рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Шуберт рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Шуберт

Шуберт

ШУБЕРТ (Schubert) Франц (1797-1828), австрийский композитор. Создатель

романтических песни и баллады, вокального цикла, фортепианной миниатюры,

симфонии, инструментального ансамбля. Песенность пронизывает сочинения

всех жанров. Автор около 600 песен (на слова Ф. Шиллера, И. В. Гете, Г.

Гейне), в т. ч. из циклов «Прекрасная мельничиха» (1823), «Зимний путь»

(1827, оба на слова В. Мюллера); 9 симфоний (в т. ч. «Неоконченная»,

1822), квартеты, трио, фортепианный квинтет «Форель» (1819); фортепианные

сонаты (св. 20), экспромты, фантазии, вальсы, лендлеры.

* * *

ШУБЕРТ (Schubert) Франц (полное имя Франц Петер) (31 января 1797, Вена —

19 ноября 1828, там же), австрийский композитор, крупнейший представитель

раннего романтизма.

Детские годы. Ранние произведения

Родился в семье школьного учителя. Исключительные музыкальные способности

Шуберта проявились в раннем детстве. С семилетнего возраста он обучался

игре на нескольких инструментах, пению, теоретическим дисциплинам. В 1808-

12 пел в императорской Придворной капелле под руководством выдающегося

венского композитора и педагога А. Сальери, который, обратив внимание на

талант мальчика, начал обучать его основам композиции. К семнадцати годам

Шуберт уже был автором фортепианных пьес, вокальных миниатюр, струнных

квартетов, симфонии и оперы «Замок дьявола». Работая помощником учителя в

школе своего отца (1814-18), Шуберт продолжал интенсивно сочинять. К 1814-

15 относятся многочисленные песни (в том числе такие шедевры, как

«Маргарита за прялкой» и «Лесной царь» на слова И. В. Гете, 2-я и 3-я

симфонии, три мессы и четыре зингшпиля.

Карьера музыканта

Тогда же друг Шуберта Й. фон Шпаун познакомил его с поэтом И. Майрхофером

и студентом-юристом Ф. фон Шобером. Эти и другие друзья Шуберта —

образованные, наделенные тонким музыкальным и поэтическим вкусом

представители нового венского среднего класса — регулярно собирались на

домашних вечерах музыки Шуберта, названных позднее «шубертиадами».

Общение с этой дружелюбной и восприимчивой аудиторией окончательно

уверило молодого композитора в его призвании, и в 1818 Шуберт оставил

работу в школе. Тогда же молодой композитор сблизился с известным венским

певцом И. М. Фоглем (1768-1840), который стал ревностным пропагандистом

его вокального творчества. На протяжении второй половины 1810-х гг. из-

под пера Шуберта вышли многочисленные новые песни (в том числе

популярнейшие «Скиталец», «Ганимед», «Форель»), фортепианные сонаты, 4-я,

5-я и 6-я симфонии, изящные увертюры в стиле Дж. Россини , фортепианный

квинтет «Форель», включающий вариации на одноименную песню. Его зингшпиль

«Братья-близнецы», написанный в 1820 для Фогля и поставленный в венском

Кернтнертор-театре, не имел особого успеха, однако принес Шуберту

известность. Более серьезным достижением явилась мелодрама «Волшебная

арфа», поставленная несколько месяцев спустя в театре Ан-дер-Вин.

Переменчивость фортуны

Годы 1820-21 были для Шуберта успешными. Он пользовался покровительством

аристократических семей, завязал ряд знакомств среди влиятельных в Вене

людей. Друзья Шуберта опубликовали по частной подписке 20 его песен.

Вскоре, однако, в его жизни наступил менее благоприятный период. Опера

«Альфонсо и Эстрелла» на либретто Шобера была отклонена (сам Шуберт

считал ее своей большой удачей), материальные обстоятельства ухудшились.

К тому же в конце 1822 Шуберт серьезно заболел (судя по всему, он

заразился сифилисом). Тем не менее этот сложный и тяжелый год был отмечен

созданием выдающихся произведений, в том числе песен, фортепианной

фантазии «Скиталец» (это практически единственный у Шуберта образец

бравурно-виртуозного фортепианного стиля) и полной романтического пафоса

«Неоконченной симфонии» (сочинив две части симфонии и набросав третью,

композитор по неизвестной причине оставил работу и больше к ней не

возвращался).

Жизнь оборвалась в самом расцвете

Вскоре появились вокальный цикл «Прекрасная мельничиха» (20 песен на

слова В. Мюллера), зингшпиль «Заговорщицы» и опера «Фьерабрас». В 1824

были написаны струнные квартеты A-moll и D-moll (его вторая часть —

вариации на тему более ранней песни Шуберта «Смерть и девушка») и

шестичасный Октет для духовых и струнных, созданный по образцу очень

популярного в то время Септета соч. 20 Л. ван Бетховена, но превосходящий

его по масштабам и виртуозному блеску. По-видимому, летом 1825 в Гмундене

близ Вены Шуберт набросал или частично сочинил свою последнюю симфонию

(так называемую «Большую», C-dur). К этому времени Шуберт уже пользовался

в Вене весьма высокой репутацией. Его концерты с Фоглем собирали

многочисленную публику, а издатели охотно публиковали его новые песни, а

также пьесы и сонаты для фортепиано. Среди произведений Шуберта 1825-26

выделяются фортепианные сонаты A-moll, D-dur, G-dur, последний струнный

квартет G-dur и некоторые песни, в том числе «Молодая монахиня» и Ave

Maria. В 1827-28 творчество Шуберта активно освещалось в печати, он был

избран членом венского Общества друзей музыки и 26 марта 1828 дал в зале

Общества авторский концерт, который прошел с большим успехом. К этому

периоду относятся вокальный цикл «Зимний путь» (24 песни на слова

Мюллера), две тетради экспромтов для фортепиано, два фортепианных трио и

шедевры последних месяцев жизни Шуберта — Месса Es-dur, три последние

фортепианные сонаты, Струнный квинтет и 14 песен, опубликованных после

смерти Шуберта в виде сборника под названием «Лебединая песнь» (наиболее

популярны «Серенада» на слова Л. Рельштаба и «Двойник» на слова Г.

Гейне). Шуберт умер от тифа в возрасте 31 года; современники восприняли

его смерть как потерю гения, который успел оправдать лишь небольшую часть

возлагавшихся на него надежд.

Песни Шуберта

Долгое время Шуберт был известен главным образом своими песнями для

голоса с фортепиано. По существу, с Шуберта началась новая эпоха в

истории немецкой вокальной миниатюры, подготовленная расцветом немецкой

лирической поэзии конца 18 — начала 19 вв. Шуберт писал музыку на стихи

поэтов самого разного уровня, от великих И. В. Гете (около 70 песен), Ф.

Шиллера (свыше 40 песен) и Г. Гейне (6 песен из «Лебединой песни») до

сравнительно малоизвестных литераторов и любителей (так, на стихи своего

друга И. Майрхофера Шуберт сочинил около 50 песен). Помимо огромного

стихийного мелодического дара, композитор обладал уникальной способностью

передавать музыкой как общую атмосферу стихотворения, так и его смысловые

оттенки. Начиная с самых ранних песен, он изобретательно использовал

возможности фортепиано в звукоизобразительных и экспрессивных целях; так,

в «Маргарите за прялкой» непрерывная фигурация шестнадцатыми олицетворяет

вращение прялки и одновременно чутко реагирует на все изменения

эмоционального напряжения. Песни Шуберта исключительно разнообразны по

форме: от простых строфических миниатюр до свободно построенных вокальных

сцен, которые часто складываются из контрастных разделов. Открыв для себя

лирику Мюллера, повествующую о странствиях, страданиях, надеждах и

разочарованиях одинокой романтической души, Шуберт создал вокальные циклы

«Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь» — по существу, первые в истории

большие серии песен-монологов, связанных единым сюжетом.

В других жанрах

Шуберт всю жизнь стремился к успеху в театральных жанрах, однако его

оперы при всех своих музыкальных достоинствах недостаточно выигрышны в

драматургическом отношении. Из всей музыки Шуберта, непосредственно

связанной с театром, популярность приобрели лишь отдельные номера к пьесе

В. фон Чези «Розамунда» (1823).

Церковные композиции Шуберта, за исключением месс As-dur (1822) и Es-dur

(1828), малоизвестны. Между тем Шуберт писал для церкви всю жизнь; в его

духовной музыке вопреки давней традиции преобладает гомофонная фактура

(полифоническое письмо не принадлежало к сильным сторонам композиторской

техники Шуберта, и в 1828 он даже намеревался пройти курс контрапункта у

авторитетного венского педагога С. Зехтера). Единственная и к тому же

неоконченная оратория Шуберта «Лазарь» стилистически родственна его

операм. Среди светских хоровых и вокально-ансамблевых произведений

Шуберта преобладают пьесы для любительского исполнения. Серьезным,

возвышенным характером выделяется «Песнь духов над водами» для восьми

мужских голосов и низких струнных на слова Гете (1820).

Инструментальная музыка

Создавая музыку инструментальных жанров Шуберт, естественно,

ориентировался на венские классические образцы; даже самые оригинальные

из его ранних симфоний, 4-я (с авторским подзаголовком «Трагическая») и 5-

я, все еще отмечены влиянием Гайдна. Однако уже в квинтете «Форель»

(1819) Шуберт предстает абсолютно зрелым и самобытным мастером. В его

крупных инструментальных опусах большую роль играют лирические песенные

темы (в том числе заимствованные из собственных песен Шуберта — как в

квинтете «Форель», квартете «Смерть и девушка», фантазии «Скиталец»),

ритмы и интонации бытовой музыки. Даже последняя симфония Шуберта, так

называемая «Большая», основана преимущественно на тематизме песенно-

танцевального типа, который в ней разработан с подлинно эпическим

размахом. Стилистические черты, ведущие свое происхождение из практики

бытового музицирования, сочетаются у зрелого Шуберта с отрешенной

молитвенной созерцательностью и внезапным трагическим пафосом. В

инструментальных произведениях Шуберта преобладают спокойные темпы; имея

в виду его склонность к неторопливому изложению музыкальных мыслей, Р.

Шуман говорил о его «божественных длиннотах». Особенности шубертовского

инструментального письма наиболее впечатляюще воплотились в его двух

последних крупных произведениях — Струнном квинтете и Фортепианной сонате

B-dur. Важную сферу инструментального творчества Шуберта составляют

музыкальные моменты и экспромты для фортепиано; с этих пьес фактически

началась история романтической фортепианной миниатюры. Шуберт сочинил

также множество фортепианных и ансамблевых танцев, маршей, вариаций для

домашнего музицирования.

Наследие композитора

До конца19 в. значительная часть обширного наследия Шуберта оставалась

неопубликованной и даже неисполненной. Так, рукопись «Большой» симфонии

была обнаружена Шуманом только в 1839 (впервые эта симфония прозвучала в

том же году в Лейпциге под управлением Ф. Мендельсона). Первое исполнение

Струнного квинтета состоялось в 1850, а первое исполнение «Неоконченной

симфонии» — в 1865. Каталог произведений Шуберта, составленный О. Э.

Дойчем (1951), включает около 1000 позиций, в том числе 6 месс, 8

симфоний, около 160 вокальных ансамблей, свыше 20 завершенных и

незавершенных фортепианных сонат и свыше 600 песен для голоса с

фортепиано.

Список использованной литературы:

1) «Сто великих композиторов».

2) К. Кузнецов «Венок Шуберту».

3) Г. Гольдшмидт «Франц Шуберт».

4) В. Дамс «Шуберт».

5) Ю. Хохлов «Воспоминания о Шуберте».

6) В. Д. Конен «История зарубежной музыки».

7) И. Прохорова «Музыкальная литература зарубежных стран».

РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты