|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Рынок труда и безработицаРынок труда и безработица
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИПО ТЕМЕ: «РЫНОК ТРУДА И БЕЗРАБОТИЦА»
Москва, 2000
| |||||
Введение ……………………………………………………….. 1. Рынок труда и его структура……………………………….….. 1.1 Конкурентный рынок труда……………………………….. 1.2 Локальные рынки труда………………………………….... 1.3 Монопсония на рынке труда………………………………. 1.4 Двусторонняя монополия на рынке труда……………….. 1.5 Неравновесный рынок труда…………………………….... 2. Причины и формы безработицы………………………………. 2.1 Безработица в рыночной и командно-административной экономике…………………………………………………... 2.2 Показатели безработицы. Ее виды………………………... 2.3 Фрикционная безработица и теория поиска работы…….. 2.4 Спросодефицитная безработица………………………….. 2.5 Разделение безработицы по типам………………………... 2.6 Причины безработицы…………………………………….. 3. Государственное регулирование………………………………. 3.1 Процесс стабилизации рынка труда……………………… 3.2 Проблемы социальной защиты населения в условиях безработицы………………………………………………... 3.3 Минимальная заработная плата…………………………... 3.4 Особенности безработицы в России……………………… Заключение…………………………………………………….. |
|
1. РЫНОК ТРУДА И ЕГО СТРУКТУРА.
1.1 Конкурентный рынок труда.
Конкурентный рынок труда определяется следующими характеристиками.
1. Большое количество фирм, конкурирующих друг с другом за наем определенного вида труда на одинаковые рабочие места.
2. Большое количество работников, имеющих одинаковую квалификацию и независимо друг от друга предлагающих свои услуги труда.
3. Ни работники, ни фирмы не могут контролировать рыночную заработную плату.
4. Совершенная информация, получение которой не связано с издержками, и совершенная мобильность.
На конкурентном рынке труда в краткосрочном периоде отдельная фирма сталкивается с совершенно эластичной кривой предложения труда. Рыночный уровень заработной платы определен, и фирма из-за незначительности своей доли на рынке не оказывает на него никакого влияния.
Для рынка в целом кривая предложения труда имеет положительный наклон.
При изменении в спросе на труд или в предложении труда происходит подстройка рынка – процесс достижения новой точки равновесия, нахождение нового уровня занятости и заработной платы.
Для достижения точки равновесия важна гибкость рынка труда – при расхождении спроса и предложения труда способность быстро осуществлять подстройку рынка за счет изменения заработной платы или количества используемого труда.
Гибкость рынка труда рассматривается обычно в четырех основных аспектах.
1. Гибкость общего уровня реальных издержек на труд.
2. Относительная гибкость реальных издержек на труд по отраслям.
3. Трудовая мобильность.
4. Степень гибкости рабочего времени и режимов труда.
Соответственно затруднять подстройку могут факторы, ограничивающие гибкость рынка труда: жесткость заработной платы, ограничения в мобильности рабочей силы, жесткость режимов рабочего времени.
1.2 Локальные рынки труда.
Предпосылки конкурентного рынка труда содержат требования об однородности рабочих мест и работников. В целом для рынка труда эта предпосылка не выполняется. Рынок труда распадается на локальные рынки однородного труда по видам деятельности, отраслям, профессиям, квалификации работников, территориальному местоположению. Между такими локальными рынками труда существует определенная мобильность рабочей силы.
В условиях мобильности рабочей силы между локальными рынками труда заработная плата на данном локальном рынке будет зависеть не только от спроса и предложения труда на этом локальном рынке, но и от заработной платы (и соответственно от спроса и предложения труда) на других локальных рынках труда, с которыми данный локальный рынок связывают потоки мобильной рабочей силы.
Подстройка на рынке труда возникает в ответ на избыток или нехватку труда. Нехватку на рынке труда можно рассматривать как ситуацию, когда спрос превышает предложение при доминирующей текущей заработной плате, которая имеет тенденцию к повышению (избыток определяется как обратная ситуация, когда предложение превосходит спрос). При нехватке доминирующая заработная плата ниже равновесной, показателем нехватки служит разность между объемом спроса на труд и предложения труда при доминирующей заработной плате. Объем нехватки может быть оценен с помощью показателей занятости, безработицы, вакансий. Однако следует учесть, что на локальных рынках труда сложность подстройки рынка будет определяться не только размерами нехватки, но и тем, насколько велик разрыв между доминирующей и равновесной заработной платой. Чем больше этот разрыв, тем сложнее подстройка рынка. При прочих равных условиях величина этого разрыва будет прямо зависеть от эластичности спроса и предложения труда.
1.3 Монопсония на рынке труда.
Монопсония на рынке труда – это ситуация, когда существует только один покупатель данного вида труда, один работодатель. В этом случае работодатель (при предположении о совершенной конкуренции со стороны продавца труда) сталкивается с рыночной кривой предложения труда, имеющей положительный наклон, и вынужден нанимать каждую последующую единицу труда по цене ее предложения. При недискриминирующей монопсонии работодатель всем работникам платит одинаковую заработную плату, равную средним издержкам на труд, но для найма дополнительной единицы труда он должен предложить более высокую заработную плату, чем уже платит, и новому работнику, и прежним.
При монопсонии ставка заработной платы и предельные издержки на труд являются возрастающими функциями от количества используемого труда. Кривая предельных издержек на труд отклоняется от кривой предложения труда и расположена круче.
W
A
SL
W0
WM B MRP
LM L0 L
1.4 Двусторонняя монополия на рынке труда.
Двусторонней монополией на рынке труда называется случай, когда работодатель является единственным покупателем труда (монопсонистом), а продавец труда обладает монопольной силой (например, работники, объединенные в профсоюз).
Профсоюз может нейтрализовать монопольную силу работодателя-монопсониста, предлагая труд своих членов по единой определенной заработной плате и создавая участок совершенно эластичного предложения труда. В этом случае будет возникать эффект, аналогичный эффекту минимальной заработной платы на монопсонистическом рынке труда.
Модель профсоюза-монополиста предполагает, что помимо нейтрализации монопольной силы работодателя он будет также стремиться вести себя на рынке аналогично фирме-монополисту на рынке продукта и будет увеличивать заработную плату до такого уровня, чтобы максимизировать экономическую ренту работающих членов профсоюза.
Таким образом, работодатель и профсоюз стремятся ограничить конкурентный уровень занятости: первый, чтобы максимизировать прибыль, второй, чтобы максимизировать коллективную экономическую ренту.
1.5 Неравновесный рынок труда.
Модель неравновесного рынка труда основывается на том, что в точке равновесия DL(W*)=SL(W*)=L*, и равновесная заработная плата W* «очищает рынок» т.е. нет ни избыточного спроса, ни избыточного предложения.
Модель равновесного рынка труда исходит из того, что уровень занятости определяется «короткой стороной рынка», или спросом на труд, или предложением труда, в зависимости от того, что из них меньше при данной заработной плате, L=min (DL,SL). Кривые спроса и предложения труда в этой модели могут быть интерпретированы как отражающие максимальное количество труда, которое может быть обменено при данной ставке заработной платы.
W
W1 A SL
W0 E
W2
B DL
0 L1 L2 L0 L
Рис. 1.2 Неравновесный рынок труда.
На рис. 1.2 видно, что при ставке заработной платы W1 (больше равновесной заработной платы, W1>W0) работодатели не захотят в соответствии с кривой спроса на труд DL нанять больше работников, чем L1, т.е. количество труда определено спросом на труд, несмотря на то, что предложение труда больше. При ставке заработной платы W2 (меньше равновесной заработной платы, W2<W0) предложение труда будет меньше, чем спрос на труд, но работодатели наймут предложенное количество труда, потому что в этой ситуации они получат прибыль. Предельный денежный продукт при уровне занятости L2 превысит заработную плату, т.е. количество труда определено предложением, несмотря на то, что спрос на труд больше. В противоположность равновесной модели рынка труда, которая предполагает существование единственной комбинации заработной платы и занятости в точке Е, неравновесная модель предполагает, что комбинаций заработной платы и занятости может быть много и они определяются линией АЕВ.
1.6 Внутренние рынки труда.
Внутренним рынком труда называется внутрифирменное перемещение рабочей силы на одном и том же предприятии, при котором заработная плата и размещение работников определяются административными правилами и процедурами. Внутренние рынки труда противопоставляются внешним рынкам труда, на которых происходит межфирменная мобильность рабочей силы, а заработная плата и распределение рабочей силы являются результатом действия рыночных сил.
Внутренние рынки труда имеют целый ряд отличительных особенностей. Среди них:
· относительная независимость ставки заработной платы некоторых работников на внутреннем рынке от соотношения спроса и предложения на аналогичный вид труда на внешнем рынке. Оплата определяется другими критериями, среди которых важнейшую роль играют правила и процедуры;
· заполнение вышестоящих вакансий за счет продвижения нижестоящего персонала фирмы, создание так называемой карьерной лестницы;
· установление долгосрочных взаимоотношений между работодателями и работниками;
· положительная зависимость между зарплатой и продолжительностью службы на фирме как выражение системы оплаты в соответствии с возрастом и положением работника.
Среди причин образования и формирования внутренних рынков труда выделяют следующие три. Первая: специфическая профессиональная подготовка, основанная на уникальности применяемых на фирмах технологий и уникальности существующих на фирмах рабочих мест. Вторая: несовершенство информации, значительные трансакционные издержки, связанные с получением и обработкой информации о возможной производительности потенциального работника. Третья: профессиональная подготовка на рабочем месте, которая неформальна по своей природе и выражается в обучении в процессе работы.
Услуги труда на внутренних и внешних рынках труда неодинаковые. Внутренние рынки связаны с однородным трудом и карьерной лестницей. Фирмы нанимают на внешнем рынке работников на относительно низкоквалифицированную работу, а вакансии на более высоком уровне заполняют за счет внутреннего рынка.
2. ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ.
2.1 Безработица в рыночной и командно-административной
экономике.
Рынок труда любой системы при разных его вариантах – от рынка с ограниченным спросом (нормальный, здоровый рынок) до рынка с ограниченными ресурсами (советский рынок дефицитного типа) – дает одновременно избыток рабочей силы (безработицу) и дефицит рабочей силы по отдельным специальностям, когда спрос на нее выше предложения. Однако точка сбалансирования безработицы и дефицита рабочей силы в этих экономиках находится на разных уровнях.
На рис. 2.1 точка Н показывает, что в рыночной экономике обычно высокая безработица сосуществует со сравнительно незначительным дефицитом рабочей силы. График на рис. 2.2 характерен для экономики государственного социализма. Здесь безработица, как показывает балансирующая точка Н, существует, но в небольших размерах. В то же время потребность в рабочей силе очень высока, образуется существенный дефицит рабочей силы.
Н
Н
Безработица Безработица
Рис. 2.1 Рынок рабочей силы, где Рис. 2.2 Рынок рабочей силы при
ограничен спрос недостатке ресурсов
2.2 Показатели безработицы. Ее виды.
В экономической теории используют два показателя, которые могут обрисовать объективную картину экономической нестабильности на рынке труда. Это уровень безработицы и средняя ее продолжительность.
Уровень безработицы измеряется как доля официально зарегистрированных безработных к численности занятых в производстве.
Безработный – это тот, кто при существующих в настоящий момент условиях труда и заработной плате не имеет работу, может работать и ищет работу.
Безработица – это такое явление в экономике, когда часть экономически активного населения составляют безработные.
Уровень безработицы u – отношение количества безработных ко всему экономически активному населению (L=U+E):
u = U/L
Безработица может рассматриваться с точки зрения запаса и потока.
Запас – количество безработных на данный момент времени.
Поток – характеристика динамики безработных, движения в и из состояния безработицы.
Приток в безработицу (I) – количество людей, перешедших в состояние безработицы.
Отток из безработицы (О) – количество людей, вышедших из состояния безработицы.
Можно выделить шесть основных потоков, которые определяют состояние рынка труда и уровень безработицы (рис. 2.3): от занятых к безработным и наоборот, от безработных к экономически неактивным и наоборот.
Экономически неактивные
Занятые
Безработные
Рис. 2.3 Потоки на рынке труда
При классификации безработицы выделяют безработицу вынужденную и добровольную (или безработицу ожидания).
Вынужденная безработица возникает тогда, когда работник может и хочет работать при данном уровне заработной платы, но не может найти работу.
Добровольная безработица возникает тогда, когда работник мог бы найти работу, но предпочитает оставаться незанятым, продолжая поиски лучше оплачиваемой или более желательной работы, чем ему предлагают.
В зависимости от экономических причин, порождающих безработицу, она делится на типы:
- фрикционную;
- структурную;
- институциональную;
- циклическую;
- сезонную.
Фрикционная безработица возникает при перемещении работников от одного места работы к другому. Она является следствием кратковременных изменений на рынке труда и существует потому, что процесс подбора работников и рабочих мест не мгновенен.
Структурная безработица возникает при длительных изменениях в структуре экономики, которые приводят к несоответствию между существующей квалификацией или профессией работника и квалификационными или профессиональными требованиями со стороны рабочего места. Могут возникать также территориальные структурные несоответствия.
Институциональная безработица возникает, когда сама организация рынка труда недостаточно эффективна. Например, неполна информация о вакантных рабочих местах. Уровень безработицы был бы ниже при налаженной работе системы информации. В этом же направлении действует завышенное пособие по безработице или заниженные налоги на доходы. В этом случае возрастает продолжительность безработицы, так как гасятся стимулы для энергичных поисков работы.
Циклическая, или спросодефицитная, безработица возникает при недостаточном совокупном спросе.
Сезонная безработица вызывается колебаниями в уровне экономической активности в течение года, характерными для некоторых отраслей экономики.
Существует также скрытая безработица, состоящая из людей, которые не входят в экономически активное население на данный момент времени, но хотели бы войти в рабочую силу, если предоставленная им работа будет для них подходящей.
В российских условиях скрытой безработицей называется ситуация, когда работники, формально не разрывая трудовых отношений и считаясь занятыми, не имеют работу и не получают заработную плату или работают неполное рабочее время (день, неделю). В международной практике такая ситуация называется недозанятостью.
Таким образом. Безработица является характерной чертой рыночной экономики. Поэтому полная занятость – нонсенс, не совместимый с идеей развитого рыночного хозяйства. Но все же безработица должна быть поставлена в определенные рамки, в пределах которых достигаются режим эффективного роста и состояние экономической стабильности.
Безработица, соответствующая этому идеальному уровню, получила название естественной.
2.3 Фрикционная безработица и теория поиска работы.
Фрикционная безработица связана с процессом поиска работником рабочего места. Так как информация на рынке труда несовершенна, процесс поиска приемлемой работы занимает время.
Основные подходы к анализу процесса и длительности поиска работы содержатся в теории поиска на рынке труда.
Простая модель поиска работы содержит следующие предпосылки:
- несовершенство информации на рынке труда;
- рабочие места различаются только ставкой заработной платы;
- работнику известно распределение предлагаемой заработной платы, но неизвестно, какая фирма какой уровень заработной платы предложит;
- если работник нашел вакантное рабочее место. Оно будет ему предложено;
- у работника нет ограничений в средствах, он может продолжать поиск столько, сколько сочтет нужным;
- работник получает только одно предложение о вакансии за один период;
- процесс поиска связан с прямыми и альтернативными издержками.
На рис. 2.4 показана кривая вероятного распределения предлагаемой заработной платы. Если бы работник знал, какая фирма предложит максимальную заработную плату (wmax), он мог бы сразу устроиться на работу именно в эту фирму, при отсутствии такой информации работник вынужден прибегнуть к процессу поиска, предлагая свой труд фирмам, имеющим вакансии, по принципу случайной выборки, сравнивая предлагаемые уровни заработной платы и выбирая приемлемую для него.
Рис. 2.4 Распределение предлагаемой заработной платы
Работник может ограничить поле поиска, либо выбирая наиболее высокую заработную плату из сознательно ограниченного числа предложений рабочих мест, либо устанавливая для себя минимально приемлемую резервную заработную плату и соглашаясь на предложение равной или большей заработной платы.
В первом случае, с «фиксированной выборкой» (рис. 2.5) работник ведет непоследовательный поиск, определяет оптимальное число предложений заработной платы за данный период n* и выбирает наиболее высокую заработную плату из предложенных. По мере того, как растет число фирмы, в которые обратился работник, растут и издержки на поиск работы C(n), а ожидаемая отдача от поиска меняется E(max w/n). Соотношение между предельными издержками и предельными выгодами от поиска определяет оптимальный размер n* выборки для поиска. На графике оптимальный размер выборки определяется точкой e касания кривой ожидаемых выгод и линии, параллельной кривой издержек поиска. Не все фирмы попадут в выборку, так как издержки поиска растут с увеличением n, а предельная отдача от поиска в виде предложений более высокой заработной платы начинает снижаться.
C,E(n)
C(n)
E(max w½n)
e
0 n* n
Рис. 2.5 Модель поиска работы с «фиксированной выборкой».
Во втором случае, основанном на концепции резервной заработной платы, индивидуум осуществляет последовательный поиск до тех пор, пока не встретит предложение по заработной плате, превышающее минимально приемлемую для него заработную плату, называемую резервной заработной платой. Таким образом, в этом случае задача поиска работы трансформируется в задачу определения такой резервной заработной платы, чтобы отдача от поиска, т.е. разница между ожидаемой заработной платой и издержками, была максимальной.
Издержки будут зависеть от продолжительности поиска, определяемого размером резервной заработной платы.
2.4 Спросодефицитная безработица.
Спросодефицитная, или циклическая, безработица возникает при недостаточном совокупном спросе, а следовательно, и недостаточном спросе на труд. Спросодефицитная безработица иногда еще называется кейнсианской.
В классических моделях рынка труда фирмы могут продавать весь произведенный продукт, они не сталкиваются с таким явлением, как дефицит совокупного спроса на их продукт. Причина этого – гибкость цен; цены снижаются в условиях дефицита спроса и повышаются в условиях избыточного спроса, таким образом поддерживается уровень совокупного спроса, соответствующий полной занятости. Однако если цены не подстраиваются, объем продукта, который могут продать фирмы, определяется уровнем совокупного спроса.
Предположим, что цены фиксированы, а уровень совокупного спроса равен AD1 на рис. 2.6б. Это соответствует уровню выпуска продукта Q1. Максимальное количество работников, необходимых для производства Q1, соответствует L1, как показано на рис. 2.6а. Если заработная плата превышает W1/P1, занятость определяется точками кривой спроса, и соответственно безработица (SL – DL) представляет собой классическую безработицу. При реальной заработной плате ниже W1/P1, но выше W0/P1, занято L1 работников, а уровень занятости определяется ограничением Q1. Отрезок (SL – DLe) ниже W1/P1, но выше W0/P1, определяет безработицу, которая является кейнсианской по своей природе, поскольку возникает из-за дефицита совокупного спроса. Если реальная заработная плата ниже W0/P1, то занятость определяется точками на кривой предложения, поскольку существует избыточный спрос и на рынке труда, и на рынке товаров.
а). б).
Рис. 2.6 Рынок труда при ограниченном совокупном спросе
Из этого следует, что фирмы не могут продать продукт, превышающий количество Q1, которое определяется уровнем совокупного спроса. Продукт, производимый дополнительными работниками за пределом L1 равен нулю. Кривая эффективного спроса на труд показана линией DLe. Если теперь определить равновесие как точку пересечения DLe и SL, безработицы не будет. Снижение реальной заработной платы привело к тому, что работники отказываются предлагать свои услуги на рынке труда, поэтому новое равновесие устанавливается на уровне L1 и W0/P1. Как только заработная плата превышает W0/P1, возникает безработица, а при наличии фиксированных цен в качестве предпосылки данной модели нет никаких оснований предпочитать W0/P1 любой другой точке. Номинальная заработная плата может быть установлена в любой точке между W0 и W1, включая уровень конкурентного равновесия, но любой уровень, кроме W0/P1, будет связан с вынужденной безработицей. Эта простая модель показывает, что если эффективный уровень совокупного спроса не соответствует требованиям рынка, то рынок не выравнивается и возникает безработица.
Для образования спросодефицитной безработицы важное значение имеет жесткость заработной платы – неспособность заработной платы меняться в ответ на изменения в спросе на труд и, таким образом, обеспечить подстройку рынка труда. Причины возникновения жесткости заработной платы рассматриваются в различных моделях: поведения профсоюзов (модель инсайдер-аутсайдер), олигопсонистической структуры рынка труда.
2.5 Разделение безработицы по типам.
Разделение безработицы по типам имеет важное значение для политики на рынке труда. Спросодефицитная безработица может преодолеваться за счет увеличения совокупного спроса, применение такой политики к структурной и фрикционной безработице может привести к значительному росту инфляции в экономике без увеличения занятости.
Первый метод разделения безработицы по типам основан на кривой UV. На основе этого подхода полная занятость (или отсутствие дефицита или избытка в спросе на труд) будет, когда U=V, т.е. в точке, где кривая UV пересекается с линией U=V, выходящей из начала координат под углом 45° (точка Т на рис. 2.7). При этом полная занятость соответствует естественному уровню безработицы UT. В этой точке занятость полная в том смысле, что безработицу (состоящую из структурной и фрикционной) можно рассматривать как характеристику данного рынка труда в точке равновесия, а не как результат превышения предложения над спросом.
В точках слева от Т избыток спроса на труд U>V, заработная плата имеет тенденцию к росту, в точках справа от Т недостаток спроса на труд U<V, заработная плата имеет тенденцию к снижению. В точке Х уровень безработицы UX, его превышение над уровнем безработицы UT, соответствующем уровню полной занятости, равное (UX – UT), можно определить как спросодефицитную безработицу. До уровня UT безработица спросоизбыточная.
V
V=U
T
X
UT UX U
Рис. 2.7 Разделение безработицы по типам при помощи кривой UV
Анализ с помощью кривой UV выявляет не одну, а множество точек полной занятости, соответствующих каждой возможной структуре рынка труда и своей кривой UV.
Этот метод позволяет разделить безработицу только на спросодефицитную и спросоизбыточную, но не позволяет разделить спросоизбыточную безработицу на структурную и фрикционную. Если речь идет об анализе рынка однородного вида труда, то вся спросоизбыточная безработица фрикционная, если об анализе рынка труда, включающего разнородные ( в различном смысле) виды труда, то спросоизбыточная безработица будет состоять из структурной и фрикционной.
Другой метод разделения безработицы по типам основан на кривой Филлипса (метод Липси).
P’ P
I
P0 I’ A
B
P
U2 U1 P’ U* U0
Рис. 2.8 Разделение безработицы по типам на основе кривой Филлипса
На рис. 2.8 показана зависимость между инфляцией и безработицей, известная как кривая Филлипса (РР). Кривые безразличия I и I’ отражают предпочтения правительства (общества) по отношению к комбинации допустимых значений безработицы и инфляции. Кривые безразличия, отражающие более благоприятную для правительства ситуацию, расположены ближе к точке начала координат. Если первоначальная безработица равна U0, то за счет увеличения спроса она может быть сокращена до U1, так что максимально достижимый уровень предпочтительности для правительства комбинации инфляция – безработица будет I, и он будет касательным к существующей кривой Филлипса (РР) в точке А. Тогда разница в безработице (U0 – U1) будет составлять спросодефицитную часть безработицы, т.е. ту часть, которая может быть уменьшена за счет политики увеличения совокупного спроса без ухудшения приемлемого для общества сочетания безработицы и инфляции. Дальнейшее увеличение спроса приводит к увеличению инфляции, отрицательные последствия которой перекрывают для общества положительный эффект от снижения уровня безработицы. U1 тогда будет объединять фрикционную и структурную безработицу и соответствовать естественному уровню безработицы и полной занятости. Дальнейшее уменьшение безработицы возможно только за счет мер политики, сдвигающих кривую Филлипса влево (переподготовка, повышение региональной мобильности и т.д.). Но такие меры требуют затрат. Кривая Р’Р’ отражает максимально возможный сдвиг кривой Филлипса с точки зрения соотношения общественных затрат и выгод от снижения безработицы. Новая равновесная позиция между допустимой для общества комбинацией безработица – инфляция I’ и определяемого рынком (кривая Филлипса) соотношения инфляция – безработица Р’Р’ будет в точке В, которой соответствует безработица U2. Снижение безработицы на (U1 – U2) может быть соотнесено со структурной безработицей. Оставшееся количество безработных U2 определяется как фрикционная безработица.
2.6 Причины безработицы
Одно из самых ранних объяснений безработицы дано в труде английского экономиста-священника Т. Мальтуса «Опит о законе народонаселения» (конец ХVIII в.). Мальтус заметил, что безработицу вызывают демографические причины, в результате которых темпы роста народонаселения превышают темпы роста производства.
В марксистской литературе сложилась устойчивая традиция представлять теорию Мальтуса как «вульгарную» и несостоятельную. Между тем она вполне имеет право на жизнь и стала известным подспорьем для экономической политики государств с низкими доходами и высокой рождаемостью. В этих странах государство ведет активную политику по ограничению рождаемости.
Марксистскую критику теории Мальтуса можно считать справедливой только в одном: она не может объяснить возникновение безработицы в высокоразвитых странах с низкой рождаемостью. Значит, источник безработицы следует искать в самой экономической хозяйственной системе, а не вне ее.
К. Маркс довольно тщательно исследовал безработицу в «Капитале» (вторая половина XIX в.). Он отметил, что с техническим прогрессом растут масса и стоимость средств производства, приходящихся на одного работника. Это обстоятельство убедило Маркса в том, что экономическое развитие приводит к относительному отставанию спроса на труд от темпов накопления капитала, и в этом кроется причина безработицы. Такая трактовка математически не вполне корректна, ибо если спрос на рабочую силу растет, то безработица исчезает или хотя бы рассасывается, несмотря на то, что накопление капитала происходит еще более высокими темпами.
По-видимому, это объяснение безработицы нельзя считать исчерпывающим. Надо сказать, что Маркс допускал и другие ее причины, в частности цикличность развития рыночного хозяйства, что делает ее постоянным спутником развитого рыночного хозяйства.
Выведение безработицы из циклического развития экономики стало после К. Маркса устойчивой традицией в экономической теории. Если экономика развивается циклически, когда подъемы и спады сопутствуют хозяйственному развитию, следствием того становится высвобождение рабочей силы и свертывание производства, увеличение армии безработных.
Заслуга Кейнса в разработке теории безработицы во многом определяется тем, что он представил логическую модель механизма, раскручивающего экономическую нестабильность и ее интегральную составляющую – безработицу. Кейнс заметил, что по мере роста национального богатства в развитом рыночном хозяйстве у большинства населения не весь доход потребляется, определенная его часть превращается в сбережения. Чтобы они превратились в инвестиции, необходимо иметь определенный уровень так называемого эффективного спроса, потребительского и инвестиционного.
Падение потребительского спроса снижает интерес к вложению капитала, и, как следствие, сокращается спрос на инвестиции. При падении стимулов к инвестированию производство не растет и даже не может свертываться, что приводит к безработице.
Интересна трактовка безработицы видного английского экономиста А. Пигу, который в своей известной книге «Теория безработицы» (1923) обосновал тезис о том, что на рынке труда действует несовершенная конкуренция. Она ведет к завышению цены труда. Поэтому многие экономисты, которых известный английский экономист М. Блауг назвал ортодоксами за их веру в безграничные возможности рынка,,, указывали, что предпринимателю выгоднее заплатить высокую заработную плату квалифицированному специалисту, способному увеличить стоимость выпуска продукции. За счет его высокопроизводительного труда предприниматель имеет возможность сократить рабочий персонал (действует принцип: лучше взять одного человека на работу и хорошо ему заплатить, чем держать 5 – 6 человек с меньшей зарплатой). В своей книге Пигу детально и всесторонне обосновал мнение, что всеобщее сокращение денежной заработной платы способно стимулировать занятость. Такую трактовку в нашем справочном материале описывают как несостоятельную. Это не совсем верно, ибо какие-то нюансы проблемы Пигу улавливает. Но эта теория не может дать все же полного объяснения источников безработицы. Да и статистика не подтверждает положения о том, что армия безработных всегда пополняется за счет работников со сравнительно низким уровнем зарплаты.
Факторы, значительно влияющие на оборот рабочей силы, состояние занятости, можно разделить на две основные группы. Первая – это «личностные» факторы трудовой мобильности (уровень квалификации, профессиональный рост, достижение пенсионного возраста). Обусловленная ими текучесть не предполагает обязательного увеличения или сокращения персонала предприятия, фирмы.
Вторая группа факторов связана с техническим перевооружением, усилением (ослаблением) конкуренции, экономическими условиями ведения бизнеса, появление новых товарных рынков и т.д.. Они, как правило, влияют на общее количество на предприятиях, а значит, ведут к переливу рабочей силы [7].
2.7 Особенности безработицы в России.
Сегодня Россия переживает спад производства. Объемы производства сокращаются в результате структурных изменений. Казалось бы, спад производства должен сопровождаться ростом зарегистрированной безработицы и адекватным перераспределением рабочей силы по отраслям.
Однако ожидаемые процессы не происходят. Предприятия, находящиеся в кризисных условиях, пытаются лавировать и сохранить свой коллектив. Практикуется система длительных административных отпусков и использование частичной занятости. Фактически сформировалась скрытая безработица. Масштабы ее возрастают по мере свертывания производства.
Следует иметь в виду, что квалифицированные работники с таких предприятий уходят, что ведет к снижению квалификационного уровня производственных коллективов. В связи с этим курс реформ встает перед проблемой цены, которую общество за них платит. А она говорит о себе сразу же, ибо первые шаги перехода к рынку значительно снизили уровень потребления населения. Продвижение в направлении реформ ставит и другую проблему сопоставления: во что обходится поддержка неэффективных рабочих мест и сколько стоит открытая безработица по сравнению с финансированием содержания безработных, их переобучения и содействия в трудоустройстве.
По данным Росстатагентства, общая численность безработных в 1992-1999гг. возросла почти втрое, составив в августе 1999г. 9,1млн. чел.. Уровень безработицы, рассчитанный по методологии МОТ, увеличился за тот же период с 5,2 до 12,4%. Таким образом, сегодня можно констатировать, что Россия перешла в категорию стран с высокой безработицей.
Обострение проблемы безработицы выражается в: усилении ее региональной дифференциации; углублении очаговой безработицы; увеличении продолжительности безработицы; расширении масштабов скрытой безработицы и снижение эффективности системы государственной помощи безработным [1].
Однако, некоторое оживление российской экономики привело в тому, что в 1999г. впервые за последние 9 лет отмечается рост численности занятых. Она увеличилась на 1,8 млн. чел. и составила 65,1 млн. чел. (в 1998г. численность занятых уменьшилась на 1,1 млн. чел.). Началось постепенное сокращение общей численности безработных. Она уменьшилась в течение года до 8,7 млн. чел. Численность официально зарегистрированных безработных совратилась за этот период на 34,5% и составила к концу года 1,26 млн. (1,7% экономически активного населения).
Коэффициент напряженности на рынке труда снизился с начала года с 6,6 до 2,5 чел.
Как и в 1998г., в наиболее кризисной ситуации на регулируемом рынке труда находилось 15 регионов России, где уровень официальной безработицы превысил среднероссийский в 2 и более раза [2].
Таблица 2.1.
Уровень безработицы по экономическим регионам РФ
(апрель 2000г.).
Северный
более 3,5%
Восточно-Сибирский
от 2,5 до 3,5%
Дальневосточный
от 2,5 до 3,5%
Волго-Вятский
от 2 до 2,5%
остальные
менее 2%
Таблица 2.2.
Безработица в округах г. Москвы (тыс. чел.)
ЦАО
САО
СВАО
ВАО
ЮВАО
ЮАО
ЮЗАО
ЗАО
СЗАО
Зеленоград
2,1
3,8
3,7
5,8
5,0
5,3
3,8
4,0
2,5
1,5
2.8 Структура безработицы по социальным группам.
Наиболее высокий уровень безработицы наблюдается в последние годы среди молодежи. При переходе к более старшим возрастам уровень безработицы снижается, хотя в трех старших возрастных группах различия в уровне безработицы несущественны. Высоки темпы роста безработицы среди лиц пенсионного возраста [1].
Уровень безработицы в возрастных группах
(в % к численности соответствующей возрастной группы).
Уровень безработицы по полу и возрастным группам
(октябрь 1997, %).
Согласно обследованиям Госкомстата РФ, уровень безработицы заметно различается в зависимости от образования. В меньшей степени страдают от безработицы лица, имеющие высшее и среднее специальное образование. Наиболее высок уровень безработицы среди лиц с незаконченным высшим, неполным средним и общим образованием. В то же время значение фактора образования заметно ниже, чем возраста [1].
Уровень безработицы в зависимости от образования
(1995-1997гг., %).
2.9 Мировой рынок труда.
Неотъемлемым элементом современной системы является мировой рынок труда. Эффективное развитие национальных экономических комплексов становится возможным только на пути активного использования преимуществ всемирного разделения труда и свободного перелива рабочей силы из одной страны в другую. Без высокой мобильности населения невозможна интенсификация научно-технических, информационных, культурных межнациональных связей.
В 1998г. – 1-половине 1999г. ситуация на мировом рынке труда развивалась в целом позитивно. Финансовый кризис оказал негативное влияние преимущественно на сферу занятости в странах Юго-Восточной Азии, вызвав в этом регионе рекордный рост безработицы. В России зафиксировано уменьшение официально зарегистрированных безработных при дальнейшем росте этого показателя, рассчитываемого в результате обследований рынка труда по методологии МОТ [4].
Таблица 2.3.
Безработица в странах ОЭСР (28 стран),
в % к экономически активному населению.
в среднем за 1985-95гг.
1996г.
1997г.
1998г.
Всего ОЭСР
7,4
7,6
7,3
7,0
США
6,8
5,4
4,9
4,5
Канада
9,9
9,7
9,2
8,4
Япония
2,5
3,4
3,4
4,2
Мексика
–
5,5
3,7
5,1
З. Европа
9,3
10,6
12,4
9,8
ЕС
9,6
10,9
10,4
10,1
Германия
7,8
8,9
10,1
9,7
Франция
9,9
12,4
12,4
11,9
Великобритания
9,2
8,2
7,0
6,3
Испания
19,3
22,2
20,8
18,8
Нидерланды
7,6
6,3
5,2
4,0
Швеция
3,5
9,6
9,9
8,5
Чехия
–
3,5
4,5
5,4
3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ.
3.1 Процесс стабилизации рынка труда.
Методы борьбы с безработицей определяет концепция, которой руководствуется правительство конкретной страны.
Современные мальтузианцы предлагают поддерживать стабильность на рынке труда с помощью государственной политики ограничения рождаемости.
Пигу и его последователи, считающие, что корень зла – в высокой заработной плате, предлагают:
¨ содействовать снижению заработной платы;
¨ разъяснять профсоюзам, что рост заработной платы, которого они добиваются, оборачивается ростом безработицы;
¨ государству трудоустраивать работников, претендующих на невысокий доход, в частности, поощрять развитие социальной сферы.
Из рекомендаций Пигу широко применяется деление ставки заработной платы и рабочего времени между несколькими работниками. Использование частичного рабочего дня сокращает безработицу даже при сохранении неблагоприятной конъюнктуры.
Кейнсианские программы борьбы с безработицей предполагают использование двух блоков мероприятий (схема 3.1). Первый блок нацелен на ослабление безработицы в краткосрочном периоде, когда положительные сдвиги в экономике еще не ощущаются. Его содержанием становятся общественные работы, которые должно организовать и оплатить государство за счет своего бюджета. Рекомендуется эти работы сосредоточить в области формирования производственной и социальной инфраструктуры (строительство дорог, больниц и т.д.).
Схема 3.1.
Кейнсианская программа борьбы с безработицей
Тактические меры
Стратегические мероприятия
Организация государством общественных работ
Государственные заказы частному сектору
Снижение учетной
ставки процента
Второй блок охватывает систему стратегических мер, способных оживить конъюнктуру рынка, сформировать инвестиции и, как следствие – потребительский спрос, что должно привести к увеличению товарной массы и занятости населения. Этот блок включает два рычага: государственный заказ крупным фирмам и уменьшение учетной ставки за счет увеличения государственных расходов (возможно и при росте дефицитного бюджетного финансирования). Предполагается осуществить государственный заказ крупным фирмам, имеющим большую сеть хозяйственных связей. Такой заказ поставщикам и смежникам значительно расширит поле инвестиционной деятельности. Приводится в действие не одна фирма, получившая государственный заказ, а целая их сеть, что, безусловно, увеличивает спрос на рабочую силу и соответственно рассасывает безработицу.
Это стратегическое экономическое мероприятие государства предполагается усилить за счет другого эффективного средства, стимулирующего инвестиционный спрос: удешевить кредит путем снижения учетной ставки процента. Дешевый кредит делает его более доступным и поэтому стимулирует предпринимательскую деятельность, что, в свою очередь, приводит к рассасыванию безработицы.
Кейнсианские программы успешно применялись после второй мировой войны во многих странах. Однако наступил период, когда возникли естественные объективные трудности для их претворения в жизнь. Источником финансирования этих программ всегда был государственный бюджет, а точнее государственный долг. Последний беспредельно разрастаться не может, ибо увеличение долга государства ведет к дополнительной эмиссии денег, что без соответствующего роста товарной массы способствует инфляции. В условиях инфляции склонность к инвестированию, инвестиционный спрос снижаются.
Кроме того, процесс воспроизводства поставил новые проблемы, которые государство не могло решить восполнением недостатка спроса. Резко подорожали ресурсы, что привело к экономическому спаду. Необходимы были иные пути, ведущие к росту предложения.
Такие пути были найдены экономической школой, получившей название монетарной. Монетаристы предлагают в условиях, когда безработица и спад производства протекают на фоне инфляции, снять все нагрузки на государственный бюджет, срочно уменьшить государственный бюджетный дефицит. В этих условиях государство вынуждено уклоняться от социальных программ, что, безусловно, ведет к нагнетанию социальной напряженности.
Обуздание инфляции оздоровляет денежную единицу и формирует здоровую рыночную среду.
Следующий шаг монетарной программы связан с реализацией идеи эффективного рынка, который сам очищает себя от отсталого производства, разоряет производителей, продукция которых не отвечает новейшим требованиям рынка. Обычно эти функции рынок выполняет постепенно, но во время циклического спада производства банкротства приобретают массовый характер. После этой суровой операции рынок выдвигает на авангардные позиции сильных и адаптивных производителей, которые наполняют рынок новыми товарами, расширяют производство и увеличивают спрос на рабочую силу. Анализ механизма экономического спада (кризиса) позволил американскому идеологу монетаризма М. Фридмену сделать вывод о том, что государство, вместо того чтобы спасать тонущих слабых производителей, должно ускорить процесс освобождения от отсталого производства: это выведет рынок на путь эффективного роста. Итак, государство должно помочь кризису быстро выполнить свои позитивные функции по формированию новых хозяйственных пропорций, по созданию условий для нового витка сбалансированного роста на более эффективной основе. Для этого монетаристы предлагают использовать учетную ставку процента. Но если Кейнс обосновал необходимость дешевого кредита, монетаристы предлагают его сделать дорогим и тем самым – малодоступным. Поэтому учетную ставку процента рекомендуется повысить. Это усилит естественную волну банкротств и оставит на рынке сильных производителей, которые затем поощряются снижением ставок налогов. Создается здоровый эффективный рынок – основа для расширения производства. В этом случае возможен рост спроса на рабочую силу.
Эффективный рынок рассасывает безработицу до естественных пределов.
Монетарные программы были с успехом использованы правительствами Р. Рейгана и М. Тэтчер. Сложности этой программы связаны с сознательным углублением спада производства. Страна попадает в тяжелейшие испытания, которые может оправдать только быстрота исцеления. А оно возможно только тогда, когда сложилась тесная взаимосвязь между предприятиями, остро и быстро реагирующими на рыночные сигналы. Но этого нет и не может быть в условиях России, когда рынок только складывается и не налажена рыночная инфраструктура, связывающая страну в единое целое. Усилия правительства может гасить инертность предприятий, не привыкших работать в рыночной среде. В условиях, когда страна не способна нарастить скорость структурной перестройки, всякие усилия по углублению кризиса оборачиваются гипертрофией спада, который только разрушает страну, не закладывая основы будущего подъема.
Следует иметь в виду, что первые шаги монетарных программ приводят к резкому ухудшению жизненного уровня населения, что ухудшает социальную обстановку и провоцирует население на стихийные формы протеста. Опасность взрыва неуправляемого населения меньше, когда страна быстро справляется с трудностями экономического кризиса. Но в условиях России, когда кризис может носить затяжной характер, последовательное использование монетарной программы невозможно. Нужны новые пути выхода из спада и безработицы, специфические для стран, переходящих от командно-административной системы к рыночной.
3.2 Проблемы социальной защиты населения
в условиях безработицы
Безработица – постоянный спутник рыночной экономики, связана с определенными потерями для общества. Поэтому оно должно стараться эти потери минимизировать. Прежде всего необходимо создать условия, при которых безработные слои населения могли как-то просуществовать в период вынужденного бездействия. Общество при этом не только проявляет гуманность и милосердие, но и достигает определенного эффекта:
¨ поддерживается социальная стабильность, что дает основу для дальнейшего развития и последующих инвестиций;
¨ сохраняется физическое и психологическое здоровье временно свободной рабочей силы, что позволяет ей включиться в производственный процесс.
Это значит, что экономический потенциал трудовых ресурсов сохраняется для последующего использования.
Безработным оказывают помощь по нескольким каналам.
Прежде всего, через систему пособий по безработице. Эти пособия финансируются из трех источников:
¨ обязательные взносы предприятий;
¨ взносы работников;
¨ дотации бюджета.
Кроме того, действуют и иные формы вспомоществования для тех, кто по истечении срока предоставления пособий по безработице не смог устроиться на работу, – разовые денежные или натуральные льготы, например, льгота пользования общественным транспортом, оплата жилья, предоставление продовольственных талонов и т.д..
Кроме того, общество из своих средств формирует социальные программы помощи тем, кто не в состоянии по своим физическим данным прокормить себя. Речь идет об инвалидах, престарелых, а также студентах, чьи расходы при платном обучении очень высоки. Общества, ориентирующиеся на кейнсианские стабилизационные программы, обычно имеют обширный фронт социальных программ. Государству в этом случае приходится ужесточать налоговую политику, ибо эти программы необходимо финансировать. Предприниматели же свои налоги перекладывают по мере возможности на потребителя, взвинчивая цены. Таким образом платой общества за социальную стабильность становится высокий уровень цен и налогов.
Если общество выбирает иную, монетаристскую модель стабилизационных программ, связанную с формированием так называемого эффективного рынка, тогда система социальной защиты обедняется. В этом случае уровень налогов и потребительских цен гораздо ниже. Но платой за монетарный путь развития могут быть нищета, преступность, маргинализм.
Эти факторы, которые подрывают устои эффективности рынка:
¨ нищета уменьшает покупательский спрос и тем самым углубляет спад;
¨ преступность снижает склонность к инвестированию, что также углубляет экономическую нестабильность;
¨ маргинализм приводит к полной утрате квалификационных навыков, что равнозначно снижению экономического потенциала нации.
Специалисты по организации труда и социологи утверждают: разрастание безработицы сверх 15% числа занятых делает недостижимым здоровый рынок из-за криминогенной ситуации. Значит, решительность монетарных программ наталкивается на экономические преграды (по-видимому, существует и другой ограничитель – средняя продолжительность безработицы на одного безработного).
Существует блок экономической политики государства в области организации рынка труда, который одновременно решает две задачи:
1. за счет переобучения, переквалификации безработных обеспечивается рациональная занятость. Работник получает возможность адаптироваться к новым требованиям рынка.
Представляет интерес то, что идея принудительной занятости претворялась в жизнь в тоталитарных государствах с плановым распределением ресурсов, а также в государствах, придерживающихся правил минимальной организации рынка труда. Разрастание маргиналов вызвало такую неожиданную реакцию даже у государств рыночного типа;
2. процесс переобучения, социальная защита населения уменьшают время вынужденной безработицы. Возможность такой ситуации обусловлена тем, что работник приобретает именно ту конкретную профессию и квалификацию, которую требует на современном этапе рынок.
Примером такой политики может служить Программа содействия занятости населения Москвы, а также Федеральная целевая программа содействия занятости населения Российской Федерации на 1998-2000гг..
Таблица 3.1.
Основные показатели Программы содействия
занятости населения Москвы.
Показатели
1998г.
1999г.
2000г.
(прогноз)
1. Численность обратившихся (тыс.ч.)
в том числе за трудоустройством
604,4
651,3
675,0
299,7
334,5
355,0
2. Содействие в трудоустройстве (тыс.ч.)
278,7
316,3
336,0
3. Регистрируемая безработица, конец года (тыс.ч.)
52,5
44,6
37,4
4. Уровень регистрируемой безработицы, конец года (%)
0,97
0,84
0,7
5. Банк вакансий, конец года (тыс.ед.)
99,2
134,9
135,0
В рамках данной программы были предприняты меры по сдерживанию высвобождения и стабилизации безработицы.
¨ были организованы 69 временных консультационных пунктов в организациях, осуществляющих массовое высвобождение;
¨ проведено опережающее обучение 1,7 тыс. высвобождаемых работников;
¨ увеличено число ярмарок вакансий.
Это позволило подобрать подходящую работу 8 тыс. работников до момента их увольнения. Предоставлены компенсационные выплаты более 7 тыс. работников, временно находящимся в отпусках без сохранения заработной платы в связи с вынужденным прекращением работы организаций [3].
Согласно данной Программе было сделано:
¨ во исполнение городского Закона о квотировании рабочих мест трудоустроены на квотированные рабочие места свыше 15 тыс. подростков и более 14 тыс. инвалидов, имеющих рекомендации к труду;
¨ были организованы общественные и временные работы, на которые привлечено около 120 тыс. москвичей;
¨ в рамках программы «Мой двор» около 11 тыс. москвичей выполняли работы по установке и ремонту детских и спортивных площадок, очистке территорий от мусора, удалению сухостоя, устройству и ремонту цветников, посадке деревьев и кустарников, ремонту асфальтовых покрытий;
¨ в 1998г. профориентационную помощь получили более 51 тыс. старшеклассников московских школ, проведены 20 молодежных ярмарок вакансий, которые посетили более 80 тыс. молодых москвичей;
¨ реализуется социальная программа «Молодежная практика».
Всего материальной поддержкой при безработице были обеспечены 143,2 тыс. безработных граждан в виде пособий, материальной помощи и дотаций, досрочных пенсий, стипендий при профобучении.
Предусматривается увеличить численность занятого населения за счет наращивания объемов профобучения, общественных и временных работ, созданных рабочих мест в приоритетных отраслях экономики города [3].
Федеральная целевая программа содействия занятости населения РФ на 1998-2000гг. сориентирована на ускорение рыночных преобразований в трудовой сфере в целях осуществления структурных сдвигов в экономике, повышения эффективности труда, изменения трудового менталитета и развитие гибкого рынка труда.
Подготовка Программы осуществлялась с учетом прогноза социально-экономического развития РФ на 1998-2000 годы, разработанного Министерством экономики РФ.
В рамках этой программы предполагалось:
¨ развитие системы общего и профессионального образования, направленное на профессиональную подготовку новой рабочей силы;
¨ восстановление и развитие системы внутрипроизводственного обучения персонала, в том числе на рабочих местах, создание условий для самообучения;
¨ развитие услуг службы занятости по обучению безработных граждан и незанятого населения, поддержке и организации опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения в условиях массового высвобождения;
¨ развитие системы непрерывного образования, направленного на воспроизводство, сохранение и совершенствование рабочей силы;
¨ развитие и совершенствование системы профессиональной ориентации и психологической поддержки безработных граждан, а также занятых, но желающих изменить профиль работы.
Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения выполняет широкие экономические и социальные функции. В экономическом аспекте – развитие трудовых ресурсов общества, воспроизводство рабочей силы, повышение профессиональной мобильности; в социальном – повышение статусного положения гражданина в обществе, конкурентоспособности на рынке труда, что рассматривается как важнейшее средство защиты от безработицы [6].
3.3 Минимальная заработная плата.
Государственное регулирование рынка труда во многих странах предусматривает законодательно установленный уровень минимальной заработной платы. Возможны два варианта:
1. Минимальная заработная плата распространяется на весь рынок труда – это модель минимальной заработной платы с полным охватом рынка.
2. Минимальная заработная плата распространяется только на часть отраслей или профессий – это модель минимальной заработной платы с неполным охватом рынка.
В первом случае установление минимальной заработной платы выше равновесной для данного рынка труда при прочих равных условиях приводит к уменьшению уровня занятости и увеличению уровня безработицы (как правило, для неквалифицированной рабочей силы).
Для преодоления негативного влияния введения минимальной заработной платы на занятость неквалифицированной рабочей силы (например, молодежи) иногда устанавливают отдельный уровень минимальной заработной платы (субминимум) ниже, чем для всего рынка труда.
3.4 Понятие общественных работ.
В п.1 ст.24 Закона о занятости появилось понятие общественных работ. Под общественными работами понимается общедоступная трудовая деятельность и организуемая в качестве социальной поддержки граждан, ищущих работу.
Существенное значение для участия граждан в общественных работах имеет дополнение п.2, ст.24 Закона о занятости следующим абзацем: «Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. При направлении на общественные работы учитывается состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности граждан. Срочный трудовой договор об участии в общественных работах может быть расторгнут им досрочно при устройстве на постоянную или временную работу»[5].
3.5 Профсоюзы.
Профессиональные союзы (профсоюзы) – организации, объединяющие работников и созданные для представления и защиты их интересов.
Профсоюзы – не только экономический, но и социально-политический институт, поэтому целью их деятельности является реализация как экономических, так и политических интересов. При анализе экономической деятельности профсоюзов в экономической теории предполагается, что они стремятся улучшить для своих членов две характеристики – уровень заработной платы и уровень занятости.
В экономической теории существует негативный (традиционный) и позитивный взгляды по проблеме влияния профсоюзов на экономическую эффективность.
При отрицательной оценке влияния профсоюзов на экономическую эффективность учитывают следующие моменты:
¨ издержки от забастовок;
¨ ограничения на мобильность, увеличивающие издержки поиска;
¨ ограничения на мобильность и жесткость заработной платы, способствующие росту безработицы;
¨ снижение уровня прибылей и соответственно сокращение инвестиций, ограничивающее экономический рост;
¨ потери в выпуске от влияния на распределение ресурсов.
При альтернативной позитивной оценке влияния профсоюзов на экономическую эффективность исходят из того, что профсоюзы рассматриваются как институт «коллективного голоса» на внутренних рынках труда.
Их роль заключается в том, чтобы соединить предпочтения работников непосредственно с интересами управления и, участвуя в определении правил установления заработной платы и продвижения по служебной лестнице, способствовать снижению конкуренции на внутренних рынках труда.
В соответствии с этой точкой зрения такие действия профсоюзов приводят к:
¨ сокращению текучести работников, а соответственно и к уменьшению издержек от текучести;
¨ закреплению правил, обеспечивающих продвижение по службе работников со стажем, что устраняет конкуренцию на внутренних рынках труда и создает стимулы для более старших работников для того, чтобы делиться опытом работы с более молодыми (неформальна профессиональная подготовка на рабочем месте);
¨ обобщение опыта и рационализаторских предложений;
¨ повышению дисциплины и снижению издержек от оппортунистического поведения работников;
¨ сокращению трансакционных издержек заключения трудовых контрактов, заменяя индивидуальные трудовые контракты коллективными соглашениями.
Все это способствует повышению производительности труда и экономической эффективности производства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Журнал «Вопросы экономики», ноябрь 1999г., с.99-113
2. Газета «Экономика и жизнь», 2000г., №14, с.30
3. Газета «Московская правда», 26 апреля 2000г. ст. «Задание на будущее»
4. Журнал «Мировая экономика и мировые отношения», 1999г., №8, ст. «Рынок рабочей силы – новые тенденции», Н. Вишневская, с.20-25
5. Журнал «Домашний адвокат», 1999г., №20 (185), с.3-5
НОВОСТИ | ||
Изменения | ||
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер |
СЧЕТЧИК | ||
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |