рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Роль денег в рыночной экономике рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Роль денег в рыночной экономике

Роль денег в рыночной экономике

Министерство образования и науки Украины

Харьковский национальный экономический университет

 

 

 

 

Кафедра банковского дела

 

 

 

Контрольная работа

По курсу «Деньги и кредит»

На тему: «Роль денег в рыночной экономике»

 

 

 

Проверила:                                           Выполнила:

преподаватель                                     студентка 2 курса

                                                             специальности 8.050106-1

                                                              заочного факультета

                                                             

 

 

Харьков, 2007

 

Деньги - связующее звено между товаропроизводителями.

Деньгам принадлежит значительное место в рыночной экономике. Они выступают как система, которая обеспечивает оборот доходов и затрат субъектов рынка, жизнедеятельность каждой из этих структур. Дееспособно денежная система способствует эффективному использованию ресурсов, стойкому росту производства, его сбалансированности. Одновременно деньги исполняют важную информационную функцию. Вся статистическая, коммерческая, а собственно и производственная информация относительно процессов, которые происходят в рыночной экономике, предоставляется через стоимостные показатели в их денежном выражении.

Деньги – достаточно нестойкий и поразительнейший элемент рыночной экономики. Деформированная денежная система может стать главной причиной разбалансирования производственного процесса, резких колебаний уровня цен и занятости, недоиспользования основных фондов и других негативных явлений. Из высказывания великого английского ученого Дж. М. Кейнса (1883-1946), не существует и не может существовать более надежного способа, способного полностью развалить не только экономику, а и всю общественную структуру государства, нежели расшатанная денежная система. С другой стороны, можно сослаться на слова человека, можно сослаться на слова С. Ю. Витте, русского министра, который также внес большой вклад в теорию и практику денежных отношений: он утверждал, что сила любого государства, его международный авторитет определяются не количеством гранат и численностью солдат, а, прежде всего стойкостью его денежной единицы.

Денежные отношения являются сложнейшим элементом рынка. Они имеют широко распространенную, многоступенчатую структуру, реализуются не на одном, а на нескольких уровнях. Известно уникальная особенность рыночной экономики, которая лежит в том, что каждый из ее структурных элементов одет в одну, общую для всех, функциональную форму. Такой униформой является денежная оболочка, которая охватывает все клеточки системы производственных отношений.

Деньги часто называют языком рынка, так как именно с их помощью осуществляется кругооборот товаров и ресурсов. Потребители покупают на рынке товары, продаваемые производителями, которые в свою очередь платят деньги за ресурсы, полученные ими от населения, правильно организованная и четко функционирующая денежная система играет важнейшую роль в обеспечении стабильности национального производства, полной занятости и устойчивости цен.

Деньгам принадлежит ключевая роль в рыночной экономике. Общественная роль денег, их функция в экономической системе состоит в том, что они выступают в качестве связующего звена между товаропроизводителями.

Будучи конкретизированными в определенном предмете, они являются как бы всеобщим условием общественного производства, «инструментом» общественных экономических связей независимых товаропроизводителей, орудием стихийного учета труда в товарном хозяйстве.

Чтобы яснее представить преимущество денежного обращения перед обменом одного товара на другой (сейчас его называют бартером), достаточно отметить, что для бартера надо найти покупателя для своего товара, и чтобы этот покупатель имел товар, в котором вы нуждаетесь. Денежное обращение ликвидирует недостатки бартерного обмена:

- акт продажи и покупки за деньги может быть отдален друг от друга. Можно продать свой товар, получить за него деньги, а затем купить за них нужный товар в удобное время и в удобном месте;

- деньги дают возможность осуществить несравненно больший выбор товаров и партнеров по торговым сделкам;

- самое главное их достоинство – то, что они выступают в качестве всеобщего эквивалента стоимости, и именно поэтому обладают всеобщей покупательной способностью, а, следовательно, служат универсальным средством обмена.

Несмотря на то, что использование денег снижает издержки обмена, тем не менее, бартерный обмен не только сохранился в современном мире, но отчасти и возродился. Это связано, прежде всего, с растущей инфляцией в ряде стран, когда такой обмен оказывается более выгодным, чем денежный, в условиях быстрого обесценивания денег.

Возрождение бартера обязано также расширению компьютерных методов поиска и расчета с нужными партнерами, располагая обширной информацией о наличии и стоимости товаров, в некоторых районах США бартерные клубы осуществляют торговые сделки без всякого использования денег, при этом значительно снижаются издержки обращения.

Как известно, в рыночной среде, как и в природе, нормальный обмен может совершаться по принципу эквивалентности, поэтому основным условием, или нормой, которая обеспечивает стабильный обмен на протяжении длительного времени, является эквивалентность, то есть какой стоимости товар, услуги или работу произвел человек, общество, нация, столько они должны получить денег, при этом сумма денег, которые получают субъекты рынка, нормируется на основе спроса и социальных потребностей общества. Это правило можно определить и так: у каждого субъекта рынка есть потребность и возможность получить такую сумму денег, которую он может и хочет, в конечном итоге, переделать в товары, услуги или работу, которые конкурентные на рынке и имеют социальную ценность.

С другой стороны, можно утверждать, что реальный спрос на макроуровне определяется объемом изготовленного конкурентного национального продукта, а денежная масса объективно распределяется между субъектами рынка на основе их способности и стремления производить необходимые товары и услуги. Эта способность и стремление людей создавать конкурентные товары, которая отображается определенными денежными потоками, является показателем богатства народов, о котором писал в свое время Адам Смит. Поэтому в рыночной среде природным (законным) путем к богатству является желание человека и его четкие и твердые намерения получать деньги на основе эквивалентного обмена, который должен совершаться в условиях определенной свободы и объединяться с совершенствованием профессиональных способностей на основе любви к труду и стремления постигать знания и метод их применения.

Норма эквивалентности и тезис, который из нее следует, - «каждому по возможностям и стремлениям», имеют силу и на мировом уровне. На мировом рынке деньги перераспределяются в пользу тех стран, народы которых способны и стремятся создавать конкретные товары и услуги, что обуславливает их способность эффективно использовать ресурсы. Таким образом, они демонстрируют нам, как закон природы реализуется и работает в социальной среде.

Таким образом, благодаря участию денег в метаморфозе Т – Д – Т обеспечивается не только опосредованный обмен товара на товар и соответствующие экономические отношения индивидуальных производителей, но и реализуется специфическое отношение отдельно взятого товара ко всем остальным товарам, индивидуального (частного) рабочего времени к его общим затратам, отношение личной зависимости отдельного товаропроизводителя от общественного производства в целом. Указанное положение в характеристике сущности денег является определяющим. В нем воплощается определение денег как экономического отношения, отображается их исключительно важная функция – выступать не только как простой посредник обмена, а и в роли активного участника развития товарного производства, особенной формы обеспечения его пропорциональности.

Собственно, речь идет об определении места денег не только в системе товарного обмена, а и в более широкой сфере – структуре производственного процесса, выявления их связи непосредственно с процессом производства. Стоимость является категорией производственного процесса. Она характеризует специфику затрат общественного труда в сфере производства и их непосредственную связь с другими сферами общественного процесса – обменом, распределением и потреблением произведенного продукта. А это означает, что характеристика денег как самостоятельной формы стоимости, ее непосредственного бытия как общего стоимостного эквивалента, выражая содержание системы денежных отношений, одновременно фиксирует органичную связь последней со всеми сферами общественного процесса, в том числе с его определяющем звеном – сферой производства.

Однако какое-либо структурное звено экономики, в т. ч. денежная система, реализует свои закономерности только как часть целостного механизма хозяйственной деятельности.  Соответственно этому весь спектр теоретического анализа монетарных проблем, который характеризует внутренние аспекты развития денежных отношений, имеет резон лишь тогда, когда такой анализ органически связан с характеристикой макроэкономических процессов. Отсюда анализ закономерностей функционирования денежного рынка рассматривается как основа исследования более широкой проблемы – выяснения места и роли денег в макроэкономических изменениях, их влияния на процесс общеэкономического процесса.

Исходным пунктом анализа места денег в системе макроэкономических процессов является выяснение принципиально важной позиции относительно макроэкономической нейтральности денег.  На каких теоретических положениях базируется эта позиция, какое ее содержание, что в ней рационального?

Концепция экономической нейтральности денег упирается на две теоретические предпосылки. Она связана, во-первых, с утверждением тезиса относительно того, что, по сути, реальная экономика – бартерно-безденежная, и, во-вторых, что бартерное хозяйство внутренне сбалансировано, оно функционирует и развивается по принципам экономического равновесия. В контексте этих предпосылок функциональное назначение денег сводится к внешней оболочке, «денежной вуали», которая только охватывает реальные процессы бартерного хозяйства.

Таким образом, концепция нейтральности денег сужает их макроэкономическое использование, с одной стороны, к действию простого инструментария товарного оборота, такого материала, который только облегчает совершение экономических процессов, а с другой – сводит использование денег только к номинальному выражению экономических процессов. Например, если выпущено на протяжении определенного промежутка времени вдвое больше денег и это привело к пропорциональному удвоению номинальных цен и номинальных доходов, то в таком случае можно констатировать относительную нейтральность денежного компонента. «Деньги нейтральны, - пишет по этому поводу Л. Гаррис, - когда после нарушения первичного равновесия, вызванного изменением номинальной денежной массы, устанавливается новое равновесие, где все реальные показатели сохраняют то же самое значение, которое они имели до изменения денежной массы».

С позиций методологии допущение того, что внутренне сбалансированная бартерная система экономических взаимоотношений должна рассматриваться как глубинная сущность высокоразвитого рыночного хозяйства, его теоретическая абстракция, является достаточно логическим. В сугубо историческом аспекте рыночная экономика сформировалась на развалинах бартерной структуры экономического развития, но это положение не может абсолютизироваться. Сам процесс равновесия является относительным. Равновесие в системе экономического развития всегда дискретна.

Вместе с тем, и сама роль денег не сводится, как в концепции их нейтральности, только к функции средства обращения. Особенно принципиальной в этом отношении является позиция Дж. М. Кейнса по поводу того, что деньги  выступают в системе макроэкономического процесса как структурное звено, которое органично объединяет текущую хозяйственную деятельность с ее конечными результатами, «обеспечивает связь настоящего и будущего». Исходя из этого, функция денег не может сводиться только к количественному измерению экономических процессов; выражая номинальные параметры, они одновременно активно влияют и на их реальные изменения.

Можно смоделировать экономические ситуации, в структуре которых функциональное назначение денег сводится к сугубо номинальной роли. Но модели такого содержания не имеют общего применения. На практике влияние денежного фактора на развитие макроэкономических процессов являются более широкими и весомыми. Прежде всего, это вопросы, связанные с процессов превращения денег на капитал, отсюда – с развитием кредита и определением их влияния на процесс капитализации экономических отношений.

 

2. Капитал или самовозрастающая стоимость.

Деньги играют и качественно новую роль – они становятся капиталом, или самовозрастающей стоимостью. Деньги превращаются в денежный капитал в воспроизводстве индивидуального капитала благодаря тому, что их функционирование включено в кругооборот промышленного капитала, и они представляют собой исходный пункт и результат кругооборота последнего:

 Роль денег в рыночной экономике.

Деньги обслуживают также производство и реализацию общественного капитала, выступая в виде денежных потоков, которые движутся как внутри первого подразделения (производство средств производства), так и внутри второго (производство предметов потребления), а также между ними.

Роль денег как капитала проявляется через их функции. Так, стоимость товаров, произведенных на предприятиях, выражается в деньгах. При этом деньги служат мерой стоимости и денежным капиталом. Если же продукция продается за наличный расчет, а на вырученные деньги покупаются средства производства, то деньги служат и средством обращения, и капиталом. Если продукция продается в кредит и по истечении срока кредита долговые обязательства погашаются деньгами, то здесь они служат и капиталом и средством платежа.

Если же деньги накапливаются с целью покупки в дальнейшем средств производства и расширения объема производства, то они выступают и как сокровище, и как капитал. И, наконец, если предприятие открывает дочернюю фирму за границей, то деньги в данном случае выступают и как мировые деньги и как капитал.

Глубокое понимание капитала и форм его движения составляет необходимое условие эффективного хозяйствования. Не случайно А. Смит в своем труде «Исследование природы и причины богатства народов» вторую книгу этого классического произведения посвящает рассмотрению вопроса о природе капитала, его накопления и применения. Он исходит из того, что капитал представляет собой совокупность вещей (средств производства). «В этой книге, – пишет А. Смит, - я попытался выявить природу запасов, действие, произведенное накоплением его в разного рода капиталы, и последствия разного использования этих капиталов».

Даже рассматривая капитал, занятый под проценты, который, как правило, выступает в форме суммы денег, А. Смит остается верным трактовки капитала как вещей (средств производства). Он пишет, что заемщику нужны «не деньги, а стоимость денег или товары, которые можно купить на них». Еще больше А. Смит считает, что «…величина капитала или, как объективно высказываются, сумма денег, которая может…. отдаваться в заем под проценты, определяется не стоимостью денег, бумажных или металлических, …а стоимостью той части годового продукта, которая… получена то земли и от труда работников». Другими словами, А. Смит исходит из того, что деньги – это форма движения капитала, а сам капитал – это часть стоимости общественного продукта. В условиях, когда деньги не совсем полноценны, а к тому же имеет место нарушение соотношения товарного и денежного оборота, как, например, в бывшем Союзе, наличие денег у гражданина или на производстве совсем не означала, что они могут приобрести необходимые вещи. Для предприятий необходимо иметь помимо денег еще и лимиты, фонды, т. е. выделенные в соответствии с планом сырье, материалы, топливо.

Капитал, как было отмечено, категория сложная. Исходной и общей формой капитала является денежная форма. Деньги превращаются в капитал, когда их накопление дает возможность купить средства производства и рабочую силу, объединить их в процессе производства.

Самовозрастание капитала происходит в процессе кругооборота, который проходит разные стадии и приобретает различные формы. Капитал, его различные части по-разному функционируют в процессе производства, различными способами переносят свою стоимость на создаваемый продукт. В силу этого здания, сооружения, машины, оборудование многократно принимают участие в производственном процессе и свою стоимость на создаваемый продукт переносят частями. Поэтому эту часть капитала называют основным капиталом. 

Денежный капитал – одна из функциональных форм капитала. В процессе своего обращения капитал выступает в денежной, продуктивной и товарной формах. Следует иметь ввиду, что денежный капитал – это не только определенная сумма денег, в виде которой каждый индивидуальный капитал начинает жизнь, начиная процесс обращения. Это не только те средства, которые направляются на цели предпринимательства – покупку средств производства или другой вид коммерческой деятельности. В широком понимании денежный капитал рассматривается экономической теорией как стоимостная форма всего действующего капитала. Так же как каждый товар раздваивается на две составляющие – материально-вещественную и стоимостную грани, капитал функционирует в своем конкретном материально-вещественном воплощении (станки, сырье, инструменты, товары) и денежной (стоимостной) форме.

Заемный капитал характеризуется такими признаками: он непосредственно не инвестируется его собственником в развитие процесса продуктирования – производство, торговлю, коммерцию. Это совершает другое лицо – предприниматель, которому определенная форма капитала передается во временное пользование. В результате происходит раздвоение капитала на капитал-собственность и капитал – функцию: собственность на капитал остается у кредитора даже после того, как она из его рук перешла должнику. Это условие регламентируется в каждой стране действующим законодательством и является нерушимой. Получив сертификат, вкладчик отдает свои деньги на определенный срок в банк, который распоряжается ими по своему усмотрению, но собственником этих денег на протяжении всего времени их использования как заемного капитала остается вкладчик.

Заемный капитал – это капитал, который реализует себя как товар. В данном случае объектом купли-продажи являются сами деньги, однако, деньги не как товар, а деньги как капитал. Особенностью заемного капитала, который функционирует как товар, является то, что в отличие от продажи обычного товара он дается в заем, – то есть, отчуждается от своего собственника на определенное время и при условии возврата с заемным процентом.

Деньги по своей природе не являются капиталом. Они становятся капиталом, когда используются не как простой посредник обмена, а как деньги для получения прибыли, деньги как стоимость самовозрастания. Так, кредитор (лицо А) передает предпринимателю (лицу Б) не просто деньги, а деньги как капитал; он передает стоимость, которая в процессе своего функционального использования не только сохраняет себе, а и растет в своих размерах – приносит прибыль. То есть лицо Б берет в долг не просто деньги, а деньги как капитал, деньги как стоимость самовозрастания. Но после этого действия деньги еще не стали капиталом. Они оцениваются только как возможный капитал. Только возвращение долга совершается деньгами как возможный капитал. Только в процессе своего функционального употребления деньги увеличивают свою стоимость и реализуют себя как капитал. Только возвращение долга совершается деньгами как реализованным капиталом. Деньги даются в заем как денежный капитал в потенции; они возвращаются к кредитору как реализованный капитал, как величина, которая несет не только авансовую, но и процентную стоимость.

Как следствие изменяется экономический статус не только лица Б, но и лица А. И кредитор и должник становятся не только собственниками денег, а собственниками капитала. Так происходит капитализация экономических отношений Одновременно следует учитывать, что в отношениях между кредитором и должником главным субъектом капитализации выступает не лицо А, как это кажется, а лицо Б – предприниматель, который берет деньги в кредит и обеспечивает их реальное самовозрастание.

В связи с развитием кредита и капитализации всего комплекса экономических отношений качественно новые признаки приобретает денежная система. Влияние кредита на развитие макроэкономических процессов совершается, прежде всего, через капитализацию денежных отношений.

Проявлением этого является раздвоение денежного сектора экономики на два относительно самостоятельных и одновременно органически связанных звеньев – денежную структуру, функцией которой остается обслуживание товарного обращения Т – Г – Т, и специфическую структуру денег, использование которых связано с обращением капитала Г – Т – Г. Соответственно этому в теории денег различают два понятия – «деньги как деньги» и «деньги как капитал». Их принципиальное отличие лежит в следующем. В первом случае имеется ввиду денежная форма, которая обеспечивает реализацию полученного дохода (заработной платы, дивиденда, пенсии). Выступая как простой посредник обмена, «деньги как деньги» репрезентируют в обращении абстрактную форму товара. Они обуславливают всю гамму потребительских стоимостей, на которую в процессе метаморфозы Г – Т может быть обменена та или иная сумма денег. Будучи элементарнейшей формой денежных отношений, «деньги как деньги» реализуют себя через две функции – меру стоимости (единицы измерения) и посредника (средства) обращения.

Принципиальным признаком денег как товара является то, что целью их применения есть не только обслуживание обмена товаров и получения благодаря этому необходимой на данный момент потребительской стоимости, а получение новой стоимости – большей величины, чем авансовая, такой стоимости, которая содержит соответствующий процент. Для денег, которые функционируют в роли капитала, получение такой стоимости становится самоцелью обращения: не новая потребительская, а дополнительная стоимость – вот главная цель обращения денег как капитала. В этом отношении обозначенная денежная форма выступает как общая иррациональная форма движения (обращения) капитала, абстрактное выражение его всеобъемлемого воплощения, как измененная форма денежного капитала.

Можно заключить, что благодаря развитию кредитных отношений происходит существенное усложнение не только структуры, а и сущности денег, наращивание их функциональных признаков, усложнение качественных характеристик. Необходимо учитывать и то, что сама денежная единица зависимо от того, какую сферу обращения она обслуживает (Т – Г – Т, или Г – Т – Г), может нести функции «денег как денег» или «денег как капитала». Переходя из сферы обслуживания обращения товаров в сферу, которая реализует обращение капитала, та или иная денежная единица получает обозначенные выше дополнительные функции; ее потребительская стоимость как денежной единицы наращивается. «Деньги как капитал» получают по сравнению с обыкновенной формой денег дополнительную потребительскую стоимость – кроме обслуживания простого товарооборота, они становятся орудием обеспечения обращения денежного капитала.

 

3.     Деньги как объект денежно-кредитного регулирования экономики промышленно развитых стран.

Денежные отношения реализуются в рамках действующей в той или иной стране денежной системы на институционных положениях. Институционное регулирование денежных отношений является одной из главных функций державы. Законодательными актами определяются основные функциональные звенья денежной системы – денежные знаки, которые наделяются государством законной платежной силой, формы безналичного обращения, порядок эмиссионного процесса и характер его кредитного обеспечения, механизм организации регулирования денежного обращения, нормативных валютных отношений. Законодательными нормами определяются также структура и функциональные обязанности денежно-кредитных институтов государства, способы их взаимодействия, основные принципы, направления и механизм реализации денежной политики, которую они совершают.

Поэтому можно констатировать. что как в целом весь комплекс денежных отношений, так и каждое отдельно взятое его звено реализуются на институционных положениях. Одновременно указанная особенность механизма формирования и реализации денежных отношений не только не противоречит, а наоборот – предусматривает действие в его структуре объективных положений, опирается на эти положения, отображает их динамику и характер развития.

Необходимо разграничивать стратегические цели денежно-кредитной политики – конечную цель и цели тактического порядка, которые определяют инструментарий и механизм ее реализации.

Институционализм политики, в том, что ее проводит государство в сфере денежного обращения и кредитных отношений, обуславливает ее общую подчиненность макроэкономическому заданию – обеспечить решение триединой цели: сбалансировать экономическое развитие, обеспечить оптимальную занятость и сдерживание инфляции. По своей определяющей функции и глобальным заданиям денежно-кредитная политика не является автономной. Как одно из самых важных структурных звеньев государственного регулирования макроэкономическими процессами, она направляется на реализацию их главных заданий. Здесь конечная цель денежно-кредитной политики сводится к основополагающим целям макроэкономической политики государства.

Общая целевая направленность денежно-кредитной политики не только не противоречит, а и предусматривает определение ее автономных целей. последние принято рассматривать в теории денег как тактические цели денежно-кредитной политики. Этим определением снова подчеркивается структурная упорядоченность всего комплекса механизмов денежно-кредитной политики макроэкономическим заданиям.

Целевой функцией монетарной политики тактического порядка является обеспечение внутренней стабильности денег. Такая стабильность имеет приоритетное значение в решении всего комплекса макроэкономических заданий, общеэкономическая стабильность определяется стабильностью денежного обращения, чтобы функционировать эффективно. рыночная экономика требует уверенности в денежной единице, использованной в расчетах. Поэтому обеспечение управляемости эмиссионными процессами и соответствующей стабильности денежного обращения – также непосредственная цель монетарной политики. Весь инструментарий монетарной политики должен быть направлен на достижение оптимального равновесия в соотношении между спросом и предложением денег, на удержание пропорции М Роль денег в рыночной экономике = М Роль денег в рыночной экономике, чтобы обеспечить стабильность денежного обращения.

Реализация этой же цели – одна из определяющих функций рынка денег. В структуре его механизма действуют стихийные защитные стабилизаторы-саморегуляторы, которые автоматически направляют развитие денежной системы в направлении установления относительного равновесия спроса и предложения денег. Ими являются ценовый стабилизатор, кредитный мультипликатор, механизм замещения, эластичность скорости обращения денег и другие механизмы рыночного механизма. В этом аспекте институционные принципы регулирования основных пропорций денежного обращения (соотношение М Роль денег в рыночной экономике = М Роль денег в рыночной экономике, которое используется государством) должны дополнять действие системы рыночной саморегуляции: с одной стороны, достраивать то, что рыночные стабилизаторы самостоятельно сделать не в состоянии, а с другой – способствовать созданию соответствующей рыночной среды. где названные рыночные структуры смогли бы реализовать себя в большей степени.

Такой подход полностью отвечает общим принципам государственного регулирования рыночной экономики. Его приоритетным заданием является создание необходимых условий эффективного функционирования рыночной системы, реализации рыночных сил.

При определении тактических заданий монетарной политики надо учитывать необходимость ее дифференциации относительно конкретной макроэкономической ситуации, характер развития экономического цикла. Тактика денежной политики должна быть гибкой. Она должна изменяться зависимо от условий при экономическом кризисе и в период активной рыночной конъюнктуры, высоких темпов экономического развития. Исходя из этого теория различает политику «дорогих денег» и политику «дешевых денег». В первом случае весь инструментарий монетарной политики упорядочивается согласно с динамикой экономического цикла сужению объемов денежной и кредитной эмиссии, во втором – наоборот: обеспечению доступности для субъектов экономической деятельности денежных и кредитных ресурсов.

Дифференциация тактических целей денежно-кредитной политики имеет и другой, довольно важный, аспект. В зависимости от экономической идеологии, которой отдают предпочтение главные структуры общества, она может быть направляться на стимулирование или пропозиции товаров, или платежеспособного спроса. Говорится про реализацию в первом случае монетаристского, а в другом – кейнсианского подходов к концептуальном определении общих принципов макроэкономического регулирования. Соответственно корректируется и целевая направленность и механизм осуществления денежно-кредитной политики.

В этом же контексте необходимо учитывать степень развития в той или иной стране рыночных отношений, соответствующих функциональных механизмов, в том числе банковско-кредитных структур, которые обеспечивают результативность монетарной политики. Денежно-кредитная политика как составляющая экономических методов регулирования хозяйственных процессов является альтернативой директивного управления. Поэтому в странах с переходной экономикой, где значительную часть последней составляет государственный сектор и поэтому органически объединяется рыночные и административные методы управления, возможности использования в полном объеме наработанного мировой практикой арсенала денежно-кредитной политики являются ограниченными. Соответственно этому ограниченными должны быть и цели денежно-кредитной политики.

Выбор направлений денежно-кредитной политики, ее целей и механизмов должны учитывать и внешнеэкономические позиции страны. в какой степени экономика является открытой и интегрированной в мировой экономический простор. Таким образом, в условиях открытой экономики и функционирования системы фиксированных курсов институционные методы относительно управления денежной массой теряют свою эффективность. ЕЕ динамика определяется действием внешних показателей. Поэтому следует органично объединять концептуальную логику с конкретными заданиями денежно-кредитной и валютной политики, которую проводит то или иное государство, несогласованность и противоречия между ними являются крайне деструктивными.

4. Образование и перераспределение национального дохода через государственный бюджет, налоги, займы и инфляцию.

С помощью денег происходит образование и перераспределение национального дохода через государственный бюджет, налоги, займы, инфляцию.

Рыночная система приводит к существенному неравенству в распределении денежного дохода, а значит, и в распределении национального продукта между индивидуальными производителями. Даже в развитых странах с рыночной экономикой проблема богатых и бедных остается достаточно острой. Поэтому государство должно создавать механизмы уменьшения неравенства доходов. К таким механизмам относятся система налогообложения доходов предпринимателей и наемных работников, трансфертные платежи, ценообразование.

Так, в ряде стран перераспределение доходов между слоями населения обеспечивает система прогрессивного налогообложения. За счет трансфертных платежей выплачивается помощь бедным, инвалидам. а также по безработице. Программы социальной помощи предусматривают финансовую помощь больным, пенсионерам, людям пожилого возраста. Государство изменяет также распределение доходов путем рыночного вмешательства, т. е. модификации цен, которые устанавливаются рыночными силами. пример такого вмешательства – гарантированные цены на сельскохозяйственные товары фермерам и минимальные тарифные ставки.

Объектом финансово-кредитного регулирования экономики является соотношение между товарной и денежной массой, которое должно быть сбалансированным, иначе говоря, в обороте должна находиться определенная сумма денег. Для обеспечения нормального финансово-кредитного регулирования государство должно содействовать формированию двухуровневой банковской системы, которая состоит из центрального эмиссионного банка (верхний уровень) и сети коммерческих банков и других коммерческих институтов, а именно: сберегательных банков, инвестиционных и страховых компаний (нижний уровень). Кроме того, правительство должно содействовать созданию рынка ценных бумаг и механизма их действия.

Деятельность правительства может дать два противоположных результата в зависимости от того, как она осуществляется. В целом государственная политика может быть и фискальной, связанной с использованием государственных налогов и расходованием бюджетных средств, или монетарной, направленной на регулирование денежного оборота и количества кредитных средств в экономике.

Государственный бюджет как экономическая категория отображает реальные экономические отношения между государством и другими экономическими субъектами по поводу создания и использование централизованного фонда денежных ресурсов страны, предназначенных для использования функций государства путем распределения и перераспределения ВВП.

Основная часть бюджетных отношений возникает в процессе распределения и перераспределения стоимости НД.

На стадии первичного распределения НД в Государственном бюджете концентрируются денежные ресурсы в виде:

-         части налога на дополнительную стоимость;

-         отчислений на социальное страхование.

На стадии вторичного перераспределения НД часть доходов предприятий и населения концентрируются в Государственном бюджете для дальнейшего перераспределения с целью удовлетворения общественных потребностей.

Средствами бюджетной политики осуществляется прямое государственное хозяйственное воздействие. Для покрытия государственных расходов используется такой важный инструмент мобилизации финансовых средств, как налоги. Кроме того, последние используются для влияния на деятельность субъектов хозяйствования. При этом государственное регулирование с помощью налогов в решающей степени зависит от выбора налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также видов и размеров налогов.

В качестве инструментов государственного регулирования используются и расходы бюджета на хозяйственные цели. Это прежде всего государственные кредиты, субсидии и гарантии (поручительства), а также затраты на закупку товаров и услуг в частном секторе. В целом государственные расходы можно представить как сумму выплат трансфертов (трансфертные платежи) и государственных закупок товаров и услуг.

Трансфертные платежи представляют собой выплаты, в ответ на которые не предполагается предоставление в текущем периоде какой-либо экономической услуги. К таким платежам относятся выплаты пособий по социальному обеспечению и безработице отдельным гражданам, пособий ветеранам и т. д. Эти выплаты просто перераспределяют налоговые доходы, полученные от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения.

Произвольное установление государственных цен, вызывающие перекосы в величине и структуре спроса может привести к инфляции – обесцениванию денег, снижению их покупательской способности. как считают некоторые экономисты, под инфляцией следует понимать повышение общего уровня цен в экономике.

Таким образом, повышение цен и обесценивание денег – это признаки инфляции. Причинами ее могут быть:

- несоответствие спроса на товары и услуги. Диспропорции между спросом и предложением, превышение доходов над потребительскими расходами могут порождаться дефицитом государственного бюджета, который возникает тогда, когда доходы бюджета меньше затрат; чрезмерным инвестированием, когда объем инвестиций превышает возможности экономики и способствует сдерживанию роста потребления; опережающим ростом заработной платы по сравнению с ростом производства и повышением производительности труда.

- монополизм предприятий в условиях свободного ценообразования, позволяющий монополистам существенно повышать цены на свою продукцию.

- деформация народнохозяйственной структуры, выражающаяся в существенном отставании отраслей потребительского сектора при явно гипертрофированном развитии отраслей тяжелой индустрии;

- диспропорции в самом производстве, углубление материально-финансового равновесия, недочеты в системе планирования, в механизме денежного обращения, в отсутствии антиинфляционного регулирования. Особенно показательными эти причины инфляции оказались в Украине.

- неверие населения в государственную экономическую политику. вследствие чего люди при первой возможности освобождаются от денег и превращают их в материальные ценности. Если бы экономика была стабильной и население доверяло правительству, стремление материализовать деньги было бы намного меньше и значительная часть их накапливалась бы в банках. Это уравнивало бы спрос и предложение, а деньги, которые сохранялись бы на личных счетах граждан, государство и банки могли бы направлять на расширение производства.

- Увеличение или уменьшение кредитов против нормальных потребностей, что ведет к нарушению денежного обращения. Расширение кредита, например, в Украине на капитальные вложения обусловили уменьшение текущего спроса.

- Сокращение поступлений от внешней торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового и платежного балансов относятся к внешним причинам инфляции.

Сложность проблемы инфляции в том, что приспособить количество денег к количеству товаров необычайно трудно, а произвести бумажные деньги в желаемом размере не столь сложно и, главное, практически ничего не стоит. Это огромное искушение для тех, кто обладает правом создавать деньги.

Таким образом, как порождение товарного производства и обмена, деньги играют особенную роль общего эквивалента, выступают воплощением общественного богатства. Особенно усиливается роль денег в условиях усовершенствования и большего расширения современной рыночной организации общественного производства как формы товарного хозяйства.

Зная особенности денежной системы, состояние экономики, и направление ее развития, каждая страна выбирает наиболее приемлемый для нее вид реформ или методы урегулирования для оздоровления денежного обращения, укрепления национальной валюты, обеспечения ее максимально возможного стабильного курса.

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Рузавин Г. И. Основы рыночной экономики: Учебн. пособие для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. – 423 с.

2. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / Е. Ф. Жуков, Л. М. Максимова. А. В. Печникова и др., Под ред. проф. Е. Ф. Жукова. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 622 с.

3. Петюх В. М. Ринкова экономiка: Настiльна книга дiловоi людини. – К. Урожай, 1995. – 432 с.

4. Гальчинський А. Теорiя грошей: Навч. Посiбник. – К.: Основи, 1998. – 415 с.

5. Фiнанси Украiни. 1 / 2007 Чухно А. А. природа сучасних грошей, кредиту та грошово-кредитноi полiтики. с. 3-16

6. Фiнанси Украiни. 9 / 1997 Чухно А. А. Капiтал, кредит, процент. Iх сутнiсть i роль в економiцi. с. 5-18.

7. Фiнанси Украiни. 3 / 2004 Евтух О. Т. Система законiв грошей i принципи iх використання. с. 27-34.

 

 

 


РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты