|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Деятельность методической службы в учреждениях дополнительного образования детейДеятельность методической службы в учреждениях дополнительного образования детей3 Содержание
ГРУППЫ ИНФОРМАЦИИ: Оперативная - включает в себя данные, необходимые для того, чтобы оценить работу учреждения за небольшой срок. Стратегическая - включает в себя данные о реализации программы развития и перспективах развития учреждения. 2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ Аналитическая функция направлена на изучение фактического состояния методической деятельности и обоснованности применения способов, средств по достижению целей, на объективную оценку полученных результатов и выработку регулирующих механизмов по переводу исследуемой системы в новое состояние. ПРИНЦИПЫ: · индивидуализация получаемой информации о продвижении личности по образовательной траектории; · полнота и интегральность анализа информации; · открытость проводимых измерений образовательного процесса и особенностей его субъектов; · непрерывность и динамичность получения анализа информации и действенности его использования; · экономичность используемой информации. ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ - выявление проблем отдельных педагогов, проблем в учреждении в целом. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ - выявление факторов и условий, положительно или отрицательно влияющих на образовательный процесс. 3. ПЛАНОВО-ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ Является основой деятельности методической службы. Она направлена на выбор как идеальных, так и реальных целей и разработку программ их достижения. ОБЪЕКТЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ: · социально-экономические условия внешней среды и ее влияние на учреждение через социальный заказ или тенденции изменения ситуации в обществе, образовании для корректировки стратегии развития учреждения; · будущие возможности учреждения: материально-техническое и программно-методическое обеспечение; реализация образовательных программ; контингент обучающихся; средства перехода на новые педагогические технологии учебно-воспитательного процесса; · ожидаемые результаты, которые будут достигнуты в случае предполагаемых нововведений; · последствия конкретных управленческих решений; УСЛОВИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ: · четкое определение целей и задач; · учет уровня и состояния методической службы; · выбор путей и средств деятельности. 4. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ ФУНКЦИЯ Направлена на разработку содержания и создание различных проектов деятельности учреждения, которое включает: · программу развития учреждения и другие стратегические документы; · программы образовательные, досуговые, оздоровительные, реабилитационные, адаптационные, технологии их реализации; · нормативные документы, обеспечивающие функционирование учреждения дополнительного образования детей; · методические документы, обеспечивающие образовательный, досуговый, инновационный исследовательский, экспериментальный, организационный виды деятельности; · технологии осуществления процедур инновационной деятельности; · наиболее продуктивные методы и приемы обучения. Уточняется миссия учреждения дополнительного образования детей, та часть общего социального заказа на образование, целям которого она служит. РЕЗУЛЬТАТ: создание проекта деятельности, который представляет собой будущее состояние учреждения. 5. ОРГАНИЗАЦИОННО-КООРДИНАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ Организация деятельности методической службы носит гибкий характер, учитывая конкретную ситуацию в учреждении, обеспечивая возможность каждому педагогу повысить свой профессиональный уровень. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: Ш создание и организация работы структур, обеспечивающих деятельность методической службы; Ш рациональное распределение функционала между организаторами методической службы; Ш научно-методическое обеспечение организации системы опытно-экспериментальной работы в учреждении; Ш организация системы повышения квалификации педагогических работников; Ш организация конференций, семинаров, конкурсов…; Ш организация системы внешних связей учреждения, необходимых для успешного осуществления нововведений; Ш координация совместной деятельности участников инновационного процесса; взаимодействие инновационной деятельности педагогических работников учреждения и привлекаемых представителей других организаций; Ш координация деятельности учреждения с другими областными учреждениями дополнительного образования детей и УДО области; Ш организация редактирования подготавливаемых к изданию программ, методических рекомендаций, пособий. 6. ОБУЧАЮЩАЯ ФУНКЦИЯ Направлена на повышения профессионального уровня конкретного педагога в осуществлении образовательного процесса, вооружение педагога актуальными педагогическими знаниями, развитие его общей эрудиции, а также необходимых для педагога свойств и качеств личности. НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ: Ш организация работы на диагностической основе; Ш добровольность педагога в повышении профессионального мастерства; Ш выбор оптимального объема изучаемого материала. 7. ФУНКЦИЯ КОНТРОЛЯ Занимает особое место в деятельности методической службы и реализуется по отношению к педагогам. Организация контроля позволяет определить соответствие функционирования и развития методической деятельности учреждения. Процесс управления методической деятельностью требует надежной обратной связи между педагогическими системами учреждения на любом уровне. Обратная связь - это обмен информацией между взаимодействующими участниками педагогического процесса. Методическая работа в учреждении дополнительного образования детейМетодическая работа в УДО - это систематическая коллективная и индивидуальная деятельность педагогических работников по повышению своей научно-теоретической, методической подготовки и профессионального мастерства в межкурсовой период. В ее основе лежит несколько аспектов:Ш деятельностный аспект позволяет выделить такие компоненты как мотивы, цель, задачи, содержание, формы, методы, результаты;Ш содержательный аспект представлен тремя взаимосвязанными направлениями методической работы: методической, научно-теоретической и психолого-педагогической подготовки;Ш управленческий аспект подразумевает следующие компоненты: педагогический анализ, планирование, организация, контроль и регулирование.Цель методической работы в УДОД: создание условий для роста и совершенствования профессионального мастерства педагогических работников.Задачи методической работы в УДОД: оказание помощи педагогическим работникам в реализации принципов и методических приемов обучения, в воспитании и развитии детей; развитие мотивации и стимулирование творчества в профессиональной деятельности педагогических работников УДОД.Структура методической работы разрабатывается в каждом учреждении самостоятельно. Обязательными элементами структуры являются: педагогический совет, методический совет, методическое объединение. В структуру могут входить: творческие проблемные группы, временные творческие (научные) коллективы, художественный совет и др.Организация деятельности методической работы может осуществляться через следующие формы: научно-практические конференции, педагогические творческие отчеты, семинары, школы передового опыта, школы молодого специалиста, опытно-экспериментальные лаборатории.Все направления методической работы осуществляются в соответствии с общими принципами:актуальность - востребованность педагогом информации, ее связь с жизнью, практическая реализация Закона РФ "Об образовании", Концепции модернизации дополнительного образования детей РФ, учет заказа общества, учет проблем, близких педагогическому коллективу. Ориентация на социальную значимость ребенка;научность - этот принцип нацеливает на достижение соответствия всей системы повышения квалификации педагогов современным научным достижениям в различных областях деятельности;системность - этот принцип требует подхода к методической работе как целостной системе, оптимальность которой зависит от единства цели, задач, содержания, форм и методов работы с педагогами;комплексный характер - принцип предусматривает единство и взаимосвязь всех сторон и направлений повышения квалификации педагога (частная методика, дидактика, теория воспитания, психология, физиология, педагогическая этика и развитие общей культуры);оперативность, гибкость, мобильность - этот принцип ориентирован на быстрое реагирование к изменившимся условиям, требованиям. Способность к быстрому приему образовательной информации и ее передаче, учитывая индивидуальные особенности педагогов;творческий характер - способность найти интересные, оригинальные идеи, воплотить их в жизнь. Создание в учреждении атмосферы творческого труда и взаимодействия;последовательность, преемственность, непрерывность - методическая работа как часть системы непрерывного образования, охват педагогов различными формами методической работы в течение всего учебного года. Сочетание индивидуального и коллективного труда;конкретность, направленность - учет индивидуальных потребностей, запросов педагогов. Создание в учреждении своей системы методической работы. Выделение главного, существенного в образовательной деятельности как учреждения, так и каждого педагога;единство теории и практики - принцип предусматривает единство и взаимосвязь психолого-педагогической теории и практической деятельности педагогов.ЗаключениеИзучив особенности организации методической работы в учреждениях дополнительного образования, можно отметить, что педагог занимает ключевую позицию в образовательном процессе: от его квалификации, личностных качеств и профессионализма зависит решение многих образовательных проблем. Нередко из-за недооценки этого фактора тормозится процесс развития учреждения, а потому задача состоит в создании таких условий, в которых педагоги могли бы реализовать свой творческий потенциал. Реальными возможностями для решения этой задачи в системе дополнительного образования обладает методическая службаМетодическая служба должна принимать непосредственное участие в разработке положений о педагогическом и методическом советах, организовать разработку других видов необходимой документации: планов и отчетов, должностных инструкций и т.п. Это является одним из условий, повышающих эффективность работы методической службы и результативность деятельности учреждения в целом.Основными элементами методической деятельности при таком подходе являются:Ш оказание организационно-методической и технической помощи педагогу в обучении и воспитании детей;Ш внедрение в практику научных исследований и достижений передового опыта, забота о научной и теоретической компетентности педагога;Ш доведение до сведения педагогов нормативных документов;Ш организация системы повышения квалификации педагогов;Ш руководство работой методических объединений и творческих групп педагогов.Особую значимость деятельности методической службы придают следующие задачи:Ш обеспечение развития учреждения дополнительного образования детей;Ш развитие творческого потенциала педагогов, выявление и обобщение опыта лучших, выделение в нём главного и доведение до сотрудников;Ш разработка и внедрение новых технологий обучения и воспитания; достижение высокого качества образовательного процесса, основанного на современной педагогической парадигме;Ш разработка образовательных программ дополнительного образования нового поколения;Ш организация проведения опытно-экспериментальной работы.Педагог дополнительного образования сегодня находится в принципиально новых условиях, для которых характерно:Ш отсутствие жесткой регламентации в работе;Ш значительное расширение возможностей получения информации;Ш модернизация социальных функций педагога, изменение системы ценностей, развитие индивидуальности, стиля, готовности к принятию решений, мобильность применения профессиональных качеств.Для творческого педагога - это благо, а для большинства - это проблема, которая решается при условии, если деятельность методической службы будет усиливаться и развиваться.Методическая служба нуждается в четко выстроенной системе деятельности, обеспечивающей планирование, прогнозирование, организацию, исполнение, контроль, регулирование и анализ. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |