|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Учет и отчетность благотворительной деятельностиУчет и отчетность благотворительной деятельностиПлан Введение 1. Благотворительная деятельность 2. Налогообложение благотворительных организаций 3. Бухгалтерский учет благотворительных организаций 4. Отчетность благотворительных организаций Заключение Список используемой литературы Введение Законодательство о благотворительной деятельности состоит из соответствующих положений Конституции Российской федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и принятых на его основе федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации. Благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, цель создания которой не получение прибыли, а осуществление благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц. Статус «благотворительная организация» присваивается регистрирующими органами субъекта Российской Федерации. Благотворительная организация вправе создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации с соблюдением требований законодательства Российской Федерации. Нередко благотворительные организации образуются в виде фондов, являющихся одной из разновидностей организационно-правовой формы некоммерческой организации. Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Благотворительные некоммерческие организации относятся к юридическим лицам, в отношении которых их учредители не имеют имущественных прав. Фонды, равно как и другие некоммерческие организации, могут осуществлять предпринимательскую деятельность, призванную служить достижению целей, ради которых они созданы, и соответствовать этим целям. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества. 1. Благотворительная деятельность. Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. К участникам благотворительной деятельности относятся: - граждане и юридические лица, осуществляющие благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора ее целей, в том числе путем поддержки, существующей или путем создания новой благотворительной организации. Они называются благотворителями или добровольцами; - граждане и юридические лица, в интересах которых осуществляется благотворительная деятельность. Они называются благополучателями. Благотворителями (гражданами и юридическими лицами) называются лица, осуществляющие благотворительные пожертвования в форме бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности, а также бескорыстного наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности. В части бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) выполнения работ, предоставления услуг закон гласит: если работы и услуги осуществляют юридические лица, то они называются благотворителями. Если же выполнение работ в форме безвозмездного труда, в том числе в интересах благотворительной организации, осуществлено гражданином, то он именуется добровольцем. Благотворительная организация может оплачивать расходы добровольцев, связанные с их деятельностью в этой организации (командировочные расходы, затраты на транспорт и др.), так как в соответствии с Законом она вправе определять цели и порядок использования своих пожертвований. Цель благотворительно деятельности состоит: - в социальной поддержке и защите граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обязательств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы; - подготовке населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев; - оказании помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных, или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам; - содействию укрепления мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов; - в содействии укреплению престижа и роли семьи в обществе; - в содействии защите материнства, детства и отцовства; - в содействии деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности; - в содействии деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан; - в содействии деятельности в сфере физической культуры и массового спорта; - охране окружающей природной среды и защиты животных; - охране и должном содержании зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения. Граждане и юридические лица вправе свободно осуществлять благотворительную деятельность индивидуально или объединившись, с образованием или без образования благотворительной организации. Никто не вправе ограничивать свободу выбора целей благотворительной деятельности и форм ее осуществления. При ликвидации благотворительной организации имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется на благотворительные цели в предусмотренном уставом порядке или по решению ликвидационной комиссии, если порядок использования имущества благотворительной организации не предусмотрен в уставе. Контроль за деятельностью благотворительной организации, осуществляет орган, принявший решение о ее государственной регистрации. Благотворительная организация ежегодно предоставляет в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, отчет о своей деятельности, содержащий сведения: - о финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований Закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации; - о персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией; - о составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ); - о содержании и результатах деятельности благотворительной организации; - о нарушениях требований Закона, выявленных результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению. Ежегодный отчет предоставляется благотворительной организацией в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, в тот же срок, что и годовой отчет о финансово-хозяйственной деятельности, предоставляемый в налоговые органы. Орган, принявший решение о государственной регистрации благотворительной организации, обеспечивает открытый доступ, в том числе доступ средств массовой информации, к полученным им ежегодным отчетам данной благотворительной организации. Налоговые органы осуществляют контроль за источниками доходов благотворительных организаций, размерами получаемых ими средств и уплатой налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах. В рамках благотворительности возможно оказание помощи перечислением денежных средств на расчетный счет фонда, передачей товарно-материальных ценностей, а также предоставлением помещений для офиса фонда. Отношения между благотворителями и фондом могут оформляться договором или соглашением на оказание безвозмездной помощи, в котором оговаривается предназначение получаемых средств. 2. Налогообложение благотворительных организаций. 1.Налог на добавленную стоимость. Не облагается НДС передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности, за исключением подакцизных товаров. Благотворительные организации должны выполнить все условия установленные Законом, с тем, чтобы безвозмездная передача была признана благотворительностью. При этом надо обязательно надо оформить счет-фактуру, так как по операциям, освобожденным от обложения НДС все равно выставляется счет-фактура, только сумма НДС не выделяется , а делается надпись «Без налога (НДС)». Для подтверждения и обоснования права на освобождение от уплаты НДС по благотворительной деятельности благотворительной организации необходимо представить в налоговый орган следующие документы: - договоры (контракты) налогоплательщика с получателем благотворительной помощи на безвозмездную передачу товаров (выполнение работ, оказание услуг) в рамках осуществления благотворительной деятельности; - копии документов, подтверждающих принятие на учет благополучателем безвозмездно полученных товаров (выполненных работ, оказанных услуг); - акты или другие документы, свидетельствующие о целевом использовании полученных (выполненных, оказанных) в рамках благотворительной деятельности товаров (работ, услуг). Не является целевым поступлением на содержание благотворительной организации выручка от реализации ею имущества, ранее полученного в качестве пожертвований или благотворительной помощи от организаций, в том числе осуществляющих благотворительную деятельность. Реализация такого имущества облагается НДС в общеустановленном порядке. Необходимо восстановить НДС по имуществу, передаваемому в рамках благотворительной деятельности в том случае, если ранее он был принят вычету из бюджета. Дело в том, что сумма НДС по товарам (работам, услугам), используемым для операций, не облагаемым НДС, учитывается в стоимости этих товаров, работ или услуг. Это влечет за собой необходимость восстановить НДС, принятый ранее к вычету и уплатить его в бюджет. При передаче основных средств восстанавливается сумма НДС, приходящаяся на остаточную стоимость основного средства. Принять к вычету НДС при осуществлении благотворительной деятельности нельзя, так как вычетам подлежат только те суммы налога, которые предъявлены налогоплательщику и уплачены им при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения. А благотворительная деятельность не является объектом налогообложения НДС. Следовательно, суммы уплаченного НДС в данном случае не возмещаются. Благотворительная организация обязана вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книгу покупок и книгу продаж, так как эта обязанность возложена на всех налогоплательщиков (кроме банков, страховщиков, негосударственных пенсионных фондов и др.). А к налогоплательщикам относятся все организации. Отсюда следует, что формально у благотворительной организации должны иметься все перечисленные документы, даже если в некоторых из них отсутствуют данные для заполнения. 2.Налог на имущество. На основании гл.30 НК РФ благотворительные организации являются плательщиками налога на имущество организаций. Конкретные ставки налога на имущество предприятий, определяемые в зависимости от видов деятельности, устанавливаются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации. Так для поощрения и поддержания благотворительной деятельности организаций освобождаются от обложения налогом на имущество организации, получившие Паспорт благотворительной организации. 3. Налог на доходы физических лиц. Не подлежат налогообложению доходы физических лиц, полученные единовременно в виде гуманитарной помощи (содействия). А также в виде благотворительной помощи (в денежной и натуральной формах), оказываемой зарегистрированными в установленном порядке российскими и иностранными благотворительными организациями (фондами, объединениями), включенными в перечни, утверждаемые Правительством Российской Федерации. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации данная льгота по налогу на доходы физических лиц предоставлена только Общероссийскому общественному благотворительному фонду поддержки военнослужащих (сотрудников) и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, специальных служб и правоохранительных органов Российской Федерации «Национальный военный фонд». Не облагаются налом на доходы физических лиц: - доходы, получаемые детьми- сиротами и детьми, являющимися членами семей, доходы которых на одного члена не превышают прожиточного минимума, от благотворительных фондов, зарегистрированных в установленном порядке; - стипендии учащихся, выплачиваемые благотворительными фондами студентам, аспирантам, ординаторам, адъюнктам или докторантам учреждений профессионального высшего образования или послевузовского профессионального образования, научно-исследовательских учреждений, а также учащимся учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, слушателям духовных учебных учреждений. Налоговая база по налогу на доходы физических лиц может уменьшаться на полученные социальные налоговые вычеты: - в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком на благотворительные цели в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью фиксируемым из средств соответствующих бюджетов, а также физкультурно-спортивным организациям, образовательным и дошкольным учреждениям на нужды физического воспитания граждан и содержании спортивных команд; - в сумме пожертвований, перечисляемых (уплачиваемых) налогоплательщиком религиозным организациям на осуществление им уставной деятельности. Налоговый вычет по указанным перечислениям на благотворительные цели предоставляется в размере фактически произведенных расходов, но не превышающем 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде. Социальный налоговый вычет предоставляется на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче налоговой декларации в налоговый орган по окончании налогового периода. Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано налогоплательщиком в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. У налогоплательщика, заявляющего социальный налоговый вычет в связи с расходами на благотворительность, налоговый орган вправе потребовать документы, свидетельствующие о правильности исчисления налога, в частности документы, подтверждающие фактические расходы: - справку (справки) о доходах налогоплательщика по форме № 2-НДФЛ; - документы, подтверждающие факт внесения (перечисления)денежных средств налогоплательщика на благотворительные цели. Документом, подтверждающим осуществленные расходы, может служить выдаваемая налогоплательщику по его требованию справка организации о произведенных по его заявлению перечислениях на благотворительные цели, а также копия платежного поручения с отметкой банка об исполнении. Если денежные средства перечислены непосредственно налогоплательщиком с его банковского счета, произведенные расходы подтверждаются банковской выпиской о перечислении денежных средств на указанные цели. При внесении налогоплательщиком денежных средств наличными суммами в кассу организации, которой оказывается денежная помощь, подтверждающим документом является квитанция к приходному кассовому ордеру с указанием назначения вносимых средств. 4.Налог на прибыль. Как было отмечено ранее, благотворительная организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Такой деятельностью, в частности, признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав. При определении налоговой базы для исчисления налога на прибыль благотворительные организации должны обратить внимание на следующее обстоятельство: - не облагаются налогом на прибыль организаций целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использование указанными получателями по назначению. Эта норма относится и к благотворительным организациям. При этом благотворительные организации обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений и предпринимательской деятельности. Перечень целевых поступлений, используемых на содержание благотворительных организаций и ведение ими уставной деятельности, приведен в п. 2 ст. 251 НКРФ. Этот перечень исчерпывающий и включает: - осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, целевые взносы и отчисления в публично-правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации; - имущество, переходящее некоммерческим организациям по завещанию или в порядке наследования; - суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций; - средства и иное имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности. Если поступившие средства в рамках благотворительной деятельности используются благотворительной организацией не по целевому назначению, они включаются в состав внереализационных доходов и облагаются налогом на прибыль в общеустановленном порядке по налоговой ставке 24%. 3. Бухгалтерский учет благотворительных организаций. В бухгалтерском учете благотворительной организации мероприятия целевого назначения отражаются проводками: Дебет 51 Кредит 76, субсчет «Расчеты с благотворителем» - получены денежные средства; Дебет 76, субсчет «Расчеты с благотворителем» Кредит 86 – отражено получение целевых средств; Дебет 60 Кредит 51 – оплачены счета организации за товары для благотворительных целей, оговоренных в договоре с благотворителем; Дебет 41 Кредит 60 – получены товары для благотворительных целей от поставщика; Дебет 76, субсчет «Расчеты с благотворителем» Кредит 90-1 – переданы безвозмездно товары для благотворительных целей; Дебет 90-2 Кредит 41 – списана стоимость товаров для благотворительных целей с баланса благотворительной организации; Дебет 86 Кредит 76, «Расчеты с благополучателем» - отражен использование целевых средств. Благотворительные организации имеют право не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности отчет о движении денежных средств, а при отсутствии соответствующих данных – отчет об изменениях капитала и приложение к бухгалтерскому балансу. Имущество, полученное благотворительной организацией безвозмездно в рамках благотворительной деятельности должно приниматься к учету по рыночной стоимости. В случае, если остаточная стоимость основного средства, которое передано благотворителем, равна нулю или если жертвователь не организация, а гражданин, который никакого бухгалтерского учета не ведет, можно использовать цены, которые используются обычно при сделках по купле-продаже такого же или схожего имущества. А можно пригласить оценщика, который определит рыночную стоимость переданного имущества. В бухгалтерском учете некоммерческие благотворительные организации не могут начислять амортизацию по своим основным средствам. Вместо амортизации основных средств такие организации должны в конце года начислять износ. Но для целей налогообложения некоммерческие организации амортизацию могут начислять только тем основным средствам, которые куплены за счет доходов от предпринимательской деятельности и используются в этой же деятельности. 4.Отчетность благотворительных организаций. Контроль за деятельностью благотворительной организации, осуществляет орган, принявший решение о ее государственной регистрации. Благотворительная организация ежегодно предоставляет в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, отчет о своей деятельности, содержащий сведения: - о финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований Закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации; - о персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией; - о составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ); - о содержании и результатах деятельности благотворительной организации; - о нарушениях требований Закона, выявленных результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению. Поскольку сведения о размерах и структуре доходов благотворительной организации, а также о размерах ее имущества, ее расходах, численности работников, об оплате их труда и о привлечении добровольцев не являются коммерческой тайной, поэтому, орган, принявший решение о государственной регистрации благотворительной организации, обеспечивает открытый доступ. В том числе доступ массовой информации, к полученным им ежегодным отчетам данной благотворительной организации. Налоговые органы осуществляют контроль за источниками доходов благотворительных организаций, размерами получаемых ими средств и уплатой налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах. Бухгалтерская отчетность. Благотворительная организация ведет бухгалтерский учет и отчетность в порядке установленном законодательством Российской Федерации. Благотворительные организации, так же как и иные некоммерческие организации, представляют в налоговые органы промежуточную бухгалтерскую отчетность в составе согласно «Указаниям об объеме форм бухгалтерской отчетности» и «Указаниям о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности», утвержденным приказом Минфина РФ: - бухгалтерский баланс (форма №1) - отчет о прибылях и убытках (форма №2) В составе годовой бухгалтерской отчетности помимо форм №1 и №2 благотворительным организациям рекомендуется включать в состав бухгалтерской отчетности Отчет о целевом использовании полученных средств (форма №6). В нем благотворительная организация отражает целевые поступления на содержание организации и ведение уставной (благотворительной) деятельности. Благотворительные организации могут не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменения капитала (форма№3), Отчет о движении денежных средств (форма№4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5) при отсутствии данных. Прилагаемая бухгалтерская отчетность прилагается к сопроводительному письму благотворительной организации, оформленному в установленном порядке и содержащему информацию о составе представляемой бухгалтерской отчетности. Налоговая отчетность. Налогоплательщики, в том числе и благотворительные организации, должны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по налогам, которые они обязаны уплатить, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. По окончании налогового периода при получении благотворительных средств, благотворительная организация должна представить в налоговый орган по месту своего учета лист 10 «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования» в составе декларации по налогу на прибыль организаций. Средства, полученные в виде пожертвований, благотворительные организации в декларации по НДС не отражают. Так как при определении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя их доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по уплате товаров (работ, услуг), полученных в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами. А средства, не связанные с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), включая пожертвования, никакого отношения к налоговой базе по НДС не имеют и следовательно, в декларации по НДС не отражаются. Заключение. Одна из основных задач социальной защиты населения на перспективу – усиление внимания к нуждам ветеранов и детей, организация социального обслуживания этих групп населения. Главное здесь – внедрение наиболее эффективных и экономичных форм и методов предоставления социальных услуг. Дальнейшее развитие системы социального обслуживания связано с разработкой и утверждением государственных социальных стандартов, устанавливающих основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания разным категориям населения. Применение указанных стандартов обеспечит защиту интересов граждан с точки зрения объема и качества предоставляемых социальных услуг, создаст условия для развития социального обслуживания на базе новейших достижений науки и практики, позволит реализовать принципы равнодоступности, добровольности, гуманности и приоритетности. Потребность населения в социальных услугах возрастает, но государственные и муниципальные учреждения зачастую не имеют возможности предоставить их в необходимом объеме, своевременно и качественно. Хорошо структурированная, правильно подданная информация способствует не только приходу в сферу социальных услуг новых организаторов, но и созданию положительного имиджа всей благотворительной деятельности. Это важно как для вовлечения в нее большого числа волонтеров, так и аккумулирования спонсорских средств для целенаправленной помощи нуждающимся. Список используемой литературы.
1. Конституция РФ 1993г. 2. Закон РФ «Об основах налоговой системы в РФ» 3. Черник Д.Г. Налоги. Учебное пособие. – М.: Финансы и кредит, 1995г. 4. «Финансы предприятий». Учебник. Под редакцией Н.В. Колчиной. М.Финансы 1998г. 5. Памигорева Г.И., Пилипенко В.И. Учет в некоммерческих организациях.- СПб.: Питер, 2002г. 6. Гамольский П.Ю. Некоммерческие организации: бухгалтерский учет и налогообложение в 2002г. Издательство «Бухгалтерский учет». 7. Макольская М.Л., Пирожкова Н.А. Некоммерческие организации в России: создание, права, налоги, учет и отчетность, 2001г.
|
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |