рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Управленческая психология рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Управленческая психология

Управленческая психология

Вопрос 1,2

Психология-это наука о внутреннем мире человека, о законах, объясняющих его поведение. Psyche-душа, Logos-учение. Психология-наука о закономерностях развития и функционирования психики. 1879-психология как самостоятельная наука. Объект-люди, входящие в организацию. Предмет - психологические аспекты управленческой деятельности. Проблематика:1.Изучение особенностей личности руководителя и сотрудников организации;2. Псих.особен. трудовой деятельн-ти;3. Псих.особен. переработки инфо;4. Псих. аспекты общения, механ-змы восприятия чел. человеком, механ. влияния людей друг на друга;5. Формир. трудового кол-ва;6.Разрешен. конфликтн. ситуаций;7.Псих. аспекты прин. упр. реш

Отрасль психологии - предмет изучения

Соц. псих.- проявление личности, человека, его взаимодейств. с людьми, с группой, псих. совместимость. Педагогическая псих.- закономер-ти развит. личн. в процессе обучен. воспит-я. Возрастная ψ- закономерности развития норм-го здо-рового чел-ка от младенч. до старости. Детская ψ- развит. сознания, ψ-их процессов, деят-ти, всей личности растущего чел-ка, условия ускорения развития. ψ труда- ψ особенности трудовой деят-ти чел-ка, закономерности развития трудовых навыков, соотв. профессии. Инженерная ψ-  законом-ти процессов взаимодействия чел. и соврем. техники с целью использования их в практике. Медиц. ψ ψ особен-ти деят-ти врача и поведения больного, ψ-ие методы лечения. Военная ψ- повед. чел. в услов. боевых действий. Патопсихология- отклонение в развитии психики, распад психики в различн. формах мозговой патологии. Парапсихолог.- проявление и механизмы возникнов. «паранормальных» явлений. Юр. ψ- особен-ти поведения участн. уголовн. процесса,ψ пробл. повения и формир. личн. преступ. Ψ рекламы- нужды и ожидан. потреб-ей, ψвоздейтв. на потребит. для увел. спроса. ψ религии- поним. и объяснен. поведения верующих или представ. конфессий

Вопрос 3

1. Принцип объект. ψ исследования. Расмативает явлен. и предметы, какие они на смаом деле, ислед-ль регистрир. факты. 2.Принц. псих-го ед-ва. Изуч-ся люди в процессе их деят-ти, сопровожд-ся физиолог. изменениями и наоборот. 3. Пр-п предварит. соц-го анализа. исследуют современную ситуацию, для сравнения, что должно быть на самом деле. 4. Пр-п индивидуализации. Индивид. подход к каждому участн. исследов-я, челену кол-ва. 5. Генетический пр-п. ψ закономерности раскрыв. в процессе деят-ти. 6. Пр-п учёта ситуации. Один и тот же результ. может иметь различн. псих. содержание и различн. принципы.

Вопрос 4

методы Эксперимент-это изучение психических явлений в спец. созданных условиях. Суть эксперимента – проверка гипотезы. Тест- измерение количественных и качественных особенностей человека. Виды тестов: -тесты способн-й(измеряют развитие. ψ св-в).-тесты достижений(готовн. чел-ка к выполн. опред. деят.). -проективные (человеку даётся неопределённая, многозначная ситуация, он интерпретирует её исходя из собственного опыта и внутреннего мира, ассоциации, рассказ по картинке, рисование).-социметрич. тесты(отношение в кол-ве).

Наблюдение- систематическое и целенаправленное восприятие поведения человека для последующего его анализа и объяснения.

Виды наблюдения:

1)по организации

-неструктурированное

-структуролизированное - есть чёткая цель, заранее создаётся план или протокол наблюдения.

2)по участию в наблюдении:

-включённое

-не включённое

3)по частоте проведения:

-систематическое

-разовое

4)по мессу проведения:

-полевое (в естественных условиях)

-лабораторное (в спец. созданных условиях).

Недостатки: большие временные затраты, субъективный фактор, однократность проявления признака, трудность интерпретации данных.

Вопрос 5

Опрос – это метод сбора инфо. со слов респондента при непосредственном или опосредов-ом взаимодействии с ним интервьюера. Виды: анкетирование(раздаточное, почтовое, прессовое), интервью или беседа.

Анализ документов- док-ты используются с целью создания образа о человеке, заочного знакомства.

Вопрос 6

Психика- это способность челка (человеческого мозга) активно отражать окружающий мир и самого себя в нём, строить картинку этого мира и регулировать собственное поведение. Псих. чел-ка явл. функ-ей мозга – составной части нервн. системы. Первичн. элемент-клетка.(аксон, тело, дентрита). Состоит из головн. и спинного мозга. Нервн. сист. подразд. на центральную и переферическую. Функц. левго полушария: Хронологич. порядок; чтение карт, схем; запомин. имен, слов; речевая активн., чувствит-ть к смыслу; виденье мира весёл. и легким; детальное восприятие. Правого полушария: Текущее время; конкретное пространство; запоминание образов, конкр. событий; эмоцион. активность; виденье мира мрачно; целостно образное восприятие.

Структура: 1)псих.процессы:-познавательные (ощущения, восприятие, память, мышление, речь, внимание, воображение).-эмоционально-волевые (чувства, любовь, долг, зависть, патриотизм). 2)св-ва личности (направленность, темперамент и способности).

3)псих.состояния(апатия,стресс,устойчивый интерес, творческий подъём,угнетение, страсть, бодрость).4)псих.образования (характер,знания, убеждения, навыки, привычки,умения.

Функ-ии ψ: адаптация - приспособление; регуляция поведения и деятельности.

Вопрос 7

Ощущения- Позн.Псих.Проц., отражение отдельных св-в предметов при их непосредств-ом воздействии на органы чувств. Класифицир. анализатором: осезание, обоян., слух, вкус, зрение. Сенсибилизация –развитие чувств., в результ. тренировок.

Восприятие- П.П.П.отражение целостного образа предмета при воздействии его на органы чувств. Св-ва восприятия: целостность –единое целое; константность –постоян-во образа предмета(чел. в анфас, профиль); обобщенность –образ относится к классу с названием (все обобщено), предметность –восприн. как обособл. в пространстве и во вр. физ. тело. Типы: аналитическое (вним. на отдельн. детали) и синтетическое (на предмет как единое целое).

Вопрос 8

Внимание –сосредоточённость сознания чел. на определённых предметах при одновременном отвлечении от других. Факторы опред. направл-ть внимания: 1. внешн. раздражитель (интенсивн. яркость, громкость). 2.деят-ть чел-ка (выдел. инфо, которая интересна и понятна). Св-ва:1)объём (кол-во объектов одновр. находящ. в сознании 5-2); 2)концентрация (степень сосредоточения предмета); 3)распределение (способн. выполн. одноврем. несколько действий и вести наблюдение за несколькими процессами); 4)отвлекаемость (колебание, переодич. ослаблен. внимания); 5)переключ-ть (переключ. внимания с 1 объекта на другой). Виды: произвольное (целенапр., осознано), непроизвольное, послепроизвольное (после воспртия возник. интерес, станови. непроизвольным).

Вопрос 9

Память- П.П.П. это процесс запечатления, сохранения и последующего воспроизвед. инфо. Виды: 1)по волевым усилиям:-произвольная; -непроизвольная. 2)по времени хранения инфо.: -мгновенная(0,3-1сек.); -кратковременная(до нескольких минут); -оперативная(хранится на заранее заданный срок)

-долговременная( в течение всей жизни, объем не ограничен).

Вообр.- П.П.П, создание нов. образов на основе прошл. воспоминаний, впечатлен.-основа творчества. Виды воображения: 1. непроизв. –спонтан., сны, гипнозы; 2. Произвольн. –воссоздающие, творческое; 3. Мечта- предвосхищение желаемого, будующего.

Вопрос 10

Мышление- это процесс установления существенных св-в, связей и отношений между предметами и явлениями  окружающего мира. избир. внимание –это способн. чел-ка из однотипн. предметов выбирать, необходимые. Мыслительные операции осуществляются путём анализа, синтеза, сравнения, классификации, ассоциации. Виды: наглядно-действительное, наглядно-образное, словестно-логическое.

Речь- это система используемых человеком звуковых сигналов и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации. Виды: -активная(производит сам речевой поток, когда говорим, пишем и т.д.). –пассивная (слушание, чтение, зрение). Функции: знаковая, общения, интеллектуальная, коммуникативная

Вопрос 11

Коммуникативная сторона общения. Невербальное общение. (общение как обмен информацией)

Ср-ва коммуникативного общения:

ü     вербальные (словестные) – передача инфо

ü     невербальные – передача отношения к партнёру по общению, служит ср-вом выражения псих. состояния ч-ка, они вкл.:

o       кинесические ср-ва – зрительно воспринимаемые движением др. ч-ка, выполняющие выразительно-регулятивную фи-ию в общении

o       ср-ва общения, связанные с голосом

o       такесические ср-ва – тактильное воздействие

o       проксемические ср-ва – пространственная ориентация

В стр-ру кинесических ср-в общения входят:

ü     мимика

ü     взгляд, визуальный контакт

ü     поза

ü     жесты

ü     походка

К невербальным ср-вам, связанным с голосом, относят:

ü     просодика – общее названгие ритмико-интонациональных сторон речи

ü     экстралингвистика – включение в речь пауз, плача, кашля, смеха, вздохов

Такесические ср-ва общения – динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя (биологически необходимая форма чел. общения). Зависит от:

ü     статус общающихся сторон

ü     возраст

ü     пол

ü     степень знакомства

ü     национальные обычаи, традиции

Проксемические хар-ки – ориентация партнёров в момент общения, дистанция между людьми (определяется культурными и национальными факторами)

Вид общения

Расстояние см

Ситуация общения

Интимное

0-45

близкие люди

Персональное

45-120

знакомые

Соц

120-400

официальное общение

Публичное

400-750

выступление перед аудиторией


Ф-ей вербальных ср-в общения явл. передача информации, которая ощу-ся при помощи языка. Этапы:

Оформление возникшей идеи во внутренней речи 100% информации

Перевод внутр. речи во внешнюю, высказано 80%


Слуховое восприятие информации, услышано 70%


Осмысление услышанного, понято 60%

Осталось в памяти 24%

Коммуникативные барьеры:

ü     информационно-дефицитный барьер

ü     замещающее-искажающий барьер

ü     фонетическое непонимание

ü     семантический барьер

ü     стилистический барьер

ü     логический барьер

ü     соц-культурные различия

Вопрос 12

Сигнализирует о положит. или отриц. значении ситуации, эмоции регулир. наше поведениею побужд. или тормозят наше действие. Виды эмоцион состояния: 1.Эмоции- общая реакция организма на жизненно важное воздействие. телесн. проявлен.: мимика; пантомимика; вокальная мимика; вегетативная реакция (покраснен, побледн.). 2.Эмоцион. оценка – соц. значим. явлений (чувства долга, патреотизма). 3.настроение(домениров. опред. эмоции). 4. аффект (черезмерное эмоцион. переживание сопровожд. видимыми изменен. поведения чел-ка

Эмоции – переживания индивида, связанные с реакциями на внешние и внутренние раздражители и целенаправленной деят-тью. Возникли они в процессе эволюции ч-ка как защитно-приспособительная реакция немедленного отвера организма на внезапные воздействия раздражителя.

Особенности наших чувств:

  1. Чувства отличаются от познавательных процессов по содержанию (чувства – субъективны, их формировать горахдо сложнее, чем знания)
  2. Чувства качественно весьма разнообразны Н-р, ощущений всего 12 видов, а чувств десятки.
  3. Полярность чувств. Каждое чувство имеет свой антипод (свою противоположность): любовь и ненависть, радость и печаль и т.д.
  4. Пластичность чувств. Одна и та же причина вызывает разные чувства – кто-то радуется и ликует, а кто-то разочарован и печален.
  5. Чувства связаны с физиологическими процессами в организме и всегда сопровождаются изменениями деят-ти внутренних органов: НС, желез внутренней секреции и т.пд.
  6. Чувства находят в динамическом единстве с практической деят-тью. Хорошо спланированная и придуманная работа способствует мажорному настроению и высокопроизводительному труду.
  7. Эмоции универсальны для всех людей планеты, но есть определённые национальные различия, определяющиеся традициями и обычиями.

Функциональное назначение эмоций и чувств.

  1. Ф-ия биологического индикатора – при помощи эмоций и чувств реальная действительность отражается в форме переживаний.
  2. Информационная ф-ия – т.к. эмоции и чувства помогают ориентировать ся в окружающей действительности, оценивать предметы и явления с точки зренрия их желательности или нежелательности, полезности или вредности.
  3. Регулятивная ф-ия – способствует мгновенное мобилизации всех сил и возможностей индивида для избежания опасности и сраданий (н-р, человек попадающий в водоём, но не умеющий плавать, может спастись под влиянием сильных эмоций)
  4. Ф-ия «эмоционального памятника» - эмоции и чувства не только сопровождают другие псих. явления, но обладают самостоятельной ценностью для личности – нужны индивиду сами по себе.

Классификация эмоций и чувств.

В зависимости от сложности, содержания, влияния на деят-ть, силы проявления.






Вопрос 13

Воля –это псих. процесс, проявл-ся в способн-ти чел-ка управлять своей психикой и поступками, Мобил-ть силы на преодоление трудностей, стоящих на пути к цели. Волевые кач-ва формир-ся на протяжении жизни и деятел-ти человека. Волев. кач-ва личности: целеустремленность- способн. чел. подчинять свои действия целям, которые необходимо достигнуть; решительность –принят. своеврем. решений; инициат-ть –действов. творчески, отвечающи вр. и услов. активн. и сменная гибкость действ. и поступков; самостоятельность – способность не поддаваться влиянию различных сил, которые могут отвлечь человека от достижения поставленной цели. Дисциплинарность – способность ч-ка соблюдать порядок, определённые правила. Самообладание – способность ч-ка управлять своими мыслями и чувствами, действиями и поступками. Настойчивость – спос-ть ч-ка мобилизовать свои силы для относительно длительной и сложной борьбы с препятствиями и трудностями. Энергичность – сп-ть ч-ка действовать быстро и с большим напряжением своих физ. и духовных сил. Исполнительность – сп-ть ч-ка активно, старательно и систематически испольнять принимаемые решения.

Вопрос 14

Стресс- это эмоциональное состояние, которое вызывается неожиданной и/или напряжённой обстановкой. Фрустрация – эмоцион. тяжелое переживан. чел-ка, своей неудачи, сопровожд. чувством безысходности, крушение надежд. Психологический стресс- это реакция человека на любое, предъявляемое ему требование, связанное с напряжениями его психики, направлена на преодоление трудностей и приспособление к измен-ся условиям. Методы саморегуляции: искусственная (на дыхании, вдох- мобелизир., выдох- расслабляет); естественная (постребн. самого организма –вкусная еда, слезы, сон). физич. релаксация (спортзал); методы оснаван. на воображ. (визуализации); самовнушение (аутотренинг).

Вопрос 15

Личность- это конкретный человек с индивидуальными своеобразными умственными, физ., эмоциональными особенностями, которые проявляются в деятельности человека. Составляющие личности: темперамент, характер, способности, потребностно-мотивационная сфера, эмоц.-волевая сфера, когнитивно-познавательная сфера.

Личность и её стр-ра

 Человек рассматривается в психологии через несколько понятий.

1.     ИНДИВИД – это человек, представитель человеческого рода,  homo sapiens (человек разумный).

2.     ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – это своеобразие, неповторимость каждого конкретного человека.

3.     ЛИЧНОСТЬ – становиться под влияние окружающей среды обучения и воспитания; проявляется в общественных связях и отношениях.

Личность формируется прижизненно и явл. не только объектом и продуктом общественных отношений, но и активным субъектом деят-ти, общения, сознания, самосознания.

Концепция динамической функциональной стр-ры личности.

Эл-тами псих. стр-ры личности явл. её псих. св-ва и особенности, которые можно рассматривать в разрезе 4 подструктур:

ü     биологической – возрастные, половые, иногда патологические св-ва и типы НС (темперамент, задатки, простейшие потребности)

ü     психологический – индивидуальные особенности психологических процессов (ощущение, восприятия, внимания, памяти, мышления), чувств и воли

ü     подстр-ры соц. опыта – умения, навыки, знания и привычки

ü     подстр-ры направленности личности – влечения, желания, склонности, идеалы, убеждения, мировоззрения, личностные смыслы, интересы.


 


4. направленность личности


         2. индивидуальные                        особенности различных псих. процессов

 




1.     биологически                                                    3. обученность личности

обусловленные кач-ва                                                 (соц. опыт)




В психологии известно множество школ, которые по-разному объясняют поведение человека.

Самые известные и популярные школы:

I.                   ПСИХОАНАЛИЗ

II.                БИХЕВИОРИЗМ

III.             ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Вопрос 16, 18

Врач Гиппократ считал, что различие между людьми объясняется соотношением различных жидкостей в их теле: кровь- сангвиник, жёлтая желчь- холерик, чёрная желчь- меланхолик, лимфа- флегматик. Сейчас используется теория Павлова: нервная система бывает сильной и слабой, сильная- уравновешенной и неуравновешенной, уровновешанная - подвижной(сангвиник) и инертной(флегматик). Темперамент- врождённые индивидуальные псих. особенности человека, определяющие динамику протекания его псих. процессов и поведения. Сангвиник- активен, общительный и т.д. Холерик-активен, несдержанность, развита речь. Флегматик- снижена активн-ть, но работоспособен и вынослив, спокойный и т.д. Меланхолик- переживателен, ответственен, обидчив, замкнут

Учение о темпераменте. Псих. хар-ки людей с разным типом темперамента. Учёт особенностей темперамента ч-ка в управленческой деят-ти.

Темперамент – это индивидуально-псих. особенности ч-ка, определяющие динамику протекания его псих. процессов и поведения.

В природе имеется 4 возможных соотношения и сочетаний и соответственно различают 4 типа ВНД (внешняя нервная деят-ть):

I тип: сильный – уравновешенный – подвижный – сангвиник;

II тип: сильный – неуравновешенный – подвижный – холерик;

III тип: сильный – уравновешенный – инертный – флегматик;

IV тип: слабый – неуравновешенный – инертный или малоподвижный – меланхолик

Динамическими проявлениями активности темперамента явл. след. показатели:

Активность

степень взаимодействия с окружающим миром

Реактивность

сила и длительность реакции после  прекращения действии стимула

Темповые хар-ки

скорость выполнения любых действий (речь, ходьба, движение и т.д.)

Эмоциональность

склонность к быстрому и яркому проявлению эмоций

Тревожность

переживание, предчувствие угрозы, опасности, неблагополучия

Чувствительность

точность восприятия внешнего мира

Ригидность-пластичность

неспособность-способность к быстрой перестройке деят-ти, способов мышления, точки зрения

Экстраверсия

обращенность вовне

Интроверсия

обращённость внутрь, на себя

Подчинённость-доминантность

склонность подчиняться или подчинять, быть ведомым или ведущим

Нейротизм

неуравновешенность, нестабильность


Сангвиник характеризуется высокой активностью, эмоциональностью, экспрессивностью (выразительностью) поведения. Могут развиться трудности сосредоточения внимания, некоторая поверхность эмоциональных переживаний.

Холерик так же характеризуется высокой активностью с преобладанием возбуждения, резкости, яркости эмоциональных переживаний.

Флегматик имеет сниженную активность во внешней деят-ти, но высокую выносливость, работоспособность, Поведение невыразительное, ровное.

Меланхолик явл. менее выносливым, с трудом работает в условиях стресса, конфликта, перегрузки. Обладает хорошей концентрацией внимания, тревожностью, выражающейся в высоком чувстве ответственности и неутомимости.

Вопрос 19

Способности: понятие, классификация. Проф. способности мен-ра.

Способности – это способность псих. св-в, которая служит условием успеха в определенной деят-ти. Всякая деят-ть требует от ч-ка обладания специфическими качествами, определяющими его пригодность к ней и обеспечивающими определённый ур-нь успешности ее выполнения.

Классификация способностей:

         Способности ч-ка подразделяются на:

ü     природные (естественные) – биологически обусловленные, связанные с врождёнными задатками, формирующиеся на их базе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей;

ü     специфические:

o       общие / специальные

o       теоретические / практические

o       учебные / творческие

o       способности к общению / предметно-деятельностные

Общие определяют успехи ч-ка в различных видах деят-ти (умственные способности, память. речь, тонкость движений рук и т.д.)

Специальные определяют успехи в отдельных видах деят-ти .

Теоретические определяют склонность ч-ка к абстрактно-логическому мышлению

Практические лежат в основе склонности к конкретно-практическим действиям.

Учебные влияют на успешность педагогического воздействия, усвоения ч-ком знаний, умений, навыков, формирование кач-в личности.

Творческие связаны с успешностью создания произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений.

Проф. способности мен-ра:

Управленческая работа относится к числу таких видов чел. деят-ти, которые требуют специфических личностных качеств, делающих конкретную личность профессионально пригодной к управленческой деят-ти.

В обобщённом виде требования, предъявляемые к личности мен-ра, можно пердъявить в след. виде:

ü     умение управлять собой

ü     чёткие и ясные личные цели

ü     динамичное личное развитие

ü     способность принимать решения

ü     творчество в работе

ü     способность влиять на людей

ü     понимание специфики управленческого труда

ü     высокие организаторские способности

ü     способность обучать

ü     способность формировать и развивать коллектив

Вопрос 20

Характер- это индивидуальное сочетание устойчивых псих.особенностей личности. Определяет типичный для чел-ка способ поведения в различных условиях и отношение к действительности. Определённый характер имеет 1 или несколько доминирующих черт, а неопределённый не имеет выраженной доминанты, в разных ситуациях на 1 план выходят разные черты. Псих.св-ва личн-ей, из которых складыв-ся характер и которые позволяют с известной вероятн-ю предугадать поведение человека в определ-х условиях называются чертами характера. Виды черт характера: волевые (целеустремлен., настойчивость, решительность, нерешит., упрямство, трусость), моральные (правдивость, искренность, вежливость, внимательность, пунктуальн., лживость), эмоциональные (вспыльчив., сдержан., обидчивость, нежность, страстность).

Вопрос 22

Классификация соц.групп: 1)-первичные(семья). -вторичные

2) а)условные(объединяются по опред-му признаку). б)реальные(существуют как общность). 3)а)постоянные. б)временные. 4)формальные и неформальные. 5)малые и большие.

Малая группа- это немногочисленная по составу группа людей, члены которой объединены общей соц.деят-ю и находятся непосредственно в личном общении. Минимальное кол-во человек-3, max-7-9, но могут быть исключения-школьный класс, студ.группа. Стадии развития малой группы: -первичного синтеза(знакомство). -дифференциации

-интеграции(образование общности). Неформальная структура малой группы: статус или позиция, роль, групповые ожидания, групповые нормы, групповые ценности.

Любая орг-ия имеет формальную стр-ру и неформальную.

Формальная стр-ра – это распределение обязанностей среди членов коллектива в зависимости от должности.

Неформальная стр-р-это:

1.     позиция / статус – это место индивида в системе групповой жизни

2.     роль – выполнение определённых ф-ий членами коллектива

3.     ожидание – шпион, рассказчик, тамада; между групповыми ожиданиями и ролями не редко возникают противоречия

4.     групповые нормы – это определённые правила поведения, которые сложились в группе, которые разделяемы каждым членом группы / коллектива

5.     групповые ценности – определённое отношение членов коллектива к соц. явлениям.

Вопрос 24

Исследование межличностных отношений в коллективе.

Социометрия как метод изучения межличностных и межгрупповых отношений.

         В психологии имеются некоторые методики, которые позволяют изучить особенности взаимоотношений в коллективе.

I. Социометрия (Дж. Морено)

Этапы:

1)    Каждому члену коллектива,  в котором все уже хорошо знают др. др. предполагается выбрать:

a)    несколько человек кого бы он хотел видеть в составе вновь организованной группы (желал бы совместно выполнить работу), к кому бы обратился за помощью, кого бы выбрал рук-лем, кого ба пригласил на ДР или другое

b)    несколько ч-к, кого бы не хотел выбрать рук-лем, пригласить на ДР  и т.д.

Этот этап называется «заполнение социометрических карточек».

Тип

Критерий

Выборы

1.

Работа

а). к кому бы Вы обратились за помощью в в-се о работе?




б). к кому бы Вы не обратились «»?




2.

Досуг

а). кого бы Вы пригласили бы на ДР?




б). кого бы вы не пригласили на ДР?





Социометрия может быть параметрическая (задано кол-во выборов), непараметрическая (кол-во выборов не ограничено).

2)    э

3)    Построение социограммы – это схематическое изображение реакций испытуемых др. на др. с использованием условных изображений.

Условные обозначения:

 





А положительно выбирает Б





отрицательный выбор совершённый Б





взаимный положительный выбор





взаимно отрицательный выбор







II. Групповая оценка личности (ГОЛ)

         Каждому члену коллектива предлагается оценить кач-ва своих коллег по 5-ти бальной системе (0-полное отсутствие признака, 5-ярко выражен)



кач-ва





ФИО

пунктуальность

дисциплинарность

добросовестность

ответственность

взаимопомощь

отзывчивость

1. Арбузов

5

4

0




2. Воронов

4






3. Громов

3






4. Дербин








Каждый член коллектива заполняет такую таблицу, за тем создаётся свободная таблица.

Кач-ва могут быть выражены в суммарной оценке, ср. значении, в ранге.


III. Референтометрия

методика определения круга лиц, чьё мнение важно для данного индивида и группы в целом.

Этапы:

1 этап

– взаимооценка др.др членами группы по определённому набору кач-в (умный, добрый, весёлый, смелый и т.д.)

2 этап

– индивидуальная беседа эксперементатора с каждым испытуемым группы с целью определения членов группы, чья оценка важна для данного ч-ка.


Референтная группа – это соц. группа, которая явл. более значимой для ч-ка, идеи, взгляды, правила поведения, которые он разделяет и они для него ценны.


Вопрос 25, 26

Деловое общение представляет собой особую форму взаимодействия людей в процессе определенного вида трудовой деятельности, которая содействует установлению нормальной морально-психологической атмосферы труда и отношений партнерства между руководителями и подчиненными, между коллегами, создает условия для продуктивного сотрудничества людей в достижении значимых целей, обеспечивая успех общего дела.
Предметом делового общения является дело, содержанием - социально-значимая совместная деятельность людей, которая предполагает согласованность действий, понимание и принятие каждым ее участником целей, задач и специфики этой деятельности, своей роли и своих возможностей по ее реализации.
Цель делового общения - организация и оптимизация определенного вида совместной предметной деятельности.
Под функциями делового общения понимают те роли и задачи, которые выполняет общение в процессе совместной деятельности людей:
1) информационная - процесс обмена информацией;
2) эмотивная - непосредственное выражение чувств, эмоций;
3) фатическая - установление контакта между людьми;
4) призывная - побуждение, просьба;
5) волюнтативная - воздействие, согласование, делегирование полномочий;
6) конативная - усвоение, понимание, знание этикета;
7) когнитивная - познавательная функция.
Деловое общение - это, прежде всего, коммуникация, то есть обмен информацией, значимой для участников общения.
Под параметром понимается величина, характеризующая основное свойство устройства, системы. Параметрами делового общения являются:
1) содержательно-информационные:
- повод для встречи;
- тема разговора.
2) пространственная характеристика:
- рабочая площадь;
- количество людей, участвующих в общении.
3) временные параметры:
- общая длительность общения;
- последовательность.
4) частотный:
- системность контакта.
Категориями делового общения являются: включение и включенность. Включение - это уровень активности, с которого человек начинает свою деятельность. Включенность - уровень активности, которую личность сохраняет на протяжении всего контакта, общения.
Деловое общение - это реальный процесс, процесс взаимосвязи и взаимовлияния людей, решающих задачи в результате совместной деятельности. Совместная деятельность - совокупность общегрупповых задач, в которой участвует общность.
Способы делового общения:
1) коллективный (групповой);
2) парно-групповой;
3) индивидуальный.
Деловое общение в управленческой деятельности позволяет руководителю осуществлять анализ взаимоотношений людей, форм контактов и средств их установления, способов включения человека в коллектив, факторов, определяющих его поведение в совместной деятельности.
Таким образом, руководитель получает возможность объективно оценивать состояние функционирования системы и, при необходимости, принимать адекватное управленческое решение для перевода системы из одного состояния в другое, более высокое. В этом и заключается главная суть управленческой деятельности.

Вопрос 28

Коммуникативные стр-ры орг-ии


1)     Центральные:

a)     «Мельница»

 






б). «Игрек»

 







         в). «Цепочка»

 




2). Нецентрализованные

         а). Пятиугольник






б). «Пятиугольник со звездой»



Типы организационных коммуникаций (процесс передачи информации)


ü     по направленности коммуникации рук-ля

o        внешнеорганизационные

o       внутриорганизационные

§        вертикальные

·        восходящие

·        нисходящие

§        горизонтальные

ü     по официальному признаку:

o       формальные

o       неформальные

ü     по форме:

o       устные (вербальные)

o       письменные

o       комбинированные

o       визуальные

o       аудиционные

ü     по признаку этапа, на котором коммуникация осу-ся:

o       кум-ия при приёме на работу

o       при ориентировки в круге

o       в процессе деят-ти

o       при ан-зе и контроле


Коммуникация – это прямой процесс передачи информации не зависимо от того приводит он к взаимопониманию или нет.

Общение – это установление или поддержание прямого или опосредованного контакта между людьми в процессе их взаимодействия. Общение предполагает взаимопонимание.

Вопрос 28

Интерактивная сторона общения

(общение как взаимодействие)

Гл. содержание общения – воздействие на партнёра, взаимодействие, которое может быть ориентировано на контроль и понимание.

ü     Стратегия «контролёра» - стремление контролировать, управлять ситуацией, поведением других, желание доминировать

ü     Стратегия «понимателя» - стремление поняиь ситуацию и поведение других, желание лучше взаимодействовать, избегать конфликтов, т.е. соблюдение равенства партнёров.


Общение осущ-ся по поводу того или иного предмета, хар-р общения определяется открытостью или закрытостью предметной позиции:

ü     открытость общения – способность выразить свою точку зрения на предмет и готовность учесть позиции других

ü     закрытость общения – неспособность или нежелание раскрывать свои позиции

ü     смешанные типы общения:

o       одна из сторон пытается выяснить позицию др., не раскрывая своей

o       один из собеседников открывает партнёру позиции, рассчитывая на помощь и не интересуясь его мнением.

При выборе позиции общения следует учитывать:

ü     степень доверия к партнёру

ü     возможность последствия открытости общения


Этапы общения:

I.                  Установление контакта. Задача контактной фазы – побудить собеседника к общению и создать максимум возможностей для дальнейшего делового обсуждения и принятия решений. Правила установления контакта:

ü     продемонстрировать доброжелательность и открытость для общения

ü     словесное обращение (приветствие)

ü     не вступать в контакт, если собеседник занят

II.               Этап ориентации помогает определить стратегию и тактику делового общения, развить интерес к нему, вовлечь партнёра. Задачи этого этапа:

ü     вызвать интерес к предстоящей беседе и вовлечь собеседника в обсуждение

ü     выявить самооценку собеседника и сориентироваться в распределении рослей

ü     начать решение основной задачи общения

На этом этапе сразу выясняют, каким по длительности будет разговор (свёрнутый, чёткий или развёрнутый, подробный).

III.           Активное обсуждение вопроса в непринуждённой атмосфере:

ü     шутка

ü     повышение эмоционального тонуса собеседника (похвала)

ü     включение собеседника в выполнение физ. действий (просьба помощи)

С учётом самооценки партнёра, которую можно повысить или понизить, и правильного распределения ролей по принципу доминирование – подчинение возможных:

ü     «пристройка сверху»

ü     «пристройка снизу»

ü     «пристройка на равных»

Для обсуждения проблемы необходимы вербальные навыки: умение слушать и умение говорить.

IV.            Принятие решения – определяется предыдущей стадией и логически вытекает из неё.

V.               Выход из контакта – его цель создать хорошее последнее впечатление (образ), что будет влиять на будущие деловые отношения.

Вопрос 29

Перцептивная сторона общения

(общение как восприятие)

Термин «соц. перцепция» (соц. восприятие) впервые был введён американским учёным Дж. Брунером.

Брунер экспериментально доказал, что восприятие как предметов, так и людей зависит от:

1.     индивидуально-личностных факторов

2.     социокультурных факторов (соц. происхождение, соц. статус ч-ка)

Восприятия социальное представляет собой целостный образ другого ч-ка, формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения.

Основы восприятия незнакомых людей – соц. стереотипизация, т.е. восприятие явлений или людей как представителей той или иной соц. группы.

При восприятии незнакомых людей могут быть допущены ошибки, обусловленные рядом факторов.

ü     Фактор превосходства – действует при неравенстве партнёров.

ü     Фактор привлекательности – склонность переоценивать внешне привлекательного ч-ка и недооценивать непривлекательного.

ü     Фактор отношения к нам – люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются выше, чем люди, относящиеся к нам плохо.


Псих. механизмами восприятия людей, с которыми уже встречались, явл.:

ü     идентификация – уподобление себя ему; поставить себя на место другого и определить, как бы он действовал в подобной ситуации

ü     эмпатия – понимание на Ур-не чувств, стремление откликнуться на проблемы др. ч-ка

ü     рефлексия – осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнёром по общению.

Ошибки восприятия: -эффект Ореола (информация о человеке накладывается по заранее заданный образ); -стереотипизация; -проекция(проекция человеку собственных чувств); факторы превосход-ва (неравенство, внешн. оформление); -факторы привлекат-ти (переоц. внешне привлек.); -факторы отношения к нам (люди, хорош. к нам относящ., оценив. выше, чем люди, относк нам плохо).



Вопрос 30

Конфликтная ситуация- это такое стечение обстоятельств, которое объективно создаёт почву для развития конфликта, реального противоречия между людьми. Конфликт- трудно разрешимое, часто связанное с острыми эмоциональными переживаниями. Структура: 1)стороны(участники конфликта) 2)предмет конфликта(причина) 3) действия участников конфликта 4)исход (как каждый из участников представляет себе результат) 5)результат.

Динамические хар-ки конфликта

1 – начальная фаза

2- фаза подъёма

3 – пик конфликта

4 – фаза спада

Динамика конфликта

U       U – напряжение

                                                                            t - Время




         постконфликтный синдром



         1  2     3     4

0        t

Этапы конфликта:

1.     возникновение объективной конфликтной ситуации;

2.     осознание ситуации как конфликтной;

3.     начало открытого конфликтного взаимодействия;

4.     разрешение конфликта.

Вопрос 31

Классификации и причины конфликтов

Конфликты в зависимости от ур-ня, на котором происходит конфликт в стр-ре орг-ии. Эл-ты орг-ии можнол представить на диаграмме.

 

Внеш. среда

Организация

Группа

Индивид




Сущ-ет несколько ур-ней конфликтов и соответственно вызывающих их причин:


Ур-нь конфликта

Вид конфликта

Причины, вызывающие конфликт

Первый

Внутриличностные

Фрустрация (псих. дискомфорт связанный с невозможность достижения поставленной перед ч-ком цели)

диалектика цели (к-т состоящий в одновременном стремлении к достижению и избеганию цели)

взаимодействие ролей (необходимость играть сразу несколько ролей – рук-ль / подчинённый)

неопределённость роли (неясность относительно властных полномочий, которыми ч-к располагает)

Второй

Межличностные

Индивидуальные различия (отличия в темпераменте, типе личности, расхождениях в системе ценностей и т.д.)

дефицит инфо

неэффективные коммуникации (коммуникативные барьеры, искажающие информацию)

несовместимость ролей (недостаточно чёткое распределение властных полномочий и ответственности)

Третий

Межгрупповые

Конкуренция за получение ограниченных ресурсов (борьба за приоритеты и влияние)

взаимозависимость задач (деят-ть групп подчиняется и определяется последовательностью при решении задачи, стоящей перед орг-ей в целом)

неопределенность полномочий (недостаточно четкое распределение прав и обязанностей между группами, низкий ур-нь исполнительской дисциплины )

борьба за статус (определение ценности вклада группы в выполнение задач орг-ии)

Организационные (на ур-не орг-ии)

Структурный конфликт (организационная стр-ра препятствует реализации декларированной миссии – распределению властных полномочий)

функциональный конфликт (не сбалансированы ф-ии подразделений и одна из них приобретает доминирующее положение)

конфликт между линейным и штабным персоналом (завышение или занижение ур-ня самооценки деят-ти)

к-т между формальной и неформальной орг-ей (несовпадение целей)

Четвёртый

Организационные (между орг-ей и внешней средой)

Потенциальные конфликты с др. орг-ями (конкурентами, поставщиками, потребителями и компаниями, способными выпустить на рынок т-ры-заменители)

к-ты с контролирующими орг-ями

к-ты с местными органами власти, общественными орг-ями и т.п.


Вопрос 32

Способы разрешения конфликтов

Разрешение конфликтов:

1.     посредничество в конфликте третьего лица;

2.     разъединение конфликтующих;

3.     оперативное пресечение;

4.     благоприятствоваие свободному развитию конфликта;

5.     обсуждение проблемы.

Варианты развития конфликта:

1.     бурное лавинообразное: быстро достигает максимума, часто о причине конфликта люди забывают, конфликт переходит «на личности».

2.      игровое/логическое: участники поочерёдно вступают в конфликтное взаимодействие как бы совершая ходы, конфликт проходит в любезной, вежливой форме.

3.     конфликт взрывного характера: после периода скрытного негодования наступает период когда человек выплёскивает свои эмоции.

4.     переход в хроническое состояние.


Вопрос 33

«Окно Джогарри». Открытие и закрытие пространства личности.

В психологии известна интересная модель – «окно Джогарри», позволяющая представить, что каждый ч-к явл. носителем 4 пространств. Размеры этих информационных  пространств (открытых и закрытых) могут меняться в зависимолсти от того, в каком состоянии находится общение (начало установления контактов или состояние близких взаимоотношений).

Открытые и закрытые «пространства» личности

Модель «окно Джогарри»

1. Открытая зона

Открытое, т.е. известное для меня и для др. людей

2. Слепая зона

Закрытое для меня, но открытое для др.,  т.е. неизвестное мне

3. Скрытая зона

Открытое для меня, но закрытое для других

4. Неизвестная зона

Закрытое и недоступное ни мне, ни др. людям


Углубление чел-их контактов приводит к увеличению размеров открытых и доступных познанию «пространств» и уменьшению закрытых пониманию «пространств» личности.


Размеры «пространств» личности в начале общения с др. ч-ком

1

2

3

4


Размеры «пространств» личности в рез-те установления близких и подлинных взаимоотношений

1

2

3

4


         Когда ч-к ведёт себя открыто, другие люди могут узнать о нём больше, а это ув-ет возможность взаимопонимания. Если ч-к закрывается от других, то он хуже начинает осознавать самого себя.

 

Вопрос 35

Компоненты первого впечатления: 1. вербальн. –смысл 1-ых 10-ти слов; - имя собеседника; -установление контакта. 2. вокальн. – как говорим; 3. визуальный: внешний вид, невер. ср-ва, контакт глаз. Факторы: соц. фон (люди окруж. нас), соц. контекст (ситуация обстоят-во), одежда, направление взгляда, предварит. инфо.



РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты