|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Россия в мировом производстве и торговле продовольствиемРоссия в мировом производстве и торговле продовольствиемМинистерство сельского хозяйства РФ Воронежский государственный аграрный университет им. К.Д. Глинки Кафедра экономической теории и мировой экономики КУРСОВАЯ РАБОТА на тему: РОССИЯ В МИРОВОМ ПРОИЗВОДСТВЕ И ТОРГОВЛЕ ПРОДОВОЛЬСТВИЕМ Выполнил: студент Б-III-3а Зотов Алексей Васильевич Проверил: доцент, к.э.н. Иваньшина Татьяна Борисовна Воронеж 2001 г. ОГЛАВЛЕНИЕ стр. Введение 3-4 1. Теории внешней торговли 4-8 1.1. Меркантилизм 4-5 1.2. Идея «Свободы торговли» Смита-Рикардо и понятие «Условия торговли» 5-6 1.3. Неоклассическая концепция Хекшера-Олина 6 1.4. Новые и новейшие теории внешней торговли 6-8 2. Внешняя торговля России 8-15 2.1. Условия торговли России 8-9 2.2. Структура внешней торговли России 10-11 2.3. Система внешнеторгового регулирования России 11-13 2.4. Положение России в мире по информационному обеспечению и эффективность экономики 13-14 2.5. Российская Федерация в системе современных мирохозяйст- венных связей 14-15 3. Международная торговля продовольствием России 15-24 3.1. Характеристика продовольственного рынка России 15-19 3.2. Продовольственная зависимость России от импорта 19-20 3.3. Обеспечение качества продовольствия при международном обмене 20-23 3.4. Экономические задачи на перспективу 23-24 4. Заключение (пути решения внешнеторговых проблем в России) 24-27 5. Список использованной литературы 27
ВВЕДЕНИЕ Основной формой мировых хозяйственных связей является внешняя торговля, которая по динамике и стоимостным показателям опережает движение капиталов и другие виды внешнеэкономических связей. Кроме того, темпы прироста международных экспортно-импортных операций превышают темпы роста мирового промышленного производства. Стимулом быстрого развития мировой торговли послужила революция в области информационных технологий. Промышленно развитые страны контролируют более 70% мирового товарооборота. Крупнейшими торговыми державами мира являются США, Германия и Япония, на которые приходится около трети мировых экспортно-импортных операций. В десятку крупнейших торговых стран мира входят Франция, Великобритания, Италия, Канада, Гонконг, Нидерланды, Бельгия/Люксембург. Россия традиционно входила в число крупнейших торговых держав мира. Пристальное внимание развитию торгового сотрудничества с зарубежными странами Российское государство начало уделять еще со времен царствования Петра I, когда началось активное освоение европейского рынка. В международной торговле конца XIX в. Россия занимала 8-е место, а среди европейских держав по объему экспортно-импортных операций уступала лишь Англии, Германии, Франции и Голландии, при этом значительно опережая Австро-Венгрию и Италию. В структуре российского экспорта в тот период преобладали сельскохозяйственные товары, в частности на зерновые приходилось 47% стоимости вывоза, лен – 8,6, сахар – 2,9, пеньку – 2,4, яйца – 2,3, домашнюю птицу – 0,7, масло коровье – 0,5, сало – 0,1%. Следует подчеркнуть, что для внешней торговли России конца прошлого века было характерно положительное сальдо торгового баланса, причем были годы, когда отечественный экспорт в 2 раза превышал импорт. Бывший Советский Союз также относился к числу ведущих мировых торговых держав. В 1990 г. по размеру экспорта (103 млрд. долл.) СССР занимал 10-е место, а по размеру импорта (121 млрд. долл.) – 8-е место в мире. Однако в связи с распадом СССР, глубоким экономическим кризисом, который распространился на сферу внешнего товарообмена России, ее значение как мировой державы резко упало. Удельный вес России в мировой торговле с 1990 г. по 1993 г. сократился в три раза (с 3 до 1%). Россия переместилась на 19-е место по стоимости экспорта (32,9 млрд. долл.) (1). За период экономических преобразований продовольственный рынок претерпел коренные изменения. Проведена масштабная приватизация государственной собственности. В некоторых секторах продовольственного рынка сформировалась конкурентная среда. Возросла предпринимательская и инвестиционная активность в торговле. Централизованная система продовольствия полностью заменена отношениями свободной купли-продажи. Вместе с тем позитивные тенденции развития продовольственного рынка сопровождаются рядом негативных проявлений. Произошло падение производства сельскохозяйственного сырья и продовольствия, сопровождающееся диспаритетом цен между промышленной и сельскохозяйственной продукцией, снижением производительности труда, не соблюдением технологий производства. На продовольственном рынке сохраняется сложная с элементами дублирования система контроля, не дающая полной гарантии качества и безопасности товаров. Сертификация товаров и услуг формируется медленно (4). Наличие крупных нерешенных проблем участия России в мировом производстве и торговле продовольствием и регулирование продовольственного рынка являются весьма актуальными в современных условиях. 1. ТЕОРИИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ 1.1. МЕРКАНТИЛИЗМ Попытки разработки последовательной экономической концепции, объясняющей причины внешней торговли и ее место в хозяйственной жизни страны, начали предприниматься при ликвидации феодальной раздробленности европейских стран. Выступая против местничества отдельных феодалов, европейские государи обеспечивали создание централизованного государства с помощью сильной армии и флота; и то, и другое требовало полноценных денег, ассоциировавшихся в тот период с золотом и серебром. Внешняя торговля, считали меркантилисты, должна быть ориентирована на получение золота, поскольку в случае простого товарного обмена (например, шерсти на вино) оба товара, будучи использованными, перестают существовать. Для получения максимальной выгоды предлагалось усиление государственного вмешательства и контроля за состоянием внешней торговли. Поскольку количество металла в каждый определенный момент было фиксированным, то приобретение большего количества золота было возможно только за счет других стран или наций при ограничении их экспорта. Подобное обстоятельство способствовало развитию национализма, стремлению получить больше преимуществ за счет других стран и, как следствие, увеличению числа конфликтных ситуаций. Международная торговля разделялась на «зоны», удовлетворяющие интересы метрополий и связанных с ними колониальных стран (Англии, Франции, Испании и т.д.). Примером меркантилистической политики была политика французского государства эпохи Людовика XIV, российского царя Петра I. Однако подобные действия противоречили развитию капиталистического производства, ориентированного на активный передел мировых рынков, всестороннее расширение международной торговли; требовались новые концепции. 1.2. ИДЕЯ «СВОБОДЫ ТОРГОВЛИ» СМИТА – РИКАРДО И ПОНЯТИЕ «УСЛОВИЯ ТОРГОВЛИ» В конце семнадцатого столетия появилась идея (теория) «свободы торговли» классиков английской политической экономии А.Смита и Д.Рикардо. Главной в работе А.Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» была идея о том, что основой богатства нации и народов служит разделение труда. Автор сформулировал следующий вывод: выгоду получают страны, активно участвующие в международном разделении труда. Международное разделение труда, утверждал А.Смит, должно осуществляться с учетом тех абсолютных преимуществ, которыми обладает та или иная страна. Каждая страна должна специализироваться на производстве того товара, где она обладает абсолютным преимуществом. Отказ от производства товаров, по которым страны не обладают абсолютными преимуществами, и концентрация ресурсов на производстве других товаров приводят к увеличению общих объемов производства, росту обмена между странами продуктами своего труда. Заключение А.Смита противоречило выводам меркантилистов. Не столько золото или драгоценные металлы, притекающие в страну как следствие превышения экспорта над импортом, сколько активное участие в международном разделении труда за счет использования природных и абсолютных преимуществ, которыми обладает страна, обеспечивает рост государственного благосостояния. Поскольку именно развитие производства на базе абсолютных преимуществ отдельных стран и свободный торговый обмен обеспечивают рост всеобщего благосостояния, то отсюда учеными и разрабатывались рекомендации в области внешнеэкономической политики, прямо противоположные взглядам меркантилистов. Государству при этом предлагалось свести до минимума свое вмешательство в отбор межгосударственной специализации, предоставив его «невидимой руке конкуренции». Вмешательство же государства во внешнеторговый обмен допускалось лишь в редких случаях: с целью нейтрализации государственной поддержки экспорта в другой стране; в связи с необходимостью обеспечить безопасность страны. Д.Рикардо удалось доказать, что абсолютные преимущества, рассматриваемые А,Смитом, представляют собой лишь частный случай общего правила. Свободная торговля, стимулируя международную специализацию, обеспечивает следующее преимущество: позволяет каждой стране потреблять не меньшее количество товаров, что и до специализации, минимизируя реальные расходы рабочего времени, необходимые для создания данного объема товаров. Однако здесь не учитывается то обстоятельство, что в реальности обмен происходит с участием денег. Страны обменивают одну валюту на другую, чтобы расплатиться друг с другом. В соответствии с доктриной устанавливается, что торговля осуществляется за счет использования преимуществ в отношении условий производства. Однако при этом не определяется, какие конкретные количества товаров будут обмениваться. Главным фактом, влиявшим на производство товаров, считали А.Смит и Д.Рикардо, был труд, и цена зависела от трудовых издержек, т.е. они придерживались трудовой теории стоимости. 1.3. НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ХЕКШЕРА-ОЛИНА. Согласно неоклассической концепции Хекшера-Олина торговля должна быть наиболее эффективной между странами с максимально различающейся структурой экономики (вследствие различной наделенности факторами производства). Однородные производства следует сосредоточить в одной стране. Развитие торговли эффективно в том случае, если стимулирует отдельные государства отказаться от производства однородных товаров, т.е. усиливает межотраслевую специализацию производства. Странам надо экспортировать товары, при производстве которых максимально используются относительно избыточные факторы. Свободная торговля при этом должна выравнивать цены таких факторов. В результате внешней торговли необходимо выравнивать заработную плату, процентные ставки, рентные платежи и т.д. Международные инвестиции должны стимулироваться различиями в обеспеченности факторов. Наконец, необходима взаимозаменяемость международной торговли и международных инвестиций. Многие исследователи пытались решить вопрос о несоответствии неоклассической концепции практике развития внешнеторговых связей конкретных стран и избрали путь «поправок» отдельных элементов неоклассической концепции при сохранении главных ее положений. В подавляющей части поправки сводятся к увеличению числа факторов, прежде всего к включению дополнительного фактора «технология» или «квалификация рабочей силы». 1.4. НОВЫЕ И НОВЕЙШИЕ ТЕОРИИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ Доктрине сравнительных преимуществ Д.Рикардо был противопоставлен иной анализ проблем внешнеторгового обмена американскими исследователями С.Робиком и К.Симмондсом. Основой их подхода является общепринятый экономической наукой факт: значительная часть внешнеторговых операций фактически представляет собой внутрифирменный обмен. Точные расчеты доли внутрифирменных поставок в общем объеме внешней торговли отсутствуют, однако ориентировочные данные позволяют сделать вывод о том, что на внутрифирменные связи приходится около 70% всей мировой торговли, 80-90% продаваемых лицензий и патентов, 40% экспорта капитала. Особенности внутрифирменной торговли, выделяющие ее из традиционной внешней торговли, отражаются в качестве характеристик современного торгового обмена. Международные монополии заинтересованы во внешнеторговых поставках прежде всего в страны, наиболее близкие по своим характеристикам к параметрам страны, где находится штаб-квартира монополии. Внешнеторговая статистика свидетельствует о том, что внешняя торговля быстро расширяется между индустриально развитыми странами, где находятся крупнейшие транснациональные корпорации (ТНК). С.Линден делает вывод о том, что технологически сложные изделия создаются фирмой в качестве реакции на уже существующие потребности, т.е. прежде всего потребности внутреннего рынка. Только после очередного расширения производства, после насыщения внутреннего рынка фирма стремится завоевать внешний. Однако теория С.Линдена была незаконченной, она охватывала только один, притом ограниченный, аспект поставки технологически сложных товаров на внешний рынок. Дальнейшая ее разработка привела к созданию теории «цикла жизни продукта» Ч.Киндельберга, Р.Вернона, Л.Уэлса, которая объясняла закономерности развития внешней торговли большой группы товаров. Хронологические показатели «цикла жизни продукта» могут быть различными и длиться от нескольких лет до десятилетий. Разбивка производства на этапы условна, поскольку бывает так, что товар сразу же с первого переходит на четвертый этап. Например, длительность «цикла жизни», начиная от производства хлопчатобумажных изделий в Англии и кончая их изготовлением в Индии, составляет десятки, а иногда и сотни лет. Недостатком этой теории являлось некоторое ограничение ее приложения. Во-первых, производство ряда товаров сохранялось в узкоспециализированных районах и не распространялось на другие страны. Во-вторых, теория закрепляла за США лидирующее положение. Однако в последнее время некоторые страны (Япония и Германия) смогли догнать и даже перегнать США, специализируясь на определенных видах производств. Попытку совместить элементы неоклассической теории и теории внешнеторговой деятельности фирм предпринял американский исследователь М.Портер. По мнению М.Портера, четырьмя главными параметрами, определяющими развитие современной внешней торговли, являются: факторные условия; условия спроса, близкие и обслуживающие отрасли; стратегия фирмы и конкуренция. М. Портер признает значимость первого параметра – факторных условий, численность которых увеличивается путем введения новых. Второй параметр – условия спроса – представляет собой требования внутреннего рынка, определяющие развитие фирмы, взаимосвязь с потенциальным развитием мирового рынка. Третий параметр – близкие и обслуживающие отрасли – характеризуют наличие эффективного производственного окружения, непосредственно влияющего на деятельность фирмы. Четвертый параметр – стратегия фирмы и конкуренция связан с фирменной стратегией и организационной структурой. При этом нельзя выделить какую-либо единую и универсальную систему управления, которая была бы одинаково применима для всех (2). 2. ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ 2.1. УСЛОВИЯ ТОРГОВЛИ РОССИИ Внешняя торговля имеет жизненно важное значение для экономики России (1). Как известно, на протяжении четырех послевоенных десятилетий положение Советского Союза в мировом хозяйстве давало основания рассматривать его как развитую в экономическом и научно-техническом плане державу, к тому же обладающую разнообразными и значительными сырьевыми и топливно-энергетическими ресурсами. В этот период по совокупному экономическому потенциалу и абсолютным размерам ВВП (валовой внутренний продукт) СССР, в котором Российской Федерации принадлежало весьма видное место, находился на второй позиции в мировой «табели о рангах» после США, фактически опережая прочие страны «Большой семерки» и Китай. Его положение в качестве одной из «сверхдержав» поддерживалось в немалой степени и военно-стратегическим паритетом с США (9). Начиная с середины 80-х годов и особенно в период радикальных экономических преобразований в России наметилась тенденция к ухудшению показателя условий торговли (отношение индекса экспортных цен к индексу импортных цен). В бывшем Советском Союзе доля внешней торговли в ВВП составляла в 1990 г. 6,5%, что свидетельствовало не столько о малых размерах экспорта и импорта, сколько о значительных размерах ВВП. В период с 1984 г. по 1992 г. соотношение индекса экспортных цен России к индексу импортных цен в среднем составляло 88,3%, что соответствовало 34-му месту в мире. В 1993 г. показатель условий торговли сократился до максимально низкого уровня – 69%. Низкий показатель условий торговли свидетельствует о неэффективной внешней торговли, когда цены на экспортируемую продукцию занижаются, а на импортную завышаются. Однако в последние годы наметилась положительная динамика в изменении показателя условий торговли России. Начиная с 1993 г. наметилась устойчивая тенденция к росту внешней торговли России. В 1994 г. объем внешней торговли России увеличился до 88,5 млрд. долл., в 1995 г. – до 105,9 млрд. долл. С учетом торговли России со странами ближнего зарубежья общий стоимостной объем экспортно-импортных операций страны составлял в 1994 г. 104,2 млрд. долл. в 1995 г (табл. 1). Таблица 1 Динамика развития внешней торговли России (млрд. долл.) | |||||
Годы |
Оборот |
Экспорт |
Импорт |
Сальдо |
||
1991 1992 1993 1994 1995 1996 |
95,4 79,4 77,3 88,5 105,9 71,6 |
50,9 42,4 44,3 51,4 64,3 41,4 |
44,5 37,0 32,9 37,0 41,6 30,1 |
6,4 5,4 12,4 14,4 22,7 11,3 |
Примечание: в 1996 г. данные приведены за 1-ю половину года.
Положительным моментом в развитии внешней торговли России в последние годы является стабильный рост положительного сальдо экспортно-импортных операций. В 1994 г. превышение экспорта над импортом в России составляло 14,4 млрд. долл., и по этому показателю страна занимала 4-е место в мире, уступая лишь Японии (120 млрд. долл.), Германии (35 млрд. долл.) и Италии (21 млрд. долл.). В 1995 г. положительное сальдо торгового баланса России достигло 22,7 млрд. долл., в 1996 г. – 27,9 млрд. долл.
Основной причиной возникновения и роста положительного сальдо во внешней торговле России является резкое увеличение экспорта сырьевых товаров, черных и цветных металлов, химических товаров, а также значительное сокращение централизованного импорта товаров, в том числе уменьшение массовых закупок зерна и некоторых других продовольственных товаров.
Россия не относится к странам с экстравертивной моделью экономики, где приоритетным направлением развития является экспортная ориентация и, соответственно, достаточно велик удельный вес внешней торговли в валовом внутреннем продукте (Гонконг – 188%, Сингапур – 179, Малайзия – 77, Бельгия – 69, Ирландия – 61, Тайвань – 45%). Вместе с тем внешняя торговля имеет жизненно важное значение для экономики России, а в последние годы ее роль как основного источника валютных поступлений несколько возросла. Удельный вес экспорта в ВВП России в 1996 г. составлял 19,9%, в импорте – 13,5%.
Тем не менее внешняя торговля России имеет экспортную направленность, о чем свидетельствует коэффициент экспортно-импортной специализации (отношение стоимостного объема экспорта к импорту), в 1995 г. составивший 1,3.
2.2. СТРУКТУРА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ
Долгое время бывший Советский Союз был одним из крупнейших экспортеров оружия и военной техники, которые продавались практически во все страны региона мира. На долю России в 80-х годах приходилось 42% мировой торговли оружием. По стоимости экспорта вооружений Россия уступала лишь США.
В вывозе сырьевых товаров в 90-е годы отмечалась тенденция к снижению эффективности экспорта, особенно топлива. При увеличении физических объемов зарубежных поставок валютные поступления от экспорта сокращались.
Однако современная структура внешней торговли России носит ярко выраженный сырьевой характер (1). В последние годы на мировой рынок поставляется свыше 40% добываемой в стране нефти, более 30% природного газа, около 30% нефтепродуктов, более 35% минеральных удобрений, не менее 25% круглого леса, свыше 60% фанеры (6). Рост экспорта сырьевых товаров из России стимулировался завышенным курсом доллара и низким уровнем рентной платы за природные ресурсы (1).
В 1997 г. резко упали мировые цены на нефть и металлы, что сразу усугубило внутриэкономическое положение страны (6).
В экспорте России, который в 1995 г. составил 64,3 млрд. долл., на долю сырьевых товаров приходилось более половины всего вывоза. При этом всего лишь два товара – сырая нефть и природный газ – давали 35% всей валютной выручки страны.
В середине 90-х годов на экспорт поставлялось 90% общего объема производства алюминия, 85 – минеральных удобрений, 80 – меди, 70 – продукции – продукции черной металлургии, 41 – сырой нефти, 40 – никеля, 35 – алмазов, 33 – природного газа, 31,2 – целлюлозы, 25 – нефтепродуктов, 11,6 – каменного угля, 6,7% - чугуна.
Россия по-прежнему остается ведущим мировым экспортером ряда сырьевых товаров, черных и цветных металлов. В частности, ее доля в мировой торговле алюминием в середине 90-х годов составляла 25%, никелем – 20, медью – 11, цинком – 8,4% (1).
Так, положение России в мировой экономике в конце ХХ века характеризовалось следующими данными:
удельный вес страны в совокупном валовом продукте мира снизился с 3,4% до менее чем 2% - примерно 10-е место в мире;
доля в мировом промышленном производстве не превышала 4% - 5-я позиция в мире;
по уровню производительности труда в промышленности (годовая выработка на одного занятого) страна занимала 64-ю, а в сельском хозяйстве – 77-ю ступень в мировой классификации (9).
Основной причиной уменьшения импорта с началом экономических реформ является прежде всего политика правительства России, направленная на сокращение государственных расходов, включая расходы на централизованный импорт, а также на постепенную ликвидацию системы бюджетного дотирования импорта (1).
2.3. СИСТЕМА ВНЕШНЕТОРГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИИ
Вплоть до 80-х годов регулирование внешнеэкономических связей России определялось особенностями советской экономики, основанной на централизованном распределении финансовых и материальных ресурсов.
Система государственной монополии внешней торговли жестко определяла внешний рынок от внутреннего. Главной целью распределения ресурсов было направлено на обеспечение производственных нужд в бывшем СССР. Импорт решал задачу получения недостающих товаров, а экспорт обеспечивал необходимые средства платежа. Все союзные объединения специализировались на экспорте (импорте) отдельных товаров.
Право на внешнеторговые операции было предоставлено исключительно специализированным государственным организациям 95% внешнеторгового оборота страны приходилось на объединения Министерства внешней торговли (позже – Министерства внешних экономических связей).
На внешнем рынке товары продавались по мировым ценам, в то время как на внутреннем они закупались по фиксированным национальным. Возникающие прибыли и убытки покрывались за счет государственного бюджета. Банк для внешней торговли и Государственный банк финансировали торговую деятельность этих объединений.
Монополизация внешнеторговой деятельности, оторванность производителей от мирового рынка, косвенная связь с ним через обязательных внешнеторговых посредников, подчиненность задач внешнеторговой деятельности, призванной компенсировать дисбалансы в национальном хозяйстве, - все это приводило к ухудшению качества производимой продукции, национальной структуре экспорта и импорта.
Таможенный тариф России, действующий в настоящее время, представляет собой перечень товаров, подготовленный на базе международной классификации. Каждому товару соответствуют различные уровни ставок таможенных пошлин в зависимости от режимов, применяемых в отношении стран происхождения товара.
Основой являются ставки, применяемые по отношению к странам, пользующимся в России режимом наибольшего благоприятствования; по отношению к этим 125 странам используются базовые ставки. Для товаров, поступающих из стран, не пользующихся этим режимом, базовые ставки увеличиваются вдвое.
Для товаров, ввозимых из стран, относящихся к развивающимся (по классификации ООН), базовые ставки уменьшаются в 2 раза. Товары, происходящие из 46 наименее развитых государств, ввозятся безпошлинно, точно также, как импорт товаров из стран СНГ.
В среднем базовая ставка таможенного тарифа составляет 20% стоимости изделия. Более высокие пошлины установлены на ряд изделий, которые в российских условиях можно считать предметом роскоши.
Новый тариф предусматривает не только адвалорный порядок начисления ставок таможенных пошлин, но и возможность использования двух новых: в экю за физическую единицу ввозимого товара (за 1 кг, за 1 л или 1 шт.), т.е. специфические пошлины, и комбинированный порядок начисления. На некоторые виды сельскохозяйственной продукции растительного происхождения (овощи, фрукты) введены сезонные пошлины с ограниченным сроком действия.
Вводится также налог на добавленную стоимость, исчисляемый с величины, включающей таможенную стоимость товара, импортную пошлину и сумму акциза.
Итак, наблюдается тенденция к фискальному обложению импорта, а также разработка четко выраженных протекционистических правительственных программ. По сравнению с национальным производством импортные товары ставятся в заведомо невыгодное положение не только потому, что облагаются дополнительными высокими пошлинами, но и в связи с явно завышенной базой для взимания налога на добавленную стоимость.
Особенностью таможенного режима России является применение экспортных налогов, взимаемых с целью уравнивания внутренней и внешней цен, в первую очередь сырьевых товаров, и пополнения госбюджета. Наиболее значительны в настоящее время ценовые диспропорции по сырьевым товарам, и поэтому основными товарами, подлежащими экспортному налогообложению, служат минералы и сырье, на которые приходится более 80% всего экспорта России. Экспортные пошлины взимаются в экю с 1 т (т.е. являются специфическими), лишь в отдельных случаях используются адвалорные пошлины.
Основным методом определения таможенной стоимости товара, закрепленным в таможенном тарифе России, выступает признаваемый и рекомендуемый ГАТТ метод определения по цене сделки с ввозимыми товарами или идентичными (в российской редакции «однородными») по расчетной цене товарами.
Такое построение таможенной оценки приближает Россию к использованию мировых норм и правил. На практике же реальный контроль осуществляется лишь над очень крупными сделками. То, что происходит при заключении небольших сделок, обычно происходит мимо контролирующих организаций, а именно в этой сфере двух - трехкратное занижение контрактной стоимости практически является нормой.
Действующий российский таможенный тариф можно рассматривать как временный. Его основная задача – пополнение госбюджета и протекционистская защита национальных отраслей.
Система таможенно-тарифного налогообложения дополняется широким использованием импортного субсидирования.
Импортное субсидирование представляет собой рудимент прежней распределительной системы с целью выравнивания различий во внешних и внутренних ценах. Завышенный обменный курс в рублях иностранной валюты, в которой происходит оплата импортного товара, дополнительные сборы и в том числе налог на добавленную стоимость – все это делает импортные товары недоступными по цене малоимущим слоям населения.
Источниками субсидирования обычно являются займы, получаемые правительством от иностранных государств, банков или международных организаций.
Неценовые методы регулирования внешней торговли в России широко распространены и включают квоты, лицензии, систему специальной регистрации экспортеров и специальный экспортный контроль.
Наиболее значимый из перечисленных методов – квотирование с целью резервирования определенного количества жизненно важных товаров для внутреннего рынка. Квоты формируются на основе материальных балансов и представляют собой разницу между производством и внутренним потреблением. Таким образом, квотирование выступает своеобразным порождением прежней системы централизованного распределения товаров, при которой экспорт осуществляется только в том случае, если товары производились в избытке по сравнению с требованиями внутреннего рынка, а объем квот обеспечивал получение необходимого количества валюты для оплаты запланированного импорта (2).
2.4. ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ В МИРЕ ПО ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭКОНОМИКИ
Мировое сообщество стремительно переходит от традиционного состояния к так называемому информатизационному обществу – обществу электронной переработки информации и развитых коммуникационных систем, где информатизационные потоки приобретают не меньшее значение, чем потоки материально-энергетические. Место любой страны в современном мире в значительной степени определяется степенью включонности в процесс информатизации общества. Активное участие в нем позволяет повысить эффективность экономики, помогает приобрести преимущества по многим параметрам экономического социального развития.
Россия вступила на путь информатизации в период упадка плано-распределительной системы в рамках СССР, последовавшего затем его распада, сложно протекающей рыночной трансформации общества. Этим в значительной степени объясняется отставание страны в темпах развития информационной индустрии, информационного обновления материального производства, сферы услуг и индустриального устройства. Известно отставание страны и в развитии коммуникационных сетей и средств связи, в частности, следует назвать и низкое качество телефонной сети. Несмотря на то, что положение с компьютерной оснащенностью и развитием коммуникаций в последние годы меняется к лучшему, сегодня задача перевода на качественно новую ступень информационного обеспечения страны стоит как никогда остро, ибо только с ее решением можно связывать расчеты на благоприятные перспективы развития экономики и интеллектуального потенциала.
2.5. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННЫХ МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ
Крупнейшими внешнеторговыми партнерами в прошлом десятилетии являлись:
Среди стран дальнего зарубежья – Германия (традиционно; на нее в 1998 году приходилось 9,7% объема экспортно-импортных связей), США (8%), Италия (4,4%), Нидерланды (4,3%), Великобритания (3,7%) и Финляндия (3,0%).
Из числа ближнего зарубежья – Украина (традиционно; ее доля во внешнеторговом обороте РФ в 1998 году составляла 7,6%), Белоруссия (8%) и Казахстан (3,3%).
В 1999 году общая сумма внешней задолженности РФ достигла 150 млрд долларов США. При этом на долги бывшего СССР приходится 79,9 млрд долларов, а чисто «российская» задолженность составляет 70,7 млрд долларов США (10).
Импорт товаров и услуг представляет собой первое звено связи с внешним миром.
Экспорт представляет собой еще одно звено, связывающее внутреннюю национальную экономическую систему с зарубежными странами.
Средства, полученные в качестве платежей, компенсирующих стоимость товаров и услуг, проданных иностранным покупателям, поступают на рынки продуктов, где они сливаются с потоками денежных средств, полученных от продажи товаров и услуг внутренним семейным хозяйствам, фирмам и государству в лице правительства. Средства из всех этих источников прибавляются к доходам, получаемым фирмами от продажи национального продукта (12).
Новая стратегия ВЭД (внешняя экономическая деятельность) была разработана в середине 1992 г. с учетом обстановки, сложившейся после распада СССР: разрушения хозяйственных связей, неопределенности нормативно-договорной базы ВЭД, ослабления контроля государства за экспортно-импортными и платежно-расчетными операциями из-за отсутствия таможенных границ и недееспособности системы регулирования торговли со странами СНГ с использованием прежних методов, не учитывающих новой специфики внешнеэкономических отношений; отсутствия надежного банковского и валютного контроля; кризиса неплатежей и денежного обращения, негативно влияющего на курс рубля и затрудняющего его использование в качестве платежного средства во внешнеторговых операциях.
Особо следует остановиться на противодействии развитых стран Запада выходу на внешние рынки российских предприятий с наукоемкой продукцией, способной составить конкуренцию на мировых рынках вооружения, атомной и авиакосмической продукции. Высокая интегрированность западных государств, объединенных в ряд не только политических, но и экономических союзов и организаций, позволяет предположить и в дальнейшем высокую скоординированность этого сопротивления.
Среди ограничений, налагаемых на российский экспорт, главное место занимают меры конкурентной борьбы по отношению к российским товарам: сохранение санкций в отношении торговли нефтепродуктами, дискриминационных квот и запретительных тарифов стран – членов ЕС, правовой основой для применения которых является присутствие России в списке стран с государственной системой торговли (7).
3. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ ПРОДОВОЛЬСТВИЕМ РОССИИ
3.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА РОССИИ
Продовольственный рынок, являясь социально-экономической системой, подвержен влиянию как внешних, так и внутренних факторов. К внешним относятся: конъюнктура мировых цен на сельскохозяйственное сырье, меры политического характера (эмбарго, гуманитарная помощь) и т.д., внутренним – уровень развития отечественного производства, климатические условия, влияющие на урожайность сельскохозяйственных культур, развитость инфраструктуры, интегрированность производства и торговли, масштабы государственной поддержки продовольственного сектора, наличие правового обеспечения функционирования рынка (4).
За период проведения экономических реформ с 1991-1999 гг. в России сократились объем валовой продукции сельского хозяйства более чем на 40%, выпуск продукции пищевой и перерабатывающей промышленности на 60%. В растениеводстве спад отмечается прежде всего в производстве зерна и сахарной свеклы, вызванный уменьшением площадей посева культур и их урожайности.
В животноводстве, в связи со значительной ресурсоемкостью и убыточностью практически всех отраслей, поголовье скота и птицы сокращается. В 1999 г. численность поголовья крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий по сравнению с 1990 г. уменьшилось на 52%, в том числе коров – на 38%, свиней – в 2,2 раза, овец и коз – в 4,2 раза, птицы – на 45%. Реализация скота и птицы в живой массе снизилась в 2,2 раза, производство молока уменьшилось на 43%, яиц – на 32%.
В особо трудных условиях оказались крупные птицефабрики яичного и мясного направлений, комплексы по выращиванию и откорму крупного рогатого скота и свиней. На этих предприятиях в 1990 г. производилось до 90% яиц, 85 – мяса птицы, 30 – свинины, 25% говядины от общего объема их производства в общественном секторе. Благодаря научной организации производства, сбалансированному кормлению скота и птицы на комплексах и птицефабриках затраты труда, расход кормов, себестоимость единицы продукции в 2-3 раза ниже, чем на фермах. В настоящее время из-за недостатка кормовых ресурсов и их плохого качества ряд крупных животноводческих комплексов и птицефабрик прекратили свою производственную деятельность, а мощности сохранившихся используются на 20-70%.
Сохранение производства в крупных коллективных хозяйствах частично компенсируются его увеличением в личных подворьях, хотя к настоящему времени их возможности по наращиванию производства и поставок на рынок мяса, молока и яиц в значительной степени исчерпаны.
В пищевой и перерабатывающей промышленности ситуация характеризуется спадом производства основных продуктов питания, тяжелым финансовым положением большинства предприятий, интенсивным старением основных производственных фондов. Так, в 1999 г. по сравнению с 1990 г. объемы производства маргариновой продукции, кондитерских изделий, товарной пищевой рыбной продукции снизились в 2 раза; крупы, животного масла, сыров и брынзы жирных сортов – в 3; цельномолочной продукции – в 4, мяса (включая субпродукты 1 категории) – в 5,6 раза.
В то же время мощности бывших государственных предприятий по производству мяса, используются на треть, цельномолочной продукции – на четверть, животного масла, кондитерских изделий, сычужных сыров, муки – на 35-53%. Причины – сокращение сырьевой базы и стремление сельскохозяйственных производителей самим перерабатывать и реализовывать продукцию сельского хозяйства.
Уменьшение продовольственных ресурсов собственного производства привело к снижению душевого потребления продовольствия в среднем по всем группам населения (табл. 2).
Таблица 2
Потребление основных видов продуктов питания на душу населения (кг/год)
1990 г.
1999 г.
Мясо и мясопродукты в пересчете на мясо
75
41
Молоко и молокопродукты в пересчете на молоко
386
199
Яйцо и яйцепродукты, штук в год
297
209
Несмотря на экстремальные погодные условия 1999 г., общий объем валовой продукции сельского хозяйства на предприятиях всех категорий в сопоставимых ценах составил 102,4% к 1ровню 1998 г.
Сбор зерна увеличился на 6,8 млн. т (14,2%) и достиг 54,7 млн. т. Производство сахарной свеклы увеличилось на 40,9%, семян подсолнечника – на 38,4, овощей – на 16,5% (табл. 3).
Таблица 3
Валовой сбор основных сельскохозяйственных культур в хозяйствах всех категорий (млн. т)
1990 г.
1997 г.
1998 г.
1999 г.
1999 г. в % к
1990 г.
1998 г.
Зерно
116,7
88,6
47,9
54,7
46,9
116,7
В том числе пшеница
49,6
44,3
27,0
31,0
62,5
114,6
Маслосемена
4,7
3,3
3,4
4,6
97,9
113,9
В том числе подсолнечника
3,4
2,8
3,0
4,2
123,5
138,4
Сахарная свекла
32,3
13,9
10,8
15,2
47,1
140,9
Лен (волокно), тыс. т
71,3
23,4
33,5
23,7
33,2
70,7
Картофель
30,8
37,0
31,4
31,2
101,3
99,4
Овощи
10,3
11,1
10,5
12,3
119,4
116,5
В целом же значительный недобор зерна в 1998 – 1999 гг. осложнил проблему обеспечения скота и птицы концентрированными кормами. Вследствие этого уменьшилось производство основных видов продукции животноводства. Снизился выпуск мясной и молочной продукции (табл. 4) (11).
Таблица 4
Основные показатели развития животноводства
1990 г.
1997 г.
1998 г.
1999 г.
1999 г. в % к
1990 г.
1998 г.
1
2
3
4
5
6
7
Численность скота и птицы в хозяйствах всех категорий (млн. голов)
Крупный рогатый скот – всего
57,0
31,5
28,5
27,5
48,2
96,6
В том числе коровы
20,6
14,5
13,5
12,9
62,2
96,0
Свиньи
38,3
17,3
17,2
18,3
47,7
105,9
Овцы и козы
58,2
18,8
15,6
14,0
24,0
89,8
Птица
659,8
361,0
355,5
356,3
54,0
100,2
Продуктивность скота и птицы в сельскохозяйственных предприятиях
Надой молока на 1 голову, кг
2781
2066
2231
2282
82,1
102,3
Средняя живая масса одной головы скота, реализованной на убой, кг
крупного рогатого скота
357
276
279
279
78,2
100,0
Свиней
108
79
82
83
76,9
101,2
Овец
35
32
32
32
91,4
100,0
Средняя годовая яйценоскость курицы-несушки, шт.
236
234
235
248
105,1
105,5
Производство животноводческой продукции в хозяйствах всех категорий
Реализация на убой скота и птицы (в живой массе), млн. т
15,6
7,8
7,5
6,9
44,2
92,4
Молоко, млн. т
55,7
34,1
33,3
32,1
57,6
96,5
Яйцо, млрд. шт.
47,5
32,2
32,7
33,3
70,1
101,6
Шерсть, тыс. т
226,7
60,8
47,9
37,7
16,6
78,7
Производство важнейших видов продукции пищевой и перерабатывающей промышленности (тыс. т)
Мясо
6494
1510
1315
1072
16,5
81,5
1
2
3
4
5
6
7
Колбасные изделия
2283
1147
1113
944
41,3
84,8
Цельномолочная продукция
20786
5197
5574
5421
26,1
97,3
Масло животное
833
292
276
258
31,0
93,5
Сыр
458
174
185
183
40,0
98,9
3.2. ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ЗАВИСИМОСТЬ РОССИИ ОТ ИМПОРТА
Образовалась устойчивая зависимость российского внутреннего рынка от импорта продовольствия. Так, импортируемое мясо покрывает 60% внутреннего спроса, масло сливочное – около 50%, масло растительное – около 30% (9).
Продовольственная зависимость страны от импорта представлена в таблице 5.
Таблица 5
Импорт продовольственных товаров
1998 г.
1999 г.
тыс. т
в %
тыс. т
в %
к предыдущему году
К объему внутреннего рынка
К предыдущему году
к объему внутреннего рынка
Зерно
1570
47,9
2,2
5400
343,9
7,7
Мясопродукты
2319
76,9
32,0
1800
77,6
30,0
Молокопродукты
3694
58,7
10,1
2500
67,7
7,3
Масло животное
97,2
51,6
25,9
60,0
61,7
19,5
Сахар
4040
119,9
84,0
5150
127,5
85,0
В области внешнеэкономических отношений целесообразно осуществлять разумную и гибкую протекционистскую политику, поскольку удельный вес импортного продовольствия все еще значителен (табл. 6).
Таблица 6
Доля импорта в формировании продовольственных ресурсов (в % ко всем ресурсам)
Продовольственные ресурсы
1994 г.
1995 г.
1996 г.
1997 г.
1998 г.
1999 г.
Мясо и мясопродукты
16,9
24,8
25,6
35,5
29,3
24,4
Молоко и молокопродукты
10,5
13,3
10,6
15,1
12,5
8,0
Зерно
2,2
3,0
2,9
2,5
1,5
7,0
Импорт сельскохозяйственного сырья, табачных изделий, алкогольных напитков, продовольственных и других товаров с 1992 г. по 1997 г. увеличился с 9,3 млрд. до 13,4 млрд. долл., а затем стал резко снижаться и составил в 1997 г. 10,8 млрд., в 1999 г. – 7,7 млрд. долл. Однако в общем объеме импортной продукции доля товаров сельскохозяйственной группы в последние годы оставалась практически на одном уровне – 26-28%, но резко сократились поставки мяса птицы, сливочного масла, мясных консервов, сахара, шоколадных изделий и вырос ввоз сухого молока, подсолнечного масла, сахара-сырца.
Эти структурные изменения импорта в первую очередь обусловлены принимаемыми правительством мерами таможенного регулирования, а также последствиями августовского кризиса 1998 г (11).
3.3.ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОДОВОЛЬСТВИЯ ПРИ МЕЖДУНАРОДНОМ ОБМЕНЕ
Основа проводимой экономической и социальной политики страны – стабилизация продовольственного рынка. Однако эта задача не может быть решена без реализации системы мер по улучшению качества и обеспечения безопасности сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, позволяющих обеспечить производство конкурентоспособных товаров. Это требует немалых средств. Как показывает зарубежный опыт, для конкурентоспособности продукции необходимо, чтобы расходы на качество составляли не менее 15-20% совокупных затрат. На решение проблемы качества влияют ученые, инженеры, менеджеры.
В соответствии с законодательством РФ не допускается производство, закупка, поставка, ввоз на территорию страны и продажа населению продукции, не соответствующей санитарным правилам и нормам, государственным стандартам и технической документации. Повышение качества товара, пользующегося спросом, приведет к росту покупателей, улучшению экономических показателей предприятия и при этом можно будет найти средства для реализации следующих этапов решения проблем качества, например при производстве новых видов продукции. Предприятие может приступать к решению проблемы качества путем создания и сертификации систем качества, отвечающих требованиям международных стандартов.
Большую роль при этом играют специальные конкурсы среди производителей, которые широко используются в мировой практике. В нашей стране функционирует Совет по присуждению премий правительства в области качества продукции.
Повышение качества сопряжено с увеличением затрат, которые окупятся благодаря получению прибыли. Занятие лидирующего положения на рынке невозможно без разработки и освоения новых видов продукции (модифицированных, улучшенных).
Переход к рыночной экономике обусловливает необходимость изучения опыта ведущих компаний мира в достижении высокого качества продукции. Так, в поисках путей повышения эффективности производства и качества продукции группы японских управляющих изучали опыт по всему миру. Они встречались с руководителями ведущих фирм США и Европы. Их внимание привлекли такие понятия, как стратегический контроль и комплексное управление качеством. В результате проведенных исследований и выполненных разработок появились так называемые японские стандарты качества. Возникло новое понятие – культура качества, включающее качество сервисного обслуживания, отчетной документации, выполнения производственных операций и др.
Современное управление качеством исходит из положения, что эта деятельность должна осуществляться в ходе производства продукции. Фирмы, функционирующие в рыночной экономике, формируют политику относительно качества таким образом, чтобы она касалась деятельности каждого работника. Четко определяются уровни стандартов качества должна быть поставлена потребителю в согласованный срок, в определенных объемах и за приемлемую цену.
Основой нормирования качества сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия является стандартизация. Главные ее задачи – установление требований к качеству продукции, определение показателей качества, методов и средств контроля и испытаний, обеспечение достоверности измерений, установление единых терминов и обозначений. В Минсельхозпроде РФ разработана и осуществляется программа работ по отраслевой стандартизации агропромышленного комплекса, однако из-за недостаточного финансирования она может оказаться невыполненной. Неконкурентоспособность многих продовольственных товаров обусловлена отсутствием должного контроля за качеством сельскохозяйственного сырья, несоответствием его требованиям стандартов, технических условий, нарушением технологии производства продукции. В результате многие виды продовольствия вытеснены с внутреннего ранка импортными товарами. Соответственно и приток средств на предприятия существенно снизился или прекратился вообще, ухудшилось качество продукции. Так за первый квартал 1999 г. в стране было забраковано 13% хлеба и хлебобулочных изделий, 25 – муки, 28 – сливочного и 43 – растительного масла, 24 – сыров всех видов, 53 – яиц, 25 – мяса, 26 – колбас, 32% - рыбы и рыбопродуктов от проинспектированного объема.
С освоением рыночных отношений возросло количество сельских товаропроизводителей, малых частных предприятий и цехов по переработке продукции, коммерческих торговых фирм и организаций, в городах и поселках функционирует множество мелкооптовых продовольственных рынков. При этом показатели качества продовольствия практически не улучшаются. Снизилась ответственность товаропроизводителей за соблюдение технологий производства и переработки сельскохозяйственной продукции. Низкокачественное продовольствие продолжает завозиться по импорту.
Сложное экономическое положение используется и недоброкачественными отечественными предпринимателями, фирмами-импортерами, предлагающими к продаже большое количество фальсифицированной, нередко недоброкачественной продукции по относительно низким ценам. Действуют «подпольные» производства продовольственных товаров, не единичны случаи контробандного ввоза продукции на территорию страны.
Минздравом России издан приказ № 217 от 20.05.1998 г. «О гигиенической оценке производства, поставки и реализации продукции и товаров», в соответствии с которым такой оценке подлежат товары, входящие в перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации.
При проверках контролирующими органами внимание обращается на одни и те же вопросы: наличие сертификата соответствия, необходимой и достоверной информации, накладных на товары, соблюдение установленных сроков годности и т.п. Эффективность таких проверок низка.
В нашей стране в связи с изменением характера отечественного рынка за последние годы, принимаемыми мерами по интеграции экономики в мировую и необходимость максимального учета требований, предъявляемых к России при ее вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО), ощущается потребность совершенствования методики сертификации, обоснования ее законодательной и нормативной баз и перехода к более гибким формам подтверждения соответствия, принятым в мировой практике. Для этого необходимо не только упорядочение действующих законодательных актов, но и разработка новых законов. Принятым Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» установлено, что подтверждение соответствия может проводиться посредством принятия изготовителем (продавцом, исполнителем) декларации, которая подлежит регистрации в органе по сертификации и имеет юридическую силу после регистрации наравне с сертификатом.
Постановлением правительства РФ от 7 июля 1999 г. № 766 утверждены «Перечень продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии» и «Порядок принятия декларации о соответствии и ее регистрации». В этот перечень включены зерно, масличные культуры, продукты переработки зерна, хлеб, сахар, сухой крахмал, живая рыба, сырое коровье молоко и другие виды продовольствия.
Второй этап создания современной законодательной базы – разработка Федерального закона «О подтверждении соответствия продукции и услуг нормативным требованиям». Принятие и введение в действие этого закона позволит обеспечить баланс между риском общества и издержками на проведение работ по поддержанию соответствия продукции и услуг, ускорит товарооборот на российском рынке, создаст благоприятные условия для развития международной торговли.
Опыт работы по подготовке вступления России в ВТО показал, что речь должна идти о стремлении к большему взаимопониманию во всех областях, связанных с обеспечением качества продовольствия при международном товарообмене, сближения концепций и подходов к разработке стандартов. Первоочередная задача при этом – гармонизация стандартов на методы идентификации и испытаний продукции.
Важным аспектом развития международного товарообмена является выработка общих с зарубежными партнерами подходов к защите наименований мест происхождения продукции. Здесь прежде всего необходима взаимная готовность к решению спорных проблем. Пример конструктивного сотрудничества применительно к таким наименованиям как «коньяк» и «шампанское» дает Российско-Французский агропромышленный комитет.
Требования к информации о продовольственных товарах, содержащихся в ГОСТе 51074-97, по объему не уступает аналогичным требованиям, содержащимся в директивах ЕС и законах ряда стран (Бельгия и Швейцария). Вместе с тем в зарубежном законодательстве особое внимание обращается на необходимость информации о подлинном происхождении пищевого продукта, регионе его производства, его «натуральности» и на связанные с этим специфические требования к условиям производства и контроля. Введение таких же норм в ГОСТ способствовало бы усилению защиты марки товаров, качество которых определяется местом и условиями их производства ((угличский сыр, кубанские или цимлянские вина).
Актуальность проблемы создания системы государственного контроля, адекватной рыночным условиям хозяйствования, предполагает необходимость рассматривать ее в качестве важнейшей составной части административной реформы.
Зарубежный опыт свидетельствует, что в ЕС, США, Японии и других развитых странах государственный контроль за качеством и безопасностью продовольствия сосредоточен, как правило, в руках одной – двух служб Департамента (Министерства) сельского хозяйства и Департамента (Министерства) здравоохранения. Дублирование функций при этом не происходит (3).
3.4.ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ НА ПЕРСПЕКТИВУ
Для каждой страны характерна как уникальная совокупность проблем, так и собственные возможности и преграды на пути их решения. Однако поочередное рассмотрение экономической ситуации в каждой из стран выявляет общие характерные черты (8). Согласно оценке экспертов ряда авторитетных международных организаций, ныне Россия по-прежнему имеет недостаточно продвинутый сектор, несбалансированный вторичный и неразвитый третичный сектор. Тем не менее, определенные перспективы развития экономики страны связаны с тем, что на российской территории находятся значительные запасы разнообразных и наиболее ценных видов полезных ископаемых (нефть, газ, руды различных металлов). В стране удалось сохранить мощный научно-технический потенциал, значительные интеллектуальные ресурсы, а также сравнительно высокий общеобразовательный и культурный уровень большой части населения (9).
Темпами создания и развития предприятий и отраслей определяются потенциальные темпы возможного поступательного движения национальной экономики в целом. Будет ли этот потенциал реализован, в значительной степени определяется интенсивностью внутренней конкуренции. Необходимость поддержания конкуренции существует всегда, и она тем больше, чем устойчивее экономическое благосостояние страны. Тем самым совершаются и поддерживаются соответствующие стимулы для фирм и служащих. Необходимо также совершенствование спроса, чтобы фирмы ощущали возникновение новых покупательских потребностей и были озабочены их удовлетворением.
Стратегия компаний должна постоянно развиваться. Соблазн разнопрофильной диверсификации трудно преодолим. В целях процветания фирм и национальной экономики в целом необходимо создание и развитие эффективного финансового рынка в сочетании с инвесторами, способными взять на себя долговременные обязательства по отношению к фирмам и активно участвовать в управлении ими. Однако возрастающая «эффективность» финансового рынка во многих странах влечет за собой риск сокращения масштабов инвестиций в развитие компаний. Наконец, чтобы создать основы более развитой экономики, правительственная политика должна быть гибкой. Тем не менее эволюция в области политики неизбежно тормозится из-за политического давления и наличия сфер, узким интересам которых отвечали прежние установки. Сдерживается она также предположением, что прежние установки будут действенны даже в условиях изменения природы международной конкуренции и позиций в ней национальной экономики (8).
Чем раньше Россия сумеет учесть изменяющиеся мировые тенденции, тем быстрее она сможет конкурировать на мировом рынке, тем устойчивее она будет себя ощущать по всем экономическим параметрам (6).
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ (пути решения внешнеторговых проблем в России)
Анализ современного положения России в мировой экономике показал, что распад Советского Союза и хаотичные экономические преобразования последних лет оказали существенное, преимущественно негативное, влияние на рейтинг страны в различных сферах мирового хозяйства.
Прежде всего наиболее заметно снижение основных макроэкономических показателей, по многим из которых Россия уступает не только промышленно развитым странам и большинству новых индустриальных стран, но и отдельным развивающимся государствам и некоторым странам с переходной экономикой (1).
Даже укрепленные статьи экспорта и импорта показывают, что пока включение России в мировую экономику проходит по энерго-сырьевому сценарию. Топливно-сырьевая направленность российского экспорта определяет значительную зависимость торгового и платежного балансов страны и ее внешнеэкономические позиции от конъюктурных колебаний цен на сырье и топливо на мировых рынках (6).
С другой стороны, Россия занимает непрестижно высокие места в рейтинге стран по таким показателям, как уровень внешней задолженности, степень политического и финансового риска для иностранных капиталовложений, степень бюрократизации общества и коррумпированности государственного аппарата, уровень преступности и др. (1).
С содержательной стороны внешнеторговый оборот является одним из факторов как национальной конкурентоспособности, так и национальной экономической безопасности (6).
Однако система государственного регулирования внешней торговли в России охватывает прежде всего экспортные поставки и характеризуется высоким уровнем дифференциации. Существующее, с одной стороны, значительное расхождение между внутренними и внешними ценами делает невозможным беспрепятственный допуск экспортеров на внешние рынки; с другой стороны, различные отрасли обладают далеко не одинаковым экспортным потенциалом.
Современное положение России в мировой экономике не соответствует ее природному, интеллектуальному и духовному потенциалу.
По совокупному природному потенциалу на душу населения Россия по-прежнему опережает ведущие промышленно развитые страны мира, в том числе США в 2-3 раза, Германию в 5-6 раз, Японию в 18-20 раз. Ни одна страна в мире не имеет такого жизненного пространства, такого количества и разнообразия природных ресурсов, устойчивости генофонда и богатства национальных культур.
Россия является абсолютным лидером по площади территории, приходящейся на душу населения, при этом значительная часть общей российской территории не затронута хозяйственной деятельностью и является экологически чистой.
Россия имеет благоприятное геополитическое положение между двумя самыми динамичными регионами мирового хозяйства – Западной Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом.
Однако регулирование внешней торговли и внешнеторговая политика России непоследовательны и противоречивы; они отражают, в свою очередь, общую ситуацию, характеризующуюся значительными колебаниями общеэкономического и общеполитического курса (2). Одним из основных приоритетов государственной экономической политики России должно стать сохранение и развитие научно-технического потенциала страны. Основой для этого процесса служит пока еще сохраняющийся высокий общеобразовательный потенциал российской нации.
Необходимо стимулировать развитие высокотехничных производств, основанных на отечественных научно-технических разработках, которые способны обеспечить конкурентные преимущества российским компаниям на ближайшую и долгосрочную перспективу.
Рассчитывать на прорыв на мировые рынки готовых изделий и наукоемких изделий Россия может, лишь резко сократив издержки производства, при этом повысив производительность, интенсивность труда и эффективность материального производства (1).
Таможенная политика в отношении импорта сельскохозяйственной продукции должна соответствовать складывающейся ситуации на мировом и российском рынках, а также учитывать сезонность аграрного производства (11).
Для усиления государственного контроля за качеством сельскохозяйственной продукции, обеспечения полноценным сырьем предприятий перерабатывающей промышленности необходимо укрепление вертикали государственного управления службами по качеству, придание Минсельхозпроду больших прав в осуществлении контрольно-инспекционных функций (3).
Несмотря на вышеизложенное, рыночные принципы все активнее внедряются в хозяйственную жизнь России, страна становится более открытой для своих зарубежных партнеров. Организация внешней торговли, ее структура и динамика во многом характеризуют состояние развития национальной экономики, ее проблемы и перспективы развития, степень влияния на мирохозяйственные связи. Роль внешней торговли в экономике России имеет тенденцию к повышению, хотя доля самой России в мировом экспорте и импорте в последние годы колеблется соответственно вокруг 1,5 – 1,2%. Доля внешней торговли в валовом внутреннем продукте страны не достигает 25%, что значительно меньше, чем в развитых европейских странах.
Все более значительную роль в российской внешней торговле играют развитые страны. Хотя Россия традиционно «привязана» к экономике стран СНГ, ее внешнеторговая ориентация – на стороне стран ЕС (Европейский союз), Северной Америки, и других стран с развитой рыночной экономикой.
Преимущественными партнерами по экспорту, так и по импорту являются страны, входящие в ОЭСР, на которые приходится более 1/3 российского торгового оборота (6).
В настоящее время Россия имеет реальный шанс, используя положительный мировой опыт, избежать ошибок и негативных последствий развития цивилизации, с которыми столкнулись промышленно развитые страны, и пойти другим путем развития экономики и создания современного общества.
Возрождение экономической мощи России невозможно без интеграции в мировую экономику, однако этот процесс не должен ограничиваться отраслями топливно-энергетического комплекса, первичной переработки минерального и сельскохозяйственного сырья.
Таким образом, гипотетически Россия имеет все условия и ресурсы для создания прототипа модели будущей цивилизации, базирующейся на принципах устойчивости, сочетающей разумное отношение к производству, потреблению и окружающей среде (1).
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике: Учеб. пособие.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998.- 296 с.
2. Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения: Учеб. пособие/ Под ред. Н.Н.Ливенцева.-М.: Финансы и статистика, 1998.- 160 с. 3. Королев А., Юдин В. Контроль за качеством продовольствия// Экономист.-М., 2000 -N 2.- С. 81-84.
4. Добросоцкий В. Основные направления регулирования продовольственного рынка//Экономист, 2000.-№ 3.- С.78-81.
5. Захряпин А. Современное состояние агропромышленного комплекса// Экономист,-№1.- С.84-86.
6. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран: Учебник/ Под ред. Д-ра экон. Наук, проф. В.П. Колесова и д-ра экон. Наук, проф. М.Н.Осьмовой.- М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2000.- 480 с.
7. Покровская В.В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности: Учебник.- М.: Юристь, 2000.- 456 с.
8. Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ./Под ред. И с предисловием В.Д. Щетинина.- М.: Междунар. Отношения, 1993.- 896 с.
9. Сергеев П.В. Мировое хозяйство и международные экономические отношения на современном этапе: Учебное пособие по курсу «Мировая экономика».- М.: Новый Юрист, 1998.- 176 с.
10. Сергеев П.В. Мировая экономика: Учебное пособие по курсам «Мировая экономика», «Мировое хозяйство и международные экономические отношения на современном этапе».- М.: Юриспруденция, 1999.- 160 с.
11. Терентьев И. Состояние и перспективы АПК//Экономист, 2000-№4.- С.83-91.
12. Эдвин Дж. Долан, Колин д. Кэмпбелл, Розмари Дж. Кэмпбелл Деньги, банковкое дело и денежно-кредитная политика.- Москва – Ленинград: Драйден Пресс, 1991.- 446 с.
НОВОСТИ | ||
Изменения | ||
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер |
СЧЕТЧИК | ||
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |