|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Трудовые ресурсы мира и основные направления их современной миграцииТрудовые ресурсы мира и основные направления их современной миграцииХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.Н. КАРАЗИНА
КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИКИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
КУРСОВАЯ РАБОТА
По мировому хозяйству
на тему:
“Трудовые ресурсы мира и основные направления их современной миграции”.
Выполнил: Студент группы ЭМ-21Мехович А.С.
Проверил: Казакова Н.А.
Харьков 2000г. План: Стр. Введение……………………………………………………………………..3 I. Трудовые ресурсы………………………………………………………..3 1.1.Понятие трудовых ресурсов………………………………………….3 1.2.Особенности формирования трудовых ресурсов и рабочей силы…………………………………………………………………………..4 II. Международная трудовая миграция………………………………….4 2.1. Виды трудовой миграции……………………………………………..4 2.2.Сущность и принципы международной миграции рабочей силы……………………………………………………………………………6 2.3.Основные виды, масштабы и центры международной миграции рабочей силы………………………………………………………………..11 2.4.Регулирование мировой международной рабочей силы………..17 2.5.Социально-экономические последствия международной миграции рабочей силы…………………………………………………..21 Заключение………………………………………………………………….22 Список литературы…………………………………………………………24 Приложения
Введение.
Международное разделение труда как высшая ступень развития общественного территориального разделения труда между странами, предусматривающая устойчивую концентрацию производства определенной продукции в отдельных странах, предусматривает наличие в различных странах трудовых ресурсов различного объема и квалификационного состава. Широкая трактовка международного разделения труда как обособления отдельных видов человеческой деятельности необязательно подразумевает его последующую кооперацию — основанный на международном разделении труда устойчивый обмен между странами продуктами, производимыми ими с наибольшей экономической эффективностью. Но если такая кооперация осуществляется, то происходить она может в двух формах: международного обмена товарами (международной торговли), произведенными на основе разделения труда, либо на основе межгосударственного перемещения самого труда — международной трудовой миграции. Миграция обуславливается наличием трудовых ресурсов. I. Трудовые ресурсы. 1.1. Понятие трудовых ресурсов.
Трудовые ресурсы – часть населения страны, которая имеет необходимые физические и духовные способности общеобразовательные и профессиональные знания для работы в народном хозяйстве. Количество трудовых ресурсов характеризует массу живого труда, которое имеет общество для удовлетворения своих потребностей. Численность трудоспособного населения характеризуется общей численностью населения его возрастным и половым составом, (чем больше женщин, детей и престарелых детей, тем меньше удельный вес трудоспособного населения), численностью подростков и особ пенсионного возраста, которые работают, границами трудоспособного возраста, установленными в данной стране. Географические отличия в соотношении трудоспособного и нетрудоспособного населения зависит главным образом от возрастной структуры, которая в свою очередь определяется типом воспроизводства населения.
1.2.Особенности формирования трудовых ресурсов и рабочей силы.
Определения нижней границы трудоспособного возраста в различных странах существенной разницы не имеет, в то же время расхождение верхней границы может составлять до 20 лет. Такая большая разница верхней границы трудоспособного возраста обусловлена различием в средней продолжительности жизни, и материальными возможностями общества в части пенсионного обеспечения людей. В большинстве стран мира верхняя граница трудоспособного возраста установлена в 60-65 лет, а во многих странах Азии и Африки возраст выхода на пенсию определён в 65 лет. В странах с высокой продолжительностью жизни (Дания, Швеция) – в 67 и даже 70 лет (Норвегия). К трудовым ресурсам в Украине относят трудоспособное население в возрасте: мужчины в возрасте от 16 до 60 лет и женщины от 16 до 55 лет, а также подростки до 16 лет, и люди пенсионного возраста, которые берут участие в общественном производстве. Более половины стран мира не делает разницу в возрасте выхода на пенсию мужчин и женщин. В других странах женщины имеют право выхода на пенсию на 3 (США, Швеция) или 5 лет (Швейцария, Финляндия, Россия, Украина) раньше мужчин. В странах которые развиваются и имеют высокий прирост населения, трудовые ресурсы составляют 50-55% всей численности населения. В Украине и большинстве развитых странах 61-62%. Удельный вес трудовых ресурсов среди городского населения (как правило) выше, чем среди сельского. Так, в больших и средних городах он составляет 62-65%, а в сельской местности снижается до 56-57%. С трудовыми ресурсами тесно связано понятие рабочая сила. Речь идёт о способности человека к труду, т.е. совокупность его физических и интеллектуальных способностей, пользуемых в процессе производства. Рабочая сила – действующие трудовые ресурсы.
II. Международная трудовая миграция.
2.1. Виды трудовой миграции. Различают внутреннюю миграцию рабочей силы, происходящую между регионами одного государства, и внешнюю миграцию, затрагивающую несколько стран. Наука международной экономики занимается внешней миграцией рабочей силы и ее экономическими причинами. Основные понятия, используемые при изучении проблем международной миграции, следующие: @ Миграция рабочей силы (labor force migration) — переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год, вызванное причинами экономического и иного характера. Пример 1 Первым массовым перемещением трудящихся в новое время стал целенаправленный завоз рабов из Африки на Американский континент, в результате чего в ХУП-ХК вв. население Африки не только н увеличилось, но и сократилось. После запрета рабства в США началась вторая крупная волна эмиграции из стран Старого света в страны Нового света. Если в первой половине прошлого века преобладала международная миграция промышленных рабочих, то к концу прошлого столетия наиболее активными мигрантами стали разорившиеся крестьяне. После Второй мировой войны на мировой рынок труда вышла научно-техническая интеллигенция и квалифицированные рабочие. Общее количество мигрантов поддастся лишь весьма приблизительной оценке. Считается, что в мире в середине 90-х гг. постоянно около 125 млн. человек находились за пределами тех стран, гражданами которых они являются. В последние годы в мире переезжают из страны в страну порядка 20 млн. человек в год. Общее количество иностранных рабочих в США составляет около 7 млн., в Западной Европе — 6,5 млн., Латинской Америке — 4 млн., странах Ближнего Востока и Северной Африки — 3 млн. человек. На труде иммигрантов держатся целые отрасли промышленности: во Франции1/4 занятых в строительстве и 1/3 в автомобилестроении — иммигранты, в Бельгии половина всех горняков — иммигранты, в Швейцарии 40% строительных рабочих — иммигранты. @ Иммиграция (immigration) — въезд трудоспособного населения в данную страну из-за ее пределов. @ Эмиграция (emigration) — выезд трудоспособного населения из данной страны за ее пределы. @ Миграционное сальдо (net migration) — разность иммиграции из страны и эмиграции в страну. @ «Утечка мозгов» («brain drain») — международная миграция высококвалифицированных кадров. @ Реэмиграция (ге-еmigration) — возвращение эмигрантов на родину на постоянное место жительства. Международная миграция рабочей силы возникла, многие столетия назад и за прошедшее с тех пор время претерпела серьезные изменения (пример 1). Наиболее активная теоретическая разработка проблем международной миграции началась с конца 60-х годов в рамках моделей экономического роста. Их основная идея заключается в том, что международное перемещение рабочей силы, как одного из факторов производства, оказывает влияние на темпы экономического роста, ее причиной являются межстрановые различия в уровне оплаты труда. Сторонники неоклассического подхода, в соответствии с которым каждый человек получает и потребляет предельный продукт своего труда, считают, что эмиграция приводит к росту благосостояния принимающей страны, причем экономическое развитие государства, из которого происходит эмиграция, остается прежним или, во всяком случае, не ухудшается. Неокейнсианцы признавали возможность ухудшения в результате миграции экономического положения страны, экспортирующей рабочую силу, особенно если эмигрируют высококвалифицированные работники. В этой связи широко обсуждалась идея введения налога на «утечку мозгов», доходы от которого предлагалось передавать в распоряжение ООН и использовать на нужды развития. В последние годы акцент в анализе миграции сместился на исследование аккумуляции человеческого капитала как эндогенного фактора экономического роста стран. Исходя из того, что накопленный человеческий потенциал является важнейшей предпосылкой экономического развития, в рамках этой группы моделей международная миграция является одним из объяснений различий в темпах экономического роста между странами.
2.2. Сущность и принципы международной миграции рабочей силы (ММРС).
ММРС – перемещение рабочей силы между странами мирового сообщества. Это процесс организованного или стихийного перемещения трудоспособного населения. Причины ММРС: 1) Быстрый рост населения нашей планеты. Нужно взять во внимание хронологию демографической ситуации в мировом сообществе: 1 г.н.э.- на нашей планете проживало 200 млн. человек; 1630г. - 1 млрд. 1930г. – 2 млрд. 1960г. – 3 млрд. 1976г. – 4 млрд. 1989г. – 5 млрд. 2000г. – 6 млрд. 2010г. – предполагается 10 млрд. 2) Неравномерное экономическое развитие стран мирового сообщества. 3) Развитие современной НТП. 4) Социально-политическое развитие отдельных регионов мира и государств. 5) Экономическое состояние национального хозяйства.
Основные понятия, характеризующие рабочую силу.
1) Трудоспособное население – лица трудового возраста , которые могут работать в соответствие с их физическими и умственными способностями. 2) Нетрудоспособное население – лица, которые частично или полностью утратили трудоспособность. 3) Экономически активное население – лица, принимающие участие в производстве товаров и услуг. 4) Экономически неактивное население – лица, которые независимо от возраста не принадлежат к категории экономически активного населения. К ним относятся: - учащиеся стационарных форм обучения; - домашние хозяйки; - пенсионеры по возрасту и инвалидности; - рантье – лица, которые имеют сбережения в банках или ценные бумаги, и получают проценты по вкладам и дивидендам; - лица, которые получают материальную поддержку от общественных организаций или частных лиц; - лица предоставляющие добровольные бесплатные услуги - лица трудового возраста, которые могут работать, но не ищут работу по объективным или субъективным причинам. 5) Занятые – лица, которые имеют работу и отрабатывают нормированное количество времени 6) Частично занятые – лица, не полностью занятые вследствие вынужденного сокращённого времени. 7) Безработные – лица, не имеющие работы, но готовые к ней приступить.
Основные принципы, обуславливающие ММРС:
1. Неудовлетворительные экономические условия жизни трудоспособного населения; 2. стабильный и сравнительно высокий уровень заработной платы в основных иммиграционных центрах; 3. сравнительно высокий уровень условий труда; 4. социальные возможности более полной реализации своих способностей в странах иммиграции; 5. природные катаклизмы и уровень охраны окружающей среды в странах иммиграции; 6. политические причины; 7. военные причины; 8. религиозные причины; 9. национальные причины; 10. культурные причины. Экономические эффекты миграцииМеждународная миграция рабочей силы может осуществляться как по экономическим, так и по внеэкономическим причинам. В число последних как говорилось, включаются политические и религиозные причины, объединение и распад государств, природные бедствия, войны, экологические проблемы, причины личного характера. Каждая из этих и многие другие неэкономические причины способны привести и приводят к крупным межгосударственным перемещениям рабочей силы, которые будут иметь те же экономические последствия, что и международная миграция рабочей силы, по экономическим причинам, под которыми понимаются главным образом межстрановые различия в оплате труда. Для анализа экономических причин международной миграции рабочей силы можно использовать те же методы, которые применялись для анализа международного движения капитала в предыдущей главе. Допустим, что главной и единственной причиной международного движения рабочей силы является различный уровень реальной средней зарплаты в разных странах. Пусть, как и прежде, в мире существуют страна I, имеющая в своем распоряжении трудовые ресурсы в размере LА, и страна II, располагающая трудовыми ресурсами в размере АL'(рис. 1). В целом трудовые ресурсы, которыми располагают обе страны, составляют LL’. Страна 1 Страна II рис.1. Экономические эффекты трудовой миграции Прямые S1, и S2 показывают рост стоимостного объема производства в зависимости от объемов используемой рабочей силы, соответственно, в стране I и стране II. Если международной трудовой миграции не существует, то страна I использует весь имеющийся у нее запас трудовых ресурсов внутри страны и обеспечивает средний уровень реальной зарплаты в размере LС, а страна II также использует весь имеющийся у нее запас трудовых ресурсов внутри страны и обеспечивает средний уровень реальной зарплаты в размере L’D. Объем производства страны I с помощью имеющихся у нее трудовых ресурсов составит а+Ь+с+d+е+f, а объем производства страны II — i+j+k. То, что LС < L’D, означает, что стоимость рабочей силы в стране I ниже, чем в стране II. Предположим, что обе страны сняли ограничения на свободное межстрановое передвижение рабочей силы. Поскольку реальная средняя зарплата в двух странах различна, часть работников АВ переместитсяиз страны I в страну П, в результате чего зарплата в обеих странах сбалансируется на уровн ВR. С одной стороны, объем производства с помощью трудовых ресурсов, как оставшихся в стране I, так и мигрировавших в страну П, составит в результате а+Ь+с+d+е+f+h, причем продукт а+Ь+с+d производится трудящимися-гражданами данной страны, а h+е+f.— иностранными трудящимися, иммигрировавшими в страну II. При этом в результате более продуктивного использования трудовых ресурсов за счет их частичного перелива в страну П совокупный продукт, произведенный с помощью того же объема труда, оказывается больше, чем изначальный, на величину сегмента h. Доход трудящихся возрастает до а+Ь+d+е+f+h, тогда, как доходность остальных факторов производства сокращается до сегмента с. С другой стороны, приток трудовых мигрантов из страны I в страну II привел к снижению реальной зарплаты в ней с L’D до L’F=ВR. Однако в то же время за счет использования как своего труда, так и иностранного, пришедшего из страны I, в стране II произошло расширение объема внутреннего производства с i+j+k до i+j+k+g+h+е+f. Правда, сегменты h+е+f являются продуктом, произведенным иностранной рабочей силой, большую часть которого за вычетом подоходного налога надо отдать в виде зарплаты иностранным рабочим из страны I. Тем самым чистый рост внутреннего производства составит только сегмент g. Из-за падения реальной средней зарплаты в стране П доходы трудящихся в этой стране сократятся с j+k до k, а доходы владельцев других факторов производства увеличатся с i до i+g+j. С точки зрения всего мира, в результате миграции трудящихся из одной страны в другую совокупный объем производства возрос с [а+Ь+с+d+ е+f]+[k+j+i] до [а+Ь+с+d]+[е+f+g+h+i+j+k]. то есть на размер заштрихованных сегментов g+h; из которых h принадлежит стране I и возникает из-за более эффективного использования трудовых ресурсов страны I в результате их эмиграции в страну II, а g принадлежит стране П и возникает в результате увеличения объема трудовых ресурсов, которые используются страной П в результате их иммиграции из страны I. В результате международной миграции трудовых ресурсов за рубеж перемещается товар особого свойства — рабочая сила. Его принципиальное отличие от других товаров заключается в том, что рабочая сила сама является фактором производства других товаров. Страна, экспортирующая рабочую силу, то есть откуда эмигрируют работники, обычно получает своеобразную оплату за такой экспорт в виде переводов обратно на родину части доходов эмигрантов. В условиях относительной избыточности трудовых ресурсов во многих странах вывоз рабочей силы помогает снизить безработицу, обеспечить приток денежных поступлений из-за рубежа. Но, с другой стороны, отлив высококвалифицированной рабочей силы приводит к снижению технологического потенциала экспортирующих стран, их общего научного и культурного уровня. Итак, миграция рабочей силы представляет собой переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год, вызванное причинами экономического и иного характера, и может принимать форму эмиграции (выезда) и иммиграции (въезда). Миграция рабочей силы ведет к выравниванию уровней оплаты труда в различных странах. В результате миграции совокупный объем мирового производства возрастает вследствие более эффективного использования трудовых ресурсов за счет их межстранового перераспределения.
Особенности развития ММРС на современном этапе.
1. Преобладание ММРС в общем объёме миграционных потоков; 2. возрастание роли демографических факторов в развитии ММРС; 3. расширение географии ММРС (увеличивается количество стран, участвующих в ММРС); 4. расширение масштабов ММРС; 5. расширение структур миграционных потоков (эмигрируют учёные, специалисты, рабочие и другие); 6. расширение форм миграции; 7. увеличение объёма нелегальной миграции; 8. увеличение доли рабочей силы в миграционных потоках высоко квалифицированных специалистов; 9. глобальный характер ММРС (охватывает все страны мирового сообщества); 10. интенсивный характер ММРС (увеличение количества и скорости миграции населения).
2.3.Основные виды, масштабы и центры международной миграции рабочей силы.
Исторически, как засвидетельствовал в своем наставлении Михаиле Ломоносов, международная миграция — явление далеко не новое. В условиях неразвитости статистики и пограничной системы потоки международных мигрантов на протяжении нескольких столетий вообще не фиксировались государственными органами. Да и сегодня определить точно объемы международного перемещения этого важнейшего фактора производства представляется довольно-таки сложным делом.
Направления, по которым выделяются виды ММРС.
Характер перемещения населения:
- внутренняя миграция – перемещение населения в пределах одной страны; - внешняя миграция – перемещение населения за пределами своей страны; - интеграционная миграция – перемещение населения внутри государства интеграционного объединения.
Время осуществления ММРС.
- окончательная (безвозвратная) миграция – выезд населения в другую страну на постоянное место жительства; - временная (возвратная) миграция - выезд населения в другую страну на определённый период времени; - сезонная миграция - выезд населения в другую страну в определённый период времени и на определённый срок (проведение сельскохозяйственных работ); - маятниковая миграция (часто повторяющаяся), которая предполагает, что рабочие живут в одной стране, а работают постоянно или временно в другой; характерна для приграничных районов стран мирового сообщества (Польша, Германия).
Количественные показатели
Наиболее приемлемыми количественными показателями межстранового перемещения трудовых ресурсов являются показатели, фиксируемые в платежном балансе. Как и в других случаях, нерезидентом считается частное лицо, находящееся в стране менее года. Если человек пребывает в стране более года, то в целях статистического учета он пере классифицируется в резиденты. В статистике платежного баланса показатели, связанные с миграцией рабочей силы, являются частью баланса текущих операций и классифицируются по трем статьям: • Трудовой доход (labor income), выплаты занятым (compensation of employees) — зарплаты и прочие выплаты наличными или натурой, полученные частными лицами-нерезидентами за работу, выполненную для резидентов и оплаченную ими. В эту категорию включаются также и все выплаты резидентов в пенсионные, страховые и иные фонды, связанные с наймом на работу нерезидента. К кругу частных лиц-нерезидентов относятся все иностранные работники, находящиеся в данной стране менее года, в том числе сезонные рабочие, рабочие из приграничных стран приезжающие в данную страну на временные заработки, а также местный персонал иностранных посольств. • Перемещения мигрантов (migrations’ transfers) — оценочный денежный эквивалент стоимости имущества мигрантов, которое они перевозят с собой, перемещаясь в другую страну. При этом вывоз имущества эмигрантов в натуре показывается как экспорт товаров из страны, а его оценочный денежный эквивалент (как бы оплата за этот экспорт) — по данной статье. • Переводы работников (workers' remittances) — пересылка денег и товаров мигрантами своим родственникам, оставшимся на родине. В случае пересылки товаров учитывается их оценочная стоимость. Принципиальная разница между статьей «трудовые доходы» (которая в платежных балансах некоторых стран называется «выплаты занятым») и статьями «перемещения мигрантов» и «переводы работников» заключается в том, что в статье «трудовые доходы» учитываются доходы нерезидентов, то есть временно (сроком до 1 года) находящихся в данной стране. В то же время в статьях «перемещение мигрантов» и «переводы работников» показываются доходы и расходы резидентов, то есть мигрантов, которые уехали с родины и остались за рубежом, по крайней мере, сроком более чем на год. Эти две статьи объединяются в рамках текущих операций в группу частных неоплаченных переводов. @ Частные неоплаченные переводы (private unrequited transfer) — оценочный денежный эквивалент имущества, перемещаемого мигрантами в момент их отъезда за границу и последующих посылок товаров на родину. Включает статьи «перемещение мигрантов» и «переводы работников». На практике точно определить, по какой именно статье должны фиксироваться те или иные международные переводы, довольно сложно. Человек изначально может поехать за рубеж просто на временные заработки» но затем по каким-либо причинам задержаться там более чем на год, став мигрантом. И наоборот, люди, намеревавшиеся эмигрировать за рубеж навсегда, чье имущество было зарегистрировано как переводы работников, вдруг решают вернуться на родину, не прожив за рубежом и года. Общее правило, которое действует в данном случае, заключается в том, что учет ведется по состоянию на момент пересечения границы, и если даже позже выясняется, что запись была произведена неверно, ее, тем не менее, обычно не пересматривают. Масштабы миграцииПо приблизительным оценкам, ежегодное миграционное сальдо к середине 90-х годов составляло примерно 1 млн. человек, то есть в принимающие страны приезжало в среднем на 1 млн. человек больше, чем уезжало. По прогнозам, в ближайшие годы в связи со стабилизацией мировой экономики миграционное сальдо будет сокращаться. Объемы ежегодных денежных потоков, связанных с международной миграцией, измеряются сотнями миллиардов долларов и вполне сопоставимы по масштабам с прямыми ежегодными зарубежными инвестициями (табл.1). На развитые страны приходится примерно 9/10 всех выплат трудового дохода иностранным рабочим-нерезидентам и 2/3, всех частных неоплаченных переводов, тогlа как на все развивающиеся страны — только, соответственно, 1/10 и 1/3. Это означает, что в развитых странах сосредоточена основная доля временных рабочих-мигрантов, и что именно туда эмигрируют трудоспособные работники из развивающихся стран, включая страны с переходной экономикой, которые становятся там резидентами. В рамках денежных потоков, связанных с трудовой миграцией, переводы работников занимают около 62%, трудовые доходы — около 31% и перемещение мигрантов — около 7%. Наиболее крупные выплаты трудового дохода частным лицам-нерезидентам осуществляют Швейцария, ФРГ, Италия, Япония, Бельгия, США. В развивающемся мире наиболее активно иностранную рабочую силу используют ЮАР, Израиль, Малайзия, Кувейт. Наиболее крупные переводы частного характера осуществляются из основных развитых стран (США, Германии, Японии, Великобритании) и новых индустриальных и нефтедобывающих развивающихся стран (Кореи, Саудовской Аравии и Венесуэлы). Основными получателями переводов из-за рубежа являются развитые страны, в основном за счет перевода части зарплат работников иностранных подразделений ТНК, военнослужащих, размещенных за рубежом, сотрудников загранаппарата. Во многих развивающихся странах масштабы переводов частного-характера составляют 25-50% доходов от товарного экспорта (Бангладеш, Буркина-Фасо, Египет, Греция, Ямайка. Малави, Марокко, Пакистан, Португалия, Шри-Ланка, Судан, Турция). В Иордании, Лесото, Йемене переводы достигают 10-50% ВНП. Направления миграции.
В силу экономических причин основные потоки мигрантов всегда направлялись из стран с низкими личными доходами в страны с более высокими доходами. На протяжении всего послевоенного времени направления международной миграции непрерывно изменялись вслед за изменяющимися экономическими условиями. Вследствие отсутствия достоверной статистики международного переселения и широкого развития нелегальной миграции установить точно иерархичность основных направлений миграции достаточно сложно. Приблизительные представления о масштабах международной миграции дают данные о количестве населения стран мира, родившегося за границей (табл.2). Можно выделить следующие страны и регионы, являющиеся точками притяжения мигрантов из других стран (рис.2): • США, Канада и Австралия. Будучи наиболее экономически развитой страной современного мира, США являются основным направлением миграции как низко квалифицированной, так и высококвалифицированной рабочей силы. Каждый год туда приезжает больше иммигрантов, чем во все остальные страны, вместе взятые. Основные потоки низко квалифицированной рабочей силы направляются в США из близлежащих латиноамериканских стран — Мексики, стран Карибского бассейна. Высококвалифицированные работники иммигрируют в США практически из всех стран мира, включая Западную Европу, Латинскую Америку, Россию, Индию и т.д. Приток иммигрантов в США и Канаду к середине 90-х годов оценивается в 900 тыс. человек в год. В США легально иммигрируют 740 тыс. человек в год и эмигрируют 160 тыс. человек. Чистая иммиграция (миграционное сальдо) составляет 580 тыс. • Западная Европа. Наиболее развитые западноевропейские страны, и, прежде всего страны, входящие в Европейский союз, притягивают рабочую силу из менее развитых западноевропейских стран (Португалии, Мальты, Испании), арабских стран Северной Африки и Ближнего Востока, стран Африки к югу от Сахары, восточноевропейских стран и республик бывшего СССР. Миграции работников из африканских стран — бывших колоний западноевропейских государств - способствуют общность языка, исторически сложившиеся традиционные торговые и иные связи. Притоки иммигрантов в Западную Европу в середине 90-х годов оценивались на уровне 180 тыс. человек в год. Более того, в рамках западноевропейской интеграции создан и развивается общий рынок рабочей силы, предполагающий свободу перемещения работников между странами Европейского союза и унификацию трудового законодательства. • Ближний Восток. Нефтедобывающие страны этого региона привлекают дешевую иностранную рабочую силу на тяжелые низкооплачиваемые работы. Рабочие приезжают в основном из соседних арабских стран, а также из Индии, Пакистана, Бангладеш, Кореи, Филиппин. Более половины рабочей силы Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов, Катара, Бахрейна, Кувейта и Омана составляют иностранные рабочие. • Другие развивающиеся страны. Новый феномен 90-х годов — интенсификация трудовой миграции среди самих развивающихся стран. Обычно потоки работников направляются в те страны, которые быстрее продвигаются по пути экономических реформ. Так, в Латинской Америке сезонные рабочие и рабочие на сборочные предприятия направляются в Аргентину и Мексику. В Африке к югу от Сахары на Берег Слоновой Кости, Нигерию и ЮАР приходится более половины притока всех иммигрантов. В результате войны в Персидском заливе в 1991 году около 1 млн. египтян покинули Ирак, 800 тыс. йеменцев уехали из Саудовской Аравии и около 500 тыс. палестинских и иорданских рабочих покинули Кувейт, куда на их место приехали рабочие из Индии и Египта. • Новые индустриальные страны. В связи с бурным развитием этих государств Юго-Восточной Азии туда значительно увеличился приток иммигрантов, нанимающихся на временные работы. Особенно это заметно в случае Южной Кореи и Малайзии. Практически все страны, в которые иммигрирует более 25 тыс. человек в год, — высокоразвитые государства с ВНП более 6900 долл. на душу населения. Источник эмиграции — развивающиеся страны (рис 2), главные из которых — Мексика и страны Азии, Итак, количественные показатели, связанные с миграцией рабочей силы, являются частью баланса текущих операций и классифицируются по статьям трудовых доходов (выплаты нерезидентам) и частных неоплаченных переводов, которые представляют собой оценочный денежный эквивалент имущества, перемещаемого мигрантами в момент их отъезда за границу и последующих посылок товаров и денег на родину. Распределение положительного экономического эффекта, получаемого в результате миграции, происходит в форме роста доходов мигрантов, переводов денежных средств из-за рубежа на родину, в результате снижения издержек производства в странах, получающих денежные переводы. Развитые страны являются основным направлением иммиграции, а развивающиеся — источником эмиграции.
Организация ММРС.
1) добровольное – не принудительное переселение населения; 2) организованное – перемещение населения, которое осуществляют специальные фирмы в соответствие с национальным законодательством (организованный набор рабочих); 3) самостоятельное – нелегальное перемещение населения за пределы своей страны; 4) принудительные – выселение граждан из своей страны на основании решения судебных органов.
Профессиональный состав: - миграция рабочих - миграция специалистов - миграция представителей гуманитарных профессий Качественный состав: - миграция рабочей силы с низкой квалификации; - миграция рабочей силы с высокой квалификацией; - миграция учёных.
2.4. Регулирование ММРС.
Основные методы регулирования ММРС.
1.Административно – правовые: - меры национального законодательства, определяющие юридический, политический и профессиональный статус иммигрантов в данной стране; - действие национальных служб миграции в т.ч.: а) контроль над выездом в страны миграции; б) выдача разрешений на выезд в страны; в) выдача разрешений на работу; г) выдача разрешений на время пребывания иммигрантов в сране. -меры межправительственных соглашений регулирования ММРС. 2. Экономические: - осуществление вербовки иностранных рабочих а) предоставление работы; б) сравнительно высокий уровень заработной платы; в) предоставление жилья, улучшение жилищных условий; г) медицинское обслуживание; - привлечение к вербовки иммигрантов частных посредников - выдача лицензий, позволяющих вербовать работников за границей.
Уровни регулирования ММРС.
1. Национальный уровень – совокупность мер отдельного государства по осуществлению миграционный политики в своей стране; 2. международный уровень – система мер по регулированию ММРС в регионах мирового сообщества. 3. Интеграционный уровень – меры по регулированию ММРС в рамках интеграционного объединения На этих уровнях политика осуществляется следующими органами: 1.На национальном уровне: - министерством труда; - министерством юстиции; - министерством внутренних дел; - национальными миграционными службами; - посредническими миграционными фирмами. 2. на международном уровне: - международным органом труда (МОТ); - международным органом миграции (МОМ); Члены МОТ: - правительства стран-участниц; - профсоюзы; - организации предпринимательства; Основные задачи МОТ: - регламентация рабочего времени; - регламентация набора рабочей силы; - борьба с безработицей; - обеспечение нормальных условий жизни иммигрантов; - защита рабочих от профессиональных заболеваний и несчастных случаев в производстве; - защита детей подростков и женщин; - реформирование вопросов социального страхования и социального обеспечения; - организация профессионально-технического обеспечения. Основные задачи МОМ: - разработка долгосрочных программ в области регулирования иммиграционных потоков; - оказание помощи в вопросах организации миграции; - развитие технического сотрудничества в области миграции; - предотвращение ”утечки мозгов” и реэмиграции; - предоставление экспортных услуг в связи с ММРС. 3. На интеграционном уровне: - осуществляется путём выполнения соглашений договоров, правил, контрактов, заключенных между государствами интеграционного объединения (например, ЕС «НАФТА»). Основные задачи: - передвижение безвизового населения в рамках интеграционного объединения; - создание общих интеграционных систем по иммиграции рабочей силы в рамках интеграционного объединения; - принятие совместных мер по борьбе с нелегальной миграцией; - принятие совместных технических мер для осуществления контроля над эмигрантами.
Стимулирование реэмиграцииВ условиях давления со стороны профсоюзов, которые видят в наплыве иммигрантов главную причину безработицы, правительства многих западных стран с начала 70-х годов стали принимать активные меры по стимулированию выезда иммигрантов назад на родину. В числе традиционных государственных мер реэмиграции следующие: • Программы стимулирования реэмиграции.. Они включают широкий круг мероприятий, начиная от мер по принудительной репатриации незаконных иммигрантов до оказания материальной помощи иммигрантам, желающим вернуться на родину. В западноевропейских странах (ФРГ, Франция, Нидерланды) принимались программы материального поощрения реэмиграции, предусматривающие выплаты выходных пособий при добровольном увольнении иммигрантов и их отъезде на родину. В некоторых случаях пособия выплачивались при одном только заявлении иммигранта о его желании покинуть принимающую страну, в других — через некоторое время после его фактического возвращения домой. Причем получение выходного пособия лишало иммигранта права повторно въехать в принимающую страну. Выплаты пособия осуществлялись за счет средств, накопленных в фонде социального страхования или пенсионном фонде в результате отчислений предприятием, нанявшим иммигранта на работу. Хотя считалось, что такой способ финансирования не возлагает дополнительного бремени на расходную часть бюджета, на практике бюджетные расходы оказались также весьма значительными в результате необходимости создания электронной системы государственного учета иммигрантов и выплаты пособий. Эффективность программ стимулирования реэмиграции остается весьма низкой. • Программы профессиональной подготовки иммигрантов. В качестве средства, которое могло бы побудить иммигранта вернуться на родину, правительства отдельных стран (Франция, ФРГ, Швейцария) рассматривают программы профессионального образования иммигрантов. По логике этих программ, получив образование в развитой стране, иммигранты смогут рассчитывать на более высокооплачиваемую и престижную работу, что и побудит их вернуться на родину. Однако интерес со стороны иммигрантов к участию в таких программах оказался довольно низким по той причине, что приобретение специальности само по себе не гарантировало получение работы по этой специальности на родине. Поэтому большинство иммигрантов предпочитали сохранить свои существующие, пусть и низкооплачиваемые, работы в развитых странах, чем реэмигрировать и пытаться найти лучшую работу на родине. • Программы экономической помощи странам массовой эмиграции. Развитые страны заключают соглашения со странами—экспортерами рабочей силы об инвестициях части переводов работников на родину и части государственных средств в создание новых предприятий в развивающихся странах, которые могли бы стать местами работы для реэмигрантов. Такие предприятия приобретали форму кооперативов, совместных компаний, акционерных обществ. Наибольшее развитие эта форма получила в двусторонних отношениях ФРГ и Турции. В ряде случаев новые турецкие компании, созданные в основном за немецкие деньги, не только стали пунктом притяжения для реэмигрантов, но и приостановили новые потоки эмиграции из Турции. Несмотря на активные действия правительств принимающих стран, большинство программ стимулирования реэмиграции не достигли поставленных целей: при некотором увеличении реэмиграции в начале их осуществления отъезд иностранных рабочих на родину резко уменьшался по мере того, как сокращалось финансирование программ. Однако главной причиной их низкой эффективности является то, что правительства стран, экспортирующих рабочую силу, просто не заинтересованы в ее реэкспорте и не предпринимают должных усилий по сокращению эмиграции. Итак, государственное регулирование международного рынка труда осуществляется на основе национального законодательства принимающих стран и стран, экспортирующих рабочую силу, а также на основе межгосударственных и межведомственных соглашений между ними. Регулирование осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование иммигрантов к возвращению на родину (реэмиграции). Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Отсев нежелательных иммигрантов осуществляется на основе требований, предъявляемых к квалификации, образованию, возрасту, состоянию здоровья, и осуществляется на основе количественного и географического квотирования, прямых и косвенных запретов на въезд, временных и иных ограничений. Стимулирование реэмиграции осуществляется через выплату материальной компенсации уезжающим иммигрантам, создание рабочих мест, профессиональную подготовку иммигрантов, оказание экономической помощи странам массовой эмиграции.
2.5. Социально экономические последствия ММРС.
Доходы страны—экспортера рабочей силы далеко не ограничиваются переводами эмигрантов из-за рубежа, хотя они и составляют их основную долю. В числе прочих доходов, которые увеличивают совокупный ВНП и благоприятно сказываются на платежном балансе, — налоги, накладываемые на фирмы по трудоустройству за рубежом, прямые и портфельные инвестиции эмигрантов в экономику родной страны, сокращение расходов на обучение, здравоохранение и других расходов социального характера, которые покрываются для эмигрантов другими странами. Возвращаясь на родину, мигранты, по оценкам, привозят с собой еще столько же накоплений, сколько ими было переведено через банки. Более того, приобретя опыт работы за рубежом и повысив свою квалификацию, мигранты привозят этот опыт домой, в результате чего страна бесплатно получает дополнительные квалифицированные кадры. Эмиграция оказывает весьма ощутимое положительное воздействие на экономику трудоизбыточных стран, поскольку отъезд работников за рубеж сокращает масштабы безработицы. Так, в 70-е годы египетское правительство, принимая программы борьбы с безработицей, специально закладывало в них стимулирование эмиграции в страны Персидского залива. В Пуэрто-Рико закон о минимальной зарплате исходил из того, что, по меньшей мере, треть рабочей силы переедет в США. «Утечка мозгов» является серьезной проблемой для большинства развивающихся стран, особенно в Африке (Малави, Судан, Заир, Замбия). Однако «утечка мозгов» в большинстве случаев прекращается, когда экономическое положение страны улучшается. Так, индийские ученые, вернувшиеся на родину после того, как они несколько лет работали в высокотехнологичных американских корпорациях в районе Силиконовой долины, стали основоположниками развития индийской промышленности по созданию новых компьютерных программ. Экономические эффекты иммиграции зачастую упрощенно описываются как отрицательные, поскольку рабочие, приезжающие из-за рубежа, сокращают количество рабочих мест и увеличивают безработицу среди коренного населения. Не отрицая существования такой проблемы, необходимо, однако, отметить, что иммигранты привносят новый опыт, знания и навыки. США, Канада и Австралия — страны, возникшие в результате иммиграции. В других странах иммигранты привносят динамизм в экономическое развитие целых отраслей. Примером могут служить китайские промышленные рабочие в Индонезии и Малайзии, предприниматели из Гонконга в Канаде, индийские и ливанские бизнесмены в Африке, иорданские и палестинские служащие в нефтедобывающих странах Персидского залива. Более того, иммигранты во многих странах заполняют вакансии, на которые все равно нет претендентов среди местного населения. Неквалифицированные работники из Турции и Северной Африки составляют 60-80% иммиграции в ФРГ, Францию. На тяжелую работу охотно нанимаются палестинцы в Израиле, индонезийцы в Малайзии, боливийцы в Аргентине. Более того, некоторые отрасли производства, даю- щие в том числе экспортный доход для стран, не выжили бы без иммигрантов. В числе примеров — горнорудная промышленность ЮАР, сельскохозяйственные плантации в Доминиканской Республике, Малайзии и Испании, каучуковая и резиновая промышленность Малайзии. Нельзя, разумеется, отрицать и негативные последствия иммиграции, которые в развитых странах связаны, прежде всего с понижением в результате притока иммигрантов реальных зарплат неквалифицированной рабочей силы. Например, в США один из каждых четырех занятых с образованием менее 12 классов — иммигрант. Иммигранты занимают места в секторах, производящих не торгуемые товары, которые в противном случае могли бы перейти к местным рабочим, в результате торговли оказавшимся вытесненными из секторов, производящих торгуемые товары. (Наглядно последствия ММРС для стран показаны в таблице 3.)
Заключение.
Миграция рабочей силы представляет собой переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год, вызванное причинами экономического и иного характера, и может принимать форму эмиграции (выезда) и иммиграции (въезда). Миграция рабочей силы ведет к выравниванию уровней оплаты труда в различных странах. В результате миграции совокупный объем мирового производства возрастает вследствие более эффективного использования трудовых ресурсов за счет их межстранового перераспределения. Количественные показатели, связанные с миграцией рабочей силы, являются частью баланса текущих операций и классифицируются по статьям трудовых доходов (выплаты нерезидентам) и частных неоплаченных переводов, которые представляют собой оценочный денежный эквивалент имущества, перемещаемого мигрантами в момент их отъезда за границу и последующих посылок товаров и денег на родину. Распределение положительного экономического эффекта, получаемого в результате миграции, происходит в форме роста доходов мигрантов, переводов денежных средств из-за рубежа на родину, в результате снижения издержек производства в странах, получающих денежные переводы. Развитые страны являются основным направлением иммиграции, а развивающиеся — источником эмиграции. Государственное регулирование международного рынка труда осуществляется на основе национального законодательства принимающих стран и стран, экспортирующих рабочую силу, а также на основе межгосударственных и межведомственных соглашений между ними. Регулирование осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование иммигрантов к возвращению на родину (реэмиграции). Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Отсев нежелательных иммигрантов осуществляется на основе требований, предъявляемых к квалификации, образованию, возрасту, состоянию здоровья, на основе количественного и географического квотирования, прямых и косвенных запретов на въезд, временных и иных ограничений. Стимулирование реэмиграции осуществляется через выплату материальной компенсации уезжающим иммигрантам, создание рабочих мест, профессиональную подготовку иммигрантов, оказание экономической помощи странам массовой эмиграции.
Список литературы:
1. Хасбулатов Р.И. Мировая экономика. – М.:«ИНСАН», 1995г.
2. Кереев А. Международная экономика – М.: МЭО 1997г.
3. Румянцев А.П., Румянцева Н.С. Международная экономика «Межрегиональный краткий конспект лекций» АУП 1999г.
4. Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей. – М.: Прогресс, 1992г.
5. Ростов Е.Ф. Экономика стран мира .Справочник. – К.НВП «Картография», 1998г.
6. World Bank. World Development Report. – 1995. – P.65.
Приложение 1. ТАБЛИЦА 1. Денежные потоки, связанные с международной миграцией (в млрд. долл.) | |||||
|
|
1987 г. |
1990 г. |
1993 г. |
||
Трудовой доход |
Кредит |
13,8 |
19,5 |
20,7 |
||
Дебет |
-16,0 |
-25,6 |
-26,7 |
|||
Частные неоплаченные переводы |
Кредит |
64,9 |
100,1 |
95,6 |
||
Дебет |
-58,2 |
-91,8 |
-102,5 |
|||
Итого |
Кредит |
78,7 |
119,6 |
116,3 |
||
Дебет |
-74,2 |
-117,4 |
-129,1 |
ТАБЛИЦА 2.
В млн. чел.
В % от всего населения
1965 г.
1985 г.
1965 г.
1985 г.
Мир в целом
75,9
105,5
2,3
2,2
Развитые страны и страны с переход -
кой экономикой
в том числе
31,0
47,4
3,5
4,5
Европа
15,6
23,0
£,3 ^\Л
3,5
4,7
Северная Америка
12,7
20,4
6,0
7,8
Развивающиеся страны
в том числе
45,0
58,1
1,9
1,5
Юго-Восточная Азия
7,6
7,5
1,9
1,2
Северная Африка и Западная Азия
5,6
13,4
4,0
5,7
Южная Азия
107
10, /
19,2
20 ,0
1 в 1,0
Южная Америка
5,4
5,6
2,4
1,5
Африка к югу от Сахары
7,1
11,3
3,0
2,7
Приложение 2.
ТАБЛИЦА 3.
Последствия ММРС для стран.
Вывоз
Ввоз
1. Снижение уровня безработицы.
2. Уменьшение объёма национального дохода.
3. Снижение объёма выпуска продукции.
4. Снижение темпов роста НТП.
5. Повышение уровня квалификации рабочей силы.
6. Снижение уровня социальной напряженности.
7. Приток валютных средств.
@ налоги с прибыли фирм-посредников, которые осуществляют вербовку рабочей силы за рубежом.
@ налоги с непосредственных денежных переводов мигрантов на родину для поддержки семьи.
@ личное инвестирование эмигрантов:
- привоз на родину средств производства и предметов длительного пользования
- покупка земли
- покупка недвижимости
- приобретение ценных бумаг
@ капиталы от стран – импортёров рабочей силы, идущие на воспроизводство трудовых ресурсов.
1. Увеличение объема рабочей силы.
2. Снижение цены рабочей силы.
3. Обеспечение загрузки социально-непривлекательных рабочих мест.
4. Повышение темпов роста НТП.
5. Увеличение объема национального дохода.
6. Увеличение выпуска продукции.
7. Повышение социальной напряженности.
НОВОСТИ | ||
Изменения | ||
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер |
СЧЕТЧИК | ||
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |