направлениями внешнеэкономической деятельности должны стать ее дальнейшая либерализация, государственная поддержка экспорта и импортных поставок для проведения структурной перестройки экономики, защита интересов национального рынка от неблагоприятного воздействия мировой конъюнктуры и иностранной конкуренции. Успешная интеграция нашего народного хозяйства в мировую экономику даст значительные экономические преимущества. В частности, она позволит более широко получать иностранные кредиты, более эффективно развивать хозяйственную международную кооперацию, значительно увеличить объем иностранных инвестиций. Формирование рыночной экономики требует решения ряда других задач. К ним относятся: ограничение прямого вмешательства государства в экономику. Должен произойти отказ государства от большинства функций, выполняемых им к командной экономике, то есть регулирование всего и вся. демонополизация экономики — ликвидация преобладания на рынке отдельных товаров одного либо небольшого числа производителей; введение института частной собственности, гарантированной законом, в том числе в сельском хозяйстве; обуздание инфляции, неизбежной после проведения либерализации цен. развитие рынка товаров и услуг производственного и непроизводственного назначения; финансового рынка, создание регулируемого рынка труда; формирование рыночной инфраструктуры, включая фондовую, валютную, товарные биржи и др.;
3. Преобразование отношений собственности в переходной экономике
Ключевой момент переходного периода — реформирование отношений собственности. Собственность, как известно, выступает основой не только экономических, но и всех общественных отношений. Поэтому от хода реформ собственности, их темпов и масштабов зависит ход всей рыночной трансформации народного хозяйства. Необходимость реформирования отношений собственности обусловлена разным статусом собственников и коренными различиями в отношениях собственности в рыночной и командной экономике. Рыночная экономика предполагает множество субъектов и форм собственности. В командной экономике господству ют только один субъект собственности — государство, и только одна форма собственности — государственная. Отношения, возникающие между многими независимыми собственниками в рыночной экономике, требуют четких имущественных прав. В огосударствленной экономике такой четкости нет. Здесь ни один производитель не может полновластно распоряжаться средствами производства и готовым продуктом. Рыночная экономика требует того, чтобы предприятия, как самостоятельные субъекты хозяйствования, несли полную ответственность за конечные результаты деятельности. В огосударствленной же экономике фиктивному праву владения имуществом соответствует фиктивная ответственность. Поэтому результаты убыточной работы перекладываются на все общество. Отсюда следует, что переход от сложившейся в социалистических странах командно-административной системы экономики к рыночной может быть осуществлен только на базе перестройки отношений собственности, путем децентрализации экономических отношений и прав собственности. В странах с переходной экономикой приватизация выступает как развитие нового частного сектора и как преобразование государственной собственности (отчуждение в пользу граждан и юридических лиц). Формируя в экономике частную форму собственности, приватизация создает условия и предпосылки перехода к рыночной системе управления предпринимательской деятельностью, где управленческая система не подавляет предприятия, а поддерживает их, создавая и формируя благоприятную рыночную среду функционирования предприятия. Меняется мотивация руководителей, изменяются направления финансовых и ресурсных потоков, что имеет своим следствием рост эффективности экономики в целом. Независимо от формы и техники проведения, приватизация преследует несколько целей: · пополнение доходов бюджета и (или) сокращение бюджетных расходов на поддержание нерентабельных и низкодоходных компаний; · повышение эффективности работы и производительности соответствующих предприятий путем создания рыночной модели структуры предприятия (улучшения организации и внедрения современных принципов управления) и введения ответственности субъектов хозяйствования за неудачный выбор инвестиционных решений; · формирование правовой основы становления и развития рыночной экономики, качественное изменение инфраструктуры рынка и введение рыночных механизмов контроля и регулирования экономических процессов; · облегчение доступа к капитальным ресурсам, ноу-хау, новым технологиям; · обеспечение конкурентоспособности предприятия за счет разработки новых или улучшения качества существующих товаров и услуг, выхода на новые рынки; · улучшение условий труда работников занятости, увеличение заработной платы путем выполнения обязательств новых инвесторов; · возвращение национализированной собственности ее прежним владельцам, отстранение от управления собственностью бывшей партийно-номенклатурной элиты и пр. Эти цели иногда могут противоречить друг другу. Например, если ставится цель широкомасштабного привлечения инвестиций, то правительству следует отказаться от больших бюджетных доходов по продаже госсобственности и политики сохранения новыми собственниками занятости и других социальных гарантий. Продажа собственности за деньги, индуцирующая наибольший рост будущей эффективности предприятия, может противоречить целям «социальной справедливости» и равного деления национального богатства. В странах с переходной экономикой также имеются различные скрытые цели. Например, обогащение части элиты или получение персональных выгод от проведения приватизации отдельными чиновниками. Поскольку реформирование собственности сопряжено со значительными политическими, экономическими асоциальными издержками, так как сталкиваются интересы различных групп, то динамику и интенсивность процесса реформирования собственности определяет ряд факторов: · качество законодательной и нормативно-правовой базы; · отношение и выбор методой оценки стоимости приватизируемого имущества (часто преобладает затратный метод на основе балансовой стоимости, что завышает оценочную стоимость и привлекательность объекта); · количество средств у потенциальных инвесторов;
· развитость рыночной инфраструктуры и рыночного механизма приватизации собственности; · наличие рыночного механизма доступа иностранного капитала к приватизации собственности; · качество профессиональной подготовки управленческих кадров. Имеются различные пути передачи прав собственности из рук государства в руки частных лиц. Выбор того или иного пути зависит от политических, экономических и социальных реалий, а также приоритетов в каждой конкретной стране. Весь спектр методов можно свести к двум моделям. Это широкомасштабная массовая приватизация, предполагающая через механизм бесплатной передачи госсобственности создание «народного капитализма», и точечная приватизация государственных объектов стратегическим инвесторам, выкуп имущества посредством конкурсов, аукционов и тендеров, банкротство и другие формы продажи собственности за деньги [2, c. 97 – 103]. Часто в посткоммунистических странах выбирается чековая приватизация. А ведь быстрое создание класса реальных собственников затрудняет в дальнейшем отказ от реформ или их ревизию. Кроме этого, актуальными являются вопросы социальной справедливости.
4. Роль государства в переходной экономике
Известно, что даже экономика свободной рыночной конкуренции не работает без государства, которое берет на себя ответственность за правильное денежное обращение, удовлетворение части коллективных потребностей, защиту окружающей среды и прав потребителя и за многие другие функции, необходимые для нормальной жизнедеятельности общества. Необходимость вмешательства государства в экономику переходного периода, роль и значение его в этой экономике обусловлены в основном, как мне кажется, тем, что рынок и рыночная экономика требуют длительного времени для своего становления. Поэтому государственное управление, особенно на первоначальном этапе, должно скомпенсировать неразвитость рыночного механизма регулирования и его институтов. Во-вторых, государство само выступает инициатором реформ макроэкономического характера, и они не могут быть осуществлены без его активного участия. В-третьих, государство, несмотря на все недостатки командно-административной системы, накопило огромный опыт макроэкономического регулирования. В-четвертых, только государство способно обеспечить привлечение иностранных инвестиций, обеспечение социальной защиты и др. Таким образом, основная проблема переходной экономики — это не вопрос о необходимости вмешательства государства в экономику, а определение границ этого вмешательства, его (способов и методов, уточнение роли государства в экономике. Нужно учитывать, что в переходной экономике роль государства меняется принципиально и отличается как от командной, так и от рыночной экономики. Это обусловлено, во-первых, тем, что процесс разгосударствления значительно уменьшает как размеры государственного сектора, так и всеобъемлющий характер государственного регулирования, присущий командной экономике. Во-вторых, рынок в переходном периоде, как отмечалось, находится в стадии становления и, следовательно, его регулирующие возможности еще низки. Поэтому, с одной стороны, степень государственного вмешательства в экономику здесь меньше, чем в командной экономике. С другой стороны, она должна быть более интенсивной, чем в развитой рыночной экономике. Вместе с тем, необходимость усиления регулирующей роли государства в переходной экономике ни в коей мере не следует представлять как восстановление его прежней роли и функций, характерных для камандно - административной системы (КАС). Государственное управление экономикой не может и не должно подменять собой рынок и его регулирующие функции. Если государственное вмешательство в экономику перейдет определенные границы, то его деятельность превратится в администрирование, а переходная экономика может вернуться к административной модели. В этом случае государственная монополия может вытеснить механизм конкуренции. Государство влияет на экономику через механизм регулирования — систему организации целенаправленного воздействия государства на деятельность хозяйственных субъектов. Этот механизм включает в себя: 1) цели государственного регулирования; 2) методы регулирования: административные, правовые, организационно-экономические, бюджетно-финансовые, кредитно-банковские, налоговые, ценовые; 3) формы реализации: индикативное планирование, специальные программы развития отдельных отраслей, программы-прогнозы; 4) субъекты регулирования: банки, предприятия, домашние хозяйства; 5) объекты регулирования: сферы воспроизводства, производственные и хозяйственные непроизводственные отношения и др.[4, c. 83 – 98]. Государство в формирующейся рыночной экономике выступает как партнер в хозяйственной деятельности и как арбитр, устанавливающий «правила игры». В роли партнера оно осуществляет производство общественных товаров и услуг (т.е. таких товаров и услуг, в потреблении которых участвуют все члены общества — оборона, государственное управление, охрана общественного порядка и т.д.), оплату которых не могут осуществлять отдельные юридические или физические лица. Кроме того, часть благ (образование, здравоохранение) потребляется отдельными лицами без возмещения ими затрат на производство этих благ. Финансированием этих благ занимается государство. Государство в переходной экономике выполняет те же функции, что и в другой. Во-первых, как отмечалось, оно осуществляет производство «общественных благ». Во-вторых, защищает общество от «внешних эффектов» (охрана природной среды). В-третьих, регулирует естественные монополии (энергетику, транспорт, связь). В-четвертых, корректирует неравенство в доходах. В-пятых, занимается стабилизацией экономики и поддержанием экономического роста. Государство в рыночной экономике также реализует производственные программы по выпуску различных видов продукции, контролирует перераспределение доходов от более богатых слоев населения к менее обеспеченным слоям, регулирует бюджетную, налоговую и внешнеэкономическую деятельность, осуществляет многочисленные направления социального развития и реализует другие программы регулирования экономики. Одной из основных функций государства в переходной экономике является целенаправленное создание правовых, экономических, социальных и других условий и стимулов для формирования рыночных отношений. Вместе с тем, госсектор в переходной экономике претерпевает коренные изменения. Нет директивных плановых заданий. Они, в лучшем варианте, заменяются государственными заказами. Нет директивно прикрепленных поставщиков ресурсов и комплектующих и гарантированного сбыта продукции. Поэтому предприятия самостоятельно изучают спрос и ищут покупателей и заказчиков своей продукции. Разрыв сложившихся связей, нехватка оборотных средств, взаимные неплатежи — эти и другие трудности переходного этапа предприятиям предстоит преодолевать самостоятельно, учась на ходу, на пути к рыночной экономике и коммерциализации своей деятельности. Важнейшим направлением деятельности государства является выбор приоритетов. От правильности выбора приоритетов зависят как направление социально-экономического развития, так и темпы экономического роста. Определение приоритетов — многофакторный процесс, в котором учитываются масштабы страны, ее геополитическое положение, соблюдение экономической безопасности страны, экономическая эффективность национального производства, сбалансированность внешней торговли и другие факторы. Четко определенные национальные цели и приоритеты являются устойчивыми ориентира-ми для экономической политики. Мировой опыт свидетельствует, что прямое вмешательство государства в экономику с целью преодоления глубокого кризиса имело место во многих странах мира. Однако цель такого вмешательства (за исключением государственного регулирования военной экономики) состояла в том, чтобы восстановить условия для нормального функционирования рыночной экономики. Очевидно, что в условиях переходной экономики усиление государственного вмешательства в экономические процессы допустимо, но в определённых пределах: если оно выйдет за них, то произойдёт смена экономической модели. [3, с.12 – 21] Важнейшей функцией государства в выработке и реализации экономической политики является обоснование и выбор целей и ограничений в развитии, их приоритетов, последовательности и сроков реализации. Совокупность целей образует своеобразную, иерархически упорядоченную систему, в которой цели расположены по степени их значимости и по времени реализации. Так, стратегической целью реформирования экономики Беларуси является повышение благосостояния населения до уровня высокоразвитых европейских государств. Стратегическим же направлением социально-экономического развития является движение к обществу постиндустриального типа для достижения высокого уровня и качества жизни населения, улучшения среды обитания на основе формирования нового технологического способа производства и многоукладной рыночной экономики. Все эти цели должны быть взаимоувязаны как между собой, так и с необходимыми для их достижения ресурсами. Вместе с тем следует отметить, что сложность и новизна стоящих перед государством задач объективно препятствуют разработке детальной программы долгосрочных рыночных преобразований в экономике. С большей или меньшей степенью достоверности можно наметить только общие контуры этой программы. Поэтому движение к рынку в большинстве постсоциалистических стран, в том числе и в Беларуси, осуществляется в известной степени фрагментарно, иногда противоречиво, чаще всего методом проб и ошибок.
5. Специфика переходного периода в белорусской экономике. Белорусский феномен.
В мире нет исторического прецедента успешной борьбы с бедностью, построения социально справедливого государства и обеспечения устойчивого роста страны на основе госсобственности, дискриминации частного и иностранного капитала, монопольных практик и ценового регулирования. Беларусь 12 лет экспериментирует в рамках именно этой модели, беспрестанно твердя о мире, стабильности и процветании. Но, как говорится, все познается в сравнении. Тем-то и хороши доклады различных международных организаций, что позволяют взглянуть на себя со стороны и проверить, в нужном ли направлении развивается страна. Насколько уникально развитие Беларуси? Можно ли при помощи универсальных индикаторов диагностировать наше «экономическое чудо»? Белорусское экономическое чудо опережает, наверное, даже самые смелые прогнозы. На январь – ноябрь 2005г. показатель ВВП вырос на 8,9% по сравнению с аналогичным периодом 2004г. Промышленность дала прирост в 9,9%, сельское хозяйство - 1,3%. Правительство добилось роста инвестиций в основной капитал на 24,2%. Розничный товарооборот вырос на 19,6%, экспорт - на 17%, импорт - на 4,8%. Короче, сплошной бум.[11] БЕЛАРУСЬ НА ФОНЕ МИРА Белорусские власти считают одним из самых больших
своих достижений успехи сельского хозяйства. Качество работы этого сектора
весьма хорошо иллюстрирует такой показатель, как производительность. Сравним
добавленную стоимость на одного труженика села в долларах в 2001-03гг. в
Беларуси и в других странах. При несравнимо более существенных дотациях, чем в
других странах экс-СССР, и чрезвычайно льготном статусе сельхозпроизводства у
нас этот показатель составляет 2259 долларов США - лучше, чем в Азербайджане (1026
долларов США), на Украине (1442 долларов США), в Польше (1358 долларов США), но
хуже, чем в Армении (2646 долларов США), Латвии (2385 долларов США) и Литве (4071
долларов США). Мы находимся практически на одном уровне с Россией (2204
долларов США). Так что, судя по статистике, белорусский АПК не стал конкурентным
даже в своем регионе. Опубликованный Европейским банком реконструкции и
развития (ЕБРР) в конце 2004 года ежегодный доклад о состоянии дел в переходных
экономиках нашего региона показал, что при всех недостатках реформ страны Центральной и
Восточной Европы (ЦВЕ) справились с задачами построения основ
рыночной экономики. Из девяти критериев ЕБРР (шкала от «1» - отсутствие реформ,
полный социализм до «4+» - стандартная промышленная развитая рыночная
экономика) Чехия имеет три оценки «4+», две четверки, остальные - «3+». Польша
имеет четыре «4». Все остальные - «3+», за исключением «3» за политику в
области создания конкуренции. Венгрия к концу 2004г. имела сразу семь четверок
- лучший результат среди всех 27 стран. С точки зрения реструктуризации и реформирования данного сектора Беларусь выглядит очень бледно: наша страна получила самую низкую оценку «1» за приведение к современным стандартам электроэнергетики, железных дорог, водоснабжения и канализации. За дороги и телекоммуникацию нам поставили два балла (максимальная оценка «4+»). У нас практически нет участия частного сектора в инфраструктурных проектах. Украина и Россия обходят Беларусь по реформам в области энергетики, железной дороги и водоснабжения. Торможение реформ инфраструктуры увеличивает риски не только техногенных аварий, но и грозит постоянным ростом тарифов на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) [8, c. 17-19]. Нефть, стремительный рост спроса со стороны России и
ее щедрость в отношении цен на энергоресурсы вкупе с благоприятными условиями
торговли помогали Беларуси увеличить темпы роста ВВП и решать текущие
финансовые и социальные проблемы.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА Авторитетный американский фонд Heritage совместно с
Wall Street Journal опубликовал очередной рейтинг экономической свободы на
2004г. Беларусь оказалась на 145-м месте. В 2003 году мы были 151-е. Улучшение
иллюзорно - в 2004 году шесть стран по разным причинам выпали из рейтинга
(война или отсутствие данных). Беларусь получила оценку «4,1», улучшив свой
показатель на 0,15 пункта.
В последние 10 лет качество белорусской статистики, безусловно, улучшилось. Однако наши показатели все еще имеют целый ряд национальных особенностей, которые и создают недоверие к ним и ко всей экономической политике в целом. Возьмем такой важный показатель как инфляция, самым распространенным измерителем которой является индекс потребительских цен (ИПЦ). Динамика инфляции в Беларуси: 2002г. - 34,8%, 2003г.
- 25,4%, 2004г. - 14,4%, 2005 г. – 8 - 8,5% (по самым пессимистичным
прогнозам, инфляция в республике в текущем году не превысит 9% - сообщил
министр экономики Беларуси Николай Зайченко 10 октября 2005г.). Но что такое
белорусские 9% инфляции? Мы говорим о таком же показателе, как в ЕС, США или
инфляция по-белорусски - что-то иное? Если по всем вышеперечисленным факторам у нас есть
подозрения, но не факты, то по последнему - возможности формирования свободных
цен - сомнений нет. По данным ЕБРР, в 2004г., число административно
регулируемых цен на товары, по которым считается ИПЦ, тоже стало рекордным за
последние 7 лет. Оно составило 28% от всей «корзины». Для сравнения: в Чехии
таких цен только 10,9%, Польше - 1%, в России - 9%, в Казахстане нет вообще. В
результате такого жесткого регулирования цен предприятия выпускают новые товары
с новыми ценами, но они-то не входят в корзину для расчета ИПЦ. Люди платят
больше, а зарплаты и пенсии индексируются на гораздо меньшую величину. Современное определение инфляции будет звучать так: инфляция – это разбалансированность совокупного спроса и совокупного предложения, которое, как правило, сопровождается превышением совокупного спроса над совокупным предложением и повышением цен [7, с. 126]. Так вот при инфляции по-белорусски вполне вероятно, что за кадром остается стремительный рост цен на многие товары и услуги, в первую очередь на жилье.
Заключение.
Анализируя данные пятой главы, касающейся, в основном, Беларуси можно констатировать о том, что уже с середины 90-х гг. в нашей стране начался процесс обратный тому и тем целям которые ставило перед собой государство в начале 90-х. Вместо построения основ рыночной экономики Беларусь активно восстанавливает централизованную плановую экономику. Госсектор по-прежнему составляет 80%. Остальные 20% работают под огромным бременем госрегулирования, при котором форма собственности теряет свое экономическое значение. Сельское хозяйство отнюдь не достигло поставленных задач – не стало рентабельным и конкурентноспособным, несмотря на свой льготный статус; машиностроительный комплекс так и не занял достойную нишу на мировом рынке и, если честно, перспектив для этого пока не видно.
Список использованной литературы.
1) Переходная экономика: сущность, особенности развития: Учеб. пособ./Под ред. Лобковича Э. И. Мн., 2002 г. -86 с. 2) Ракова Е.Ю. Приватизация в Беларуси: цели, методы и результаты// Белорусский экономический журнал. – 2001 - №3. – 118 с. 3) Богиня Д., Волынский Г. Государственное регулирование переходных процессов // Экономика Украины – 1999 г. – № 5. – 96 с. 4) Экономика переходного периода: Учеб. пособ./Под ред. В.В. Радаева, А.В. Бузгалина. М., 1995. – 560 с. 5) Романчук Я. Бес чудес// Информационно-аналитический еженедельник «БелГазета». – 2005. - № 40. – 26 с. 6) Курс экономической теории / под ред. Чепурина М.Н., Киселёвой Е.А. – Киров, изд-во «АСА», 1995 г. – 623 с. 7) Макроэкономика: Учеб. пособ./Под ред. Ивашковского С.Н.. -М.: Дело, 2002. – 217 с. 8) Романчук Я. Хуже только у Туркменистана// Информационно-аналитический еженедельник «БелГазета». – 2005. - № 1. – 24 с. 9) Подвицкий А. Экономическая свобода - 2004// Информационно-аналитический еженедельник «БелГазета». – 2004. - № 2. – 26 с. 10) Романчук Я. Конфискуют, но позже// Информационно-аналитический еженедельник «БелГазета». – 2005. - № 10. – 27 с. 11) Официальный сайт Министерства статистики и анализа Республики Беларусь. - http://belstat.gov.by |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |