|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Вступление России в ВТОВступление России в ВТО | |||||
Содержание |
|
|||||
|
|
|||||
Введение |
4 |
|||||
1. Всемирная торговая организация (ВТО) |
6 |
|||||
1.1 Цели и принципы |
6 |
|||||
1.2 Функции и задачи |
7 |
|||||
1.3 Структура |
9 |
|||||
1.4 Взаимодействие стран-членов ВТО и преимущества членства в ВТО |
10 |
|||||
|
|
|||||
2. Россия и ВТО |
13 |
|||||
2.1 Цели и задачи участия России в ВТО |
13 |
|||||
2.2 Сроки вступления России в ВТО |
14 |
|||||
2.3 Условия вступления России в ВТО |
18 |
|||||
2.4Социальные и экономические последствия |
|
|||||
вступления в ВТО |
21 |
|||||
Заключение |
30 |
|||||
Библиография |
32 |
|||||
Приложение №1 |
|
|||||
|
|
|||||
|
|
|||||
|
|
Введение
Международная торговля и история создания ВТО. Проведенные исследования доказывают, что на современном этапе развития мировой цивилизации необходимым условием роста национального благосостояния страны является включение ее в мировую экономику. XXI век неизбежно станет веком интеграции, как элемента и условия глобализации экономики. Старейшей формой международных экономических отношений является международная торговля. Именно развитие международной торговли создало экономические условия для развития машинного производства, которое зачастую могло расти лишь на базе импортного сырья и массового заграничного спроса. Рост прибыли, обусловленный применением машин, предопределил появление относительно избыточного капитала и вывоз его за границу, что положило начало формированию мирового хозяйства, ускорило процесс интеграции производительных сил. Международной торговый обмен является одновременно предпосылкой и следствием международного разделением труда, выступает важным фактором формирования и функционирования мирового хозяйства. В своей исторической эволюции он прошёл путь от единичных внешнеторговых сделок до долгосрочного крупномасштабного торгово-экономического сотрудничества. В условиях научно-технической революции международный торговый обмен приобретает все большее значение.
Послевоенные годы были отмечены исключительным ростом мировой торговли. Рост экспорта товаров составлял в среднем 6% в год. Общий объем торговли в 1997 году превзошел в 14 раз уровень 1950 года. Система развивалась в процессе проведения серий торговых переговоров (раундов) в рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), заключенного сразу после Второй мировой войны. На первых раундах в основном обсуждались вопросы сокращения тарифов, но позднее переговоры охватили другие области, такие как антидемпинг и нетарифные меры. Последний раунд 1986-1994гг. (“Уругвайский раунд”) привел к созданию в 1995 году Всемирной торговой организации (ВТО).
Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:
Получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;
Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.
Задача ведущихся переговоров о присоединении –
добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть наиболее
выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения
тарифов и открытия внутренних рынков.
Как сказал в одном из интервью министр экономического развития и торговли
Герман Греф, баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен
способствовать экономическому росту, а не наоборот.
Для написания данной работы использовалась техническая литература, а также Интернет сайты.
1. Всемирная торговая организация (ВТО).
1.1 Цели и принципы. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли. Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание постоянно действующего форума стран-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, и контроля за реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений и имеет гораздо большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров.[6]
Соглашения ВТО являются основой современной системы многостороннего регулирования международной торговли, которая была создана в результате переговоров Уругвайского раунда. Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации (ВТО) составляет основу этой системы и соответствующей системы норм, правил, обязательств и процедур. Весь пакет Уругвайского раунда включает Соглашение об учреждении ВТО с приложениями: заявления и решения на уровне министров и договоренности об обязательствах в области финансовых услуг, всего более 50 документов. При присоединении к ВТО страна-кандидат принимает на себя определенные обязательства. Можно выделить два главных направления этих обязательств. Во-первых, это обязательства, связанные с необходимостью приведения национального законодательства и практики его применения в соответствие с нормами и правилами ВТО. Во-вторых, это согласование в ходе переговоров индивидуальных обязательств - условий либерализации доступа на рынок товаров и услуг. Именно с этими направлениями принятия обязательств могут быть связаны и основные экономические последствия присоединения страны к ВТО.
Ключевые принципы ВТО были впервые сформулированы в ГАТТ в 1947 году. Впоследствии в результате переговоров Уругвайского раунда (1986-1994) основные принципы были расширены и получили развитие и уточнение в других соглашениях. Так, были созданы новые правила по торговле услугами, по важным аспектам интеллектуальной собственности, по разрешению споров и обзорам торговой политики.[6]
С 1947 г. обсуждение глобальных проблем либерализации и перспектив развития мировой торговли проходит в рамках многосторонних торговых переговоров (МТП) под эгидой ГАТТ. К настоящему времени проведено 8 раундов МТП, включая Уругвайский, и продолжается девятый.
Главная цель ВТО состоит в дальнейшей либерализация мировой торговли и обеспечении справедливых условий конкуренции.
Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО являются:
- взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле;
- взаимное предоставление национального режима (НР) товарам и услугам иностранного происхождения;
- регулирование торговли преимущественно тарифными методами;
- отказ от использования количественных и иных ограничений;
- транспарентность торговой политики;
- разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т.д.
1.2 Функции и задачи. Важнейшими функциями ВТО являются контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда; проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами; разрешение торговых споров; мониторинг национальной торговой политики стран-членов; техническое содействие развивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО; сотрудничество с международными специализированными организациями. Все страны-члены ВТО принимают обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином "Многосторонние торговые соглашения" (МТС). Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами.[6]
Основные правила и задачи ВТО отражены в многосторонних торговых соглашениях, которые затрагивают торговлю товарами и услугами, а также торговые аспекты прав интеллектуальной собственности, разрешение споров и механизм обзора торговой политики.
Правовую основу ВТО составляют Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 года (ГАТТ-1994), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Соглашения ВТО ратифицировались парламентами всех стран-участниц. Решения принимаются всеми государствами-участниками обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО. Принятие решения большинством голосов тоже возможно, но в ВТО такой практики пока не было; в рамках работы предшественника ВТО, ГАТТ, такие единичные случаи имелись.[8]
"Главные задачи ВТО - либерализация международной торговли, обеспечение ее справедливости и предсказуемости, способствование экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей. Страны-члены ВТО решают эти задачи путем контроля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирования торговых в соответствии с механизмом ВТО, а также оказания помощи развивающимся странам и проведения обзора национальной экономической политики государств".[6]
1.3. Структура. Решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, которая собирается как минимум один раз в два года. Первая конференция состоялась в Сингапуре в декабре 1996 года. Шестая Министерская конференция ВТО прошла в Гонконге (Китай) 13-18 декабря 2005 года. Министры 149 стран-членов одобрили декларацию, которую многие считают значительным прогрессом. В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей членов ВТО, обычно послов и глав делегаций стран-участниц. В ведении Генерального совета также находятся два специальных органа: по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме того, Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам. Генеральный совет делегирует функции трем советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами. Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам. Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соответствующего соглашения (ТРИПС), занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами.[6]
Многочисленные специализированные комитеты и рабочие группы занимаются отдельными соглашениями системы ВТО и решением вопросов в таких областях, как защита окружающей среды, проблемы развивающихся стран, процедура присоединения к ВТО и региональные торговые соглашения.
Секретариат ВТО, который базируется в Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников; его возглавляет генеральный директор. Секретариат ВТО, в отличие от подобных органов других международных организаций, не принимает решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены. Основные обязанности Секретариата – обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО. На сегодняшний день таких стран насчитывается более двадцати.
1.4 Взаимодействие стран-членов ВТО и преимущества членства в ВТО. Членами ВТО в настоящее время являются уже 149 стран мира, и в ближайшие годы их число будет расти. Два фундаментальных принципа ВТО – это недискриминация и обеспечение доступа на рынок. Принцип недискриминации реализуется через применение режима наиболее благоприятствуемой нации (РНБ), при котором страна обеспечивает одинаковые условия торговли для всех участников ВТО. Такой принцип позволяет каждой стране-участнице получать гарантии справедливого и последовательного отношения к ее экспорту на рынках других стран, обязуясь обеспечивать такие же условия для импорта на свой собственный рынок. В выполнении обязательств развивающимися странами предусмотрены сравнительно большая гибкость и свобода действий.[7]
Доступ на рынок обеспечивается, помимо применения РНБ и национального режима, также путем отмены количественных ограничений импорта в пользу таможенных тарифов, которые являются более эффективным средством регулирования товарооборота, а также гласностью и прозрачностью в вопросах торговых режимов стран-участниц.
Задача взаимодействия заключается в усилении прозрачности, в разъяснении торговой политики тех или иных стран, и в оценке последствий ее проведения. Политика всех стран-членов ВТО подвергается регулярному “рассмотрению”; в каждом обзоре содержатся отчеты соответствующей страны и Секретариата ВТО. С 1995 года был произведен обзор политики 45 стран – членов организации.
Большим достижением ВТО является Соглашение о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров, предусматривает создание системы, в которой страны могли бы урегулировать свои разногласия в ходе консультаций. О доверии к данной системе свидетельствует количество споров, которые выносились в ВТО: 167 дел к марту 1999 г. в сравнении с 300 делами, которые были рассмотрены в течение всего периода существования ГАТТ (1947-94 гг.)[6]
Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Общие преимущества от членства в ВТО можно суммировать следующим образом:
- получение более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики;
- устранение дискриминации в торговле путем доступа к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов в случае, если они ущемляются партнерами;
- возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли.
Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО.[6]
2. Россия и ВТО
2.1 Цели и задачи участия России в ВТО. В настоящее время практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО, и Россия, в этом смысле, не является исключением. Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:
· получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;
· доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
· создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
· расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;
· создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
· участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
· улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.
Задача ведущихся переговоров о присоединении – добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков. По мнению министра экономического развития и торговли Германа Грефа, баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот.[7]
2.2. Сроки вступления России в ВТО. Процедура вступления в ВТО занимает в среднем 5-7 лет (из справки, представленной Министерством торговли). Рекордно короткий срок присоединения у Киргизии, которая присоединялась менее трех лет, и Грузии - четыре года. Более десяти лет присоединялись Тайвань и Армения. Абсолютным рекордом длительности присоединения установил Китай (15 лет).
Россия этим занимается уже 13-й год. Она обратилась с официальной заявкой о присоединении к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ) в 1993 году. В соответствии с процедурами была создана Рабочая группа (РГ), в которую вошли представители заинтересованных участников ГАТТ. Мандат Рабочей группы (преобразованной после учреждения ВТО в РГ по присоединению Российской Федерации к ВТО) состоит в изучении торгового режима и выработке условий участия России в ВТО. Круг ведения российской Рабочей группы является стандартным для всех присоединяющихся стран и сформулирован следующим образом:
"Изучить заявку Правительства Российской Федерации о присоединении к Всемирной торговой организации на основании Статьи XII и представить Генеральному Совету рекомендации, которые могут включать проект Протокола о присоединении".[8]
Переговорный процесс по присоединению России к ВТО начался в 1995 году. В начале его основное содержание составляло детальное рассмотрение на многостороннем уровне экономического механизма и торгово-политического режима России на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО. После представления в 1998 г. первоначальных предложений по тарифным уступкам в области товаров и предложений по уровню поддержки сельского хозяйства, а в 1999 г. - первой редакции перечня специфических обязательств по услугам и списка изъятий из режима наибольшего благоприятствования (РНБ) начались переговоры на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами-членами РГ об условиях членства России в этой влиятельной международной экономической организации. [6]
В настоящее время в состав Рабочей группы по присоединению России к ВТО входит 67 стран-членов (ЕС как один), при этом в переговоры по доступу на рынок товаров вовлечено 53 страны, по доступу на рынок услуг - 29. Переговоры проходят в Секретариате ВТО в Женеве как на многостороннем (по системным вопросам - формальные и неформальные заседания Рабочей группы, по сельскому хозяйству - плюрилатеральные консультации с участием заинтересованных стран-членов Рабочей группы), так на двустороннем уровне (по доступу на рынок товаров и услуг, а также по отдельным элементам системного характера). Проект, подготовленный Секретариатом ВТО, аккумулирует результаты продолжающихся с 1995 г. переговоров по изучению торгового режима России и совместимости его с нормами ВТО. За эти годы российской делегацией было представлено в Секретариат ВТО около 200 аналитических документов, более 1000 законодательных и нормативных актов на английском языке. По процедурам присоединения создаются специальные рабочие группы, где рассматриваются заявления соискателей. По процедурам, утвержденным в ВТО, Россия обязана провести необходимые переговоры-консультации с каждым заинтересованным членом рабочей группы (в эту рабочую группу входят все основные партнеры Российской Федерации, т.е. шестьдесят семь стран).[9] Это одна из причин, сдерживающих процесс присоединения. Есть еще два аспекта, тормозящие присоединение к ВТО: объективный и субъективный. Объективно основой переговоров является сложившиеся торгово-экономические отношения с той или страной. Например, говорить с ведущими игроками ВТО, так называемой группой "квадро" (США, ЕС, Канада и Япония) достаточно тяжело, ввиду сложившихся связей, которые требуют, несмотря на взаимный интерес, решения всего комплекса существующих проблем. С другой стороны, существует субъективный настрой делегации той страны, с которой ведет наша страна переговоры.
С 2000 года представители Минэкономразвития России провели около 500 встреч с представителями деловых кругов по обсуждению российской позиции на переговорах с различными союзами экспортеров, импортеров и объединениями товаропроизводителей. Регулярно проводятся консультативные встречи с Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), Торгово-промышленной палатой Российской Федерации (ТПП), представителями научных и общественных организаций.
В марте 2004 г. в Минэкономразвития России в рамках совещания Министра экономического развития и торговли Г.О.Грефа с руководителями внешнеэкономических служб субъектов Федерации состоялся «круглый стол», на котором обсуждались, в том числе региональные аспекты присоединения России к ВТО. В 2002-2005 годах проведено свыше 140 региональных конференций "Россия, ВТО и интересы российского бизнеса" во всех федеральных округах и более чем в 45 субъектах Федерации, организованные Минэкономразвития России при участии комитетов Государственной Думы, РСПП, ТПП, региональных администраций и деловых кругов. Созданная летом 2003 года Рабочая группа президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросу присоединения России к ВТО завершает подготовку доклада с участием представителей регионов для его рассмотрения на заседании Государственного совета Российской Федерации. В 2004 года Министерство провело обучение государственных служащих в 18 регионах по практическим аспектам предстоящего участия в ВТО. По данным независимых опросов общественного мнения, к середине 2004 года более половины россиян высказывались за присоединение России к ВТО (в 2001 году – менее 20 процентов).[1]
19 октября 2005 г. в Женеве состоялось двадцать девятое заседание Рабочей группы по присоединению России к ВТО, в ходе которого была продолжена работа над третьей редакцией доклада РГ о присоединении России к ВТО. В рамках очередного раунда переговоров по присоединению Росси к ВТО 14-21 октября 2005г. российская делегация, в частности, провела двусторонние переговоры о доступе на рынки товаров и услуг с представителями США, Австралии, Канады и Бразилии. Одновременно в Женеве прошли заседания рабочих групп по системным вопросам – сельскому хозяйству, ветеринарным и фитосанитарным мерам. Главным итогом раунда стало завершение переговоров с Бразилией и Аргентиной (см. приложение № 1).
В результате интенсификации переговорного процесса в 2003-2005 годах российская делегация вышла на завершающую стадию присоединения, в ходе которой предстоит решать наиболее сложные и проблемные вопросы. Обсуждение условий присоединения с основными торговыми партнерами проходит практически в непрерывном режиме. Россия не готова присоединиться к ВТО на любых условиях. Потенциальные обязательства по всем параметрам (тарифы, обязательства в области сельского хозяйства, доступ на рынок услуг, системные вопросы) будут основываться на реальном положении в экономике России и перспективах ее развития, а также должны будут обеспечивать необходимую защиту национальных производителей при сохранении адекватной конкурентной среды.[6]
По мнению Министра экономики Германа Грефа Россия вступит в ВТО в 2007 году. "В этом году максимально завершим переговорный процесс, а уже в следующем году приступим к формальным процедурам вступления России в ВТО. Этот процесс в обычном графике занимает полтора года", – заявил глава Минэкономразвития на совещании президента с членами правительства.[7]
2.3 Условия присоединения России к ВТО. В рамках процесса присоединения российской делегацией ведутся переговоры по четырем направлениям, а их основой являются документы и переговорные предложения, утверждаемые Правительством Российской Федерации.
2.3.1. Переговоры по тарифным вопросам. Цель – определение максимального уровня («связывания») ставок ввозных таможенных пошлин по всей Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, право на применение которых Россия получит после присоединения к ВТО. В течение осени 2004 года российская делегация провела серию интенсивных переговоров с 20 странами-членами РГ, в феврале 2005 г. в Женеве - с 15 странами, в том числе Японией, Индией, Турцией, Филиппинами, Хорватией, Перу, Норвегией, Коста-Рикой, Аргентиной, Австралией, Канадой, Болгарией, Египтом. В настоящее время с партнерами согласовано около 90 % тарифных позиций. Среди проблемных сфер, где согласия между сторонами пока не найдено, - ряд сельскохозяйственных товаров, авиатехника, автомобили, мебель и др. Переговоры завершены с 33 странами, в т.ч. Таиландом, Чили, Тайванем, Венесуэлой, Сингапуром, Р. Корея, Китаем, Новой Зеландией, Израилем, Индонезией, Турцией, Европейским союзом (ЕС), Исландией, Кубой, Мексикой и Норвегией. [6]
2.3.2. Переговоры по сельскохозяйственной проблематике, помимо тарифного аспекта, включают обсуждение допустимых объемов внутренней государственной поддержки аграрного сектора (AMS) в рамках, так называемой, «желтой» корзины (субсидии, подлежащие сокращению) и уровня экспортных субсидий на сельхозтовары и продовольствие. Рассмотрение этих вопросов, как правило, проходит на многосторонних консультациях с участием членов группы «квадро» (США, ЕС, Япония, Канада), стран Кернской группы (ведущие либерально настроенные экспортеры сельхозпродукции) и других заинтересованных государств. Данные переговоры носят крайне сложный характер. В октябре 2003 г. на встрече в Женеве российская делегация представила пакет документов, включающий новые предложения по AMS. Последний раунд консультаций по сельскому хозяйству прошел 21 июня 2005 г. в Женеве.[6]
2.3.3. Переговоры по доступу на рынок услуг имеют своей целью согласование условий доступа иностранных услуг и поставщиков услуг на российский рынок. В октябре 2003 года был подписан протокол с Киргизией. К настоящему времени переговоры по услугам завершены с 16 членами РГ - Венгрией, ЕС, Китаем, Кореей, Тайванем, Таиландом, Турцией, Чили, Сингапуром, Венесуэлой, Новой Зеландией, Мексикой и Норвегией. Примерно с шестью странами переговоры находятся на завершающей стадии. 28 января 2005 г. в Париже, а также 13-15 февраля в Женеве прошла серия двусторонних переговоров с делегацией США. С 13 по 18 февраля 2005 г. в Женеве прошел раунд переговоров с Канадой, Австралией, Египтом, Норвегией, США и Японией. Продолжаются переговоры с США, Канадой, Японией, Швейцарией, Норвегией, Австралией, Индией. Наиболее остро переговоры идут по таким чувствительным секторам как финансовые, «энергетические» и телекоммуникации, доступ в которые представляет особый коммерческий интерес для ведущих членов ВТО. Кроме того, некоторые страны заинтересованы в улучшении условий доступа на российский рынок физических лиц - поставщиков услуг (Индия, Канада, Швейцария). По итогам завершившихся переговоров Россия согласилась принять обязательства примерно по 100 секторам услуг (из 155 секторов, предусмотренных классификацией ВТО). В некоторых случаях позиция России предусматривает более жесткие условия работы иностранных поставщиков на российском рынке по сравнению с условиями, предусмотренными действующим законодательством. Такая позиция позволит при необходимости использовать дополнительные инструменты защиты национальных поставщиков от иностранной конкуренции в будущем.[6]
2.3.4. Переговоры по системным вопросам посвящены определению мер, которые Россия должна будет предпринять в области законодательства и его правоприменения для выполнения своих обязательств как участника ВТО. Основой для переговоров является проект Доклада РГ (далее Доклад) – ключевой документ, где будут изложены права и обязательства, которые Россия примет на себя по итогам всех переговоров. Запросные требования стран ВТО в этой сфере в целом можно разделить на три части:
· несоответствие российского законодательства и правоприменительной практики положениям ВТО. Основные обеспокоенности членов РГ касаются применения ряда положений таможенного законодательства, тарифных квот на мясо, излишних требований, предъявляемых к импортным товарам в сфере нетарифных мер (алкоголь, фармацевтика и др.), а также в области применения санитарных и фитосанитарных мер, системы субсидирования промышленности и т.д. Участники переговоров требуют безусловного выполнения этих «стандартных» положений ВТО с момента присоединения;
· применение Россией после присоединения некоторых элементов регулирования в сфере внешнеэкономической деятельности, в принципе разрешенных ВТО, что может быть обусловлено определенными обязательствами, которые фиксируются в докладе РГ («переговорные» требования);
· запросы отдельных стран-членов РГ, выходящие за рамки обязательств многосторонних торговых соглашений ВТО (требования «ВТО+»): присоединение к «необязательным» соглашениям по правительственным закупкам и гражданской авиатехнике, отмена экспортных пошлин и т.д. Также ряд членов РГ пытаются решать проблемы сугубо двусторонних торгово-экономических отношений, не входящих в компетенцию ВТО, в рамках обсуждения системных вопросов;
По энергетическому пакету позиция российской стороны, зафиксированная в формулировке для доклада РГ и двусторонних договоренностях с ЕС, состоит в том, что Правительство Российской Федерации намерено проводить политику, направленную на то, чтобы поставки газа российским промышленным потребителям осуществлялись по ценам, обеспечивающим возмещение издержек производителей дистрибьюторов, а также получение ими прибыли при нормальном осуществлении коммерческой деятельности. Этот принцип не касается условий продажи газа населению.[2]
2.4. Социально-экономические последствия вступления России в ВТО. Анализом возможных социально-экономических последствий вступления страны в ВТО занимаются ряд научных институтов России.
Анализ экономических последствий присоединения сосредоточен на следующих аспектах:
- исследовании последствий изменения законодательства в соответствии с нормами и правилами ВТО как в отношении отражения общих принципов, так и выполнения конкретных требований в области применения инструментов торговой политики;
- исследовании последствий принятия обязательств по доступу на рынок товаров и услуг;
- исследовании возможностей использования механизмов защиты внутреннего рынка в случае демпинга или применения иностранных субсидий.
Соответственно, последствия принятия обязательств в рамках процесса присоединения могут носить как качественный характер - например, изменение законодательства, так и количественный - например, динамика и соотношение производства и импорта, которые могут быть наблюдаемы и оценены статистически.[3]
Анализ возможных обязательств в области изменения
законодательства и применения правил торговли в целом
показал, что следование нормам и правилам ВТО не создаст существенных
негативных экономических последствий. Применение принципов национального режима
(НР) и режима наибольшего благоприятствования (РНБ), если и приведет к
некоторому обострению иностранной конкуренции на внутреннем рынке, то
компенсирующим эффектом станет повышение транспарентности в бизнесе, возросший
уровень предсказуемости действий властей и устранение неоправданных ограничений
на рынке. Обязательства в области применения НР также могут касаться практики
применения косвенных налогов при импорте - НДС и акцизов. Возможные изменения
порядка взимания этих налогов могут сказаться на размерах поступлений в бюджет,
однако они практически не отразятся на размерах импорта и условиях конкуренции
иностранных и отечественных товаров на внутреннем рынке. Налагаемые в рамках
норм и правил ВТО ограничения в использовании ряда нетарифных инструментов
регулирования импорта также не приведут, как представляется, к заметным
экономическим последствиям, т.к. в настоящее время применение таких
инструментов не практикуется широко, а действующее законодательство ставит для
него известные рамки. В первую очередь это относиться к применению таких
инструментов, как лицензирование и количественные ограничения.
Обязательства в рамках ВТО могут затронуть также практику
применения таможенных налогов и сборов. В данном случае возможные экономические
последствия для импорта будут зависеть в основном от того, каким образом будут
устанавливаться и применяться такие сборы, т.к. правила ВТО предусматривают
лишь их взаимосвязь с фактическими расходами таможенных органов на
осуществление таможенных процедур. Таким образом, страна-член самостоятельно
может определить порядок их установления и взимания на основе этого правила. В
целом применение норм и правил ВТО в данной области не приведет к
принципиальным изменениям механизмов регулирования торговли, а также не вызовет
заметного роста импорта и резкого изменения условий конкуренции иностранных и
отечественных товаров на внутреннем рынке.
Таким образом, выполнение обязательств в области обеспечения соответствия внутреннего законодательства нормам и правилам ВТО и следование ограничениям в отношении использования нетарифных инструментов не приведет к заметным отрицательным последствиям для развития производства. Напротив, изменение законодательства может стать фактором повышения конкурентоспособности российских предприятий за счет устранения некоторых излишних ограничений, формирования здоровой конкурентной среды с равными и недискриминационными условиями ведения предпринимательской деятельности, а также увеличения уровня транспарентности законодательства и мер регулирования.
Результаты подробного количественного анализа последствий принятия обязательств в области доступа на рынок указывают на то, что возникновение существенных негативных последствий является маловероятным. Ключевыми факторами, которые будут определять темпы развития промышленности в целом и отдельных отраслей, будут те, которые непосредственно не связаны с возможными обязательствами в рамках ВТО. Это, прежде всего факторы внутриэкономического характера. При этом можно предположить, что возможные изменения условий доступа на рынок иностранных товаров не скажутся радикально на условиях конкуренции отечественных и иностранных товаров на внутреннем рынке и не приведут к существенным отрицательным последствиям для экономики.
Положительные последствия либерализации международной торговли проявляются в большей степени на рынке услуг, чем в торговле товарами. Это обусловлено, прежде всего, тем, что производство и торговля услугами в РФ находятся еще в стадии становления, и пока еще не сложилась система привязки ресурсов к конкретным секторам услуг. Более высокая подвижность ресурсов позволяет в большей мере воспользоваться преимуществами либерализации внешней торговли. Кроме того, при общем низком уровне развития сектора услуг приток иностранных капиталов и расширение деятельности иностранных поставщиков услуг способны оказать положительное стимулирующее воздействие. При этом, разумеется, возможны ухудшение положения на рынке и ослабление конкурентных позиций некоторых российских поставщиков услуг. Однако эти трудности могут испытывать отдельные фирмы, но не экономика в целом. Важно также отметить, что изменение условий доступа на рынок в результате переговоров затронет лишь некоторое число секторов услуг и компонентов системы инструментов регулирования. В отношении большинства секторов услуг и инструментов регулирования заметного изменения практики применения мер и ограничений не произойдет, поскольку они не являются предметом обсуждения в ходе переговоров по доступу на рынок и не входят в сферу обязательств в рамках Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС).[2]
Анализ возможных тенденций изменения тарифного барьера в связи присоединением к ВТО и соответствующей возможной динамики импорта и производства показывает, что не произойдет заметного изменения общих тенденций развития экономики. Приведенные выводы справедливы для всех рассмотренных основных сценариев принятия индивидуальных обязательств (т.е. условий либерализации доступа на рынок товаров и услуг): установление в течение переходного периода импортных пошлин на уровне связывания в соответствии с тарифными предложениями, замораживание пошлин на текущем уровне с последующим снижением в соответствии с тарифными предложениями в течение переходного периода (т.е. установлении фактического уровня пошлин ниже предлагаемых уровней связывания), вариант сценария с учетом возможных изменений практики взимания НДС и таможенных сборов (дополнительный сценарий).
Независимо от того, состоится ли присоединение России к ВТО или нет, объем экспорта относительно промышленного производства будет иметь некоторую тенденцию к снижению после 2004 года. Такая тенденция вполне естественна и является следствием экономической стабилизации и экономического роста, что выражается в активизации внутреннего спроса и расширении объема внутреннего рынка. При этом значение экспорта, как фактора, компенсирующего падение спроса на внутреннем рынке в условиях спада, сократится. Таким образом, напрашивается вывод о достаточно высокой инерционности российской экономики, ее устойчивости к такому рычагу экономического регулирования, как условия доступа на рынок иностранных товаров. Основные тенденции развития экономики будут определяться отнюдь не факторами, связанными с присоединением или неприсоединением России к ВТО, а общим ходом экономического развития.
Исследования показали, что практически для всех отраслей условия присоединения или неприсоединения к ВТО не являются ключевым фактором для динамики соотношения импорта и собственного производства. Наиболее чувствительными к присоединению или неприсоединению к ВТО по показателю соотношения импорта и внутреннего производства в текущих ценах являются такие отрасли как: мясомолочная, микробиологическая промышленность, тракторное и сельскохозяйственном машиностроение, химико-фармацевтическая промышленность, а также автомобилестроение.
На основании данных по 83 отраслям можно выделить группу наименее «чувствительных» (или «нечувствительных») к тарифному барьеру отраслей по показателю объемов промышленного производства, для которых различие динамики производства в случае присоединения и динамики в случае неприсоединения составляет менее 0,1%. В эту группу входят 35 отраслей. Еще для 36 отраслей расхождение между результатами прогноза по первому и второму сценариям находится в интервале от 0,1% до 1%. С учетом приведенных выше перечней «чувствительных» и «нечувствительных» отраслей промышленности можно сформулировать следующие выводы: в группу «чувствительных» отраслей входят, пожалуй, только две отрасли, состояние которых может существенно сказываться на бюджетах ряда субъектов федерации. Это такие отрасли, как автомобилестроение, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение. Даже временная остановка указанных производств может серьезно усложнить финансовое положение отдельных региональных бюджетов. Предприятия остальных «чувствительных» отраслей могут существенно влиять на формирование местных бюджетов, если они являются градообразующими. Поэтому проблемы, которые могут возникнуть в рамках «чувствительных» отраслей будут проявляться в первую очередь на уровне местных бюджетов. Ни одна из приведенного выше списка «чувствительных» отраслей не является «бюджетообразующей» на федеральном уровне. Таким образом, проблемы, которые могут возникнуть в этих отраслях либо вообще не скажутся на федеральном бюджете, либо будут сказываться косвенно - через рост потребности отдельных регионов в финансовой помощи центра.
В области применения мер защиты внутреннего рынка (антидемпинговые, компенсационные и защитные меры) основные трудности будут связаны с необходимостью обеспечения юридической и процедурной чистоты и четкости применения мер при повышении активности и увеличении масштабов их использования. При этом возникнет потребность в дополнительных расходах как на уровне частных компаний, так и государства, а также дополнительных инвестиций в создание юридической и консультационной инфраструктуры, подготовку кадров соответствующей квалификации.
Таким образом, присоединение России к ВТО имеет свои «плюсы» и «минусы».
Плюсы:
1. "Россия станет полноправным участником нового раунда переговоров и
сможет или самостоятельно, или в коалиции с другими государствами отстаивать
приемлемые для себя позиции. В противном случае, так как переговоры и принятие
решений в ВТО проходят постоянно, мы должны будем присоединяться к совершенно
другой организации и не сможем повлиять на принимаемые решения.
2. Присоединение к ВТО позволит стабилизировать российское внешнеторговое
законодательство, сделать правила игры постоянными и предсказуемыми, что в
системном плане должно способствовать развитию внешней торговли. Кроме того,
будет приведено в соответствие с федеральным законодательством законодательство
субъектов федерации. Вступление в ВТО подразумевает адаптацию нашего
законодательства к международным нормам - положительный фактор для российского
бизнеса - бизнес станет прозрачнее, иностранные инвесторы не будут бояться
вкладывать деньги в российскую экономику
3. В качестве члена ВТО Россия сможет использовать специальный механизм для
разрешения торговых споров.
4. Российские экспортеры и импортеры должны будут выучить
правила игры на рынке. Это будет способствовать развитию нормальных форм
участия во внешнеэкономической деятельности и в конечном итоге может снизить
утечку капитала, повысить добросовестность участников ВЭД, облегчить
деятельность государственных органов по реагированию на запросы отечественных
производителей и потребителей.
5. Наличие ограниченного во времени переходного периода по отдельным отраслям
заставит их активнее заниматься развитием производства и повышением
конкурентоспособности своей продукции. Ослабится отраслевое и региональное
лоббирование новых законов. Основные тенденции и темпы развития экономики в
целом и отдельных отраслей и секторов, как в случае присоединения, так и
неприсоединения к ВТО будут определяться в целом одними и теми же факторами,
которые преимущественно не связаны непосредственно с фактом присоединения к
ВТО.
Минусы:
· "резкое усиление конкуренции со стороны иностранных производителей товаров и услуг на внутреннем рынке, которое может привести к спаду промышленного и сельскохозяйственного производства, еще более усилится сырьевая специализация России;
· ухудшение торгового и платежного балансов, обострение проблемы обслуживания государственного внешнего и внутреннего долга;
· серьезные проблемы возникнут в области интеграционных процессов стран - членов СНГ и Таможенного союза в связи с необходимостью изменять всю систему предоставляемых в рамках Содружества преференций в области торговли и оказания услуг;[8]
Социальные последствия вступления России в ВТО. Говоря о социальных последствиях вступления России в ВТО, многие эксперты сходятся во мнении, что они будут равноценны "шоковой терапии". С вступлением России во ВТО неизбежны такие социально-экономические последствия, как высвобождение рабочей силы в неконкурентоспособных отраслях, рост безработицы, массовая миграция рабочей силы. Финансовое бремя по преодолению этих последствий может целиком лечь на работодателей. Российские предприниматели в своей массе поддерживают вступление России в ВТО, однако настаивают на соблюдении условий, при которых будет обеспечен благоприятный для России баланс экономических интересов. Сегодня, необходимо приложить усилия работодателей, профсоюзов и государства для того, чтобы с учетом международного опыта проанализировать возможные негативные последствия и совместно разработать пути их преодоления. Вот некоторые примеры. Мы знаем, что «ГАТТ[1]» заставит нас сделать тарифную систему и таможню более рациональными. Ведь мы сами, российские предприниматели и потребители, мучаемся с этой системой, которая намеренно запутана, феодально непрозрачна и крайне коррумпирована. На фоне переговоров по вступлению России в ВТО Правительство предпринимает отчаянные усилия по ее упрощению и внесению большей прозрачности. Вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) может привести не только к либерализации торговли и привлечению инвестиций, но и к заметным социальным последствиям, присущим любой стане, столкнувшейся с глобализацией. Поспешное вступление во Всемирную торговую организацию может обернуться тем, что ситуация в сфере занятости населения может выйти из-под контроля. Опыт западных стран, где рабочие разорившихся предприятий переезжали в другие регионы и находили себе там работу, на российской почве по объективным причинам совершенно неприменим. Переток рабочей силы, учитывая неразвитость жилищной инфраструктуры, огромных (в десятки и сотни раз больших) расстояний нашей страны - абсолютно невозможный вариант. Прежде всего, в трудной ситуации окажутся представители мелкого бизнеса, сельского хозяйства, автомобилестроения, авиастроения. По прогнозам Союза товаропроизводителей могут пострадать большое число мелких и средних организаций, работающих на местные рынки. Возможная смерть автомобильной и авиационной отраслей повлечет за собой остановку многих смежных производств и массовую безработицу. Пока что региональный аспект присоединения России к ВТО изучен не достаточно. Имеется лишь некоторая информация по отдельным регионам. Однако уже сейчас можно сказать, что из-за неконкурентоспособности своих предприятий пострадают многие регионы за исключением организаций, обладающих значительным экспортным потенциалом.
Заключение
Задача ведущихся переговоров о присоединении – добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков. По высказыванию министра экономического развития и торговли Германа Грефа, баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот. За 2001-2005 годы при участии научных и деловых кругов подготовлено более десяти коллективных исследований, посвященных оценке социально-экономических последствий присоединения к ВТО.[6]
Уменьшение прямого государственного регулирования внутренних цен на энергоносители и транспортные тарифы, сближение их с уровнем мировых цен вызовет неизбежный рост затрат в производстве, особенно в энергоемких отраслях, следствием чего станет снижение ценовой конкурентоспособности на экспортируемую продукцию. К тому же неизбежное снижение внутреннего потребления подорожавших энергоресурсов негативно отразится на развитии национальных производств, вызовет рост инфляции.[10]
Предпосылки для стратегической рефокусировки экономической политики государства налицо. Во-первых, за прошедшие после августовского кризиса годы российское хозяйство вышло из восьмилетней черной полосы "экономики спада". Однако надо четко понимать, что ставка на внутренний рынок и раскрутку экономики, ориентированной на потребление, не есть курс на автаркию. Это не глобальная стратегия "на все времена". Долгосрочная задача стоит еще шире - не просто совершить очередную "догоняющую модернизацию", но и обеспечить поддержание конкурентоспособности российского хозяйства в мировом контексте.
Итак, стратегический план реинтеграции России в мировое хозяйство можно представить себе таким образом. Ближайшие 10-15 лет Правительство проводит политику "опоры на собственные силы": ставка на внутренний рынок; сырьевые экспортные отрасли используются как доноры; стратегически важные и потенциально конкурентоспособные отрасли и сектора внутреннего рынка защищаются от поглощения иностранцами; приветствуется и всячески стимулируется импорт капитала и технологий, а не товаров; государством проводится агрессивная промышленная политика. При этом вступление в ВТО осуществляется с максимумом оговорок переходного периода. В дальнейшем проводится резкая либерализация доступа иностранных товаров и производителей на внутренний рынок (одновременно со снятием всех ограничений на наш доступ на зарубежные рынки), отечественные компании секторов с высокой добавленной стоимостью вступают в открытую международную конкуренцию вне и внутри России. Главной гарантией отсутствия серьезных негативных последствий либерализации доступа на рынок и принятия иных обязательств является проведение сбалансированной и рациональной политики, прежде всего в отношении мер регулирования внутреннего рынка, продолжение курса реформ в направлении устранения неоправданных ограничений в деятельности российских предприятий, формирование здоровой и справедливой конкурентной среды и создание условий для повышения мобильности ресурсов и факторов производства внутри российской экономики. Все это не только позволит компенсировать потенциальные проблемы и сложности, связанные с присоединением, но и даст возможность воспользоваться преимуществами членства в ВТО.
Библиография
1. Материалы Круглого стола от 18-19 ноября 2005 года «Присоединение России к ВТО: социально-экономический аспект». Центр стратегических программ.
2. Моделирование экономических систем и прогнозирование их развития.Авторы: Чернышев С.Л. Издательство: "Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана" год издания: 2003.
3. Официальный сайт«Федеральной службы государственной статистики» www.gks.ru.
4. Постоленко М.Л. «Практика внешнеэкономической деятельности»,издание 1994г.
5. Пути развития экономики России: теория и практика. Авторы: Покидченко М.Г., Сперанская Л.Н., Дробышевская Т.А. Издательство: "ИНФРА-М" Год издания: 2005.
6. Российский информационный сайт Всемирной торговой организации (ВТО). http://www.wto.ru/
7. Российский информационный сайт агенства «newsinfo». www.newsinfo.ru
8. Российский информационный сайт фонда « Общественное мнение» www.fom.ru.
9. Федеральный закон “О техническом регулировании” от 30.12.02 №184
10. Экономика: Учебник / Под ред. доц. А. С. Булатова. 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство БЕК, 2002.
[1] Генерального соглашения по тарифам и торговле.
НОВОСТИ | ||
Изменения | ||
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер |
СЧЕТЧИК | ||
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |