|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Методика изучения синтаксиса сложного предложения в школеМетодика изучения синтаксиса сложного предложения в школе| | |Министерство образования Российской Федерации. | |Волгоградский государственный педагогический университет. | |Кафедра русского языка. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |Волгоград. | |2000 год. | Содержание. . Введение. 2 . Глава 1. Теоретические основы изучения темы: «Методика синтаксиса сложного предложения». 4 1. Лингвистические основы. 4 2. Методические основы. 10 A. Исторический экскурс. Методика Федора Ивановича Буслаева. 10 B. ХХ век. Современные методики преподавания синтаксиса сложного предложения. 11 Глава 2. Система работы по изучению сложного предложения в средней школе. 14 1. Современные программы для средней школы по русскому языку (Ладыженская Т.А., Бабайцева В.В., Разумовская М.М.). 14 2. Учебные комплексы. 18 A. Учебник С.Г. Бархударова «Русский язык. 9 класс» (под ред. Ладыженской) 18 B. Учебный комплекс Бабайцевой В.В. 19 Глава 3. Методические рекомендации. 21 1. Недостатки некоторых приёмов и упражнений. 21 2. Использование игрового материала. 22 3. Роль занимательных заданий при изучении темы. 23 Заключение. 23 Библиография. 25 Введение. Однажды мой знакомый, студент 1 курса, спросил: «А запятая ставится после что или перед?» Я была удивлена: не знать таких элементарных вещей, тем более, по синтаксису родного языка. А ведь, это было обычное сложно-подчинённое предложение, ничего трудного не было. Ещё не так давно человек окончил школу и поступил учиться дальше в ВУЗ. А тут забыл, где по правилам нужно ставить запятую! Это был не какой-нибудь последний двоечник, это пример среднего, вполне нормального ученика стандартной общеобразова-тельной школы. И это не единичный случай. Чьё упущение? Учителя? Ученика? А может системы преподавания русского языка? Почему же вопросу о знаках препинания уделяется так мало внимания в методике? Ведь это одна из наиболее проблемных и сложных тем. Так какие же методы должен использовать учитель, чтобы даже самый нерадивый ученик осознано и серьёзно подходил к данной теме? Давайте разберёмся в поставленных вопросах. Итак, речь пойдёт о процессе преподавания русского языка в школе – это и есть объект исследования. В работе будут рассмотрены различные методы изучения сложного предложения в средней школе – предмет исследования. Автор работы ставит целью следующее: выработать методические рекоменда- ции по изучению сложного предложения в школе. Достижение цели исследования требует решения задач: . Рассмотреть лингвистические основы темы. . Сравнить методические основы. . Проанализировать программы и учебники. . Выработать свои рекомендации. Методологические основы. Методика преподавания русского языка – наука относительно молодая, в настоящее время продолжает развиваться вслед за изменениями в языке и обществе. Совершенствуются уже существующие методы, приемы, появляются новые. Первый систематизированный опыт методической работы по синтаксису русского языка предложил Фёдор Иванович Буслаев в своей работе «Преподавание отечественного языка». Прежде чем дать методу, Буслаев во втором томе своей «Исторической грамматики»(1863) привёл «первый полный синтаксис <русского языка> в историческом развитии.<…> В своём «Синтаксисе» Буслаев впервые прочно установил в учении о предложении различие между логикой и грамматикой. Определяя отношения языка к мышлению, Буслаев говорит: «Язык к мышлению относится в двояком отношении: с одной стороны формы языка служат точнейшим выражением всех действий нашего мышления, так что, думая про себя, постоянно облекаем каждую мысль в слова; а между тем, с другой стороны, опыт каждого говорящего и пишущего свидетельствует, что мысль развивается в голове не зависимо от форм языка и что весьма часто случается встречать затруднения в приискании слов для выражения мысли. Такое противоречие в отношении языка к мышлению объясняется существом самого языка. Язык образовался в эпоху незапамятную, в ближайшей связи с раскрытием умственной деятельности целого народа, но независимо от личного мышления одного или нескольких людей. Потому логика языка точнее, строже и совершеннее логики отдельных лиц, сколько бы проницательны и глубокомысленны они ни были»[1]. Современный взгляд на вопрос изучения синтаксиса в лингвистике и методика преподавания в школе, в том числе взгляды Буслаева, подробно будут изложены ниже. Золотовой Г.А. по вопросу синтаксиса пишет: «В речи получает выражение все содержание жизни человека, все представления об окружающем мире, о предметах, категориях и связях действительности, наблюдаемых и осмысляемых, обобщённых и расчленённых так или иначе национальным языковым сознанием. Человек высказывает сообщения о фактах и событиях или реакции на них, чувства и желания, формирует понятия, мысли и умозаключения в процессе познавательной деятельности, вступает в коммуникативные контакты, побуждает собеседников к действию. Всё это многообразие речевых потребностей и проявлений реализуется через синтаксис, с помощью синтаксических ресурсов языка. Единицы других уровней языковой системы – фонемы, морфемы, лексемы – участвуют в формировании речи только через синтаксис. Отсюда – роль синтаксиса как «организационного центра грамматики» (по определению Виноградова В.В.) Отсюда – сложность устройства синтаксической системы языка как научного объекта. И хотя у синтаксической науки многовековая история, законы синтаксического строя языка и теперь ещё не познаны в полной мере. Можно только надеяться, что каждое новое описание синтаксиса, каждое исследование в этой области приближает нас к искомому. Синтаксис – эта та ступень грамматического строя языка, на которой формируется связанная речь. Соответственно синтаксис как наука изучает средства и способы построения связанной речи и прежде всех его коммуникативных единиц – предложений.»[2]. Итак, синтаксису в современной лингвистике уделяется огромное значение, многие взгляды на вопросы синтаксиса, его места в грамматике, языке и речи, классификации синтаксических единиц пересматриваются. Хочется так же, чтобы и в методике преподавания русского языка вопросам синтаксиса уделялось не менее внимания. Чему автор работы и пытается помочь. В исследовании применяются методы и приёмы: . Описательный метод. . Изучение научной и лингвистической литературы. . Анализ программ (сравнительно-сопоставительный). Научная новизна: Автор работы впервые глубоко изучил эту тему и выдвинул свои методические рекомендации, упражнения. Практическая значимость исследования в том, что его материалы можно использовать в школьной и вузовской работе. Глава 1. Теоретические основы изучения темы: «Методика синтаксиса сложного предложения». 1. Лингвистические основы. Сегодня синтаксис является одним из разделов учебного вузовского курса современного русского языка. В лингвистической науке подробно этим разделом занимались многие учёные, среди которых Белошапкова В.А. – преподаватель МГУ, выдающийся русский лингвист. Некоторые работы этого автора посвящены синтаксису. Вот что Белошапкова, в частности, пишет по этому вопросу: «наука о синтаксисе русского языка представляет собой сложное явление: в ней существуют (в состоянии непрерывных столкновений и споров) разные направления и концепции, так что в новых идеях дискуссионное явно преобладает над общепризнанным. В этих условиях чрезвычайно труден отбор идей (понятий, точек зрения)»1. Итак, приведём некоторые из них. Белошапкова так определяет понятие синтаксиса: «…синтаксис изучает, с одной стороны, правила связывания слов и форм слов, а с другой стороны, те единства, в составе которых эти правила реализуются.»2. Синтаксис рассматривается «как высший грамматический уровень системы языка, стоящий над морфологическим»3. Выделяются следующие синтаксические единицы «объекты синтаксиса: словосочетание, предложение и сложное предложение. Традиционное для русской синтаксической науки понимание синтаксических объектов характеризуется тем, что наряду со словосочетанием и предложением как особая синтаксическая единица рассматривается сложное предложение. Сложным предложением называется синтаксическая единица, компонентами которой являются предложения, связанные между собой синтаксической связью»4. Авторы другой книги дают следующие понятия в разделе «Синтаксис»: «Сложное предложение обладает как свойствами, общими с простым предложением, так и своими специфическими свойствами, отличающими его от простого предложения. Подобно простому предложению, сложное предложение представляет собой синтаксическую конструкцию, предназначенную быть сообщением: как и простое, оно получает в речи интонационное и слово порядковое оформление. Сложное предложение отличается от простого, прежде всего характером образующих его компонентов. Компонентами, образующими простое предложение, являются определённые классы словоформ или лексически не заменяемые словоформы. Таким образом, синтаксическая природа компонентов простого предложения радикально отличается от синтаксической природы образуемого ими синтаксического построения. Сложное предложение состоит из компонентов, которые в большей или меньшей степени обладают свойствами простых предложений и, таким образом, по своей синтаксической природе не противостоят так резко образуемому ими целому – сложному предложению. Общность синтаксической природы компонентов и образуемого ими целого сближает сложное предложение со словосочетанием, которое выполняет ту же функцию, что и его компоненты – слова или словоформы – и по своей синтаксической природе не противостоит им. Обязательным и конструирующим признаком компонентов сложного предложения является то, что они обладают категорией предикативности. Соответственно<…>предикативными единицами. <…>Структурная схема сложного предложения включает следующие четыре класса необходимых характеристик: потенциальный количественный состав сложного предложения (или открытость/ закрытость его структуры); синтаксическая связь между компонентами и средства её выражения; порядок компонентов, т.е. их расположение относительно друг друга; особенности семантического наполнения, строения и лексического состава компонентов. Всё сказанное позволяет определить сложное предложение как сочетание предикативных единиц, построенное по той или иной структурной схеме и предназначенное для функционирования в качестве целостной единицы сообщения.<…> В речевой действительности представлены: сложные предложения с минимальным для данного типа количеством частей (м и н и м а л ь н ы е к о н с т р у к ц и и с л о ж н о г о п р е д л о ж е н и я); предложения, являющиеся различного рода усложнениями минимальных конструкций (м н о г о ч л е н н ы е, или с л о ж н ы е п р е д л о ж е н и я у с л о ж н ё н н о г о т и п а); например: . Солнце село, но было ещё тепло. . Солнце село, на небе гасли последние лучи заката, сгущались сумерки, но было ещё тепло, потому что день был необычайно жарким для октября. <…>Связь между компонентами сложного предложения может быть сочинительной или подчинительной. Основным средством выражения сочинительной связи, т.е. связи формальной неподчиненности, являются сочинительные союзы. При такой связи ни один из компонентов сложного предложения не занимает синтаксического места словоформы в составе другой части. Поэтому здесь нет существенных различий в функции частей, вводимых союзами, и частей, не содержащих союзов. Подчинительная связь между компонентами сложного предложения аналогична всем видам несочинительной связи: подчинительной связи между словоформами в словосочетании и связям, возникающим в предложении: связи между компонентами схемы и между схемой и детерминантом.<…>Основными выразителями отношений<…>являются подчинительные союзы и приобретающие функцию союза относительные местоимения. Часть, вводимая союзом или относительным местоимение (п р и д а т о ч н а я), либо занимает синтаксическое место словоформы в составе другой (г л а в н о й) части, которая является структурным центром сложного предложения, либо, напротив, вмещает её содержание, составляющее семантическое наполнение относительного местоимения.<…> В бессоюзных предложениях противопоставление сочинительной и подчинительной связи снято, т.к. синтаксические и смысловые отношения между частями формально не выражены. Сложносочинёнными предложениями называются такие предложения, части которых связанны сочинительной связью. Сложносочинённые предложения открытой структуры, представляя собою открытые ряды, состоят из двух, трёх и более частей, количество которых потенциально всегда может быть увеличено,<…> образуются из неопределённого количества предикативных единиц, соединённых союзами или бессоюзно.<бывают соединительные (одновременности, следования) и разделительные (взаимоисключения, чередования)> Сложносочинённые предложения закрытой структуры, являясь закрытыми рядами, состоят всегда из двух частей и не допускают включения третьей и последующей,<…>обязательным элементом такого предложения является союз.<Бывают: 1) сопоставительно-противительные с союзами и, а, но с одним показателем связи: с союзом и (соединительно-распространительные, результативные, контрастного соединения), предложения с другими сопоставительными союзами, с союзом а (сопоставительные, сопоставительно-распространительные, предложения не соответствия), предложения с другими сопоставительными союзами, с союзом но (противительно-ограничительные предложения, противительно- уступительные, противительно-возместительные), предложения с другими противительными союзами; связанные конструкции противительно-сопостовительных предложений; 2) сопоставительно-противительные с союзами и, а, но с двумя показателями связи: предложения следствия-вывода; противительно-уступительные; противительно-возместительные; ограничительные; отождествлённо-соединительные; соединительно-дополнительные; 3) предложения, с союзами не только…но и, да и, а именно, то есть и синонимичными им: собственно градационные; усилительные; пояснительные.> Сложноподчинённые предложения называются такие сложные предложения, части которых связанны подчинительной связью. Отличительной формальной особенностью таких предложений является наличие в них вводящего придаточную часть подчинительного союза или относительного местоимения в функции союза. По характеру связи между главной и придаточной частью все сложноподчинённые предложения делятся на четыре типа: Местоимённо-соотносительные: отождествительные предложения<строятся на основе соотнесённости соотносительного и союзного слова, например, Я тот, чью рукопись вы рецензировали. Там, куда мы шли, нас ждали. Что мог Петька, не мог никто.>, предложения фразеологического типа< с союзами что, чтобы, будто, как будто, словно, точно>, вмещающие предложения; Присловные: присубстантивированные и прикомпаративные – предложения, структура которых определяется грамматической природой опорного слова; предложения с невопросительной придаточной частью и предложения с вопросительной придаточной частью – предложения, структура которых определяется семантической природой опорного слова (изъяснительные). Детерминантные: предложения обусловленности<стимул, результат, причина, условие, уступка, следствие, цель>, временные, сравнительные, предложения соответствия. Относительно-распространительные. Бессоюзные предложения, как и союзные, могут быть открытой и закрытой структуры.».1 Г.А. Золотова показывает несколько иной подход к рассмотрению простых и сложных предложений (с точки зрения использования в речи, т.е. коммуникативной функции): границы между простым полипредикативным предложением и сложным относительны; сложное предложение рассматривается как «построение с наибольшей <чем простое полипредикативное предложение> эксплицированностью полипредикативной организации»2. « Как простое, так и сложное предложение представляют собой цельные, объединённые грамматически, по смыслу и интонационно, коммуникативные единицы. В сложном предложении, так же как и в простом полипредикативном, соединяются две или несколько предикативных единиц, модально-временные и субъектные значения которых ориентированны таксисно в отношении друг друга и доминирующего предиката. И в простом и в сложном предложении компоненты, его организующие, вступают в определённые структурно-смысловые отношения между собой; их функциональными взаимоотношениями и способом выражения и определяется тип предложения. В сложном предложении, в отличие от простого, один или несколько компонентов имеют форму предложения, или фазовой номинации. <…>Разграничивают сложноподчинённые и сложносочинённые предложения<во всех союзных>, указывая на большую независимость составляющих предикативных единиц. 1. Сложносочинённые (выражают отношения соединительные, противительные, разделительные)… 2. Сложноподчинённые (выражают отношения темпоральные, локальные, причинно следственные и др.) <Золотова выделяет следующие виды придаточных предложений>По характеру включения различаются придаточные заместитительнеые, занимающие место компонента предложения (Блажен, кто верует), придаточные возместительные, возмещающие семантически ненаполненное местоименное слово (Кто беден, тот тебе не пара.), и придаточные определительные, содержащие определение к именному компоненту главного (Читаю книгу, о которой говорят). <Так же указываются следующие виды придаточных предложений (опорой для данной классификации служат коммуникативно-синтаксические функции)> 1. Придаточное субъекта (подлежащего) замещает или возмещает позицию субъектного компонента в именительном или косвенном падеже. <Как разновидность>возможность замещения или возмещения <…>субъекта придаточным предложением субъектно-локативным. Придаточные со значением субъекта-каузатора также замещают или возмещают позицию подлежащего. 2. Придаточные со значением предицирующего компонента замещают или возмещают второй организующий центр предложения либо входят в состав усложнённого предиката.<Как разновидность> Опредилительные предаточные также могут быть замещающими или возмещающими позицию определения, но структурно их роль не является столь необходимой, как в предложениях с придаточными предицирующими. 3. Гораздо частотнее объектно-делиберативные придаточные, раскрывающие содержания глаголов, имён и других слов информативного значения.<Как подвид>пассивно-субъектные, где придаточное не является распространителем субъекта, но возмещает позицию, обусловленную пассивной конструкцией главного предложения. 4. Придаточные предложения, изъяснительно-опредилительные, раскрывающие содержание существительных речемыслительной семантики, соединяют с изъяснительным значением позиционное определительное, вытекающее из способности любого существительного распространяться определением. 5. На основании взаимодействия функционально-смыслового и позиционного критериев выделим и объектно-каузативную разновидность придаточных: они занимают позицию при предикатах, выражающих каузируемую эмоционально- оценочную реакцию лица, а сами обозначают явление, событие-каузатор, соотносительное не с предметным, а с каузативным компонентом полипредикативного предложения. 6. В сложных предложениях, выражающих причинно-следственные от6ношения, также встречаются конструкции с опущенным модусным звеном, когда придаточное предложение, вводимое союзами потому что или так как, обозначает не причину события главного предложения, а наблюдаемый признак, на основании которого говорящий (или персонаж повествования) делает заключение, предположение о наблюдаемом признаке, высказываемое в главном. 7. Условие можно рассматривать как возможную или необходимую причину события-следствия. 8. В придаточном цели можно видеть проспективное и желательное или необходимое для агенса событие, мотивирующее (его собственным сознанием или всезнающим автором) действие. 9. Уступительные придаточные выражают отрицание, опровержение либо пересиливание (волей действующего субъекта, объективными обстоятельствами, аналитической мыслью говорящего) возможной или причинно- следственной зависимости. 10. Придаточные со значением места и времени замещают или возмещают соответствующие локативные и темпоративные компоненты. <Все виды придаточных предложений рассмотренных выше соотносимы с компонентами простого предложения> 11. Среди придаточных, трактуемых как несооносительные с компонентами простого предложения отметим придаточные, выражающие отношения непрямого следствия (отличаем от причинно-следственных, здесь следствие имеет оттенок события или состояния побочного, необязательного, может оказаться неожиданным для наблюдатель), присоединительные (присоединительная часть высказывания предполагает регистровое переключение, реже на более низкую, чаще – на более высокую ступень обобщения), сопоставительные. Сложные предложения – бессоюзные, в которых отношения между предикативными единицами недефференцированны, полисемантичны, могут быть восприняты и как временные, и как условные, и как прчинно-следственные.»1 Итак, было рассмотрено несколько точек зрения на вопросы синтаксиса в науке. Я не ставила своей задачей вникать в лингвистические тонкости вопроса, и потому кратко привела некоторые классификации сложных предложений, различные у разных авторов. Теперь необходимо приступить непосредственно к методическим аспектам изучения темы, т.е. вопросам преподавания в школе. Разнообразие взглядов в филологии делает задачу методистов, тем более, сложной: необходимо выбрать наиболее походящее научное понятие (и современное, и общепризнанное), и применить его в курсе русского языка средней общеобразовательной школы. Поэтому, и по ряду некоторых других причин, которые будут оговорены ниже, существует несколько точек зрения на принцип преподавания темы «Сложное предложение» в школе и классификацию придаточных в сложноподчинённом предложении. Прежде, чем приступить к рассмотрению программ и учебных комплексов для общеобразовательной школы, следует разобраться в методических основах темы, т.е. как представлен вопрос исследования в научной методической литературе. В следующем пункте будут приведены методики Текучёва А.В., Баранова М.Т., Бабайцевой В.В. и др. 3. Методические основы. A. Исторический экскурс. Методика Федора Ивановича Буслаева. Как уже было сказано, первый систематизированный опыт преподавания синтаксиса русского языка предложил Буслаев в методическом пособии «О преподавании отечественного языка». Там можно найти и программу, и практические рекомендации. Считаю нужным рассмотреть опыт педагога прошлого, т.к. нет смысла отвергать свою историю, её нужно знать, какой бы она ни была, и любить. Это знание порой делает понятным многие современные вещи. В «Программе русского языка и словесности»1848 года представляет собой следующее: подготовительный курс (практическое изучение языка); 1 класс общего курса (грамматика: части речи); 2 класс общего курса (грамматика: синтаксис, пунктуация, орфография); 3…(теоретическая и историческая грамматика); 4…(теория слога, теория прозаических сочинений) 1 специальный класс (теория поэзии); 2 специальный класс (история русской и иностранной словестности). Итак, синтаксис изучался во втором классе общего курса. Конкретно, синтаксис сложного предложения – во втором отделении. Темы: «20. Способы сочетания предложений. А. Сочетание предложений по способу подчинения. 21. Придаточные предложения определительные: согласование местоимений относительных. Согласование причастий. Придаточные предложения дополнительные. 22. Придаточные предложения обстоятельственные: согласование деепричастий. Сокращённые придаточные предложения. Б. Синтаксис предложений по способу сочинения. 23. Образование сложных предложений по способу соединения. Образование их по способу противоположения. Образование их по способу причинности (винословное сочетание предложений)»1. Приведём некоторые практические рекомендации из опыта преподавания начальной грамматики: «…Стало быть, одно предложение отделяется от другого знаком препинания, т.е. остановки, потому что, читая, мы несколько останавливаем голос при окончании предложения… …Слова а, да, и называются союзами, потому что связывают слова и предложения… …Здесь слова: куда, где, кто, который – связывают два предложения, и то предложение, в котором они находятся, называется придаточным, а к которому прибавляется придаточное называется главным. Когда вопросительные слова стоят в придаточном предложении, тогда называются относительными, потому что относятся к главному предложению… …Для ясного понятия о придаточном предложении следует объяснить придаточные подлежащие, определительные, дополнительные и обстоятельственные предложения… …Если союзы связывают два равных предложения, т.е. главное с главным или придаточное с придаточным, то называются сочиняющими; если же соединяют главное с придаточным или придаточное с подчинённым ему придаточным, то называются подчиняющими. В первом случае соединение предложений называется сочинением, во втором – подчинением… и т.п. »1. Прежде, чем давать какой-либо термин, учитель рассматривает на примере, т.е. разбирается предложение из художественной литературы или из библии. Используются тексты Крылова, Пушкина и др., такие чтобы можно было из любого, даже небольшого предложения извлечь поучение, мораль, добродетельный пример. Таким образом, мы видим, что некоторые принципы и методы из опыта прошлого не потеряли своего значения и сегодня, что-то пересмотрено, что-то добавлено принципиально нового. Но то, что сегодня мы вернулись к своей истории и не отвергаем работы дореволюционных педагогов и советских, в том числе, радует. Зачем изобретать колесо, если оно уже есть. Лучше его совершенствовать. B. ХХ век. Современные методики преподавания синтаксиса сложного предложения. После Октябрьской революции 1917 года и последующее за тем советское время в методике разрабатывались новые научные понятия, т.к. новая власть пролетариата не могла перенять буржуазную науку, культуру и т.д. Таким образом, сложилась определённая точка зрения, общепринятые научные суждения, методы и приёмы преподавания родного языка. Такой взгляд на методику отразился в стандартной (по сегодняшнему определению) программе. Эта практическая часть вопроса будет приведена ниже. Сейчас обратимся к теоретическим положениям стандартной методики. Итак, «сложные предложения рассматриваются с точки зрения средств связи (союзные и бессоюзные); союзные сложные предложения описываются по характеру средств связи (сложносочинённые и сложноподчинённые); сложноподчинённые – по значениям придаточной части. При описании бессоюзных предложений учитывается смысловые отношения между частями. Сложные предложения описываются также с точки зрения количественного состава простых предложений, входящих в него (сложные синтаксические конструкции). <В методике синтаксиса применяются следующие принципы>интонационный (сопоставление структуры и интонации) и морфолого-синтаксический (сопоставление члена предложения и части речи).<При формировании учебно- языковых умений используют>синтаксические упражнения, которые включают в себя работу как по анализу синтаксических явлений, так и по их употреблению в речи учащихся, это: . отграничение одних синтаксических структур от других; . определение структуры данной синтаксической единицы; . нахождение в предложениях тех или иных структурных частей; . составление схем предложений; . составление предложений по схемам; . составление предложений указанной структуры; . полный или частичный синтаксический разбор словосочетаний и предложений разных структур. Выполнение синтаксических упражнений готовит школьников к овладению пунктуацией, а также рядом речевых умений»1. Основная цель по методике Баранова в преподавании русского языка – освоение учениками средней общеобразовательной школы грамотным письмом и речью, а так же развитие духовных способностей учащихся через преподавание родного языка. Почти все понятия синтаксиса используются при изучении пунктуации. В методике Текучёва основной принцип изучения темы «Сложное предложение» такой же как и у Баранова, но первый в своём учебнике предлагает некоторые практические рекомендации по проведению уроков. Текучёв на примерах показывает, как вводиться понятие по теме, он пишет: «Повторение сведений о составе простого предложения осуществляется в связи с разбором нескольких простых предложений по членам предложения. Следующая часть урока должна быть посвящена выяснению понятия «сложное предложение» как сложное целое, выяснению тех условий, при каких простые предложения могут образовывать сложное, и тех грамматических правил, которые необходимо при этом соблюдать».2 Далее выясняются те условия и правила, при которых образуются сложные предложения (об этом писалось выше, когда приводилось современное состояние лингвистической науки, поэтому я вправе пропустить некоторые примеры). Текучёв показывает так же каким образом необходимо вводить понятия: интонация, место союзов и союзных слов в сложных союзных предложениях, бессоюзное сложное предложение, роль интонации в таких предложениях, сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, сочинительные союзы (соединительные, разделительные, противительные), главное и придаточное предложения, сложноподчинённые с одним придаточным (определительные, изъяснительные, обстоятельственные), сложноподчинённые с несколькими придаточными (подчинение параллельное, последовательное, однородное). На уроке изучения сложносочинённых предложений рекомендуется составление сводной таблицы о сочинительных союзах и их значениях с примерами и определением смысловых отношений между простыми предложениями, входящими в состав сложного. Здесь можно использовать упражнения по составлению предложений с данным учителем началом и по придумыванию учащими предложений с использованием всех союзов приведённых в таблице. Текучёв выделяет типичные ошибки, на которые учителю необходимо обратить внимание «а) пропуск запятой перед союзом и, когда сложносочинённое предложение ошибочно принимает учащимися за простое с однородными членами; б) постановка запятой перед распространённым однородным членом, когда последний принимается учеником за целое простое предложение; в)речевая синтаксическая ошибка выражается в так называемом «многосоюзии», когда учащийся без видимой причины вводит в свою речь лишние союзы; г) а также в излишней (с точки зрения стиля и фактической необходимости) повторяемости наречий, употребляемых в роли союзов и обозначающих последовательность действий».1 Для устранения ошибок предлагаются различные приемы: синтаксический и пунктуационный разбор предложений списанных с различных источников (доска, карточка, учебник), творческие работы (составление новых или обработка вариантов), обучающие диктанты, грамматический анализ. Знакомство с сложноподчиненными предложениями необходимо проводить в сравнении с сложносочинёнными и выявлении разницы между подчинительной и сочинительной связью, «путём анализа устанавливается, что каждое из придаточных поясняет какое-либо слово главного предложения».2 Далее необходимо выяснить характер подчинительных союзных слов. При изучении темы происходит знакомство (в некоторых случаях повторение) пунктуационных правил: постановка запятой, тире, двоеточия в различных видах сложных предложений, но «на уроках, посвящённых сложному предложению, занятия пунктуацией должны вестись лишь попутно, носить подчинительный характер, чтобы не отвлекать внимание школьников от основной цели урока».3 Но при изучении сложноподчинённых предложений необходимо более уделить внимания правильной постановке знака препинания. Ученики должны понимать структурно-семантические особенности сложноподчинённых предложений и суть взаимоотношений между главным и придаточным, что подготовит почву для введения указанной выше классификацией типов придаточных предложений. При изучении сложных синтаксических конструкций (Текучёв такого термина не вводит! Использует другое название «сложные предложения с различными видами связи») особое место уделяется интонации: «Предложения такого типа представляют благодатный материал для анализа с точки зрения синтаксической и пунктуационной. Разнообразие конструктивных элементов даёт возможность на одном примере повторить материал, показать большое разнообразие возможных сочетаний синтаксических элементов в одной сложной конструкции, показать как в подобных условиях применяются основные пунктуационные правила. Нельзя упустить такую важную возможность, предоставляемую анализом подобных предложений, как упражнения в выразительном чтении. Дело в том что, при чтении таких сложных конструкций по иному, чем в менее распространённых предложения распределяется и запас воздуха у читающего, и паузы (в отношении их длительности), меняется в ряде случаев и характер интонации. Потому учитель должен настойчиво добиваться от учащихся, чтобы каждое из даваемых для разбора предложений было бы прочитано учащимися выразительно. Смысловой анализ сложных предложений с различными видами связей и составление к ним схем содействуют и развитию логического мышления. На данных уроках полезно провести краткий объяснительный диктант и организовать работу по карточкам с написанными на них предложениями (последними обеспечивается индивидуализированный подход к учащимся). В качестве материала для занятий по этой теме целесообразно использовать тексты сочинений самих учащихся, чтобы на примерах лучших из них показать умелое конструирование сложных предложений, а примере слабых работ – случаи ошибочного их использования»1. С последним приёмом работы я не вполне согласна, но об этом подробнее см. в «методических рекомендациях». Так же Текучёв даёт подробные описание методики проведения синтаксического разбора: «Под разбором сложного предложения по его составу следует понимать разбор сложного предложения с выделением в нём простых предложений, входящих в его состав и являющихся по отношению к целому сложному его частью. Как в простом предложении член предложения является такой единицей, которая не может делиться на более мелкие синтаксические единицы (распространённые члены предложения в особом положении), так и в сложном каждое простое предложение, входящее в его состав, является такой синтаксической единицей, такой его частью, которая не может члениться на более дробные части, представляющие собой тоже предложение. В простых предложениях могут быть выделены члены предложения, потому такой разбор является по членам, а не по составу предложения».2 Наряду с различными видами разборов необходимо использовать приём грамматического конструирования (составление предложения по схеме). Здесь приведены две основные точки зрения на вопрос методики преподавания сложного предложения в средней школе. Этим же в современной методике занимались русские учёные: Бабайцева В.В., Бархударов С.Г., Глебова Е.Ф., Ломизов А.Ф., Московкина Р.А., Озерская В.П., Панов Б.Т. и др. Методические взгляды Бабайцевой В.В. будут рассмотрены на практическом материале, к чему сейчас и приступаем. Глава 2. Система работы по изучению сложного предложения в школе. 1. Современные программы для средней школы по русскому языку (Ладыженская Т.А., Бабайцева В.В., Разумовская М.М.). Тема «Сложное предложение» изучается в 9 классе в курсе русского языка по рассматриваемым и действующим в современной школе программам. При изучении темы по стабильной (под ред. Ладыженской Т.А.) – выделяется 34 часа из 68 отведённых на уроки русского языка в данном классе; по программе Бабайцевой В.В. – 27 часов из 51 (упор делается на развитие речи); по программе под ред. Разумовской М.М. – 34 часа из 68 (упор делается на культуру речи + выделяется 6 часов резервных). Изучение темы идёт в следующем порядке: Программа Ладыженской Т.А. и др. С л о ж н о е п р е д л о ж е н и е . 1. Союзные сложные предложения. a) сложносочинённые (5 часов); b) сложноподчинённые (17 часов). 2. Бессоюзные сложные предложения (6 часов) 3. Сложные предложения с различными видами связи (5 часов). Программа Бабайцевой В.В. и др. С л о ж н о е п р е д л о ж е н и е . 1. Сложносочинённые (5 часов). 2. Сложноподчинённые (13 часов). 3. Сложные бессоюзные (6 часов). 4. Сложные предложения с различными видами связи (4 часа). Программа Разумовской М.М. и др. С и н т а к с и с с л о ж н о г о п р е д л о ж е н и я . 1. Сложное предложение (2 часа). a) сложносочинённое (5 часов); b) сложноподчинённое (15 часов); c) бессоюзное сложное предложение (7 часов); d) сложное предложение с различными видами связи (5 часов) + 6 часов резервных. Что интересно отметить: по стабильной программе тема «Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. » изучается до сложного предложения. Хотя, при передаче чужой речи, иногда используют сложные предложения. Конечно, в начальной школе и 5 классе ученики уже сталкивались со сложным предложением, но подробно этой темы не касались. Тем более, в 9 классе ещё не было повторения сложного предложения. В программе Бабайцевой этому уделено более внимания. Тема «Предложения с чужой речью» изучают после темы «Сложное предложение». В программе Разумовской темы расположены как и по стабильной. Казалось бы, какое значение имеет расположение тем? Однако, не изучаем же мы сначала, например, правописание глаголов, а затем вводную тему об этой части речи. Программа Бабайцевой оказалось более систематизированной. И это не такая уж мелочь, в любой науке, как в точной так и в гуманитарной, не бывает мелочей. Умения и навыки, которые должны приобрести ученики при изучении темы по программе Ладыженской Т.А. и др. 1. Умение интонационно правильно произносить сложносочинённые предложения. 2. Умение использовать в речи сложноподчинённые предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы. 3. Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями. 4. Умение правильно употреблять в речи предложения с различными видами связи. К концу 9 класса: производить все виды разборов<…>синтаксический; находить в предложения смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания; обосновать выбор знаков препинания в соответствии с изученными в 5-9 классах пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения. Умения и навыки, которые должны приобрести ученики при изучении темы по программе Бабайцевой и др. Различать основные группы сложносочинённых предложений по союзам и значениям, заменять бессоюзные предложения сложносочинёнными, а сложносочинённые простыми предложениями с однородными членами. Различать главное и придаточное предложения, определяя их границы (с одними и несколькими придаточными); определять значение придаточных по сумме признаков: вопросу, союзу, союзному слову; заменять сложные бессоюзные и сложносочинённые предложения сложноподчинёнными предложениями с придаточными разного значения и выявлять различия в строении и значении; заменять сложные предложения простыми осложнёнными. Видеть границы частей сложного бессоюзного предложения, определять их смысловые значения; различать и воспроизводить интонацию перечисления, пояснения, противопоставления; производить замену бессоюзных предложений |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |