|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Прибыль организации (предприятия)Прибыль организации (предприятия)Мн (2.3) Тема: Прибыль организации (предприятия) План: 1. Дайте определение прибыли; 2. Назовите состав балансовой прибыли; 3. Каковы функции прибыли? 4.Сформулируйте цели предпринимательской деятельности акционерного общества; 5. Назовите и охарактеризуйте методы планирования прибыли; 6. Назовите основные факторы роста прибыли; 7. В чем заключается эффект производственного рычага? 8. Каковы пути распределения и использовании прибыли на предприятии? 9. Что такое рентабельность? 10. Каковы основные показатели рентабельности? 1. Прибыль – это часть добавленной стоимости, которая получена в результате реализации продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг. 2. Финансовый результат производственно-хозяйственной и финансовой деятельности принято называть балансовой прибылью. Состав балансовой прибыли определяется направлением деятельности предприятия: текущей, операционной и финансовой. В состав балансовой прибыли входит прибыль от реализации товаров (продукции, работ, услуг), операционные, внереализационные и чрезвычайные доходы за минусом операционных, внереализационных и чрезвычайных расходов. Под доходами предприятия подразумевается увеличение экономических выгод в результате поступления денежных средств, иного имущества и (или) погашение обязательств, приводящее к увеличению капитала. Под расходами предприятия признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия денежных средств, иного имущества и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала. Доходы и расходы предприятий в зависимости от их характера, условия получения и направления его деятельности подразделяются на: а) доходы и расходы от обычных видов деятельности; б) операционные доходы и расходы; в) внереализационные доходы и расходы. 3. Прибыль, как важнейшая категория отношений выполняет ряд важнейших функций: 1. Прибыль служит критерием и показателем эффективности деятельности предприятия; 2. Прибыль выполняет стимулирующую функцию (Выступая конечным финансово-экономическим результатом предприятия, прибыль приобретает ключевую роль в рыночном хозяйстве) 3. Прибыль является источником формирования доходов бюджетов различных уровней. 4. Цели предпринимательской деятельности акционерного общества: 1. максимизация акционерной собственности; 2. максимизация прибыли; 3. максимизация управленческого вознаграждения; 4. поведенческие цели; 5. социальная ответственность. 5. Метод прямого счета. В его основе поассортиментный расчет прибыли от выпуска и реализации продукции. 1-й шаг. Рассчитаем прибыль от продажи (реализации) продукции: Прибыль = Выручка – Себестоимость 2-й шаг. Подсчитаем прибыль (убыток) планируемого года: Прибыль (убыток) = Прибыль от продажи + Операционные доходы – Операционные расходы + Внереализационные доходы – Внереализационные расходы Аналитический метод используется при незначительных изменениях в ассортименте выпускаемой продукции, при отсутствии инфляционного роста цен и себестоимости. 1-й шаг. С помощью базовой рентабельности ориентировочно рассчитывается прибыль планируемого года на объем товарной продукции планируемого года, но по базисной себестоимости. 2-й шаг. Рассчитывается изменение (+;-) себестоимости продукции в планируемом году. 3-й шаг. Определяется влияние изменения ассортимента, качества, сортности продукции. Такие расчеты выполняются по специальным таблицам на основе плановых данных об ассортименте продукции, её качестве, сортности. 4-й шаг. После обоснования цены на готовую продукцию планируемого года определяется влияние роста (или снижение) цен. 5-й шаг. Влияние на прибыль всех перечисленных факторов суммируется. Прибыль от производства сравнимой продукции в планируемом году определяется с учетом прибыли, исчисленной на 1-ом и последующих шагах. 6-й шаг. Далее учитывается изменение прибыли в нереализованных остатках готовой продукции на начало и конец планируемого периода. Метод, основанный на эффекте производственного (операционного) рычага. Этот метод планирования прибыли базируется на принципе разделения затрат на постоянные и переменные. 31 МН Тема: Прибыль организации (предприятия) № 2 6. 1) Объем продаж - при высоком удельном весе постоянных расходов в себестоимости продукции рост объема реализации приведет к еще большему объему прибыли за счет снижения доли постоянных расходов, приходящихся на единицу продукции. 2) Рост цен – в период высоких темпов инфляции рост прибыли обеспечивался за счет ценового фактора. Замедление инфляционных процессов, насыщение рынка товарами, развитие конкуренции ограничили возможности производителей повышать цены и получать прибыль посредством этого фактора. 3) Снижение себестоимости – снижение затрат без негативного влияния на качество выпускаемой продукции. Достигается за счет большей управляемости контроля в области расходов. 4) Обновление ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции – прибыль в рыночной экономике – движущая сила как производственных фондов, так и выпускаемой продукции. 7. Эффект операционного рычага состоит в том, что любое изменение выручки от реализации приводит к еще более сильному изменению прибыли. Действие этого эффекта связано с непропорциональным воздействием условно-постоянных и условно-переменных затрат на финансовый результат при изменении объекта производства и реализации. Чем выше доля условно-постоянных расходов в себестоимости продукции, тем сильнее воздействие операционного рычага. И наоборот, при росте объема продаж доля условно-постоянных расходов в себестоимости падает, и воздействие операционного рычага уменьшается. Сила воздействия Маржинальная прибыль операционного рычага = Прибыль Маржинальная прибыль – сумма покрытия предельной прибылью. 8. Распределение прибыли – составная и неразрывная часть общей системы распределительных отношений и, пожалуй, наравне с распределением дохода физических лиц, самая главная. Прибыль распределяется между государством, собственниками предприятия и самим предприятием. 1) Налоги оказывают значительное влияние на формирование финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия и на размер чистой прибыли, используемой предприятием на цели накопления и потребления. 2) Оставшиеся две трети полученной организацией прибыли могли бы быть распределены между собственниками (акционерами и учредителями) и самой организацией. 3) Распределение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, регламентируется внутренними документами организации, как правило в учетной политике. 9. Рентабельность – один из основных стоимостных качественных показателей эффективности производства на предприятии, в отрасли, народном хозяйстве в целом, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования средств в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг), рассчитывается тремя методами-как отношение прибыли: 1) к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и материальных оборотных средств; 2) к полной себестоимости продукции; 3) к полной себестоимости продукции за вычетом материальных затрат. 10. Основные показатели рентабельности: 1) Рентабельность продукции (издержек) (Рпр) Рпр = (Пр / ПС) *100% Пр – отношение прибыли от реализации продукции ПС – к полной себестоимости реализованной продукции 2) Рентабельность продаж (ROS) ROS = (Пр / В)*100% Пр - отношение прибыли от реализации продукции В – к выручке от реализации без налогов, включаемых в цену продукции 3) Рентабельность активов (ROA) ROA = (Пб (или Пч) / Аср)*100% Пб (или Пч) – отношение прибыли балансовой (или чистой) Аср – к средней величине активов за определенный период 4) Рентабельность текущих активов Рта = (Пч / Ат ср) *100% Пч – отношение чистой прибыли предприятия Ат ср – к средней величине текущих активов (оборотных средств) предприятия 5) Рентабельность собственного акционерного капитала (ROE) ROE = (Пч / Кс ср)*100% Пч – отношение чистой прибыли Кс ср – к средней величине собственного капитала предприятия за определенный период. Сущность и значение кредита в деятельности предприятия. Кредит как экономическая категория представляет собой определенный вид общественных отношений, связанных с движением стоимости (в денежной форме). Такое движение предполагает передачу денежных средств – ссуды на время, причем за ссудополучателем сохраняется право собственности. Функции кредита: ü Перераспределительная. Посредством кредита происходит перемещение денежного капитала между отраслями народного хозяйства. Кредит становится своеобразным регулятором на макроэкономическом уровне, перераспределяя стоимость, временно высвобожденную между отраслями, территориями; ü Экономии издержек обращения. Хозяйствующие субъекты часто прибегают к кредиту для обеспечения себя нужным количеством оборотных средств. В результате ускоряется оборачиваемость капитала у хозяйствующего субъекта и в конечном итоге обеспечивается экономия издержек обращения; ü Замещение наличных денег кредитными. Использование в хозяйственной деятельности кредита приводит к распространению безналичных форм расчета. В сфере денежного обращения появляются такие кредитные инструменты, как векселя, чеки, кредитные карточки. Следствием такого положения становится ускорение денежного оборота; ü Ускорение концентрации капитала. Заемный капитал в форме кредита делает возможным расширение масштабов производства и получение дополнительной прибыли. Для крупных инвестиций необходима концентрация, которая становится возможной путем использования кредита. Сосредоточение капитала даже в небольших масштабах дает положительные экономические результаты; ü Стимулирующая. Использование кредитных ресурсов в хозяйственной деятельности делает необходимым их эффективное использование. Именно поэтому кредит заставляет заемщика более рационально использовать кредитные ресурсы и тем самым вести эффективную хозяйственную деятельность. На практике кредит не только побуждает расширить масштабы производства, но и стимулирует заемщика делать инновации в форме внедрения в производство различных научных разработок. Значение кредита как экономической категории проявляется в конечных результатах его использования. Однако его существование в экономике становится результатом взаимодействия комплекса условий. Одно из таких условий – несовпадение во времени индивидуальных кругооборотов и оборотов производственных фондов отдельных товаропроизводителей. В силу специфики своего производства и условий снабжения в разные периоды времени предприятия имеют разную потребность в оборотных средствах. Часто у предприятий не хватает собственных денежных средств, поэтому они вынуждены прибегать к кредитным ресурсам. Второе условие существования кредита – юридическая самостоятельность кредитора и заемщика, т.е. экономическая ответственность сторон в процессе реализации кредитных отношений. В рамках гражданского законодательства определены признаки хозяйственной самостоятельности. Важное условие существования кредита – заинтересованность кредитора и заемщика в кредитных отношениях. Основной стимул данной заинтересованности – процентная ставка: она должна, с одной стороны, обеспечить максимальную прибыль кредитору, а с другой – давать возможность процентной ставки без ущерба для заемщика. Уровень процентной ставки зависит от множества факторов: масштабов производства, соотношения спроса и предложения на рынке кредитных ресурсов и т.д. Анализ финансовых результатов. Финансовый результат предприятия характеризуется прибылью и убытками. Прибыль отражает абсолютную эффективность хозяйственной деятельности предприятия. Убытки предприятие может нести, но они не должны носить систематический характер. Прибыль (убытки) отражает финансовый результат разных видов деятельности: основной (обычной) деятельности; от внереализационных операций; финансовый результат от действия чрезвычайных обстоятельств. Анализ финансовых результатов осуществляется по следующим направлениям: Анализ формирования и использования прибыли. Определяются абсолютные суммы средств, выплачиваемых из прибыли, их динамика и структура. Использование прибыли означает уплату в бюджет налога на прибыль, распределение прибыли оставшейся в распоряжении предприятия. Налог на прибыль уплачивается в бюджет не со всей суммы прибыли отчетного года, а с, так называемой, налоговой прибыли (налогооблагаемой прибыли). Для ее получения необходимо из прибыли отчетного года произвести некоторые исключения: доходы, облагаемые по иной ставке, чем налог на прибыль (операции с ценными бумагами); некоторые доходы, которые носят характер льгот. Полученная в результате таких расчетов налогооблагаемая прибыль служит основой для взноса налога на прибыль. После уплаты налога на прибыль оставшаяся сумма считается чистой прибылью. Пути распределения чистой прибыли: на выплату дивидендов по ценным бумагам; образование резервного фонда; образование фондов специального назначения; другие отвлечения (внесение в бюджет штрафных санкций и расходов по возмещению ущерба из-за нарушения требований охраны окружающей среды, из-за получения необоснованной прибыли в результате необоснованного повышения цен). Горизонтальный и вертикальный анализ финансовых результатов. Горизонтальный анализ – это оценка изменений структуры показателей прибыли за отчетный период в абсолютной сумме и в процентах. Вертикальный анализ – это оценка изменений структуры показателей прибыли, когда сначала оцениваются их изменения. Горизонтальный анализ проводится самим предприятием, вертикальный (трендовый) – чаще всего внешними пользователями. Факторный анализ финансовых результатов. Выявляются факторы, повлиявшие на финансовые результаты предприятия. Проводится факторный анализ валовой прибыли, прибыли от реализации, результатов от прочей реализации. Валовая прибыль создается в процессе производства продукции и определяется как разность между выручкой от реализации и себестоимость реализации. На изменение валовой прибыли влияют: Ø Объем выпуска продукции в количественном измерении; Ø Структура выпуска продукции; Ø Удельная валовая прибыль. Прибыль от реализации – разница между выручкой от реализации продукции и ее полной себестоимостью. Прибыль от реализации продукции занимает большой удельный вес в прибыли отчетного года. Факторы, влияющие на изменение прибыли от реализации: Ø Изменение цен реализации – рост цен увеличивает прибыль от реализации; Ø Полная себестоимость реализации – чем ниже себестоимость, тем больше прибыль; Ø Влияние объема реализации – чем больше объем, даже при той же цене, тем больше прибыль; Ø Изменение структуры реализации – увеличение реализации более рентабельных изделий приводит к росту прибыли от реализации. Результат факторного анализа – разработка мероприятий по использованию выявленных резервов роста финансовых результатов в долгосрочном плане. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |