|
Реформа кредитно-банковской системы в Российской Федерации |
|
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Реформа кредитно-банковской системы в Российской Федерации
Реформа кредитно-банковской системы в Российской Федерации
Министерство общего и профессионального образования
Российской Федерации
Донской Государственный Технический Университет
кафедра "Экономика"
_______________________________________________________
Реферат на тему:
«Реформа кредитно-банковской системы в Российской
Федерации»
Выполнил
Проверил
г. Ростов-на-Дону
2002
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ........................................................................................................................................................ 3
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ
БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ.............................................................. 4
— становление кредитной
системы в России до 30-х годов 20 века:....................................................... 4
— в предверии банковской реформы:................................................................................................... 5
1.
Начало реформы кредитно-банковской системы (1987 – 1990).......................................................................... 6
2.
Реформы кредитно-банковской системы РФ до середины 1998 г........................................................................ 9
Кредитная система:..................................................................................................................................... 9
Банковская система:.................................................................................................................................. 11
Состояние
банковской системы России к началу 1998 г.:........................................ 12
Сложившиеся проблемы:........................................................................................................................ 13
Сложившаяся структура
банковской системы:...................................................................................... 14
3.
Реформы после кризиса 1998 г..................................................................................................................... 16
3.1. Российские банки
после кризиса......................................................................................................... 16
3.2. Реструктуризация
банковской системы.............................................................................................. 20
1). Финансовое
оздоровление кредитных организаций............................................................................ 20
2). Реорганизация
кредитных организаций.............................................................................................. 21
3). Отзыв банковских
лицензий и контроль за ликвидацией кредитных организаций.............................. 22
4). Специализация
кредитных организаций и концентрация банковского капитала................................. 23
5). АРКО – рычаг
реструктуризации..................................................................................................... 24
Заключение.................................................................................................................................................... 26
Список
использованной литературы................................................................................................................. 27
— Кредитная система:
Организация финансово-кредитного обслуживания
предприятий, организаций и населения, функционирование кредитной системы играют
исключительно важную роль в развитии хозяйственных структур. От эффективности и
бесперебойности функционирования кредитно-финансового механизма зависят не
только своевременное получение средств отдельными хозяйственными единицами, но
и темпы экономического развития страны в целом. Вместе с тем, эволюция
кредитной системы и кредитного дела в полной мере определяется экономической
ситуацией в стране, господствующими формами и механизмом хозяйствования.
Каждому этапу историко-экономического развития народного хозяйства
соответствуют свой тип организации кредитного дела, своя структура кредитной
системы, отвечающие соответствующим потребностям в кредитно-финансовом
обслуживании отдельных звеньев экономики.
Механизм функционирования кредитной системы постоянно
меняется под влиянием изменений ее оргструктуры, организационно-правовых форм
осуществления кредитных операций, форм и методов кредитования и
кредитно-расчетных отношений.
— Банки:
Банки составляют неотъемлемую черту
современного денежного хозяйства, их еятельность тесно связана с потребностями
воспроизводства. Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы
производителей, банки опосредуют связи между
промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Банки - это
атрибут не отдельно взятого экономического региона или какой-либо одной страны,
сфера их деятельности не имеет не географических, ни национальных границ, это
планетарное явление, обладающее колоссальной финансовой мощью, значительным
денежным капиталом. Во всем мире имея огромную власть, банки в России, однако,
потеряли свою изначально высокую роль.
После того
наша страна решила строить рыночную экономику, безусловно, потребовалось
глубокое реформирование (а фактически создание заново) кредитно-банковской
системы, поскольку советская кредитная система стала неэффективной, не отвечала
характеру происходивших в стране изменений и главное - была пригодна только
для нужд централизованного планового хозяйства (на деле выполняла только вспомогательную
роль в хозяйстве СССР). Кредитно-банковскую систему России на пути
реформирования несколько раз поражал кризис, что во многом было следствием
незавершенности реформ и приводило к значительному изменению условий их
проведения.
В своем реферате я изложу
проведение поэтапного реформирование кредитно-банковской системы сначала в СССР
(последние годы существования), а затем в России (как самостоятельного
государства), приведу основные направления реформ, их законодательная основа и их
последствия, результаты.
До проведения одной из важнейших
экономических реформ - отмены крепостного права - банковская система страны
состояла в основном из дворянских банков. Сферой их деятельности являлся
поземельный кредит, который предоставлялся под залог помещичьих имений из
расчета числа крепостных "душ", а также драгоценностей. Первый
дворянский банк был учрежден в 1854 г. с конторами в Петербурге и Москве и назывался
Банк для дворянства. Кредитованием промышленности и торговли занимались прежде
всего банковские фирмы и менялы, широко процветало ростовщичество. С 60-х годов
стали учреждаться акционерные коммерческие банки, развитие которых активизировалось
в 90-е годы. Важную роль в экономической жизни страны стали играть ипотечные банки,
представляющие кредиты под землю и недвижимость, и городские банки, находящиеся
в ведении городских управлений.
Банковская система России в преддверии
первой мировой войны включала эмиссионный Государственный банк, акционерные
коммерческие банки, ипотечные банки, городские банки. Продолжался процесс
концентрации, слияния банковских ресурсов. До 80% капитала акционерных
коммерческих банков, которых насчитывалось около 50, было сосредоточено в 18
банках. Из них выделились 5 крупнейших банков Русско-Азиатский, Петербургский
международный коммерческий, Азово-Донской, Русский (для внешней торговли) и
Русский торгово-промышленный. Собственные капиталы и вклады этих банков превысили
2 млрд. рублей, или 48% указанных средств всех акционерных коммерческих банков.
Ведущая пятерка банков имела 418 филиалов по всей стране. Под контролем
акционерных коммерческих банков находилось множество крупнейших промышленных и
торговых фирм. Например, Русско-Азиатский банк контролировал такие предприятия,
как Путиловский завод, Петербургский и Русско-Балтийский вагоностроительный
заводы, Петербургский международный банк представительствовал в 50 акционерных
обществах. Особенностью банковской политики России являлось активное
привлечение иностранного капитала, в основном французского. В 1914 году
примерно половина акционерного капитала 18 коммерческих банков принадлежала
иностранным партнерам.
Система ипотечных банков включала два
государственных - крестьянский поземельный и дворянский земельный, 10
акционерных земельных банков, 36 губернских и городских кредитных обществ.
Свыше 60% общей суммы ипотечной задолженности приходилось на государственные
банки. Городских общественных банков насчитывалось 317. Они специализировались
преимущественно на выдаче ссуд под городскую недвижимость.
Одним из первых актов Октябрьской
революции был захват Государственного банка России, а затем, в конце декабря
1917 года, издан декрет ВЦИК о национализации частных акционерных банков. В
1917-1919 годах в связи с отменой частной собственности на землю были ликвидированы
ипотечные банки. Сохранилась лишь кредитная кооперация, осуществляющая выдачу
ссуд крестьянским хозяйствам. Национализированные частные банки, объединенные с
Госбанком, образовали Народный банк РСФСР, который в 1920 году прекратил свою
деятельность, будучи трансформирован в Центральное бюджетно-расчетное управление
Наркомфина.
Однако с переходом к новой экономической
политике возникли предпосылки развития кредитных отношений и создания
по-существу заново банковской системы. В конце 1921 года начал функционировать
Государственный банк, стала активизироваться кредитная кооперация, были созданы
кооперативные банки. На селе низовое звено кредитной системы представляли
кредитные и сельскохозяйственные товарищества, осуществляющие банковские
операции. Затем начали формироваться на щпаевых началах общества сельскохозяйственного
кредита, которые представляли собой местные сельскохозяйственные банки,
расположенные в областных (губернских) центрах.
Одновременно с возрождением кредитной
кооперации в начале 1922 года были учреждены кооперативные банки, призванные
содействовать кредитом развитию потребительской кооперации.
Следующий этап становления кредитной
системы - создание отраслевых специальных банков - акционерного общества
"Электрокредит", акционерного Российского торгово-промышленного
банка, Центрального коммунального, с сетью местных учреждений и других. Начали
действовать и территориальные банки, в частности, Среднеазиатский и Дальневосточный.
Здесь важно выделить следующий момент.
Стало ясно, что реализация новой экономической политики невозможна без
аккумуляции и широкого использования средств предпринимателей. Вот почему в
1922 году были учреждены с участием частного капитала два банка - Российский
коммерческий банк и Юго-Восточный банк. Причем, что весьма примечательно, одним
из учредителей Роскомбанка явились представители деловых кругов Швеции. Было
также принято решение об организации частных банковских учреждений в форме
обществ взаимного кредита, деятельность которых предполагала мобилизацию и
вовлечение в хозяйственный оборот средств мелких товаропроизводителей и
частников.
Реализация указанных мер позволила
сформировать к концу 1925 года достаточно развитую кредитную систему, состоящую
в основном из кредитных учреждений, созданных на новых началах. Функционировал
121 акционерный банк, 114 кооперативных банков, 153 коммунальных банка, 196
обществ сельскохозяйственного кредита, 173 общества взаимного кредита и
кредитная кооперация, объединяющая 3800 подразделений. В то же время сеть
учреждений Госбанка СССР насчитывала 459 учреждений, на долю которых
приходилось 56% всех кредитных вложений.
На этом, пожалуй, развитие инициативы в
становлении кредитно – банковской системы было приостановлено.
В 1927 году ЦИК и Совнарком СССР приняли
постановление "О принципах построения кредитной системы", которое
положило начало монополизации банковского дела. Дальнейшие изменения в организационной
структуре банков произошло в 1930 году в связи с проведением кредитной реформы.
Все операции по краткосрочному кредитованию были сосредоточены в Госбанке,
реорганизованы банки сельскохозяйственного кредита, функции которых в
последующем перешли к Госбанку, создано четыре специализированных банка
долгосрочных вложений.
Итак, к 1987 году в СССР существовало
четыре банка: Госбанк, Стройбанк, Внешторгбанк, Гострудсбекассы. Эмиссионные,
управленческие и контрольные функции, а также краткосрочное кредитование, расчетно-кассовое
обслуживание выполнял Госбанк СССР. В нем автоматически аккумулировались
свободные денежные средства, распределяемые между экономическими субъектами по
заранее утвержденному кредитному плану. Госбанк был, ориентирован в основном на
выполнение этого плана своей филиальной сетью и нёс ответственность только
перед вышестоящими органами, а не клиентурой.
Предельная централизация банковской системы имела и
свою притягательную сторону, по крайней мере, для отдельных экономических
субъектов. Денежная система находилась в единых руках, что позволяло подавлять
инфляцию, стабилизировать денежное обращение, сдерживать рост государственного
внутреннего и внешнего долга. Удавалось осуществлять практически беспроцентное
банковское кредитование государственных предприятий, и в особенности совхозов и
колхозов, в ряде случаев долги государственному банку просто не возвращались и
превращались в дотации.
В период господства командно-административной системы
в нашей стране роль банков была предельно сужена. Их функции сводились к
проведению безналичных расчетов между предприятиями, кассовому обслуживанию, а
также финансированию капитального строительства за счет средств госбюджета и специальных
целевых фондов. Будучи составной частью государственного аппарата, банки при
централизованном общегосударственном планировании осуществляли кредитные
операции в рамках строго регламентируемых направлений использования денежных
средств и лимитируемых фондов кредитования. Внеплановые операции допускались
только по решениям партийно-правительственных органов. Для руководителей
предприятий и для самих банковских работников фактически не было существенной
разницы между бюджетным и кредитным финансированием, кредитование проводилось
из того же бюджета по условным процентам. Государственный банк постоянно
занимался воспроизведением через кредит финансового образа директивного
государственного народнохозяйственного плана и дополняющих его правительственных
программ и постановлений. По сути дела Госбанк являлся кассой правительства,
осуществляя денежную и кредитную эмиссии для финансирования во многом
дефицитных, расточительных, и часто, просто ненужных правительственных
программ. Введение в дополнение к государственному сети специализированных банков
не меняло дела по существу, поскольку они стали разделенным централизованным
банком, в котором прибавилось число вертикальных структур. Подобная банковская
система лишь тормозила развитие товарно-денежных отношений.
В связи с взятым КПСС в середине 80-х
годов курсом реформ, возникла необходимость в реформировании и банковской
системы. Считалось, что банковский сектор призван обеспечивать максимальную устойчивость
денежной системы в период реформ, содействовать стабильному функционированию
предприятий.
В 1987 году началась
2-х этапная реорганизация.
В середине 80-х годов в обстановке поиска путей более
интенсивного развития экономики стали предприниматься попытки реорганизации
банковской системы. После длительных дискуссий в 1987 г. было решено провести в
стране радикальную экономическую реформу, стержнем которой
предполагалось сделать идею полного хозрасчета и самофинансирования. В
свою очередь это требовало перестройки кредитно-банковской системы.
Предусматривались изменения всей ее организационной структуры, повышение роли
банков, усиление их влияния на развитие народного хозяйства, превращение
кредита в действенный экономический рычаг.
На первом этапе реорганизации была создана новая структура
государственных банков. Модель реорганизации включала:
1) создание
двухуровневой банковской системы (Центрального эмиссионного банка и государственных
специализированных банков, непосредственно обслуживающих хозяйство);
2) перевод
специализированных банков на полный хозрасчет и самофинансирование;
3) совершенствование
форм и методов кредитных отношений с предприятиями различных отраслей
хозяйства.
В результате была создана система банков в следующем
составе:
· Государственный банк СССР.
· Агропромышленный банк (Агропромбанк).
· Промышленно-строительный банк (Промстройбанк).
· Банк жилищно-коммунального хозяйства и
социального развития (Жилсоцбанк).
· Банк внешнеэкономической деятельности
(Внешэкономбанк).
· Банк трудовых сбережений и кредитования
населения (Сберегательный банк).
Центральное место в кредитной системе страны должен
был занять Государственный банк. Ранее выполнявшиеся им функции по кредитованию
предприятий и организаций различных отраслей народного хозяйства и
осуществлению расчетов между ними были переданы соответствующим
специализированным банкам:
— специализированным
банкам была передана вся низовая сеть Госбанка (отделения), им предоставлялось
право как краткосрочного, так и долгосрочного кредитования;
— система сберегательных касс была преобразована в единый
Сберегательный банк с многочисленными филиалами и отделениями;
— за Госбанком сохранились: в центре – Правление, в союзных республиках
– республиканское звено (Госбанк республики), в областях, краях и
автономных республиках – управления Госбанка;
—
Госбанк сохранил за собой
эмиссионную , расчетную, контролирующую, функции, а также кредитование
непроизводственной сферы.
Вновь созданные специализированные банки (Промстройбанк,
Агропромбанк и Жилсоцбанк) образовали в центре правления, в
союзных республиках – соответствующие республиканские банки, а в областях,
краях и автономных республиках, как и Госбанк, – управления. Каждое из
управлений спецбанков получило в свое подчинение ряд бывших
отделений Госбанка, причем прикрепление отделений к тому или иному управлению
осуществлялось в зависимости от того, клиентура какого банка преобладала
в даннном отделении – Промстройбанка, Агропромбанка или Жилсоцбанка.Благодаря
проведенной реорганизации в одном отделении (филиале) банка сосредоточивалось
обслуживание и текущей, и инвестиционной деятельности предприятий.
В качестве позитивных мер банковской
реорганизации 1987 г. можно назвать упорядочение безналичных расчетов,
прекращение кредитования убытков, сверхплановых запасов товарно-материальных
ценностей, а также выдачи кредитов на восполнение утраченных собственных оборотных
средств, приостановление изъятия излишних кредитных средств из хозяйственного
оборота и замену их собственными ресурсами предприятий. В результате этих
мероприятий были высвобождены кредитные ресурсы на сумму свыше 75 млрд. руб.
Однако такие позитивные меры существенно нивелировались отрицательными
последствиями банковской реформы. Ведь главным мотивом преобразований было
стремление приблизить банки к интересам хозяйства. Да, реорганизация в определенной
степени активизировала банковскую деятельность. Но она не могла коренным
образом изменить ситуацию, поскольку по существу не затрагивала экономические отношения:
— не изменились
принципиально кредитные отношения: продолжалось кредитование в полуавтоматическом
режиме, сохранился административный метод распределения кредитных ресурсов, не
была ликвидирована монопольная структура банковской системы, произошло лишь
разделение сфер влияния спецбанков по ведомственному принципу, что делало
невозможной конкуренцию между ними.
— резко возросли
издержки обращения банков в связи с увеличением банковского аппарата, ростом
его заработной платы и организованных расходов.
— Госбанк
занимался только распределением ресурсов на верхнем уровне, не имея возможности
воздействовать на выполнение кредитных планов.
— каждый банк
реализовал самостоятельные кредитные планы, используя административные методы
управления, распределяли свои ресурсы на вертикали между своими учреждениями,
не обращая внимания на выгодность помещения средств, и осуществляли простое
финансовое обслуживание и субсидирование предприятий;
— монопольное
положение спецбанков и централизованное закрепление ресурсов не позволяло вести
торговлю деньгами или создавать денежные рынки. Кроме того, банки стали вводить
искусственные поборы с предприятий и населения за обычные банковские услуги. В
результате этого кредитные и денежные ресурсы продолжали выполнять пассивную
роль и не могли рационально воздействовать на ход экономического развития.
—
целесообразность и выгодность
предоставления средств в ссуду не стали критериями в деятельности банков.
В целом реорганизация только усугубила недостатки в
работе банков. Далеко идущие замыслы остались невыполненными. В итоге получился
"аппаратный" вариант перестройки банковской системы. Реорганизация,
проведенная, казалось бы, с целью ликвидации монопольного положения Госбанка и
Стройбанка в сфере кредитных отношений, привела на смену одним монополистам
других. Очень скоро стало ясно, что настоящая реорганизация банковской системы
еще впереди. Объективно был необходим второй этап банковской реформы,
направленный на комплексную реконструкцию системы экономических отношений в
области кредита . Начало его связывается с созданием в 1988 г. первых
коммерческих банков, призванных стать фундаментом для формирования рыночных
отношений и структур в банковской сфере. Создание такого рынка стало означать
замену административно-командных отношений на гибкие экономические методы перемещения
финансовых ресурсов в сфере наиболее эффективного применения.
Мысль о необходимости перехода к рыночной экономике в
общественном мнении стала утверждаться на рубеже 80-х и 90-х годов. Первые
негосударственные коммерческие и кооперативные банки стали создаваться на фоне
ожесточенной идеологической дискуссии вокруг данной проблемы. Тем самым и
возникло качественно новое направление формирования банковской системы.
Идеологически и экономически была подготовлена почва для возрождения
коммерческих банков, судьба которых, казалось бы, бесповоротно определилась в
момент их полной ликвидации при переходе к командным методам управления экономикой.
Коммерческий статус дает банку значительную
самостоятельность в определении целей, условий и сроков кредитования, уровня
процентных ставок, развитии разнообразных форм банковской деятельности, в
использовании полученной прибыли, определении штатов и уровня оплаты труда
своих работников, укреплении материально-технической базы и решении других вопросов.
Численность вновь созданных
коммерческих и кооперативных банков быстро возрастала. На 1 января 1989 г. в
СССР насчитывалось всего 43 коммерческих и кооперативных банка, а через 2 года
их число возросло до 1357, в том числе в России – до 1215. В дальнейшем
количество коммерческих банков продолжало быстро возрастать, в том числе за
счет образовавшихся на базе не оправдавших себя государственных специализированных
банков.
В середине 1990 г.
правительство объявило о начале программы перехода к рынку, которая включала
также планы дальнейшей реорганизации банковской системы. В частности, в
правительственной программе отмечалась необходимость создания эффективной
двухъярусной банковской системы, состоящей из Государственного банка и
коммерческих банков, в которые должны быть преобразованы созданные в 1987 г. специализированные
банки.
Наряду с этой программой исполнительные и
законодательные органы страны рассматривали альтернативную прогармму перехода к
рынку - "500 дней", предлагавшую создать трехъярусную банковскую систему,
которая помимо Госбанка и коммерческх банков дополнялась сетью
специализированных кредитно-финансовых учреждений в лице страховых компаний ,
земельных банков, инвестиционных фондов , кредитных товариществ, пенсионных
фондов, брокерских и лизинговых компаний. Программа "500 дней" расширяла
количество будущих субъектов рынка капитала за счет перспективного создания
специализированных кредитных учреждений, однако по существу неправильно
подменяла понятие "кредитная система" понятием "банковская
система". Первое понятие шире, чем второе, которое ограничивается только
банками. Кроме того, в программе оставалось понятие "ссудного
фонда", тогда как в условиях рынка необходима его замена на "рынок
капитала".
Концепция структуры новой кредитной
системы практически полностью перешла в программу союзного правительства
" Основные направления развития народного хозяйства и перехода к рынку
", принятую осенью 1990 г. Верховным Советом СССР. Однако и здесь была
допущена профессиональная ошибка, так как под банковской системой по сути
подразумевалось создание новой кредитной системы.
Верховным Советом СССР 11 декабря 1990 г.
были приняты законы “О Государственном банке СССР” и "О банках и
банковской деятельности ", которые окончательно устанавливали двухъярусную
банковскую систему в виде Центрального банка (Госбанка), Сберегательного банка
и коммерческих банков. Согласно этому закону
— были изменены
статус Государственного банка СССР и его роль в экономике страны. Банк был
выведен из подчинения правительству и получил, таким образом, необходимую
независимость. Он стал выполнять функции Центрального банка;
— коммерческие
банки получили самостоятельный статус в области привлечения вкладов и кредитной
политики, а также при определении процентных ставок . Кроме того, им были даны
права осуществлять валютные операции на основе лицензий, выданных Центральным
банком.
Закон 1990 г. изменил функциональную
деятельность Госбанка: кроме эмиссионной , расчетной функции, он стал
контролировать деятельность коммерческих банков путем установления для них
обязательных норм резервов и хранения их на счетах Центрального банка. Принятие
закона 1990 г. способствовало созданию широкой сети коммерческих банков во всех
регионах страны.
Специализированные банки были превращены
в коммерческие банки. Уже в 1988-1989 гг. начали возникать отдельные специализированные
кредитно-финансовые институты. В качестве альтернативы двум государственным
страховым учреждениям - Госстраху и Ингосстраху были образованы на коммерческой
основе страховые компании "Центрорезерв" ,
"Дальросс","Аско" и др.
Одновременно было создано несколько
инвестиционных компаний и банков. К 1990 г., т.е. к моменту принятия
"Закона о банках и банковской деятельности", в стране начинает
складываться трехъярусная кредитная система.
К концу 1991 г. в связи с образованием
Российской Федерации как самостоятельного государства формируется новая
структура кредитной системы, законодательной основой для которой были принятые
в РСФСР законы "О Центральном банке РСФСР (Банке России)" и
"О банках и банковской деятельности в РСФСР" (от 2 декабря
1990 г.). Новая кредитная система складывается из следующих трех ярусов (конец
1992 г.):
Центральный
банк РФ
Банковская
система
коммерческие
банки
сберегательный
банк РФ
Специализированные
небанковские кредитные институты:
страховые
компании
инвестиционные
фонды
прочие
Такая структура кредитной системы РФ
приближается к модели кредитной системы промышленно развитых стран. Но дело в том,
что наиболее слабым звеном новой кредитной системы является третий ярус. Он
представлен в основном страховыми компаниями, а для развития других типов
специализированных кредитных институтов нужно полноценное функционирование
рынка капиталов и его второго элемента - рынка ценных бумаг. Создание
последнего возможно в условиях относительно широкой приватизации государственной
собственности. Именно это должно стимулировать развитие третьего яруса
кредитной системы.
Новая банковская система пока развивается
сложно и противоречиво. К началу 1992 г. в РФ действовало 1414 коммерческих
банков, из них 767 созданы на базе бывших специализированных банков и 646 вновь
образованы. Суммарный составной фонд составил 76,1 млрд. руб. Однако основным
недостатком новой банковской системы является большое число мелких банков -
1037, или 73% от общего числа банков, с уставным фондом от 5 до 25 млн. руб, в
товремя как банков с уставным фондом свыше 200 млн. руб. насчитывалось 24, или
2% их общего количества.
Поэтому мелкие коммерческие банки не
могли эффектно организовать обслуживание клиентов и гарантировать сохранность
их вкладов. Кроме того, характерными негативными сторонами всей банковской системы
являются нехватка квалифицированных кадров; слабая материально-техническая
база; отсутствие конкуренции ; недоступность услуг для ряда клиентов из-за
высого уровня процента. 1993-1994 годы характеризовались дальнейшим ростом
числа коммерческих банков и других кредитно-финансовых институтов, что было
обусловлено расширением масштабов приватизации, развитием рынка ценных бумаг,
дальнейшим продвижением рыночных реформ.
К концу 1994 г. в России действовало
около 2400 коммерческих банков, более 2 тыс. страховых компаний, большое
количесиво инвестиционных фондов (компаний) , одновременно стали создаваться
ипотечные банки, негосударственные пенсионные фонды, финансово-строительные
компании, частные сберегательные банки и ряд других кредитных учреждений.
На конец 1994 г. структура кредитной
системы России значительно отличается от 1991 - 1992 гг.
Центральный
банк
Банковская
система:
коммерческие
банки
сберегательные
банки
ипотечные банки
Специализированные
небанковские кредитно-финансовые институты
страховые
компании
инвестиционные
фонды
пенсионные фонды
финансово-строительные
компании
прочие
Новая структура кредитной системы стала в
большей степени отражать потребности рыночного хозяйства и все больше
приспособливаться к процессу новых экономических реформ.
В то же время процесс становления кредитной
системы выявил определенные недостатки. Они выразились в нарушениях во всех
звеньях: продолжают образовываться и существовать мелкие учреждения ( банки,
страховые компании, инвестиционные фонды), которые из-за слабой финансовой базы
не могут справляться с потребностями клиентов; коммерческие банки и другие учреждения
в основном проводят краткосрочные кредитные операции, недостаточно инвестируя
свои средства в промышленность и другие отрасли.
Многие вновь созданные кредитно-финансовые
институты, страховые компании и инвестиционные фонды занимаются
несвойственной им деятельностью: привлекают вклады населения, выполняя функции
коммерческих и сберегательных банков. Ряд инвестиционных фондов, финансовых
компаний и банков построили свою деятельность не на подлинной коммерческой основе,
а по принципу пирамиды, что вызвало волну банкроств в 1993-1994 гг. Кроме того,
высокие ставки на краткосрочные кредиты ведут к необоснованному росту прибылей,
которые в последующем конвертируются в иностранную валюту , что обесценивает
рубль и ведет к усилению инфляции.
Современная структура крединой системы приведена в
приложении.
После обретения Россией независимости продолжися 2-й
этап банковской реформы, начавшийся еще в 1987 г. Однако условия проведения
реформы теперь значительно изменились.
В связи с распадом СССР, коренными изменениями
в политике и экономике банковская система в том виде, до которого ее удалось
преобразовать в последние годы существования СССР (т.е. за все годы «перестройки»),
не могла эффективно функционировать. Возникла необходимость в ее новой
перестройке в рамках нового государства. Новая банковская система должна была
производиться в условиях:
—
масштабных структурных
изменений, ведущих к радикальному изменению экономического и политического
строя страны (изменения в формах собственности, конверсия, демонополизация,
масштабные изменения в структуре производимой продукции, нарушение целостного хозяйственного
комплекса бывшего СССР, формирование внешне ориентированной экономики,
масштабная перестройка государственной и политической системы);
—
крайней нестабильности,
требующей не только оперативного, но, прежде всего долгосрочного, перспективного
управления;
—
глубокого кризиса
хозяйства (падение производства и его эффективности, инфляция), тяжелейшего состояния
денежно-кредитного обращения, расстройства всего финансового хозяйства страны;
—
неудачной политики Банка
России в 1991-I полугодии 1992 г., которая привела к ослаблению
банковской системы (платежный кризис, кризис наличности, расстройство системы
безналичных расчетов, чрезмерно жесткая и непредсказуемая монетарная политика и
т.п.).
В конечном итоге существовала необходимость
долгосрочной концепции перехода России к экономике рыночного типа и
демократической государственности, которым соответствует качественная иная
банковская система, нежели для централизовано планируемой экономики и тоталитарного
государства.
К сожалению, проект такой концепции был
разработан О.И. Лаврушиным, Я.М. Миркиным только в 1993 г.
Основными принципами этой концепции являлись:
—
организация банковского
дела в переходной экономике;
—
реальная степень “рыночности”
будущей банковской системы, соотношение в ней централизованных и
децентрализованных начал.
—
направленность новой
банковской системы на обслуживание процесса реформ:[1]
-
диверсификацию
собственности (приватизацию, становление независимого частного сектора);
-
демонополизацию;
-
становление новых рынков
(ценных бумаг, земли, основных фондов, страховых услуг, научно-технической
продукции и информации и т.п.);
-
техническую,
технологическую и продуктовую перестройку хозяйства, конверсию и сокращение
военных расходов;
-
перестройку
межрегиональных и межреспубликанских связей;
-
усилению открытости
экономики, ее интеграцию в микрохозяйственные связи;
-
перераспределение
полномочий между центром и регионами.
Кроме того, банковская система, по мнению авторов
концепции должна способствовать развитию частной собственности в финансовом
секторе, развитию различных видов кредитных институтов. Но, при этом, не должна
нарушаться, строгая, система контроля за деятельностью банков со стороны
Центрального банка и представительных органов государства.
—
организация рыночных
банковских реформ. Они должны
осуществляться значительно медленнее, чем происходят политические изменения, и
не революционно категорично, а эволюционно, с максимально эффективным
сохранением всех полезных элементов старой системы. В тоже время, несмотря на
то, что, банковские реформы являются лишь следствием политических изменений,
они не должны значительно отставать от них.
Существовавшая система
межфилиальных оборотов Центрального Банка РФ оказалась не готова к организации
расчетов в условиях перехода к рынку: участились случаи задержки платежей,
имели место хищения денежных средств по подложным документам.
Такая ситуация сложилась
вследствие многократного увеличения количества предприятий и коммерческих
банков. Центральный Банк оказался не готов к обслуживанию возросшего количества
операций. Сказалось недостаточное техническое оснащение Расчетно-кассовых центров,
отсутствие надежных каналов связи. Обработка расчетно-денежных документов
велась вручную, не было отлаженного механизма контроля за их подлинностью.
Первым шагом на пути
оздоровления расчетной системы явилась отмена монополии Центрального Банка на
проведение расчетных операций. Коммерческим банкам было разрешено устанавливать
прямые корреспондентские отношения для проведения расчетов в рублях.
Центральным Банком также
были предприняты шаги, направленные на улучшение организации собственной
системы межбанковских расчетов. Значительно улучшено техническое оснащение
Расчетно-кассовых центров, внедряются городские, областные, межрегиональные
системы прямых расчетов через РКЦ. Таким образом удалось добиться некоторого
улучшения системы организации расчетов как по скорости прохождения платежей,
так и по ее надежности.
В
достижении позитивных сдвигов в области организации безналичных расчетов в
масштабах всей страны прямые межбанковские корреспондентские отношения играют
безусловно положительную роль. По системе прямых межбанковских
корреспондентских отношений проходят значительные объемы расчетных операций,
что уменьшает нагрузку на РКЦ Центрального Банка. Корреспондентские отношения
способствуют развитию разнообразных форм сотрудничества между банками.
В организации системы
безналичных расчетов в России наметились положительные сдвиги. Однако, в целом
расчетная система не отвечает требованиям мировых стандартов. К началу 1998 г.
определился, хотя еще далеко не окончательно, круг коммерческих банков,
сумевших создать собственные сети банков-корреспондентов. Между ними
развернулась конкурентная борьба на рынке межбанковских расчетных услуг.
Число действующих российских кредитных
организаций к началу четвертого квартала 1997 года достигло 1764, из них 1742
коммерческих банков и 22 небанковских кредитных организаций, в том числе 6 клиринговых
центров.
Число филиалов действующих кредитных
организаций вместе с учреждениями Сберегательного банка РФ составило около 39
тысяч.
На 1.10.97 г. в России действовало 145
кредитных организаций с участием иностранного капитала. Из них 14 - со 100%-ным
участием иностранного капитала и 10-е участием иностранного капитала свыше 50%.
На территории России действовали 172
представительства российских кредитных организаций, в дальнем зарубежье - 109,
в ближнем зарубежье - 31.
Совокупный зарегистрированный уставный
капитал действующих кредитных организаций к началу четвертого квартала 1997
года составил около 27,4 трлн. рублей, или 4,67 млрд. долларов США.
1 – я проблема:
Центральный банк не
выполняет свою главную задачу по обеспечению устойчивости рубля (государство,
по существу, вопреки закону встало на инфляционный путь); коммерческие банки в нарушение закона
зависимы от органов власти в части принятия ими решений, связанных с
проведением банковских операций. Законодательная и правоохранительная функции государства
должны соблюдаться в полной мере, иначе зачем обществу нужны законы, которые не
реализуются на практике. Собственно, нормально банки могут развиваться только
тогда, когда в стране создано прочное денежное обращение и функционирует
стабильная политическая государственная власть, юридически и экономически не
ущемляющая интересы хозяйства и банков.
Коммерческие банки нуждаются не
в сдерживании, а в развитии их деловой активности. Со стороны государственных
структур, со стороны центральных банков им необходима значительная поддержка,
не только административная, но и главным образом экономическая. Как известно, в
настоящее время коммерческие банки обслуживают клиентуру, доставшуюся
им по "наследству". Наряду с предприятиями, прочными в финансовом
отношении, существуют, как известно, слабые хозяйства, с низким
уровнем кредитоспособности. Кредитные отношения с такого рода хозяйственными
организациями ненадежны, сопряжены с повышенным риском. Словом, с позиции банка
как предприятия - это малопривлекательная клиентура. С позиции народного
хозяйства, однако, ряд структур является жизненно необходимым, без их функционирования
общество не может нормально существовать, поэтому нуждается в банковской
поддержке. В нормальной экономической ситуации (и особенно в условиях инфляции)
банки осторожно относятся к потребностям бюджета, ограниченно участвуют в
кредитовании его расходов. Банковское содействие государственным программам
развития экономики страны осуществляется не путем огульного кредитования большей
части расходов государственного бюджета и его колоссального дефицита, а
посредством приобретения ценных бумаг и других обязательств государства, а
также на основе кредита, его срочности и платности, изыскивая, как уже
отмечалось, источники для компенсации снижения доходности коммерческого
банка.
Неуверенность
Центрального банка проявляется не только на уровне взаимоотношений с деловыми
банками, но и на макроуровне, его денежная (эмиссионная) политика грозит свести
на нет все усилия по преодолению торможения общественного развития еще
больше дестабилизировать экономику. За все годы, прошедшие с начала
реконструкции наших производственных отношений, общество так и не увидело
жесткой линии государственного банка по предотвращению инфляции, не услышало
слова протеста против "затратной"
политики государства, оказываемого на него политического давления как
эмиссионного центра, призванного укреплять денежное обращение. Создается впечатление,
что наш эмиссионный банк так и не освободился от своего положения младшего
брата, которому можно в любой момент приказать выполнять политику центра, даже
если она не соответствует интересам укрепления денежного обращения.
2 - я проблема, которая заслуживает
обстоятельного анализа, это антимонопольная политика и развитие конкуренции в
банковской сфере. В условиях переходного периода важнейшим элементом
экономической политики должно быть дальнейшее разрушение
монополизма, разгосударствление собственности на банковский капитал. Несмотря
на мероприятия, проведенные в течение двух этапов банковской реформы,
реорганизация банковской системы в полной степени не завершена. Необходимо и
далее реформировать банки-гиганты с централизацией управления, слабой
хозрасчетной самостоятельностью низовых кредитных учреждений, сдерживающих
банковский прогресс, в конечном счете упраздняющих конкуренцию в банковском
деле; целесообразно было бы преобразовать такие банки- гиганты в специальные
структуры, действующие в виде специальных государственных фондов поддержки
хозяйств в переходный период. Не выступая против крупных банковских структур
вообще, важно здесь заметить, что их существование возможно только при условии
полной хозрасчетной самостоятельности их подразделений. Наиболее емкими
по степени регулирования денежного оборота должны выступать средние банки,
обладающие равными возможностями при формировании материальной базы, покупке
ресурсов в долг и т.п.
В соответствии с принятыми Государственной Думой законами "О
Центральном банке РФ" и "О банках и банковской
деятельности в РФ" (от 3 февраля 1996 г.) банковская система децентрализована,
создана двухуровневая банковская сруктура (двухуровневая структура (в различных
формах) существует длительный период в странах Западной Европы и Америки и
оправдала себя):
1.
Верхний уровень
занимает государственный банк (Центральный банк РФ), который диктует кредитную политику, но не
вмешивается в дела самостоятельных банков нижнего уровня. Государственный банк
стремится к стабилизации кредитной системы, избежанию кризисов и банкротств в
банковской сфере, то есть осуществляетв большей или меньшей степени государственное
регулирование кредитного сектора. Центральный банк России был создан в 1991 г.
на базе Госбанка в соответсвии с концепцией, принятой в странах с развитой
рыночной экономикой (закон "О Центральном банке РСФСР (Банке
России)" ).
(В соответствии со ст.1 Закона о Банке России это учреждение
является главным банком РФ и находится в ее собственности. Правовой статус
Банка России имеет свои особенности. С одной стороны, он является юридическим
лицом (ст.2) и может совершатьопределенные гражданско-правовые сделки с коммерческими
банками и государством(бюджетом) (ст.16-18). С другой стороны, он же наделен
широкими властными полномочиями по управлению денежно-кредитной системой РФ
(ст.5,10-14,19-33). Таким образом, Банк России имеет двойственную правовую
природу. Структура управления и другие организационные вопросы деятельности
Банка России устанавливаются на основе Закона о Центральном банке и его Уставе.
В соответствии со ст.12 Устава Центрального банка Российской Федерации
управление Банком России осуществляется председателем и Советом директоров
Банка. В соответствии со ст.103 Конституции Российской Федерации председатель
Банка России назначается и освобождается от должности Государственной думой.
Совет директоров Банка России назначается высшим органом представительной
власти. В состав Совета директоров Банка России входят: председатель Банка
России, его заместитель, директора департаментов центрального аппарата, начальники
главных центральных управлений Банка России, председатели национальных банков
республик, входящих в состав Российской Федерации.
Основные задачи ЦБ РФ:
—
эмиссия денежных средств;
—
регулировать коммерческие
банки и осуществлять надзор и регулирование их деятельности. Коммерческие банки
во всех странах создавались и создаются как на основе бывших государственных
банков, так и с участием капиталов местных бюджетов, предприятий, организаций,
частных лиц. И там, где существуют специальные банки, существуют и специальные
нормы, регулирующие их деятельность, например, закон об инвестиционных банках,
о муниципальных банках. У нас банки начали создаваться в 1989г., еще в бытность Госбанка, и пока действует только
один закон о банках и банковской деятельности, который, может быть не очень адекватен
международной практике с точки зрения лицензирования и регулирования, и в том
числе выделения специальных коммерческих банков или финансовых институтов - инвестиционных,
муниципальных, сберегательных.
—
проведение
денежно-кредитной политики;
Сформулируем основные функции
центрального банка:
-
эмиссия и контроль
денежного обращения;
-
расчетный и резервный
центр банков;
-
управление государственным
догом и исполнение государственного бюджета;
-
выполнение роли
"кредитора последней инстанции", "банка банков";
-
установление экономически
обоснованных лимитов и нормативов деятельности банков, в том числе официальной
ставки Центрального банка по кредитам;
-
определение приоритетных
целей денежно-кредитной и валютной политики и их реализация;
-
проведение научных
исследований;
-
определение правовых основ
и принципов функционирования кредитно-финансовых институтов, рынков
краткосрочных и долгосрочных кредитных операций, а также видов платежных
документов, обращающихся в стране;
-
формирование
эффективного механизма денежно-кредитного регулирования экономики.)
2.
Нижний уровень
занимают коммерческие банки и иные небанковские финансово-кредитные институты (имеющие лицензию на осуществлениебанковских
операций).В Законе о банковской деятельности они названы другими кредитными
учреждения (ст.2 Федерального Закона « О банках и банковской деятельности» от
02.12.90 г. в редакции от 03.02.96 г. № 17-ФЗ).
(Важнейшими их функциями
традиционно являются:
-
аккумуляция временно
свободных денежных средств, сбережений и накоплений;
-
обеспечение
функционирования расчетно-платежного механизма, осуществление и организация
расчетов в народном хозяйстве, организация платежного оборота;
-
кредитование отдельных
хозяйственных единиц,
юридических и физических лиц, кредитно-финансовое обслуживание внутреннего и
внешнего хозяйственного оборота;
-
учет векселей и операций с
ними;
-
хранение финансовых и
материальных ценностей;
-
доверительное управление
имуществом клиентов (трастовые операции).
В нашей стране в зависимости от способа формирования
уставного капитала выделяют две основные группы коммерческих банков:
акционерные и паевые. Физические и юридические лица, являвшиеся
организаторами и основателями банка, получают статус учредителей банка, купив
"учредительские" паи или акции. Индивидуальные и институциональные
инвесторы, впоследствии купившие акции банка, приобретают статус акционеров.
Лица, участвующие своими средствами в формировании уставного капитала паевого
банка, называются участниками (пайщиками) .)
Банковская система России после кризиса 1998 г.
находится в состоянии поиска путей выживания и адаптации к новым условиям. На
первый план вышли проблемы урегулирования отношений с иностранными и
отечественными кредиторами, восстановления доверия населения, реструктуризации и
рекапитализации банковской системы. Полноценное ее функционирование сдерживается
из-за сохранения значительного числа неплатежеспособных банков с отрицательным
капиталом, крайне медленного отзыва лицензий у банков-банкротов, которые множат
потери общества.
Политика, предусматривающая
преодоление последствий банковского кризиса, обычно включает следующие
направления:
-
принятие антикризисных
мер, главными задачами которых являются поддержание ликвидности банковской
системы, восстановление ее роли в осуществлении расчетов, разрешение
возникающих проблем с клиентами, прекращение «набега» вкладчиков на банки;
-
реструктуризацию и санацию
банковской системы с целью ликвидации нежизнеспособных банков путем
банкротства, стимулирование слияний и поглощений банков;
-
рекапитализацию,
преследующую цель восстановления главной функции банковской системы –
финансового посредника, для чего государство предпринимает усилия по
наращиванию капитала банков и повышению его качества.
В результате обесценения государственных облигаций и
переоценки валютных активов банковская система внешне стала более активным
кредитором реального сектора. Объем кредитов экономике возрос с 9,4% ВВП в
начале 1998 г. до 11% ВВП к началу 1999 г. и стабилизировался на этом уровне'.
Однако доля кредитов экономике в структуре банковских активов в течение 1999 г.
снизилась с 37,5 до 33,3%.) Наращивая валютную ликвидность, банки сокращают
валютные кредиты экономике, что вызвано как снижением объемов импорта
(импортеры предъявляли значительный спрос на кредиты), так и высокими рисками
кредитования и повышенным уровнем просроченной задолженности по валютным
кредитам предприятиям. Хотя банковский кризис 1998 г. можно рассматривать в
основном как кризис пассивов, в определенной мере его породили и «плохие» долги
предприятий, которые обусловили низкую ликвидность валютных активов банков.
Переориентация банков с кредитования государства на
кредитование реального сектора выразилась в устойчивом росте объема рублевых
кредитов экономике – в течение 1999 г. он возрос почти на 30% в реальном
выражении) Доля рублевых кредитов в общем объеме выданных банками кредитов к
концу года превысила 50% (на начало года – около 30%). При этом качество
кредитного портфеля, оцениваемое долей просроченной задолженности в общем
объеме выданных кредитов, заметно повысилось, хотя и остается ниже докризисного
уровня (около 8% по сравнению с 5-5,5%). Учитывая, что доля просроченных
кредитов, выданных в иностранной валюте, почти не уменьшилась, а сроки
кредитования в валюте заметно удлинились, можно предположить, что существенная
часть валютных кредитов, являющихся по сути безнадежными, не отражается банками
как просроченные, а пролонгируется в надежде на улучшение ситуации в будущем.
Основным источником привлеченных средств для
российских банков вновь стали, как и в 1992-1993 гг., текущие счета и срочные
депозиты предприятий. Это неудивительно, поскольку в целом денежные активы
реального сектора экономики увеличились до 3% ВВП к концу 1999 г. по сравнению
с 1,5% на начало 1998 г., а доля депозитов предприятий в пассивах банковской
системы поднялась до 30% (20% в июле-августе 1998 г.).
В результате кризиса доверия зарубежных инвесторов к
российскому рынку государственного долга и российским банкам объемы
привлеченных средств нерезидентов постепенно сокращаются (за 1999 г. – на 1/3 в
валютном эквиваленте). Старые кредиты погашаются, новые, если и
предоставляются, то на короткие сроки и в меньших масштабах. Одним из серьезных
последствий кризиса государственного долга и кризиса валютной задолженности в
ближайшие несколько лет окажется ограничение возможностей доступа российских
банков на мировые рынки капитала.
Одна из главных
проблем российской банковской системы – ее несоответствие масштабам и потребностям
экономики в целом. Восстановление банковского сектора возможно только на базе
достаточно высоких требований к качеству капитала, которое можно измерить
следующими показателями:
-
отношение размера фондов
банков к возможным потерям;
-
отношение размера фондов
банков к размеру обязательств банка, определяемому объемом привлеченных средств
и внебалансовых обязательств;
-
степень иммобилизации
активов.
Фонды банков, являющиеся составной частью
собственных средств, выступают основным источником покрытия возможных потерь (они включают в себя фактические убытки и просроченную
задолженность). Перед кризисом, в начале 1998 г., фонды банков превышали их
потери приблизительно в 4 раза. К октябрю 1998 г. (в разгар кризиса) совокупный
объем банковских фондов составлял 107% величины потерь. В целом уровень
накопленных банковской системой резервов был достаточно высоким для того, чтобы
покрыть потери от девальвации. Однако резервы накопили одни банки, а наибольшие
потери понесли другие.
К концу I квартала 1999 г. вследствие увеличения
убытков банковской системы совокупные фонды составляли лишь 75% уровня
возможных потерь. Однако во II квартале наметилась тенденция к росту их соотношения
в основном за счет сокращения накопленных убытков, в результате чего во втором
полугодии 1999 г. величина фондов вновь превысила объемы потерь.
Однако не все фонды банков предназначены и могут быть
использованы для компенсации потерь. В частности, на начало 1998 г. совокупная
величина резервных фондов, прямое назначение которых – компенсировать потери,
составляла лишь 17% всех фондов, в то время как фонды экономического
стимулирования и производственного и социального развития – около 70%. С середины
1999 г. доля резервных фондов в общем объеме банковских фондов устойчиво
находилась на уровне 15%.
Защищенность средств клиентов характеризуется отношением
собственных средств банков к привлеченным. Этот показатель до кризиса был
достаточно высоким – на начало 1998 г. он равнялся 22,7%. В странах Восточной
Европы (Польше, Венгрии, Чехии) значение данного коэффициента колеблется в пределах
15-20% (в развитых странах оно еще ниже). Однако в ходе кризиса величина этого
показателя снизилась почти вдвое (до 11,9%) и немного возросла к концу 1999 г.
– до 13%.
Недопустимо высокой была степень иммобилизации
капитала как в целом по банковской системе, так и особенно у крупнейших банков.
К середине 1996 г. вложения банков в здания и сооружения и другие затраты
капитального характера почти вдвое превосходили величину их уставного капитала.
После введения ограничений со стороны Банка России это соотношение за счет
роста уставного капитала к началу кризиса приблизительно равнялось 1, то есть
практически весь уставный капитал был вложен банками в неработающие и по сути
неликвидные активы. Поэтому существенная часть капитала не могла быть
использована банками по своему главному назначению.
Кризис ослабил интерес банков к приобретению
недвижимости. В результате этого, а также увеличения объемов уставного капитала
коэффициент иммобилизации капитала (отношение величины уставного капитала к
имуществу банков) возрос к концу 1999 г. до 1,9 против 1,07 на начало августа
1998 г. Вот почему можно высказать определенные сомнения в правильности решения
Банка России, позволившего собственникам банков осуществлять взносы в их
уставные фонды путем передачи зданий. Очевидно, такое решение способствует
улучшению количественных показателей капитализации банков, но ведет к ухудшению
качества капитала.
Критерием успешности возрождения банковского сектора
может служить восстановление отношения банковского капитала к ВВП, которое в
докризисный период составляло примерно 5,5-6%. Учитывая оценки потерь
российской банковской системы в период кризиса, для достижения докризисных
параметров необходимо реальное удвоение существующего капитала российских
банков.
В 1999 г. произошло заметное увеличение уставного
капитала российских банков: за 11 месяцев он возрос более чем на 40 млрд. руб.
(около 0,9% ВВП) при этом 10 млрд. руб. внесло государство. Если исключить
крупные разовые операции5, темп прироста уставного капитала составляет
0,1-0,15% ВВП в квартал, что соответствует темпу прироста уставного капитала
непосредственно перед кризисом. Возможности государства по пополнению капитала
банков в первую очередь будут зависеть от финансовых возможностей бюджета и
поли- тики Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО). В
федеральном бюджете на 2000 г. на нужды АРКО заложен лишь 1 млрд. руб. (и 4
млрд. руб. гарантий). Единственным вариантом увеличения этой суммы может стать
предоставление кредитов международными финансовыми организациями, объем которых
оценивается в 200-300 млн. долл. Однако с учетом политики АРКО по распределению
средств даже получение этих денег не приведет к увеличению капитала банков
более чем на 0,05-0,1% ВВП.
Учитывая специфику положения страны, нужно
рассматривать не только потребности, но и возможности государства поддерживать
банковский сектор. Необходимо выделение реальных денежных ресурсов из
федерального бюджета для деятельности АРКО. Главными условиями их
предоставления должны быть четкая стратегия деятельности Агентства,
«прозрачность» и открытость его операций. Вряд ли можно считать эффективными
такие способы предоставления средств АРКО как «застрявшие» налоговые платежи в
проблемных банках (получение этих денег возможно только в рамках
реструктуризации банков которая требует длительного периода) или выпуск
облигаций АРКО под гарантии бюджета (очевидно, что у АРКО нет устойчивых
доходных поступлений и кредитной истории, следовательно, Агентства придется
соглашаться с более высоким уровнем процентных платежей, что опять-таки ляжет
бременем на федеральный бюджет).
Очень важной для российских банков является проблема
определения направления бизнеса. Дочерние структуры крупных западных банков в
России в основном обслуживают иностранные компании и большинство из них не предлагает
быстрого расширения своей деятельности. Работа со средствами населения
(неорганизованные сбережения в России составляют не менее 30 млрд. долл.) до
последнего времени их не привлекала.
По оценке, в результате кризиса доходы банков
сократились более чем в 10 раз. В настоящее время вложения в государственные
обязательства так же, как и рынок межбанковских кредитов, перестали относиться
к инструментам поддержания банковской ликвидности. Теперь свободные средства
остаются на корсчетах или депонируются в ЦБР. Значительные объемы таких средств
(около 30 млрд. руб. на корсчетах и 20 млрд. руб. на депозитах) обусловлены
неспособностью банков определять приемлемые направления вложений. По существу,
эти средства представляют денежный «навес», связанный с административными ограничениями
на конвертацию рублей в валюту. Зачетные схемы временно приостановлены,
вложения в долговые обязательства финансовых и нефинансовых предприятии не
могут рассматриваться как важные направления бизнеса.
Отдельно нужно остановиться на основном (в
классическом понимании) направлении банковского бизнеса – обслуживании
нефинансовых предприятий. Для большинства банков работа с предприятиями должна
стать главным источником дохода. Проблема состоит в том, что в России
сравнительно немного стабильно работающих предприятий, продающих свою продукцию
за «живые» деньга и способных брать и нормально обслуживать банковские кредиты.
К их числу относятся экспортоориентированные предприятия я небольшая группа
предприятий, работающих на внутренний рынок. Другая проблема – неразвитость законодательства
(в частности, залогового права) и корпоративной этики, что делает коммерческое
кредитование чрезвычайно рискованным бизнесом. Уменьшение рисков осуществляется
путем образования законодательно оформленных или неоформленных ФПГ, в рамках
которых устанавливаются отношения взаимозависимости между банками и
предприятиями, способствующие большей надежности коммерческого кредита.
«Примерами могут служить РАО «Газпром» со своей системой банков, группы,
связанные с банками МЕНАТЕП и ОНЭКСИМ, правда, уже не существующие в прежнем
виде. После кризиса ситуация в этой области не изменилась: нет жесткой связи
между предприятием и банком – нет возможности безопасного кредитования.
Отметим, что коммерческий кредит даже в период инвестиционного бума 1997 г. не
играл существенной роли в российской экономике.
Девальвация рубля повысила конкурентоспособность ряда
российских предприятий, работающих на внутренний рынок. Среди них – предприятия
пищевой, легкой, автомобильной, электротехнической промышленности, бытовой
химии. Это открывает определенные перспективы с точки зрения их банковского
обслуживания, в том числе для дочерних структур западных банков. До начала
банковского кризиса в России такой деятельности препятствовал здоровый консерватизм
последних. Они не предоставляли российским предприятиям возможностей работать с
финансовыми схемами, позволяющими уходить от налогов, не оказывали услуг их
руководству по открытию счетов за границей и переводу туда части выручки и пр.
Сегодня, когда многие российские предприятия потеряли деньги в отечественных
банках, их приоритеты изменились, и надежность они могут оценивать выше
дополнительных услуг.
Коммерческое кредитование в России – почти всегда
кредитование под оборотные средства. К кредитованию капитальных вложений
коммерческие банки не готовы из-за слабости ресурсной базы и преобладания в ее
структуре коротких денег. До кризиса ресурсную базу отечественных банков
составляли следующие элементы: межбанковские кредиты в рублях и валюте; средства
предприятий и организаций; бюджетные средства; средства населения, векселя и
облигации; кредиты нерезидентов; еврооблигации (Внешторгбанк, ОНЭКСИМбанк и
др.), собственные средства, включая средства от дополнительной капитализации.
После кризиса российские банки не могут рассчитывать
на получение западных кредитов, а также на размещение облигаций и акций за
рубежом. Средства населения из-за потери доверия к коммерческим банкам будут
аккумулироваться в Сбербанке, надеяться на привлечение финансовых ресурсов
путем выпуска векселей и облигаций может только очень ограниченное число банков,
бюджетные средства будут концентрироваться в ЦБР, межбанковские кредиты не
являются серьезным источником формирования ресурсной базы. Таким образом,
подавляющее большинство российских банков в ближайшие месяцы будет формировать
свои ресурсы только за счет собственных средств и средств предприятий и
организаций. Можно сделать вывод, что, помимо государственных и поддерживаемых
государством и субъектами Федерации банков, в стране сохранятся банки с
достаточной капитализацией, имеющие хорошую корпоративную клиентуру, а также
банки, капитал которых сформирован с участием нерезидентов. При таком развитии
событий количество российских банков сократится примерно до двухсот.
Большое влияние на послекризисную банковскую структуру
и банковский бизнес в целом может оказать политика ЦБР. Пока она сводится
главным образом к мероприятиям по преодолению платежного кризиса и кредитованию
отдельных банков. Политика ЦБР может быть дополнена изменениями в пруденциальной
политике, направленными на повышение надежности банковской системы и
предотвращение новых системных банковских кризисов. По мнению ряда экспертов, в
нестабильной макроэкономической среде (характерной для России) центральные
банки должны ужесточить требования к достаточности банковского капитала и
нормативы ликвидности. Норматив достаточности капитала целесообразно
устанавливать на уровне, превышающем Базельские стандарты. Для поддержания
ликвидности банковской системы необходимо развитие рынка государственных ценных
бумаг, в том числе краткосрочных? Разумеется, при определении конструкции этого
рынка следует учесть негативный опыт рынка ГКО. Новые государственные ценные
бумаги -должны быть в первую очередь инструментом поддержания ликвидности банковской
системы и определения базисных ставок доходности и лишь в небольшой степени
использоваться для решения текущих бюджетных проблем.
На современном этапе банковская
система Российской Федерации находится в процессе реструктуризации. Это
проявляется в целом ряде самостоятельных, но и взаимосвязанных направлений:
значительное сокращение числа вновь возникающих банков, ликвидация мелких
неконкурентоспособных кредитных организаций, процессы специализации и
реорганизации банков, концентрации банковского капитала, появление структур,
являющихся элементами транснациональных банковских и финансово-промышленных
образований.
В разных странах реструктуризация проходила при
наличии некоторых общих черт, но характеризовалась также целым рядом
особенностей. Свою специфику имела реструктуризация банковских систем США и
Испании, стран Латинской Америки, Северной и Восточной Европы. Не является
исключением и Россия. В настоящее время в стране продолжает оставаться в
сложном положении реальный сектор экономики, и банковская система не может
рассчитывать на прямую финансовую поддержку Федерального правительства,
региональной и местной исполнительной власти.
С учетом указанных выше обстоятельств Банк России принимает
решения, стимулирующие банки к укреплению своей капитальной базы и направленные
на дальнейшее развитие банковской системы. Уже можно отметить определенную
реакцию банковского сектора на данные решения. В частности, увеличивается
удельный вес кредитных организаций, не имеющих признаков проблемности: за 1997
год он возрос с 54,3 до 64,3%. Основу банковской системы составляют банки с капиталом,
эквивалентным сумме более 1 млн ЭКЮ (58,1%). Их активы превышают 97% от совокупного
размера активов действующих кредитных организаций.
В текущем году проблемы реструктуризации приобретают
особый характер, поскольку к 1 января 1999 г. все банки должны иметь
собственные средства (капитал в размере, эквивалентном сумме не менее 1 млн
ЭКЮ. На начало года количество банков, не соответствующих данному требованию,
составляло 41,8%; Значит, всем им надлежит определиться и принять одно из следующих
решении:
1) увеличить размер собственных средств, в том числе за счет уставного капитала (путем
внесения дополнительных взносов имеющихся участников кредитной организации 1пи
привлечения новых);
2) провести реорганизацию путем слияния или присоединения к другой
кредитной организации, причем капитал образуемой в результате реорганизации
кредитной организации не может быть меньше суммы, эквивалентной 1 млн ЭКЮ;
3) преобразоваться в небанковскую кредитную организацию.
В свою очередь, территориальным
учреждениям Банка России следует постоянно анализировать ситуацию с уровнем
капитала как в банковской системе региона в целом, так и в каждом конкретном
банке с тем, чтобы ориентировать банки на своевременное принятие соответствующих
решений.
Одним из направлений деятельности Банка России
является содействие разработке мер по финансовому оздоровлению кредитных
организаций, проблемы которых не связаны с грубыми нарушениями, и есть
уверенность в том, что данная кредитная организация восстановит свою платежеспособность
и в дальнейшем обеспечит выполнение требований федеральных законов и пруденциальных
норм. В 1997 г такая работа проводилась, и есть ряд положительных примеров, в
том числе в Краснодарском крае, г. Москве, Тюменской области. Республике
Удмуртия.
Проблемные кредитные организации, которые смогли
улучшить свое финансовое положение, как правило, имели реальные планы санации,
составление и оценка которых производилась с учетом рекомендаций Банка России
Основу таких планов составляли эффективные мероприятия по взысканию дебиторской
задолженности, привлечение новых инвесторов и увеличение уставного капитала.
Однако большая часть проблемных кредитных организаций
реальных планов санации не имела. В 1997 г. Банк России и его территориальные
учреждения признали нереальными и отклонили более 300 планов санации
Банк России в целях определения возможной перспективы
дальнейшей деятельности проблемных кредитных организаций назначал в отдельных
случаях временные администрации по управлению этими кредитными организациями.
В 1997 г. временные администрации действовали в 12
кредитных организациях. Все кредитные организации, в которые назначались
временные администрации, признаны не подлежащими санированию.
Последняя временная администрация («Рязаньбанк»)
прекратила свою деятельность в октябре 1997 г., и новые временные администрации
пока не назначались. Это связано с рядом причин, в том числе с тем, что
действующее законодательство позволяет по-разному толковать пределы полномочий
временной администрации и ее ответственность Поэтому некоторые территориальные
учреждения воздержались от обращений в Банк России с предложениями о назначении
временных администраций, хотя основания для этого имелись. Учитывая большие
потенциальные возможности временных администраций и в целях создания прочной
правовой базы их деятельности. Банк России инициировал разработку соответствующих
дополнений в законодательство, которые в виде отдельного раздела включены в
проект Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных
организаций». Банк России рассматривает временную администрацию как важную меру
предупреждения банкротства кредитных организаций и считает возможным ее использование
в необходимых случаях.
Одним из наиболее эффективных направлений
реструктурирования банковской системы является реорганизация кредитных
организаций, при которой может быть в максимальной степени обеспечена защита
интересов кредиторов. Кроме того, за счет концентрации капитала возрастает
устойчивость и конкурентоспособность кредитной организации, а значит, И
стабильность банковской системы.
В Российской Федерации за период с момента создания
двухуровневой банковской системы реорганизовано более 300 кредитных
организаций, из них 299 – в результате присоединения в качестве филиала к
другим кредитным организациям.
Практика показала, что в ходе проведения реорганизационных
процедур возникают определенные проблемы. В связи с этим Банк России принял 30
декабря 1997 г положение о реорганизации кредитных организаций в форме слияния
и присоединения, в котором конкретизированы нормы Гражданского кодекса
Российской Федерации и Федерального закона «Об акционерных обществах». Принимая
данный документ, Банк России исходил из необходимости, с одной стороны, создать
условия для реорганизации кредитных организаций, с другой – не допустить появления
в результате реорганизации банка, не способного отвечать по своим
обязательствам Все это нашло отражение в разработке подробного и достаточно
ясного порядка проведения процедур и прохождения документов, связанных с
реорганизацией
Положением установлено, что к банку, возникающему в
результате слияния, не будут предъявляться требования по минимальному размеру
уставного капитала, которые предъявляются вновь создаваемым банкам. Его
жизнеспособность будет определяться возможностью выполнять пруденциальные
нормы.
Регистрационный сбор для банка,
образованного в результате реорганизации, будет в 100 раз меньше, чем при
регистрации вновь создаваемого банка. Сбор за открытие филиала на базе
реорганизованного банка в 10 раз меньше, чем при открытии филиала действующего
банка. Упрощен порядок перерегистрации филиалов, дополнительных офисов,
обменных пунктов, операционных касс реорганизуемого банка.
Чтобы обеспечить непрерывность в проведении операций
по корреспондентским счетам каждым из реорганизующихся банков, Банк России
предусмотрел выдачу временного свидетельства о регистрации с использованием
корреспондентских счетов реорганизованных банков или с использованием корреспондентского
счета банка, к которому происходит присоединение. Введение такого порядка
позволит не допустить прекращения реорганизующимися банками платежей по счетам
клиентов.
Банк России предусмотрел также возможность
предоставления банку, появившемуся в результате реорганизации, лицензии,
содержащей наибольший объем банковских операций, в том числе генеральной лицензии,
если хотя бы один из реорганизовавшихся банков имел таковую.
Еще одно из направлений, по которому может пойти
реструктуризация банковской системы, – это преобразование некоторых банков в
небанковские кредитные организации.
Положение Банка России от 8 сентября 1997 г. № 516 «О
пруденциальном регулировании деятельности небанковских кредитных организаций,
осуществляющих операции по расчетам, и организаций инкассации» предусматривает
существование двух видов небанковских кредитных организаций: расчетные организации
и организации инкассации. На основании действующих нормативных актов им уже
могут выдаваться лицензии. Наряду с этим Банком России подготовлен проект
специального нормативного акта о видах операций инкассации и о порядке
предоставления лицензии на осуществление таких операций. В настоящее время с
МВД России прорабатываются вопросы регламентации охраны инкассации и
обеспечения специальным транспортом.
Банк России последовательно проводит политику
укрепления банковской системы путем отзыва лицензий у нежизнеспособных
кредитных организаций. Безусловным основанием для отзыва лицензии являлись
факты представления недостоверной отчетности, ее фальсификации, невыполнения
обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами.
В целом в связи с невыполнением требований федеральных
законов и нормативных документов Центрального банка Российской Федерации,
начиная с 1 января 1991 г. по 1 января 1998 г., отозваны лицензии на
осуществление банковских операций у 939 кредитных организаций. В 1997 г. Банк
России отозвал лицензии у 334 кредитных организаций (1996 г. – 281). Как
показывает анализ, лицензии отзывались в основном у небольших кредитных
организаций, валюта баланса которых не превышала 50 млн деноминированных рублей.
Наиболее активно данный процесс проходил и г. Москве.
Республике Дагестан, Краснодарском крае. Калининградской области Тюменской
области, Хабаровском крае. Это было связано прежде всего с обоснованным
повышением требовании к кредитным организациям со стороны соответствующих
территориальных учреждении Банка России Определенное влияние на принятие
решении оказывали вкладчики Многие из них, учитывая опыт вкладчиков КБ «Чара»,
КБ «Национальный кредит», КБ «Горный Алтай», при первых признаках банкротства
стали объединяться в общественные организации и обращаться в Банк России с требованиями
об отзыве у должников лицензии на осуществление банковских операции.
В период после отзыва у кредитных организации лицензии
ставилась задача обеспечить ликвидацию кредитных организации в возможно
короткие сроки с учетом прав и законных интересов кредиторов.
По состоянию на 1 января 1998 г. в судебном и
добровольном порядке приняты решения о ликвидации 648 кредитных организации
(76% общей численности кредитных организаций, подлежащих ликвидации). На 1
января 1997 г. – 346 (60%), на 1 января 1996 г. – 90 (26%).
Банк России и его территориальные учреждения в случае
уклонения учредителей (участников) от ликвидации кредитной организации
непосредственно сами обращались в арбитражные суды. По их искам судами в 1997
г. было принято 151 решение (на 1 января 1997 г. – 95).
Работа по контролю за ликвидацией кредитных
организаций наиболее эффективно осуществляется в главных управлениях
Центрального банка Российской Федерации по Волгоградской, Камчатской, Костромской,
Новосибирской, Ростовской, Самарской и Смоленской областям. Краснодарскому
краю. В 1997 г. она улучшилась в Главном управлении по г. Москве.
Вместе с тем территориальные учреждения испытывают
определенные трудности в этой работе. Ее выполнению препятствует, в частности,
отсутствие у Банка России права (если он не является кредитором) обращаться в
арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации несостоятельной
(банкротом). Данное обстоятельство во многом объясняет случаи длительного
нахождения кредитной организации, у которой отозвана лицензия, в состоянии
неопределенности.
Банк России в целях совершенствования работы с
кредитными организациями внес в Государственную Думу Федерального Собрания
Российской Федерации ряд предложений. Многие из них учтены в проекте
Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»,
а также в проектах других федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность.
Предполагается, что после отзыва у кредитной
организации лицензии Банк России сможет обращаться в арбитражный суд с
заявлением о признании ее банкротом, а также назначать в кредитную организацию
уполномоченного представителя. С момента его назначения все расходные
операции кредитная организация будет проводить только по согласованию с ним,
вводится отчетность для ликвидационных комиссии, а также аттестация Банком
России конкурсных управляющих.
В банковской системе России в определенной мере
проявляется тенденция специализации кредитных организаций. В частности, можно
выделить банки, которые наряду со Сбербанком России активно работают на рынке
частных вкладов. Имеются примеры и другой специализации – в сфере
инвестиционной деятельности. Характерном особенностью указанных видов
специализации является их осуществление в рамках универсальной банковской
лицензии. Вполне вероятно, что банковская система продолжит развиваться в
данном направлении, в том числе путем расширения разрешаемых банкам видов
деятельности В этой связи нельзя не выделить категорию банков, специализирующихся
на работе с ценными бумагами и имеющих наряду с банковской лицензией также
лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг.
Данные вопросы внимательно изучаются Банком России в
целях выработки решении, направленных на стимулирование процессов,
способствующих развитию экономики.
Следует отметить и устойчивую тенденцию к концентрации
банковского капитала путем создания банковских групп (холдингов), а также к
консолидации банковского и промышленного капитала.
Имеются случаи объединения усилий отдельных кредитных
организаций по осуществлению совместной деятельности в каком-либо сегменте
рынка банковских услуг при сохранении самостоятельности каждой из кредитных
организаций. Немало объединении, в которых основная кредитная организация в
силу преобладающего участия в уставном капитале одной или нескольких
организаций либо в соответствии с заключенным договором имеет возможность определять
решения, принимаемые другими организациями.
По имеющимся данным, в России насчитывается 86
дочерних кредитных организаций, причем в 11 из них основное общество признано
таковым на основании договора либо соответствующего положения в учредительных
документах. 28 кредитных организаций выступают в качестве дочерних обществ
юридических лиц, не являющихся кредитными организациями.
За последние два года доля иностранного капитала в
совокупном капитале российской банковской системы сохраняется практически на
одном уровне, колеблясь от 4,0 до 4,6% (на 1 января 1998 г. – 4,02%). В
настоящее время в России 16 кредитных организаций являются дочерними по
отношению к банкам-нерезидентам, многие из которых представляют
транснациональные корпорации. Вместе с тем интерес зарубежных банков к
банковскому сектору России значительно возрастает, о чем можно судить по
возросшему количеству ходатайств о создании ими здесь своих дочерних структур.
При этом изъявляется желание уже на стадии создания наделить их капиталом в
сумме, эквивалентной 40 – 50 млн дол. США. Образование и функционирование в
России крупных дочерних структур иностранных банков также может серьезно повлиять
на дальнейшее развитие банковской системы, и Банк России сейчас вновь вернулся
к вопросам регулирования допуска и деятельности банков с участием иностранного
капитала.
Реструктуризация – это структурная перестройка
банковской системы, и она не является кампанией, которая завершится уже в
ближайшее время. Структурная перестройка должна продолжаться и дальше, чтобы
банковская система России смогла обеспечить удовлетворение экономических
потребностей общества. Банк России видит свою задачу в том, чтобы принимаемые решения
способствовали этому.
Рассчитывать на то, что банковская система Российской
Федерации сама по себе реструктурируется под действием рыночных механизмов и в
нужную для национальных интересов России сторону, не приходится Банку России
придется создавать соответствующие механизмы и запускать их в действие, в нужном
нам направлении.
При реструктуризации в первую очередь должны
соблюдаться интересы кредиторов и частных вкладчиков Хотя цель для всех
очевидна — создать систему платежеспособных банков, бесперебойно проводящих
расчеты, выполняющих функцию кредитования реального сектора экономики, но идти
к ней можно разными путями, исходя из того чьи интересы принимаются в качестве
доминирующих В этом плане защита интересов всех кредиторов, как
отечественных, так и иностранных, должна получить явный приоритет, как наиболее
соответствующая стратегическим национальным интересам России Если это
принять, то можно говорить о необходимости выработки наиболее эффективной
стратегии поведения АРКО в процессе реструктуризации При разработке такой
стратегии целесообразно учитывать, на наш взгляд, следующие положения.
1. С помощью полученных средств (10 млрл руб. или
даже больше) поднять большое количество упавших банков не удастся. Их
количество должно быть ограниченным.
2. Передавать всем без исключения крупным
банкам капитал для оздоровления практически бесполезно.
3. АРКО будет испытывать сильное давление со всех
сторон, ибо есть достаточно влиятельные силы. заинтересованные получить от него средства как можно
быстрее и без анализа финансового положения.
4. При подготовке и принятии решении по
конкретным банкам нельзя исходить из представляемой банками информации о своем
финансовом положении. Решения должны приниматься лишь в результате тщательно
проведенных обследовании банков специальными комиссиями.
5. Методики и процедура обследования должны быть
четко закреплены специальной инструкцией. утвержденной руководством Банка
России.
6. При обследовании банков необходимо особое
внимание уделять анализу возможностей возвращения потерянных активов, используя
для этого нормы как Гражданского, так и Уголовного кодексов РФ. Особенно это
относится к выданным банками кредитам.
7. В процессе реструктуризации не менее важной
целью, чем воссоздание новой системы нормально работающих банков, должно быть
восстановление потерянных банками активов и максимального удовлетворения требовании
кредиторов.
8. Руководству АРКО необходимо создать сильную систему принятия решении, защищающую
его от «пробивания» со стороны властных и других структур (например,
специальный экспертный общественный совет для принятия принципиальных решений).
9. АРКО должно организовать проведение
соответствующих исследовании и методических разработок с привлечением
квалифицированных специалистов.
Необходимо отметить, что невозможно добиться
стабильной работы второго уровня банковской системы России при дестабилизации
ее первого уровня – Банка России, в адрес которого сейчас идут достаточно
серьезные обвинения. Цель их – добиться изменения статуса Банка России подчинив
его кому-то или радикально реорганизовав. Однако любые изменения должны быть
лишь в национальных интересах, учитывающих интересы не только политиков,
банкиров, бизнес-элиты, но и российских предприятий и граждан. Это значит,
что реорганизация данной структуры должна проводиться исключительно как
результат серьезных научных исследовании, разработок и обсуждении. Сегодня же
надо дать возможность Банку России работать, не растрачивая силы на оправдания.
Банковская система как один из необходимых и важных
секторов развития любой рыночной экономики в России показала спою
жизнеспособность Следует отметить, что банковский сектор России развивался в
соответствии с требованиями реформирования экономической системы, и только
жестокий кризис объявленной неплатежеспособности государства выбил его в
значительной степени из колеи
За последние два года количество банков сократилось с
2,5 тыс до почти 1,5 тыс Но это не проявление полицейской роли Центрального
банка. Это вполне нормальное развитие как функции банковского надзора, гак и
проявление нежизнеспособности целого ряда банков Банк России с его
территориальными управлениями накопил за это время положительны!! опыт надзора
и анализа деятельности коммерческих банков.
К сожалению, большинство сохранившихся банков по своим
возможностям недостаточно велики И, видимо, в ближайшее время Центральный банк
будет «подталкивать» их к увеличению капитальной базы, потому что их
возможности кредитовать клиентуру довольно ограничены И хотя они могут быть
достаточно активны в предоставлении кредитных услуг малому и среднему бизнесу,
работать с большими и крупными клиентами, которые всегда в стране были, есть и
будут, они не смогут.
Некоторые аналитики считают, что российская банковская
система не соответствовала принципам добросовестной конкуренции Надо признать,
это имело место Но это, главным образом, зависело не от Центрального банка, а
от экономической политики и, если прямо говорить, от той политической и
экономической системы, которая развивалась в стране со всеми ее социальными
последствиями
К сожалению, банки, которые были в числе
добросовестных или недобросовестных конкурентов, первыми оказались в кризисной
ситуации в августе 1998 г. У части из них – у так называемых «восемнадцати
банков» – есть проблемы, в первую очередь связанные с тем, что против
привлеченных вкладов населения, которые составляют почти миллиард долларов,
есть непогашенные и невыполненные обязательства государства более чем на 750
млн долларов Это, может быть. не полностью адекватная сумма, но сумма, близкая
к накоплениям среднего слоя (не среднего класса, а среднего слоя нашей страны),
который мы хотим выпестовать для того, чтобы ход реформ был необратим
Поэтому задача государства (и понимание этой задачи
разделяют и представители между – народных финансовых институтов) в том, чтобы
найти способ для хотя бы удовлетворения надежд наречения. Видимо, наилучшим
решением будет принятие такого законодательного акта о компенсациях, который в
какой-то степени мог бы способствовать восстановлению доверия у значительной
части населения к политике реформ.
1)
«Перспективы развития
банковского кризиса в России» // Вопросы экономики, 1999, №5, с. 65.
2)
Б. Львин «Об устройстве
банковской и денежной системы» // Вопросы экономики, 1998, №10, с. 18.
3)
С. Алексашенко, А.
Астапович, А. Клепач, Д. Лепетиков «Российские банки после кризиса» // Вопросы
экономики, 2000, №4, с. 54.
4)
Реструктуризация
банковской системы: опыт, проблемы и перспективы // Деньги кредит, 1999, №6.
5)
Банковская система России:
проблемы реструктуризации // Деньги кредит, 1998, №2.
6)
Закон РСФСР от 02.12.90 г.
"О банках и банковской деятельности в РСФСР".-М.,1990.
7)
Агапов Ю.В., Лаврушин О.И.
Банковский кризис вошел в открытую форму// Деньги и кредит 1995.-№10.-с.15.
8)
Симановский А.Ю.
Банковский сектор в переходной экономике России// Деньги и кредит
1995.-№11.-с.26.
9)
Буасье К., Коэн Д.,
Понбриа Г. Банковская система России: проблемы переходного периода// Деньги и
кредит 1996.-№4.-с.31.
10)
Борисов С.М., Коротков
П.А. Банковская система России: состояние и перспективы// Деньги и кредит
1996.-№8.-с.5.
Приложение: Современная структура
кредитной системы Российской Федерации
Специализированные
кредитно-финансовые
организации
|
Почтово- сберегательные
системы
|
- лизинговые фирмы
- факторинговые фирмы
- ломбарды
- кредитные товарищества
- инвестиционные компании
- финансовые компании
- расчетные (клиринговые) центры
- пенсионные фонды
- страховые общества
и т.д.
|
- инновационные
- инвестиционные
- ссудосберегательные
- ипотечные
|
[1] Деньги и кредит 1.93. 5с.
|