|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Эффективность деятельности методиста в профессиональном училищеЭффективность деятельности методиста в профессиональном училищеРеферат Тема: »Эффективность деятельности работы методиста в профессиональном училище» Выполнил: Иваненко Г.Т 2010 год. Содержание : 1. Эффективность деятельности работы методиста в профессиональном училище. 2. Организационные формы методической работы. 3. Индивидуальные формы методической работы. 4. Методический кабинет. 5. Основные принципы деятельности методической работы 6. Организационно - содержательные условия практической деятельности методической работы. 7. Заключение. 8. Список использованной литературы. 1. Эффективность деятельности работы методиста в профессиональном училище Общим критерием оценки всех подсистем является мера соответствия происходящего в них процессов искомому конечному результату, в нашем конкретном случае - качеству профессиональной подготовки выпускников.Это стандарты, которые позволяют судить об эффективности этой деятельности Содержание критериев - величина не постоянная, а изменяющиеся и развивающаяся, находящаяся в прямой зависимости от задач, которые решает в конкретной момент методист. Основными критериями, определяющие эффективность методической работы является уровень организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении, качество подготовки квалифицированных рабочих.Оценка качества методической работы зависит от удовлетворения потребностей руководителей, педагогов и методистов. Обеспечить высокую эффективность деятельности методической работы - это значит достичь заранее предусмотренного, оптимального результата при минимальных затратах общественного труда и времени. Основные требования системы оценки методической работы: -объективность (независимость от воли проверяющего ); - значимость каждого критерия в оценке труда ; - научность (достаточное и четкое научное обоснование критериев, вводимых в качестве основных); (достаточное и четкое научное обоснование критериев в качестве основных) -практическая направленность (связь с практикой ); - доступность (возможность исправления критериев в практической деятельности ) ; - полнота всесторонние отражение всех сторон деятельности мелодической работы) -связь оценки критериев деятельности методиста с целями обучении я ; - диагностичность (возможность по перечисленным критериям поставить однозначный диагноз о том или ином уровне эффективности методической работы) 2. Организационные формы методической работы Методическая работа в образовательном учреждении начального профессионального образования осуществляется в коллективной и индивидуальной формах. Коллективные формы методической работы. Педагогический совет. Педагогический совет являться высшим коллегиальным органов образовательного учреждения профессионального образования, определяющим перспективы его развития и координирующим вопросы учебно-воспитательной, производственной и методической деятельности. Основной задачей педагогического совета являться организация работы педагогического коллектива образовательного учреждения по повышению качества профессионального образования в соответствии с требованиями государственного стандарта. Педагогический Совет определяет основные направления учебно - производственной деятельности образовательного учреждения, формы, методы и средства профессионального обучения и воспитания. Педагогический совет рассматривает: анализ и результаты учебно-воспитательной работы, учебно-производственной и методической деятельности педагогического коллектива по вопросам организации учебно-воспитательного процесса и производственной деятельности. Программы развития образовательного учреждения в соответствии с требованиями государственного стандарта. Перспективное и текущее планирование деятельности профессионального образовательного учреждения с учетом конкретных условий и индивидуальных особенностей педагогического коллектива. Мероприятия по подготовке к началу и завершению учебного года, анализ изучения спроса на образовательные услуги. Анализ результатов внедрения образовательных стандартов в практику работы учебного заведения. Результаты мониторинга образовательных стандартов в практику работы учебного заведения. Анализ качества результатов профессионального обучения, знаний, умений навыков учащихся. Предложения по улучшению и совершенствованию учебной и производственной деятельности. Результаты внутриучилищного контроля. Инспекторских проверок, аттестации, аккредитации и лицензирования. Основные направления деятельности методической работы учебного заведения в новых социальных условиях. Состояние комплексного методического обеспечения профессионального обучения; учебно - программную документацию и методическую литературу, разработанную инженерно-педагогическим коллективом учебного заведения. Материалы педагогического опыта инженерно-педагогических работников по совершенствованию профессионального обучения в условиях перехода на новое содержание профессионального образования; результаты учебно-воспитательного процесса на основе применения новых педагогических и информационных технологий, современных форм и методов обучения и воспитания. Методический совет Методический совет - организационно - управленческий компонент методической работы образовательного учреждения. Весь состав могут входить руководители. Методисты. Руководители других структурных элементов модели методической службы. Функции: -анализ потребностей педагогов ; - проектирование концепции и программы функционирования и развития методической службы образовательного учреждения -организация и обеспечение дельности всех структурных подразделений методической работы в целом; - координация деятельности всех структурных подразделений методической работы, а также администрации -установление связей с другими с районными и региональными методическими центрами и.др.; - анализ эффективности деятельности методической работы, соответствии ее работы общей концепции и программе. Также коррекция ее деятельности ; - обобщение и оформление результатов деятельности методической работы; Методические комиссии. Методические комиссии создаются при наличии трех и более преподавателей и мастеров производственного обучения определенного предмета (профессии) или родственных предметов. При наличии в образовательном учреждении не менее трех преподавателей или мастеров производственного обучения соответственно одного предмета (профессии), цикла или несколько родственных дисциплин создаются предметные цикловые и межпредметные комиссии. В случае недостаточного количества инженерно - педагогических работников для создания в профессиональном училище создаются методические объединения, в состав которых входят преподаватели и мастера производственного обучения соответствующих предметов (профессий из нескольких учебных заведений района. При необходимости могут создаваться межпредметные творческие коллективы. Состав методической комиссии, их преподаватели утверждаются директором и оформляются приказом. Руководители профессионального учебного заведения являются членами методической комиссии. Содержание, формы и методы работы методической комиссии выбираются самостоятельно их членами в зависимости от конкретных условий профессионального учебного заведения и индивидуальных способностей инженерно - педагогических работников. Функции: -повышение профессионального мастерства педработников по вопросам повышения качества профессионального обучения в соответствии с требованиями государственного стандарта ; - разработка и совершенствование содержания профессионального образования (разработка рабочей учебно-программной документации ; опытных программ для профильного изучения предметов ; внесение предложений по изменению группировки профессией и соответствующего учебно-программной документации с учетом потребностей предприятий и организаций ; - изучение и использование в учебном процессе новых педагогических и информационных технологий ; - компасное методическое обеспечение предметов и профессий (составление паспортов комплексного методического обеспечения предметов и профессий; разработка недостающих средств обучения (учебно-методические пособия; частные методики, конспекты лекций, дидактические материалы, методические рекомендации и т.д.); - разработка контроля качества результатов профессионального образования - выявление, изучение, формирование и распространение передового педагогического опыта ; - оказание помощи начинающим педагогическим работникам в подготовке и проведении уроков и внеурочных мероприятий, организация взаимопосещения занятий. Открытых уроков и их обсуждения 4 -участие в проведении конкурсов, олимпиад по предметам и профессиям, семинаров - практикумов, школ опыта, конкурсов профессионального мастерства. Проблемные группы. В рамках модели методической работы могут найти свое должное место проблемные группы - это своего рода творческие лаборатории, созданные для решения той или иной проблемы, актуальной для отдельных педагогов или для пед. коллектива в целом. Функции: -анализ индивидуальных педагогических затруднений, приведших к постановке проблемы; - исследование состояния проблемы ; - исследование способов решения проблемы, исходя из индивидуального опыта участников группы, а также способов решения представленных в педагогической или методической литературе. Проблемные группы индивидуальны для разных учебных заведений, поскольку у каждого педагогического коллектива имеются свои проблемы. Из года в год проблемная группа может меняться в зависимости от изменения потребностей педагогов или от ситуации в учебном заведении. Наиболее эффективной формой организации деятельности таких групп могут стать семинары, конференции, «открытые уроки», и др. Педагогические мастерские. Педагогические мастерские - это своеобразные авторские классы, в которых педагогические работники мастер своего дела передаю свой практический опыт другим членам коллектива. Педагогические мастерские являются школами взаимного роста. В постоянном контакте с богатством практики педагогов-участников растут и уровень самого автора опыта, оттачивается его профессионализм. Функции: -распространение педагогического опыта; - трансляция педагогического мастерства; - подготовка педагогических работников к осуществлению педагогической деятельности в новых социально-педагогических условиях; - подготовка педагогического коллектива к инновационной деятельности. Экспериментальные лаборатории. В условиях проведения опытно - экспериментальных работы в образовательном учреждении создаются экспериментальные лаборатории, которые являются частью структуры методической работы, Функции: -проектирование концепции развития образовательного учреждения; разработка программы развития, учебного плана, адекватного концепции развития учебного заведения, моделей выпускников разных ступеней обучения; разработка модели учебного заведения нового типа и т.д. -разработка программы опытно - экспериментальной деятельности образовательного учреждения; - обеспечение опытно - экспериментальной деятельности нормативными и научно - методическими средствами; - диагностика на основе разработанных критериев хода опытно-0 экспериментальной роботы ; - описание и оформление результатов опытно - экспериментальной работы. 3.Индивидуальные формы методической работы Самообразование. Повышение квалификации руководящих и инженерно - педагогических работников образовательного учреждения основывается на тесной взаимосвязи курсовой подготовки, методической работы и самообразования. Самообразование являться составной частью непрерывного образования руководителей и инженерно - педагогических работников образовательного учреждения. Можно выделить следующие общие направления самообразования: -повышение педагогической квалификации путем изучения новейших знаний и передового опыта в области педагогики, психологии, методики организации процесса обучения и воспитания учащихся; - совершенствование теоретической и профессиональной подготовки по специальности и предмету путем овладения новейшими научно- техническими знаниями и достижениями в соответствующей области науки, техники, технологии и организации труда, управления и производства; - расширение общекультурного кругозора и уровня общей образованности соответствии с личными запросами и интересами, способствующие гармоничному развитию личности. Основные методы самообразования: -самостоятельное изучение научно - педагогической литературы и методических рекомендаций; - участие во всех формах методической работы образовательного учреждения ; - изучение передового педагогического опыта, накопленного в системе образовательного учреждения ; взаимопосещение уроков, участие в разборе открытых уроков; - анализ своей работы и ее результатов ; участие в экспериментальной работе, проводимой в образовательном упреждении ; - разработка материалов по комплексному методическому обеспечению предметов и профессий. Подготовка рефератов, методических материалов, докладов, лекций ит.д. 4. Методический кабинет Методический кабинет входит в систему методической работы образовательного учреждения профессионального образования. Методический кабинет являться: Центром методической работы в образовательном учреждении; Центром методической помощи преподавателям и мастерам производственного обучения; Место, где обеспечены условия для подготовки инженерно-педагогических работников к занятиям; Центром научно-технической и педагогической информации. Основными задачами методического кабинета являться: - оказание помощи руководителям, преподавателям, мастерам производственного обучения и другим работникам образовательного учреждения по всем вопросам совершенствования и организации учебно-воспитательного процесса, выбору и применения форм. Методов обучения и воспитания учащихся. -изучение, оформление, пропаганда и распространение педагогического опыта; - накопление и систематизация учебной документации и методической литературы, материалов передового опыта, нормативных и других документов. В соответствие с основными направлениями деятельности в содержании работы педагогического кабинета профессионального училища входят: -организация мероприятий по повышению квалификации инженерно-педагогических работников; - подготовка, организация и проведение семинаров по обмену педагогического опыта; - организация постоянно действующих школ передового педагогического опыта и семинаров - практикумов по вопросам повышения качества профессионального образования ; - организация лекций для инженерно - педагогических работников на педагогические и научно- технические темы ; - организация курсов педагогического и технического минимума. Педагогического наставничества для начинающих преподавателей и мастеров производственного обучения ; - организация педагогических чтений, читательских конференций по материалам педагогической периодики и новинкам педагогической литературы -организация индивидуальных и групповых консультаций по вопросам методики и воспитания учащихся, самостоятельной методической работы и педагогического самообразования; - организация постоянных и разовых методических выставок, а также выставок, отражающих передовой опыт; - обеспечение инженерно-педагогических работников учебно-программной документацией, педагогической и методической литературой, другими материалами для индивидуальной подготовки к занятиям ; - оказание помощи преподавателям и мастерам производственного обучения в подготовке докладов и выступлений на научно - педагогических конференциях и педагогических чтений. Основное содержание работы методического кабинета в новых социально - педагогических условиях. Исходя из основных задач, стоящих перед профессиональным училищем по повышению качества профессионального образования целесообразно выделить основные блоки деятельности методического работы по реализации требований государственного стандарта: 1. Разработка и совершенствование содержания профессионального образования. 2. Научно-методическое обеспечение образовательных стандартов. 3. Совершенствование форм и методов профессионального обучения. 4. Повышение квалификации. Развитие педагогического творчества. 5 .Основные принципы деятельности методической работы Систематизирующим фактором развития методической службы являются принципы ее деятельности, а именно: 1. Принцип сравнительного педагогического анализа. Позволяющей определить место авторской педагогической идеи в общем педагогическом процессе, увидеть свое продвижение, выверить свою позицию в сравнении с другими педагогическим работниками. 2. Принцип системного анализа, т.е. вычленение множествен взаимодействующих элементов тех компонентов, которые необходимы педагогу для подтверждения своей гипотезы или позиции. 3. Принцип содержательной индивидуализации и личностной персонализации, выражающей в создании условий для реализации собственной гипотезы или идеи конкретного педагогического работника. Методическая работа должна выступить как система. Управляющая ростом профессионального мастерства педагогического работника через реализацию следующих факторов: - факторы управления развитием педагогического мастерства извне (непосредственно со стороны руководства и методического службы профессионального учебного заведения ); - факторы, управляющие ростом профессионального мастерства изнутри, т.е. со стороны самого инженера-педагога. Преобладание в практике учебных заведений первых факторов (внешнего управления, влияния, воздействие) снижает собственную активность инженерно - педагогических работников. Их желание и умение работать над совершенствованием своего профессионального и методического мастерства. 6.Организационно - содержательные условия практической деятельности методической работы -наличие банка информации, доступного для педагогов; -создание системы экспертных услуг, дающих возможность получить квалификационную оценку деятельности ее отдельных этапов ; - наличие консультативной помощи ; - существование некоторого координационного центра. Обеспечивающего как взаимодействие педагогов, так и взаимосвязь научного исследования с педагогической практикой учебного заведения. Реализация основных направлений деятельности методического работы возлагается на методического работника, который являться технологом педагогического труда. Заключение Основу научно-методического обеспечения составляют средства обучения, являющиеся одним из важнейших компонентов учебно - воспитательного процесса. Основные общие дидактические функции средств обучения как компонента учебно-воспитательного процесса заключается в следующем: - повышают степень наглядности, делают доступным для учащихся учебный материал, который без применения средств обучения недоступен вообще или труднодоступен; - помогают удовлетворить в максимальной степени развить познавательные интересы учащихся, интенсифицируют труд учащихся и тем самым позволяют повысить темп изучения учебного материала ; - Являются источником информации, освобождая преподавателя, мастера от большого объема чисто технической работы и тем самым способствует повышению его творческого уровня; - являются средством управления познавательной деятельностью учащихся со стороны преподавателя, мастера. Список использованной литературы: 1.Сергеева Т.А. , Уварова Н.М. Как создать методическую службу нового типа. Методические рекомендации для методиста - технолога педагогического труда. М., 1995г. 2.Олифиренко Т.И. Содержание и организация методической работы в профессиональном учебном заведении., М., 2004 г. 3.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии., М., 1989 г. 4. Лазарев В.С., Поташник М.М. Как разработать программу развития школы. М., Новая школа , 1993 г. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |