|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Методика формирования понятия Плазма в школьном курсе физикиМетодика формирования понятия Плазма в школьном курсе физикиТольяттинский Государственный Университет Кафедра методики преподавания физики и физической электроники Курсовая работа Формирование понятия «плазма» в школьном курсе физики. Выполнил: Королёв А. В. /Ф-501/ Руководитель: к.п.н. Антонов В. В. Тольятти 2002 г. Оглавление: 1. Введение…………………………………………………………………...3 2. Формирование понятия «плазма»………………………………………..4 2.1 Основные этапы формирования физического понятия…………….4 2.2 Введение понятия «плазма»………………………………………….5 2.3 Свойства плазмы……………………………………………………..10 2.4 Применение плазмы……………………………………….…………11 3. Перспективы в области изучение плазмы в школьном курсе………….12 Возможные пути для изучения плазмы…………………………………12 *** Материал для спецкурса по физике по теме «ПЛАЗМА»…………….13 4. Заключение………………………………………………………………...31 5. Используемые источники информации………………………………….32 1. Введение В настоящее время уровень развития такой науки, как физика, в мире достаточно высок. И, естественно, программы обучения физики, школьного курса, так же не должны отставать от уровня развития самой науки. Учащимся нужно, по возможности, находиться в курсе всех новшеств и наиболее интересных открытий и разработок. Но ознакомить учащихся с понятием плазмы необходимо, так как в
последние годы свойства веществ, находящихся, как принято говорить в С педагогической точки зрения учебный материал по физике плазмы имеет
огромное познавательное и мировоззренческое значение, большой практический
интерес. На этом материале решается ряд педагогических проблем:
политехническая направленность курса физики, формирование диалектико-
материалистического мировоззрения учащихся, развитие их естественнонаучных
представлений и общего кругозора. Изучение плазменного состояния должно
стать частью учения о веществе и его физических свойствах. 1. Объяснить процесс формирования понятия «плазма» в школе 2. Наметить возможные перспективы в области изучения плазмы и обозначить возможный материал для этого. 1. Формирование понятия «плазма» 2.1 Основные этапы формирования физического понятия. Физика преподаётся как экспериментальная наука. Исходный материал для изучаемых вопросов в основном приобретается учащимися из целенаправленно поставленных наблюдений и опытов, в том числе и в домашних условиях. Последующее абстрагирование и обобщение данных опытов и наблюдений приводит к выделению основных физических понятий, созданию каких либо моделей, установлению принципов, законов и теорий. Заключительный этап – практика для учащихся выступает как применение приобретённых знаний в различной учебной деятельности, при решении задач, на лабораторных работах и, наконец, в общественно полезном и производительном труде. Процесс формирования всякого физического понятия состоит в последовательном раскрытии качественных и количественных свойств изучаемых предметов и явлений, до состояния их словесного определения и осознания возможностей их практического применения. Формирование физических понятий происходит на двух этапах. Первый этап – движение от чувственно – корректного восприятия к абстрактному. В ходе чего детей учат видеть и уметь выделять в предмете или явлении его наиболее существенные признаки. Показывают, как в науке происходит абстрагирование. В итоге вводится словесное определения нового понятия. На втором этапе осуществляется обобщение введённого понятия, более полно раскрывается его содержание и связь с другими. Соответственно к моменту начала процесса формирования понятия учащийся должен обладать базой необходимых для этого знаний, умений и навыков. 2.2 Введение понятия «плазма» Одно из важных условий обучения состоит в том, чтобы дать основы научных
знаний о природе. Эти знания должны соответствовать динамично развивающимся
научным взглядам, т.е. преподаватель должен иметь понятие и о новых
физических теориях, и о перспективных с точки зрения применения областях
науки, прежде всего о тех, которые становятся базой новой техники. Согласно
проекту Стандарта образования требуется сформировать определенную систему
знаний о веществе. Она включает в себя знания о строении и физических
свойствах вещества в трех его состояниях: твердом, жидком и газообразном. Ведение понятия «плазма» лучше начать с истории его возникновения, и объяснения значения слова «плазма». Долгий путь вёл человека к познанию плазмы, к её использованию в различных отраслях техники. Когда же наука и техника включили плазму в сферу своего внимания, рост знаний о ней и её практическое применение пошли семимильными шагами. Тут и возникли плазмохимия и плазмохимическая технология. Ещё крупнейший древнегреческий учёный Аристотель предполагал, что все
тела состоят из четырёх низших элементов-стихий: земли, воды, воздуха и
огня. Дальнейшее развитие науки наполнило новым содержанием эти термины. Человек познакомился с плазмой на заре своего существования, увидев
молнию. Плазма окружает нашу Землю в виде ионосферы, обеспечивая устойчивую
радиосвязь на Земле. Плазму представляют собой наше Солнце и все звезды Термин плазма был введен физиологами в середине прошлого века для
обозначения бесцветного жидкого компонента крови, молока или живых тканей. В 1923 г. американские физики И.Ленгмюр и Л.Тонкс назвали плазмой особое
состояние ионизованного газа. Физиков плазма сначала интересовала как
своеобразный проводник электрического тока, а также как источник света. В
настоящее время мы рассматриваем физические свойства плазмы под другим
углом зрения - и плазма предстает перед нами в новом облике. Во-первых, это
естественное состояние вещества, нагретого до очень высокой температуры, во-
вторых, это динамическая система - объект приложения электромагнитных сил. Для более быстрого и ёмкого восприятия темы процесс возникновения плазмы можно показать на достаточно простом опыте (процесс нагревания): Пусть в замкнутом сосуде, сделанном из очень тугоплавкого материала, находиться небольшое количество какого-либо вещества. Начнём подогревать сосуд, постепенно повышая его температуру. Если первоначально вещество, содержащееся в сосуде, было в твёрдом состоянии, то в некоторый момент оно начнёт плавиться, а при ещё более высокой температуре испариться и образовавшийся газ равномерно заполнит весь объём. Когда температура достигнет достаточно высокого уровня, все молекулы газа (если это молекулярный газ) диссоциируют, т.е. распадутся на отдельные атомы. В результате в сосуде будет содержаться газообразная смесь элементов, из которых состоит вещество. Атомы этих элементов будут быстро и беспорядочно двигаться, испытывая время от времени столкновения между собой. Естественно, возникает вопрос: как будут изменяться свойства
вещества, если нагревание продолжиться дальше и температура выйдет за
пределы нескольких тысяч градусов? Конечно, при очень высокой температуре
изображаемую нами картину нагревания вещества в тугоплавком сосуде можно
представить только теоретически, т.к. предел термической стойкости даже
самых тугоплавких материалов сравнительно невелик – 3 000 – 4 000 градусов. Как известно, каждый атом состоит из положительно заряженного ядра, в котором сосредоточена почти вся масса атома, и электронов, вращающихся вокруг ядра и образующих электронную оболочку атома. Эта оболочка и в особенности её внешний слой, содержащий электроны, сравнительно слабо связанные с ядром, обладают довольно хрупкой структурой. При столкновении атома с какой-либо быстро движущейся частицей один из внешних электронов может быть оторван от атома, который превратиться в положительно заряженный ион. Именно этот процесс ионизации и будет наиболее характерен для рассматриваемой стадии нагревания вещества. При достаточно высокой температуре газ перестаёт быть нейтральным: в нём появляются положительные ионы и свободные электроны, оторванные от атомов. В условиях, когда нагретое вещество находиться в тепловом равновесии с окружающей средой (в нашем случае со стенками воображаемого идеального сосуда) при температуре в несколько десятков тысяч градусов, подавляющая часть атомов в любом газе ионизирована, и нейтральные атомы практически отсутствуют. Например, при T= 30 000 градусов на 20 000 положительных ионов приходиться всего лишь один нейтральный атом. Электронная оболочка атома водорода содержит только один электрон, и
поэтому с потерей атома ионизация заканчивается. В атомах других элементов
электронная оболочка имеет более сложную структуру. В её состав входят
электроны, обладающие разной степенью связи с атомом в целом. Электроны,
принадлежащие к внешним слоям оболочки, отрываются сравнительно легко. Как
уже говорилось выше, при температуре порядка 20 000 – 30 000 градусов почти
не должно оставаться примесей нейтральных атомов. Это означает, что можно
говорить о полной ионизации газа. Однако это не означает, что процесс
ионизации закончился, т.к. положительные ионы в упомянутой области
температур сохраняют значительную часть своего «электронного одеяния». Чем
больше порядковый номер элемента в периодической системе Менделеева, тем
больше число электронов в атоме и тем прочнее связаны электроны внутренних
слоёв оболочки с атомным ядром. Поэтому окончательная ионизация тяжёлых
элементов только при очень высоких температурах (десятки миллионов
градусов). При этом газ остаётся в целом нейтральным, т.к. процессы
ионизации не создают избытка в зарядах того или иного знака. Таким образом,
при достаточно больших температурах происходит ионизация газа за счёт
столкновения быстродвижущихся атомов или молекул. Плазма – это частично или полностью ионизированный газ, в котором плотности положительных и отрицательных зарядов практически совпадают, т. е. в целом плазма является электрически нейтральной системой. Почти все вещества при постепенном повышении их температуры от
абсолютного нуля проходят последовательно следующие состояния: твёрдое,
жидкое, газообразное, плазма. И нередко у учащихся складывается ошибочное
представление о плазме, как о состоянии вещества при очень высоких
температурах, т.е. температурах, при которых происходит термическая
диссоциация атомов или молекул газа. Именно этот недостаток следует
преодолеть, знакомя учащихся с понятием плазмы. Так, наряду с нагреванием
ионизация газа и образование плазмы могут быть вызваны разного рода
излучениями или бомбардировкой атомов газа быстрыми заряженными частицами. Теперь, когда введено общее понятие плазмы можно провести небольшой
устный опрос – дискуссию, о том, кто как понял, что такое плазма, как можно
получить высоко и низкотемпературную плазму и где она встречается в природе 2.3 Свойства плазмы. После того, как учащиеся услышали словесное определение понятия Плазма обладает рядом специфических свойств, сто позволяет рассматривать её как особое четвёртое состояние вещества. Из – за большой подвижности заряженные частицы плазмы легко перемещаются, под действием электрических и магнитных полей. Поэтому любое нарушение электрической нейтральности отдельных областей плазмы, вызванное скоплением частиц одного знака заряда, быстро ликвидируется. Возникающие электрические поля перемещают заряженные частицы до тех пор, пока электрическая нейтральность не восстанавливается и электрическое поле не пропадает. В отличие от нейтрального газа, между молекулами которого существуют
короткодействующие силы, между заряженными частицами плазмы действуют
кулоновские силы, сравнительно медленно убывающие с расстоянием. Каждая
частица взаимодействует сразу со многими окружающими её частицами. Плазма обладает высокой проводимостью, которая увеличивается с ростом ионизации. При очень высокой температуре полностью ионизированная плазма по своей проводимости приближается к сверхпроводникам. 2.4 Применение плазмы. Теперь, когда ученики знают, что такое плазма, её свойства и наличие в природе и космическом пространстве, можно говорить о применении плазмы в жизни. Это, в реферативной форме и под руководством преподавателя, может сделать кто - либо из учащихся. А для начала можно дать детям возможность подумать и привести свои примеры применения плазмы. Плазма находит широкое применение в самых разных областях науки и
техники: высокотемпературная плазма из дейтерия и трития, а также изотопа
гелия - основной объект исследований по управляемому термоядерному синтезу. [pic] Если «обратить» МГД - генератор, то образуется плазменный двигатель, весьма перспективный для длительных космических полетов. Плазмотроны, создающие струи плотной низкотемпературной плазмы, применяются в различных областях техники. В частности, с их помощью режут и сваривают металлы, наносят покрытия. В плазмохимии низкотемпературную плазму используют для получения некоторых химических соединений, которые не удается получить другим путем. Кроме того, высокая температура плазмы обеспечивает высокую скорость протекания химических реакций. Плазма твердого тела - это особая глава в развитии и широчайшем применении физики плазмы. В настоящее время нет такого раздела физики, в котором физика плазмы не играла бы заметной роли. В конце изложения, для закрепления темы можно прослушать заранее подготовленные учащимися доклады и рефераты по теме. Изложение темы можно завершить демонстрацией фильма «Плазма – четвёртое состояние вещества». 3. Перспективы в области изучение плазмы в школьном курсе. Возможные пути для изучения плазмы. Как я уже упоминал ранее, объём преподаваемого материала по теме «Плазма»
крайне мал, даже по сравнению с тем же материалом за границей. Например, в Материал для спецкурса по физике по теме «ПЛАЗМА» § 1. ПОНЯТИЕ О ПЛАЗМЕ КАК О ЧЕТВЕРТОМ СОСТОЯНИИ ВЕЩЕСТВА Плазмой называется квазинейтральный ионизованный газ, т.е. частично или
полностью ионизованный газ, в котором объемные плотности положительных [pic] и [pic], где ? Что такое плазма? Приведите примеры плазмы в природе. ? Для чего нужно заниматься физикой плазмы? § 2. СТЕПЕНЬ ИОНИЗАЦИИ ПЛАЗМЫ Итак, при сильном нагревании любое вещество испаряется, превращаясь в
газ. Если увеличивать температуру и дальше, резко усилится процесс
термической ионизации, т.е. молекулы газа начнут распадаться на
составляющие их атомы, которые затем превращаются в ионы. Ионизация газа,
кроме того, может быть вызвана ударной ионизацией заряженными частицами Степенью ионизации плазмы называют отношение числа ионизованных атомов к полному их числу в единице объема плазмы: [pic]. В условиях теплового равновесия она определяется формулой Саха: [pic]. (2.1) (см. задачу 2.1). Относительная ионизация ничтожно мала: [pic] [pic]. (2.2) Нетрудно убедиться, что ионизация газа при тепловых соударениях молекул
возможна лишь при очень высоких температурах [pic]. Вычисления показывают: ? Что называется степенью ионизации? Задачи для самостоятельного решения 2.1. Вычислите концентрацию идеального газа при следующих условиях: а) при
температуре 0 °С и давлении 101 325 Па (эта величина называется числом § 3. КОЛЛЕКТИВНЫЕ СВОЙСТВА ПЛАЗМЫ Поскольку плазма представляет собой газ, состоящий из заряженных и
нейтральных частиц, то она проявляет коллективные свойства. Понятие
коллективные свойства поясним на следующем примере. Рассмотрим силы,
действующие на молекулу, скажем, в обычном воздухе. Сразу заметим, что сила
гравитационного притяжения пренебрежимо мала по сравнению с силой
электромагнитного взаимодействия (см. задачу 3.1). Расчет показывает, что
силы взаимодействия (притяжения и отталкивания) действуют между
нейтральными молекулами на очень малых расстояниях (Fпр~1/r7, a Fот~1/
r13), где r - расстояние между молекулами, т.е. являются
короткодействующими. В случае же плазмы, которая содержит заряженные
частицы, ситуация совсем иная. Во время движения заряженных частиц
изменяются локальные концентрации положительного и отрицательного зарядов,
что приводит к возникновению электрических полей. С движением зарядов
связаны также токи и, следовательно, магнитные поля. Эти поля на больших
расстояниях могут влиять па движение других заряженных частиц. Например, в
плазме из-за более медленного убывания с расстоянием кулоновских сил (~1 /
r2) взаимодействие между частицами постоянно влияет на их движение. Таким
образом, понятие коллективные свойства означает, что в плазме движение
частиц определяется не только локальными условиями, но и ее состоянием в
удаленных областях. ? Расскажите о понятии коллективные свойства на примере взаимодействия молекул в воздухе и заряженных частиц в плазме. Задача для самостоятельного решения § 4. КВАЗИНЕЙТРАЛЬНОСТЬ ПЛАЗМЫ Плазма - это материальная среда, образованная коллективом частиц, которые
взаимодействуют друг с другом. Свободные заряженные частицы, особенно
электроны, легко перемещаются под действием электрического поля. Поэтому в
состоянии равновесия пространственные заряды входящих в состав плазмы
отрицательных электронов и положительных ионов должны компенсировать друг
друга так, чтобы полное поле внутри плазмы было равно нулю. Именно отсюда
вытекает необходимость практически точного равенства концентраций
электронов и ионов в плазме - ее квазинейтральность. Нарушение
квазинейтральности плазмы связано с разделением зарядов, обусловленным
смещением группы электронов относительно ионов. Это должно приводить к
возникновению электрических полей, которые стремятся скомпенсировать
созданное возмущение и тут же восстановить квазинейтральность. Поля растут
с увеличением концентрации частиц и в случае плотной плазмы могут достигать
больших значений. [pic] , (4.1) где Х - линейные размеры области смещения. Потенциал плазмы в области разделения зарядов в связи с этим изменится на [pic], (4.2) Рассмотрим пример. Пусть полностью ионизованная плазма получена из
водорода, находящегося при температуре Т = 300 К и давлении 1 мм рт. ст. В
каждом кубическом сантиметре такой плазмы будет по [pic] ионов и
электронов. Поэтому, если резкое нарушение квазинейтральности произойдет в
объеме с характерным размером х, порядка 1 мм, то электрическое поле
превзойдет 1012 В / м, и в пределах этого объема возникнет разность
потенциалов порядка 109 В. Ясно, что подобное разделение зарядов совершенно
нереально. Даже в гораздо более разреженной плазме резкое нарушение
квазинейтральности в указанных объемах будет немедленно ликвидироваться
возникающими электрическими нолями. Поле будет выталкивать из объема, где
произошла декомпенсация зарядов, частицы одного знака и втягивать в эту
область частицы противоположного знака. Однако, если выделить в плазме
достаточно малый объем, квазинейтральность в нем может и не сохраниться,
т.к. поле, созданное избытком частиц одного знака, окажется слишком слабым
для того, чтобы существенно повлиять на движение частиц. ? Что такое квазинейтральность? Задачи для самостоятельного решения 4.1. Получите формулу для напряженности и потенциала электрического поля в
рассмотренном в параграфе примере. § 5. ТЕМПЕРАТУРА ПЛАЗМЫ Введение величины Т как температуры плазмы оправдано только тогда, когда
средняя кинетическая энергия электронов и ионов одинакова. В общем случае в
плазме следует различать по меньшей мере две температуры - электронную Тe и
ионную Ti. По аналогии с температурой газа, которая вводится по формуле [pic] , [pic] Задача для самостоятельного решения § 7. МАГНИТНАЯ ГИДРОДИНАМИКА И НЕУСТОЙЧИВОСТЬ ПЛАЗМЫ Основными методами теоретического описания плазмы являются: исследование
процесса движения отдельных частиц плазмы, магнитогидродинамическое
описание плазмы, кинетическое рассмотрение частиц и волн в плазме. [pic] (7.1) [pic] где I - сила тока, r0 - радиус шнура. [pic] [pic] ? На чем основан магнитогидродинамический метод описания плазмы? § 8. ГАЗОВАЯ (ИДЕАЛЬНАЯ) ПЛАЗМА Как было показано в § 5, коллективность плазменных процессов проявляется
при выполнении условия ND >> 1, т.е. когда в дебаевской сфере достаточно
много электронов, поскольку только электроны, взаимодействуя, образуют
общее поле, управляющее их движением. Этому условию можно придать и другой
смысл. Внутренняя энергия плазмы состоит из энергии кулоновского
взаимодействия и кинетической энергии электронов и ионов. [pic]. ? Какую плазму называют идеальной? Задачи для самостоятельного решения 8.1. Проверьте с помощью вычислений, является ли идеальной плазма ионосферы Земли, солнечного ветра, искры и фотосферы Солнца. ПРИЛОЖЕНИЯ Таблица /. Параметры плазмы
Таблица 2. Ионизационные потенциалы различных атомов (эВ)3 |H |O+ |Cl 13,0|Co |Nb |Cs | 4. Заключение. Обобщая всё написанное видно, что в основном формирование понятия плазмы в школьном курсе физики идёт по следующему пути: а) формирование необходимого уровня знаний, умений и навыков к моменту изучения темы б) введение понятия «плазма», начиная с его истории. г) дальнейшие расширения понятия в ходе изучения свойств плазмы и её наличие и связь с природой. Применение плазмы человеком в жизни. Плюс всевозможные доклады учащихся по теме. д) Закрепление материала в виде опроса – беседы с классом. В ходе выполнения данной курсовой работы я использовал множество источников информации, среди которых и учебники физики, начиная от 1988 года и Интернет. Могу отметить, что до примерно 1993 года исследования плазмы в стране, а соответственно и изучение её в школах имели более грандиозные масштабы, особенно по сравнению с сегодняшним днём. Используемые источники информации: 1. Трубников Б. А., Введение в теорию плазмы, М., 1969; 2. Вопросы теории плазмы. Сб., под ред. М. А. Леонтовича, в. 1—7, М., 1963—73. 3. Учебник физики 9 класс, авторы: Б. Б. Буховцев, Ю. Л. Климонтович, Г. Я. Мякишев. 1988 г. 4. Учебник физики 10 класс, авторы: Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский, Г. Я. Мякишев. 2002 г. 5. МПФ в средней школе, С. Я. Шаманш, Э. Е. Эвенчик, В. А. Орлов, и д.р. 1987 г. 6. Преподавание физики. В. П. Орехов, Э. Д. Корж. 1986 г. 7. Методическое пособие «Общие вопросы МПФ» А. Л. Никишина, Г. П. Каткова, Г. Р. Филиппова. Тольятти 2001 г. 8. Газета «Физика» статья «Изучение плазмы в школе» С. В. Дорожкин, В. А. Орлов. № 24 2001 г. 9. Сеть Интернет.
|
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |