|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Болонская система по оценке студентовБолонская система по оценке студентовМинистерство науки и образования Украины Харьковский национальный экономический университет Кафедра социологии и психологии управления Индивидуальное научно-исследовательское заданиеНа тему: «Болонская система по оценке студентов»По курсу: «Социология»Проверила:Выполнила:Пономаренко Е.В.Луговая В.Н.студентка I курса 8 группыфакультета ФФНовикова А. В.Харьков, 2008СодержаниеВведение1. Общие сведенья о болонской системеСущность болонского процесса, его цели и задачиЕвропейские студенческие движения об идее болонского процесса2. Болонский процесс в Украине3. Оценка болонского процесса украинскими студентами ВыводПриложенияСписок литературыВведениеВ настоящее время Украина стоит на пороге всесторонней интеграции с Европой. Мировая глобализация проявляется во всех сфера жизни и деятельности людей и образование не является исключением. После подписания Болонской декларации в Украине стремительно проходит процесс реформирования образования. Данная работа посвящена проблемам в сфере образования, которые возникли при проведении реформ. Актуальность проблем образования является неоспоримой во все времена. Благополучие любой страны напрямую зависит от уровня образованности кадров. Целью данной работы является определение сущности болонского процесса, его целей и задач, отношения к нему студентов стран-участниц, определение основных недостатков проведения реформ и путей их устранения. 1. Общие сведенья о болонской системе Сущность болонского процесса, его цели и задачи Объединение высшей школы в европейских странах стало актуальным еще в середине ХХ столетия, в связи с тем, что оно стало неконкурентоспособным по сравнению с американским. Попытки совершенствования европейского образования по единым стандартам начались с 1957 года, когда было подписано Римское соглашение, в котором ставились принципиально новые задачи: приведение национальных законодательств в сфере образования к общеевропейским нормам, расширение доступа к высшему образованию, повышение академической мобильности студентов и их востребованности на рынке труда, создание долгосрочных систем обучения. Со временем эти идеи были развиты в решениях конференций министров образования европейских стран (1971, 1976), в Маастрихтском договоре (1992). В дальнейшем под эгидой ЕС, Совета Европы внедрялись разнообразные программы. В 1997 году Совет Европы и ЮНЕСКО разработали и приняли Лиссабонскую конвенцию о квалификациях, относящихся к высшему образованию в странах Европы. Эту конвенцию подписали 43 страны, в том числе и Украина. Лиссабонское соглашение не преследовало унификации высшего образования, а признавало и уважало ценность разнообразных образовательных систем, вместе с тем подчеркивая, что создание условий, при которых большинство людей, воспользовавшись достижениями национальных систем образования и науки, смогут быть востребованными на европейском рынке труда. Гражданам европейских стран должны быть доступны общие ценности образования, науки и культуры всех стран. Через год Франция, Италия, Великобритания и Германия подписали Сорбонскую декларацию, направленную на создание открытого европейского пространства высшего образования. Революционным положением этого документа стало требование международного признания бакалавра как специалиста с высшим образованием с предоставлением ему права продолжать учебу по программе подготовки магистра. В 1999 году 29 стран Европы в городе Болонья официально задекларировали и начали процесс объединения четырех тысяч европейских высших учебных заведений, где учатся более 12 миллионов студентов, в единое образовательное пространство. Сегодня 40 стран принимают участие в так называемом Болонском процессе, который должен завершиться к 2010 году [2, 56]. Цели и задачи Болонского процесса Болонский процесс включает в себя следующие ключевые моменты: 1. Четкая унификация студенческих документов, подтверждающих уровень и качество усвоенных знаний, для сопоставления высшего образования в различных странах. Такие меры должны обеспечить занятость европейских граждан с высшим образованием и международную конкурентоспособность европейского высшего образования. 2. Двухуровневая система высшего образования. Большой проблемой во многих странах стал чрезмерно избыточный перечень специальностей и специализаций, причем как в Европе, так и в Украине. Существуют также значительные различия между учеными степенями, получаемыми в университетах и академиях. Для обеспечения стандартизации степеней и специализаций планируется перейти на двухуровневую систему образовательно-квалификационных уровней: бакалавр и магистр. Бакалавр - это специалист, который может работать по специальности или продолжить образование, перейдя на вторую ступень - в магистратуру. Степень магистра предполагает наличие более глубоких фундаментальных знаний студента и ориентирует его на научную карьеру. Обучение на первом цикле должно составлять 3-4, на втором - 1-2 года. Последипломное образование осуществляется в докторантуре, что дает возможность получить ученую степень доктора наук после 7-8-летнего обучения. В странах-участницах Болонского процесса должна быть одна докторская степень, например доктор философии в соответствующих сферах знаний - естественные науки, социо-гуманитарные, экономические и пр. 3. Учреждение кредитной системы по Европейской кредитно-трансферной системе (ECTS). Кредитами называются условные единицы, в которых определяется объем образования. За каждой такой единицей стоит определенное количество освоенных понятий, связей между понятиями, наработанные навыки, то есть общая трудоемкость полученных знаний и умений, включая самостоятельную работу студентов и сдачу ими промежуточных и итоговых экзаменов, другие виды учебной работы. Для получения европейского диплома бакалавра требуется накопить 180-240 часов кредитов, а степени магистра - дополнительно 60-120 часов. Именно систему кредитов рассматривают как средство повышения мобильности студентов при переходе с одной учебной программы на другую, включая программы последипломного образования. ЕСТS станет многоцелевым инструментом признания и мобильности студента, средством реформирования учебных программ, а также средством передачи кредитов высшим учебным заведениям других стран. Аккумулирующая кредитная система дает возможность учесть все достижения студента, не только учебную нагрузку, но и участие его в научных исследованиях, конференциях, предметных олимпиадах и т. д. В отдельных странах как условие начисления кредитов выдвигают следующее требование: учебная нагрузка должна включать 50% и более самостоятельной работы студента. Благодаря накопительной системе кредитов студент сможет поступить в университет одной страны, а окончить его в другой; сменить в процессе обучения университет или избранную специальность; закончить обучение на любом этапе, получив степень бакалавра или магистра, продолжить образование в удобный для себя период жизни. 4. Усиление мобильности студентов, преподавателей, администрации вузов. Для осознания и утверждения конкурентоспособности своих знаний и умений каждый студент должен иметь возможность хотя бы короткое время обучаться и стажироваться за рубежом, а благодаря этому в основном вузе он может сократить количество часов, посвященных изучению иностранных языков. Мобильности студентов способствует целенаправленная подготовка к сдаче языковых тестов типа TOEFL, тестов для поступления в магистратуру по экономике GRE, менеджменту GMAT и прочих. 5. Создание сравнимых критериев и общей методологии для вузов всех европейских стран. В настоящий момент страны Европы интенсивно занимаются созданием сети агентств по контролю качества и аккредитации. Предполагается учредить аккредитационные агентства, независимые от национальных правительств и международных организаций. Оценка студентов будет основываться не на длительности или содержании обучения, а на знаниях, умениях и навыках, которые приобрели выпускники. Одновременно с этим будут установлены стандарты транснационального образования. 6. Приведение высшего образования в различных странах к единым стандартам. Это касается разработки сходных учебных планов, тренингов, исследований. 7. Внедрение в жизнь концепции непрерывного (пожизненного) обучения, которое позволяет человеку получить в течение жизни несколько дипломов и ученых степеней, а университету - значительно улучшить финансово-материальное обеспечение за счет предоставления информационно-материальной базы для желающих продолжить обучение. В основе этой концепции лежит идея LLL (Life Long Learning) - образования, соразмерного со всей протяженностью жизни. 8. Партнерство студенческих организаций и официальных образовательных институтов. 9. Повышение привлекательности и конкурентоспособности европейского высшего образования. 10. Трудоустройство выпускников. Одним из важных положений Болонского процесса является ориентация высших учебных заведений на конечный результат: знания выпускников должны быть применимы и использованы на пользу, как народа своей страны, так и других стран Европы. Академические степени и другие квалификации должны быть востребованы на европейском рынке труда, профессиональное признание квалификаций следует упростить и облегчить. Для признания квалификаций, присвоенных определенным вузом, планируется повсеместно использовать приложения к диплому, рекомендованные ЮНЕСКО [2, 137-149]. В Европе к Болонской декларации существует не однозначное отношение. Это касается и сроков образования, и процедур присуждения ученых степеней, особенности которых формировались в различных европейских странах столетиями. Прежде всего, вызвало обеспокоенность заявленное в Декларации стремление к всеобщей унификации. Ряд экспертов даже разглядели за декларациями о повышении привлекательности и конкурентоспособности европейской системы образовательных услуг реализацию американской системы высшего образования. Многие университеты стран-участниц Болонского процесса сопротивляются внедрению унифицированных принципов образования. Руководство и преподавательский состав этих университетов полагают, что сильный (своими традициями и преподавателями) университет должен иметь собственное лицо, а приспособление к унифицированной системе -- удел слабых. В неоднозначном свете предстаёт также всё более возрастающая роль тестирования как основного метода контроля знаний, характерного, прежде всего, для американских университетов. Особенно сложно сделать тестирование основным методом проверки знаний в гуманитарных науках. Кроме всего этого, в ряде европейских университетов сопротивляются идее отказа от таких особенностей своей системы образования, как две докторские степени. Например, немецкое научное сообщество с большим сомнением отнеслось к перспективе утратить Doctor habilitus -- степень полного доктора наук, аналога украинского доктора наук. А бельгийцы не желают расставаться с Grand Doctor of Philosophy. Болонский процесс не признает второй докторской степени. Высшая ученая степень, предполагаемая в рамках этого процесса, это -- Doctor of Philosophy (PhD), являющаяся аналогом украинского кандидата наук [3]. Не смотря на то, что идея реформации образования по сути неплохая и должна открывать обширные перспективы, многие факты остаются неучтенными, например особенности образования в различных странах, которые формировались веками, системы получения научных степеней и др. 1.2. Европейские студенческие движения об идее болонского процесса После принятия решения о реформации системы образования и начала внедрения новшеств стало необходимо узнать отношение студентов к этим изменениям. В 1982 г. с целью представлять социальные, культурные, политические и экономические интересы студентов и оказывать соответствующее влияние на образовательные структуры национального, европейского и международного уровней был создан Национальный союз студентов Европы (ESIB), объединяющий 11 миллионов студентов из 37 европейских стран. В 2001 г. на конференции в Праге, когда количество стран, подписавших Болонскую Декларацию в 1999 г., увеличилось с 29 до 31, ESIB взял на себя роль студенческого актива в поддержку Болонского процесса. В 2003 г. ESIB издал бюллетень о результатах Болонского процесса на европейском пространстве. По итогам опросов оказалось, что студентов в Болонской системе привлекает перспектива мобильности, так как это значит, во-первых, возможность путешествовать (благодаря кредитной системе), а во-вторых, работать в стране, где лучшие условия труда (благодаря стандартизации дипломов). Кроме того, среди положительных факторов были названы: возможность сотрудничества вузов, участие студентов в принятии решений, шанс познакомиться с другими культурами, социальная ориентация процесса, т. е. общедоступность высшего образования. Что интересно, некоторые из вышеназванных пунктов вошли и в список отрицательных, по мнению студентов, факторов. Так, например, многие студенты жаловались на низкие возможности мобильности (оказывается, при переезде в другую страну студент часто должен предоставить доказательства, что в его распоряжении находится определенная - довольно большая - сумма денег (для Норвегии это, например, 9500 евро в год), если же таких доказательств нет - въезд в страну запрещен), на слишком сильную ориентацию образования на нужды рынка, возмущались падением качества образования. К отрицательным эффектам системы отнесли и недоступность магистратуры (из-за высокой оплаты), социальную неравноправность (опять же из-за финансовых возможностей), пассивность студентов (из-за отсутствия широкой информации о самом процессе и из-за того, что все решения уже приняты правительством). Указывали также на произвольный характер трактовки новых правил, результатом которой становится путаница и снижение качества образования. В бюллетене чувствуется некоторая обеспокоенность тем, что большинство ожиданий студентов еще даже и не начали воплощаться, хотя реформа как будто бы уже давненько в силе. Но в целом ESIB приветствовало Болонскую систему как попытку ответа на насущную необходимость преобразования образовательной системы в Европе и как путь к объединенному образовательному пространству. Через 2 года, в мае 2005 г., объединение студенческих союзов Европы (ESIB) выпустило «Черную Книгу Болонского процесса» на основе материалов студентов из 31 страны - участницы процесса. Как видно из названия, книга перечисляет многочисленные недостатки реформы (неэффективность кредитной системы, проблемы со структурой бакалаврата-магистратуры, недосягаемость эффекта мобильности, ухудшение ситуации с доступностью образования и пр.). Более радикально настроенные студенты норвежской группы Norsk Studentunion (NSU) вообще выступают против изначальных целей и принципов Болонского процесса. Это движение в 2005 году было подхвачено студентами 40 организаций разных европейских стран, которые поддержали и приняли участие в Европейском форуме по вопросам образования, проведенном в Норвегии одновременно с заседанием официальных лиц Болонского процесса. Во многих странах прошли студенческие демонстрации против коммерциализации образования [3]. Таким образом, можно сделать вывод, что отношение к болонскому процессу в Европе весьма неоднозначно. Многие студенты недовольны реформациями в системе образования либо считают реальные изменения несоответствующими тем, что описаны в декларации. 2. Болонский процесс в Украине Согласно Болонской декларации, которую подписали 43 государства Европы (в том числе и Украина), современное высшее образование должно иметь двухуровневую структуру (бакалаврат и магистратуру) и использовать кредитно-модульную систему ECTS. После подписания этих документов в Украине была разработана государственная программа развития высшего образования на 2005-2007 годы, и сразу же началось ее повсеместное внедрение в учебный процесс. Сегодня Украина стоит на пороге всемирной образовательной системы, определенной Болонской конвенцией, согласно положениям, которой в странах-участницах должны работать единые учебные стандарты. После присоединения в мае 2005 года к болонскому процессу в украинской системе образования возникли новые проблемы. Первоочередная задача для нашей страны - найти компромисс между традиционными формами обучения и новыми эталонами. Вопросы реформирования высшего образования Украины отражены в Указе Президента Украины от 14 сентября 2000 года «О Программе интеграции Украины в Европейский Союз» [1], в соответствующих распоряжениях Кабинета Министров, в решениях Министерства образования и науки Украины. Национальная доктрина развития образования прошла экспертизу Совета Европы. В Украину приезжали эксперты, которые знакомились с практикой внедрения задекларированных отечественным законодательством норм в наших университетах и колледжах. С 1993 по 2003 год высшие учебные заведения Украины совместно с ведущими университетами Европы выполнили 105 проектов TEMPUS/TACIS, что дало возможность ввести общие учебные программы, новые принципы управления вузами, подготовить и издать современные учебники, наработать подходы к взаимному признанию документов об образовании. Избранные нами пути модернизации высшего образования созвучны общеевропейским подходам, хотя нельзя отрицать, что предстоит еще очень много работы. Сегодня в Украине законодательно утверждена система стандартов по каждому образовательно-квалификационному уровню и профилю подготовки. Стандарты, разработанные для 80% направлений (квалификаций), содержат все требования к компетентности, квалификационной характеристике и системе определения качества знаний. В 2001 году Министерством образования разработано приложение к диплому европейского образца, которое планировалось выдавать по желанию студента [4]. Но поскольку в рамках Болонского процесса задекларирована выдача такого приложения бесплатно всем студентам, которые окончат университет после 2005 года, то сейчас необходимо решить главную проблему - финансовое обеспечение расходов для этой цели. Системы непрерывного высшего образования в Украине не существует. Как и в большинстве постсоветских государств, наука (особенно фундаментальная) традиционно остается прерогативой национальных Академий наук, отдельно от учебного процесса в вузах. То же самое можно сказать и о подготовке специалистов высшей квалификации - кандидатов и докторов наук. В мире, как известно, наиболее эффективной признана непрерывная система, которая предполагает подготовку докторов наук в вузах, а не через Высшую аттестационную комиссию (ВАК). Перехода к такой системе требует и Болонский процесс, в котором предусмотрено обеспечение неразрывной связи двух этапов - бакалаврата (3 года обучения) и магистратуры (2 года обучения). При этом первый этап должен полностью предоставлять доступ ко второму этапу, который, в свою очередь, дает право продолжить последипломное образование и получить степень доктора наук (доктора философии), эквивалентом которого в Украине является степень кандидата наук [4]. Таким образом, уже сейчас можно видеть сложности перехода Украины на европейские схемы и критерии. Украинская система академических степеней довольно прочно укоренилась, несмотря на то, что она не способствует, а наоборот, тормозит развитие науки: аспиранты три или пять лет пишут кандидатскую, потом десять лет докторскую диссертацию, тема которой в условиях бурного научно-технического развития в мире к моменту защиты утрачивает свою актуальность, безнадежно устаревает и никоим образом не дает стимула к развитию науки в стране. Бакалаврат и магистратура в Украине - академические понятия, лишь ступень к дальнейшей научной карьере. Согласно Болонскому процессу предполагается, что бакалавр или магистр - практические специалисты с дипломами, признаваемыми на мировом рынке труда. Кроме того, очень сложным, с точки зрения практической реализации, требованием является обеспечение адекватной квалификации бакалавра. Дело в том, что специалисты уверены: даже при четырехлетнем обучении предоставить достаточные возможности для профильной и практической подготовки бакалавра нелегко. Болонский процесс предусматривает внедрение трехлетней учебной программы на этапе бакалаврата, что еще более усложняет задачу приобретения высокого уровня фундаментального и профильного образования и достаточной для присвоения квалификации компетентности [4]. Поэтому в Украине выбрана четырехлетняя программа обучения бакалавра, как это сделали в Великобритании и России. Должна измениться и традиционная система оценок. Сейчас в зачетках студентов их четыре вида, от «неудовлетворительно» до «отлично», причем неудовлетворительные оценки в большинстве случаев требуют пересдачи экзамена до положительного результата. И хотя формально принята пятибалльная система, фактически используются три положительные оценки. В будущем планируется более совершенная система оценки знаний: «неудовлетворительно», «плохо», «посредственно», «хорошо», «отлично» и «очень хорошо». Нельзя забывать и о параллельной реформе средней школы. В Европе никому не приходит в голову учить иностранный язык в университете, потому что в средней школе учащиеся осваивают, как минимум, два иностранных языка. При необходимости студент выбирает еще один язык для обучения в университете, если он нужен для специализации, исследования. Украинской системе образования нужно стремиться к тому, чтобы человек приходил в университет из школы с двумя иностранными языками, иначе учебная программа высшей школы будет перегружена, а обучение студентов ограничено отечественными источниками информации, и тогда мобильность студентов в европейском пространстве недостижима. Особенно масштабной реформой в системе высшей школы является внедрение академических кредитов аналогично ECTS. Университеты Европы имеют разные схемы кредитных систем. И хотя во многих университетах Украины введены схемы оценивания достижений студента (модульно-рейтинговая, рейтинговая), однако привязки к ЕСТS все еще нет. Задача Украины сегодня - разработать принципы построения учебного процесса, адекватные европейским. С этой целью Министерство образования и науки начало эксперимент по внедрению новой модели кредитно-модульной системы, о желании взять в нем участие заявили около пятидесяти университетов страны. Таким образом, можно сказать, что реформация системы образования в Украине согласно европейским стандартам очень сложный и трудоемкий процесс, требующий проведения многочисленных мероприятий на всех этапах образовательного процесса от начальной школы и до докторантуры, включая принципы пожизненного образования. 3. Оценка болонского процесса украинскими студентами Для оценки болонского процесса в Украине, конечно, недостаточно мнения министров, политиков и ученых, а также знаний о том, что предполагает декларация и другие законодательные акты на ее основе. Одним из важных факторов, определяющих удачность реформ, является отношение к ним тех, кто непосредственно вовлечен в процесс образования, а то есть в первую очередь студентов и преподавателей. Для того чтоб оценить отношение украинских студентов к нововведениям в систему образования, мною было проведено экспресс-исследование, на основе результатов которого можно сделать некоторые выводы о состоянии системы образования с точки зрения студентов. Целью данного исследования было выяснить отношение студентов к реформированию образования и на основе удач и ошибок определить дальнейшие пути развития реформ. Реформы системы образования Украины, ее интеграцию с другими европейскими странами в области образования и трудоустройства можно определить как предмет исследования, объектом же являются непосредственно отношение студентов к данным реформам. В ходе исследования с помощью анкетирования было опрошено 23 студента академической группы №8 первого курса финансового факультета Харьковского Национального Экономического Университета. Все участники анкетирования являются студентами одной группы для уверенности в том, что уровень преподавания и общей проинформированности одинаков для всех опрошенных. Проанализировав несколько статей периодики, а также данные Интернета, как одного из основных источников информации современного студента, мною было выдвинуто несколько гипотез о положении студентов в состоянии реформ в настоящее время. Первое, на что стоит обратить внимание это низкий уровень проинформированности студентов об особенностях проведения реформ. Основная масса статей носит оценочный характер, однако достаточно сложно найти информацию о самой сущности болонского процесса и особенностях его введения в Украине. Предоставляемая информация дает возможность узнать отношение к реформам ученых, профессоров и политических деятелей, но не дает возможности построить собственное мнение на основе имеющихся данных. В ходе исследования гипотеза нашла свое подтверждение 74% опрошенных указывают на недостаточность информации. Основная масса опрошенных - 87% - узнали о болонской системе в учебном заведении, что говорит либо о незаинтересованности студентов, либо о недостаточности других источников информации. Одним из основных моментов болонской системы образования является система оценивания ECTS, которая активно внедряется в украинскую систему образования, однако 91% участников исследования подтверждают недостаточность своих знаний об этой системе, т.е. как минимум около 65% студентов практически не имеют информации о системе, по которой они учатся (см. Приложения Диаграмма 1.). Однако 61% указали на то, что имеют представление об особенностях болонской системы в Украине, 30% вообще не интересуются данной проблемой (см. Приложения Диаграмма 2.). Следующая, выдвинутая мной гипотеза, заключается в сложностях перехода от предыдущей системы образования к болонской, в первую очередь это касается преподавателей, а также вытекающее отсюда несоответствие болонской системы западному образцу. Мнения участников исследования по данному вопросу разделились. 48% опрошенных подтвердили достаточность своего знания о предыдущей системе образования и ровно столько же проявили свою незаинтересованность. Такая же ситуация проявилась при сравнении обоих систем образования: 39% считают болонскую систему лучше предыдущей и 39% вообще не сравнивают. Интересно, что 56% из тех, кто указал на то, что болонская система лучше в предыдущем вопросе высказали свою незаинтересованность особенностями предыдущей. На несоответствие украинской болонской системы западной указали 91% респондентов (см. Приложения Диаграмма 3.) , однако 78% подтвердили необходимость реформирования украинской системы образования в сторону болонского процесса. Также 61% респондентов положительно относятся к внедрению системы ECTS, несмотря на недостаточность своих знаний об ее особенностях. Сложности перехода от одной системы к другой также отражаются на ожиданиях студентов. 82% парней подтвердили, что уровень образования в ВУЗе вполне соответствует их ожиданиям, остальные не задумывались над этим. Девушки оказались более критичны, их мнения разделились четко пополам: 50% довольны уровнем получаемых знаний и ровно столько же указали на несоответствие уровня образования их ожиданиям. Одна из проблем перехода систем это иная градация высшего образования. Работодатели не считают степень бакалавра законченным высшим образованием и не готовы нанимать таких выпускников ВУЗов. Это отражается и на потребностях самих студентов: все 100% респондентов указали на намеренья продолжить образование после получения степени бакалавра. Последняя выдвинутая гипотеза объясняет желание студентами реформ, как возможности воспользоваться преимуществами интеграции. 70% опрошенных при возможности продолжили бы образование за границей, но, скорее всего, это связано не с качеством образования, а с перспективой получить работу. Однако 65% респондентов указали на свою неопределенность в том, в какой стране они собираются работать, но 96% собираются работать по специальности после окончания ВУЗа. Одним из преимуществ болонской системы также является возможность получить несколько высших образований, т.е. закончить несколько магистратур после бакалаврата. 73% парней высказали желание воспользоваться данной возможностью, большая часть девушек - 83% - еще не задумывались над этим вопросом, однако ни одна из них не высказала твердого желания воспользоваться этим преимуществом. Подводя итог можно сказать, что дальнейшее продвижение реформ в образовании требует наличия большего количества легко доступной информации, осуществление реформ для предоставления беспрепятственного продолжения образования за границей, осуществление реформ по обеспечению выпускников ВУЗов первым местом работы. Вывод Сегодня 40 стран принимают участие в так называемом Болонском процессе, который должен завершиться к 2010 году. Болонский процесс включает множество моментов, в ключе которых проводятся реформы. Это и создание единой методологии, и повышение мобильности студентов и преподавателей, приведение образования в целом к единому образцу, и обеспечение студентов первыми рабочими местами. Однако болонский процесс имеет множество недочетов, таких как высокие материальные требования к студентам, сложности приведения уже устоявшихся веками особенностей получения научных степеней к единому образцу. Недостатки болонского процесса вызывают массу недовольств, как в студенческих массах, так и среди преподавателей и ученых. Создаются многие студенческие организации, высказывающие протест болонской системе в связи с проблемами проведения реформ. Для Украины основными проблемами является недостаточная материальная обеспеченность учебных заведений, т.е. нехватка учебников, методических изданий, компьютерной аппаратуры; сложность перехода в системе получения научных степеней. В ходе проведения социологического исследования выяснилось, что студенты недостаточно проинформированы об особенностях системы, по которой они учатся, также вызывает недовольство несоответствие украинской болонской системы западному образцу. Однако большинство студентов считают необходимым внедрение болонской системы, скорее всего это связано с перспективами трудоустройства в странах Европы. Таким образом, осуществление болонского процесса требует его приспособления к национальным системам образования; видна необходимость заключения дополнительных международных договоров отражающих материальную сторону реформ. Первоочередными задачами для Украины является увеличение доступной информации о болонском процессе, разработка принципов образования адекватных европейским, однако с учетом национальных особенностей. Приложения Диаграмма 1. Проинформированность студентов об особенностях болонской системы. Диаграмма 2. Заинтересованность студентов особенностями болонской системы в Украине. Диаграмма 3. Соответствие украинской болонской системы западному образцу. Список литературы 1. Указ Президента Украины от 14 сентября 2000 года «О Программе интеграции Украины в Европейский Союз». 2. Болонский процесс курс лекций / В.И. Байденко. - М.: Логос, 2004. - 207с. 3. Бобров В.В. Болонский процесс: вопросы и ответы // Философия образования, 2005. - №2. - с. 33-41 4. Макарова М.Н. Болонский процесс: мнения и ожидания // Социологические исследования, 2007. - №6. - с.106-109 |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |