|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Теоритические основы и сущность предпринимательской деятельности и малого бизнеса в развитии экномики Республики БеларусьТеоритические основы и сущность предпринимательской деятельности и малого бизнеса в развитии экномики Республики Беларусьбелорусский государственный университет экономический факультет кафедра менеджмента ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МАЛОГО БИЗНЕСА В РАЗВИТИИ ЭКНОМИКИ СТРАНЫ Курсовая работа Студента 2 курса дневного отделения первого высшего образования специальность “Менеджмент” минск 2009 ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Предпринимательство и малый бизнес, роль и место в развитии экономики 1.1 Теоритические основы и сущность предпринимательства. 1.2 основные виды предпринимательской деятельности и его организационно правовые формы. 1.3 место малого бизнеса в классификации субъектов хозяйств. 2. МЕСТО МАЛОГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИКЕ ПРОМЫШЛЕННО РАЗВИТЫХ СТРАН. 2.1 МЕСТО И РОЛЬ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В США. 2.2 СУЩНОСТЬ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СТРАНАХ ЕВРОППЫ. 3. Развитие малого бизнеса в Беларуси. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 3.1 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РБ. 3.2 АНАЛИЗ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕТЕЛЬНОСТИ 3.3 УСПЕШНОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК ПУТЬ ПРЕОДАЛЕНИЯ КРИЗИСА.
Введение В наши дни, актуальность выбранной мною темы очевидна, так как рыночной экономики без малого бизнеса не бывает. В системе экономических и социальных отношений большинства государств, малое предпринимательство выполняет сегодня важнейшие функции. В сфере малого бизнеса производится основная часть валового внутреннего продукта, обеспечивается занятость большинства работающего населения. Малое предпринимательство содействует развитию научно-технического прогресса, создавая более половины всех инноваций. Наконец, благодаря ему возник и приобрел свой современный вид так называемый «средний класс» - важнейший фактор социально-политической стабильности современного общества. Следовательно, изучение теории и практики современного бизнеса необходимо. Интерес к бизнесу естествен и оправдан. На наших глазах создаётся экономическая основа общества, появляются люди, стремящиеся сделать собственное дело, желающие не приспосабливаться к новым условиям, а жить в них, проявлять инициативу, выражать себя в свободной трудовой деятельности. Рыночные преобразования, их темпы и успех в значительной степени зависят от решения проблем, которые связаны с развитием предпринимательской деятельности, определяющей в современном мире наиболее важные экономические процессы и тенденции. Цель работы – исследовать основы предпринимательской деятельности, как сегмент экономики, изучить структуру, раскрыть сущность малого бизнеса в целом, выявить преимущества, предпринимательства в развитии экономики. Задачи, были определены следующие: Осветить роль и место предпринимательства в развитии общества; Рассмотреть развитие малого бизнеса в промышленно развитых странах; Проанализировать развитие малого бизнеса в Республике Беларусь; 1. Предпринимательство и малый бизнес, роль и место в развитии экономики 1.1 Теоритические основы и сущность предпринимательства. В соответствии со ст.1 Гражданского Кодекса Республики Беларусь, «Предпринимательство - самостоятельная, инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица (предприятия). Предпринимательская деятельность может осуществляться в виде индивидуальной трудовой деятельности, а также в различных организационно-правовых формах предприятий (юридических лиц).» [1]. Предпринимательство часто отождествляется с понятием бизнес. Понятие «бизнес» (англ. business) впервые употребил ирландец по происхождению английский банкир и удачливый денежный игрок эпохи первых финансовых пирамид, экономист-теоретик, предшественник маржиналистов Ричард Кантильон (1680-1734), который сделал первую попытку систематически изложить экономическую теорию в своей единственной книге «Очерк о природе торговли» (издана в 1755). В этой работе он выделил три основных класса общества: земельные собственники, наемные работники, предприниматели Р. Кантильон охарактеризовал предпринимателя как человека, действующего в условиях риска. Он разработал первую концепцию предпринимательства, которую используют практически все экономисты. Рассмотрим схему предпринимательской деятельности, и дадим пояснения о предпринимательских действиях при преобразовании ресурсов в конечный продукт. В осуществлении бизнеса участвуют три ведущих действующих лица: непосредственно предприниматель; те, кто снабжает его ресурсами предпринимательской деятельности в виде факторов предпринимательства, собственники этих факторов; лица, приобретающие продукт предпринимательства в виде товаров, услуг и информации. Общая схема предпринимательства выглядит следующим образом. Предприниматель приобретает за имеющиеся у него или привлекаемые деньги MF необходимые ему для осуществления предпринимательских процессов средства, факторы F в виде природных и трудовых ресурсов, средств производства. Затем эти ресурсы преобразуются в продукты Р, которые необходимы потребителям. Продукция продается покупателям, а предприниматель в итоге получает денежную выручку МР, куда входит и его прибыль. Предприниматель прилагает значительные усилия, чтобы эта прибыль была получена, то есть, чтобы сумма вырученных от продажи продукции денег МР была выше денежных затрат MF. Это базовое условие прибыльности, успешности бизнеса. Логически формула схемы предпринимательства можно представить так: , (1.1) при этом Для точности картины, учитывая расходы ресурсов, необходимо помнить о налогах и вынужденных платежах, которые следует вносить в государственную казну. Эти затраты можно приплюсовать к MF, хотя они и не связаны непосредственно с приобретением факторов предпринимательства. Налоги следует рассматривать как оплату предпринимателем права на осуществление своей деятельности и отчасти плату за пользование «бесплатными» природными ресурсами, которые общество предоставляет предпринимателю. Налоги – это и плата за государственные услуги по управлению бизнесом. 1.2 основные виды предпринимательской деятельности и его организационно правовые формы. Предпринимательство может быть как частным, так и государственным и осуществляется как в индивидуальной, так в коллективной форме. Государственное предпринимательство осуществляется юридическим лицом, т.е. организацией, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Государственное предпринимательство осуществляется либо полностью государственными предприятиями, либо организациями со значительной степенью государственного участия (в капитале и управлении). Государственные структуры являются равноправными партнерами других участников рыночных отношений, если они непосредственно выходят на рынок с деловыми предложениями: предоставление правительственных заказов предприятиям, определение цен, состава и объема льгот при выполнении специальных работ. Государство в современной рыночной экономике — это и предприниматель, и крупный инвестор, и организатор НИОКР, и потребитель конечной продукции. Оно непосредственно участвует в производстве, распределении, обмене и потреблении товаров и услуг. Таким образом, государство выступает как крупный хозяйствующий субъект, непосредственно участвует в рыночной экономике. Частное предпринимательство — это экономическая система, где хозяйственной деятельностью занимаются независимые физические лица или фирмы при минимальном вмешательстве государства. Частным предпринимательством могут заниматься как отдельные граждане, так и коллективы (предприятия, фирмы). Фирма — это обобщенное название, используемое по отношению ко всем (или почти ко всем) организациям бизнеса. Фирмы бывают разные — от гигантских корпораций типа «Дженерал моторс» с многомиллиардным объемом выпуска и сотнями тысяч работников до мелких лавочек, где со всеми делами справляется один хозяин, а дневная выручка не превышает нескольких десятков долларов. Любая предпринимательская деятельность осуществляется в рамках определенной организационной формы. Под организационно-правовой формой предпринимательства следует понимать совокупность имущественных и организационных отличий, способов формирования имущественной базы, особенностей взаимодействия собственников, учредителей, участников, их ответственности друг перед другом и контрагентами . Выбор формы предпринимательства зависит от личных пристрастий и вкусов, но главным образом определяется объективными условиями - сферой деятельности, наличием денежных средств, плюсами и минусами своих предприятий. Причем выбор той или иной организационно-правовой формы предпринимательства будет оказывать определенное влияние на осуществление предпринимательской функции собственником или управляющим предприятием. К основным критериям, которые определяют организационно-правовую форму предпринимательской деятельности, можно отнести: соответствие предпринимательской структуры требованиям законодательства в отношении организационно-правовой формы для отдельных видов деятельности; количество собственников (участников, акционеров); способ формирования капитала (личного, акционерного, паевого), наличие, размер и порядок формирования уставного фонда; ответственность собственника (учредителей) за деятельность юридического лица, в том числе и имущественная; структуру органов управления и принципы принятия управленческих решений (собственником, учредителем, собранием пайщиков или учредителей); форму распределения прибыли (личный доход, дивиденд, выплаты по паю). Любое лицо или группа лиц (коллектив), обладающие определенными правами и обязанностями и создающие материальные блага или оказывающие определенные услуги, являются субъектом хозяйствования (хозяйствующим субъектом). К субъектам предпринимательства относятся индивидуальные предприниматели и юридические лица. Индивидуальный предприниматель - это индивид, проявляющий инициативу, имеющий способности и желание производить нужную обществу продукцию (выполнять работы, оказывать услуги). Юридическими лицами признаются организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несут самостоятельную ответственность по своим обязательствам, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцами и ответчиками в суде. Для юридического лица характерны следующие признаки: организационное единство, которое подтверждается наличием устава и государственной регистрации юридического лица; имущественная обособленность, которая подтверждается наличием самостоятельного баланса; участие в гражданско-правовых отношениях от своего имени, что обусловливает самостоятельную гражданско-правовую ответственность и дает возможность быть истцом и ответчиком в суде. В организации предпринимательской деятельности особое место принадлежит юридическим лицам, т. е. коллективным субъектам, осуществляющим хозяйственные операции. Несмотря на различие законодательств каждой страны, мировая практика свидетельствует о наличии устоявшихся и проверенных опытом форм деловой активности. Каждая форма предполагает определенную структуру взаимодействия партнеров и размер предприятия. Гражданским Кодексом Республики Беларусь допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов. 1.3 место малого бизнеса в классификации субъектов хозяйств. Рис. 1.1 Классификация субъектов хозяйствования в Республике Беларусь В соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» к субъектам малого предпринимательства — юридическим лицам — относятся предприятия и организации со среднесписочной численностью работников: - в промышленности и на транспорте — до 100 человек; - сельском хозяйстве и научно-производственной сфере — до 60 человек; - строительстве и оптовой торговле — до 50 человек; - других отраслях производственной сферы, общественном питании, бытовом обслуживании населения и розничной торговли — до 30 человек; - других отраслях непроизводственной сферы — до 25 человек Наиболее важным при классификации предприятий в условиях рыночной экономики является организационно-правовой признак. Несмотря на большое значение малого бизнеса для экономики, его становление и развитие сопряжено с определенными трудностями и недостатками. Главная проблема в малом бизнесе – это нехватка первоначального капитала и трудности с его привлечением со стороны в процессе деятельности. Значительная часть малых фирм должна ориентироваться в основном на собственные средства. Таким образом, представляется важным в следующем подразделе работы рассмотреть формы и источники финансирования предпринимательской деятельности. Для занятия предпринимательской деятельностью предприниматели вправе привлекать не более трех физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, в том числе заключаемым с юридическими лицами. Самой главной поправкой в законодательство, которая очень негативно отразилась на предпринимательстве в РБ. “С 1 января 2008 г. деятельность индивидуальных предпринимателей может осуществляться только с привлечением членов семьи и близких родственников (супруг, родители, дети, внуки, родные братья и сестры, дед, бабка, усыновители и усыновленные)” 2. МЕСТО МАЛОГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИКЕ ПРОМЫШЛЕННО РАЗВИТЫХ СТРАН. 2.1 МЕСТО И РОЛЬ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В США Малое предпринимательство играет исключительно важную роль в экономической и социальной жизни промышленно развитых стран, где на его долю приходится до 70% валового национального продукта. В США, к категории малых относят предприятия с числом занятых до 500 чел., подобные фирмы составляют 99% всех американских компаний. Основная масса приходится на мельчайшие предприятия: в 87% всех фирм работает не более 20 чел., в 80% — менее 10 чел. В начале 1989 г. общее число американских фирм по данным налоговой инспекции достигало 19 047 тыс. (без сельского хозяйства), из которых 3 978 тыс. представляли собой корпорации, 1 831 тыс. — партнерства и 13 238 тыс. — фирмы, находящиеся в единоличном владении. Из них всего 7 тыс. фирм классифицировались как крупные с числом занятых свыше 10 тыс. чел. Ныне в США функционирует более 15 млн. малых предприятий, которые производят около 40% валового национального продукта и половину валового продукта частного сектора. В отдельных сферах американской экономики малые предприятия доминируют.
Доля малого бизнеса в валовом продукте частного сектора США и численность занятых Особо важную роль малый бизнес играет в решении проблем занятости: в 80-е гг. 80% всех новых рабочих мест были созданы мелкими фирмами. Более 100 млн. американцев прямо или косвенно зарабатывают средства к существованию благодаря малому предпринимательству. Государство же получает миллиардные суммы доходов в виде налогов на прибыль мелких фирм. Следует помнить, что развитие малого бизнеса тесно связано с отраслевой спецификой и экономическими механизмами, действующими в той или иной стране. Поэтому при оперировании цифровыми показателями и сравнении опыта промышленно развитых стран с формированием малых предприятий в России надо учитывать различия в уровнях развития институциональной и производственной инфраструктур, в отраслевой структуре национального хозяйства, т.е. социокультурные особенности. В США к сфере услуг относят не только сервис и торговлю, но также консалтинг, образование, информационное обеспечение, финансовую деятельность. При этом взаимоотношения сфер производства и обслуживания оказываются настолько тесными, что провести четкую грань между ними удается не всегда. Бурное развитие малого бизнеса в торговле и сфере услуг связано, прежде всего, с низкой начальной капиталоемкостью начинаний. Так, предпринимателю, решившему открыть небольшой магазинчик, будет достаточно стартового капитала в несколько тысяч долларов и не потребуется особой профессиональной подготовки. Кроме того, создание малых предприятий в сфере услуг нередко связано с частичной диверсификацией крупного бизнеса (выделение таких функций, как охрана, эксплуатация, ремонт, послепродажное обслуживание и др.). Довольно часто высококвалифицированные работники крупных корпораций, накопив некоторый капитал, открывают собственное дело (ремонтные мастерские, гаражи, предприятия коммунального обслуживания, небольшие гостиницы и т.д.). В промышленности небольшие фирмы действуют во всех подотраслях и представлены как в традиционных, так и в самых передовых сферах производства. Небольшие компании с одинаковым успехом выплавляют присадки из высоколегированной стали на собственных мини-заводах и выпускают высококачественную научную аппаратуру. Общее машиностроение и генная инженерия, текстильная промышленность и микроэлектроника, кожевенно-обувное производство и робототехника — всюду присутствует и успешно функционирует малый бизнес. Более того, с небольшими динамично развивающимися компаниями во многих странах связывают надежды на ускоренное развитие перспективных видов производства. Разумеется, малые промышленные предприятия обладают разным техническим потенциалом. Мелкие фирмы, которые внедряются в передовые подотрасли, стремятся оснастить производство самой совершенной техникой. Поэтому отнюдь не редкость, когда небольшая промышленная фирма располагает наисовременнейшими компьютерами, многофункциональным оборудованием, обрабатывающими центрами. Мелкие предприниматели, выступающие в роли партнеров крупных корпораций, получают сведения (разумеется, под обязательство не разглашать производственные секреты) о планах на ближайшие пять-шесть лет, что помогает подрядчикам и поставщикам активно участвовать в разработке заказанных им узлов, деталей, комплектующих изделий, давать рекомендации с учетом своей производственной компетенции. Вся система субподрядных работ находится в непрерывном движении и обновлении. Сказанное позволяет сделать вывод об определенной зависимости крупного бизнеса от малого. Например, на долю комплектующих изделий в общей стоимости легковых автомобилей, выпускаемых германскими корпорациями «Фольксваген» и «Даймлер-Бенц» приходится 60%. Аналогичный показатель у американских корпораций «Форд» и «Дженерал моторс» равен 50%, а у ведущих автомобильных компаний Японии «Тойота» и «Ниссан» превышает 70%. В Германии на долю субподрядчиков приходится 45% общего объема производства в транспортном машиностроении, 70-80% — в сталелитейной промышленности, а в целом в обрабатывающей промышленности — более 25%. Трудно переоценить роль малого предпринимательства в сфере инноваций. Несмотря на ограниченность ресурсов, инновационные фирмы играют большую роль в воплощении многих достижений научно-технического прогресса. В США, например, за последние годы около 50% всех промышленных изобретений сделано малыми фирмами. В малых фирмах были созданы такие значительные новшества, как микропроцессор, персональный компьютер, интерферон. Небольшие компании активно и успешно разрабатывают средства программного обеспечения. В условиях острой товарной конкуренции, когда решающим фактором становятся темпы обновления ассортимента, малые фирмы проявляют изрядную мобильность и гибкость. Как правило, прерогатива таких компаний — это начальные стадии внедрения новшеств, за крупными же фирмами остаются более капиталоемкая стадия развертывания производства. По данным Национального научного фонда США, в расчете на один доллар, вложенный в научно-исследовательские разработки, малые фирмы (до 500 занятых) дали вчетверо больше новинок, чем средние компании (до 1000 занятых), и в 24 раза больше, чем крупные корпорации (свыше 10 тыс. занятых). В расчете же на одного занятого результативность разработок небольших компаний вдвое выше, чем у крупных корпораций. Столь большой разрыв достигается не только за счет экономии на малых масштабах производства, но и благодаря невысокому уровню издержек, связанных с обеспечением и обменом информацией (небольшой коллектив гораздо быстрее воспринимает и генерирует новые идеи), а также лучшей координации действий и более оперативному принятию решений. Наряду с инновационными фирмами в сфере внедрения технических и технологических новинок действуют еще более перспективные и мобильные венчурные компании. Именно о них чаще всего пишут в газетах, именно в них стремятся вкладывать средства инвесторы. Фирмы такого рода зачастую создаются как инновационные, но отличаются от последних существенно более высокими темпами роста. За 5-10 лет после основания фирмы численность ее сотрудников может возрасти до 500 чел. Венчурные компании обычно быстро превращаются в акционерные или же вливаются в другие, более мощные фирмы. Зародившись в 1970-е гг., когда объективный ход научно-технического прогресса и структурные сдвиги в экономике потребовали не только сближения науки и производства, но и создания адекватного механизма кредитования и финансирования научно-технических разработок, доводки и внедрения открытий, изобретений и вообще любых нововведений, сопряженных с риском, но перспективных, венчурный бизнес вылился в несколько десятков организационных форм, специфика которых определяется, прежде всего, специализацией фирмы. В США, например, действуют венчурные компании трех типов: корпоративные (дочерние компании крупных корпораций); независимые и частные инвестиционные компании малого бизнеса; действующие под эгидой Администрации по делам малого бизнеса. На первые два типа приходится около 600 компаний, на третий — около 500. Венчурный бизнес можно охарактеризовать как аккумулирование финансовых средств из различных источников (70% совокупного рискового капитала США составляют средства корпораций, индивидуальных вкладчиков и пенсионных фондов) для завершения научно-технических проектов, сулящих высокие прибыли. Рынок ссудных капиталов, т.е. банки и кредитные учреждения, обычно ориентированы на минимальный кредитный риск, что ограничивает возможности финансирования инновационных проектов. Доступ на рынок ценных бумаг для вновь созданных малых фирм перекрыт жесткими требованиями к срокам существования компании (3-5 лет), величине активов, размерам минимальной эмиссии. Эти и другие причины и привели к появлению нового вида финансовой деятельности — венчурного бизнеса. Рисковые проекты реализуются усилиями трех сторон: разработчика нового товара или технологии, венчурной фирмы и инвесторов. Как правило, венчурная фирма обращается к инвесторам на стадии появления опытного образца будущей серийной продукции, в основе которой лежат принципиально новые технические или технологические решения. После научной и коммерческой экспертизы инвестору предлагают рискнуть капиталом под гарантии венчурной фирмы в видах получения высоких барышей. Под выделенные деньги разработчикам предлагается в кратчайшие сроки довести изделие до промышленного образца. Обычно при рисковом финансировании на это уходит не более 6-9 месяцев вместо обычных 18-24. 2.2 СУЩНОСТЬ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СТРАНАХ ЕВРОПЫ. В Великобритании, где к разряду мелких относят фирмы с числом занятых до 24 чел., в 1990 г. их было почти 2,4 млн. (96% общего числа частных компаний). На них трудилось 36% всех наемных работников, и давали эти предприятия 21% общего товарооборота. Подавляющее большинство фирм являлось мелкими и мельчайшими:
В 1980-1989 гг. было зарегистрировано 1,9 млн. новых компаний, а прекратило существование 1,5 млн. Таким образом, чистый прирост составил 29%. Расширению сферы мелкого бизнеса весьма способствовала активная денационализация и приватизация, которая к концу 1989 г. охватила около 1/3 предприятий госсектора, а также массовая распродажа муниципальных домов и квартир. Малое предпринимательство расширяет возможности трудоустройства британцев. На долю мелкого бизнеса приходится 48% прироста новых рабочих мест. В 1985-1987 гг. мелкие фирмы обеспечили работой 290 тыс. чел. С точки зрения организационных форм в малом британском бизнесе преобладают индивидуальные компании, партнерства и акционерные общества. Мелкие фирмы, основанные на различных формах коллективной собственности, чаще включаются в систему субподрядных отношений с крупными корпорациями (45% всех АО, 26% партнерств, 18% индивидуальных фирм). Мелкие предприниматели довольно-таки часто используют для деловой активности жилье (до 35% мелких фирм), особенно в первые годы существования (свыше 80% — в первый год. 42% — в последующие 2,5 года). На таких «домашних» предприятиях по найму работают обыкновенно не более 5 чел. (70% фирм). Труд 1-2 помощников используют 69% мелких «домашних» предприятий и 39% фирм, арендующих производственные помещения, труд 10-14 чел. — соответственно 5 и 16%. Любопытно, что коренные жители Британских островов реже избирают мелкий бизнес в качестве сферы деятельности, чем представители национальных меньшинств. Если среди первых доля мелких предпринимателей составляет 8,4%, то среди выходцев из стран северной и центральной Европы она достигает 12%, из средиземноморских стран Содружества — 29,4%, из Азии — 13,6%. Большинство владельцев небольших фирм хотят обеспечить своему предприятию стабильное существование и не стремятся к росту, за исключением разве что фирм, являющихся частью крупных корпораций. В качестве главных препятствий созданию собственного бизнеса 50% британских предпринимателей называют финансовые трудности, на втором месте— проблемы законодательства, налогообложения, бухучета. В Германии, где малой считается фирма с числом занятых до 49 чел. и годовым оборотом до 1 млн. марок, а средней— с числом занятых 50-499 чел. и оборотом до 100 млн. марок, насчитывается около 2 млн. мелких и средних предприятий (более 99% всех предприятий страны), которые производят до 50% валового национального продукта. В сфере мелкого и среднего бизнеса занято 2/3 всего экономически активного населения и 4/5 проходящих производственное обучение. Мелкие и средние предприятия играют существенную роль на рынке труда: в 1979-1988 гг. 80% всех новых мест в промышленности приходилось на предприятия с числом занятых менее 20 чел. Малые и средние фирмы не уступают крупным в организации менеджмента, подготовки кадров, нововведениях. На малый бизнес приходится значительная часть открытий и инноваций. В целом же на фирмы с числом занятых до 500 чел. в 1987 г. приходилось 13,8% всех расходов Германии на НИОКР. При разработке и внедрении нововведений малые фирмы во многих случаях взаимодействуют с крупными. В Португалии малые и средние фирмы производят основную массу промышленной продукции. Уже в 1982 г. компании с числом занятых менее 10 чел. составляли здесь 70% всех промышленных предприятий, а фирмы с числом занятых 500 чел. — лишь 0,4%. В Италии малые и средние компании, число которых превышает средние показатели по ЕС, образуют основу обновления экономики страны. Они уже доказали свою способность обеспечить высокий уровень конкурентоспособности экспортной продукции. Исторически слабые позиции монополистического капитала создали в Италии экономическое пространство для широкого развития кооперативов. Доля кооперативов в формировании валового национального продукта многих промышленно развитых стран составляет от 3 до 5%, в Италии же к середине 1980-х гг. этот показатель превысил 10%. В то время насчитывалось более 131 тыс. кооперативов; большая часть (67,2%) — официально зарегистрированные, на которых занято около 36% всего экономически активного населения. Кооперативные организации представлены практически во всех отраслях и сферах экономики: сельском хозяйстве, промышленности, строительстве, кредитно-финансовой системе, страховании, торговле, на транспорте. Крупными кооперативными образованиями национального масштаба являются три центра: Национальная лига кооперативов и касс взаимопомощи (НЛККВ), Конфедерация итальянских кооперативов (КИК) и Всеобщая ассоциация итальянских кооперативов (ВАИК). Каждый из этих центров представляет собой многоотраслевое образование. Объединяя около 30% первичных кооперативов, центры создают 60% добавленной стоимости кооперативного сектора. Позиции кооперативного сектора за последние годы усилились благодаря постепенной реорганизации. Так, Ассоциация потребительских кооперативов обслуживается пятью консорциумами. Она контролирует работу 1,6 тыс. первичных кооперативов, объединяющих 1,9 млн. чел. Объем продаж превышает 4 млрд. дол. Основная цель ассоциации —защита покупательной способности и здоровья потребителей. Это достигается благодаря совершенствованию вертикальной структуры сбыта, организации новых форм розничной торговли. В рамках ассоциации действуют 18 центров оптовых закупок, они заключают ежегодные контракты с поставщиками продукции. Говоря о развитии малого бизнеса в Италии, следует отметить, что здесь особое влияние на отраслевую структуру малого предпринимательства оказывают региональные особенности развития экономики. Тут действуют две различные региональные экономические модели. Первая сложилась на северо-западе Италии, центрами которого являются Милан, Турин и Генуя. Для этого региона характерно обилие крупных промышленных предприятий, специализирующихся на массовом производстве или непрерывных технологических процессах. Соответственно здесь развитие малых и средних предприятий подчинено нуждам крупной промышленности. Растущее взаимодействие малых и крупных предприятий затрагивает не только само производство. Оно охватывает все виды деятельности, обслуживающие промышленность: финансовую и технологическую сферы, проектирование и инновации, снабжение и сбыт. На северо-востоке и в центральном регионе, включая области Тоскана, Эмилия-Романья и Венето, малые и средние предприятия развивались достаточно автономно. Промышленные зоны, в которых располагаются сотни и тысячи мелких традиционных для Италии производств, выпускающих керамическую плитку, одежду, обувь, трикотаж и т.п., высоко специализированы. На юге, на территории от Неаполя до Сицилии, развитию малого бизнеса препятствуют традиционно низкий уровень экономического развития и социальная несбалансированность. Попытки правительства провести индустриализацию юга путем строительства государственных предприятий и привлечения сюда частного капитала не дали желаемого результата. Постоянная миграция молодых и наиболее энергичных людей в другие области страны тормозит деловую активность. Выше была попытка дать некоторое представление о развитии малого и среднего предпринимательства в национальном аспекте, а теперь попробуем взглянуть на него в отраслевом разрезе. Во всех промышленно развитых странах очень велика роль сферы услуг, в которой занято около 60% рабочей силы (для сравнения, в России этот показатель не превышает 30%). Считается, что к 2000 г. доля занятых в сфере услуг достигнет и даже превысит 80%. За последнее десятилетие только в секторе бытового обслуживания населения было создано более 50% всех новых рабочих мест. 3. Развитие малого бизнеса в Беларуси. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 3.1 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РБ. Корни предпринимательства на белорусской земле уходят в 19 век. В этот период возникли первые торговые дома и промышленные объекты предпринимательского типа. Кооперативное движение как одна из форм предпринимательства в России зародилось в начале 19 века и приобрело массовый характер. К началу 1917 года в России в кооперативах участвовало уже более половины населения страны. После Октябрьской революции 1917 года можно выделить несколько этапов развития предпринимательства в нашей стране. 1-й этап (октябрь 1917г. - начало 20-х годов) - происходит установление государственной монополии и централизация экономики, что означало лишение экономической самостоятельности производителей и устранение конкуренции между ними. 2-й этап (20-е годы) - период новой экономической политики (НЭП), когда наблюдается становление предпринимательства в новых формах акционерных обществ, товариществ, кооперативов, смешанных и частных концессий и т.д. В 1925 году в промышленности действовало 1882408 мелких и кустарных ремесленных предприятий, на долю которых приходилось 19% промышленного производства страны, 25% товарооборота страны и более 50% розничной торговли. 3-й этап (конец 20-х годов - 2-я половина 80-х годов) — имеют место тенденции перемещения предпринимательской деятельности из легального положения в теневую экономику. 4-й этап (конец 80-х годов) - происходит процесс формирования нового экономического мышления на базе социалистической предприимчивости, возрождаются такие формы хозяйствования как подряд, аренда, кооперация и т.д. 5-й этап (90-е годы) - характеризуется переходом к рыночной экономике, основным компонентом которого становится предпринимательство, позволяющее обеспечить полноценное формирование конкурентной среды. 3.2 АНАЛИЗ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ На начальном этапе современного развития малого бизнеса Республики Беларусь пропагандировалась концепция невмешательства государства. Считалось, что предпринимательство само найдет себе дорогу, все само образуется. Предполагалось, что рынок - это саморегулирующаяся система и в процессе конкуренции можно получить тот же результат, что и в странах с развитой рыночной экономикой. Не рассматривая детально этот период развития предпринимательства, можно отметить, что это отрицательно сказалось на формировании стратегии и тактики его развития в масштабах страны. В середине 90-х годов в стране предпринимались меры, призванные исправить ситуацию и создать благоприятные условия деятельности предпринимателей и прежде всего в основополагающих отраслях экономики. Указом Президента Республики Беларусь от 19 июля 1996г. создано Министерство предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь - государственный орган управления, ответственный за развитие предпринимательства. Формируется стратегия развития предпринимательского сектора экономики - ускорение экономического роста по приоритетным направлениям, создание новых рабочих мест на основе активизации инвестиционной деятельности и совершенствования организационной, финансовой и правовой базы функционирования предпринимательства. Было проведено совершенствование нормативно-правовой базы, определены меры по привлечению финансовых средств в этот сектор экономики, создана инфраструктура поддержки предпринимательства, разработана и осуществлена программа подготовки предпринимательских кадров. Однако, несмотря на целый ряд достигнутых положительных результатов, в целом ситуация в этом секторе экономики остается сложной и неоднозначной. Малое предпринимательство в Республике Беларусь представляет собой перспективно развивающийся сектор экономики, постепенно увеличивающий свой вклад в обеспечение общего экономического роста. Удельный вес валового внутреннего продукта, произведенного субъектами малого предпринимательства, в 2007 году составил 8,4% (в 2006 году – 8,8%) от общего объема ВВП. Субъектами малого предпринимательства произведено 7,6% (7,3%) от общего объема производства продукции (работ, услуг промышленного характера); 11,2% (в 2006 -10,2%) от общего объема розничного товарооборота, включая общественное питание; 15,2% (в 2006 году – 23,9%) от общего объема внешнеторгового оборота. Доля малого предпринимательства в общем объеме выручки от реализации товаров, продукции, работ и услуг по народному хозяйству за 2006 год составила 18,1% (в 2006 году – 22,8%). Количество малых предприятий всех форм собственности на конец 2007 года составило 51240 предприятий, по сравнению с 2006 годом их число увеличилось на 13580 предприятий. В общее количество малых предприятий вошли 2223 крестьянских (фермерских) хозяйства, которые до 2006 года не попадали под статистическое обследование как субъекты малого предпринимательства. Рис.2.1. Динамика изменения количества малых предприятий за 2003-2008 гг. В общем количестве малых предприятий 91,8% составляют предприятия частной формы собственности. Численность
индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в налоговых органах
республики, по состоянию на 01.07.2008 составила 215304 плательщика, что выше
уровня соответствующего периода прошлого года на 7,4 процента (или 14857
плательщиков). Динамика изменения численности индивидуальных предпринимателей
за 2001-2006 годы представлена на рисунке 2,2 Рис. 2.2. Динамика численности индивидуальных предпринимателей за 2001-2006 годы Численность работников на малых предприятиях в 2007 году составила 453214 человек. Рис.2.3.Динамика изменения количества работников малых предприятий за 2001-2006 гг. Отраслевая структура малого предпринимательства неоднородна. По итогам 2007 года наибольшее количество малых предприятий занято в торговле и общественном питании – 40,5%. В промышленности сосредоточено 21,2%, строительстве – 10,4%, сельском хозяйстве (включая крестьянские (фермерские хозяйства) – 4,3%, транспорте – 8,0% от общего количества малых предприятий. Все остальные отрасли имеют достаточно невысокий процент в общем количестве малых предприятий. Анализ показателей последних лет свидетельствует о постепенных изменениях в отраслевой структуре предпринимательского сектора в сторону увеличения количества малых предприятий, занятых в промышленности. Если в 2002 году малых промышленных предприятий насчитывалось 6040, то в 2007 году – 10849 предприятий. Постепенно растет количество малых предприятий в таких сферах, как строительство, транспорт, связь, финансово-кредитная сфера, бытовое обслуживание населения. Недостаточное развитие получают такие отрасли как сельское, жилищно-коммунальное хозяйство, наука и научное обслуживание. Выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) на малых предприятиях в 2007 году составила 44388,2 млрд. рублей – 18,1% от общего объема выручки, полученной по народному хозяйству. Доля убыточных малых предприятий в 2007 году составила 25,0% Основным показателем, характеризующим эффективность работы предприятий, является уровень рентабельности. В 2007 году он составил 13,7% против 13,3% в 2006 году. Самый высокий уровень рентабельности отмечался на предприятиях, занимающихся операциями с недвижимым имуществом (44,5%), связи (27,8%), торговли и общественного питания (26,4%), материально-технического снабжения и сбыта (26,3%), строительства (17,5%), самый низкий – на предприятиях здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения (2,1%). В общем объеме белорусского экспорта товаров доля субъектов малого предпринимательства на протяжении последних лет оставалось стабильной но по итогам 2007 года снизилась до 7,2% хотя в 2006 году составляла 15,3% . В общем объеме импорта их доля значительно выше и составила 22,0%, хотя и этот показатель снизился с 31,6 в 2006 году. По итогам 2007 года объем
экспорта товаров субъектами малого предпринимательства составил 1748,3 млн.
долларов США. Это на Доля экспорта и импорта субъектов малого предпринимательства в общем объеме экспорта-импорта значительно отличается по областям республики. При этом по объему внешнеторговых операций субъектов малого предпринимательства по республике лидирующие позиции занимает город Минск. Наблюдаются региональные и структурные диспропорции в развитии предпринимательства. Наибольшее количество предприятий сконцентрировано в столице. Наиболее привлекательными отраслями экономики остаются торговля и общественное питание, что связано с чрезмерным административным регулированием инвестиций в производство товаров. 3.3 РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ВЫХОД ИЗ КРИЗИСА. В 2009 году Республика Беларусь оказалась в самом начале глубокого финансового и структурного кризиса. Глобальный кризис, рецессия мировой экономики, стремительное сокращение экономического потенциала, глубокий кризис доверия, полная неопределенность, "замораживание" кредитного рынка, банкротство миллионов финансовых структур и предприятий - мир вступил в период опасной институциональной турбулентности. С высокой степенью вероятности можно сказать, что в 2009г. экономика Беларуси также сократит ВВП на 3 - 5%. Фаза бума сменилась фазой падения. В кризисе - основные торговые и экономические партнеры нашей страны. Исключительно благоприятная внешняя конъюнктура на основные товары белорусского экспорта сменилась резким падением цен на нефтепродукты, калийные удобрения, металлы и химические товары. Мы наблюдаем обрушение спроса на продукты белорусского машиностроения и автомобилестроения. Россия, главный экономический партнер Беларуси, испытывает серьезные проблемы. Поэтому в 2009 году условия получения Беларусью газа и нефти будут не такими благоприятными, как в предыдущие годы. В результате все те факторы, которые в последние 10 лет обеспечивали Беларуси стабильный экономический рост, в 2009 году играют против нас. Страна может недополучить более $10млрд. валютной выручки. Резко осложнились условия возврата почти $8 миллиардов краткосрочного, номинированного в твердой валюте долга предприятий и банков. Быстро растет государственный долг страны. При росте ВВП в 2008 году на 10% внутренний долг реального сектор перед банками вырос на 55%. Чрезвычайно высокая инфляция (в 2008 году она составила 13,3%) препятствует макроэкономической стабилизации и создает угрозу для устойчивости финансовой системы. Несмотря на то, что в 2008 году объем промышленного производства в Беларуси вырос на 10,8%, в декабре 2008 году по сравнению с августом он сократился на 22%. В 2008 г. сальдо внешней торговли товарами по сравнению с 2007 годом увеличилось на 44,7% и сложилось отрицательным в размере $6,2 млрд. Это более 10% ВВП. Отрицательное сальдо в торговле с Россией составило $12,96 млрд. и увеличилось по сравнению с 2007 годом на 55%. Не менее тревожная картина складывается по платежному балансу. В такой ситуации риски девальвации резко увеличиваются. Несмотря на то, что в 2008г. в целом валютная выручка увеличилась на 37,6% (до $37,86 млрд.), в декабре по сравнению с июлем она сократилась на 33% и составила $2,69 млрд. В ноябре она была $2,14 млрд. при июльском пике в $4,02 млрд. Чистый спрос населения на наличную инвалюту в 2008 году приблизился к половине миллиарда долларов. Продолжается отток рублевых вкладов. Беларусь столкнулась с острым дефицитом внутренних и иностранных инвестиций. Увеличилось напряжение на рынке труда. Национальный банк и Совет Министров путем шоковой девальвации крайне неудачно адаптировали экономику страны к новой курсовой политике и состоянию валютного рынка. Были потрачены золотовалютные резервы страны, но не обеспечена стабилизация национальной валюты. Золотовалютные резервы (ЗВР) Беларуси на 01.01.09 составили $2865млн. (на 1.12.08 - $3775 млн.). За последние пять месяцев 2008г. произошло их сокращение $1759,2 млн. После получения первой транши кредита МВФ за первые три недели января 2009г. ЗВР страны сократились еще на $900 млн. При этом сохраняется большое количество ограничений на покупку валюты юрлицами и в расчетах по импорту. О накоплении проблем свидетельствует также существенный рост складских запасов. На 01.01.09 они составили Br4,96 трлн. или 61,1% к среднемесячному объему производства против 53% на 1 января 2008 года. Резко выросли непроданные запасы в машиностроении и металлообработке. Количество грузовых автомобилей на складах выросло в 3,9 раза, автобусов - в 1,5 раза. Многим в Беларуси становится очевидным, что при неизменности основных параметров монетарной и фискальной политики, отсутствии либерализации внутренней и внешней торговли провести модернизацию экономики, внедрить новые технологии, инновационные методики и привлечь лучший в регионе человеческий капитал будет крайне затруднительно. Главное, что способен сделать белорусский бизнес в контексте финансового и структурного кризиса, - это создавать новые рабочие места, стабилизировать бюджетные поступления, обеспечивать доступ к максимально широкому ассортименту доступных товаров и снимать социальное напряжение. Сегодня устойчивость занятости сотен тысяч людей находится под угрозой. Потенциал государственного сектора по развитию рынка труда исчерпан. Реализация положений Платформы существенно расширит возможности частного бизнеса и государства. Зарабатывать, создавать новые рабочие места, расширять свое присутствие на внешних рынках будет легче, быстрее и дешевле. Увеличатся возможности для самозанятости. Таким образом, экономия бюджета страны от активизации МСБ на рынке труда составит, как минимум, $1млрд. Таким образом, можно выделить приоритетные направления реформирования бизнес-климата. Исходя из исследований, национальной платформы бизнеса Беларуси - выделяются следующие приоритетные направления реформирования бизнес - климата: - Защита прав собственности, развитие рыночных институтов и приватизация. - Развитие конкуренции и противодействие монополистическим практикам. - Повышение конкурентоспособности бизнеса, эффективности государства, частно-государственное партнерство. - Обеспечение прозрачности государства и развитие социальной ответственности бизнеса, противодействие коррупции. - Упрощение налогов и их администрирования, бухгалтерского учета и сокращение документооборота. - Улучшение доступа к информации, обеспечение открытости государства. Все предложения, указанные в Национальной платформе бизнеса Беларуси, важны, взаимоувязаны, носят комплексный характер. В то же время есть целый ряд предложений, без осуществления которых реализация других инициатив даст неполный результат и приведёт к деформации системности изменений. Реализацию предложений Платформы необходимо осуществлять также взаимосвязано, последовательно, с активным участием представителей делового сообщества и экспертов. Самыми неотложными и важными в этой связи являются следующие проблемы: 1.Отмена государственного регулирования цен. 2. Включение механизмов саморегулирования рынка. 3. Сокращение количества и уменьшение размера налогов. 4. Уменьшение штрафов - пункт. 5. Упрощение документооборота . 6. Снятие ограничений на зарплату. 7. Противодействие монополистическим практикам. 8. Ускорение приватизации. 9. Уменьшение арендных платежей - пункт. 10. Упрощение сертификации - пункты. 11. Уменьшение отчислений в ФСЗН - пункт. 12. Улучшение кредитной политики – пункты. В такой сложной ситуации появляется особая потребность в законодательстве, формирующем благоприятный деловой климат, лучший, чем в соседних странах, реально защищающем права собственников, принципы честной конкуренции и свободной торговли. Государство может рассчитывать на национальное предпринимательство. При определенных условиях мы сможем не только сохранить имеющиеся и создать сотни тысяч новых рабочих мест, провести модернизацию экономики и вывести страну на новый, мировой уровень развития, но и активнее интегрировать в экономику молодежь, остановить «утечку мозгов» и капиталов. Национальный бизнес готов к творческим инновациям, технологическому обновлению, реализации социальных программ и другим инициативам. Для этого государство должно гарантировать стабильную макроэкономическую среду, быстрый, дешевый вход на рынок и выход из бизнеса, эффективную защиту прав собственности. Очень важно, чтобы была изменена и система проверок, штрафов и наказаний, пересмотрены лицензирование и система выдачи разрешений, снижена налоговая нагрузка и обеспечена эффективная, не чрезмерно обременительная для предпринимателей система сбора налогов. Пришло время реального, а не декларируемого частно-государственного партнерства. Развитие малого и среднего бизнеса должно стать важнейшим государственным приоритетом Беларуси. ЗАключение Подводя итог проведенному в работе исследованию, следует отметить, что роль предпринимательства в развитии экономики и обеспечении социальной стабильности общества представляет сложную систему, требующую постоянного совершенствования. Составляющей частью истории многих современных государств является именно история предпринимателей, чья упорная деятельность на протяжении многих поколений создала основы могущества этих стран и определила их место в мире. Без тяжелого и целеустремленного труда предпринимателей невозможно представить высокий экономический, культурный и интеллектуальный уровень США, Англии, Германии, Франции, Японии и многих других государств. Именно предпринимательство, эффективно организовывая труд людей, умело и экономно используя ресурсы, обеспечивает высокий уровень благосостояния в этих странах. Не случайно главной целью развития предпринимательства в Республике Беларусь на период до 2010 года является обеспечение развития малого и среднего бизнеса на новой организационно-правовой, имущественной, финансово-инвестиционной, научно-инновационной и управленческой основе, превращение его в один из основных источников пополнения бюджета, сокращения безработицы и повышения занятости трудоспособного населения. В стране сложилась определенная инфраструктура поддержки предпринимательства: фонды финансовой поддержки предпринимателей, центры поддержки предпринимательства, инкубаторы малого предпринимательства, инновационные центры; создаются общества взаимного кредитования. На республиканском уровне, в областях, некоторых районах и городах работают советы по развитию предпринимательства, призванные объединить усилия государственных органов, предпринимателей и их объединений в развитии малого бизнеса. Список использованных источников 1. Кодекс Республики Беларусь «Гражданский кодекс» 2. Герчикова И.Н. Регулирование предпринимательской деятельности. Учеб. Пособие. М.: Консалтбанкир, 2002. 683 с. 3. Балашевич М.И. Малый бизнес (отечественный и зарубежный опыт): Учеб. пособие. Мн.: НКФ "Экоперспектива", 1995. 144 с. 4. Крум Э.В. Экономика малых предприятий: Учеб.-метод. пособие. Мн.: ЗАО «Веды», 2004. 106 с. 5. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: Уч.пос. / Под общ. ред. В.Н. Шимова. Мн.: БГЭУ, 2005. 844 с. 6. Мишина Л.А., Файзрахманов Л.М. Организация предпринимательской деятельности. Мн.: ИПП, 2004. 172 с. 7. Анджелова М. В. Государство и частное предпринимательство: история возникновения "большого бизнеса" в США. // Право и политика. №7. 2000. С.7- 8. Доналд Кэлфф. Бизнес не по-американски. / Вершина. Москва. 2007 135с. 9. Гриб В. История развития предпринимательства // Предпринимательство в Беларуси. 2004. №9. 10. Лебедева Л. Тенденции научно-технического развития предпринимательства в Японии // Проблемы теории и практики упр. 2004. № 3. С. 79. 11. Юридическая статья: Валентин Галич, Илья Латышев: Привлечение индивидуальным предпринимателем иных лиц или Поездка в маршрутке как запрещенная предпринимательская деятельность. 12. Телевич Н.М. Развитие деловой активности населения и возможности ее реализации в Республике Беларуси: Развитие предпринимательств. // Предпринимательство в Беларуси. 2001. №2. С.8-9. 13. Информационно-аналитические материалы о развитии малого предпринимательства в Республике Беларусь. Режим доступа: w3.economy.gov.by 14. Развитие малого бизнеса в Беларуси. Режим доступа: www.president.gov.by 15. О социально-экономическом положении Республики Беларусь и состоянии государственных финансов. Режим доступа: www.minfin.gov.by 16. Основные показатели деятельности малых предприятий. www.belstat.gov.by 17. Доклад, национальной платформы развития Беларуси 2009 – “ Выход из кризиса через развитие малого бизнеса” www.allminsk.biz |
РЕКЛАМА
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |