рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Шуман, Роберт Александр рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Шуман, Роберт Александр

Шуман, Роберт Александр

Таллиннская Гимназия Юхкентали.

РЕФЕРАТ.

[pic]

ШУМАН, РОБЕРТ АЛЕКСАНДР

(Schumann, Robert Alexander)

(1810–1856)

Таллинн,

2003 г.

[pic]

Роберт Шуман - немецкий композитор. Родился в Цвиккау (Саксония)

8 июня 1810.

Первые уроки музыки Шуман брал у местного органиста; в возрасте 10

лет начал сочинять, в том числе хоровую и оркестровую музыку. Посещал

гимназию в родном городе, где познакомился с произведениями Байрона и Жан-

Пауля (И.П.Рихтера), став их страстным поклонником. Настроения и образы

этой романтической литературы впоследствии отразились в музыкальном

творчестве Шумана.

В 1828 он поступил в Лейпцигский университет, а на следующий год перешел в

университет Гейдельберга. Он предполагал стать юристом, но музыка все

более привлекала юношу, и успехи в фортепианных занятиях внушили ему мысль

о карьере концертирующего пианиста. В 1830 он получил у матери разрешение

полностью посвятить себя музыке и вернулся в Лейпциг, где надеялся найти

подходящего наставника. Там он начал брать уроки фортепиано у Ф.Вика и

композиции – у Г.Дорна. Стремясь стать настоящим виртуозом, он занимался с

фанатическим упорством, но именно это и привело к беде: экспериментируя с

механическим устройством для укрепления мускулов руки, он повредил палец,

и мысль о профессиональной пианистической карьере пришлось оставить. Тогда

Шуман серьезно занялся композицией и одновременно музыкальной критикой.

Найдя поддержку и сотрудничество, Шуман смог в 1834 основать одно из самых

влиятельных музыкальных периодических изданий – «Новый музыкальный журнал»

(«Neue Zeitschrift fr Musik»), который в течение нескольких лет

редактировал и в котором регулярно публиковал свои статьи. Он

зарекомендовал себя приверженцем нового и борцом с отжившим в искусстве

(по крайней мере, с тем старым, которое являло собой оплот консерватизма и

мещанства).

В это время Шуман влюбился в дочь своего учителя – Клару Вик,

выдающуюся пианистку. Молодые люди вступили в брак 12 сентября 1840.

Несколько лет совместной жизни Роберта и Клары протекли счастливо. У них

родилось восемь детей; Шуман сопровождал жену в концертных поездках, а

она, в свою очередь, часто исполняла музыку мужа.

С женитьбой, совпадает поворот его деятельности в сторону вокальной

музыки. В этот период Шуманом были написаны лучшие песни из когда-либо

созданных композиторами-романтиками (в год женитьбы было создано около 140

песен) из которых очень многие составляют перлы творчества Шумана, были

написаны в течение одного года, в том числе знаменитый цикл песен

“Dichterliebe”. В 1841 г. Шуман написал свою первую симфонию и начал

вторую d-moll (впоследствии вышедшую под названием четвертой). В том же

году написаны им симфониетта (увертюра, скерцо и финал) и фантазия для

фортепиано с оркестром, впоследствии составившая первую часть знаменитого

фортепьянного концерта a-moll. В 1842 г. Шуман обратился к камерной

музыке: в один месяц он написал три квартета, посвященные Мендельсону,

затем квинтет для фортепиано и струнных, посвященный Кларе, квартет для

фортепиано и струнных и трио. В 1843 г. Шуман перешел к новому для него

роду сочинения: он написал обширную кантату “Рай и Пери”, на слова Томаса

Мура., принятую как в Лейпциге, так и Дрездене с энтузиазмом. В том же

году Шуман начал сочинение музыки к “Фаусту” Гете, но нервная болезнь от

усидчивого труда помешала дальнейшей работе.

Путешествие в Россию, куда Шуман сопровождал свою жену, имело

благодетельное влияние на его здоровье. Хотя у Виельгорского была

исполнена первая симфония Шумана, особого значения, в смысле успеха

композиций, его поездка по России не имела.

В 1845 г. Шуман принялся за контрапунктические сочинения, написав

шесть фуг ор. 60 на темы b, a, c, h, четыре фуги ор. 72, каноны; затем он

докончил фортепьянный концерт a-moll и сочинил вторую симфонию c-dur. В

1847 — 48 г. он написал оперу “Геновефа”, в 1850 г. данную в первый раз в

Лейпциге без выдающегося успеха, хотя знатоки, как напр. Шпор, отнеслись к

ней с большим уважением. Окончив оперу, Шуман с увлечением принялся за

сочинение музыки в “Манфреду” Байрона, окончил музыку к “Фаусту” Гете,

написал цикл “Bilder aus Osten” в четыре руки. Музыка к “Фаусту” была

исполнена одновременно в Лейпциге, Дрездене и Веймаре в 1849 г., в сотую

годовщину дня рождения Гете.

С 1850 г. начинается капельмейстерская деятельность Шумана в

Дюссельдорфе, которая с каждым месяцем становилась тягостнее для Шумана,

хотя Дюссельдорф и представлял прекрасную арену для успешной пропаганды

его сочинений. Ко времени пребывания Шумана в этом городе относятся:

третья симфония es-dur (написанная в один месяц), увертюры “Мессинская

невеста”, “Герман и Доротея” и “Юлий Цезарь”, легенда “Странствование

Розы” (1851), месса, реквием (1852), концерт для виолончели с оркестром,

Tpио g-moll для фортепиано, скрипки и виолончели, две сонаты для

фортепьяно и скрипки, торжественная увертюра к “Фаусту”, фантазия для

скрипки и оркестра и пр. (1853).

К 1852 г. имя Шумана настолько уже стало популярным, что в Лейпциге

целая неделя была посвящена исполнению его произведений, но эта

“шумановская неделя” имела лишь успех средний. Зато в следующем году успех

концертов из сочинений Шумана в Голландии превзошел все ожидания.

Иногда Шумана преследовали галлюцинации, во время которых ему как бы

являлись Шуберт и Мендельсон, диктовали ему тему. В 1852 г. появились

первые признаки его болезни, скоро достигшей полного развития. В 1854

после обострения душевного заболевания Шуман совершил попытку

самоубийства, и его пришлось поместить в лечебницу в Энденихе близ Бонна,

где он скончался 29 июля 1856.

Как композитор Шуман был всей душой предан романтизму. Литературные

впечатления юности и импульсивный темперамент сочетались с тяготением к

поиску новых выразительных средств. Шуман испробовал свои силы почти во

всех основных музыкальных формах, включая симфонию, оперу, ораторию, но

главными для него стали сферы чисто фортепианная и камерно-вокальная. Его

концерт для фортепиано с оркестром и фортепианный квинтет тоже

представляют собой настоящие шедевры, и им мало в чем уступает ряд других

камерных композиций. Фортепианное же наследие Шумана является

беспрецедентным в мировой музыке: можно выделить лирический цикл Бабочки

(Papillons), фантастический Карнавал (Carnaval), прекрасные и полные

открытий Симфонические этюды (tudes symphoniques), могучую, но исполненную

лиризма Фантазию.

Песни Шумана – лаконичные и развернутые, отдельные и объединенные в

циклы – открыли целый мир чувств, выраженных с удивительными силой и

искренностью. В области немецкой художественной песни (Lied) Шумана

справедливо считают наследником Шуберта. Полному раскрытию композиторского

прочтения поэтических строк служит фортепианная партия песен, нередко

содержащая чудесные находки. Шумановские аккомпанементы предъявляют к

исполнителю особые требования, а также требуют особой дисциплины и от

вокалиста. В самом конце песни, после завершения вокальной линии, Шуман

часто дает выразительную фортепианную постлюдию-размышление, как бы

вдохновенную импровизацию на тему, выраженную в стихах (например, в песне

Ты в первый раз наносишь мне удар из цикла Любовь и жизнь женщины). Иногда

фортепианная партия песни кончается на вопросительном незавершенном

кадансе (как в хорошо известной песне В прекрасном месяце мае из цикла

Любовь поэта) или содержит новый материал, развивающий мотивы вокальной

партии. Такие приемы характерны как для отдельных песен, так и для обоих

великолепных песенных циклов – Любовь и жизнь женщины (Frauen Liebe und

Leben) на стихи А. фон Шамиссо и Любовь поэта (Dichterliebe) на стихи

горячо любимого Шуманом Г.Гейне.

Острота его критического чутья, его блестящее и безошибочное

понимание, что хорошо и что плохо в искусстве, подтверждаются, например,

его творческим соревнованием с Паганини (в двух циклах фортепианных этюдов

по скрипичным каприсам Паганини) или его приношением Листу – посвящением

ему Фантазии. Как только Шопен и Брамс, еще начинающие музыканты, попали в

поле зрения Шумана, он оказал им самую горячую поддержку. Гениальность

Шумана проявляется в прямоте и простоте выражения. Эти качества ясно

ощутимы в его лучших сочинениях, но, вероятно, в наибольшей степени в

пьесах для детей и в сочинении, высоко ценимом самим автором, – в Детских

сценах (Kinderszenen), маленьких шедеврах, исполненных неподдельного

обаяния.

[pic]

Использованая литература:

Печатное издание:

Амброс А.В.- Р.Шуман. Жизнь и творчество. М., 1988

Иллюстрации:

Вэб-сайт:

www.xs4all.nl/~androom/dead/schumann.htm

www.klassiekemuziekgids.net/ componisten/schumann1.htm

www.classicalmidi.gothere.uk.com/ schuman.htm

www.robert-schumann-haus.de

РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты