|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Рынок труда и занятость населенияРынок труда и занятость населенияМинистерство общего и профессионального образованияРоссийской
Федерации Самарская Государственная Экономическая Академия
Кафедра экономической теории
Курсовая работа
По дисциплине: « Экономическая теория» Тема: « Рынок труда и занятость населения».
Выполнил: Неудахин Д.Б. IV курс, факультет ВВиДО Специальность: ФиКРПроверил: Матвеев Ю.В.
Самара 2002 План
Введение 1. Рынок труда и его особенности на примере западных стран 1.1. Структура и сущность рынка труда 1.2. Особенности современного рынка труда 1.3. Организационно-финансовые основы рынка труда 1.4. Взаимодействие государства, профсоюзов и предпринимателей с трудовыми массами 1.5. Мероприятия, предпринимаемые на рынке труда 1.6. Роль рынка труда 2. Занятость населения 2.1. Показатели безработицы 2.2. Причины безработицы 2.3. Методы борьбы с безработицей 2.4. Будущее российской политики в области занятости 3. Современное состояние и особенности рынка труда Самарской области Заключение
Введение Преобладающая общность интересов «товара» рабочей силы и ее потребителей – экономики и государства – является важнейшей социально-экономической чертой рыночной экономики, создающий прочную гуманистическую основу развития народного хозяйства и всего общества. Несомненно, что организованный, во многом управляемый государством и поддерживаемый предприятиями товарной экономики, постоянно совершенствуемый по мере развития народного хозяйства народного хозяйства рынок рабочей силы является одним из ключевых, жизненно важных звеньев социально-экономической системы любой страны. В данной курсовой работе на тему «Рынок рабочей силы и занятость населения» рассмотрены следующие вопросы: 1. Рынок труда и его особенности на примере западных стран; 2. Занятость населения; 3. Современное состояние и особенности рынка труда Самарской области. В первых двух два вопросах описываются общие положения в теории о рынке труда и о занятости населения, в первом вопросе рынок труда и его особенности рассмотрены на примере западных стран. Это сделано потому, что в современной литературе по данному вопросу говорится в основном о зарубежных странах. Но это сделано также и по причине того, что современное состояние и особенности рынка труда России я решил показать на примере Самарской области, так как Самара-родной город и мне это показалось интересным. Данная проблема, как указывалось выше, рассмотрена в третьем вопросе. Таким образом, чтобы разнообразить работу, я решил разобрать тему данной курсовой работы и на примере западных стран, и на примере России.
1. Рынок труда и его особенности на примере западных стран 1.1. Структура и сущность рынка труда Функционально - организационная структура рынка труда включает в себя в условиях развитой рыночной экономики следующие элементы: принципы государственной политики в области занятости и безработицы; систему подготовки кадров; систему найма, контрактную систему; фонд поддержки безработных; систему переподготовки и переквалификации; биржи труда; правовое регулирование занятости. На рынке труда встречаются продавец и покупатель, как при любой сделке купли - продажи. Продавцы - это работники, предлагающие свою рабочую силу (способность к труду), а покупатели - это трудовые коллективы или отдельные предприниматели, которые могут самостоятельно решать, сколько и каких работников им требуется. На рынке труда действует закон спроса и предложения на рабочую силу, который влияет на заработную плату. Закон спроса и предложения на рабочую силу отражает несоответствие свободных рабочих мест составу приходящих на рынок труда работников по количественным и качественным параметрам. На рынке труда происходит жестокий, беспощадный отбор наиболее способных, предприимчивых. Слабых и неспособных рынок не щадит. Но вместе с тем он стимулирует высококвалифицированный труд, способствует созданию жесткой взаимосвязи между вкладом каждого и полученным конкретным результатом. На рынке труда реализуется возможность: - свободного выбора профессии, отрасли и места деятельности, поощряемого приоритетными предложениями (уровень оплаты труда, возможности реализации творческих замыслов и т. д.); - найма и увольнения при соблюдении норм трудового законодательства, защищающего интересы граждан в плане гарантий занятости, условий труда, его оплаты; - независимой и вместе с тем экономически поощряемой миграции трудовых ресурсов между регионами, отраслями и профессионально - квалификационными группами, которой обычно сопутствует улучшение условий жизни и трудовой деятельности, чему способствует наличие высокоразвитых, повсеместно доступных населению рынков высококачественного жилья, потребительских товаров культурных и духовных ценностей; - свободного движения заработной платы и других доходов при сохранении приоритета квалификации и образования, соблюдении установленного законом гарантированного минимума зарплаты, обеспечивающего прожиточный минимум, и регулировании верхнего предела доходов через налоговую систему, основанную на прогрессивной шкале. В конкурентно - рыночных отношениях отражаются глубокие процессы, постоянно происходящие в обществе и определяющие его движение вперед. Через рынок труда проходят, скрещиваясь в нём, три взаимосвязанных эволюционных потока - развитие экономики (материально - технических элементов и структур), развитие человека (общей и профессиональной культуры, творческих возможностей, нравственных качеств), развитие общественных отношений (государственных и классовых структур, отношений собственности, производственных связей). Они образуют основу прогресса в обществе, его главное содержание. Рабочая сила представляет собой товар особого рода, производственные созидательные качества, которого целиком определяют эффективность конкурентной экономики, ее возможности создания высокосортных товаров и комфортных услуг, масштабы и темпы научно-технических и организационных преобразований. Она сама в первую очередь является, как правило, наиболее заинтересованной стороной в развитии своих созидательных возможностей, реализуемых в народном хозяйстве и выражающих индивидуальные, особенно творческие, способности личности. Конечной целью рынка труда является, во-первых, удовлетворение профессионально - трудовых и жизненных интересов экономически активного населения, включая социальную защиту, и обеспечение народного хозяйства нужными ему кадрами; во-вторых, достижение максимально полной и минимально прерывной занятости, с учетом потребности в частичной рабочей неделе, скользящем графике рабочего дня и так далее.
1.2. Особенности современного рынка труда Одной из принципиальных особенностей современного западного рынка труда является значительная распространенность предпринимательской деятельности. Примерно каждый десятый работающий в США, Франции, Великобритании, каждый седьмой в Японии, каждый пятый в Италии является предпринимателем. Почти 2/3 из них возглавляют средние и мелкие предприятия, а каждый четвертый ведет дело, в котором занято 20 и менее человек. Около 80 % занятых в западных странах в той или иной форме выступают владельцами или совладельцами семейного дела, мелких, средних и крупных предприятий, обладателями акций фирм и корпораций. Общий уровень квалификации трудовых ресурсов сегодня таков, что предпринимательством успешно занимаются представители практически всех профессий, причем рабочие в данном отношении держат пальму первенства. Реальные основания для участия в развитии производства, независимо от профессионального статуса, имеют, прежде всего, получившие современное среднее специальное, высшее и научное образование, которое во всех своих звеньях обычно в первую очередь направлено на выявление и развитие творческих способностей учащихся. Чрезвычайно благоприятно на рынке труда сказывается развитие другого важного процесса - увеличение предприятий с коллективной формой собственности. Предприятия с коллективной формой собственности имеют выше среднеотраслевых показатели качества продукции и производительности труда. Рабочие и служащие с большим воодушевлением участвуют в совершенствовании производства и, вместе с тем, в случае необходимости, легче соглашаются на компромиссы в области зарплаты и временного увеличения длительности рабочей недели. Подобные производственные коллективы успешнее участвуют в конкурентной борьбе и устойчивее в периоды конъюнктурных рыночных колебаний. Внимательнее и гуманнее решаются проблемы переквалификации, повышения профессионального уровня, сокращения штатов. С целью социальной защиты рабочих и служащих создаются дополнительные цеха, конкурентоспособные дочерние предприятия.
1.3. Организационно-финансовые основы рынка труда Рынок труда является органической частью экономики и как 6ы вмонтирован в нее. Он функционирует силами управлений и отделов кадров, учебных и исследовательских центров, а также социальных служб корпораций аналогичных подразделений государственных учреждений, некоммерческих организаций и т. д. Его важными звеньями являются региональные и местные службы министерств труда, осуществляющие профессиональное обучение, трудоустройство и материальную поддержку в первую очередь лиц, нуждающихся в особой социальной опеке - безработных, инвалидов, иммигрантов, неустроенной молодежи. Государственная политика рынка труда в западных странах исходит из того, что активная жизненная позиция, стремление к развитию и самоутверждению, присущая корпорации, предприятию и любому трудящемуся, возникает не под влиянием директивных указаний со стороны и не под давлением каких-то внешних сил. Напротив, подобные устремления зарождаются не только как следствие внутренних побуждений и реализуются путем самостоятельных решений и действий. Для этого необходима конкурентная среда и наличие для всех примерно равных возможностей достижения наилучших результатов. Задача государства состоит в обеспечении наиболее благоприятных экономических, в том числе налоговых, социальных и культурных возможностей развития страны. Эффективность подобной концепции подтверждает опыт развития западного общества 70-80-х годов. Государство ни при каких обстоятельствах не выступает давящей директивной силой, наделившей само себя монопольными правами регулировщика рынка труда. Опыт развития западной цивилизации показывает, что подобная ситуация неминуемо приводит к исчезновению эволюционных потенций в обществе и его деградации. В настоящее время расширенному воспроизводству и развитию высококачественных трудовых ресурсов в той или иной степени служат, так или иначе практически все, включая оборону, материальные и духовные активы страны. О жизненной важности рынка труда для современного общества свидетельствуют масштабы текущих государственных затрат на его развитие. Только на реализацию социальных программ в рамках рынка труда во многих западных странах ежегодно выделяются средства в объеме 2-3% валового национального продукта. Рынок труда финансируется государством через министерство труда по трем самостоятельным направлениям - трудоустройство ищущих работу, обучение пользующимся спросом специальностям необходимой квалификации; профессиональная реабилитация и обеспечение работой лиц, требующих особого социального внимания (люди с ограниченной трудоспособностью, инвалиды, иммигранты, молодежь без полного школьного образования и специальности и так далее). Прямое субсидирование воспитания и культурного развития трудящихся, наряду с вознаграждением за труд, имеет целью формирование трудовых ресурсов творческого типа и осуществляется в общей сложности на протяжении по сути дела всей жизни человека в следующих направлениях: 1. Дошкольное, школьное воспитание и обучение, среднее специальное, высшее и научное образование (примерно 80-90% за счет государства, частного капитала и общественных организаций). 2. Заработная плата (соответствующая уровню образования и квалификации, полновременная минимальная выше прожиточного минимума). 3. Субсидирование «пожизненно» подготовки и переподготовки (в среднем на 90% за счет государства и частного капитала). 4. Пособия по безработице и различные виды социального вспомоществования (минимум - обеспечение текущих жизненных расходов; максимальная длительность - бессрочное вспомоществование; на 75-80% за счет государства и частного капитала). 5. Пенсионное обеспечение (при отсутствии трудового стажа - государственное всеобщее; при наличии его не менее 15 лет -двойное или тройное выше официального прожиточного минимума; на 90-100% за счет государства и частного капитала). 6. Финансирование на восстановление и укрепление здоровья и культурное развитие (на 70-80% за счет государства, частного капитала и общественных организаций). Зарплата, как мы видим, составляет небольшую «оперативную» часть всех сумм, которые идут на возмещение жизненных расходов и развитие трудовых ресурсов и всего населения. И все же именно она является главным инструментом, регулирующим движение и развитие рынка труда в профессиональном, отраслевом и региональном аспектах. Однако заработная плата в полной мере определяет трудовую мотивацию населения и формирует основу его социальной защиты только в том случае, когда она выплачивается в свободно конвертируемой валюте благодаря этому обеспечивает во всех регионах страны и других странах примерно равный, выше прожиточного минимума, уровень жизни, который дает безусловную возможность общекультурного развития населения.
1.4. Взаимодействие государства, профсоюзов и предпринимателей Как свидетельствует опыт практически всех капиталистических стран, высшим и наиболее эффективным организационным принципом рынка труда оказывается сотрудничество между предпринимателями, профсоюзами и государством. Положения и условия договорных отношений закрепляются в трудовых и общих законодательных решениях, изменяемых и совершенствуемых по мере развития экономики и демократизации общества. Подобное сотрудничество является результатом сложившегося общественного сознания компромиссного типа, принимающего как наиболее целесообразную формулу поиска решения переговоры, нахождение взаимоприемлемых условий, учет интересов всех без исключения общественно-политических и экономических сил страны. Одним из крупнейших проявлений консенсуса в отношениях между трудом и капиталом в современную эпоху явилась организация так называемого пожизненного найма работников в Японии, инициатором которого были крупнейшие корпорации, осуществляющие интенсивное научно-техническое развитие экономики. Целью подобной политики, которая особенно активно проводилась в жизнь в 6О - 70 -х годах, являлось удержание во что бы то ни стало на производстве высококвалифицированной талантливой молодежи на протяжении всей ее профессиональной жизни в условиях ее дефицита на рынке труда. Несмотря на то, что практика пожизненного найма никогда обычно не охватывает более половины персонала, не имеет законодательных основ и не получает, как правило, договорного оформления, она отличается исключительной прочностью принятых обеими сторонами обязательств и устойчивыми лояльными отношениями. Гарантии пожизненной занятости и роста заработной платы по мере возрастания стажа работы не следует рассматривать как подачку за какую-то особую преданность администрации. Подобная политика проводится по отношению к персоналу, творческий энтузиазм и высококвалифицированный труд которого определяет, в сущности, процветание корпораций и определил в 6О - 70 -х, а затем и в 80-х годах исключительный по мощи научно-технический рывок экономики в Японии. По мере наполнения рынка труда Японии в 80-х годах высококвалифицированными кадрами и исчезновения их острого дефицита, целесообразность широкого применения практики пожизненного найма стала снижаться, хотя в известных пределах ее ценность до сих пор сохраняется. Трудовой договор, заключенный между работодателем и наемным работником, а также существующее законодательство выражают и защищают интересы обеих сторон, определяя оптимальные производственные условия трудовой деятельности, время, функции и интенсивность работы. Обе стороны обычно бывают единодушны в необходимости выполнения следующих основных условий кадровой политики: - соответствие численности персонала и отдельных его категорий технико-экономическим нормам и организационным структурам предприятий и учреждений; - привлечение кадров только в случае их квалификационного и общеобразовательного соответствия технологии материального производства и услуг; - максимально плотная, в пределах оптимального режима, загрузка всех работников предприятий и учреждений в течение рабочего дня и недели с возможной универсализацией с этой целью труда лиц среднетехнического и более низкого уровня подготовки; - соблюдение техники безопасности, экологической защиты и оптимальных эргономических требований, обеспечивающих высокоэффективный труд и сбережение трудовых ресурсов; - осуществление переподготовки и переквалификации кадров согласно требованиям непрерывно развивающегося производства. С помощью коллективных договоров профсоюзы проводят свою политику в отношении финансирования страховых фондов, размеров и длительности выплаты пособий по безработице и т. д., но редко выдвигают требования, которые могут подорвать положение предприятия, корпорации, отрасли, а, следовательно, в конечном итоге, и трудящихся. Заключаемые между предприятиями и профсоюзами на одном из трех уровней - национальном, отраслевом или фирменном - сроком на 1-2 года коллективные договора являются весьма эффективной формой производственно - трудовых отношений, обеспечивающих участие трудящихся в развитии экономики и предотвращающих, как правило, возникновение трудовых конфликтов и стачечной борьбы. Коллективные договора сегодня являются, как правило, результатом не столько противоборства интересов, сколько их выявления и сглаживания различий между ними в контексте общей заинтересованности в процветании фирмы, корпораций, экономики в целом. Самостоятельная и активная позиция трудящихся на рынке труда, достаточно ясное понимание национальных проблем позволяют им выдвигать и поддерживать конструктивные экономические и социальные программы развития. Преобладают высокое самосознание и чувство национальной ответственности, заинтересованность не только в собственном благополучии, но и - вследствие понимания значимости стратегических предпосылок для него - стремление к благополучию и развитию предприятия, фирмы, региона, страны в целом. Следует заметить, что рынок труда в западных странах развивается в атмосфере экономического и политического демократизма, допускающего конфронтацию и весьма критическое отношение друг к другу определяющих структуру общества различных социальных сил. И это не приводит, как свидетельствует современная история, к взаимоистребляющей борьбе и разрушению прогрессивных (частное предпринимательство, конкуренция) производственных отношений. Напротив, неизбежным становится согласие, стремление к открытому сопоставлению и сближению интересов и формирование тем самым весьма благоприятных общих эволюционных условий для страны. Весьма эффективны, как показывает опыт Австрии, Швеции, Норвегии, Дании и других стран, коллективные договора, заключаемые на высшем национальном уровне между ассоциацией предпринимателей и руководством профсоюзов. Они действительны во всех отраслях и обязательны - при условии их принятия - для работников каждого учреждения и предприятия в течение всего срока действия. Именно на национальном уровне наилучшим образом видны и понятны и потому могут быть всеми сторонами учтены и согласованы многосторонние общенациональные интересы внешней и внутренней экономической политики, комплексного развития отраслей, в т. ч. и отдельных предприятий, общие стратегические контуры научно-технической политики и первоочередность подобных программ для каждого сектора хозяйства. Вместе с тем, в последнее время в США, Великобритании, Франции и других странах получила широкое распространение практика заключения коллективных договоров на уровне корпораций и отдельных предприятий, поскольку в таком случае хорошо учитывается технологическая специфика производства и конкретные индивидуальные интересы сотрудников. Наряду со всем комплексом условий труда и мер социальной защиты, зарплата, безусловно, является одним из ключевых пунктов коллективных договоров и одной из основных тем переговоров между профсоюзами и предпринимателями. Ее общее движение почти никогда не отстает от роста индекса цен на товары и услуги, часто его опережает и определяется спросом и предложением рабочей силы, ростом образования и квалификации. Но повышение зарплаты по этой причине не бывает непрерывным. Оно приостанавливается, в частности, на период действия коллективных договоров. Профсоюзами многих стран проводится политика «солидарной» заработной платы, которая заключается в реализации принципа равной оплаты за равный труд независимо от того, на каком предприятии - высокорентабельном или низкорентабельном трудится работник. Прибыли предприятий в значительно большей степени отличаются друг от друга, чем заработки рабочих и служащих. Такой подход позволяет в определенной мере сдерживать стремление работодателей переманивать к себе высококвалифицированных специалистов, а также желание работников сменить место работы только для того, чтобы получить более высокую заработную плату. Подобная политика лучше всего поддается реализации при заключении коллективных договоров на национальном уровне. Опыт многих стран подтверждает достижимость баланса интересов работодателей и работников, государственного и частного сектора экономики, политики регулирования и вместе с тем сохранения стабильности рынка труда. Чем выше общая и социальная культура в стране, тем легче и устойчивее согласуются интересы работодателей и трудящихся, тем выше практические достижения в развитии экономики и государства. Важным практическим итогом действия компромиссного общественного сознания следует считать тенденцию к созданию корпорациями постоянного крупного источника средств для финансирования мероприятий по трудоустройству, подготовке и переподготовке рабочей силы в размере до 40% начислений на фонд заработной платы, относимых на себестоимость продукции. Профсоюзы, со своей стороны, на случай возникновения на предприятиях кризисных ситуаций, зачастую создают специальные фонды для переподготовки персонала (на рабочем месте, в учебном заведении) и открытия собственного дела. Наличие довольно устойчивого социального сотрудничества в экономике не исключает периодического возникновения конфликтных ситуаций между отдельными профсоюзами, общественными и частными секторами экономики и т. д. Подобные конфликты в известной мере неизбежны при наличии различных и во многом не совпадающих отраслевых интересов и интересов отдельных предприятий. Заметна склонность отраслей и предприятий к проведению самостоятельной политики, в частности, в области зарплаты. В результате она может увеличиваться сверх согласованного уровня на 1-3 процентных пункта в течение года.
1.5. Мероприятия, предпринимаемые на рынке труда К разработке программ деятельности учреждений рынка труда на национальном, региональном и местном уровне привлекаются объединения предпринимателей и профсоюзы. Из представителей населения, руководителей учебных заведений, профсоюзов, предприятий и местных органов власти создаются комиссии (комитеты), которые оказывают всестороннюю помощь местным учреждениям рынка труда в их повседневной работе, и, вместе с тем, осуществляют над ними контроль. Важно, что местные предприятия обычно охотно оказывают учреждениям рынка труда постоянную квалифицированную помощь в составлении планов использования рабочей силы, индивидуального развития сотрудников, проведении массового переобучения, связанного с внедрением новой технологии и реорганизации производства. Особенно эффективно снижает безработицу и поддерживает высокий уровень занятости политика активных мер развития трудовых ресурсов, которую в той или иной мере провидит практически каждая страна, выделяя на нее обычно 30 - 40 % всех сумм по государственному финансированию программ рынка труда. Активные меры, по опыту Швеции, отличии от пассивных, состоящих в выдаче пособий по безработице, включает следующие мероприятия: - поощрение мелкого и семейного предпринимательства на максимально благоприятных условиях государственными субсидиями и кредитами, благодаря которым стартовый капитал может быть обеспечен владельцам лишь на 10%, до 70% - государственными субсидиями и на 20% кредитами, а если предприятие не приносит прибыли, то на 4 года освобождается от налога; - обеспечение географической мобильности населения и рабочей силы путем представления субсидий и кредитов на переезд с семьей из районов с избытком рабочей силы в районы, где есть вакантные места, с гарантией улучшения жилищных и, как правило, материальных условий жизни; - предоставление каждому ищущему работу полной информации о вакантных местах по профессиям, отраслям и регионам страны и создание для этой цели повсеместно общедоступных банков данных; оплата всех видов услуг по связи с отделами кадров предприятий, где есть рабочие места; - организация общественных работ, в основном для молодежи, на строительстве жилья, дорог, в сфере обслуживания на срок до 6 месяцев с гарантированным заработком в пределах 50- 100% средней зарплаты по данной профессии; - финансирование работы в частных фирмах молодежи путем предоставления в течение полугода владельцам предприятий субсидий в виде оплаты 50% издержек на вновь созданные рабочие места; - специальное техническое оборудование на обычных предприятиях рабочих мест для инвалидов и выплата субсидий владельцам предприятий за прием инвалидов на работу и частично на их заработную плату; - стимулирование расширения предпринимательской деятельности и сверхурочных работ, а тем самым и более полной занятости путем снижения налогообложения с прибыли и личных доходов. В системе рынка труда осуществляются мероприятия по повышению общеобразовательного уровня безработных и обучению профессиям, имеющим устойчивый спрос на рынке труда: - не имеющие законченного школьного образования получают его, причем организуются специальные усиленные курсы по математике, химии, физики, английскому языку (в основном для иммигрантов); -детально выявляются интересы поступающих на курсы: проводятся предварительные беседы, ознакомление с предметами обучения и предстоящей работой, при необходимости сроком до месяца; - применяются методы индивидуального обучения (принцип так называемого личного модуля), в основе которых лежат подбор предметов, наиболее полно удовлетворяющих интересы обучающихся и предлагающих оптимальные темпы и последовательность их освоения; - учебные курсы составляются силами ведущих специалистов университетов и промышленных фирм; оплата преподавательского состава проводится на уровне, который существует для специалистов их класса в частных фирмах; - в максимально возможном числе профессиональных школ на консультативных началах используется опыт наиболее талантливых педагогов и воспитателей для постановки методики обучения; - поддерживается оптимальное, исходя из международного опыта на разных уровнях обучения, соотношение учеников и педагогов (7-8 к 1), которое позволяет осуществлять индивидуальное обучение и следить за качеством подготовки каждого ученика; - используется метод опекунства старшекурсников над вновь поступившими, что создает общую благоприятную психологическую атмосферу и обеспечивает всеобщую заинтересованность в успешном обучении. Чем крупнее затраты на активные меры по поддержанию занятости, при общих более значительных масштабах финансирования политики рынка труда, тем ниже, как правило, безработица в стране и выше общий уровень трудовой активности населения. Показательно, в данном отношении, сопоставление ситуации на рынке труда Швеции и США. Притом, что в Швеции в 3 с лишним раза выше, чем в США, относительные затраты на программы политики рынка труда - 2, 7 против 0,8 ВНП, доля средств, идущих на меры активной защиты населения от безработицы, в два раза значительнее- 70% против 35%. Нет сомнения в том, что именно эти различия в масштабах и качестве внимания к социальной защите населения на рынке труда является одним из главнейших факторов, определявших сложившийся уровень занятости населения обеих стран. Единственная возрастная группа, по которой занятость в США выше, чем в Швеции, население 16-19 лет. Объясняется это тем, что в США намного значительнее, чем в других западных странах, в том числе и в Швеции, распространена частичная занятость среди учащихся старших классов школ и студентов. Трудовое воспитание оплачиваемым трудом, кстати сказать, проходит в большинстве западных стран, часто по месту учебы, примерно половина учащейся молодежи, что в целом связано с потребностью семей в дополнительных средствах на удовлетворение элементарных жизненных нужд. Высокий уровень эффективности рынка труда в Швеции во многом определяется тем, что в стране хорошо поставлена профориентация, которая предшествует профессиональному обучению.
1.6. Роль рынка труда Современный этап развития связан с новым взглядом на рабочую силу как на один из ключевых ресурсов экономики. Этот новый взгляд - свидетельство реального роста роли человеческого фактора в условиях технологического этапа НТР, когда налицо прямая зависимость результатов производства от качества, мотивации и характера использования рабочей силы в целом и отдельного работника в частности. Возрастание роли человеческого фактора в производстве подтверждено результатами экономических исследований ведущих американских ученых. Начиная с 1929 года главным источником роста производительности труда и национального дохода США в триаде ‘ труд - земля - капитал ’ является первый фактор, охватывающий совокупность образовательных, квалификационных, демографических и культурных характеристик рабочей силы. Вложения средств в человеческие ресурсы и кадровую работу становятся долгосрочным фактором конкурентоспособности и выживания фирмы в условиях рыночной экономики. Не случайно прямые затраты частного бизнеса в США на все виды обучения возросли уже к началу 80-х годов до 30 млрд. долл., а полные частные и государственные затраты с учетом выплат компенсаций за время обучения достигли 100 млрд. долл. В эпоху высокоразвитой рыночной цивилизации роль рынка труда в эволюции экономики непрерывно возрастает. Связано это с тем, что по мере расширения и углубления, особенно в последние два десятилетия, научно - технологической революции, освоения высокосложных технологий и распространения ЭВМ народное хозяйство уже не может обходиться без массовой творческой деятельности. Впервые в истории производительные силы выходят на такой уровень развития, при котором их эволюция возможна лишь в условиях творческой активности работников значительной части профессий и широкого использования в сфере общественного труда новейших технических средств и сопутствующих им знаний. К рабочей силе начинают предъявляться совершенно новые, по сравнению с прошлым, требования: участие в развитии производства практически на каждом рабочем месте; обеспечение высокого качества быстро меняющейся по своим характеристикам и технологически все более сложной продукции; удержание низкой себестоимости изделий путем постоянного совершенствования методов производства; индивидуализация всех видов и форм производственного и непроизводственного обслуживания. В новых, более эффективных организационных условиях происходит соединение рабочей силы и рабочих мест, включение в инновационно - производственный процесс творческого потенциала трудящихся, подготовка и переподготовка кадров, решение проблем социальной защиты трудящихся и т.п. Интенсивная экономика, живущая в режиме периодического технологического и организационного обновления, постепенно превращается в экономику непрерывного развития, для которой характерно практически постоянное совершенствование методов производства, принципов управления, эксплуатационных характеристик товаров и форм обслуживания населения. Рынок труда становится важнейшим звеном национальной и мировой рыночной цивилизации, на нем формируются трудовые ресурсы творческого типа, осуществляющие повседневную эволюцию общества. Речь идет о той или иной форме инициативы, производственной самостоятельности, стремлении к совершенствованию технологии и методов обслуживания населения. Исследования показывают, что активный созидательный труд в настоящее время в той или иной мере входит в содержание деятельности большей части работающего населения, прежде всего специалистов с высшим и средним специальным образованием, административно - управленческого персонала, высококвалифицированных рабочих, работников услуг. Это ведущий отряд национальной рабочей силы, охватывающий в западных странах от 40 до 50 % занятых в народном хозяйстве.
2. Занятость населения Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы, система работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс. Показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности.
2.1. Показатели безработицы В экономической теории используется два показателя, которые могут обрисовать объективную картину экономической нестабильности на рынке труда. Это уровень безработицы и средняя ее продолжительность. Показатель уровня безработицы используется для измерения масштабов безработицы и измеряется как доля официально зарегистрированных безработных к численности занятых в производстве. Продолжительность безработицы характеризует среднее время перерыва в работе. Различают безработицу фрикционную, структурную, институциональную, циклическую, добровольную. Фрикционная безработица отражает текучесть кадров, связанную с переменой рабочих мест, места жительства. Среди совокупной рабочей силы какая-то часть постоянно находится в движении, перемещаясь на новые рабочие места. Этот тип безработицы включает в себя людей, которые незаняты в связи с переходом с одной работы на другую и в течение недели рассчитывают приступить к работе на новом месте, а также работников в тех отраслях, где временные увольнения являются нормой без влияния на общий уровень дохода людей, например, в строительстве. В период внедрения новых достижений технического прогресса, такое движение становится не только неизбежным, но и более интенсивным. В какой-то мере эта безработица является желательной т.к. многие рабочие переходят с низкопродуктивной, малооплачиваемой работы на более высокооплачиваемую и более продуктивную работу. Это означает более высокие доходы для рабочих и более рациональное распределение трудовых ресурсов, а, следовательно, и больший реальный объем реального национального продукта. Структурная безработица по существу является углублением фрикционной. С течением времени в структуре потребительского спроса и в технологии происходят важные изменения, которые, в свою очередь, изменяют структуру общего спроса на рабочую силу. Из-за таких изменений спрос на некоторые виды профессий уменьшается или вовсе прекращается. Спрос на другие профессии, включая новые, увеличивается. Возникает безработица, т.к. рабочая сила реагирует на это изменение медленно и ее структура не отвечает новой структуре рабочих мест. Разница между структурной и фрикционной безработицей весьма неопределенная. Существенное различие состоит в том, что у “фрикционных” безработных есть навыки, которые они могут продать, а структурные безработные не могут сразу получить работу без переподготовки. Фрикционная безработица носит более краткосрочный характер, а структурная более долговременная и поэтому считается более серьезной проблемой. Институциональная безработица возникает, когда сама организация рынка труда недостаточно эффективна. Допустим, неполна информация о вакантных рабочих местах. Уровень безработицы был бы ниже при налаженной работе системы информации. В этом же направлении действует завышенное пособие по безработице или заниженные налоги на доходы. В этом случае возрастает продолжительность безработицы т.к. гасятся стимулы для энергичных поисков работы. Циклическую безработицу вызывает спад производства во время промышленного кризиса, депрессии, спада, т.е. фаза экономического цикла, которая характеризуется недостаточностью общих, или совокупных, расходов. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет. По этой причине циклическую безработицу иногда называют безработицей, связанной с дефицитом спроса. С переходом к оживлению и подъему число безработных обычно становится меньше. Добровольная безработица вызвана тем, что в любом обществе существует прослойка людей, которые по своему психическому складу или по иным причинам не хотят работать. В нашей стране хорошо известно, что усилия по принудительному устройству так называемых “бомжей” не привели к переориентации этой категории населения. Таким образом, безработица является характерной чертой рыночной экономики. Поэтому полная занятость - нонсенс, не совместимый с идеей рыночного хозяйства. В то же время понятие “полная занятость” не означает полного отсутствия безработицы. Экономисты считают фрикционную и структурную безработицу совершенно неизбежной, следовательно, уровень безработицы при полной занятости равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы. Другими словами, уровень безработицы при полной занятости достигается в том случае, когда циклическая безработица равна нулю. Уровень безработицы при полной занятости называется естественным уровнем безработицы. Например, в 60-ых годах в США естественной безработицей считались 4% от занятой рабочей силы. Сегодня этот уровень поднялся до 5-6%, что связано с изменением демографического состава рабочей силы и институциональными изменениями. Сегодняшняя информация о масштабах безработицы, предоставляемая Госкомстатом, занижает подлинный уровень безработицы приблизительно в 5 раз, что создает дополнительную тревогу и без того нестабильной экономике России.
2.2. Причины безработицы Анализ причин безработицы дают многие экономические школы. Одно из самых ранних объяснений дано в труде английского экономиста-священника Т. Мальтуса (конец 18 века) “Опыт о законе народонаселения”. Мальтус заметил, что безработицу вызывают демографические причины, в результате которых темпы роста народонаселения превышают темпы роста производства. Недостаток этой теории состоит в том, что она не может объяснить возникновение безработицы в высокоразвитых странах с низкой рождаемостью. Довольно тщательно исследовал безработицу К. Маркс в “Капитале” (вторая половина 19 века). Он отметил, что с техническим прогрессом растет масса и стоимость средств производства, приходящихся на одного работника. Это приводит к относительному отставанию спроса на труд от темпов накопления капитала, и в этом кроется причина безработицы. Такая трактовка математически не вполне корректна, т.к. если спрос на рабочую силу растет, то безработица исчезает, или хотя бы рассасывается, несмотря на то, что рост капитала происходит еще более высокими темпами. Маркс допускал и другие причины, в частности, цикличность развития рыночного хозяйства, что делает ее постоянным спутником развития рыночного хозяйства. Выведение безработицы из циклического развития экономики стало после Маркса устойчивой традицией в экономической теории. Если экономика развивается циклически, когда подъемы и спады сменяют друг друга, следствием этого становится высвобождение рабочей силы и свертывание производства, увеличение армии безработных. Заслуга Кейнса в разработке теории безработицы в том, что он представил логическую модель механизма, раскручивающего экономическую нестабильность и ее интегральную составляющую - безработицу. Кейнс заметил, что по мере роста национального хозяйства в развитом рыночном хозяйстве у большинства населения не весь доход потребляется, определенная его часть превращается в сбережения. Чтобы они превратились в инвестиции необходимо иметь определенный уровень так называемого эффективного спроса, потребительского и инвестиционного. Падение потребительского спроса гасит интерес вкладывать капитал, и, как следствие, падает спрос на инвестиции. При падении стимулов к инвестированию производство не растет и даже может свертываться, что приводит к безработице. Интересна трактовка безработицы видного английского экономиста А. Пигу, который в своей известной книге “Теория безработицы” (1923 г.) обосновал тезис о том, что на рынке труда действует несовершенная конкуренция. Она ведет к завышению цены труда. Поэтому многие экономисты указывали, что предпринимателю выгоднее заплатить высокую заработную плату квалифицированному специалисту, способному увеличить стоимость выпуска продукции. За счет высокопроизводительного труда предприниматель имеет возможность сократить рабочий персонал (действует принцип: лучше взять одного на работу и хорошо ему заплатить, чем держать 5-6 человек с меньшей зарплатой). В своей книге Пигу детально и всесторонне обосновывал мнение, что всеобщее сокращение денежной заработной платы способно стимулировать занятость. Но все же эта теория не может дать полного объяснения источников безработицы. Да и статистика не подтверждает положение о том, что армия безработных всегда пополняется за счет работников со сравнительно низким уровнем заработной платы.
2.3. Методы борьбы с безработицейМетоды борьбы с безработицей определяет концепция, которой руководствуется правительство конкретной страны. Пигу и его последователи, считающие, что корень зла - в высокой заработной плате, предлагают: 1. содействовать снижению заработной платы; 2. разъяснять профсоюзам, что рост заработной платы, которого они добиваются, оборачивается ростом безработицы; 3. государству трудоустраивать работников, претендующих на невысокий доход, в частности, поощрять развитие социальной сферы. Из рекомендаций Пигу широко применяется деление ставки заработной платы и рабочего времени между несколькими работниками. Использование частичного рабочего дня сокращает безработицу даже при сохранении неблагоприятной конъюнктуры. В мире накоплен богатый опыт борьбы с безработицей. Многие подходы к решению этой проблемы использовались на практике в конце 70-х годов, в не столь уж отдаленном прошлом, во время нефтяных кризисов. Далее будет рассмотрен взгляд на преодоление безработицы с точки зрения двух школ: кейнсианской и монетаристской. В 1950-х годах в политике государственного регулирования применялись кейнсианские методы. Кейнсианцы считали, что саморегулирующаяся экономика не может преодолеть безработицу. Уровень занятости зависит от так называемого "эффективного спроса" (упрощенно - уровня потреблений и инвестиций). Дж.-М. Кейнс писал: "Хроническая тенденция к неполной занятости, характерная для современного общества, имеет свои корни в недопотреблении..." Недопотребление выражается в том, что по мере повышения доходов у потребителя у него в силу психологических факторов "склонность к сбережению" превышает "побуждение к инвестициям", что влечет спад производства и безработицу. Таким образом, кейнсианцы, показав неизбежность кризиса саморегулирующейся экономики, указывали на необходимость государственного экономического воздействия для достижения полной занятости. Прежде всего, следует повысить эффективный спрос, снижая ссудный процент и увеличивая инвестиции. Неокейнсианцы вводят понятие "мультипликатор занятости", который рассматривается как прирост всей занятости по отношению к первичной занятости в отраслях, сильно взаимосвязанных друг с другом, в которые произведены инвестиции. Согласно взглядам автора "Общей теории", "подлинная" инфляция возникает только тогда, когда экономика страны достигает уровня полной занятости, до этого момента рост денежной массы влияет не на уровень цен, а на объем производства. Небольшая ("ползучая") инфляция имеет, с точки зрения кейнсианцев, полезный эффект, сопутствуя росту производства и дохода. В 60-х годах сторонники кейнсианского подхода использовали кривую Филлипса, для того чтобы держать в поле зрения безработицу и инфляцию и учитывать их негативное влияние в долгосрочном плане. Монетаристы выступили против кейнсианского истолкования кривой Филлипса как простого и доступного решения проблемы выбора целей экономической политики. Инфляция не рассматривается ими как "неизбежная плата" за достижение высокого уровня занятости. В 1967 году М. Фридмен высказал мысль о существовании "естественного уровня безработицы", который жестко определен условиями рынка труда и не может быть изменен мерами государственной политики. Если правительство старается поддержать занятость выше ее "естественного уровня" с помощью традиционных бюджетных и кредитных методов увеличения спроса, то эти меры будут иметь кратковременный эффект и приведут лишь к росту цен. С позиции монетаристов, чем выше темпы инфляции, тем в большей степени участники воспроизводственного процесса учитывают в своих действиях предстоящий рост цен и стараются его нейтрализовать с помощью специальных оговорок в трудовых соглашениях, контрактах и т.п. Следовательно, с течением времени стимулирующий эффект инфляции, на который делали упор кейнсианцы, ослабевает. Чтобы активизировать производство, правительство вынуждено прибегать к дополнительным скачкам инфляции, что ведет к все более крупным дозам дефицитного финансирования из бюджета. Видя "бессмысленность" политики стимулирования спроса, Фридмен считал нерациональным достижение полной занятости. Среди аргументов монетаристов по поводу несостоятельности кейнсианской политики ставился акцент на непредсказуемость результатов государственного вмешательства из-за больших задержек в проявлении эффекта этих мер. Позднее монетаристы указывали также на эффект вытеснения частных инвестиций вследствие оттока материально-денежных ресурсов в сферу государственных операций: то, что выигрывает хозяйство от увеличения госинвестиций, оно теряет из-за сокращения вливаний из частного сектора. Однако при всех своих положительных чертах теория естественной нормы безработицы снимает с капитализма ответственность за судьбы миллионов безработных и объявляет нехватку вакантных рабочих мест результатом "свободного выбора" людей, добровольно отказывающихся участвовать в трудовом процессе. Монетаристские методы регулирования занятости достаточно радикальны, но не несут в себе в то же время адекватной эффективности. Монетаристы обвиняют рабочих в том, что они воздерживаются от работы и получают компенсацию в виде пособий. Отсюда рекомендации отменить эти пособия, чтобы заставить людей работать. Монетаристы предлагают отказаться от стимулирования экономического роста путем увеличения спроса. Однако политика ограничения спроса может вызвать несопоставимые потери для народного хозяйства.
2.4. Будущее российской политики в области занятости Действенная политика занятости должна в нынешних условиях иметь предупреждающий характер и включать целый комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы и ее переход в застойную форму. Немаловажно при этом опираться на мировой опыт регулирования безработицы, изложенный выше. Вот наиболее важные меры такого рода: I. Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников. II. Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих. Предприятия, расширяющие занятость по отношению к ее уровню в прошлом году, могут получить льготный кредит, соразмерный зарплате, которая уплачена дополнительно занятым на производстве. III.Снижение фактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста. Такой же эффект может обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения квалификации. IV.Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д. V. Переход к созданию системы социального партнерства, в том числе создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели - профсоюзы - государство) с целью ограничить рост заработной платы. С работодателей следует взимать налог на средства, дополнительно потраченные на заработную плату, и направлять его на субсидирование занятости. Расширение занятости в будущем зависит и от иностранных инвестиций. В целом инвестиции в реконструкцию и технологическое переоборудование предприятий будут иметь трудосберегающий эффект. Но увеличение капитальных вложений означает создание новых рабочих мест. Решение проблемы "очаговой" безработицы в регионах, где в городе находится 1-2 предприятия, будет осуществляться через стимулирование инвестиций и малого бизнеса на уровне регионов и реализацию региональных программ содействия занятости. Значительно сократить количество незанятых можно за счет структурных изменений в оборонной промышленности. Процесс конверсии обладает большим потенциалом для увеличения занятости, ходя даже ее стабилизация сегодня будет большим плюсом в регулировании рынка труда. Нельзя жалеть средства на борьбу с безработицей. Во-первых, потому что ее предотвращение в начале потребует гораздо меньше затрат, чем в будущем. Во-вторых, потому что борьба с безработицей может быть достаточно эффективной. Например, кредитование государством дополнительных рабочих мест в США в 1977-78 гг. вовсе не было бросанием денег на ветер. При том, что заработная плата кредитовалась не больше чем на 2%, а абсолютная величина кредита не превышала 100 тысяч долларов, многие корпорации смогли создать до 50 новых рабочих мест. В-третьих, потому что финансовая стабилизация невозможна без продуманного предотвращения ее негативных последствий и приводит к дефициту госбюджета, для сокращения которого она и создавалась. В мире накоплен большой теоретический и практический опыт по регулированию рынка труда. Россия нуждается в особом, комплексном подходе. Сегодня результативная политика занятости должна идти чуть впереди реального развития рынка труда и превентивно устранять те препятствия, которые могут подхлестнуть безработицу. Похоже, что еще несколько лет нам придется мириться с высоким уровнем безработицы. Сегодня основная цель - снизить безработицу уже если не в среднесрочном, то в долгосрочном периоде.
3. Современное состояние и особенности рынка труда Самарской области С переходом Российской Федерации на капиталистический путь развития население нашей страны попало в водоворот приватизации, реструктуризации и безработицы. Все ее явные и скрытые формы несут в себе элементы: - повышение удельного веса населения с доходами ниже прожиточного минимума;
- снижение норм потребления продовольственных и непродовольственных товаров; - ухудшение, качества медицинского обслуживания и профилактических мероприятий; - рост числа заболеваний; - рост преступности; - снижение продолжительности жизни; снижение репродуктивных установок, ухудшений демографической ситуации; -снижение объемов инвестиционных ресурсов; -сокращение объемов налоговых поступлений в бюджеты всех уровней; -увеличение объема непроизводительных потерь рабочего времени вследствие скрытой безработицы; -ухудшение морально-психологического микроклимата в коллективах и семьях. В конечном итоге перечисленные негативные стороны высокого уровня безработицы замыкаются на важнейшем, социально-экономическом показателе - снижении безопасности жизнедеятельности населения, то есть снижении уровня жизни населения, проявляющегося через экономические, социальные, демографические и стратегические направления. В целях снижения социальной и политической напряженности повсеместно созданы центры занятости населения, прототипами которых являлись отделы по труду при исполкомах советов народных депутатов всех уровней. Их отличие от современных центров занятости проявлялось через функциональные обязанности – сократить до минимума разрыв от момента увольнения до трудоустройства на новое, более качественное, с позиции ищущего место работы; повысить эффективность использования трудовых ресурсов не только в рамках конкретного региона, но и с позиций всей страны по такому направлению, как расселение населения по территории страны. Фактически отделы по труду занимались работой по сокращению временного лага по фрикционной безработице, при которой человек ищет где лучше. При всех других формах безработицы главная цель большинства безработных - найти место работы, лишь бы оно было, а затем перейти в ранг ищущих более подходящее место работы. В современных условиях службы занятости (биржи труда) выступают в качестве определенного гаранта в общей системе мероприятий, проводимых в регионе по социальной защите населения. Под социальной защитой мы понимаем комплекс системно увязанных, законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому человеку соблюдение важнейших социальных прав, включая право на труд, а также достойный уровень жизни, необходимый для воспроизводства и развития личности. Каждая территория разрабатывает свой комплекс мероприятий по социальной защите населения, и он определяется, следующими показателями: 1) уровнем общей безработицы; 2) качественным составом безработных; 3) отраслевой структурой сферы материального производства; 4) морально-психологическим настроем самих безработных; 5) уровнем развития непроизводственной сферы; 6) темпами выхода региона из тисков экономического кризиса; 7) отношением территориальных властей к проблеме безработицы; 8) стоимостью вновь создаваемого рабочего места; 9) оперативностью реагирования рынка труда на все события, происходящие в стране и в регионе, в том числе на требования, предъявляемые к рынку труда со стороны ищущих работу и со стороны работодателя; 10) соотношением темпов высвобождения работающего населения и темпов создания новых рабочих мест; 11) организационной структурой рынка труда. Рынок труда Самарской области представлен широкой сетью центров занятости, основными задачами которых, в соответствии с Законом "О занятости населения в Российской Федерации", являются: - давать оценку текущего состояния и прогнозы развития занятости населения, регулярно информировать о положении на рынке труда все вертикальные и горизонтальные властные структуры и население о положении на рынке труда; -принимать участие в разработке и реализации, федеральной и территориальных целевых программ по социальной защите населения, составной частью которых выступает обеспечение желающих трудиться рабочими местами; -удовлетворить потребности работодателей в качественном подборе рабочей силы, то есть отвечать большинству требований, предъявляемых к ней; -Оказывать населению необходимую помощь в профессиональной ориентации, подготовке, переподготовке и повышении квалификации как состоящим, так и не состоящим на учете в службе занятости в соответствии с требованиями рынка труда; -Оказывать финансовую поддержку незанятому населению, имеющему статус безработного, и членам их семей в виде социальных выплат, пособий, досрочных пенсий, а также работодателям в виде дотаций и субсидий, на создание новых рабочих мест. В настоящее время государственная служба занятости Самарской области состоит из Департамента Федеральной государственной службы занятости населения, 7 городских, 22 районных, 3 межтерриториальных и одного межрайонного отделов. В этой структуре, по данным на 30 июня 1999 г., трудится 671 чел. Каждая региональная служба занятости имеет свою структуру, специфику управления, влияющую, на процесс формирования и использования трудоресурсного потенциала. Параллельно ей в области имеется 20 коммерческих бирж труда. Служба занятости выступает в качестве одного из рычагов управления социально-экономическим процессом и, как всякая структура, изменяется под влиянием времени, совершенствуется. Служба занятости Самарской области входит в число различных структур, обеспечивающих рынок труда. Кроме этой государственной структуры, имеется значительное число коммерческих бирж труда, а также оказывают услуги средства массовой информации. Рынок труда функционирует как хорошо отлаженная система с двусторонним движением, то есть не только безработный ищет работу, но и работодатель рабочую силу. Каналами поиска работников работодателями на вакантные места могут выступать городские, районные службы занятости; коммерческие биржи труда, средства массовой информации, посредники в лице своих сотрудников и их знакомых, информация о вакансиях через объявления на дверях предприятий, информационных стендах объявлений, рассредоточенных в различных частях города, а также личные объявления самих граждан, ищущих работу. Исходной базой для выявления особенностей рынка труда является количественная и качественная характеристика товара - рабочая сила, изменение конъюнктуры спроса на профессии, соответствие качества предлагаемой рабочей силы требованиям работодателя. Органами статистики на 1 января 1999 г. зафиксирована общая численность безработных в размере 190,0 тыс. чел. Из них 65,7 тыс. официально зарегистрированы в органах, государственной службы занятости. Относительно 1997 г. численность зарегистрированных безработных увеличилась на 3%, а к уровню 1995 г. - в 2 раза. В территориальном разрезе официально зарегистрированные безработные распределились следующим образом: городская местность - 51,2 тыс. чел., в том числе по городам: Самара – 22,9, Тольятти - 13,2, Новокуйбышевск - 3,1, Сызрань - 2,3, Отрадный - | 2,1, Кинель - 1,7, Октябрьск - 1,6, Чапаевск - 1,6, Похвистнево - 1,4 тыс. чел. На 27 сельских районов приходится 14,5 тыс. чел. Каждому из городов свойственны свои конкретные особенности формирования рынка труда, пути разрешения проблемы занятости. Они вытекают из тех же самых перечисленных выше показателей. Практически мало отличающихся от других показателей по сельским районам, это: - половозрастная структура трудовых ресурсов; - отраслевая структура; - объемы инвестиций в сельское хозяйство района. Общая численность граждан, обратившихся в службу занятости за содействием в трудоустройстве, начиная с 1997 г. имеет тенденцию к снижению, что может объясняться различными причинами, в том числе самим контингентом. Об изменениях этого контингента можно судить по следующим статистическим данным.
Таблица 3.1 Структура численности граждан, обратившихся в службу занятости Самарской области в период за 1992 – 1998 гг., % | |||||
Год |
Ищущие работу, Всего |
В том числе
|
||||
Занятые трудовой деятельностью |
учащиеся, желающие работать в свободное от учебы время |
Незанятые, Трудовой Деятель- Ностью |
из них: пен сионе ры |
|||
1992 |
100
|
11,1
|
3,7
|
80,2
|
1,9
|
|
1993
|
100
|
4,2
|
2,6
|
93,2 |
3,1
|
|
1994
|
100
|
3,3
|
1,3
|
95,4
|
4,3 |
|
1995
|
100
|
3,7
|
19,3
|
77,0
|
4,5
|
|
1996
|
100
|
3,4
|
14,9 |
81,7 |
5,9
|
|
1997
|
100
|
1,4
|
11,2
|
87,4
|
6,8
|
|
1998
|
100
|
0,4
|
7,9
|
91,7
|
6,6
|
|
Изменения: Прирост (+) Убыль (-) Процентные пункты |
В 3 раза
|
-15,7
|
-4,2
|
11,5
|
4,7 |
Как свидетельствуют статистические данные в общей численности ищущих работу в первые годы анализируемого периода значительный удельный вес занимали лица, занятые трудовой деятельностью. Это можно объяснить различными причинами, в том числе желанием найти работу, соответствующую запросам ищущего, а также, по всей видимости, богатым перечнем вакансий. Из года в год сокращалась абсолютная величина лиц этой категории и за 1 января 1999 г. она составила 336 человек, что соответствует 1,4% против 16,1 % в 1992 г., то есть снижение на 15,7 процентных пункта.
Численность учащихся, желающих работать в свободное от учебы время, в рассматриваемом периоде менялась, и их абсолютная величина в 1994 г. занимала незначительный удельный вес - 1,3%, но с 1995 г. в связи с ростом инфляции, резким высвобождением работающих, длительными невыплатами заработной платы родителям их абсолютная величина резко возросла с 611 чел. в 1994 г. до 17 278 в 1996 г., затем стала постепенно снижаться и в 1998 г. равнялась 8183 чел., что соответствовало 3,7% в 1992г., 19,3% в 1995 г. и 7,9% в 1998г.
Значительную долю в общей численности ищущих работу занимают лица, не занятые трудовой деятельностью. Удельный вес их в общей численности ищущих работу варьировал в интервале 77,0% в 1995 г. и 95,4% в 1994 г. На 1 января 1999 г, он составил 91,7%. Абсолютная величина лиц этой категории за анализируемый период возросла на 67,2 тыс. чел. и за 1998 г. равнялась 94 418 чел. Особого внимания заслуживает такая категория как пенсионеры. Доведенные до отчаяния высоким уровнем цен на предметы первой необходимости и не соответствующими им размерами пенсий, они вынуждены искать работу. Так, в службе занятости в 1992 г. состояли на учете 508 чел., а в 1998 г. 6 215 чел., то есть прирост за указанный период составил 5707 чел. (в 10 с лишним раз). Их доля в общей численности не занятых трудовой деятельностью и ищущих работу равнялась, соответственно, 1,3 и 6,6%.
Одной из характерных особенностей самарского рынка труда является высокий удельный вес лиц, имеющих статус безработного в общей численности лиц, не занятых трудовой деятельностью и ищущих работу. Некогда наметившаяся тенденция к росту переросла в закономерность - 35,0% в 1992 г. и 94,0% на конец 1998 г. в том числе получающие пособие по безработице 68,0 и 91,0 %.
Среди безработных наибольший удельный вес занимают женщины - 61,5%, что также можно считать одной из особенностей рынка труда Самарской области. Весьма важно иметь четкую информацию о возрастном составе безработных, так как это одна из черт (особенностей) любого территориального рынка труда. В общей численности безработных, состоящих на учете в службе занятости, возросла абсолютная величина лиц в возрасте до 18 лет со 143 чел. до 1284, т. е. в 7 раз; в возрасте от 25 до 29 лет с 59б до 5171 чел.; предпенсионного возраста с 423 до 4 206 чел.; другие возрасты с 1 596 до 40 729 человек. Среди каждой возрастной группы подавляющее большинство безработных составляют лица женского пола (табл. 3,2).
Таблица 3.2
Соотношение мужчин и женщин в общей численности зарегистрированных безработных в органах государственной службы занятости Самарской области в 1992 – 1998 гг., %
Год
пол
Возрастные группы
Всего
До 18 лет
От 18 до 24 лет
От 25 до 29 лет
Предпенсионный возраст
Другие возрасты
1992
Мужчины
Женщины
28,0
72,0
11,4
88,6
9,7
90,3
10,4
89,6
22,9
77,1
100
100
1995
Мужчины
Женщины
38,8
61,2
26,8
73,2
31,0
69,0
45,2
54,8
38,1
61,9
100
100
1997
Мужчины
Женщины
39,1
60,9
29,3
70,7
38,7
61,3
54,1
45,9
36,9
63,1
100
100
1998
Мужчины
Женщины
38,2
61,8
31,3
68,9
38,4
61,6
46,4
53,6
39,7
60,3
100
100
Выделение органами статистики изложенных в таблице возрастных групп до18 лет, 18-24, 25-29 лет, пенсионного возраста объясняется тем, что они пытаются выявить наиболее уязвимые группы, то есть как адаптировались лица, окончившие среднюю школу и не поступившие в средние специальные и высшие учебные заведения, лица, окончившие их и попавшие в группу молодых специалистов, молодежь вообще и предпенсионный возраст.
Изучение этой категории имеет особую значимость в силу того, что:
- трудоустроиться им весьма трудно, так как рынок труда изобилует молодыми возрастами;
- степень трудоустройства этой категории слишком низкая;
- переподготовка нецелесообразна, так как это требует; значительных финансовых средств.
Как уже отмечалось выше, в каждой возрастной группе наибольший удельный вес занимают женщины. Хотя и наметилась тенденция к сокращению по годам анализируемого периода, их доля еще весьма значительна. Так, в возрастной группе до 18 лет она сократилась с 72,0% в 1992 г. до 61,8% в 1998 г., в группе 18-24 лет, соответственно, с 88,6 до 68,9%, в группе 25-29 с 90,3 до 61,6%, среди лиц пенсионного возраста с 89,6 до 53,6% и в других возрастах с 77,1 до 60,3%.
Начиная с 1995 г. разрыв в соотношении между мужчинами и женщинами среди безработных, зарегистрированных государственной службой занятости, несколько сократился по всем рассматриваемым группам, а в предпенсионном возрасте практически выровнялся. В 1997 г. доля безработных мужчин даже превышала безработных женщин на 8,2 процентных пункта (54,1%). Во всех других возрастах доля безработных мужчин по всем годам анализируемого периода варьировала в интервале 36,9 - 36,7 %.
Анализ рынка труда любого уровня обязывает выявить уровни образования безработных, так как он может служить отправной точкой для выявления степени эффективности использования финансовых ресурсов, направленных ранее на превращение лиц трудоспособного возраста в человеческий капитал.
Уровень образования безработных можно рассматривать как особенность рынка труда. Безработные Самарской области по этому показателю распределились следующим образом:
1) имеющие высшее образование - 13,5%;
2) имеющие среднее профессиональное образование - 25,9 %;
3) имеющие начальное профессиональное образование - 18,6%;
4) имеющие среднее общее образование - 29,2%;
5) не имеющие полного среднего образования - 12,8%.
Статистические, данные свидетельствуют о высоком образовательном уровне безработных: 39,4% среди них составляют лица, имеющие высшее и среднее профессиональное образование, что также можно отнести к одной из особенностей Самарского рынка труда.
Вызывает серьезную озабоченность тот факт, что из общей численности зарегистрированных в службе занятости 46,0% (30231 чел.) составляют родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, а также инвалидов с детства; 2,9% (1923 чел.) - инвалиды; 17,2% (11 265 чел.) - граждане; имеющие перерыв в работе более 1 года. Такое состояние на рынке труда свидетельствует о неспособности других членов семьи (глава семьи) содержать ее, а размер пенсии инвалидов не соответствует стоимости минимального прожиточного уровня. Это еще одна из особенностей рынка труда Самарской области.
Среди зарегистрированных безработных 592 чел. (9,0%) никогда не приступали к трудовой деятельности, 2006 чел. (3,1%) – лица. нё имеющие профессии, специальности, то есть этот контингент требует определенных инвестиций для приобретения ими соответствующего профессионального образования, дающего возможность конкурировать в этой огромной резервной армии труда.
На рынок труда население области поступает по разным причинам. Структура безработных по годам рассматриваемого периода представлена в таблице 3.3.
Среди перечисленных причин увольнения с работы наибольший удельный вес занимает увольнение по собственному желанию. Причем удельный вес этой причины возрос с 34,8% в 1992 г. до 54,1 % в 1998 г. В течение рассматриваемого периода пик численности уволенных по собственному желанию пришелся на 1995 г. – 59.5%. Все это позволяет не согласиться с формулировками в трудовых книжках «уволен по собственному желанию». За ней скрываются другие причины: каждый работающий знает, как трудно трудно найти вакантное место и вряд ли 35 490 человек в 1998 г. уволились
по собственному желанию, отыскав новое рабочее место.
Таблица 3.3
Структура безработных Самарской области, зарегистрированных в органах государственной службы занятости по причинам увольнения за 1992-1998 гг., % на конец отчетного периода*
Причины
Увольнения
Годы
1
1992
1993
1995
1996
1997
1998
Уволенные по собственному желанию
34,8
50,6
59,5
57,0
54,6
54,1
Уволенные за нарушение трудовой дисциплины
2,2
1,6
2,3
2-1
1,6
1,3
Высвобожденные работники
50,5
33,1
18,7
22,0
26,5
25,8
Уволенные из Вооруженных Сил
0,2
0,3
0,5
0,6
1,2
1,4
Граждане, освобожденные из мест лишения свободы
1,0
1,1
0,9
0,7
0,7
0,7
Выпускники общеобразовательных школ
2,7
4,1
3,6
3,5
2,3
1,8
Выпускники высших
Учебных заведений
4,4**
5,0**
1,0
0,9
0,7
0,8
Выпускники средних
Специальных учебных заведений
-
-
2,3
3,0
2,2
2,5
Выпускники профессионально-технических учебных заведений
3,7
4,1
3,7
3,4
2,6
2,5
Другие причины
0,5
0,1
7,5
6,8
7,6
9,1
Итого
100
100
100
100
100
100
* По данным статистического сборника: Рынок Труда Самарской области. Самара, 1999. С. 23.
** Выпускники высших и средних специальных заведений.
В фактах увольнения по собственному желанию, по всей видимости, присутствуют элементы принуждения и политика соглашательства в силу следующих причин:
- промышленные предприятия, отправляют работающих в неоплачиваемые отпуска или длительное время не выдаётся заработная плата;
- предприятия смешанной формы собственности, частного сектора принуждают не устраивающих их людей писать заявления об увольнении по данной статье КЗоТ;
- работающий, которого увольняют за нарушение трудовой дисциплины сам просит администрацию предприятия (учреждения) уволить его по собственному желанию;
- на предприятиях всех форм собственности в силу массового высвобождения работников у ряда руководителей могло возникнуть желание чрезмерной эксплуатации наемного труда.
Подобную ситуацию предвидели еще в 1990 г. разработчики программы мер по социальной защите населения Самарской области условиях становления рынка и включили в нее такой раздел: меры по защите населения от чрезмерной эксплуатации наемного труда работодателя независимо от форм собственности. Он охватывал все стороны производственной деятельности и вознаграждений за труд, а именно:
1) профсоюзам вменялось в обязанность заключение с работодателями коллективных договоров, в которых должны быть предусмотрены такие гарантии:
- минимум заработной платы, доплата за работу в тяжелых и вредных условиях, выплаты компенсационного характера;
- недопущение ужесточения норм труда без соответствующего изменения организационно-технических условий их выполнения;
- ограничение норм продолжительности рабочего времени;
- установление сокращенного рабочего дня, неполной рабочей недели;
- льготные пенсии, доплаты и материальная помощь, для неконкурентноспособных граждан;
- продолжительность трудовых и социальных отпусков;
2) Должна была осуществляться организация государственной экспертизы условий труда на территории области.
По всей видимости, работодатели проигнорировали требования, выдвигаемы этой программой, или она вообще была забыта, в результате чего в области наблюдался высокий уровень травматизма, давший уже в 1991 г. 8118 несчастных случаев, в том числе 167 случаев со смертельным исходом. К 1996 г. численность травматических случаев сократилась до 3986, в том числе среди 992 женщин, но абсолютная величина смертельного травматизма снизилась незначительно, до 161 (-6). Такое положение на предприятиях области потребовало разработки программы по улучшению условий и охраны труда в Самарской области, рассчитанную на 1998-2000 гг. Было принято Постановление Губернатора Самарской области с одобрением этой программы и направлением ее для утверждения в Губернскую Думу. Контроль за выполнением этого постановления был возложен на первого заместителя Губернатора Самарской области.
Но не исключены и случаи меркантильных интересов и самих работающих, и работодателей. Уволившиеся регистрируются в службе занятости, получают статус безработного и причитающееся им ежемесячное пособие, а сами устраиваются на работу в те структуры, где не требуют трудовую книжку. По истечении определенного времени им предлагаются рабочие места, но у них цель - упросить работодателя оформить им отказ в трудоустройстве, чтобы не потерять пособие.
Нередко и предприятия проявляют по отношению к службе занятости также корыстные интересы. Так, для получения лицензии для открытия совместного предприятия или Западной компании необходимо заключение государственной службы занятости, в котором оговаривается численность безработных, которая
будет направлена на это предприятие службой занятости, но с получением данного заключения под различными предлогами им отказывают в трудоустройстве. Наибольшее количество уволившихся по собственному желанию граждан отмечается в городах: Самаре, Тольятти, Новокуйбышевске, Отрадном и сельских районах: Борском, Кинельском, Кинель-Черкасском, Красноярском.
В 2 раза сократился удельный вес высвобожденных работников - с 50,5 до 25,8%. Эти две причины занимают 2/3 от общего числа причин.
Абсолютная величина лиц 16 лет и старше, обучавшихся с отрывом от производства и не нашедших места приложения своих профессиональных знаний в анализируемом периоде, возросла с 351 до 5038 чел. Это свидетельствует о том, что процесс обучения и переобучения не согласовывается с потребностями рынка труда. Сам же рынок труда не дает для широких слоев населения информацию, какие профессии являются дефицитными, полудефицитными, по каким направлениям профессий и специальностей в данном регионе наблюдается перепроизводство. Перепроизводству определенного круга специальностей способствует та легкость, с которой государствённые и частные (коммерческие) высшие и средние специальные учебные заведения получают лицензии на подготовку специалистов, не соответствующих их профилю. Доля лиц этой категории в общей структуре причин сократилась с 10,8 до 7,6 %.
Данная выше количественная и качественная характеристика зарегистрированных в органах государственной службы занятости – это одна сторона социально-экономического явления. Обратная сторона выступает в качестве противовеса, отражает пути и степень решения проблемы.
В настоящее время рынок труда Самарской области представлен широкой сетью различных служб, государственных и негосударственных призванных регулировать потоки рабочей силы.
Самарский областной рынок труда характеризуется сокращением числа привлекательных вакансий, изменением конъюнктуры спроса на профессии, ростом реальной безработицы, несоответствием между спросом и предложением вакансий, образовательным и профессионально-квалификационным уровнями безработных и так далее.
Как на всяком рынке, на рынке труда есть продавец и покупатель. В качестве продавца выступает безработный, продающий свой профессиональный капитал, а в качестве покупателя – «работодатель», призванный публично представить все имеющиеся в его распоряжении вакантные места, доступные для широкого круга соискателей.
Все каналы мобильности и посредники на рынке труда призваны выполнить одну из важных социально-экономических задач - снижение напряженности на рынке труда, одного из элементов социальной напряженности в регионе, стране в целом.
Частные агентства по трудоустройству - это новый посреднический институт, набирающий свою силу и значимость. Коммерческие биржи труда Самарской области осуществляют свою деятельность в соответствии с лицензией, выдаваемой комиссией при Департаменте экономики Самарской области. В нее входят два представителя от Государственной службы занятости, которые соглашаются с организацией конкурирующих с ними структур.
К началу 1998 г. коммерческих бирж труда насчитывалось около 20.
Одной из форм в удовлетворении потребностей ищущего работу выступают личные связи, именуемые в рыночных условиях как рекомендации и протекция. Суть этой формы трудоустройства заключается во встрече рекомендателя с "нужными" людьми и формальных процедурах оформления. Особенно широкое распространение это нашло на ИЧП, в акционерных обществах, где трудовой коллектив формируется из родителей, их детей, родственников. В ходе социологического исследования на одном из предприятий г. Самары довелось увидеть в отделе кадров уникальный документ-журнал, в котором поставлены на очередь дети и родственники работников этого предприятия.
В Самарской области в качестве посредников выступают средства массовой
информации. Регулярно в ряде газет отводятся целые полосы с предложением вакансий. Этот вид посредничества не несет никакой ответственности за достоверность информации. Иногда среди этих объявлений имеются такие, которые носят сугубо мошеннический характер.
Многоуровневый маркетинг - одна из специфических форм посредничества на рынке труда. Здесь не существует прямого различия между работодателями, посредниками и клиентами, так как потребитель распространяемого товара одновременно вербуется как участник пирамиды, а все продавцы в обязательном порядке потребляют собственную продукцию. Эта форма трудоустройства объединяет найм при продаже товара, вручении листовок на улице, анкетирование, объявления в газетах, обзвоны населения по телефонам с предложением им работы. Каждый человек, вошедший в эту пирамиду, получает определенную часть денег от реализации товара и от вербовки на работу нового человека, то есть принцип заинтересованности налицо.
Все перечисленные виды посредничества можно считать еще одной особенностью рынка труда Самарской области.
Единовременным социологическим обследованием в апреле - мае 1998 г. получены следующие данные по г. Самаре:
а) социальные связи - 59,4%;
б) самостоятельно-21,3%;
в) через службу занятсти-2,6%;
г) частные агентства- 0,8%;
д) объявления;
е) распределение.
Как свидетельствуют приведенные статистические данные, призванные обеспечить трудоустройство службы занятости фактически не оправдывают возложенных на них обязанностей.
Согласно данным Департамента Федеральной службы занятости населения и данным Государственного комитета статистики по Самарской области за 1993-1998 гг. возросла продолжительность безработицы (табл. 3.4).
Таблица 3.4
Распределение безработных Самарской области по продолжительности безработицы на конец отчетного периода, %
Годы
1993
1995
1996
1997
1998
Всего
100
100
100
100
100
В том числе по продолжительности безработицы:
До 1 месяца
от 1 до 4 месяцев
от 8 месяцев до 1 года
более 1 года
17
12
11
10
10
40
42
34
27
31
15
6
16
8
20
10
22
17
17
17
Заключение
Исходя из вышеизложенного, очевидно, что проблема безработицы является одним из ключевых вопросов в рыночной экономике и, не решив его, невозможно наладить эффективную деятельность экономики. Проблема безработицы стоит сейчас перед Россией, но также она затрагивает западные страны. До недавнего времени правительство России не обращало должного внимания на данную проблему, что вызывало достаточно справедливые опасения. Но положение отчасти поменялось с принятием «Программы социальных реформ в РФ на период с 1996 по 2000 г.», в которой упор делался на совершенствование рыночных механизмов регулирования занятости. После принятия этой программы по нынешний день принимаются новые решения и программы в пользу работающих и ищущих работу людей. Поэтому будем надеяться, что эти программы будут эффективны и станут предпосылками экономического роста России.
1. Долан Э., Линдерт А. Макроэкономика. СПб., 1996.
2. Курочкин В.К., Мокшин В.Н., Цыганкова Е.В. Стабилизация социально-экономического развития Самарской области: стратегия, проблемы, решения, Самара, 1997.
3. Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику. М., 1992.
4. Макконнелл К.Р. Брю С.Л. Экономикс. М., 1992. Т.1.
5. Мэнкью Г. Принципы экономики. Учебник XXI века. СПб. 1999.
6. Сакс Дж. Рыночная экономика в России. М. 1995.
7. Информационно справочный материал Департамента Федеральной государственной службы занятости по Самарской области за 1998 г.
8. Рынок труда в Самарской области: стат.сборник. Самара, 1999.
9. Экономика: учеб./ под ред. А.С. Булатова. 2-е изд., М., 1997.
10. Экономическая теория: учеб. для вузов/ под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. 3-е изд. СПб., 1999
НОВОСТИ | ||
Изменения | ||
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер |
СЧЕТЧИК | ||
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |