рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Проблемы реформирования налоговой системы РФ рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Проблемы реформирования налоговой системы РФ

Проблемы реформирования налоговой системы РФ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 6

1.1. Сущность налогов 6

1.2. Функции налогов 8

1.3. Основные принципы построения налоговой системы 10

1.4. Виды налогов в Российской Федерации 12

ГЛАВА 2. ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И НАКОПИВШИЕСЯ ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ.

16

2.1. Некоторые показатели деятельности налоговых органов. 16

2.2. Противоречия действующей налоговой системы России 19

2.3. Пути реформирования налоговой системы 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30

ВВЕДЕНИЕ

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе

с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм

государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой

системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма

доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый

механизм используется для экономического воздействия государства на

общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-

технического прогресса.

Прежде чем вести дальнейший разговор о налогах и налоговой системе

необходимо определиться с соответствующими терминами:

Налоги - обязательные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками в

бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды на

основании федеральных законов о налогах и актах законодательных органов

субъектов Российской Федерации, а также по решению органов местного

самоуправления в соответствии с их компетентностью.

Налоговая система - совокупность предусмотренных налогов и

обязательных платежей, взимаемых в государстве, а также принципов, форм и

методов установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля.

Налоги известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их

появление связано с самыми первыми общественными потребностями.

Адам Смит сформулировал четыре основополагающих, ставших

классическими, принципа налогообложения, желательных в любой системе

экономики:

1) Подданные государства должны участвовать в содержании правительства

соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой

государства.

2) Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо должен

быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).

3) Каждый налог должен взиматься тем способом или в то время, когда

плательщику удобнее всего оплатить его.

4) Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и

удерживал из кармана народа как можно меньше сверх того, что он приносит

казне государства.

Переходя к проблеме налогов в Российской Федерации, необходимо

отметить, что все 4 принципа находят у нас слабое отражение. Перестройка

экономики привела к резкому спаду производства, росту инфляции, появлению

большого числа безработных, существенному сокращению государственного

сектора. Предстоит преодолевать эти негативные явления. В настоящее время

практически всеми признается, что эффективная реформа налоговой политики и

системы налоговых органов в стране — ключевой фактор успеха в деле перевода

экономики на рыночные рельсы.

Проблема налогов — одна из наиболее сложных в практике осуществления

проводимой в нашей стране экономической реформы. Пожалуй, нет сегодня

другого аспекта реформы, который подвергался бы такой же серьезной критике

и был бы предметом таких же жарких дискуссий и объектом анализа и

противоречивых идей по реформированию. С другой стороны, налоговая система

— это важнейший элемент рыночных отношений и от нее во многом зависит успех

экономических преобразований в стране. Поэтому к выдвигающимся предложениям

о серьезной ломке созданной к настоящему времени налоговой системы

необходимо подходить весьма осторожно, просчитывая не только сиюминутную

отдачу от этих преобразований, но и их влияние на все стороны экономики и

финансов.

Естественно, что идеальную налоговую систему можно создать только на

серьезной теоретической основе, учитывающей специфику экономических

отношений в обществе, созданный научный и производственный потенциал.

Налоговая система должна органически влиять на укрепление рыночных

начал в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательства и в то же

время препятствовать падению уровня жизни низкооплачиваемых слоев

населения.

Главная причина несоответствия налоговой системы РФ основным принципам

налогообложения — отсутствие стабильности в проведении общей экономической

политики, отсутствие государственных программ, четко определяющих

приоритеты промышленной и научно-технической политики, а также налоговые

льготы. Действующая налоговая система не отвечает в полной мере ни

интересам налогоплательщика (чрезмерная величина налогового бремени,

ограниченность прав предпринимателей, запутанность и неоднозначность

трактовки законодательных и нормативных актов, неимоверная частота внесения

изменений в законы), ни налоговой службы (многочисленные возможности ухода

от уплаты налогов, разнообразные льготы приводят к неравенству

налогоплательщиков и наносят колоссальный ущерб экономике, рынок заполнили

оффшорные предприятия и фирмы-однодневки, права налоговой службы

чрезвычайно ограничены, работа налогового инспектора опасна, тяжела и

малооплачиваема). Очевидно, что система устарела и нуждается в замене.

Исходя из актуальности данной проблемы, целью работы является

рассмотрение общего текущего состояния налоговой системы Российской

Федерации и существующих проблем, а также анализ и выявление некоторых

путей их решения.

В связи с большим количеством проблем и противоречий в этой области

невозможно охватить их все полностью, поэтому в работе основное внимание

сконцентрировано на возможном постепенном снижении налоговых ставок.

По вопросам налогообложения и налоговой системы существует много

различной современной литературы. Здесь в основном были использованы

материалы из работы Министра Российской Федерации по налогам и сборам

А.П. Починка и из ежемесячного вестника МНС России "Российский налоговый

курьер".

ГЛАВА 1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство

воздействует на экономику, важное место отводится налогам. В условиях

рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в

качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.

Применение налогов является одним из экономических методов управления

и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими

интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной

подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы

предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения

предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и

местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При

помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая

привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и

прибыль предприятия.

В условиях перехода от административно - директивных методов

управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как

регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей

народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную

политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных

предприятий.

Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в

1991 г., когда был принят пакет законопроектов о налоговой системе.

1.1. Сущность налогов

Прежде всего, остановимся на вопросе о необходимости налогов. Как

известно, налоги появились с разделением общества на классы и

возникновением государства, как “взносы граждан, необходимые для содержания

... публичной власти ... “ (К. Маркс). В истории развития общества еще ни

одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения

своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему необходима

определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только

посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени

определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его

функций: управление, оборона, суд, охрана порядка. Чем больше функций

возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Закон Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской

Федерации” определяет общие принципы построения налоговой системы, взимания

налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также права, обязанности и

ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. В нем в частности

говорится, что под налогами, сбором, пошлиной и другим платежом понимается

обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный

фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемыми

законодательными актами.

Таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и

физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании

государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим

звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Закон также определяет круг налогоплательщиков: “Плательщиками налогов

являются юридические лица, другие категории плательщиков и физические лица,

на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность

уплачивать налоги”.

В дополнение ко всему необходимо выделить объекты налогообложения,

льготы по налогам согласно закона.

Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость

отдельных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщика, операции

с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущества юридических

и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции,

работ и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами.

По налогам могут устанавливаться в порядке и на условиях, определяемых

законодательными актами, следующая льгота:

необлагаемый минимум объекта налога;

освобождение от уплаты налога отдельных лиц или категории плательщиков;

понижение налоговых ставок;

целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания

налогов);

прочие налоговые льготы.

Для более детального рассмотрения налоговой системы России и связанных

с ней проблем необходимо также рассмотреть понятие “налоговое бремя”.

Налоговое бремя - это величина налоговой суммы, взимаемой с

налогоплательщика. Оно зависит прежде всего от размеров прибыли

налогоплательщика.

Итак, из всего выше сказанного можно сделать вывод, что изъятие

государством в пользу общества определённой части валового внутреннего

продукта (ВВП) в виде обязательного взноса, который осуществляют основные

участники производства ВВП и составляет сущность налога. Экономическое

содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и

граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны, по поводу

формирования государственных финансов.

[1, 2]

1.2. Функции налогов

Налоги как стоимостная категория имеют свои отличительные признаки и

функции, которые выявляют их социально-экономическую сущность и назначение.

Развитие налоговых систем исторически определили основные его функции –

регулирующую, стимулирующую, распределительную и фискальную.

Регулирующая.

Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими

методами - путем применения отлаженной системы налогообложения,

маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из

бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и

осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом

комплексе экономических методов занимают налоги.

Изменяя налоговые ставки, льготы, штрафы, условия налогообложения,

вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для

ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует

решению актуальных для общества проблем.

Стимулирующая

С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический

прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение

производства и др. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов

проявляется прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на

техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров

народного потребления, оборудование для производства и ряда других

освобождается от налогообложения.

Распределительная

Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются

средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как

производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых,

комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др.

С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли

предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие

производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие

и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные

дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.

Распределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный

социальный характер, соответствующим образом построенная налоговая система

позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это

сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем

установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной

части бюджетных средств на социальные нужды населения, полного или

частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной

защите.

Фискальная

Изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания

государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной

сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения

культуры - библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения

должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие

учебные заведения и т.п.

Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный

характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

В России в настоящее время налоговой системе присущ преимущественно

фискальный характер, что затрудняет реализацию заложенного в налоге

стимулирующего и регулирующего начала. Во всех государствах, при всех

общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную

функцию. Однако это не означает, что оставшиеся функции менее важны. С

укреплением налоговой системы они будут одинаково значимы. [1, 2]

1.3. Основные принципы построения налоговой системы

РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты