|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Рынок и государствоРынок и государствоВВЕДЕНИЕ
Вопрос о месте государства в экономической деятельности общества дискутировался практически в течение всего ХХ века, начиная с выхода в свет книги Дж.М.Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег», в которой автор пришел к выводу, что только активная финансовая политика государства может поддержать экономическое равновесие и справиться с массовой безработицей. В дальнейшем в теорию Кейнса большой вклад внес один из самых влиятельных современных экономистов П..Самуэльсон. В учебнике «Экономика» он сумел обосновать и развить в соответствии с новыми экономическими условиями идею кейнсианства и смешанной экономики. В 70-е годы популярность теорий регулирования ослабла в связи с проявившимися недостатками государственных мер воздействия и бюрократическими издержками. Стало очевидно, что государство не в состоянии комплексно решать все общественные проблемы. Самой пагубной чертой государственного сектора по общему признанию является порождаемая ею бюрократия, которая в конечном итоге становится верхушечной структурой, оторванной от общественных интересов. На рубеже 70-80-х годов кейнсианство вытесняется идеями Чикагской школы монетаризма. Среди бесспорных лидеров Чикагской школы необходимо назвать имя американского экономиста М.Фридмана. В целом его взгляды сводятся к тому, что рынок – это добровольное сотрудничество индивидов. Характеризуя свою концепцию, он пишет, что «любая оценка кратковременных изменений хозяйственной активности будет, по-видимому, содержать серьезные ошибки, если она игнорирует движение денег». Другими словами, денежно-кредитная политика предпочтительнее, бюджетной. Как известно, в основу реформы начала 90-х годов в России была положена монетаристская концепция. Однако игнорирование особенностей экономической структуры страны (высокая монополизация, большая роль естественных монополий, отсутствие частного сектора, дефицит товаров, преобладание в отраслевой структуре доли сырьевых отраслей и тяжелой промышленности и др.) не позволил использовать механизм экономического роста, заложенный этой моделью. Более того, противоречия постсоветской экономики еще более усилились и к ним добавились чисто рыночные.
Именно придание государству функций экономического субъекта, активно участвующего в становлении рыночной экономики, становится важнейшим элементом нового этапа реформ в России. Целенаправленное регулирование неизбежно вторгается в макроэкономические процессы, взаимодействуя с традиционной рыночной системой. Однако было бы неверным представлять, что динамика современного рыночного хозяйства связана только с усилением регулируемых начал в экономике и умалением значимости рыночного хозяйственного механизма. Рынок, как и прежде, остается базовым элементом развитых экономических систем, его значимость даже увеличивается. С особой наглядностью это проявляется в развитии конкуренции как важнейшей составляющей рыночного механизма. П.Самуэльсон пишет: «Наша задача использовать полезные черты…рынка для того, чтобы рыночный механизм не увел слишком далеко от желаемых целей». В решении этой задачи большая роль принадлежит государству. Экономическая сущность государства как субъекта хозяйствования не позволяет ему руководствоваться только рыночными ориентирами. Вместе с тем государство не может обходиться без рыночных связей. «Деятельность государства, - подчеркивает Дж.Гэлбрейт, - должна быть направлена на совершенствование рынка, а не на отмену или обход его». Таким образом, хозяйственный механизм современной развитой рыночной экономики характеризуется тем, что государство, максимально перепоручив рынку одни сферы экономики, берет под свою опеку поддержание основных общехозяйственных пропорций, ограничение социально опасных последствий свободного частного предпринимательства. Регулирующая деятельность государства многогранна. Помимо финансирования производства, правительство осуществляет целый ряд социальных программ, ставя своей целью перераспределение дохода в частном секторе экономики, проводит комплекс мер, направленных на охрану окружающей среды, охрану здоровья и труда граждан, защиту прав потребителей и т.д. В данной работе рассматриваются основные средства прямого и косвенного вмешательства государства в экономику и условия их эффективного применения.
1. Рынок и государство 1.1. Место государства в рыночной экономике
Во всех экономических системах государство регулирует экономику. Ясно, что подобное регулирование в современной рыночной экономике осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно-командной системе. Тем не менее, и здесь экономическая роль государства велика, особенно по сравнению с системой свободной конкуренции. Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимым для продолжения производства в национальных масштабах; отраслевые и общественные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики (ГЭП). Теоретически понятие ГЭП шире ГРЭ, так как первая может основываться и на принципе невмешательства государства в хозяйственную жизнь (известный принцип экономического либерализма laissez fair - laissez passer). В современных условиях невмешательство государства в социально-экономические процессы немыслимо. Уже давно споры идут не о необходимости ГРЭ, а о его масштабах, формах и интенсивности. Поэтому термины «государственное регулирование экономики» и «государственная экономическая политика» в наше время идентичны. Объективная возможность ГРЭ появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость, превращающая эту возможность в действительность, заключается в нарастании проблем, трудностей, с которыми и призвано справиться ГРЭ.
В современных условиях ГРЭ является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи: это, например, стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период. В силу ряда причин наиболее развитый механизм ГРЭ сложился в некоторых странах Западной Европы (во Франции, Германии, Нидерландах, Скандинавских странах, Австрии, Испании) в Японии, ряде быстро развивающихся стран Азии и Латинской Америки. Слабее развито ГРЭ в США, в Канаде, Австралии, где в отличие от Европы не было социально-экономических потрясений, аналогичных последствиям второй мировой войны, возникновению лагеря социализма, а затем его распаду и где частный капитал обладал особенно сильными позициями. Тем не менее, ГРЭ и в этих странах играет заметную роль, особенно в периоды ухудшения конъюнктуры, при высоких показателях безработицы и инфляции. Особенно важна роль ГРЭ в развивающихся странах, создающих независимую экономику, в бывших социалистических странах, осуществляющих переход от планового хозяйства на базе государственной собственности к рыночному хозяйству на базе частной собственности.
1.2. Государственное регулирование – его субъекты и объекты
Для уяснения механизма ГРЭ целесообразно охарактеризовать его субъекты, объекты, цели, инструменты или средства. Субъектами экономической политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов. Носители хозяйственных интересов - это социальные группы, отличающиеся друг от друга по ряду признаков: имущественному, по доходам, по видам деятельности при аналогичных доходах, по профессиям, отраслевым и региональным интересам. Это наемные рабочие и хозяева предприятий, фермеры ми земельные собственники, мелкие и крупные предприниматели, управляющие и акционеры, лица свободных профессий, государственные служащие, текстильщики и рабочие военно-промышленного комплекса, крестьяне
виноградных районов Франции и жители Рурского угольного бассейна и т.д. У каждой из этих групп есть свои интересы, обусловленные их социально-экономическим положением, а также принадлежностью к тому или иному региону, виду деятельности. Представители этих групп индивидуально выражают свои интересы в средствах массовой информации, на митингах и обращаясь с просьбами, протестами, пожеланиями в государственные учреждения, ответственные за экономическую и социальную политику. Это первая линия связи хозяйственных интересов с государственным аппаратом, регулирующим хозяйство. Носители экономических интересов объединены в развитых странах рыночного хозяйства в многочисленные союзы, ассоциации: это профсоюзы, союзы предпринимателей, фермеров, различных торговцев, студентов, маклеров, аптекарей и т.п. Некоторые из этих союзов насчитывают миллионы членов (профсоюзы, например), другие, играют огромную роль в экономике с раны из-за представляемых ими капиталов (союзы предпринимателей, банковских учреждений, торговые палаты). Есть и совсем малозначащие объединения, например, ассоциация физических и юридических лиц, заинтересованных в приватизации конкретного земельного участка, принадлежащего муниципалитету. Также объединения являются выразителями хозяйственных интересов. Самые могущественные выразители хозяйственных интересов - это союзы предпринимателей и профсоюзы. Они осуществляют собственные концепции социально-экономической политики, стремясь оказать максимальное воздействие на ГЭП. У выразителей хозяйственных интересов есть печатные издания, значительные финансовые ресурсы, центры полготовки кадров и связей с общественностью. Союзы предпринимателей и профсоюзы построены по отраслевому и территориальному признаку, все местные и отраслевые союзы иерархически подчинены общенациональным центрам, которые, в свою очередь входят в международные региональные и мировые объединения. Рекомендации, советы, консультации, меморандумы, различные каналы влияния этих выразителей хозяйственных интересов на органы государственного экономического регулирования - это вторая линия связи хозяйственных интересов с ГЭП. Проводить в жизнь программу государственной экономической политики будут субъекты ГРЭ - исполнители хозяйственных интересов. Это главная, третья линия трансформации частных экономических интересов в ГЭП.
Исполнителями хозяйственных интересов - субъектами ГРЭ - являются органы трех ветвей власти, построенные по иерархическому принципу, а также центральный национальный банк. В государствах с федеративным устройством (США, Канада, Индия, Германия, Испания, Бразилия, Малайзия и др.) существуют федеральные и местные парламенты и правительства, соответственно защищающие общегосударственные и местные экономические интересы. Заметна тенденция усиления роли центральных органов власти среди субъектов ГРЭ, все более независимыми в осуществлении ГРЭ от законодательной власти становятся исполнительные органы. Интересным с точки зрения изучения механизма ГРЭ является слияние субъектов государственной и частной экономической политики и возникновение в результате этого новых регулирующих органов, не вписывающихся теоретически в классическую схему парламентской или президентской республики. Например, создается орган из представителей союзов предпринимателей, профсоюзов и исполнительной власти для регулирования тарифных соглашений между предпринимателями и трудящимися. Организуются комитеты, советы по поддержанию или развитию отдельных отраслей из представителей министерства экономики и отраслевых союзов предпринимателей. Аналогичные советы создаются для осуществления государственных региональных программ. Эти органы не избираются и не всегда назначаются парламентом, а формируются чаще всего центральными и местными властями вместе с заинтересованными союзами - выразителями экономических интересов. Часто они непосредственно проводят в жизнь, а иногда и принимают решения по мерам экономического и социального регулирования. Основная часть таких органов формально осуществляет консультативную деятельность, но в действительности решающим образом воздействует на ГЭП. К таким органам относятся различные советы экспертов при правительстве, министерствах экономики, финансов, социального обеспечения, отдельных их управлениях, центральном банке, правлениях государственных железных дорог, почт и телеграфа и др. Другая группа государственно-частных органов хозяйственного регулирования - это советы по сферам деятельности, например, научно - технический, военно-технический, по региональной политике, по внутренним водным путям сообщений, по профессиональному образованию. В отличие от отраслевых советов в них входят наряду с сотрудниками правительственных органов и экспертами представители самых разных отраслей, банков, различных фондов, объединений инженеров, профсоюзов, общественных движений. Их
рекомендации относятся к принципиальной ориентации ГЭП, к направлениям расходования средств из бюджета и различных фондов. Это четвертая линия связи между носителями экономических интересов и ГРЭ: носители (в данном случае заинтересованные фирмы) - выразители (союзы предпринимателей) - советы при государственных регулирующих органах. По этой линии происходит корректировка интересов частного хозяйства с интересами других социальных, профессиональных, общественных (например, экологических) групп. Существуют многочисленные возможности воздействия носителей и выразителей хозяйственных интересов на ГЭП: через органы массовой информации, демонстрации и манифестации, сбор подписей, обращения в суды (от местных до международных), кампании гражданского неповиновения и т.д. Наиболее действенная из них - обоснованное обращение в суд в случае нарушения государственными органами хозяйственного регулирования экономических интересов, защищаемых конституцией или законами. Обратная связь между ГРЭ и носителями хозяйственных интересов довольно жесткая. Во-первых, успех ГРЭ проявляется в темпах роста, улучшения структуры хозяйства, росте занятости, здоровом платежном балансе, снижении темпов инфляции, повышении жизненного уровня. Во-вторых, успехи ГРЭ отражаются в показателях, не всегда поддающихся точному количественному измерению: в уровне социальной напряженности, оценка ГРЭ средствами массовой информации, состояние окружающей среды, качество жизни в городах. В-третьих, носители хозяйственных интересов прямо и через свои объединения поддерживают или не поддерживают правительство. Могущественные объединения предпринимателей или профсоюзы могут выступить с предупреждением в адрес правительства в связи с несовместимостью государственных мер регулирования с их интересами. Наконец, союзы - выразители хозяйственных интересов своих членов, так же как и отдельные юридические и физические лица, финансируют или отказывают в средствах финансирования той или иной партии на выборах, избиратели голосуют за партию, а значит, и за экономическую часть программы этой партии, или нет. Потеря доверия избирателей и объединений хозяйственных интересов к правящей партии или партиям - это главная линия обратной связи между ГЭП и носителями хозяйственных интересов.
Мы рассмотрели идеальную картину зависимости ГРЭ от экономических интересов, механизм этой зависимости и обратной связи. В реальной жизни наблюдается масса отклонений от модели - идет борьба между отдельными группами интересов за влияние на органы регулирования, широкое распространение получил лоббизм, известны факты коррупции в органах ГЭП в разных странах. Но механизм ГРЭ функционирует все-таки не по отклонениям, а по правилам. Объекты ГРЭ - это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности. Основные объекты ГРЭ - это: · экономический цикл · секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства · условия накопления капитала · занятость · денежное обращение · платежный баланс · цены · НИОКР · условия конкуренции · социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, а также социальное обеспечение · подготовка и переподготовка кадров · окружающая среда · внешнеэкономические связи Очевидно, перечисленные объекты носят совершенно различный характер, они охватывают макроэкономические процессы - хозяйственный цикл, накопление капитала в масштабах страны, отдельные отрасли, территориальные комплексы и даже отношения между субъектами - условия конкуренции, отношения между профсоюзами и объединениями предпринимателей, между государственными регулирующими органами. Рассмотрим важнейшие из них.
Суть государственной антициклической политики, или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного и бурного подъема в экономике стран могут возникнуть опасные явления - рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу над предложением и отсюда необоснованный рост заработанной платы и цен. В такой ситуации задача ГРЭ - притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности сократить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов и, таким образом, уменьшить глубину и продолжительность возможного спада производства, инвестиций и занятости в будущем. ГРЭ в области отраслевой и территориальной структуры также осуществляется при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений, которые обеспечивают привилегированные условия отдельным отраслям и регионам. В одних случаях поддержка оказывается отраслям и территориальным единицам, находящимся в состоянии затяжного кризиса; в других - поощряется развитие новых отраслей и видов производств - носителей научно-технического прогресса, призванных привести к прогрессивным структурным изменениям внутри отраслей, между отраслями и во сем народном хозяйстве в целом, к повышению его эффективности и конкурентоспособности. В то же время могут приниматься меры по притормаживанию чрезмерной концентрации производства. Важнейшим объектом ГРЭ является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли всегда служат главной целью хозяйственной деятельностью в рыночной экономике, поэтому ГЭП поощрения накопления в первую очередь соответствует экономическим интересам субъектов хозяйства. Одновременно государственное регулирование накопления опосредственно служит и другим объектам ГРЭ. Создавая дополнительные стимулы и возможности в разное время всем инвесторам или отдельным их группам по отраслям и территориям, регулирующие органы воздействуют на экономический цикл и структуру. Регулирование занятости - это поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Соотношение это
должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных разработках, заработанная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Однако соотношение между спросом и предложением не должно вести к чрезмерному росту заработанной платы, который может негативно отразиться на национальной конкурентоспособности. Нежелательно и резкое снижение занятости, оно ведет к увеличению армии безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту расходов на пособия и, самое главное, опасно социальными последствиями. Постоянным объектом внимания государственных регулирующих органов является денежное обращение. Основная направленность регулирования денежного обращения - борьба с инфляцией, представляющей серьезную опасность для экономики. Регулирование денежного обращения опосредственно воздействует и на другие объекты - условия накопления, цены, социальные отношения. Состояние платежного баланса является объективным показателем экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое регулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт, движение капитала, повышение и понижение курсов национальных валют, торгово-договорной политики и участия в международной экономической интеграции. Еще один из главных объектов регулирования - цены. Динамика и структура цен отражает состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу. Государственные регулирующие инстанции стремятся влиять и на другие объекты ГРЭ, например, заинтересовать частные фирмы в развитии научных исследований и внедрении их результатов, в экспорте товаров, капиталов и накопленных знаний и опыта. Изучаются и совершенствуются законы о соблюдении правил конкуренции, социальной защиты, охране окружающей среды. Объекты ГРЭ различаются в зависимости от уровня решаемых ими задач. Это следующие иерархические уровни: уровень фирмы, региона, отрасли, сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство, услуги), хозяйства в целом (хозяйственный цикл, денежное обращение, НИОКР, цены), глобальный (социальные отношения, экология),
национальный (экономико-политические отношения с зарубежными странами, интеграционные процессы).
1.3. Этапы государственного регулирования
Существующая ныне система ГРЭ сложилась не сразу. В процессе своего развития она прошла несколько этапов. 1. Создание общих благоприятных условий для воспроизводства частного капитала, сосредоточение усилий государства на разработке трудового, социального законодательства, таможенной политики, на обеспечении устойчивости денег. Строительство и приобретение объектов в сырьевых и инфраструктурных отраслях. 2. Несогласованные между собой акции антикризисной и структурной направленности, попытки воздействовать на занятость и цены. 3. Эксперименты с использованием денежно-кредитных и бюджетных средств регулирования хозяйства. Волна приватизации объектов государственной собственности. 4. Переход в ряде стран к отраслевому и региональному среднесрочному программированию, попытки повысить действенность ГРЭ путем изучения совместимости и взаимозаменяемости инструментов регулирования, определения их эффективности. 5. Осуществление во все большем числе развитых стран общегосударственного среднесрочного программирования в сочетании с выработкой долгосрочных перспективных ориентиров. Все более адресное, дозированное и комплексное использование инструментов регулирования. 6. Меры по согласованию общегосударственных среднесрочных программ на межгосударственном уровне в рамках интеграционных объединений, шаги в направлении наднационального программирования ЕС.
1.4. Экономические функции государства
Экономических функций государства много, и они разнообразны. Фактически экономическая роль государства осуществляется в таких широких масштабах, что на деле невозможно составить исчерпывающий перечень его экономических функций. Мы здесь рассмотрим в качестве основы для нашего анализа следующие формы экономической деятельности государства, учитывая при этом неизбежность их частичного совмещения.
Во-первых, некоторые экономические задачи государства имеют целью поддержать и облегчать функционирование рыночной системы, так как сама по себе она недостаточна эффективна. В этой сфере отметим следующие важнейшие виды деятельности правительства: 1. Защита конкуренции. Путем выполнения этой группы задач государство усиливает и модифицирует функционирование рыночной системы. Здесь важное значение имеют следующие три функции государства: 2. Перераспределение дохода и богатства. 3. Корректирование распределения ресурсов с целью изменить структуру национального продукта. 4. Стабилизация экономики, то есть контроль за уровнем занятости и инфляции, порождаемых колебаниями экономической конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста. Конкуренция служит основным регулирующим механизмом в капиталистической экономике. Это та сила, которая подчиняет производителей и поставщиков ресурсов диктату покупателя или суверенитету потребителя. При конкуренции именно решения многих продавцов и покупателей о предложении и спросе определяют рыночные цены. Это значит, что индивидуальные производители и поставщики ресурсов могут лишь приспосабливаться к желаниям покупателей, которые рыночная система регистрирует и доводит до сведения продавцов. Конкурирующих производителей, подчиняющихся воле рыночной системы, ждут прибыль и упрочнение их позиций; уделом же тех, кто нарушает законы рынка, являются убытки и, в конечном счете, банкротство. При конкуренции покупатели - это хозяин, рынок - их агент, а предприятия - их слуга. Рост монополии резко изменяет эту ситуацию. В широком смысле монополия - это ситуация, при которой число продавцов становиться столь малым, что каждый продавец уже в состоянии оказать влияние на общий объем предложения, а поэтому и на цену продаваемого продукта. Каково значение такой ситуации? Оно просто в том, что, когда монополия заменяет собой конкуренцию, продавцы могут воздействовать на рынок или манипулировать на нем ценами к собственной выгоде и в ущерб обществу в целом. Своей способностью регулировать общий объем предложения монополисты могут искусственно ограничивать объем продукции и тем самым получать за нее более высокие цены, а очень
часто и устойчивую экономическую прибыль. Эти цены и прибыли, превышающие конкурентные, прямо противоречат интересам потребителей. Монополистами не управляет воля общества, как она управляет конкурирующими продавцами. Суверенитет производителя до такой степени заменяет собой суверенитет потребителя, что монополия заменяет конкуренцию. В результате ресурсы распределяются таким образом, что это отвечает интересам монополистических продавцов, добивающихся высоких прибылей, и не целям удовлетворения потребностей общества в целом. То есть монополия порождает нерациональное распределения экономических ресурсов. В России государство пытается установить контроль над доминирующем положением на рынке. В первом случае, в отношении «естественных монополий», то есть тех отраслей, где технологические и экономические условия исключают возможность существования конкурентных рынков, правительство образовало Федеральную службу по регулированию естественных монополий в области связи, и Федеральную службу по регулированию монополий на транспорте. Президент РФ Борис Ельцин 22.09.98 подписал указ «О структуре федеральных органов исполнительной власти», где деятельность вышеуказанных служб упразднена и полномочия переданы Министерству по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, также упразднены Государственный антимонопольный комитет РФ и Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства. Даже при обеспечении правовой основы для капиталистических институтов и защиты конкуренции все еще существует необходимость в выполнении правительством ряда других экономических функций. Рыночной системе, в ее оптимальном варианте, все же присущи погрешности и недостатки, вынуждающие государство стимулировать и модифицировать ее функционирование. Рыночная система представляет собой обезличенный, беспристрастный механизм, а возникающее на его основе распределение дохода может порождать большее неравенство, чем обществу желательно. Рыночная система приносит крупные доходы тем, чей труд высоко оплачивается в силу природных способностей и благоприобретенного образования и мастерства. Равным образом и те, кто владеет значительным капиталом и земельными площадями, заработанными упорным трудом или доставшимися по наследству, получают от них большие доходы. Но другие члены нашего общества обладают меньшими способностями, получили лишь скромное образование и квалификацию. Все эти люди, как правило, не
накопили или не унаследовали никаких материальных средств. Следовательно, их доходы очень малы. Кроме того, многие престарелые, лица с физическими и умственными недостатками, иждивенцы, подобно безработным, вовсе не имеют доходов в рамках рыночной системы. Короче, рыночная система влечет за собой значительное неравенство в распределении денежного дохода, а, следовательно, и в распределении национального продукта между индивидуальными домохозяйствами. Несмотря на некоторый прогресс, бедность среди общего изобилия продолжает оставаться острой экономической и политической проблемой. Государство взяло на себя задачу уменьшить неравенство доходов в нашем обществе. Эта задача нашла отражение в ряде политических мер и программ. Во-первых, трансфертные платежи обеспечивают пособия остронуждающимся, вспомоществование иждивенцам и инвалидам, а безработным пособия по безработице. Во-вторых, государство изменяет также распределение доходов путем рыночного вмешательства, то есть путем модификации цен, устанавливаемых рыночными силами. Также государство может непосредственно вмешиваться в рыночный механизм, устанавливая предельные цены для товаров первой необходимости, а также минимальные ставки заработанной платы. Более того, оно может субсидировать некоторые жизненно важные отрасли экономики, например, сельское хозяйство. Все эти меры, несмотря на сопротивление, наиболее обеспеченных граждан, позволяют поддерживать определенный жизненный уровень населения. Экономистам известны два случая резкого нарушения функционирования рынка, то есть ситуаций, в которых конкурентная рыночная система либо производила «не те» количества определенных товаров и услуг, либо оказалась не в состоянии вообще выделить какие бы то ни было ресурсы на производство некоторых товаров и услуг, выпуск, которых экономически оправдан. Первый случай связан с переливами ресурсов или побочными эффектами, другой - с государственными или социальными благами. В частности, такие блага и услуги, как улицы и автомагистрали, полицейская и пожарная охрана, библиотеки и музеи, вполне могут подпасть под действие принципа исключения, то есть на них можно устанавливать цены и частные производители могут ими обеспечивать потребителей через посредство рыночной системы. Однако, все это услуги, которые влекут за собой значительные выгода перелива, из чего следует, что
рыночная система не станет их производить в достаточном количестве. Поэтому правительство берет на себя их производство или финансирование, чтобы не допустить возможного возникновения дефицитного выделения ресурсов в эту сферу. Подобные товары и услуги иногда называют квазиобщественными (квазигосударственными) благами. Можно понять непрекращающиеся споры вокруг статуса государственной системы здравоохранения и жилищного строительства. Должны ли эти блага индивидуального пользования обеспечиваться через рыночную систему, или это квазиобщественные блага, которые государство должно предоставлять? Исторически сложилось так, что самая новая и в некоторых отношениях самая важная функция правительства заключается в том, чтобы стабилизировать экономику, то есть помогать частной экономике обеспечивать и полную занятость ресурсов, и стабильный уровень цен. В данном месте мы ограничимся лишь общей характеристикой и подчеркиванием роли (не вдаваясь в ее исчерпывающие объяснение) стабилизационной функции правительства. Ключевой момент здесь сводиться к тому, что уровень производства непосредственно зависит от общего, или совокупного, объема расходов. Высокий уровень общих расходов означает, что для многих отраслей выгодно увеличивать выпуск продукции, а это условие в свою очередь, предопределяет необходимость добиваться высокого уровня использования и материальных, и людских ресурсов. Многие экономисты полагают, что в капиталистической системе нет механизмов, поднимающих совокупные расходы именно на тот уровень, который может обеспечить полную занятость. Возможно возникновение двух неблагоприятных ситуаций Безработица. Общий уровень расходов в частном секторе может быть слишком низким для реализации полной занятости. В этом случае правительство обязано так дополнить частные расходы, чтобы объем расходов - частных и государственных - был достаточен для создания полной занятости. Каким образом правительство может это осуществить? Один ответ на этот вопрос состоит в том, чтобы использовать тот же метод - правительственные расходы и налогообложение, - какой оно использует для перераспределения ресурсов в производство общественных благ. Конкретно, правительству надлежит, с одной стороны, увеличить собственные расходы на общественные блага и услуги, а с другой стороны - сократить налоги с целью стимулирования расходов частного сектора.
Инфляция. Другая ситуация может возникнуть, если общество попытается расходовать больше, чем позволяет производственные мощности экономики. Когда совокупные расходы превышают величину продукта при полной занятости, избыточные расходы вызовут повышение уровня цен. Чрезмерный объем совокупных расходов носит инфляционный характер. В этом случае государство обязано ликвидировать чрезмерные расходы. Оно может этого достигнуть, главным образом, сокращением собственны расходов, а также повышением налогов с целью сокращения расходов частного сектора. Хотя этот перечень четырех функций государства обычно служат базой для анализа его экономической роли, но большинство государственных форм деятельности и политических мер, так или иначе, оказывают влияние на все перечисленные здесь экономические процессы. Например, программа перераспределения дохода в пользу бедных воздействует на распределение ресурсов, поскольку бедные покупают товары и услуги, которые несколько отличаются от товаров и услуг, покупаемых более богатыми слоями общества. В свою очередь, снижение государственных расходов с целью ослабления инфляционного напряжения также ведет к перераспределению ресурсов из государственного сектора в частный.
2. Средства государственного вмешательства 2.1. Средства прямого государственного вмешательства
Средства государственного вмешательства подразделяются на прямые и косвенные. Средства прямого государственного вмешательства делятся на административные средства, целевое финансирование, система гос. закупок, участие государства в экономике в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта.
2.1.1. Административные средства
Административные средства не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения. Приведем несколько примеров по запретам и разрешениям. Французские власти запретили строить новые промышленные предприятия в пределах Парижской агломерации,
и для достижения этой цели они не увеличили налоги на новые предприятия, не ввели драконовские штрафы - это были бы экономические меры, а просто прекратили выдачу лицензий на новое промышленное строительство. Правительство Нидерландов разрешило использовать бывшую военно-морскую базу в качестве пассажирского и торгового порта, создав, таким образом, новую сферу приложения капитала. В результате в районе порта возросла хозяйственная активность. В африканской стране правительство разрешило (раньше было запрещено) использовать государственный национальный парк в целях организационного туризма, чем использовать местные и иностранные туристические компании. Меры принуждения можно проиллюстрировать тем, что государственные органы всех развитых стран обязывают промышленные предприятия организовать у себя производственное обучение молодежи, создавать определенные бытовые удобства для занятых, устанавливать очистные сооружения. Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используется в незначительных масштабах. Их сфера действия в основном ограничивается охраной окружающей среды и созданием минимальных бытовых условий относительно слабо социально защищенных слоев населения. Однако в критических ситуациях их роль сильно возрастает, например, во время войны, критического положения в экономике. Самыми крупномасштабными государственными административными акциями по регулированию экономики в послевоенной Японии были денежная реформа и разукрупнение ведущих концернов.
2.1.2. Целевое финансирование
Государственные капиталовложения осуществляются в значительно степени в государственном секторе экономики, играющем важную роль в ГРЭ. Он является одновременно объектом и инструментом воздействия на частное хозяйство. Государственный сектор (ГС) представляет собой комплекс хозяйственных объектов, целиком или частичного принадлежащих центральным и местным государственным органам. ГС существовал во многих странах задолго до развития капитализма, включая почту, частично транспортную службу, изготовление оружия и др. По мере становления системы ГРЭ государство строило, выкупало у частных собственников хозяйственные объекты,
главным образом в сфере инфраструктуры, тяжелой промышленности, функционирование которых было всегда выгодно и необходимо для экономики страны, но не всегда выгодно с точки зрения частного капитала. В одних странах ГС возник в основном в результате национализации ряда отраслей и предприятий (во Франции, Италии, Великобритании, Австрии), в других государство строило либо приобретало разоряющиеся хозяйственные объекты (В Германии, США, Швеции, Японии). В первой группе стран доля ГС в национальном богатстве выше, чем во второй. Значительная часть ГС - это объекты инфраструктуры, в большинстве своем нерентабельные. Другая часть - государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуется больше инвестиций, а оборачиваемость капитала медленная. Рентабельность государственных фирм, как правило, ниже, чем частных. Часть ГС - это пакеты акций смешанных частно - государственных компаний. Существование в условиях рыночного хозяйства секторов, которые в своей деятельности руководствуются принципами, несколько отличающимися от принципов частных фирм, позволяет использовать ГС для решения общегосударственных экономических задач, повышения прибыльности частного хозяйства. Монопольная прибыль, а зачастую и прибыль вообще, не является первостепенной целью деятельности ГС в инфраструктуре, энергетики, сырьевых отраслях, НИОКР, в подготовке и переподготовке кадров, в области охраны окружающей среды, так как высоких прибылей от этих сфер никто не требует, а убытки покрываются из бюджета. Поэтому ГС стал поставщиком дешевых услуг (в частности транспортных, почтово-телеграфных), электроэнергии и сырья, снижая, таким образом, издержки в частном секторе. Активно используется ГС как средство ГРЭ. Так, в условиях ухудшения конъюнктуры, депрессии или кризиса, когда частные капиталовложения сокращаются, инвестиции в ГС, как правило, растут. Таким образом, правительственные органы стремятся противодействовать спаду производство и росту безработицы. ГС играет заметную роль в государственной структурной политике. Государство создает новые объекты или расширяет и реконструирует старые в тех сферах деятельности, отраслях или регионах, куда частный капитал притекает недостаточно. Так, ГС играет огромную роль в НИОКР, подготовке и переподготовке кадров. Государственные фирмы занимаются и внешней торговлей, вызовом капитала за рубеж, зачастую выступая пионерами во внедрении национального капитала в
какую-либо страну (пример - участие германского концерна «Фольксваген»), частично находящегося в собственности федерального и земельного правительств, в автомобильной промышленности Чехии. В целом ГС служит дополнением частного хозяйства, там и в какой мере, где и насколько мотивации для частного капитала оказывается недостаточной. В результате ГС служит повышению эффективности народного хозяйства в целом и является одним из инструментов перераспределения ВВП. Размеры ГС, его доля в национальной экономике, изменяются не только в результате нового строительства и приобретения, но и как следствие приватизации - продажи рентабельных, реконструированных объектов ГС частному капиталу. В 80-х и 90-х гг. эта тенденция заметно усилилась. Социально ориентированная рыночная экономика предполагает значительную - деятельность государства в решении социальных проблем. Это связано с тем, что рыночная экономика не гарантирует трудящимся право на труд, стандартное благосостояние, образование, не обеспечивает социальную защиту инвалидов, малоимущих, пенсионеров. Поэтому возникает необходимость вмешательства государства в сферу распределения дохода путем проведения социальной политики. Осуществляется перераспределение национального дохода через бюджет, государство реализует систему социальных программ. Система социальных программ сформировалась в развитых странах после второй мировой войны и получила название «государство благосостояния». Финансирование социальных программ осуществляется не только за счет государственных средств, но и за счет местных бюджетов, средств предприятий, организаций и населения. Определенную роль в социальной защите населения могут сыграть благотворительные фонды, фонды социальной помощи. Политика социальной защиты населения в условиях перехода к рынку включает систему социального страхования и общественное вспомоществование. Система мер, программ и законов по социальной защите исходит из основного положения Декларации прав человека, где человеческая жизнь признается высшей ценностью для общества.
2.1.3. Система государственных закупок
Государственные расходы на закупку товаров и услуг обычно составляют значительную часть бюджета. В нашей стране они выступают в форме госзаказов предприятиям. Такой заказ практикуется и в странах с развитой рыночной структурой. Так, в США и Англии пятая часть ВВП приобретается государством, и, как правило, фирмы и корпорации всегда стремятся получить заказ от государства, поскольку это обеспечивает их гарантированным рынком сбыта, кредитными и налоговыми льготами, исключает риск неплатежей. Государство увеличивает свои закупки в период спада и кризиса и сокращает во время подъема и инфляции в целях поддержания стабильности внутреннего производства. В то же время эти действия направлены на регулирование рынка, поддержание на нем равновесия между спросом и предложением. Такая цель составляет одну из важнейших макроэкономических функций государства.
2.2. Средства косвенного государственного вмешательства
Если прямое воздействие на экономику реализуется путем участия государства в смешанной рыночной экономике в качестве одного из субъектов, то косвенное регулирование означает, что государство помогает рыночной экономике решать макроэкономические проблемы, осторожно и постепенно влияя на рыночный механизм. Основными финансовыми методами косвенного влияния государства на рыночный механизм являются бюджетные и кредитные рычаги.
2.2.1. Средства денежно-кредитной политики
Одним из инструментов косвенного воздействия государства на экономику является кредитно-денежная политика. Она основана на деятельности банков. Кредитная система связана с производством, торговлей, потреблением, в том числе с личным потреблением. Через нее идет распределение и перераспределение денежных ресурсов. Поэтому кредитная система становиться фактором экономического роста.
Государственная кредитно-денежная политика осуществляется центральным банком. Его основная функция - создание таких условий, при которых кредитная система была бы устойчивой и эффективно функционировала в интересах экономического роста. Кредитно-денежная политика получила широкое развитие еще в 50-х годах в США и ФРГ, а затем распространилась и на другие страны. Сегодня ее активно используют все развитые страны рыночной экономики. Основными направлениями государственной кредитно-денежной политики во всех странах являются: изменение учетной ставки центрального банка (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком); изменение норм обязательных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке; операции на открытом рынке, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение. Изменением учетной ставки центрального банка. Эта мера направлена на изменение объема ссуд частных банков и центрального банка. Ее смысл состоит в том, что, меняя уровень ставки процента по кредитам, выдаваемым частным банкам, центральный банк тем самым ограничивает кредитную экспансию частных банков, так как если ограничиваются возможности получения ссуд частными банками, то ограничиваются и кредиты самих частных банков. Как правило, государство повышает процентную ставку, а период бурного экономического роста с целью ослабления «перегрева» экономики. Удорожание кредит и ограничение притока денег в кредитную систему («сжатие кредита») именуется политикой «дорогих денег». В период спада деловой активности государство проводит снижение ставки процента по кредитам, Удешевление кредита и расширение ресурсов кредитной системы используется как стимул к росту производства (политика «дешевых денег»). В последнее время в США, Великобритании, Германии, Канаде, скандинавских странах наметилась тенденция к превращению процентной ставки во вспомогательный элемент - в средство информирования экономических агентов (банков, фирм, населения) об общем направлении кредитно-денежной политики государства. Изменение нормы обязательных резервов. Частные банки держат свои резервы на счетах центрального банка. Объем обязательных резервов устанавливается в процентном отношении к видам вкладов. Чем более краткосрочным и наиболее ликвидным является вклад, тем больше общая норма обязательных резервов. Установление нормы обязательных резервов основывается на периодических отчетах частных банков центральному банку о
среднесуточных размерах их вкладов. Нормы обязательных резервов относительно стабильны, они пересматриваются один-два раза в год. Макроэкономический смысл регулирования норм обязательных резервов в регулировании объемов банковских кредитов. Увеличивая норму обязательных резервов, центральный банк ограничивает использование средств, хранящихся на его счетах в виде кредитных ресурсов. Уменьшая нормы резервов, ЦБ стимулирует высвобождение средств для расширения кредитов. Операции на открытом рынке. Операции на открытом рынке являются более гибкой системой регулирования норм банковских резервов, а, следовательно, и объемов кредитов. Они сводятся к купле-продаже за наличные деньги ценных бумаг и соответственно уменьшению или увеличению банковских резервов. Объектом операций на открытом рынке чаще всего служат казначейские векселя и правительственные обязательства. Сделки на открытом рынке являются добровольными, а ценные бумаги могут покупаться и продаваться небольшими партиями. Эта фирма регулирования экономики является наиболее эффективной, так как без особых усилий может способствовать расширению активных операций банков (предоставление кредитов). Кроме перечисленных основных направлений кредитно-денежной политики, государство использует и другие методы селективного контроля за экономикой. Среди них - установление предельной маржи и ограничение потребительского кредита. Предельная маржа означает, что центральный банк имеет право устанавливать минимальный процент (маржу) первоначального взноса, который должен стать покупатель на рынке ценных бумаг. Другими словами, ЦБ устанавливает процент наличности за покупку ценных бумаг. Например, ЦБ США установил маржу в 50%. Это значит, что половина оплаты стоимости ценных бумаг должна быть наличными, а другая половина может быть заемными средствами. Эта мера направлена против излишней спекуляции на фондовой бирже. Вместе с тем инвестору становиться известно, сколько денег надо взять в кредит. Ограничение потребительского кредита - это введение ограничений для потребителей при получении ссуды для покупки товаров в кредит. Эта мера способствует уменьшению спроса и потому рассматривается как часть антиинфляционной программы. Преимущества кредитно-денежной политики - гибкость и оперативность принятия решений в соответствии с экономической конъюнктурой, свобода от политического давления. Эта политика влияет на денежное предложение, а от него зависит уровень
производства. Не случайно монетаристы считают кредитно-денежную политику очень эффективной. Недостаток кредитно-денежной политики государства заключается, прежде всего, в циклической асимметрии ее действий. Политика «дорогих денег» способна понизить объем кредитов, что ограничивает предложение денег. Политика «дешевых денег» создает банкам избыточные резервы (возможность предоставлять ссуды), хотя они могут не использоваться банками. Следовательно, предложение денег может и не увеличиваться. Циклическая асимметрия выступает серьезной помехой кредитно-денежной политике особенно в период глубокой депрессии. Уязвимость кредитно-денежной политики состоит также в том, что кредитно-денежные учреждения не могут одновременно стабилизировать процентную ставку и предложение денег. Для стабилизации процентной ставки (снижения ее до первоначального уровня) необходимо увеличить предложение денег. Но это может превратить здоровый подъем экономики в инфляционный бум. А для предотвращения падения процентной ставки необходимо сократить денежное предложение, что приведет к уменьшению совокупных расходов и к усилению спада. Если же целью кредитно-денежной политики станет стабилизация денежного предложения, то процентная ставка будет постоянно колебаться, а частое изменение процентной ставки не стимулирует инвестиции и способствует нестабильности экономики. Следовательно, кредитно-денежная политика государства имеет определенную ограниченность. Использование государством кредитно-денежных инструментов не ограничивается воздействием на внутреннюю экономику. Возрастающая зависимость национальной экономики от мирохозяйственных процессов вызвала к жизни систему мероприятий, направленных на регулирование внешнеэкономических операций. Центральные банки стремятся воздействовать на движение капитала и товаров между странами посредством регулирования курсов валют на международных денежных рынках. Во многих странах государство владеет банками и специализированными кредитными учреждениями или осуществляет прямой контроль над их деятельностью. Это позволяет ему через кредитные институты воздействовать на операции предпринимателей и потребителей. Широкое распространение получает государственный кредит (часто льготный) и гарантии государства
частному кредиту. В последние годы усилилось кредитование мелких и средних предприятий с предоставлением им налоговых льгот и льготных кредитов.
2.2.2. Средства бюджетно-налоговой политики
Основой финансовой базы государства является бюджет, состоящий из бюджета центрального правительства и бюджета местных органов власти всех уровней. Государственный бюджет. Бюджет - это роспись государственных доходов и расходов на определенный срок, утвержденная в законодательном порядке. Государственный бюджет представляет собой крупнейший централизованный денежный фонд, аккумулируемый с помощью перераспределения национального дохода и расходуемый государством для осуществления своих функций. В государственном бюджете находят органическую увязку все основные финансовые операции - расходы, различные виды доходов, государственные займы. Внешне самостоятельные, они в бюджете получают единую направленность, находящую отражение в проводимой государственной политике. Построение бюджета основано на соблюдении определенных принципов, которые были выработаны развитыми странами в начале ХХ в. 1. Принцип единства - сосредоточение в бюджете всех расходов и всех доходов государства. В государстве должна существовать единая бюджетная система, единообразие финансовых документов и бюджетной классификации. 2. Принцип полноты означает, что по каждой статье бюджета учитывается все затраты и все поступления. 3. Принцип реальности предполагает правдивое отражение доходов и расходов государства. 4. Принцип гласности - это обязательное информирование населения об основных расходах и источниках доходов. Баланс бюджета означает равенство доходов и расходов. Если расходы бюджета превышают доходы, то налицо бюджетный дефицит. Доходная часть государственного бюджета образуется в основном за счет налогов. Расходная часть государственного бюджета развитых стран включает: расходы на содержание вооруженных сил и государственного аппарата, финансирование хозяйства и социальной инфраструктуры (социальное обеспечение, здравоохранение, просвещение, наука), выплату
процентов по государственному долгу. Что касается расходов на финансирование хозяйства, то в разных странах имеются существенные различия, связанные с масштабом государственного сектора. Например, в европейских странах, где удельный вес государственного сектора был велик, большая часть государственных расходов шла на поддержание, субсидирование и развитие национализированных предприятий сократила государственные вложения в хозяйство, особенно за счет уменьшения субсидий частному сектору. Функции бюджета. Бюджетная система выполняет три функции: 1. фискальная функция означает создание финансовой базы функционирования государства в условиях фактического отсутствия у него собственных доходов (исключая доход от государственной собственности, который составляет, например, в США 6-7% доходов государственного бюджета); 2. функция экономического регулирования - это использование государством налогов (основного источника доходов бюджета) для проведения своей экономической политики; 3. социальная функция предполагает использования государственного бюджета для перераспределения национального дохода. Осуществляя эти функции, государство не должно ослаблять рыночные стимулы предпринимательства. Поэтому бюджетная политика государства должна строиться на синтезе рыночного и государственного механизмов регулирования. Концепции использования бюджета. Использование государством бюджета в качестве одного из рычагов воздействия на экономику опирается на теоретические концепции. На протяжении многих десятилетий в развитых странах господствовала концепция «нейтрального бюджета», отвечающая экономики только в том случае, если не требовалось коренного изменения сложившегося под воздействием рынка «естественного порядка». Концепция «нейтрального бюджета» привязывала всю бюджетную политику государства к задаче обеспечения сбалансированности бюджета и предусматривала «нейтральное» отношение к ходу воспроизводственного процесса. Считалось, что нормальное функционирование финансов и есть эффективное функционирование экономики. Собственно бюджет решал чисто финансовые задачи (изъятие и распределение денежных средств).
Но политика жесткого соизмерения расходов и доходов бюджета имела свои недостатки: · она ограничивала размах экономических операций, время их проведения (крупномасштабные и долговременные операции); · снижала эффективность экономических операций, так как налоговые льготы предприятиям часто уравновешивались действенными с финансовой, но не с экономической точки зрения операциями; · снижала и без того малую эластичность государственного бюджета, лишала возможности быстро реагировать на изменение экономической обстановки; · сокращение государственных расходов в период спада увеличивало вероятность депрессий, а уменьшение в фазе подъема вело к «перегреву» экономики. Кейнсианский рецепт использования государственного бюджета впервые признал за бюджетными инструментами, помимо финансовых функции еще и экономические. В основе его лежит концепция «функциональных финансов», согласно которой формирование и реализация бюджетной политики включает как финансовую, так и экономическую сторону дела, причем последней отдается предпочтение. Главное - сбалансированность экономики. При этом достижение макроэкономической стабильности может сопровождаться как положительным сальдо бюджета, так и возрастанием бюджетного дефицита. И хотя дефицит бюджета рассматривается как негативное явление, но не настолько, чтобы проводить финансовое оздоровление экономики в ущерб экономическому, особенно в фазах кризиса и депрессии. Согласно концепции «функциональных финансов» решение проблемы дефицита бюджета в долгосрочном периоде невозможно без кардинального решения вопроса экономической стабильности. В этом состоит экономический подход к бюджетной политике государства. Кейнсианская стратегия бюджетного регулирования, а затем теория «экономики предложения» (80-90-е годы) превратили концепцию «функциональных финансов» в реализуемые на практике модели экономического регулирования в развитых странах. Тенденции и противоречия бюджетной политики. В рамках задач, которые решает бюджетная политика, можно говорить о ее эффективности. Если бюджетная политика решает финансовые проблемы, то показателями оценки ее эффективности являются бюджетный дефицит и государственный долг, отражающие состояние государственных финансов. Если
бюджетная политика направлена на решение экономической задачи - макроэкономической сбалансированности, то используются такие показатели, как рост ВНП и совокупных частных инвестиций, уровень безработицы и инфляции. Финансовые показатели дополняют характеристику эффективности бюджетной политики. Налоги их функции. Важнейшую часть доходов государственного бюджета составляют налоги. Налоги - это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством. Налоги выполняют две функции: фискальную и экономическую. Фискальная функция налогов означает, что с их помощью образуются государственные денежные фонды, создающие условия для функционирования государства. Экономическая функция налогов означает их использование для воздействия на экономику, прежде всего через перераспределение национального дохода. Обе функции выступают в единстве, но каждая из них отражает определенную сторону налоговых отношений. Фискальная функция показывает обязанности налогоплательщиков пере государством, а экономическая - обязанность государства перед налогоплательщиками. Налоги могут быть прямыми и косвенными, государственными и местными. Совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением образует налоговый механизм. Государство придает налоговому механизму юридическую форму посредством существующего в каждой стране налогового законодательства. В общих чертах налоговая система в странах с развитой рыночной экономикой характеризуется: прогрессивным характером налогообложения (при этом каждая более высокая ставка налога применима лишь к строго определенной части налогообложения в зависимости от экономической конъюнктуры в стране); наличием разнообразных налоговых льгот и скидок: определением начальных сумм, не облагаемых налогом. Это делает налоговую систему гибкой, способствует ее дифференцированному использованию. В современной рыночной экономике основными налогами считаются подоходный налог, налог на прибыль предприятий, косвенные налоги и взносы на социальное страхование (обособленные от системы общего подоходного налогообложения), о чем свидетельствуют данные таблицы.
Структура налоговых поступлений
| |||||
|
США |
Англия |
Франция |
Германия |
Швеция |
Япония |
Общая сумма |
29 |
39 |
45 |
39 |
52 |
27 |
В том числе: |
|
|
|
|
|
|
Подоходный налог |
10 |
10 |
6 |
11 |
19 |
7 |
Налог на прибыль |
2 |
4 |
2 |
2 |
2 |
6 |
Отчисления на социальное страхование |
8 |
7 |
19 |
13 |
13 |
7 |
Косвенные налоги |
9 |
18 |
18 |
13 |
18 |
7 |
Подоходный налог и налог на прибыль взимаются, как правило, по декларации о доходах и имеют прогрессивные ставки. Налог на прибыль предприятий зависит от размеров прибыли. Им облагается чистая прибыль до распределения (до выплаты дивидендов). Для распределяемой и нераспределяемой прибыли могут существовать различные ставки налогообложения.
Взносы на социальное страхование являются, прямы личным налогом, но имеют строго целевой характер. Они складываются из взносов предпринимателей и наемных работников. Ставки этого налога устанавливаются к фонду заработанной платы, поэтому для лиц наемного труда - это прямой вычет из доходов, а для предпринимателей - одна из статей издержек производства.
Косвенные налоги - это надбавка к ценам и тарифам. Они распространяются на ограниченный круг торговых и производственных предприятий. Главная цель косвенных налогов - увеличение доходов государственного бюджета.
Начиная с 60-х годов в развитых странах, налоговая система становиться важнейшим средством государственного воздействия на экономику. И это не случайно, ибо налоговые мероприятия позволяют перераспределить в государственный бюджет возрастающую долю
национального дохода и тем самым использовать их как средство стимулирования экономических процессов.
Манипулирование ставками налогов - обязательный элемент налоговой политики развитых стран. В 80 - е годы во многих странах они были значительно снижены. Так, в США с июля 1987 г. ставка налога на прибыль корпораций снижена с 46 до 34 %. В Японии в 1989 - 1990 гг. налог на прибыль снижен с 42 до 37,5%. В Великобритании в 1984 - 1987 гг. - с 52 до 35 %. Во Франции в 1989 г. в целях стимулирования капиталовложений введено разделение ставок налогообложения для распределенной и нераспределенной части прибыли. В чрезвычайных условиях в некоторых странах вводится дополнительный налог на сверхприбыль предприятий. Он исчисляется как превышение над средним уровнем прибыли за ряд лет.
Разнообразные налоговые мероприятия государства имеют противоречивые последствия. С одной стороны, они стимулируют научно-технический прогресс; структурные сдвиги и экономический рост в развитых странах. С другой стороны, государственный бюджет недополучает огромные средства. Так, за 1987-1991 гг. за счет предоставления корпорациям налоговых льгот федеральным бюджетом США недополучено средств на сумму более 110 млн. долл., что способствовало появлению устойчивых бюджетных дефицитов, усиливающих развитие инфляции.
Кроме того, высокие ставки налогов и прогрессивная система налогообложения отрицательно сказываются на уровне сбережений и инвестиций и, следовательно, эффективности экономической системы, ибо сбережения и инвестиции - это функции, прежде всего более высоких по доходам групп населения.
Поэтому вторая половина 80-х годов характеризуется перестройкой систем налогообложения во всех развитых странах. Главное содержание этой перестройки - сокращение степени перераспределения национального дохода через прогрессивную систему подоходного налогообложения и уменьшение налогов на прибыль предприятий с целью стимулирования их инвестиционной деятельности. В США благодаря реформам 1984 и 1986 гг. существенно уменьшилось число ставок подоходного налога вместо 15 ставок (от 11 до 50 %) были введены три ставки (15, 28 и 33%); были отменены некоторые налоговые льготы, скидки субсидии. Главное требование к налоговой системе в современных условиях - ее устойчивость, нейтральность по отношению к рыночному механизму, обеспечение равных условий хозяйствования всем субъектам рыночной экономики.
Инструменты воздействия налоговой системы на экономику. Важнейшим инструментом воздействия налоговой системы на экономику выступают налоговые льготы. Налоговые льготы носят обычно региональный характер (если предприятие функционирует в отсталом районе) или селективный (если они касаются приоритетных - наукоемких или экспортных производств). Налоговые льготы выражаются, прежде всего, в пониженных ставках налогообложения для некоторых предприятий, в основном связанных с научно-техническим прогрессом.
Кроме того, они могут быть в виде налоговых кредитов - вычетов из величины начальных налогов. Например, от налогообложения освобождается определенная доля прироста затрат на развитие той или иной сферы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Так в США в 1962 г. была установлена налоговая скидка для новых капиталовложений в размере 7%. Особенность этой меры состоит в том, что величина льгот в размере 7% новых инвестиций вычитается из суммы налога, а не из всего налогооблагаемого дохода. Тем самым предприятиям снижают на 7 % стоимость вновь закупаемого оборудования.
Согласно другому закону США (1964 г.) амортизационные отчисления производились со всей стоимости оборудования, включая и ту ее часть, на которую распространяется налоговая скидка. Это дополнительно увеличивало сумму отчислений на возмещение основного капитала.
Наконец, налоговой льготой являются отсрочка уплаты налога и полное освобождение от налогов. Такой льготой пользуется в основном малые вновь образованные предприятия. Например, во Франции акционерные компании полностью освобождаются от налогов на прибыль в течение первых двух лет существования, в третий год налогом облагается 25 % прибыли, а вся прибыль облагается налогом лишь с шестого года деятельности компании.
2.2.3. Средства амортизационной политики
Разновидностью налоговых льгот можно считать политику ускоренной амортизации. Ускоренная амортизация впервые стала применяться в США в 1942 г. Затем ее стали использовать и другие страны: в 1948 г. - ФРГ, в 1960 г. - Франция, в 1962 г. - Великобритания. Норма амортизации устанавливается в законодательном порядке. До 50 - х
годов основным методом исчисления нормы амортизации был метод равномерных по годам отчислений от первоначальной стоимости основного капитала. В дальнейшем основными методами стали: метод убывающих отчислений и ускоренный метод уменьшенного остатка. В первом случае норма амортизации устанавливается постоянной от восстановительной (остаточной), стоимости, что обеспечивает постепенность списания затрат. Во втором случае отчисления рассчитываются по более высоким нормам, что позволяет списать основную долю стоимости капитала в течение нескольких первых лет эксплуатации оборудования. Так, Закон об амортизационном списании 1971 г. в США позволил сократить срок амортизации в среднем на 20% по сравнению с нормами 1962 г. Амортизационная налоговая реформа 1981 г. снизила это сроки уже в среднем на 40 % . Транспортные средства были списаны за три года, оборудование - за пять лет, производственные сооружения и здания - за пятнадцать лет.
Особое место среди средств ГРЭ, осуществляемого при помощи налогов, играет ускоренное амортизационное списание основного капитала и связанные с ним образование и реализация скрытых резервов, осуществляемых в рамках разрешений министерства финансов.
Система укоренной амортизации, повышая норм амортизации, дает возможность предприятиям вернуть себе стоимость основного капитала до его морального износа, а амортизационные средства использовать для накопления капитала и модернизации оборудования. Вместе с тем при ускоренной амортизации в амортизационный фонд попадает не только сумма возмещения изношенного основного капитала, но и значительная часть прибыли, которая укрывается от налогообложения. Поэтому в практике развитых стран эта мера используется селективно: в тот период и в тех отраслях, когда и где необходимо создать благоприятные условия для предпринимательской деятельности.
В настоящее время в странах рыночной экономики используются следующие виды амортизационных списаний:
· линейное, или пропорциональное;
· дополнительное (когда сумма амортизационных отчислений превосходит первоначальную стоимость списываемого объекта);
· особое (когда в целях общего или селективного оживления хозяйственной деятельности временно увеличивают норму амортизационных отчислений сверх установленных ранее льгот);
· предварительное (когда амортизационное списание осуществляется до начала функционирования машин или сооружения);
· дигрессивное (убывающее).
В странах Европы распространен вариант дигрессивных отчислений - списание с уменьшающегося остатка (когда отчисления производятся не от первоначальной, а от балансовой стоимости вещественных носителей основного капитала).
Редко применяемое на практике линейное, или пропорциональное, списание в современных условиях тоже, как правило, является ускоренным, так как проводится по разрешению министерства финансов в сокращенные по сравнению с действительным периодом физического и морального износа сроки.
Перед нами мощный рычаг государственного регулирования инвестиций - освобождения прибылей от налогов, укрытия их в амортизационном фонде и принудительного использования для новых капиталовложений (никуда больше эти средства использовать нельзя, а без движения они лежать не могут).
Ускоренное амортизационное списание основного капитала имеет наряду с возможностью временного стимулирования капиталовложений, независимо от состояния конъюнктуры, еще ряд последствий.
Во-первых, дополнительное сокращение доли налогов в прибыли за счет того, что по мере уменьшения балансовой прибыли ее налогообложение из-за прогрессивного характера налоговых ставок сокращается. Например, при сокращении балансовой прибыли (но не действительной, частично укрытой в амортизационном фонде) в 3 раза, налог платится по пониженной ставки, и чистая балансовая прибыль сократится менее чем в 2 раза.
Во-вторых, ускоренное списание приводит к отрыву балансовой стоимости основных средств от их реальной цены. Разница между балансовой стоимостью основного капитала и его реальной рыночной ценой является скрытым резервом фирмы. При его реализации (например, продаже оборудования внутри страны, экспорте за рубеж или проведении с разрешения министерства финансов переоценки основного капитала) с этой разницы уплачивается, как правило, льготный налог, а оставшуюся сумму (чистые реализованные скрытые резервы) разрешаются, так же как и амортизационный фонд, использовать для финансирования капиталовложений.
2.2.4. Средства внешнеэкономического вмешательства
Современная внешнеэкономическая политика государства складывается под воздействием конкретно-исторических условий развития. Иногда защита внутреннего рынка от иностранной конкуренции бывает вполне оправдана (например, в странах с переходной экономикой, где национальная промышленность не может конкурировать на равных с крупными зарубежными компаниями). В некоторых же случаях правительства пытаются защитить те или иные отрасли национальной промышленности под воздействием мощных лоббистских группировок. Следует отметить, что и в современных условиях, когда в рамках ВТО официально проводится курс на снижение тарифных и нетарифных барьеров, многие страны всячески стараются предохранить национальную промышленность, особенно «чувствительные отрасли», от иностранной конкурен6ции. В частности, антидемпинговые меры, призванные защищать внутренний рынок от недобросовестной иностранной конкуренции, зачастую используются национальными правительствами как средство ограждения внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Тарифные и нетарифные методы ограничения импорта часто применяются под давлением отечественных лоббистских групп и, оказывая положительный эффект на состояние дел в отдельной отрасли, в то же время негативно воздействуют на экономику в целом.
Обеспечение нормальных условий конкуренции в международной торговле является чрезвычайно важным и «чувствительным» вопросом для большинства стран. В последнее десятилетие, характеризующееся обострением международной конкурентной борьбы, многие правительства хотели бы защитить свою национальную промышленность протекционистскими мерами торговой политики. Торговые войны могли бы обрести невиданный размах, если бы не существовало строгих, согласованных на многостороннем уровне правил защиты внутренних рынков. В настоящее время такие правила содержатся в соглашениях ВТО.
Россия находится в процессе присоединения к ВТО, успешно пройдя уже ряд подготовительных процедур. (Официальная заявка Правительства Российской Федерации о намерении присоединиться к ВТО была представлена в июне 1993 г.). Подав официальную заявку на присоединение к ВТО, Россия приняла на себя обязательство по постепенной адаптации своего внешнеэкономического регулирования к правилам этой организации. За последние годы России удалось значительно продвинуться в этом направлении, и сейчас
можно сказать, что в России существует развернутая нормативная база в области защитных мер, в целом соответствующая правилам ВТО.
К настоящему времени способы и методы защиты отечественного рынка от иностранной конкуренции определены в следующих основных законах: Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе»; Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности"; Федеральный закон «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами», а также рядом Постановлений Правительства Российской Федерации.
Сочетание частно-хозяйственной инициативы с активной экономической деятельностью государства характерно для современных хозяйственных отношений индустриально развитых стран. Регулирующая функция государства обусловлена многими причинами. Прежде всего, это необходимость решать такие экономические задачи, которые требуют коллективного усилия и не могут быть реализованы при помощи рыночного механизма: организация и финансирование народного образования и фундаментальных научных исследований, создание и поддержание на должном уровне общеэкономической инфраструктуры (денежной системы, общенациональной статистической службы и т.д.) и оборонного потенциала. Государственные структуры включаются в регулирование глобальных пропорций национального хозяйства, поддерживая равновесие между эффективным спросом и предложением. Кроме того, в экономических отношениях государство выступает и как крупный собственник, и как один из потребителей товаров, работ и услуг.
В современных условиях государственные структуры переходят от непосредственного участия в бизнесе к управлению экономикой рыночными методами, Использование этих методов в большей мере соответствует смене приоритетов государственного регулирования от текущей антициклической политики, основным ядром которой была проблема занятости, к мероприятиям, определяющим стратегию развития национальной экономики на перспективу. Поэтому большой вес приобретает налогово-бюджетное и денежное регулирование.
Перенос акцента на использование рыночных методов воздействия государства на экономику в индустриально развитых странах потребовал оздоровления финансов. Это стало тем более актуально, что необходимость в перестройке хозяйственного механизма этих стран совпал с сильнейшим финансовым кризисом. Он проявился в снижении эффективности влияния государства на экономику бюджетными средствами и возрастании дефицитности бюджета. Одной из важнейших статей увеличения доходной части бюджета стала приватизация государственного имущества. Важнейшим каналом регулирования экономической конъюнктуры стала государственная ценовая политика. Ориентация последнего десятилетия на либерализацию экономики нашла отражение в отказе от жестких форм регулирования цен и тарифов в ряде отраслей.
Итак, экономическая практика индустриально развитых стран позволяет сделать вывод о высокой степени управляемости рынка в современных условиях. Вопрос состоит не в том, должно или не должно государство участвовать в экономических процессах, а в том, каковы меры и формы этого участия.
1. «Деньги. Банки. Кредит»
М.: Финансы и статистика, 1998 г.
2. «Экономикс»
Кэмпбелл Р. Макконнелл Стэнли Л.Брю; Бишкек: Туран 1996 г.
3. «Курс экономической теории»
под ред. проф. Чапурина М.Н., проф. Киселёвой Е.А.; Киров, «АСА» 1997 г.
4. «Современная российская экономика: основные понятия и термины» (словарь-справочник)
под ред. проф. Видяпина В.И., М.: «Магистр-Пресс» 2000 г.
5. «Микроэкономика. Теория и российская практика»
учебник под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю.Юданова; М.: 1999 г.
6. «Экономическая теория»
учебник под ред. В.Д. Камаева; М.: 1998 г.
7. «Конкуренция и антимонопольное регулирование»
под ред. А.Г.Цыганова; М.: «Логос», 1999 г.
8. «Общая теория занятости, процента и денег»
Кейнс Дж. М.; М., 1978 г.
9. «Экономические теории и цели общества»
Гэлбрейт Дж.; М., 1979 г.
10. «Экономика»
Самуэльсон П.; М., 1993 г.
11. «Экономическое развитие России и мировые тенденции на рубеже веков»
М., 1996 г.
12. ВТО-Всемирная торговая организация. ВТО, 1995 г.
НОВОСТИ | ||
Изменения | ||
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер |
СЧЕТЧИК | ||
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |