|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Активация познавательной деятельности на уроке информатикиАктивация познавательной деятельности на уроке информатики2 Содержание
Выявленная современной психологией главная функция психики - функция непосредственного управления конкретными процессами человеческой деятельности, лежит в основе построения структуры любой деятельности, в том числе и познавательной. Советский философ М.С. Коган выделяет четыре блока: 1. Выработка мотивации - субъект должен иметь внутреннюю мотивацию. 2. Конкретная ориентация выражается в целеполагании и разработке плана, программы, технологии действия. 3. Психика должна обеспечить владение субъектом исполнительскими механизмами, умение оперировать ими. 4. Блок оценки результативности действий, благодаря которым становится возможной обратная связь Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. - М.: Педагогика, 1980. С. 39.. Мотивационный компонент (потребности, интересы, мотивы) - обеспечивает включение школьников в процесс активного учения и поддерживает эту активность на протяжении всех этапов учебного познания. Ориентационный компонент - принятие учеником цели учебно-познавательной деятельности, планирование и прогнозирование. Содержательно-операционный - состоит из системы ведущих знаний (представления, факты, понятия, законы, теории) и способов учения. (Инструменты получения и переработки информации и применение знаний на практике). Ценностно-волевой компонент включает в себя внимание, волю. Оценочный компонент - получение обратной информации о ходе совершения действия на основе сличения результатов деятельности с выполняемой задачей. Наличие этого компонента в составе процесса учения и взаимосвязь всех компонентов между собой обеспечивают самоуправление процессом обучения. Познавательная деятельность в целом складывается из внутренних взаимосвязанных действий, логическая последовательность которых и определяет ее структуру. Можно выделить следующие типы познавательного действия: 1. Действия, подводящие к осознанию необходимости нового познания: а) предварительные практические действия (таблицы, схемы, опыты, примеры), подводящие к осознанию недостаточности известных теоретических знаний, объяснения новых фактов, явлений, процессов; б) действия по осознанию практической и теоретической значимости изучаемого вопроса; в) действия, по анализу и сопоставлению фактов, явлений; г) выдвижение гипотез и привлечение имеющихся у школьников теоретических знаний для их обоснования. 2. Действия по созданию фактической базы для дальнейших теоретических обобщений: а) актуализация известных фактов; б) накопление новых фактов. 3. Действия по обобщению фактического материала: а) первичные обобщения на основе сравнения (сопоставления и противопоставления фактов); б) новые обобщения, основанные на предшествующих обобщениях (обобщения второго и т.д. порядка). Этот ряд обобщений приводит к итоговым обобщениям урока, темы. Обобщения должны включать стержневую идею курса. 4. Действия по соотнесению обобщений с многообразием конкретной действительности: а) нахождение новых случаев проявлений общего в конкретном; б) применение обобщений к объяснению внешне противоречивых фактов, явлений; в) использование обобщений в измененных ситуациях Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. - М.: Педагогика, 1980. С. 44.. Активация учения школьников должна рассматриваться не как усиление деятельности, а как мобилизация учителем с помощью специальных средств интеллектуальных, нравственно-волевых и физических сил учеников на достижение конкретных целей обучения и воспитания. Физиологической основой познавательной активности является рассогласование между наличной ситуацией и прошлым опытом. Особое значение на этапе включения ученика в активную познавательную деятельность имеет ориентировочно-исследовательский рефлекс, представляющий собой реакцию организма на необычные изменения во внешней среде. Исследовательский рефлекс приводит кору больших полушарий в деятельное состояние. Возбуждение исследовательского рефлекса - необходимое условие познавательной деятельности. Выделяют следующие уровни познавательной активности: 1. Первый уровень - воспроизводящая активность. Характеризуется стремлением ученика понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?» 2. Второй уровень - интерпретирующая активность. Характеризуется стремлением ученика к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что ученик стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения. 3. Третий уровень - творческий. Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. Характерная особенность - проявление высоких волевых качеств ученика, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что ученик знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М.: Педагогика, 1982. С. 63.. Принцип связи обучения с жизнью, является содержательной основой для активизации учения школьников, может преодолеть отрыв обучения от жизни, осуществляемым только в случае организации активного учения школьников. Принцип научности создает основу для активной деятельности учащихся не только по осмыслению и заполнению освещаемого содержания, но и для его теоретического толкования. В то же время проникновение в сущность изучаемых явлений неразрывно связано с качественной познавательной деятельностью школьников. Принцип сознательности и прочности усвоения знаний может быть реализован только в процессе активного учения. Принцип наглядности, выражая, в основном, единство конкретного и абстрактного, теснейшим образом связанный с сознательностью усвоения знаний, реализуется при активном мышлении учащихся, особенно на этапе перехода от конкретного к абстрактному, и наоборот, от абстрактного к конкретному. Принцип индивидуального подхода к учащимся в условиях коллективного характера обучения предполагает включение каждого ученика в процесс учения. При этом уровень активности будет зависеть от учета реальных учебных возможностей школьников. Таким образом, принцип активности в обучении находится в диалектическом единстве со всеми принципами в их системе. В качестве средств активизации учения школьников выступают: учебное содержание, формы, методы и приемы обучения. Задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить не общую активность учеников в познавательной деятельности, а их активность, направленную на овладение ведущими знаниями и способами деятельности. Активизация учения - есть прежде всего организация действий учащихся, направленных на осознание и разрешение конкретных учебных проблем. Проблема - это всегда знание о незнании, т.е. осознание недостаточности знаний для удовлетворения возникшей познавательной потребности. Особое значение для успешной реализации принципа активности в обучении имеют самостоятельные работы творческого характера. Но на данный момент наиболее распространенным методом обучения является традиционный, при котором основное внимание сосредотачивается на изложении знаний в определенной системе, в наглядной и доступной форме. При этом каждый педагог стремится, прежде всего, сообщить нужный материал и добиться прочности его усвоения. Организуя преподнесение учебного материала, учитель оказывает влияние на активизацию познавательной деятельности учащихся, но это влияние носит косвенный характер. На уроке не у всех учеников включается активная познавательная деятельность. Традиционное обучение ставит учащегося в «ответную» позицию. Цели задаются преподавателем, ученик отвечает на его вопросы, выполняет учебные задания, активен по особому указанию и разрешению. Всем известно, что при таком изложении материала часть ребят перестает активно работать. Если на занятии работает только преподаватель, учащиеся пассивны, т.е. бездеятельны, безучастны, безразличны ко всему, что происходит в классе, такой урок не имеет никакой ценности. При таких условиях пропадает интерес к учебе и желание учиться. Еще в прошлом веке К.Д. Ушинский писал: «Более всего необходимо, чтобы для воспитанника сделалось невозможным то лакейское препровождение времени, когда человек остается без работы в руках, без мысли в голове, потому что в эти минуты портится голова, сердце и нравственность» Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 2. С. 359.. Многие исследователи стремились создать дидактические условия преодоления равнодушия к знаниям, нежелания учиться, развития познавательных мотивов и интересов. А.А. Вербицкий - разработчик концепции контекстного обучения пишет, что «стратегическим направлением интенсификации или активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, ее спрессовывание или ускорение процессов считывания, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но и личностной социальной активности» Вербицкий А.А. Активное обучение в школе: контекстный подход. - М.: Просвещение, 1991. С. 41.. Здесь нет места принуждению к активности, а только побуждение к ней. Для этого учащегося надо включать в познавательную деятельность, которая направлена на достижение цели, объединяющей учителя и ученика, - на формирование творческой личности. Направление и уровень активности во многом определяет система потребностей и мотивов учащегося. Это то, что побуждает человека ставить проблемы, концентрировать усилия на их разрешении. Поэтому воспитание личности ученика как будущего специалиста зависит в первую очередь от его потребностей и мотивов. Соотношение различных мотивов обусловливает выбор содержания воспитания, конкретных форм и методов обучения, условия организации всего процесса формирования активной творческой личности. Можно выделить две большие группы мотивов: мотивы достижения и познавательные мотивы. При познавательной мотивации неизвестное новое знание совпадает с целью познавательной деятельности, т.е. человека интересует процесс и содержание познаваемого. При мотивации достижения познавательная деятельность является средством достижения цели, находящейся вне этой познавательной деятельности, т.е. человека интересует результат, который может быть получен в результате каких-то познавательных усилий, например положительная оценка на экзамене. В педагогике и психологии показано, что на формирование личности и ее психическое развитие постоянное и устойчивое влияние оказывают знания, основанные на познавательном интересе. Развитие познавательной мотивации значительно повышает активность обучающихся и эффективность процесса обучения. Также познавательная мотивация является основой развития склонностей человека. Познавательная мотивация способствует перенастройке психических процессов восприятия, памяти, мышления и других возможностей человека, способствующих выполнению той деятельности, которая вызвала интерес. Однако система образования ориентирована преимущественно на стимуляцию именно мотивации достижения: получить хорошую отметку, успешно сдать экзамены и т.п. Когда главной задачей учащегося является успеваемость, направление его усилий смещается с «производства знаний» на «производство отметки». Но, не смотря на это, в обучении нельзя отказаться от мотивации достижения. Ее следует поставить на службу познавательной мотивации, имея в виду главное - всестороннее развитие личности ученика. При этом достижение - это этап и уровень обученности, которые выступают необходимым условием дальнейшего движения в содержании усваиваемого. Показано, что познавательная мотивация рождается всякий раз как первичная, ситуативная потребность и является неотъемлемым элементом проблемной ситуации. Она является относительно самостоятельным психологическим фактором, определяющим тип и уровень активности человека. С увеличением интенсивности познавательной мотивации время, уделяемое познавательной деятельности, значительно возрастает Платонова Т.А. Роль мотивации в познавательной активности // Сб. «Активность личности в обучении». - М.: Педагогика, 1986. С. 21-30.. Таким образом, познавательная мотивация выступает не столько проявлением устойчивой личностной черты, сколько отражением заданных условий деятельности. Возможности формирования у учащихся такой мотивации создаются при использовании педагогом способов активации познавательной деятельности. 1.2 Особенности организации педагогического процесса с учетом проблемы исследованияИтак, важный вопрос, который решает учитель на каждом уроке: как вызвать к жизни внутренние силы ученика, пробудить интерес к изучаемому, активизировать его стремление к постижению нового?Одним из способов активации познавательной деятельности учащихся на уроках информатики является применение на уроках электронных учебников.Электронный учебник - это интерактивный учебный материал, который может содержать любые виды информации - текст, изображения, звук, видео и т.п. При этом все элементы связаны между собой ссылками и при работе с одним материалом, всегда можно быстро просмотреть тематически с ним связанные, даже если они находят на другом конце света, для читателя это будет равнозначно и незаметно.Использование на уроках информатики электронных учебников, обучающих программ позволяет проявить самодеятельность учащихся, их самоорганизованность, способствует развитию личности ребят, формированию умения целеполагания.Применение электронного учебника на уроках информатики позволяет решить следующие задачи:1. Повышение познавательный интерес учащихся к учебному предмету «Информатика».2. Создание условий для овладения учащимися умениями и навыками.3. Работы с Интернет-ресурсами, поиска нужной информации в сети Интернет, которые необходимы современному человеку для дальнейшего обучения и развития;4. Построение процесса обучения по принципу «ученик - субъект обучения»;5. Моделирование поисковой деятельности учащихся.Приоритетной целью урока с использованием электронного учебника является развитие личности ребенка, формирование таких качеств, которые необходимы учащимся для продолжения учебной деятельности, ведь завтра сегодняшние школьники станут студентами, которым необходимы умения саморазвития, самообразования, поиска необходимой информации, самостоятельной организации учебной деятельности.Организация поисковой деятельности учащихся позволяет формировать у каждого из них умения и навыки самостоятельно добывать знания, развивать такие качества личности как самостоятельность, организованность, настойчивость в достижении цели, ответственность, которые необходимы современному, всесторонне развитому человеку.Использование индивидуально-обособленной формы обучения с применением электронного учебника позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ученика сообразно его подготовке и возможностей, осуществлять дифференцированность заданий, степень помощи ученику.Эта форма учит индивидуальному труду, воспитанию самостоятельности учащихся и служит подготовкой для занятий самообразованием.Электронные учебные пособия удобны в использовании на уроках, благодаря быстрому копированию на каждую из ученических машин по локальной сети. Они позволяют работать каждому учащемуся в удобном именно для него темпе, а учителю - осуществлять постоянный мониторинг уровня знаний и умений обучаемых. Но самое важное, что компьютерные учебные пособия с успехом могут создавать сами ученики. В условиях недостаточного количества у учащихся учебников по информатике значимость пособий изготовленных учащимися самостоятельно еще более возрастает.Для ученика процесс создания учебного пособия связан, прежде всего, с осознанием и пониманием тематики учебного материала, охватываемого данным учебным пособием. Автор учебного пособия овладевает умениями работы в том или ином приложении (или среде программирования), в котором создается пособие. Кроме того, ребята глубже изучают материал предмета «Информатика».Итак, несомненные преимущества компьютерных учебников заключаются в следующем:1. возможность выполнения необходимого задания нужное количество раз с точно заданными параметрами;2. возможность изменения любого параметра в компьютерном эксперименте;3. построение графиков и диаграмм, изменение направлений движения объектов;4. удобные вопросы-тесты с моментальной проверкой результатов учителем и возможностью самопроверки, составленные так, что могут использоваться с технологией уровневой дифференциации;5. дополнительные вопросы повышенного уровня сложности, которые можно использовать для индивидуальных заданий.Как показывает практика, при использовании компьютерных учебников, степень закрепления изучаемого учебного материала настолько высока, что качество обученности превышает при этом 85% Подковыров А.М. Педагогический опыт информатизации школьного образования // Материалы научно-практической конференции. - М.: Изд. МГУ, 2003. С. 129..Таким образом, электронные учебники являются важным средством самоорганизации труда и самообразования, способом расширения индивидуальной активности каждого ученика. При этом увеличивается скорость подачи материала в рамках одного урока.1.3 Теоретические положения педагогической технологии, заложенные в основу авторской технологииУчитывая теоретический анализ литературы по теме, выделим дидактические функции современных электронных учебников: 1. Повышают и стимулируют интерес учащихся благодаря мультимедийным технологиям. 2. Активизируют мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала благодаря интерактивности. 3. Позволяют моделировать и визуализировать процессы, сложные для демонстрации в реальности. 4. Позволяют индивидуализировать обучение не только по темпу изучения материала, но и по логике и типу восприятия учащихся. 5. Позволяют организовывать дистанционное обучение, не только в целях заочного или экстернатного обучения, но и для учеников, пропускающих занятия по болезни. 6. Многократно повышают скорость и точность сбора и обработки информации об успешности обучения, благодаря компьютерному тестированию и контролю знаний, позволяют вести экстренную коррекцию (результат - сразу). Только на основе этих функций можно сформулировать основные тенденции, заложенные в основе компьютерных учебных технологий: а) Позволяют развивать самостоятельность. Это свойство заложено в самом понятии «персональный компьютер». Работа осуществляется только в режиме один-на-один. б) Развивают навыки самооценки. Такую возможность дают как специализированные программы контроля знаний, так и при работе с любым программным обеспечением, работает эффект: «Смог-не смог», когда ученик видит результат даже раньше учителя. в) Развивают активность. В отличие от таких привычных форм как лекция, просмотр видео и кинофильмов предполагают постоянное участие ученика- пользователя компьютера в происходящем. г) Приобщают и приучают к поисковой творческой деятельности. д) Развивают воображение и модельное видение Попов М.В. Технология применения компьютера в учебном процессе // Сб. «Учебные технологии». - СПб.: НОВА, 2004. С. 119.. Учитывая все выше сказанное, сформулируем основные положения педагогической технологии: § Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. § Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности школьников. § В решении данной задачи важная роль отводится новым информационным технологиям, внедряемым в учебный процесс, начиная с его самых ранних этапов. § Поэтому уроки информатики вносят наиболее весомый вклад в активизацию учебно-познавательной деятельности детей Булгакова Н.Н. Активизация учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках информатики // Сб. «Учебные технологии». - СПб.: НОВА, 2004. С. 267.. Таким образом, можно сформулировать следующие концептуальные положения: 1. Обучение - это общение ребенка с компьютером. 2. Принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка. 3. Диалоговый характер обучения. 4. Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения. 5. Взаимодействие ребенка с компьютером может осуществляться по всем типам: субъект - объект, субъект - субъект, объект - субъект. 6. Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы. 7. Поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером. 8. Неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложения как угодно велики Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения // Информатика и информационные технологии в образовании. - №12. - 2004.. Глава 2. Авторская педагогическая технология «активации познавательной деятельности учащихся на уроках информатики посредством электронного учебника»2.1 Анализ психолого-педагогического содержания темы с точки зрения ее возможностейИзучив основные положения по теме «Активация познавательной деятельности учащихся на уроках информатики посредством электронного учебника» мы выделили основные принципы организации урока, с точки зрения возможностей темы:1. Конкурсно-соревновательный характер выполнения практических заданий, использование рейтинговых оценок учащихся. Свойственную детям активную борьбу за лидерство в коллективе, потребность в поощрении необходимо использовать для дополнительной мотивации учебной работы.2. Высокая степень самостоятельности выполнения детьми заданий за компьютером. Автономная деятельность повышает личную ответственность ребенка, а самостоятельность принятия решений в сочетании с их положительными результатами дает заряд позитивных эмоций, порождает уверенность в себе и устойчивое желание возобновлять работу, постепенно переходя на более сложный уровень заданий. Управление сложным техническим средством уравнивает детей со взрослыми, на которых они стремятся походить.3. Максимальное использование мультимедийных возможностей компьютера. Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задача обеспечения активного диалога «ученик-компьютер».4. Создание обстановки психологического комфорта на уроке. Этому в значительной мере способствуют простые и дружелюбные интерфейсы современных обучающих и развивающих программ. Как следствие, дети не боятся собственных ошибок, нередко многократно повторяют задания сначала до положительного результата, что делает даже самых робких и застенчивых учеников раскрепощенными и активными.5. Всестороннее использование знаний школьных предметов. Применение на уроках информатики широкого разнообразия обучающих и развивающих программ позволяет эффективно закреплять знания других школьных дисциплин и пробуждать дополнительный интерес к их изучению, укреплять межпредметные связи, формировать у детей системное восприятие получаемых знаний, целостную картину мира.Перечисленные принципы организации уроков информатики с использованием электронного учебника позволяют обеспечить для большинства учеников переход от пассивного восприятия учебного материала к активному, осознанному овладению знаниями.2.2 Модель авторской педагогической технологииРазработанная нами педагогическая технология подразумевает развитие трех моделей применения информационных технологий в среднем образовании:§ компьютер - инструмент познания;§ компьютер - инструмент обучения;§ компьютер - объект изучения.В функции учителя компьютер представляет:1. источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя или книгу);2. наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);3. индивидуальное информационное пространство;4. тренажер;5. средство диагностики и контроля.В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:1. средство подготовки текстов, их хранения;2. текстовый редактор;3. графопостроитель, графический редактор;4. вычислительная машина больших возможностей (с оформлением результатов в различном виде);5. средство моделирования.Функцию объекта обучения компьютер выполняет при:1. программировании, обучении компьютера заданным процессам;2. создании программных продуктов;3. применении различных информационных сред.Цель данной педагогической технологии: Разработка уроков информатики, использующих электронные учебники для активации познавательной деятельности школьников.В разработке данной педагогической технологии мы исходили из того, что изучение в школе предмета «Информатика» на вербальном уровне не создает правильного представления об изучаемых объектах и явлениях. Поэтому главной задачей нашей технологии является разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения. Наглядность играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, развития речи, мышления учащихся. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные электронные учебники. В отличие от обычных технических средств обучения, электронные учебники позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся. Наглядность материала повышает его усвоение учениками, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.Использование электронных учебников целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача учебного материала с использованием электронного учебника сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Подобные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:а) усвоить базовые знания по предмету,б) систематизировать усвоенные знания,в) сформировать навыки самоконтроля,г) сформировать мотивацию к учению в целом и к информатике в частности,д) оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.Формы и методы работы, используемые в данной педагогической технологии: Фронтальная работа, работа в группах, самоконтроль при помощи электронного учебника, взаимоконтроль, работа в парах, тестирование на ПК, самоподготовка при помощи электронного учебника, марафон знаний (игровые методы). Работа учителя в данной педагогической технологии включает следующие функции: а) Организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль). б) Организация внутриклассной активизации и координации, расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутриклассной сетью и т.п.). в) Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный «человеческий» контакт с ребенком. С помощью компьютера достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие визуальные и слуховые образы. г) Подготовка компонентов информационной среды (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с ПЭВМ, программные средства и системы, учебно-наглядные пособия и т.д.), связь их с предметным содержанием определенного учебного курса. В основу работы положена электронная версия учебника Л.З. Шауцуковой «Информатика». Кроме того, были разработаны опорные конспекты, которые включают в себя основные положения новой темы, алгоритмы действий, задания для тренинга и зачета (перечисление файлов, нужных для изучения данной темы, данного урока). Контроль знаний по данной технологии предполагает отслеживание: какой процент информации остался в голове у каждого конкретного ребёнка. Проводится в следующих формах: самоконтроль; дидактическая игра; информационный диктант; тестовый контроль. В предлагаемой программе создана система заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у школьников с целью усиления их развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делая выводы, иллюстрировать их ни примерах. Одним из факторов, влияющих на эффективность и качество обучения, является правильность отбора содержания и построения учебной программы. В предлагаемой программе часть заданий отобрана из учебной, педагогической и справочной литературы отечественных и зарубежных авторов и переработана с учётом возрастных особенностей и возможностей детей, часть составлена автором. ЗаключениеВ современном обществе стремительно нарастает количество информации, поэтому курс информатики и информационных технологий играет особую роль в эпоху перехода от общества индустриального к обществу информационному, т.к. готовит выпускников школы к жизни и деятельности в информационном обществе, к обладанию информационной культурой. Сегодня практически невозможно найти школу или вуз, в котором бы не изучались или не использовались информационные технологии. Педагогические программные средства применяются как с целью изучения собственно информационных технологий, так и при обучении другим областям знаний. Таким образом, система образования в нашей стране вступила в эпоху фундаментальных перемен, характеризующихся новым пониманием целей и ценностей образования, осознанием перехода к непрерывному образованию, новым концептуальным подходам к разработке и использованию технологий обучения. Реализация многих из стоящих перед системой образования на современном этапе задач невозможна без использования современных методов и средств информатизации. Новые информационные технологии воздействуют на все компоненты системы обучения: цели, содержание, методы и организационные формы обучения, средства обучения, что позволяет решать сложные и актуальные задачи педагогики, а именно: развитие интеллектуального, творческого потенциала, аналитического мышления и самостоятельности человека. Электронные издания учебного назначения, обладая всеми особенностями бумажных изданий, имеют ряд положительных отличий и преимуществ. В частности: компактность хранения в памяти компьютера или на дискете, гипертекстовые возможности, мобильность, тиражируемость, возможность оперативного внесения изменений и дополнений, удобство пересылки по электронной почте. Это - автоматизированная обучающая система, которая включает в себя дидактические, методические и информационно-справочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, которое позволяет комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний. На сегодняшний день для использования возможностей электронных учебников необходимы: 1. Пересмотр учебного плана средней школы с целью нахождения места обучению информационным технологиям и возможностей их интеграции в учебный процесс. 2. Разработка новых программ курса информатики и пересмотр концепций изучения этого предмета. 3. Использование компьютерных технологий обучения на любом учебном предмете. 4. Подготовка педагогических кадров на государственном уровне. Оптимальным является не создание полностью компьютеризированных учебных курсов, а умелое и целесообразное их сочетание с традиционными технологиями. В целом, информационные технологии значительно обогащают образовательный процесс, наполняют его новым смыслом. Таким образом, наша гипотеза о том, что использование электронного учебника на уроках информатики послужит средством активизации познавательной деятельности учащихся подтвердилась. Список литературы1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. - М.: Просвещение-АСТ, 1994. - 362 с. 2. Булгакова Н.Н. Активизация учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках информатики // Сб. «Учебные технологии». - СПб.: НОВА, 2004. - 482 с. 3. Вербицкий А.А. Активное обучение в школе: контекстный подход. - М.: Просвещение, 1991. - 218 с. 4. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. -- М.: Вита-Пресс, 1999. 5. Головина Л.М. Активизация познавательной деятельности учащихся. - М.: Проспект, 2003. - 242 с. 6. Платонова Т.А. Роль мотивации в познавательной активности // Сб. «Активность личности в обучении». - М.: Педагогика, 1986. - 308 с. 7. Подковыров А.М. Педагогический опыт информатизации школьного образования // Материалы научно-практической конференции. - М.: Изд. МГУ, 2003. - 487 с. 8. Подластый И. Опираясь на закономерности // Народное образование. - 1991. - № З. 9. Политика в области образования и новые информационные технологии // Информатика и образование. - 1996. - № 5. 10. Попов М.В. Технология применения компьютера в учебном процессе // Сб. «Учебные технологии». - СПб.: НОВА, 2004. - 482 с. 11. Розенберг Н.М. Информационная культура в содержании общего образования // Советская педагогика. - 1989. - № 3. 12. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. - М.: Народное образование, 2005. - 208 с. 13. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения // Информатика и информационные технологии в образовании. - №12. - 2004. 14. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. - М.: Педагогика, 1980. - 268 с. 15. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М.: Педагогика, 1982. - 278 с. 16. Шеншев Л.В. Компьютерное обучение: прогресс или регресс? // Педагогика. - 1992. - № 11. Приложение 1Конспекты уроков по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках информатики посредством электронного учебникаУрок №1Тип урока: усвоение новых знаний учащимися.Форма обучения: индивидуально-обособленная.Цели:Образовательные:а) познакомить учащихся с понятием «программное обеспечение» (ПО);б) классификацией ПО;в) ролью и назначением каждого класса ПО;г) выработать у учащегося умение классифицировать ПО;д) определять назначение и класс известных учащимся программ.Развивающие:а) учить учащихся анализировать, систематизировать и обобщать полученные знания, определять и объяснять понятия;б) формировать умения и навыки рационально учится, четко и правильно формулировать свои мысли, идеи;в) развивать память, речь, любознательность, познавательный интерес;г) умения работать с Интернет-ресурсами, стремления к преодолению трудностей.Воспитательные: воспитание дисциплины, аккуратности, настойчивости, ответственного отношения к учебной деятельности.Основные понятия и термины:Программное обеспечение (ПО); прикладное, системное ПО, инструментальные программные средства; операционная система, программа, оболочка, утилиты, система программирования, интегрированные пакеты, табличный процессор, электронная таблица, система управления базами данных (СУБД), файл, файловая система, транслятор, компилятор, интерпретатор, текстовый редактор, графический редактор, пакеты прикладных программ, сетевое программное обеспечение.Программное обеспечение: Windows 95/98/2000/NT, программа Internet Explorer, электронная версия учебника Л.З. Шауцуковой «Информатика».Структура урока:1. Организационный момент.2. Постановка и мотивация учебной деятельности.3. Новый материал.4. Итог.Ход урока1. Организационный момент.2. Постановка и мотивация учебной деятельности.Ребята, в начале изучения предмета информатики, мы с вами говорили о том, что персональный компьютер (ПК) состоит из двух основных частей: HardWare (аппаратного обеспечения) и SoftWare (программного обеспечения).На прошлых уроках мы познакомились с аппаратной частью ПК, но существует одно условие, при котором компьютер «оживает» и все его блоки начинают выполнять предусмотренные действия. Это наличие в нем программ. Именно программы заставляют компьютер работать, выполнять всевозможные операции по вводу, преобразованию, сохранению и выводу информации. Программы является «душой» компьютера. Они предоставляют человеку среду и технологический инструментарий для создания текстовых документов, выполнения сложных расчетов, хранения больших массивов данных, компьютерных развлечений и т.д.Но для эффективной работы на компьютере необходимо знать возможности каждой программы, когда и как ее применять, структурировать информацию.Именно этих знаний нам с вами и не хватает, следовательно тема урока будет «Программное обеспечение».Но изучать данный материал вы будете самостоятельно, а поможет вам в этом Интернет. Ведь в Интернете храниться информация для всех и обо всем. На сайте Л.З Шауцуковой «Информатика» имеется вся необходимая информация по теме нашего урока.- Ребята, а что такое сайт? (заслушиваются ответы ребят, после чегоформулирует определение этого понятия)Сайт (от английского слова .site. - участок) - это совокупность Web-страниц, принадлежащая частному лицу или организации и размещенная на каком-нибудь Web-сервере.- А что такое Web-страница?Web-страница - это документ «Всемирной паутины», который содержит текстовую и(или) графическую информацию, а также ссылки на другие документы Internet (необязательно на Web-страницы).- А каков механизм поиска информации в сети Интернет, перехода от одной Web-страницы к другой? (формулируются учащимися, возможно с помощью учителя, принципы работы в Интернете, понятие навигации, переход по ссылкам и поиск информации в сети Интернет и в рамках одного сайта).В течение двух уроков Вам надо найти всю необходимую информацию по теме урока, сформировать систему понятий, провести классификацию, выяснить роль и назначение программ. В работе Вам помогут индивидуальные карточки, содержащие основные направления вашей поисковой деятельности, вопросы для самоконтроля и задания для совместного обсуждения, которые вы будете выполнять дома, это будет ваше домашнее задание.Карточки имеют различную степень помощи:Красная (карточка на «5») содержит только название темы урока, вопросы для самоконтроля и задания для совместного обсуждения (это задания более высокого уровня, направленные на творческое развитие учащихся).Желтая (карточка на «4») содержит перечень основных понятий, вопросы для самоконтроля и задания для совместного обсуждения. (это задания продуктивного уровня, направленные на развитие определенных качеств личности учащихся)Зеленая (карточка на «3») включает в себя перечень основных понятий с указанием ссылки на параграф учебника, вопросы для самоконтроля и задания для совместного обсуждения. (это задания более низкого уровня сложности, но также направленные на развитие качеств личности)Вы самостоятельно определяете степень сложности карточки и уровень трудности вашей работы на уроке и приступаете к поиску и изучению нового материала, если у вас возникнут сложности при работе, то можете обраться за помощью к учителю.У каждого из учащихся на компьютере открыт сайт Л.З. Шауцуковой «Информатика» на главной странице. Каждый из них выбирает карточку соответственно поставленной им самим цели обучения на данном уроке, после чего ученик действует в соответствии с инструкцией карточки.Красная карточкаТеория: Тема вашей поисковой деятельности «Программное обеспечение».Вопросы для самоконтроля:1. Что включает в себя понятие «программное обеспечение»?2. В чем состоит назначение операционной системы?3. К каким категориям программного обеспечения относятся программные пакеты: Norton Commander; MS-DOS; Windows 3.x; Windows-NT, Windows 95; Microsoft Word; Adobe PageMaker; Turbo Bascal, Turbo Basic; Microsoft Excel, Lotus; FoxPro, Access for Windows; Microsoft Office, Microsoft Works?Задания для закрепления:1. Систематизировать и обобщить изученный материал по теме «Программное обеспечение» в виде плана-конспекта. (задание направлено на формирование умения систематизировать, обобщать, структурировать полученные знания по теме)2. Составить свою классификацию ПО и обосновать её. (задание направлено на формирование умения классифицировать изученный материал, обосновывать свою точку зрения)3. Установить взаимосвязь и зависимость между аппаратным обеспечением компьютера и программным (задание направлено на формирование умения устанавливать взаимосвязи, взаимозависимости, проводить аналогии между объектами и явлениями)Желтая карточкаТеория: Тема вашей поисковой деятельности «Программное обеспечение».Основные понятия:Программное обеспечение; прикладное, системное ПО, инструментальные программные средства; операционная система, программа, оболочка, утилиты, система программирования, интегрированные пакеты, табличный процессор, электронная таблица, система управления базами данных (СУБД), файл, файловая система, транслятор, компилятор, интерпретатор, текстовый редактор, графический редактор, пакеты прикладных программ, сетевое программное обеспечение.Вопросы для самоконтроля:1. Что включает в себя понятие «программное обеспечение»?2. Охарактеризуйте основные классы операционных систем.3. К каким категориям программного обеспечения относятся программные пакеты: Norton Commander; MS-DOS; Windows 3.x; Windows-NT, Windows 95; Microsoft Word; Adobe PageMaker; Turbo Bascal, Turbo Basic; Microsoft Excel, Lotus; FoxPro, Access for Windows; Microsoft Office, Microsoft Works?Задания для закрепления:1. Составить план-схему темы «Программное обеспечение». (задание направлено на формирование умения структурировать полученные знания, видеть основу, суть полученных знаний)2. Определить и обосновать использование определенного вида ПО на каждом этапе работы человека и ПК. (задание направлено на формирование умения применять на практике полученные знания)3. Что по вашему мнению является наиболее важным в компьютере . аппаратная или программная части? Ответ обосновать. (задание направлено на формирование умения аргументировать свой ответ, доказывать правоту своих суждений)Зеленая карточкаТеория: Тема вашей поисковой деятельности «Программное обеспечение».Основные понятия:§ Программное обеспечение (ссылка «Теория» > глава 6 > 6.1);§ Прикладное (6.2, 6.3),§ системное ПО (6.2, 6.4),§ инструментальные программные средства (6.2, 6.12);§ операционная система (6.2, 6.4, 6.5, 6.7, 6.9),§ программа-оболочка (6.2, 6.8),§ утилиты (6.4, 6.7, 6.11)§ система программирования (6.2, 6.11),§ интегрированные пакеты (6.2, 6.20),§ табличный процессор (6.2, 6.),§ электронная таблица (6.2, 6.16),§ система управления базами данных (СУБД) (6.2, 6.17),§ файл, файловая система (6.5, 6.6),§ транслятор (6.10),§ компилятор (6.10, 6.11),§ интерпретатор (6.10, 6.11),§ текстовый редактор (6.13),§ графический редактор (6.14, 6.15),§ пакеты прикладных программ (6.19),§ сетевое программное обеспечение (6.22).Вопросы для самоконтроля:1. Что включает в себя понятие «программное обеспечение»?2. В чем отличие прикладных программ от системных и инструментальных?3. В чем состоит назначение операционной системы?Задания для закрепления:1. Составить «шпаргалку» по теме программное обеспечение». (задание направлено на формирование умения выделять главное, видеть суть понятия и явления)2. Определить и обосновать использование определенного вида ПО на каждом этапе работы человека на ПК. (задание направлено на формирование умения применять на практике полученные знания)3. Выбрать один из классов ПО и доказать, что без него работа на компьютере невозможна. (задание направлено на формирование умения аргументировать свой ответ, доказывать правоту своих суждений).Урок №2 Урок по теме: «Архитектура ПК» Цели: Образовательные: 1. Проверить качество и прочность знаний по теме, а именно: знание магистрально-модульного принципа построения компьютера, основных и дополнительных устройств ПК, их важнейших характеристик. Развивающие: 2. Развивать компьютерную грамотность, устойчивый интерес к ВТ, познавательную активность учеников, умение проводить самоанализ и самоконтроль. Воспитательные: 3. Воспитание внимания, аккуратности и усидчивости, формирование этических норм общения. Время: 45 мин Материальное обеспечение: Класс IBM PC, контролирующая программа, листы контроля, программа-презентация по истории ВТ, набор карточек с вопросами по теме, лотерея. Тип урока: Урок проверки и оценки знаний. Формы организации учебной деятельности: Фронтальная работа, работа в группах, самоконтроль при помощи электронного учебника, взаимоконтроль, работа в парах, тестирование на ПК, самоподготовка при помощи электронного учебника. Методическая цель: Показать применение различных форм контроля знаний на уроках информатики. Ход занятия 1. Организационная часть: Приветствие, готовность оборудования, цели занятия, мотивация учебной деятельности, правила заполнения листа контроля. 2. Основная часть: а) Этап актуализации знаний. Цель: психологически подготовить учеников к сдаче зачета. Самооценка своих знаний: Самоконтроль. Ученики заполняют лист контроля, выбирая оценку, которую, по их мнению, заслуживают. Уровни усвоения: «3» - Знать основные этапы развития ВТ. Знать назначение основных устройств компьютера и его структурную схему, виды памяти ПК. Знать назначение и основные типы дополнительных устройств ПК. «4» - Уметь проследить смену поколений ЭВМ в связи со сменой физических принципов работы. Знать магистрально-модульный принцип работы ПК, назначение ОЗУ, ПЗУ, КЭШ-памяти, внешней памяти ПК. Знать принцип действия дополнительных устройств ПК. «5» - Приводить примеры применения ЭВМ в различных областях человеческой деятельности. Знать основные принципы работы компьютера, специфику основных видов памяти. Знать преимущества и недостатки основных типов дополнительных устройств. б) Контроль знаний: дидактическая игра; информационный диктант; тестовый контроль. Цель: проверить, систематизировать и закрепить знания учащихся. в) Задание на самоподготовку: найти ответы на вопросы, используя электронный учебник: 1. Что такое Абак, для чего он использовался? 2. Где появилась БЭСМ, её основные характеристики? 3. PDP - 8 -что это? 4. DVD-ROM и DVD-RAM, их отличие, технические характеристики 5. Новые субблокноты, их технические характеристики. 6. Интерактивная доска SMART . 3. Заключительная часть: Рефлексия. Подвести итоги занятия, выставить оценки в соответствии с критериями, сравнить уровень самооценки и реально полученный результат на занятии, отметить наиболее отличившихся учеников. Урок №3 Марафон знаний по информатике Цели: 1. Образовательные: проверка знаний, умений и навыков по основным разделам программы; проверка общего уровня эрудиции. Закрепление умения работать с электронным учебником. 2. Развивающие: активизация мыслительной деятельности учащихся; формирование устойчивого интереса к предмету информатики. 3. Воспитательные: воспитание чувства сплоченности и коллективизма; Оборудование: компьютеры, карточки с заданиями, эмблемы, плакаты. Структура игры: Марафон знаний по информатике можно проводить с учащимися одного класса или с командами из разных классов. Количество команд лучше брать по количеству этапов. У каждой группы свой маршрутный лист, где указаны названия этапов, номера кабинетов и время работы. Для выполнения заданий отводится 15-20 мин. Разрешается пользоваться только электронным учебником. Ход занятия 1 часть - Введение - 10 мин: Капитаны оглашают название своей команды. Получают маршрутные листы. 2 часть - Основная - 2 часа. а) 1 этап «Исторический». Задание на 1 балл: 1. Что является элементной базой ЭВМ первого поколения? Ответ: Главной элементной базой ЭВМ первого поколения является электронная лампа. 2. Кого считают первой программисткой? Ответ: Августа Ада Лавлейс. Английский математик и первый программист, дочь поэта Джорджа Гордона Байрона. Задание на 2 балла: В прошлом веке один английский миссионер, желая облегчить контакт с туземцами, выделил из английского языка самую простую и распространенную его часть, содержащую около 300 слов и не имеющую грамматики. В 1964 году сотрудники Дармутского колледжа воспользовались этой идеей. Что у них из этого вышло? Ответ: язык программирования Basic. Задание на 3 балла: В 1871г. в английском журнале «Панч» было напечатано стихотворение: Служа науке, он терпел лишенья, Был рок его тревожен и суров, Он злой судьбою избран был мишенью Скорей ударов, нежели даров. С тех пор, когда влекомый блеском таинств, Присущих математике, решил Ступить на многотрудный путь, пытаясь Достичь математических вершин. Какому изобретателю и ученому посвящено это стихотворение? Ответ: Английскому ученому Ч. Бебиджу, главным делом жизни которого были вычислительные машины. б) 2 этап «Программистский». Задание на 1 балл: Найти и подсчитать ошибки в записях стандартных функций на языке Бейсик: Ошибки: 1. ABC(-45) 2. CIRKLE (20; 50), 10,7 3. MID$(A; 3; 7)1. ABS(-45) 2. CIRCLE (20, 50), 10,7 3. MID$(A$,3,7) Задание на 2 балла: Напишите на любом языке программирования программу для решения следующей задачи: «Вывести четные числа от 20 до 97». Ответ: CLS PRINT “Четные числа от 20 до 97” FOR I=20 TO 97 STEP 2 PRINT I; NEXT I END Задание на 3 балла: Напишите на любом языке программирования программу для решения следующей задачи: «Изобразить на экране монитора концентрические окружности разного цвета». Ответ: CLS SCREEN 12 FOR R = 0 TO 100 C= INT(RND*15+1) CIRCLE (300, 100), R, C NEXT R END в) 3 этап «Пользовательский». Задание на 1 балл: Выполнить форматирование дискеты. Задание на 2 балла: Загрузить графический редактор. Нарисовать рисунок. Сохранить на диск А под именем «Рисунок». Задание на 3 балла: Загрузить текстовый редактор. Записать свои инициалы (шрифт 14, цвет синий). Вставить рисунок. Сохранить на диск А под именем «Ф.И.О.» г) 4 этап «Терминологический». На этом этапе ребята должны отгадать слово. На карточках написаны вопросы, ответив на них, берут указанные буквы и из полученных букв составляют слово. За каждое отгаданное слово - 1 балл, за составленное слово - 2 балла. 1 карточка: Как называется устройство для считывания и записи информации на диск? Ответ: дисковод ( 1-я буква). 2 карточка: Как называется устройство для вывода информации на бумагу? Ответ: принтер ( 3-я и 5-я буква). 3 карточка: Как называется специальная программа для путешествия по Web-страницам в Интернете? Ответ: браузер (6-я буква). 4 карточка: Как называется центральное устройство ЭВМ, обрабатывающее информацию? Ответ: процессор (6-я буква). 5 карточка: Как называется устройство для считывания разного рода информации в компьютер? Ответ: сканер ( 2-я и 3-я буквы). Ответ: Дискета д) 5 этап «Алгоритмический». Задание на 1 балл: Дайте определение следующим понятиям: алгоритм, линейный алгоритм, разветвляющий алгоритм, циклический алгоритм. Задание на 2 балла: Используя действия, составьте алгоритм приготовления пельменей. Даны действия: взять х поджарить х смолоть х в мясорубке закатать х в у сварить х нарезать х положить х на у Вместо х и у подставлены слова «мясо», «тесто», «сыр», «то, что получится». Задание на 3 балла: Составить алгоритм на языке блок-схем для следующей задачи: «Найти квадратный корень из числа». 3 часть - Заключительная - 10 мин. Подсчет баллов, подведение итогов. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |