|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Современные теории мотивации и исполнение их элементов в отечественной науке и практикеСовременные теории мотивации и исполнение их элементов в отечественной науке и практикеВвдение.Я выбрала тему «Современные теории мотивации и исполнение их элементов в отечественной науки и практике», так как путь к эффективной профессиональной деятельности человека лежит через понимание его мотивации. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления им. Для этого нужно знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей. Актуальность темы курсовой работы обусловлена той ролью, которую играет управление персоналом, координирование его работ. Менеджеров часто называют исполнительными руководителями, так как главный смысл их деятельности состоит в том, чтобы обеспечить исполнение работы данной организации. Руководители всегда должны осозновать, что необходимо побуждать людей работать на организацию. Актуальность данной темы заключается в том, что, поняв механизм формирования мотивационной сферы человека, руководители смогут эффективно управлять персоналом, повышая производительность предприятия при помощи мотивирования своих сотрудников; а получив представление о том что же такое мотивация и каковы наш истинные мотивы, каков собственно механизм мотивации, мы сможем эффективнее распоряжаться собственной жизнью, адекватно воспринимать не только окружающих нас людей, но и всю ситуацию взаимодействия, наслаждаться настоящим, прислушиваясь к своим потребностям и желаниям, строить планы на будущее, опираясь на свои истинные мотивы. Производительностью труда
напрямую зависит от уровня мотивированности работников к труду и типа данной
мотивации. Ни одна система управления не станет эффективно функционировать, если не будет разработана эффективная модель мотивации, так как мотивация побуждает конкретного индивида и коллектив в целом к достижению личных и коллективных (организационных) целей. Современные теории мотивации деятельности персонала и использование их на практике доказывают, что далеко не всегда материальные стимулы побуждают человека трудиться усерднее. Истинные побуждения, которые заставляют отдавать работе максимум усилий, определить чрезвычайно сложно. Овладев современными технологиями мотивационной деятельности, руководитель в состоянии значительно расширить свои возможности в привлечении работника к выполнению задач, направленных на достижение целей компании. Почему люди работают?
Почему одни делают легкую работу и остаются недовольны, а другие делают трудную
работу и получают удовлетворение? Что нужно делать для того, чтобы люди
работали качественнее и производительнее? Каким образом можно сделать работу
привлекательнее? Что вызывает у человека желание работать? Эти и подобные
вопросы всегда актуальны в любой сфере бизнеса. Руководство организации может
разработать прекрасные планы и стратегии, найти оптимальные структуры и создать
эффективные системы передачи и обработки информации, установить в организации
самое современное оборудование и использовать самые лучшие технологии. Однако
все это будет сведено на нет, если члены организации не будут работать должным
образом, если они не будут хорошо справляться со своими обязанностями, не будут
стремиться своим трудом способствовать достижению корпоративных целей и
выполнению организацией своей миссии. Готовность человека выполнять свою работу
является одним из ключевых факторов успеха функционирования любой организации. При
всей широте методов, с помощью которых можно мотивировать работников,
руководитель должен сам выбирать, каким образом стимулировать каждого работника
для выполнения главной задачи - выживания фирмы в жесткой конкурентной борьбе.
Если этот выбор сделан удачно, то руководитель получает возможность координировать
усилия многих людей и сообща реализовывать потенциальные возможности группы
людей, коллектива на благо процветания организации и общества в целом. Глава 1 «Теоретические основы управления мотивацией персонала»Раздел 1.1. Понятие мотивации и мотива. Виды мотивации
|
хорошая плохая
большие маленькие
интересное монотонное
кооператив- авторитар-
ный стиль ный стиль
В отличие от теории человеческих отношений, мотивационная теория Херцберга при выяснении удовлетворенности трудом использует два различных измерения: по горизонтали - факторы гигиены и по вертикали - мотиваторы (см. схему).
Главный практический вывод из теории Херцберга заключается в том, что руководители должны дифференцированно и весьма осторожно подходить к использованию различных стимулов и, когда потребности низшего уровня достаточно удовлетворены, не делать ставку на гигиенические факторы как на основные. И напротив, им не следует тратить время и средства на использование мотиваторов, пока не удовлетворены гигиенические потребности сотрудников.
Теория двух факторов Херцберга получила широкое распространение, хотя большинство исследований, проведенных для ее более глубокой проверки, не смогли однозначно подтвердить ее выводы. Рекомендации этой теории используют на практике многие компании. Так, с ее помощью ряд американских компаний (Procter & Gamble, IBM, U.S. Air Force, American Airlines) заметно повысили мотивацию служащих. В частности, они использовали выводы Херцберга о мотиваторах при разработке и реализации программ по обогащению труда, повышению его привлекательности. Например, на одном из заводов уборщикам помещений разрешили самостоятельно решать все проблемы по ведению хозяйства и поддержанию помещений в чистоте. Они сами стали распределять между собой обязанности, общаться с торговыми посредниками, и заказывать необходимый инвентарь, а также рассматривать поступающие на их работу жалобы. Это повысило ответственность работников, усилило их мотивацию, сократило текучесть кадров и количество прогулов. Причиной таких позитивных перемен явилось повышение удовлетворенности работников трудом и организационной идентификации.
В качестве практических рекомендаций для менеджеров, вытекающих из позитивного опыта использования программ по обогащению труда, можно назвать следующие:
- сотрудники должны регулярно узнавать о позитивных и негативных результатах своей работы;
- им необходимо создать условия для роста собственной самооценки и уважения (психологического роста);
- им следует предоставить возможность самостоятельно составлять расписание своей работы;
- они должны нести определенную материальную ответственность;
- они должны иметь возможность открытого и приятного общения с руководителями всех уровней управления;
- они должны отчитываться за работу на доверенном им участке.
Второй подход к мотивации базируется на процессуальных теориях. Здесь говорится о распределении усилий работников и выборе определенного вида поведения для достижения конкретных целей. К таким теориям относятся теория ожиданий, или модель мотивации по В. Вруму, теория справедливости и теория или модель Портера-Лоулера.
Согласно теории ожиданий не только потребность является необходимым условием мотивации человека для достижения цели, но и выбранный тип поведения.
Процессуальные теории ожидания устанавливают, что поведение сотрудников определяется поведением:
§ руководителя, который при определенных условиях стимулирует работу сотрудника;
§ сотрудника, который уверен, что при определенных условиях ему будет выдано вознаграждение;
§ сотрудника и руководителя, допускающих, что при определенном улучшении качества работы ему будет выдано определенное вознаграждение;
§ сотрудника, который сопоставляет размер вознаграждения с суммой, которая необходима ему для удовлетворения определенной потребности.
Сказанное означает, что в теории ожидания подчеркивается необходимость в преобладании повышения качества труда и уверенности в том, что это будет отмечено руководителем, что позволяет ему реально удовлетворить свою потребность.
Исходя из теории ожиданий можно сделать вывод, что работник должен иметь такие потребности, которые могут быть в значительной степени удовлетворены в результате предполагаемых вознаграждений. А руководитель должен давать такие поощрения, которые могут удовлетворить ожидаемую потребность работника. Например, в ряде коммерческих структур вознаграждение выделяют в виде определенных товаров, заведомо зная, что работник в них нуждается.
Теория
справедливости является одной из наиболее красивых и потому наиболее известной
теорией мотивации в западном менеджменте. Ее основные постулаты:
1. Люди оценивают свои взаимоотношения путем сравнения (что я вкладываю и что
получаю).
2. Неэквивалентность вклада и отдачи является источником дискомфорта (вины или
обиды).
3. Люди, не удовлетворенные своими отношениями, стремятся восстановить
справедливость.
Проще говоря, ситуация знакома, наверное, всем: работодатель и
работники оценивают свой вклад совершенно по-разному. Сотрудники чувствуют
неадекватность того, как их оценивают, и начинают требовать иного к себе
отношения.
О том, что происходит дальше, говорят три способа восстановления
справедливости:
1. Если человек получает меньше, чем отдает, он начинает уменьшать свой вклад.
Сотрудники начинают опаздывать на работу, уходить раньше, сокращать объем
работ, увеличивать время перерывов и т. п.
2. Сотрудники начинают требовать повышения зарплаты, продвижения по службе,
повышения премии и т.п.
3. Кардинальный способ представляет собой разрыв отношений.
Почему же возникает нарушение справедливости? Существуют четыре
причины:
1. Неправильная психологическая валюта. В этом случае или не понимается вклад
или он не получает признания.
Что хотят работники?
a) чувства удовлетворения от работы.
b) адекватного вознаграждения.
c) гибкой системы оплаты труда (больше делаю - больше
получаю).
d) возможности реализации всех своих способностей.
e) разнообразия работы (перемещений как вертикальных, так
и горизонтальных).
Часто в качестве отдачи они получают только деньги. Возможно, прежде чем
сделать свой вклад в отношения, стоит подумать, что является ценностью для
другого человека, и предлагать ему именно это.
2. Другой причиной, в силу которой трудно сохранить справедливость, является
недостаточность доверия. Иногда служащий изначально относится к руководству с
недоверием и опаской, предполагая всяческие неприятности с их стороны. Впрочем,
весьма распространен и обратный вариант.
3. Скрытые внутренние ожидания. Благословен тот, кто ничего не ждет, т. к. ему
не грозят разочарования. Мы быстро привыкаем к тому, что те или иные наши
потребности всегда удовлетворялись и, когда этого не происходит, мы
воспринимаем это как нарушение справедливости.
4. Накопление обид. Мы склонны предоставлять людям некоторый кредит доверия и
стараемся не замечать негативных поступков людей. Кроме того, сам процесс
выяснения отношений достаточно болезненный и мы не хотим этим заниматься.
И, наконец, самое главное: как может менеджер исправить ситуацию,
когда происходит нарушение баланса справедливости?
Первое, что нужно сделать, - внимательно выслушать сотрудника. Это
поможет вам ответить на вопрос: как человек относится к справедливости, что он
считает своим вкладом, а что вашим. Если окажется, что вы действительно
недооценили человека, его восприятие этой ситуации можно изменить, т. е.
предложить посмотреть на проблему иначе.
Обращайтесь с людьми так, как будто они уже такие, какими хотят
быть, и вы поможете им стать такими. Менеджер должен передавать окружающим положительные
ожидания, вызывать в людях ощущение собственной компетентности, значимости,
статуса, уверенности, избранности. Однако, являясь сильным побудительным
началом, положительные ожидания не являются гарантом успеха. Если, несмотря на
ваши позитивные ожидания, человека постигла неудача, в ней он будет винить и
себя, и вас.
Люди, имеющие четкие цели, сами их добиваются. Но для того, чтобы
поставить точную (не слишком трудную и не слишком легкую) цель, необходимо
очень хорошо знать конкретного человека. Вот почему легче ставить цели
совместно. Как это ни странно, человек выбирает более сложную цель, чем ему
хотят поручить.
Справедливость - очень тонкая грань. Ее поддержание требует
неимоверных усилий, но без нее невозможна продуктивная работа коллектива.
Эта теория построена на сочетании элементов теории ожиданий и теории справедливости. Суть ее в том, что введены соотношения между вознаграждением и достигнутыми результатами.
Л. Портер и Э. Лоулер ввели три переменные, которые влияют на размер вознаграждения: затраченные усилия, личностные качества человека и его способности и осознание своей роли в процессе труда. Элементы теории ожидания здесь проявляются в том, что работник оценивает вознаграждение в соответствии с затраченными усилиями и верит в то, что это вознаграждение будет адекватно затраченным им усилиям. Элементы теории справедливости проявляются в том, что люди имеют собственное суждение по поводу правильности или неправильности вознаграждения по сравнению с другими сотрудниками и соответственно и степень удовлетворения. Отсюда важный вывод о том, что именно результаты труда являются причиной удовлетворения сотрудника, а не наоборот. Согласно такой теории результативность должна неукоснительно повышаться.
Среди отечественных ученых наибольших успехов в разработке теории мотивации достигли Л.С. Выгодский и его ученики А.Н. Леонтьев и Б.Ф. Ломов. Они исследовали проблемы психологии на примере педагогической деятельности, производственные проблемы они не рассматривали. Именно по этой причине их работы не получили дальнейшего развития. По моему мнению, все основные положения теории Выгодского подходят и для производственной деятельности.
Теория Выгодского утверждает, что в психике человека имеются два параллельных уровня развития - высший и низший, которые и определяют высокие и низкие потребности человека и развиваются параллельно. Это означает, что удовлетворение потребностей одного уровня с помощью средств другого невозможно.
Например, если в определенный момент времени человеку требуется удовлетворение в первую очередь низших потребностей, срабатывает материальное стимулирование. В таком случае реализовать высшие потребности человека можно только нематериальным путем. Л.С. Выгодский сделал вывод о том, что высшие и низшие потребности развиваясь параллельно и самостоятельно, совокупно управляют поведением человека и его деятельностью.
По всему мнению, эта теория более прогрессивна, чем любая другая. Однако она не учитывает высшие проблемные потребности человека.
Исходя из системного представления человеческой деятельности, можно утверждать, что человек принимает решения на уровне регулирования, адаптации и самоорганизации. Соответственно и потребности должны быть реализованы на каждом из указанных уровней одновременно. Можно утверждать, что низшие, высшие и самые высшие потребности развиваются параллельно и совокупно и управляются поведением человека на всех уровнях его организации, т.е. существует тройственный характер удовлетворения потребностей через материальное и нематериальное стимулирование.
Существуют два подхода к изучению теорий мотивации. Первый подход основывается на исследовании содержательной стороны теории мотивации, на изучении потребностей человека, которые и являются основными мотивом их проведения, а следовательно, и деятельности. Это теории Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Дэвида Мак Клелланда.
К числу основополагающих, классических внутриличностных теорий мотивации принадлежит теория иерархии потребностей, разработанная А. Маслоу. На человека влияет целый комплекс ярко выраженных потребностей, которые можно объединить в несколько групп, расположив их по принципу иерархии. Руководитель, хорошо знающий уровень потребностей своего подчиненного, может предвидеть, какой тип потребностей будет доминировать у него в обозримом будущем, и использовать соответствующий мотиватор для повышения эффективности его деятельности. Это физиологические потребности, потребность в безопасности, общении, уважении и самовыражении. Удовлетворенность работника достигается тогда, когда степень насыщения потребности соответствует его ожиданиям.
Согласно утверждению Дэвида Мак Клелланда структура потребностей высшего уровня сводится к трем факторам:
- Потребность в успехе,
- Потребность власти,
- Потребность в принадлежности.
Согласно теории Мак Клелланда для улучшения мотивации менеджеров целесообразно широко использовать конкурентные методы достижения целей и отмечать людей, которые добиваются наивысшей эффективности в работе. Руководителям следует также ставить перед собой и подчиненными напряженные, но реальные задачи.
В теории Фредерика Герцберга рассмотрено влияние гигиенических факторов и мотиваторов. Обобщая результаты своих исследований, Херцберг сделал ряд выводов:
- Отсутствие гигиенических факторов ведет к неудовлетворенности трудом.
- Наличие мотиваторов может лишь частично и неполно компенсировать отсутствие факторов гигиены.
- В обычных условиях наличие гигиенических факторов воспринимается, как естественное и не оказывает мотивационного воздействия.
- Позитивное максимальное мотивационное воздействие достигается с помощью мотиваторов при наличии факторов гигиены.
Главный практический вывод из теории Херцберга заключается в том, что руководители должны дифференцированно и весьма осторожно подходить к использованию различных стимулов и, когда потребности низшего уровня достаточно удовлетворены, не делать ставку на гигиенические факторы как на основные. И напротив, им не следует тратить время и средства на использование мотиваторов, пока не удовлетворены гигиенические потребности сотрудников.
Второй подход к мотивации базируется на процессуальных теориях. К таким теориям относятся теория ожиданий, или модель мотивации по В. Вруму, теория справедливости и теория или модель Портера-Лоулера.
Делая вывод относительно теории ожидания, необходимо отметить, что она исходит из того, что люди осуществляют свои действия в соответствии с тем, к каким возможным последствиям для них эти действия могут привести. Люди на основе доступной им информации делают выбор одной из альтернатив действия, исходя из того, что они получат в результате и какие усилия они должны будут затратить, чтобы достичь этого результата. То есть, по теории ожидания, человек ведет себя в соответствии с тем, что, по его мнению, произойдет в будущем, если он произведет определенные затраты усилий.
Согласно теории эффективности эффективность мотивации оценивается работником не по определенной группе факторов, а системно с учетом оценки вознаграждений, выданных другим работникам, работающим в аналогичном системном окружении.
Важным выводом из теории мотивации Л. Портера - Э. Лоулера является то, что именно результаты труда являются причиной удовлетворения сотрудника, а не наоборот. Согласно такой теории результативность должна неукоснительно повышаться.
Выводом из теории Л.С. Выготского является то, что существует тройственный характер удовлетворения потребностей через материальное и нематериальное стимулирование.
Раздел 3.1 Отличительные особенности систем
мотивации предприятий России от предприятий других стран
Отличительные особенности систем мотивации предприятий России от
систем мотивации предприятий других стран весьма существенны по многим
параметрам. Но прежде всего:
Первой отличительной особенностью развития систем мотивации
является тот факт, что в производственно-хозяйственной деятельности предприятий
Российского государства длительное время широко использовалась в практической
деятельности преимущественно одна - единственная мотивационная модель
"кнута и пряника", которая и сегодня не утратила своего применения.
Вторая отличительная особенность систем мотивации состоит в том,
что модели мотивации нашей страны были и остаются стандартизированными и
незыблемыми, всякое отклонение от этих стандартов считается нарушением
существующих нормативных законодательных актов и локальных нормативных
документов, которые базируются и функционируют на основе законодательных актов.
Поэтому менеджеры высшего уровня управления четко соблюдали эти принципы
(повременная, сдельно-премиальная системы оплаты и их разновидности,
премиальные системы).
Третья отличительная особенность состояла в том, что мотивационные
системы способствовали не только уравнительности в системах оплаты труда и
премирования данной категории работников, но и сохраняли тенденцию
стимулирования в равном объеме лучшего и худшего, так как размер должностного
оклада управленцев одной квалификационной категории оплачивался одинаково,
независимо от трудового вклада. Таким же методом осуществлялось премирование.
Выплата премии независимо от итогов труда и даже незначительный отрыв премии от
достигнутых результатов искажает их сущность, превращает в механическую добавку
к основной заработной плате.
Четвертая отличительная особенность применения мотивационных
систем заключается в том, что трудовой вклад, оценивался необъективно,
формально, что приводило к равнодушию и незаинтересованности как в
индивидуальных, так и коллективных результатах труда, снижало социальную и
творческую активность.
Неэффективность функционирования действующих систем оценки можно подкрепить
результатами ранее проведенного исследования на российских предприятиях.
Достаточно сказать, что только 38,4% опрошенных ответили, что действующие
критерии оценки учитывают результаты труда, 50,3% - учитывают частично, 11. 3%
- не учитывают.
Пятая отличительная особенность состояла в том, что мотивационные
модели, действующие в России полностью исключали возможности
инженерно-управленческих работников в области развития неспециализированной
карьеры и развития совмещения должностей. Лишь за последние годы необходимость
развития неспециализированной карьеры и совмещения должностей стала
признаваться.
Шестая отличительная особенность мотивационных систем России
состояла в том, что социальное стимулирование трудовой деятельности данных
категорий работников осуществлялось преимущественно без учета результатов
индивидуального труда, так как социальными благами коллективного труда
пользовались как работники, достигшие высоких показателей в работе, так и
работники, не проявляющие особого интереса к трудовой деятельности. Например,
предприятие создало прекрасную социально-бытовую базу (сеть дошкольных,
лечебных учреждений, профилакториев и баз отдыха, спортивных сооружений и т.д).
Созданные коллективным трудом социальные блага предоставлялись в первую очередь
рабочим и только затем инженерно-управленческому персоналу, так как главной
производительной силой считался рабочий, а не работники интеллектуального
труда, чьи творческие идеи рабочие воплощали в реальную жизнь. Более того, если
рабочий трудился малопроизводительно, нарушал правила внутреннего распорядка,
но отличался плохим здоровьем, ему в первую очередь предоставлялись социальные
блага.
Седьмая отличительная особенность мотивационных систем состояла в
том, что ни одна из мотивационных моделей предприятий капиталистических стран
не предусматривала и не предусматривает сегодня блока моральных стимулов, так
как в них в основном находят отражение стимулы материальные,
социально-материальные, натуральные и социальной карьеры. В этом плане опыт, накопленный
в России в части морального поощрения лучших работников, заслуживает не только
одобрения, но и широкого распространения на предприятиях других стран. К тому
же инженерно-управленческий корпус России моральному поощрению отводит второе
место после материального.
Восьмая особенность в развитии мотивации состоит в том, что
стимулирование рассматривалось, как правило, через призму социалистического
соревнования. И соревнование, если отбросить идеологические догмы, не только не
изжило себя, но по-прежнему должно являться одним из движущих мотивов повышения
социальной и творческой активности работников в ускорении темпов
научно-технического прогресса. Его необходимость доказана во многих защищенных
докторских и кандидатских диссертациях, но изменение политической и
экономической ситуации в России свело на нет его развитие и практическое
применение, что явилось одной из причин того, что имеет Россия сегодня. В
противовес России соревнование как таковое широко используется в фирмах
Германии, США, Японии и других стран.
Механизм реализации каждого из блоков модели мотивации зависит
прежде всего от желания или нежелания конкретного предприятия России, а также
от специфических условий, которые характерны для инженерных коллективов, где
будет апробироваться данная мотивационная модель. Причем общие тенденции
применения мотивационных моделей на предприятиях развитых стран свидетельствуют
о том, что ни одна из мотивационных моделей не способна полностью устранить
противоречия в стимулировании труда наемных работников, в том числе
инженерно-управленческих.
Раздел 3.2 Мотивация труда на российских предприятиях
Оплата труда является мотивирующим фактором, только если она
непосредственно связана с итогами труда. Работники должны быть убеждены в
наличии устойчивой связи между получаемым материальным вознаграждением и
производительностью труда. В заработной плате обязательно должна присутствовать
составляющая, зависящая от достигнутых результатов.
Для российской ментальности характерно стремление к коллективному труду,
признанию и уважению коллег и так далее. Сегодня, когда из-за сложной
экономической ситуации трудно организовать высокую оплату труда, особое
внимание следует уделять нематериальному стимулированию, создавая гибкую систему
льгот для работников, гуманизируя труд, в том числе:
1. признавать ценность работника для организации, предоставлять ему творческую
свободу,
2. применять программы обогащения труда и ротации кадров;
3. использовать скользящий график, неполную рабочую неделю, возможность
трудиться как на рабочем месте, так и дома;
4. устанавливать работникам скидки на продукцию, выпускаемую компанией, в
которой они работают;
5. предоставлять средства для проведения отдыха и досуга, обеспечивать
бесплатными путёвками, выдавать кредит на покупку жилья, садового участка,
автомашин и так далее.
Ниже будут сформулированы мотивирующие факторы организации труда,
которые ведут к удовлетворению потребностей высших уровней.
На своём рабочем месте каждый хочет показать, на что он способен и
что он значит для других, поэтому необходимы признание результатов деятельности
конкретного работника, предоставление возможности принимать решения по
вопросам, относящимся к его компетенции, консультировать других работников.
На рабочих местах следует формулировать мировоззрение единой
команды: нельзя разрушать возникающие неформальные группы, если они не наносят
реального ущерба целям организации.
Практически каждый имеет собственную точку зрения на то, как
улучшить свою работу. Опираясь на заинтересованную поддержку руководства, не
боясь санкций, следует организовать работу так, чтобы у работника не пропало
желание реализовать свои планы.
Потому, в какой форме, с какой скоростью и каким способом
работники получают информацию, они оценивают свою реальную значимость в глазах
руководства, поэтому нельзя принимать решения, касающиеся изменений в работе
сотрудников без их ведома, даже если изменения позитивны, а также затруднять
доступ к необходимой информации. Информация о качестве труда сотрудника должна
быть оперативной, масштабной и своевременной.
Работнику нужно предоставлять максимально возможную степень самоконтроля.
Большинство людей стремится в процессе работы приобрести новые знания. Поэтому
так важно обеспечивать подчиненным возможность учиться, поощрять и развивать их
творческие способности.
Каждый человек стремится к успеху. Успех - это реализованные цели,
для достижения которых работник приложил максимум усилий. Успех без признания
приводит к разочарованию, убивает инициативу. Этого не случится, если
подчиненным, добившийся успеха, делегировать дополнительные права и полномочия,
продвигать их по служебной лестнице.
Можно выделить восемь отличительных особенностей систем мотивации предприятий России от систем мотивации предприятий других стран:
В России неоходимо сделать заработную плату тесно связанную с итогами труда. Также особое внимание следует уделять нематериальному стимулированию, создавая гибкую систему льгот для работников. Необходимо организовать труд так, чтобы удовлетворялись потребности высших уровней.
Человек осуществляет определенные действия в соответствии с давление на него совокупности внутренних и внешних по отношению к нему сил. Совокупность этих сил, называемая мотивацией, вызывает у людей далеко не одинаковую реакцию. Поэтому невозможно однозначно описать процесс мотивации. Но на основе эмпирических исследований было разработано несколько концепций, описывающих факторы, влияющие на мотивацию и содержание процесса мотивации.
Теории содержания мотивации основное внимание уделяют тому, как различные группы потребностей оказывают влияние на поведение человека. Широко признанными концепциями этой группы являются теории А.Маслоу, Ф.Герцберга, В.Врума, Л.Портера, Э.Лоулера, Л.С.Выгодского. Несмотря на принципиальные отличия этих концепций, они тем не менее имеют нечто общее в своей основе, что отражает определенную общность в мотивации человека к действиям.
Главные рычаги мотивации – стимулы (например, заработная плата) и мотивы (внутренние установки человека).
Отношение к труду определяется системой ценностей человека, условиями труда, созданными на предприятии и применяемыми стимулами.
Система мотивации на уровне предприятия должна гарантировать:
- занятость всех работников трудом;
- предоставление равных возможностей для профессионального и
- служебного роста;
- согласованность уровня оплаты с результатами труда;
- создание условий безопасности труда;
- поддержание в коллективе благоприятного психологического климата и др.
Методы мотивации можно классифицировать на:
- экономические (прямые) – повременная и сдельная оплата труда; премии за качественные и количественные показатели труда; участие в доходах предприятия; оплата обучения и др.;
- экономические (непрямые) – предоставление льгот в оплате жилья, транспортного обслуживания, питания на предприятии;
- не денежные – повышение привлекательности труда, продвижение по службе, участие в принятии решений на более высоком уровне, повышение квалификации, гибкие рабочие графики выхода на работу и др.
Для того, чтобы успешно управлять людьми необходимо мотивировать их труд. Только так можно добиться успеха.
Ввдение.....................................................................................................................................1-2 стр.
Глава 1 «Теоретические основы управления мотивацией персонала»
Раздел 1.1. Понятие мотивации и мотива. Виды мотивации...............................................3 стр.
Раздел 1.2 Способы мотивации...............................................................................................3-4 стр.
Выводы к Главе 1.......................................................................................................................7 стр.
Глава 2 «Теоретические основы управления мотивацией»
Раздел 2.1 Содержательные теории мотивации......................................................................8 стр.
2.1.1 Теория мотивации по А. Маслоу.....................................................................................8-9 стр.
2.1.2 Теория мотивации Дэвида Мак Клелланда.....................................................................9-11 стр.
2.1.3. Теория мотивации Фредерика Херцберга. (Теория двух факторов)...........................11-12 стр.
Раздел 2.2 Процессуальные теории мотивации.......................................................................12 стр.
2.2.1 Теория ожиданий В. Врума...............................................................................................13 стр.
2.2.2 Теория справедливости.....................................................................................................13-14 стр.
2.2.3 Теория мотивации Л. Портера - Э. Лоулера....................................................................14 стр.
2.2.4. Теория мотивации Л. С. Выготского...............................................................................14-15 стр.
Выводы к Главе 2........................................................................................................................15-16 стр.
Глава 3 «Мотивация труда в России»
Раздел 3.1 Отличительные особенности систем мотивации предприятий России от предприятий других стран................................................................................................................................17-18 стр.
Раздел 3.2 Мотивация труда на российских предприятиях....................................................18-19 стр.
Заключение...................................................................................................................................20 стр.
Литература....................................................................................................................................21 стр.
НОВОСТИ | ||
Изменения | ||
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер |
СЧЕТЧИК | ||
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |