|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Принципы льготного налогообложенияПринципы льготного налогообложенияЛатвийский университет Экономический факультет Курсовая работа “ Принципы льготного налогооблажения. ” Студент III курса Группа 5707 Уманов Вадим Научный руководитель: Теплова.Г.М Рига. 2000 год. АННОТАЦИЯ. В данной курсовой работе рассматривается принцип льготного налогооблажения на примере Латвии. Проводится сравнительный анализ с налоговым законодательством Российской Федерации. На основе теоретического и аналитического материала рассматриваются вопросы совершенствования льготного налогооблажения в Латвии, даются предложения. Делаются краткие выводы по проблеме в области налогооблажения. Содержание: Введение…………………………………………………………………………………4 1. Функции налоговой системы…………..……………………..…………….6 2. Льготное налогооблажение в Латвии…………….………….………….10 2.1 Косвенные налоги……………………………………………………………10 2.2 Прямые налоги……………………………………………………………….16 3. Льготы в РФ…………………………………………………….…………………21 3.1 Индивидуальный полоходный налог………………………………..…21 3.2 Налог на прибыль……………………………………………………………22 3.3 Подоходный налог с населения…………………………..……..………26 Заключение……………………….………………………………………….……...27 Список литературы………………………………………………….…………….30 ВВЕДЕНИЕ. Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. На Западе налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. В данной курсовой работе я рассмотрю подробно, именно, вопросы льготного налогооблажения на примере Латвии, а также проанализируем и сравним с другими государствами. Но прежде чем начать рассмотрение нужно пояснить, что же такое налоги и налогооблажение в целом. Налогообложение — это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для у довлетворения общественных потребностей. Налоговая льгота — полное или частичное освобождение плательщика от налога. 1. ФУНКЦИИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ. Не смотря на то, что все функции налоговой системы переплетаются и осуществляются одновременно, их можно условно разграничить. Из налоговой системы можно выделить следующие финкции: 1) Регулирующая. Госyдарственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях: - регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом из разработки законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения дейтсвyющих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано; - регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении. Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово- экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. 2) Распределительная, или, вернее, перераспределительная. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - наyчно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др. Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите. 3) Фискальная, изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры - библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п. 4) Одна из наиболее важных функций налогов — стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Действительно, грамотно организованная налоговая система предполагает взимание налогов только со средств, идущих на потребление. А средства, вкладываемые в развитие (юридическим или физическим лицом — безразлично) освобождаются от налогообложения полностью или частично. У нас это правило не выполняется. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения. Эта льгота, конечно, очень существенная. Во многих развитых странах освобождаются от налогообложения затраты на наyчно-исследовательские и опытно-констрyкторские работы. Делается это по-разному. Так, в Германии указанные затраты включаются в себестоимость продукции и тем самым автоматически освобождаются от налогов. В других странах эти затраты полностью или частично исключаются из облагаемой налогом прибыли. Было бы целесообразно установить, что в состав затрат, освобождаемых от налога, полностью или частично, входят расходы на НИОКР. Другой путь — включать эти расходы в затраты на производство. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите. 2. ЛЬГОТНОЕ НАЛОГООБЛАЖЕНИЕ В ЛАТВИИ. В Латвии налоговы поступления в государственный бюджет играют значительную роль. Например: в 1999 году налоговые поступления в государственный бюджет составили 81,5% от общего числа поступлений. В Латвии налоги делятся на две группы: косвенные и прямые налоги. 2.1 Косвенные налоги. К косвенным налогам относятся: НДС, акцизный налог, таможенный налог. Последнее время политика правительства Латвии направлена на увеличение поступлений в государственный бюджет косвенных налогов. Такая тактика отвечает требованиям ЕС. Но несмотря на это существует довольно большое количество льгот по данной группе налогов. Таможенный налог. Важным элементом таможенного налога, с точки зрения налогоплательщика, являются, конечно, таможенные льготы. Законодательство устанавливает следующие виды “поблажек”: 1) возврат ранее уплаченного ТН; 2) освобождение от уплаты ТН; 3) снижение ставки ТН; 4) определение тарифных квот льготных товаров, подлежащих ввозу или вывозу. В тоже время в таможенном законодательстве ЛР принемаются следующие способы оживления экономики в целом: 1) Для увеличения объема транзитных перевозок по территории Латвии таможенным налогом не облагают: - транспортные средства, которые совершают регулярные грузовые или пассажирские международные перевозки, в том числе материально-техническое снабжение, топливо, продовольствие, а также другое имущество, необходимое для нормальной эксплуатации транспортного средства; купленное за рубежом для устранения последствий аварии (поломки); - материально-техническое обеспечение, топливо, продукты и другое имущество, которое вывозят из ЛР, для обеспечения нормальной работы судов, которые принадлежат предприятиям ЛР, а также ввозимые этими судами морские продукты; - товары и предметы, которые перемещаются транзитом через тереторию ЛР; - товары, которые ввезены на таможенную зону или таможенный склад. 2) Для развития банковского дела и оживления торговли от таможенного налога освобождаются: - латвийская и зарубежная валюта, ценные бумаги зарубежные вклады (согласно Закону “О зарубежных вкладах в ЛР”). 3) Для поддержания социально-незащищённых, защиты малоимущих, а также оказания помощи пострадавшим от стихийных бедствий и катастроф таможенным налогом не облагают: - гуманитарная помощь или подарки, ввозимые согласно правилам Кабинета министров; - специализированные товары, на этикетках которых указано: “для детей до трехлетнего возраста”; - машины, предназначенные для инвалидов, согласно заверенному классификатору и порядку ввоза, установленному Министерством благосостояния. 4) Для создания образа и поддержания международного престижа ЛР от таможенного налога освобождаются: - предметы, которые предназначены официальным педставительствам ЛР за рубежом; - товары и предметы, которые предусмотрены для международных спортивных соревнований; - товары и предметы, которые предусмотрены для участия в выставках, в международных спортивных состязаниях или подобных мероприятиях, согласно порядку, установленному правилами Кабинета министров; - товары военного предназначения, которые предназначеныдля обороны и защиты государства. Но в общем, все эти освобождения способствуют развитию бизнеса в стране, созданию рабочих мест и притоку дополнительных средств в государственную казну. Акцизный налог. Основной функцией акцизного налога является пополнение государственного бюджета, но не смотря на это существует большое количество льгот. Одним из самых распространенных видов подакцизного товара являются нефтепродукты. Налогом не облагаются нефтепродукты, которые используются: а) для снабжения воздушных транспортных средств (самолетов и иных транспортных средств): - выполняющих полеты на международных линиях; - используемых зарегистрированными в Латвийской Республики авиакомпаниями для осуществления воздушных перевозок или специальных работ на территории Латвийской Республики; - используемых спасательными службами для выполнения аварийно- спасательных работ или оказания помощи; б) для снабжения морских транспортных средств (судов и иных транспортных средств): - курсирующих на международных линиях; - используемых спасательными службами для выполнения аварийпо- снасатсльных работ или оказания помощи на море; - зарегистрированных в Реестре судов Латвии в качестве рыболовных судов; - являющихся иностранными рыболовными судами; - осуществляющих государственный контроль в области охраны среды и использования природных ресурсов; в) для снабжения воздушных и морских транспортных средств, обеспечивающих оборону государства. Для поддержания некоторых видов хозяйственной деятельности налогом не облагаются: - нефтепродукты, поставляемые в установленном Кабинетом министров порядке для предприятий (предпринимательских обществ), которые используют их в качестве сырья в технологическом процессе производства (переработки) продукции (в дальнейшем - сырье). - нефтегазы и прочие газообразные углеводороды, используемые для снабжения физических или юридических лиц, которые применяют эти нефтепродукты в качестве топлива или в газовых печах и другом оборудовании (не в качестве горючего). Акцизный налог возвращается: - производителям сельскохозяйственной продукции налог, уплаченный за использованное дизельное топливо (газойль), из расчета 80 литров дизельного топлива (газойля) в одном календарном году за каждый находящийся в собственности, постоянном пользовании или аренде гектар сельхозугодий - юридическим лицам на нефтепродукты, используемые в целях производства тепла для отопления помещений и подогрева горячей воды. Следующим по величине подакцизным товаром являются алкогольные напитки. От налога освобождены: - денатурированные алкогольные напитки; - алкогольные напитки, используемые для определения качества алкогольных напитков; - алкогольные напитки, утраченные в результате действия непреодолимой силы; - спирт для нужд ветеринарной медицины и фармацевтической промышленности; - спирт для научно-исследовательских нужд; - вино или сброженные напитки, изготовленные физическим лицом для собственного потребления; - алкогольные напитки, ввозимые физическим лицом на таможенную территорию Латвийской Республики для собственного потребления в следующем объеме: - негазированное вино - до двух литров, - промежуточные продукты, сброженные напитки и игристые вина - до двух литров или другие алкогольные напитки - до одного литра. Кроме полного освобождения алкогольных напитков от уплаты акцизного налога, существует обложение по льготным ставкам: - на алкогольные напитки, используемые для производства других товаров ставка налога со 100 литров абсолютного спирта составляет 14 латов. - ставка 14 латов на алкогольные напитки, используемые для производства пищевых продуктов, применяется к алкогольным напиткам, которые непосредственно или в качестве составных частей полуфабрикатов используются для изготовления пищевых продуктов с начинкой или любых других пищевых продуктов, при условии, что содержание спирта не превышает 8,5 литра абсолютного спирта на 100 килограммов шоколадных конфет или 5 литров абсолютного спирта на 100 килограммов других продуктов. Также, если юридическое лицо экспортирует товары и с использованного при их производстве сырья налог уплачен по ставке 14 латов, то уплаченный в бюджет налог возвращается. Не менее важным подакцизным товаром являются драгоценные металлы и изделия из них, драгоценные камни и изделия из них, легковые автомобили, безалкогольные напитки. От налога освобождены драгоценные металлы и изделия из них, драгоценные камни и изделия из них: - используемые для изготовления зубных протезов; - используемые для производства промышленной продукции и не являющиеся ювелирными изделиями; - из которых изготавливаются инструменты, приборы, лабораторная посуда и другие изделия, используемые в научных, технических, медицинских и других специальных целях. Также налогом не облагаются безалкогольные напитки: - используемые для определения качества безалкогольных напитков; - утраченные вследствие непреодолимой силы, при условии наличия доказательств, подтвержденных надлежащими выданными соответствующими учреждениями государственного надзора и контроля документами, что конкретная недостача возникла не по вине плательщика налога; - изготовленные физическим лицом для своего потребления; - нерасфасованные, изготовленные на предприятии общественного питания для потребления на этом предприятии; - ввозимые физическим лицом на таможенную территорию Латвийской Республики для своего потребления, если их количество не превышает 12 литров. Акцизным налогом также не облагается пиво. Налогом не облагается пиво: - используемое для определения качества пива; - уграченное вследствие непреодолимой силы, при условии наличия доказательств, подтвержденных конкретными выданными соответствующими учреждениями государственного надзора и контроля документами, что соответствующая недостача возникла не по вине плательщика налога; |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |