|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
Условные обозначения: АПП — акция простая на предъявителя; ,ИС — именной сертификат; АПИ — акция простая именная.
§ 2. Воздействие НБУ на РЦБ.
Если посмотреть на опыт США и развитых стран Западной Европы, то видно, что национальные банки этих стран (в США — Федеральная Резервная Система) играют одну из ведущих ролей на местных рынках ценных бумаг. В Украине же НБУ уделяет недостаточное внимание роли рынка ценных бумаг в улучшении сложившейся экономической ситуации.
Так, например, остается не до конца отрегулированным вопрос необходимости получения лицензии Национального банка Украины на приобретение ценных бумаг украинских предприятий иностранным инвесторам. Поскольку ценные бумаги украинских предприятий являются валютными ценностями, то их приобретение тем или иным образом может быть отнесено к валютным операциям. Как правило, проведение таких операций требует генеральной или индивидуальной лицензии Национального банка Украины, за исключением некоторых операций, определенных декретом Кабинета министров Украины "О режиме валютного регулирования и валютного контроля". В то же время Национальный банк Украины никак не ограничивал возможность приобретения акций украинских предприятий иностранными инвесторами как на вторичном рынке, так и при создании предприятий с иностранными инвестициями.
Кроме того, что НБУ, как было сказано выше, уделяет недостаточное внимание рынку ценных бумаг, он использует этот рынок в своих сугубо личных интересах, а ни как не в интересах народа. Так, например, первый аукцион по государственным ценным бумагам (облигациям) готовился в спешке ¾ о его проведении сообщили менее чем за неделю. Срок этот был слишком короток даже для Нацбанка. Пришлось отодвинуть аукцион еще на три дня. Никаких бумаг не напечатали, инструкцию по налогообложению не написали. До конца не было ясно, какие же средства могут направлять на аукцион коммерческие банки ¾ свободные или из нераспределенной прибыли. Кроме коммерческих банков другие юридические лица на аукцион не допускались. НБУ решил не рисковать, ограничив круг участников лишь своими подопечными. Довольно ясно объяснил весомость аукциона Виктор Ющенко, сказав, что он станет, скорее, политической акцией, свидетельством функционирования финансового рынка в Украине.
Разумеется, было сделано все, чтобы аукцион удался. Поскольку банков участ высокой ¾ 92 млн крб, и отклонение ее от средневзвешенной цены было достаточно большим (особенно по сравнению с последующими аукционами).
И тут мы подошли, пожалуй, к самому интригующему событию, связанному с первым выпуском гособлигаций 1995 года,¾ третьему аукциону по доразмещению 5000 тысяч облигаций, состоявшемуся 18 апреля. Его краткие итоги ¾ размещены все 5000 облигаций по средней цене 125,29 млн крб.
Выходит, за неделю, прошедшую после второго аукциона, номинальная ставка по облигациям упала сразу на 35,5%, тогда как за месяц между первыми и старыми торгами ее падение составило всего 32%. Не правда ли, странно? К тому же никаких дополнительных мер для повышения спроса на госбумаги никто не предпринимал.
Несмотря на уверения Нацбанка в том, что правила игры неукоснительно соблюдались, в души банкиров все же закралось сомнение в честности главного игрока. Судите сами: количество участников не увеличилось, а наоборот сократилось с 35 до 32 банков. Меньше было подано и заявок. Так что спрос существенно не изменился. Отталкиваясь от цены прошлого аукциона, можно было прогнозировать цену отсечения в районе 101 млн крб, что, вероятно, и сделали многие участники. Однако Виталий Мигашко утверждает, что 90% заявок было подано с ценой от 122 до 126 млн крб, хотя максимальная цена, указанная в заявках, ¾ 126 млн крб. Настораживает другой факт: почему объем продажи по неконкурентным заявкам (то есть по средневзвешенной цене) вдруг вырос до 65% от общего объема (при 20-30% на предыдущих аукционах)? Ведь доля неконкурентных заявок среди общего числа поданых существенно не изменилась, составив всего 18,8%. Для "разбора полетов" интересно было знать объем спроса по неконкурентным заявкам, однако в справке НБУ его почему-то нет.
Впрочем, оставим банкиров и их частые споры с НБУ пока в стороне, и обратим свои взоры на фондовый рынок. Как повлиял на него выпуск гособлигаций? Ответ, похоже, один ¾ никак. И главная причина ¾ по прежнему не отрегулирован механизм обращения облигаций на вторичном рынке (и в этом вина НБУ). Хотя еще в конце марта Виктор Ющенко с японских островов обещал, что в течении месяца этот механизм будет разработан и внедрен. Правда, НБУ не видит проблем с перерегистрацией ¾ стоит лишь одному из участников сделки добраться до временного депозитария Нацбанка. Но клиентов одно это условие мало устраивает. Если коммерческие банки готовы действовать под честное слово НБУ, то другим юридическим лицам этого явно мало. Во-первых, следует четко определить условия налогообложения операций с облигациями. Во-вторых, бумаги должны стать по-настоящему предъявительскими. Пока же все счета депо, на которых хранятся облигации, доступны Нацбанку, да и электронный вид облигаций не очень согласуется с принципами предъявительской ЦБ. В-третьих, не мешало бы уменьшить срок обращения бумаг, ввести унифицированный договор купли-продажи и т.д и т.п.
В итоге, пока безболезненно проходят операции купли-продажи облигаций лишь между банками, чуть хуже ¾ между банком и его клиентами, и совсем тяжело ¾ между клиентами различных банков. Для привлечения интереса к облигациям Приватбанк, например, гарантирует условия выкупа облигаций в обязательном порядке с начислением 350 тыс крб за каждый день. Простому торговцу практически ничего не остается. Кстати, по достоверным данным, НБУ отказался от помощи торговцев ЦБ в разработке механизма обращения облигаций на внебиржевом рынке, оставляя это право лишь за УФБ, которое, как обычно, "тянет одеяло на себя".
И все же, несмотря на все недостатки отечественной практики в области госбумаг (что является в принципе основной деятельностью НБУ во имя государства) , перспективы этого рынка огромны. Интерес к ним со стороны инвесторов (не только банков) огромен. Важность покрытия дефицита бюджета неэмиссионным путем тоже неоспорима. Пожалуй, самым горячим сторонником госбумаг со стороны государства будет НБУ. Ведь одно дело заниматься их размещением, получая от этого проценты, и совсем другое ¾ предоставлять правительству невозвратные кредиты. Уже сегодня валовая выручка от выпуска гособлигаций в 1995 году прогнозируется в районе 25 трлн крб, а чистая ¾ 17 трлн крб (на сегодняшний день валовая выручка составила 1 трлн 113 млрд крб, которые необходимо погасить 29 декабря 1995 года). НБУ, понимая, что разместить такую сумму даже для него ¾ нешуточная задача, приходится выкладывать очередные козыри.
Во-первых, сегодня полным ходом ведется работа по созданию специального депозитария НБУ для работы с госбумагами. Ведется не кем-нибудь, а специалистами из Федеральной Резервной Системы США. В дальнейшем аналогичные депозитарии будут созданы и в коммерческих банках. Средства для этого выделила US ¾ AID. Во-вторых, после ее создания в обращение выйдут, наконец, более " короткие" облигации со сроком погашения 3 и 6 месяцев. Предположительно, из 25 трлн крб на долю девятимесячных прийдется около 8 трлн крб, шестимесячных - 9 трлн крб, остаток составят трехмесячные облигации. Размещение будет проводится по схеме: "три недели ¾ торги, четвертая ¾ погашение". Часть средств от последнего аукциона будет резервироваться Нацбанком для погашения предыдущих траншей в случае отсутствия денег у Минфина. В-третьих, после создания депозитария должен, наконец, заработать вторичный рынок, возможно, даже в автоматизированном виде. Начало такой работы намечено на сентябрь-октябрь 1995 г. Сегодня ведется работа по предоставлению налоговых льгот при работе с облигациями на вторичном рынке. (Пока Минюст отказал в этом.)
Будут решены неясности в вопросе уплаты госпошлины ¾ должен ли уплачивать ее участник аукциона по первичному размещению госбумаг. (Ответ Виталия Мигашко на этот вопрос был прост ¾ "НБУ госпошлины не платит".) Похоже, близки к осуществлению надежды банкиров на то, что гособлигации могут учитываться в качестве обязательных резервов в Нацбанке. По крайней мере, сегодня коэффициент риска по ним снижен с 0,5 до 0,2.
Основные показатели аукционов по размещению облигаций государственного займа 1995 года (по данным Минфина Украины).
Количество поданных заявок
22
88
85
из них неконкурентных
5
13
16
Объем спроса по конкурентным заявкам (млн. крб.)
438259
1505547,5
1473848
Цена отсечения
92
108
125
Средневзвешенная цена (млн. крб.)
95,9
108,22
125,29
Объем продажи (млн. крб.)
267825,3
238954,3
626442,5
из них по неконкурентным заявкам)
55334,3
71966,3
407192,5
Количество выставленных облигаций
5000
2208
5000
Количество размещенных облигаций по итогам аукциона
2792
2208
5000
Если все перечисленные выше мероприятия НБУ удастся внедрить в жизнь, то это существенно облегчит ему работу на рынке ценных бумаг. Однако, этим далеко не удастся исчерпать проблем, которые возникают практически каждый раз, когда НБУ пытается влиять на улучшение экономики Украины при помощи рынка ценных бумаг (или хуже того — не пытается). Все это возникает, с однойстороны, из-за недостаточной компетентности в этих вопросах специалистов из НБУ, а с другой стороны, и это — главное: из-за их нежелания использовать рынок ценных бумаг в Украине в полной мере на благо народа.
§ 3. Перспективы становления и развития РЦБ на Украине.
На начало 1996 года рынок ценных бумаг в Украине имеет уже четырехлетнюю историю. Конечно, в историческом аспекте срок достаточно короткий, но по основным характеристикам ¾ как количественным, так и качественным ¾ украинский фондовый рынок в основном сформировался. Причем создавался он буквально на пустом месте, поскольку обращение облигаций внутреннего займа бывшего СССР (за которые, к слову, правоприемники СССР, в том числе и Украина так до конца и не рассчитались). Рынком ценных бумаг в полном смысле этого понятия назвать никак нельзя.
Сердцем, ядром национального рынка ценных бумаг с самого начала его формирования была и сегодня остается Украинская фондовая биржа, созданная и зарегистрированная Кабинетом Министров Украины осенью 1991 года. За эти годы биржа сформировала распространенную сеть региональных центров, филиалов и брокерских контор, которые функционируют во всех областях Украины. При бирже создан Центральный депозитарий ценных бумаг и введена в действие система система их электронного обращения. Все больший размах приобретают биржевые торги акциями, облигациями, векселями, производными от ценных бумаг ¾ опционами и фьючерсами.
2 августа 1995 года Украинскую фондовую биржу посетил Президент Украины Л.Д. Кучма, который дал высокую оценку деятельности биржи, ее технической оснащенности и кадровому потенциалу, возможностями УФБ в реформировании экономики, проведении приватизации в нашей стране. Президент Украины высказал мысль, что Украинская фондовая биржа следует придать статус национальной.
Расширяется внебиржевой рынок ценных бумаг. Сейчас на Украине работает больше 1000 финансовых посредников, которые занимаются фондовыми операциями. Это банки, инвестиционные фонды и компании, доверительные общества, торговцы ценными бумагами.
Непрерывно растет количество эмитентов ценных бумаг и объемы их эмиссии. Если в 1992-94 годах ценные бумаги в основном выпускали финансово-кредитные институты, то характерным признаком 1995 года было уже то, что увеличивался удельный вес эмитентов-промышленных предприятий. Это результат углубления приватизационных процессов. Такую тенденцию украинского фондового рынка, которая будет иметь место и расширяться в этом году, следует воспринимать как позитивную. В прошлом году были выпущены первые государственные облигации, появились муниципальные ценные бумаги.
Так очень коротко можно определить основные черты нынешнего положения фондового рынка Украины.
В то же время дальнейшее развитие национального фондового рынка сдерживается рядом объективных и субъективных факторов. Самое главное из них это:
¨ кризис украинской экономики, высокий уровень инфляции, отсутствие твердой национальной денежной единицы;
¨ отставание существующей законодательной и нормативно-правовой базы функционирования фондового рынка и развития присущих ему реальных процессов (как пример можно вспомнить ситуацию, которая сложилась с трастами и другими финансовыми посредниками);
¨ недостаточность государственного регулирования национального рынка ценных бумаг;
¨ слаборазвитость первичного рынка ценных бумаг, небольшое количество операций с производными от ценных бумаг;
¨ отсутствие гарантий по операциям с ценными бумагами, недоверие населения и его психологическая неподготовленность к операциям на фондовом рынке;
¨ убогость большей части населения, его низкая покупательная способность, которая мешает появлению массового частного инвестора;
отсутствие гарантий государства по защите денежных сбережений населения, в том числе и в ценных бумагах.
Выход Украины из кризиса, стабилизация экономического положения, повышения благосостояния людей невозможны без развитого рынка ценных бумаг. А для этого требуется выполнить ряд неотложных действий.
Прежде всего следует ускорить процессы приватизации, путем корпоратизации и акционирования частной собственности. В феврале 1995 года Президент Украины издал Указ "О участии Украинской фондовой биржи в приватизационных процессах", в соответствии с которым государственные пакеты акций открытых акционерных обществ, которые созданы в процессе приватизации могут продаваться за денежные средства на УФБ и ее филиалах. Аукционная продажа таких акций, которая началась только в июне, засвидетельствовал его высокую эффективность. Цена продажи отдельных акций превышала номинал в 38 - 40 раз, хотя далеко не все акции, которые выставлялись на аукционах, имели достаточную инвестиционную привлекательность. В целом за 1995 год на УФБ и ее филиалах продано около 8 млн. ценных бумаг. Для сравнения скажем, что их количество в 1992 году составило 68 штук, в 1993 году ¾ 1,4 млн, в 1994 году ¾ 2,7 млн.
Национальные фондовые рынки мира все больше интернационализируются. Это вполне естественно, ведь капитал вообще имеет интернациональный характер и свободно перемещается в те страны и регионы, где его обращение дает наибольший прирост. Это касается и обращения капитала в виде ценных бумаг. Вопрос обращения в Украине ценных бумаг иностранных компаний не решен прежде всего на законодательном уровне. Тут должны быть приняты государственные нормативно-правовые акты для решения этих принципиальных вопросов котирования и обращения в нашей стране: кто дает на это разрешение, по каким критериям и др. Одновременно необходимо определиться и с строго техническими вопросами: перевозка (или перевод) ценных бумаг через границу, механизм выплаты дивидендов, валюта за которую продаются ценные бумаги и в которой выплачиваются дивиденды и др.
Что касается выхода на мировые рынки ценных бумаг украинских компаний, то тут снова таки встают вопросы законодательного характера. Но есть и другие. Среди них один из наиглавнейших ¾ конкурентоспособность наших ценных бумаг. Естественно, что на Западе будут интересоваться только акциями высокоприбыльных и перспективных компаний. У нас же таких пока еще очень мало,. Например, в конце прошлого года в Украине с помощью УФБ зарегистрировано представительство одной из самых крупных в Германии маклерских фирм "БалльМайер и Шульц". Оно сразу включилось в торги на Украинской фондовой бирже, но интерес проявляет только к акциям АСК "Укрречфлот" ¾акции других приватизированных предприятий его не привлекают.
Украинская фондовая биржа многое делает для заложения фундамента интеграции национального рынка ценных бумаг в Европейских и мировой рынки. Достаточно вспомнить сотрудничество с Организация французских бирж и Национальным депозитарием Франции, которое дало возможность в краткие сроки создать при УФБ Центральный депозитарий и ввести в действие систему электронного обращения ценных бумаг. Плодотворной является совместная работа с Организацией содействия развития фондовых и финансовых рынков Восточной и Центральной Европы (Германия), объединением немецких фондовых бирж (немецкая фирма АГ) и франкфуртсткой фондовой биржой. С помощью немецких специалистов в Киеве на базе УФБ проведена серия из 5 семинаров по вопросам фондового рынка, несколько групп украинских специалистов прошли стажировку вол Франкфурте - на - Майне.
Деловые отношения установились между УФБ и руководством Федерации Европейских фондовых бирж, Нью-Йоркской, Чикагской, Торонтской, Афинской, Будапештской, Пражской, Варшавской, Братиславской, Литовской, Российскими фондовыми биржами, установлены контакты с Токийской и Корейской биржами. Это сотрудничество сегодня больше носит характер информационного обмена, что , конечно, важно, ведь это, в первую очередь, обмен опытом. Но важнейшим является и то, что создан фундамент для многогранной совместной работы и деловой интеграции. И этот обмен опытом, пожалуй, можно выделить как главное, на что стоит опираться (учитывая особенности нашей экономики) при дальнейшем развитии рынка ценных бумаг на Украине.
Заключение.
Сегодня рынок ценных бумаг Украины находится в начальной стадии развития. При этом имеется значительный потенциал как со стороны профессиональных участников рынка, так и со стороны инвесторов.
Положительную роль в развитие рынка играют:
· факт появления на нем акций приватизированных промышленных предприятий, благодаря чему увеличивается объем "предмета деятельности", т.е. ценных бумаг;
· значительное изменение имеющей до этого спекулятивной направленности фондового рынка за счет активизации деятельности как внутренних, так и внешних инвесторов;
· перспективы создания института независимых регистраторов, что значительно облегчит процесс переоформления именных ценных бумаг, увеличит скорость их оборота и в значительной степени уравняет права акционеров;
· наличие квалифицированных профессиональных участников рынка ценных бумаг;
· совершенствование законодательства, которое регулирует деятельность фондового рынка Украины.
Безусловно, регулирование отношений на рынке ценных бумаг нуждается в совершенной нормативно-правовой базе. Однако, говорить о последней пока особо не приходится. В принципе, именно это является основой недостатков, которые имеются на сегодняшний день на рынке ценных бумаг в Украине, среди которых можно выделить следующие:
1. Все еще не получила логического завершения разработка правового обеспечения формирования национального рынка ценных бумаг. Концепция фондового рынка Украины выдержала в Верховном Совете Украины лишь первое чтение.
2. До создания подлинно цивилизованных инвестиционных институтов, призванных выполнять посреднические функции между эмитентами и покупателями ценных бумаг, "дистанции огромного размера". Фактически незадействованными или задействованными крайне незначительно в этом важнейшем деле остаются банки, система казначейства и валютная биржа. Ситуация усугубляется и подорванной ввиду недобросовестной (если не сказать больше) деятельности репутацией большого количества финансовых посредников.
3. В Украине пока еще отсутствует четкая система гарантий размещения ценных бумаг как для отечественных так и для иностранных физических и юридических лиц. В России же предварительная работа в этой сфере уже началась. Первым шагом, в частности, явились переговоры между Дэном Макгиверном, вице-президентом Merrill Lynch International Ltd ¾ крупнейшего мирового гаранта размещения акций и облигаций ¾ и руководителем управления ценных бумаг Центрального банка РФ Андреем Козловым. Кроме того, в Украине существует и определенный риск кражи, потери или подделки ценных бумаг.
4. Вопрос о лимитировании покупки отдельных видов ценных бумаг в Украине (в отличие от России, где лимит покупки государственных краткосрочных обязательств для фирм-нерезидентов составляет 10%) пока в практической плоскости не ставится.
5. До сих пор не урегулирован вопрос о присутствии на национальном рынке ценных бумаг фирм-нерезидентов в качестве самостоятельных финансовых партнеров.
6. Не доведена до логического завершения и техническая сторона дела. Так, в результате выборочного обследования состояния рынка ценных бумаг в Украине, проведенного в прошлом году управлением статистики Украины совместно с статистическими управлениями Днепропетровской, Донецкой, Закарпатской, Львовской, Полтавской, Харьковской областей и г. Киева, установлено, что только 76% ценных бумаг были напечатаны со всеми необходимыми реквизитами, включая защиту.
7. Развитие национального рынка ценных бумаг во многом сдерживается все еще неадекватной восприимчивостью населения. Даже в России деньги в ценные бумаги (акции и облигации) вкладывают лишь 2% жителей Москвы и 3% петербуржцев, еще меньшую активность проявляют наши сограждане. С недоверием относится население (после известных событий) к государству.
8. Нормальное функционирование рынка ценных бумаг затрудняется существенной нехваткой достоверной и подробной информации. Вместе с тем, несовершенство информационного обеспечения обусловлено еще и отсутствием должной стандартизации учета ценных бумаг в соответствии с международными стандартами. И, наконец, на национальном рынке ценных бумаг пока еще не найдено оптимальное соотношение биржевого и внебиржевого наличного и безналичного оборотов.
Так что наряду с имеющимися положительными сторонами функционирования рынка ценных бумаг в Украине на данном этапе можно, в то же время, “взяься за голову”, глядя на имеющиеся недостатки. И пока они не будут урегулрованы законом с одной стороны, и не отлажены до автоматизма при помощи рынка и конкуренции (что мы видим в развитых капиталистических странах), с другой стороны, то остается лишь надеяться на улучшение ситуации в данном вопросе. А это возможно лишь при одновременном налаживании экономики Украины во всех ее сферах без исключения. И лишь после этого рынок ценных бумаг сможет адекватно и органично влиться в налаженную экономику.
РЕЦЕНЗИЯ.
Список литературы.
1. Закон Украины “О ценных бумагах и фондовой бирже” 1992 г.
2. Тарасенко О. “Заметки к Закону Украины “О ценных бумагах и фондовой бирже” Голос Украины” 5 июня 1992 г.
3. Закон Украины “О банках и банковской деятельности” 1992 г..
4. Закон Украины “Об ограничении монополизма и обеспечении свободной конкуренции в предпринимательской деятельности” “Голос Украины” 2 мая 1992 г.
5. Орлов В. “Все о фондовой бирже” М. 1991 г.
6. Драчев С. “Фондовые рынки США” М. 1991 г.
7. Алехин Б. “Рынок ценных бумаг” М. 1991 г.
8. Агроскин В. “Что такое фондовая биржа” М. 1991 г.
9. Данилов Ю. “Фондовые биржи” ж. “Биржевые ведомости” 1991 г. №6.
10. Мусатов В. “Фондовая биржа” ж. “Вопросы Экономики” 1991 г. №7.
11. Якубов А. “Биржи и их роль в рыночной экономике” М. 1991 г.
12. Окунев В. “Руководство по биржевым операциям” М. 1991 г.
13. Рубин Ю. “Товарные и фондовые биржи” М. 1991 г.
14 .Маслов С. “Уроки рынка ценных бумаг 1992 г.” г. “Финансовая газета” 1993 г.
15.Павленко А., Пастухов А., Войчак А. “Концепция и организационно-экономические принципы развития национального рынка Украины”
“Экономика Украины” № 3 1994 г.
16. Аптекарь С., Чумаченко Н. “Комплексное исследование функционирования бирж на рынке Украины” “Экономика Украины” № 12 1994 г.
17. Ещенко С. “Биржа: задачи и функции” “Экономика Украины” №3 1994г.
18. Кейнс Д. “Общая теория занятости, процента и денег”
19. Мочерный С.“Основы экономической теории”
20. Макконел К., Брю С. “Экономикс”
21. Дмитрий Кошевой "До чего же хочется, братцы, в ГКО с правительством играться.""Финансовая Украина" №23 от 8 июня 1995 г.
22. Оскольский В.В. "Реалии и перспективы рынка ценных бумаг в Украине." "Вестник Национального банка Украины" №1, 1996 г.
23. А. Баронский "Рынок ценных бумаг в Украине." "Финансовая Украина" 22 июня 1995 г.
24. Конспект лекций по экономической теории. Василевский А.К.
НОВОСТИ | ||
Изменения | ||
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер |
СЧЕТЧИК | ||
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |