|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Эколого-краеведческое образование младших школьниковЭколого-краеведческое образование младших школьниковОглавление Введение Глава 1 Теоретические основы использования краеведения в экологическом образовании младших школьников 1.1 Понятие и сущность экологического образования младших школьников 1.2 Место школьного краеведения в системе экологического образования учащихся начальных классов 1.3 Особенности краеведческого компонента в программах экологического образования младших школьников Глава 2 Эмпирическое исследование эффективности экологического образования младших школьников на основе школьной краеведческой работы 2.1 Констатирующий этап проведения исследования уровня экологического образования младших школьников на основе школьной краеведческой работы 2.2 Работа по формированию экологических знаний у младших школьников с использованием регионального компонента 2.3 Контрольный этап исследования уровня экологического образования младших школьников на основе школьной краеведческой работы Заключение Библиографический список Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Введение Проблема взаимодействия общества с природой -- важнейшая проблема современности, от правильного решения которой во многом зависит судьба планеты, будущее человечества. Следовательно, решение экологических проблем в целом требует, перестройки сознания и мышления людей, что закладывается с первых лет жизни ребенка, развивается и закрепляется в школьной среде. Отечественное образование, находится сейчас в стадии реформирования. Большим шагом вперед являются те перемены в школе, которые происходят в связи с принятием такого качественного нового документа, как базисный учебный план, и особенно, его вариативной части. Именно она поможет школе преодолеет стандартность, стереотипность, одновариантного образования подрастающего поколения. Уже сейчас школа нашего края активно работает над созданием новых учебных планов и программ с учетом местной, региональной специфики, варьирует конкретный набор предметов внутри той или иной образовательной области. У школ появилось реальная возможность альтернативы в определении содержания регионального компонента образования. Предусматривается кардинальное изменение приоритетов целей обучения, где на первый план выдвигается развивающая функция обучения, обеспечивающая становление личности младшего школьника и раскрытие его индивидуальных способностей и возможностей. В одном из Методических писем Министерства образования Российской Федерации, рассматривая дальнейшее развитие начальной школы, определяет ряд направлений, среди которых значится «… обновление содержания ныне функционирующей системы начального образования путем параллельного введения новых курсов, программ и учебников, то есть создание вариативного образования в начальной школе» (Методические письма Министерства образования Российской Федерации о преподавании школьных дисциплин, областей знаний в 1994 - 95 учебном году. -М.:1994). Одним из путей обновления содержания действующей системы начального образования является, на наш взгляд, создание региональных и эколого-краеведческих естественнонаучных курсов. Они должны выполнять интегративную функцию - давать основы знаний о природе своего края и закономерностях ее функционирования; способствовать общему развитию ребенка этого возраста; и решать целый ряд задач воспитательного характера. Актуальность проблемы эколого - краеведческого образования школьников заключается в ее связи с решением таких важнейших проблем педагогики, как проблема формирования личности, всех ее нравственных сторон, и в том числе -- отношения к природе. В условия модернизации образования, ориентированного на учет федерального, регионального и национального компонентов его содержания избранная тема исследования «Эколого- краеведческое образование младших школьников» приобретает особую ценность. Школьное краеведение в истории образования - дело не новое. Ценные мысли методические советы по вопросам связи обучения с местным материалом содержатся в трудах В. Г. Белинского, Н. Х. Весселя, К.Д. Ушинского. Интересные идеи и высказывания Б.В. Всесвятского, Б.Е. Райкова, А.А. Бородай, О.С. Тарасовой, и др. О наблюдениях учащихся в природе на экскурсиях и при самостоятельной работе. Основные положения охраны окружающей среды разработали Анохин Ю.А., Арманд Д. Л., Израэль Ю.А., Ферсман А. Е., Шварц С.С и др. Авторы значительно расширяют горизонты краеведения. Некоторые вопросы краеведения нашли освещение в работах В.Н. Вернадского, Н. Г. Дайри, Б. П. Есипова. Ценный вклад в исследование проблемы школьного краеведения внесли П.В. Иванов, Н.П. Кузин, Н.П. Милонов, А.Ф. Родин, А. Е. Сейненский. Все выше сказанное позволило нам сформулировать проблему исследования, следующим образом: качество образования можно повысить, внедрив в учебный процесс компоненты эколого - краеведческое образования младших школьников Цель исследования: повышение качества знаний младших школьников средствами эколого - краеведческого образования Объект исследования: процесс эколого - краеведческого образования младших школьников. Предмет исследования: влияние эколого - краеведческого образования на процесс обучения младших школьников. Гипотеза исследования: внедрение в образовательную деятельность уроков эколого - краеведческой направленности окажет позитивное влияние на повышение качества знаний младших школьников. Исходя из цели, объекта, предмета исследования и выдвинутой нами гипотезы, были поставлены следующие задачи: 1. уточнить понятие «экологическое образование» и показать его своеобразие в младшем школьном возрасте на основе анализа психолого-педагогической, методической литературы; 2. показать роль и место краеведения в системе экологического образования младших школьников; 3. обосновать влияние эколого - краеведческого образования на качество знаний младших школьников. Методы исследования: теоретические - изучение и анализ педагогической, психологической, экологической литературы в рамках рассматриваемой проблемы; эмпирические - педагогическое наблюдение учебного процесса; педагогический эксперимент, обработка результатов исследования. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты способствуют решению актуальной научной проблемы - повышению эффективности процесса экологического образования в начальной школе с учетом его краеведческой направленности. Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы в системе эколого-краеведческого образования в начальной школе при изучении предметов как естественно - научного так и гуманитарного цикла. База исследования: МОУ СОШ № 8 г. Комсомольска-на-Амуре. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (64 источника), приложений (5). Глава 1 Теоретические основы использования краеведения в экологическом образовании младших школьников 1.1 Понятие и сущность экологического образования младших школьников Под эколого - краеведческим образованием мы понимаем систему экологических знаний с краеведческой направленностью, поэтому в данной главе мы рассматриваем понятие «экологическое образование»; проблему изучения экологии и краеведения в начальной школе; анализируем программы по естественно - научному циклу и ХКК ГОСТ «естественно - научного цикла». Одним из важных направлений, связанных с решением экологических проблем на современном этапе является экологическое образование и воспитание подрастающего поколения. Экологическое образование и в мире, и в России считается сегодня приоритетным направлением обучения и воспитания учащихся общеобразовательных школ. Конференция ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 году, обсуждавшая проблемы окружающей среды и развития образования, в своих документах и решениях также подчеркнула огромное значение экологического образования в реализации стратегии выживания и устойчивого развития человечества. Ученые-педагоги уделяют большое внимание проблеме экологического образования и воспитания школьников. Её методологические и теоретические основы раскрыты в трудах Н.Ф. Виноградовой, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, Е.М. Кудрявцевой, Т.В. Кучер, Б.Т. Лихачева, В.В. Николиной, Л.П. Салеевой, А.П. Сидельковского, И.Т. Суравегиной, Л.В. Тарасова, С.В Алексеева, Л.Д. Бобылевой, Л.П. Буевой, Н.В. Добрецовой, Н.Ф. Винокуровой, В.Б. Калинина, В.А. Кобьшанского, Т.В. Кучер, О.Г Максимовой, Н.М. Матвеева, В.М. Минаевой, Н.Л. Панченко, Симоновой, С.И. Фоминой, И.В. Цветковой и др. Учеными обоснована актуальность и взаимосвязь экологического образования и воспитания, раскрыта их сущность, задачи, содержание, принципы, формы и методы работы; дан анализ состояния, охарактеризован механизм разработанности тех или иных аспектов проблемы и т.д. Вместе с тем следует отметить, что соотношение понятий «экологическое образование» и «экологическое воспитание» до сих пор остается в педагогике дискуссионной проблемой. Большинство ученых-педагогов (А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Л.П. Салеева, И.Т. Суравегина и др.) рассматривают «экологическое образование» как целенаправленное воздействие на личность с целью формирования ее мировоззрения, осознанного отношения к окружающему, вооружение ребенка экологическими знаниями, умениями, навыками. По их мнению, экологическое образование определяется такими понятиями, как «сознание -- мышление -- знание -- деятельность»; экологическое воспитание же оперирует такими терминами как «ценности -- отношение - поведение» [20,10-12]. Согласно Концепции общего экологического образования экологическое образование - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение человека к окружающей социально-природной среде [46]. (Приложение 1) Школьное экологическое образование как важное звено в общей системе образования призвано обеспечить достижение целей обучения, направленных, в частности, на: - формирование экологически грамотных людей, понимающих биологические закономерности, связи между живыми организмами, их эволюцию, причины их видового разнообразия; - установление гармоничных отношений с природой, обществом, самим собой, со всем живым как главной ценностью на Земле. То есть экологическое образование должно представлять целостную систему, охватывающую всю жизнь человека. Оно также ставит своей целью формирование мировоззрения, основанного на представлении о единстве с природой. Петросова, Голов, Сивоглазов выделяют следующие аспекты экологического образования: * Знание экологических проблем и способов их разрешения; * Развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке, улучшению состояния окружающей среды; * Воспитание ценностных ориентаций экологического характера; * Формирование мотивов, потребностей, привычек и целесообразного поведения и деятельности, способности научных и нравственных суждений по экологическим вопросам; * Стремление к активной практической деятельности по охране окружающей среды. [26] Высшей и конечной целью экологического образования и воспитания считается формирование эксцентрического типа экологического сознания, так как только сознание определяет поведенческие реакции человека, его поступки, выражающиеся в экологической культуре. В настоящее время в педагогической науке ведется интенсивный поиск путей и средств совершенствования экологического образования. По мнению современных педагогов-экологов И.Д. Зверева, А.Н. Захлебного, И.Т. Суравегиной, А.П. Сидельковского содержание экологического образования представляет собой совокупность межпредметно-экологических идей, научных экологических и нравственно-экологических знаний (понятий, представлений, фактов), интеллектуальных и практических умений и навыков, социально выработанного опыта творческой деятельности, подлежащих усвоению учащимися в процессе формирования у них ответственного отношения к природе [26]. Содержание экологического образования системно-детерминировано и определяется многими социально-экономическими и психолого-педагогическими факторами и условиями, важнейшими среди которых являются следующие: - заинтересованность общества в сохранении экологически чистой среды существования; - потребность общества в экологически грамотных гражданах; - состояние и достижения экологической науки; - психологические закономерности умственной деятельности школьников; - психолого-возрастные и познавательные особенности учащихся; - общее состояние и тенденции развития общеобразовательной школы и общества в целом [29]. Содержание экологического образования представляет собой динамичное, постоянно развивающееся явление. Конструирование и непрерывное совершенствование содержания образования есть проблема непреходящей социально-педагогической значимости [33]. Существуют основные тенденции развития теории и практики экологического образования школьников: 1 повышение роли экологического образования в решении современных экологических проблем, а также в целостном процессе формирования личности учащегося третьего тысячелетия; 2 активизация международного сотрудничества в сфере экологического воспитания молодежи и образования в области окружающей природной среды; 3 обеспечение органического единства обучения, внеклассной воспитательной работы, общественно-полезной деятельности учащихся по исследованию и охране окружающей природной среды; 4 перенос «центра тяжести» эколого-образовательной работы с внеклассных мероприятий на учебный процесс; 5 использование в процессе экологического образования элементов системного подхода, методов моделирования и историзма; 6 усиление ценностных аспектов содержания экологического образования; 7 экологизация учебного содержания предметов гуманитарного и естественнонаучного циклов; 8 введение в учебные планы общеобразовательных школ специальных курсов экологического содержания; 9 дифференциация и индивидуализация эколого-воспитательных воздействий на личность; 10 учет в процессе формирования у школьников ответственного отношения к природе, психолого-возрастных и индивидуальных особенностей личности, а также специфики ее реального отношения к природе; 11 внедрение в практику общеобразовательных школ новых форм экологического образования учащихся (межпредметные уроки, ролевые и сюжетные игры, приемы имитации и игрового моделирования, ученические конференции, походы-экспедиции по исследованию и охране природы родного края, ролевые практикумы). Прогрессивный и долговременный характер вышеуказанных тенденций, являющихся, несомненно, появлением определенных закономерностей, необходимо учитывать при конструировании системы психолого-педагогических путей, средств и условий совершенствования экологического образования учащихся начальной школы [32]. С точки зрения авторов: И.Д. Зверева, А.Н. Захлебного, И.Т. Суравегиной, А.П .Сидельковского, И.Т.Барановой содержанию экологического образования принадлежит центральная роль в процессе формирования у личности ответственного отношения к окружающей среде [37]. Оно во многом определяется тем, насколько глубоко нормативно-ценностные аспекты мировоззренческого понятия природы взаимодействуют с системой его доминирующих ценностей. В целом уровень ответственного отношения школьника к окружающей среде определяется тем, насколько доминирующие в обществе ценности, социально - значимые нормы и правила отношения к природе, внешне заданный экологический идеал будут восприняты данным школьником как личностно значимые. При этом «перевод» внешне заданных норм и правил во внутренний план личности определяется целым рядом факторов и условий, важными среди которых являются: - реальное включение школьника в систему общественных отношений; - активность самого школьника; - эмоционально-волевые и другие индивидуальные особенности этой личности. При этом формы, методы и приемы экологического образования школьников должны быть направлены, прежде всего, на «перевод» во внутренний мировоззренческий план личности социальных экологических ориентиров: знаний, умений, навыков, ценностных ориентаций и идеалов, принципов и правил отношений к окружающей природной среде [41]. И.Т. Суравегина предлагает вместо термина «ответственное отношение к окружающей среде» использовать более краткий термин «экологическая ответственность», который, по ее мнению, вбирает в себя все существенные признаки понятия ответственности как социальной, так и моральной категории. Она также считает, что экологическая ответственность является сложной чертой личности, которая не может быть сформирована в рамках одного или даже нескольких учебных предметов, но предлагает объединение потенциальных возможностей всех школьных предметов [50]. В научной педагогической литературе отмечается, что отношение личности к окружающей среде имеет три аспекта: · первый аспект выражает отношение к природе как к всеобщему условию и предпосылке материального производства, как к объекту и предмету труда, как к естественной среде жизнедеятельности человека; · второй - отношение к собственным природным данным, к своему организму, который объективно включен в систему экологических взаимодействий; · третий - представляет отношение людей к деятельности, связанной с изучением и охраной природной среды [39,30]. В целевой установке экологического образования отмечена и такая специфическая особенность - неразрывное единство чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека как важное условие становления у детей элементов экологической культуры. Это сложный процесс, требующий решения следующих задач: · обучение - формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека; системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения; · воспитание потребностей (мотивов, побуждений), направленных на реализацию здорового образа жизни и улучшение состояния окружающей среды; · развитие интеллектуальной сферы - способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций; эмоциональной сферы - эстетического восприятия и оценки состояния окружающей среды; волевой сферы - уверенности в возможности решить экологические проблемы; стремления распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды [46]. Эти задачи, очерченные в Концепции общего среднего экологического образования, приемлемы для всех возрастных этапов школьного обучения с обязательным учетом возрастных особенностей [46]. Впервые в мир знаний о природе дети попадают в начальной школе. Как дальше они будут относится к природе во многом будет зависеть от того, насколько они осознают ценность природы в жизни человека, многообразные связи его с природной средой, насколько глубоко воспитаны в них эстетические и нравственные отношения к природным объектам. Успешность экологического образования на начальном этапе во многом определяется возможностями использования в воспитательной работе природного окружения. Осознание окружающей природы как ценности особого рода, обладающей способностью жизнеобеспечения, эстетическими, практическими и др. качествами, происходит на основе развертывания знаний о мире природы и об окружающей среде в целом Довольно частое посещение природных объектов позволяет младшим школьникам визуально, без разъяснений со стороны учителя зафиксировать те нежелательные преобразования, которые происходят в природе. Для детей становятся очевидными огромные масштабы разрушений окружающей среды, и неадекватность мер, принимаемых для восстановления разрушенного. Возникающее при этом чувство переживания за судьбу окружающей природы создает нужный фон для развития ответственного к ней отношения, признаваемого в качестве одной из задач экологического образования. Таким образом, Концепция общего экологического образования рассматривает его как «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентации, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью [46]. Главная ценность экологического образования как составной части естественно - научного - это воспитание личности, воплотившей в себе достижения мировой экологической культуры. При этом само экологическое образование выступает как развитие личности через приобщение к мировой экологической культуре, в том числе культуре сохранения и поддержания здоровья. В качестве основных критериев экологической образованности, на наш взгляд, являются следующие проявления нравственно-экологической позиции личности: · усвоение норм и правил взаимодействия с окружающим миром; · наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на их практическое применение; · проявление эстетических чувств, умения и потребность видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности; · потребность в общении с живой природой; сопереживание; бережное отношение ко всему окружающему; · проявление инициативы в решении экологических проблем. Критерием эффективности экологического образования и воспитания могут служить как система знаний на глобальном, региональном, локальном уровнях, так и реальное улучшение окружающей среды своей местности, достигнутое усилиями школьников. Исходя из выше сказанного, «экологическое образование» - это непрерывный, динамичный, постоянно развивающийся процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, умений и навыков, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально - природной сфере и здоровью. 1.2 Место школьного краеведения в системе экологического образования учащихся начальных классов Экологическая грамотность школьников невозможна без глубокого знания природы родного края. Поэтому учителя максимально используют возможности краеведческого подхода в обучении. Однако это возможно лишь в том случае, когда учитель сам прекрасно разбирается в природе родного края. Начальная школа - важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры. В период перехода на новые учебные планы и программы, особое значение приобретают вопросы гармонизации взаимоотношений общества с окружающей средой, становления и формирования ответственного отношения к ней. Фундамент ответственного отношения к окружающей среде закладывается в начальной школе, поэтому успех эколого - краеведческого образования во многом зависит от первого этапа обучения школьников. Разработка новых учебных программ проводится с учетом отражения в них всех аспектов содержания современного образования: - научно-познавательного; - ценностного; - нормативного; - практически - деятельностного. Следует учитывать, что организация практической деятельности в младшем школьном возрасте имеет свои особенности: детей надо учить, что и как делать [46]. Эколого - краеведческое образование возможно лишь при условии, если содержание учебных предметов способствует развитию экологически ценностных ориентаций, т. е. позволяет осознать необходимость сохранения всего многообразия жизни; раскрывает сущность происходящих экологических катаклизмов; помогает понять современные проблемы экологии, осознать их актуальность и вызвать стремление к личному участию в преодолении экологического кризиса, в решении экологических проблем. Задача школы - дать необходимую базовую подготовку, быть стартовой площадкой для дальнейшего профессионально-ориентированного экологического образования. В решении задач эколого - краеведческого образования учащихся начальной школы важное место занимает краеведческий подход, предполагающий комплексное изучение природы родного края. Выяснение роли школьной краеведческой работы в общей системе воспитания, в практике учебно-воспитательной работы образовательного учреждения позволяет рассматривать школьное краеведение как систему, представляющую комплекс элементов, находящихся в определенных организационно-методических взаимосвязях и взаимоотношениях. Школьная краеведческая работа активизирует весь учебный процесс в школе, а сам характер краеведческой деятельности дисциплинирует учащихся, сплачивает их в дружный коллектив и позволяет удовлетворить индивидуальные запросы и интересы каждого школьника, а также помогает учителям осуществить системный личностно-ориентированный подход в воспитании. А.Е. Тихоновой, автор эколого - краеведческой программы «Твой родной край» считает, что наилучшим временем для изучения сведений о своем родном крае - возраст 9-11 лет и экологическое образование младших школьников на основе краеведческой работы имеет свою возрастную специфику, основными особенностями которой являются следующие: - благоприятные возрастные особенности детей начальной школы для экологических воздействий, (как со стороны природных, так и социальных факторов)- наличие у младших школьников ярко выраженной готовности к осознанному построению своих взаимоотношений с окружающей средой; - эмоционально-личностная предрасположенность детей этого возраста к участию в природоохранной деятельности, готовность (пока на бессознательном уровне) прийти на помощь людям и представителям растительного и животного мира; - психофизиологическая закономерность перехода процесса познания окружающего мира от «простого наблюдения» к «наблюдению-анализу» и активное участие на этой основе в созидательной природоохранной; деятельности взрослых и др.) Для получения наилучших результатов по экологическому образованию учащихся начальной школы целесообразно включать их в разнообразные виды эколого-краеведческой деятельности: познавательную, коммуникативную, ценностно-ориентационную, художественно-эстетическую, трудовую природоохранную. Основными формами работы по эколого - краеведческому образованию младших школьников с использованием краеведческого материала являются: урок, факультатив, экскурсии, туристические походы, беседы, игры, исследовательские проекты, индивидуальные учебные задания, конкурсы, ОКТД, праздники, викторины и др. Среди разнообразных методов обучения успешно могут быть использованы такие, как наблюдение, «мозговой штурм», ролевые игры, обсуждение, педагогические ситуации, пример, упражнение, рефлексия, эмпатия и др. К наиболее результативным средствам эколого - краеведческого образования учащихся следует отнести, прежде всего, этнопедагогические средства (сказки, мифы, народные приметы, пословицы, и т.д.), окружающую природную среду, наглядный и дидактический материал, оборудование для исследовательских работ, краеведческую и учебную литературу, произведения изобразительного искусства и др. Основными и достаточными для совершенствования экологического образования младших школьников на основе краеведческой работы являются следующие педагогические условия: · - четкая организация и сплочение детского коллектива на основе совместной деятельности учащихся; · - сочетание учебной и внеклассной работы по экологическому воспитанию школьников; · - экологическая культура учителя; · - использование возможностей семьи в формировании у детей бережного отношения к природе; · - усиление практической направленности природоохранной деятельности младших школьников; · - совокупность учебных заданий краеведческого характера; · - оптимальное сочетание традиционных и нетрадиционных форм и методов обучения. Результатом краеведческого подхода в эколого-краеведческом образовании младших школьников является осознание детьми разнообразия связей между живой и неживой природой, между живыми организмами, обитающими в своем крае, многопланового значения природы, потребность общения с родной природой, бережное отношение к живому. Комплексный характер взаимодействия человека с природой в условиях родного края и возникающих при этом экологических проблем определяют объекты эколого-краеведческой работы со школьниками. К ним относятся: природа, хозяйство, население, история, искусство края, рассматриваемые с точки зрения взаимодействия общества и природы. Здесь важно показать их разнообразие, а это, в свою очередь, оживит эколого-краеведческую работу с учениками начальной школы, обеспечит комплексный подход в деле. Т.А. Бабакова считает, что школьное краеведение имеет две взаимосвязанные стороны -- краепознание и краестроительство (последнее, к сожалению, часто упускается). При проведении эколого-краеведческой работы необходимо помнить оба эти условия, так как только в процессе практической деятельности по сохранению и улучшению окружающей Среды формируется бережное отношение, а затем и ответственное отношение к природе.[6,16-17] Взаимосвязь двух сторон краеведения осуществляется при организации различных видов деятельности учащихся -- познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной, художественно-эстетитечской, трудовой -- в их совокупности. Например, Т.А. Бабакова рекомендует познавательную деятельность связывать с приобретением и совершенствованием знаний, получаемых учащимися от учителей в виде информации, выполнение опытов и наблюдений, чтение краеведческой литературы, выполнение заданий учителя на применение знаний. Ценностно-ориентационная деятельность направлена на осознание учениками многостороннего значения природы для населения края и необходимости в связи с этим сохранения и улучшения природной среды. При этом природные объекты оцениваются с точки зрения для природы человека. Данный вид деятельности связан с анализом значения (оценкой) изучаемых объектов и обоснованием своей точки зрения.[6] Художественно-эстетическая деятельность заключается в восприятии эстетических свойств природных объектов и произведений искусства (изобразительного, музыкального, литературного, декоративно-прикладного, зодчества, устного народного творчества: выполнение рисунков, плакатов, сочинений, посвященных природе родного края и отдельным ее объектам; сочинение и оформление экологических сказок; участие в подготовке спектаклей экологического содержания; изготовление поделок из природного материала и др. Трудовая природоохранная деятельность связана с сохранением и улучшением окружающей среды, благоустройством: озеленение класса и разведение комнатных растений, уход за ними, уборка территории школы, перекопка газонов, посев семян цветочных и древесно-кустарниковых пород, уход за растениями на пришкольном участке (полив, прополка, сбор насекомых-вредителей), очистка родников и т.п. Включение учеников в различные виды деятельности в процессе эколого-краеведческой работы соответствует деятельностно - личностному подходу в образовании и воспитании. Осознание специфики каждого вида деятельности и их взаимосвязи позволяют учителю более эффективно осуществлять эколого-краеведческую работу с учащимися. Эколого - краеведческое образование школьников может быть высокоэффективным только тогда, когда различные аспекты его содержания раскрываются во взаимодействии всех школьных дисциплин - как естественно - научных, так и гуманитарных. В рамках каждого учебного предмета, рассматривается та экологическая проблематика, которая вытекает из содержания данного предмета и его специфики [12]. Каждый учебный предмет вносит определенный вклад в формирование экологической культуры. Школа, использующая в своей работе региональный компонент, является естественной лабораторией для экологического образования. Места, в которых мы живем, богаты историческими и этнографическими памятниками, флора и фауна помогают развернуть с детьми внеурочную краеведческую и экологическую работу, провести наблюдения. Задача учителей начальных классов донести до ума и сердец младших школьников то, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья природы и человека. 1.3 Особенности краеведческого компонента в программах экологического образования младших школьников. Проанализируем особенности рассмотрения краеведческого компонента в некоторых программах экологического образования младших школьников. Все программы придерживаются следующих функций: Образовательная - формирование разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарная ориентировка в доступных естественно - научных, обществоведческих и исторических понятиях. Развивающая - осознание отдельных доступных связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника. Воспитывающая-социализация ребенка, принятие им законов существования в среде обитания, воспитание эмоционального взгляда на мир, формирование в единстве этических и эстетических чувств. В основе построения курса лежит принцип "позитивного педоцентризма", т.е. отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, максимальный учет его психологических особенностей и возможностей, снятие авторитарного и установление демократического способа взаимодействия между учителем и учеником. Факультативный курс "Введение в народоведение" автор М.Ю. Новицкая. Курс имеет познавательное и воспитательное значение, так как показывает нравственное и эстетическое богатство традиционной культуры. Место курса - в образовательном компоненте "Окружающий мир", с учетом часов национально-регионального компонента и интеграцией в уроки чтения, письма, развития речи, музыки, искусства и труда. Разные виды народного творчества (устно-поэтическое, музыкально-песенное, хореографическое, изобразительно-прикладное) должны быть осмыслены в процессе преподавания этой дисциплины. Во время работы над курсом, разработанным на материале традиционной русской культуры, перед детьми раскрывается система миропонимания, выработанная нашими предками по трем основным параметрам человеческой жизни: "Человек и его взаимоотношения с природой", "Человек и его семья", "Человек и история его народа" проблемы разработаны на материале традиционной русской культуры. В центре каждой из трех стоит человек: именно с этой позиции нужно увидеть природу, семью, историю народа как условия, в которых складывается и осуществляет свою жизненную цель каждая конкретная личность. "Зеленый дом" (система учебных курсов с экологической направленностью). Автор А.А. Плешаков. 1. Мир вокруг нас (1-2 класс). 2. Природоведение (3-4 класс). 3. Экология для младших школьников (3 класс, факультативный курс). 4. Планета загадок (4 класс, факультативный курс). Приоритетной задачей курса является формирование в сознании учащихся единого, ценностно окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматривается в их неразрывном, органичном единстве. Это позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения начать формирование у детей целостного представления об окружающем мире, о месте в нем человека. В курсе раскрываются доступные пониманию учащихся взаимосвязи, существующие в природе и общественной жизни. Учебный курс "Природа и люди" автор З. А. Клепинина. Курс представляет единую систему, состоящую из двух подсистем. Подсистема " Я и мир вокруг" является пропедевтической ко второй подсистеме "Природоведение", а также к курсу " Введение в историю", который изучается с 3 класса. Каждая тема- " Мир людей", "Мир природы", "Здоровье" - повторяется с последовательным усложнением в 1 и 2 классах. В теме "Природа родного края" продолжается изучение природы своего края. В 3 классе учащиеся знакомятся с природой местности, где живут, то в 4 классе изучают природу своей области, узнают название административного центра, учатся находить его на карте края и России. Природа нашего края (9 часов). Тема предусматривает и практические работы, экскурсии. Учебный курс "Окружающий мир" авторы Н.Ф. Виноградова, Г.Г. Ивченкова, И.В.Потапов. Особое значение этого интегрированного предмета в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней. Формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе " человек-природа-общество", воспитание правильного отношения к среде обитания и правильного поведения в ней. Учебный курс " Окружающий мир" авторы О.Т. Поглазова, В.Д. Шилина. Содержание данного курса предусматривает несколько уровней интеграции знаний. При решении задач обучения, воспитания и развития учащихся акцент делается на задаче развития: знания и умения являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сфер учащихся, их творческих способностей. Изучение окружающего мира формирует мировоззрение ученика по трем стержневым линиям: окружающий мир многогранен, интересен и все время изменяется - наблюдай и познавай его, интересуйся тем, каким он был, опыт человечества и твоих предков богат и пригодится тебе в жизни - уважай и изучай его, природа жизненно необходима тебе и ранима - знай об этом и береги ее красоту и гармонию. Учебный курс " Мир и человек" авторы А.А. Вахрушев, А.С.Раутиан. Основная задача курса " Мир и человек"- воспитание человека, осознающего свое место и место человечества в окружающем мире. Смысл сообщения картины мира- при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным участником жизни. Изложение сравнительно полной картины мира позволит придать творческий исследовательский характер процессу изучения предмета, заставляя учащихся задавать новые и новые вопросы, уточняющие и помогающие осмыслить их опыт. В 1 и 2 классах в инвариантной части Базисного учебного плана на федеральный и региональный компонент «Окружающий мир» (естествознание и обществознание) отводится по 1 ч. в неделю. В этих классах данный образовательный компонент дается интегрированно без деления на предметы и у разных авторов называется по-разному. Например: «Окружающий мир» (авт. Н.Ф. Виноградова) или «Я и мир вокруг» (авт. З.А. Клепинина), или «Мир вокруг нас» (авт. Л.А. Плешаков). В 3 и 4 классах на изучение образовательного компонента «Окружающий мир» в инвариантной части Базисного учебного плана выделяется по 2 часа в неделю (1 час - естествознание, 1 час - обществознание). Этот компонент может быть представлен в двух вариантах: интегрированным курсом, объединяющим знание о природе, обществе, человеке (например, «Окружающий мир» (авт. Н.Ф. Виноградова) или «Природоведение» (авт. А.А. Плешаков) и «Введение в историю» (авт. Е.В. Саплина, А.И. Саплин). При анализе данных программ, видно отсутствие часов по изучению края, локальных местностей, за исключением программного курса "Природа и люди" автор З. А. Клепинина (Природа нашего края (9 часов)) и Окружающий мир" авторы О.Т. Поглазова, В.Д. Шилина (4 класс - из прошлого в будущее родного края (4 часа)). Но данного количества часов не достаточно для формирования знаний и умений по эколого - краеведческому образованию. В федеральном компоненте государственного стандарта общего образования рассмотрены требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу в результате изучения окружающего мира. (Приложение 1) При анализе требований к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу в результате изучения окружающего мира, мы видим, что существует только два высказывания: ученик должен знать / понимать: · название региона, в котором живут учащиеся, родного города; · удовлетворять познавательные интересы через поиск дополнительной информации о родном крае. В школах края обучение естествознанию ведется в основном по книгам, таблицам и гербариям Европейской части России. Флора и фауна Дальнего Востока во многом не соответствует по зональным условиям районам Европейской части России, как по видовому составу, так и по распределению его в сообществах. Поэтому такое большое значение имеет, введение естественнонаучных учебных курсов на краеведческой основе. Такие курсы разработаны и внедряются в школах Хабаровского края. Они дополняют различные образовательные области и должны выполнять интегративную функцию, давать основы знаний о природе своего края и закономерностях ее функционирования; способствовать общему развитию ребенка этого возраста; решать целый ряд задач воспитательного характера. В Хабаровском крае комитетом общего образования рекомендованы такие курсы, как «Природа и человек» - тетради на печатной основе для 1 и 2 классов, «Твой родной край» - учебное пособие для 3 и 4 класса, «Программы регионального курса для младших школьников «Твой родной край»» (авторы: А.Е. Тихонова, Л.А. Востриков.) Программа содержит несколько крупных блоков краеведческого материала, объединенных между собой единой целью. Цель данного эколого - краеведческого курса логически включается в общую структуру целей образования начальной школы. Эта программа конструировалась с учетом ряда принципов. Кроме таких общедидактических принципов как «научность и доступность», «систематичность и последовательность» учитывается принцип «краеведения» - лег в основу отбора учебного материала, он позволяет познакомить младших школьников с природой родного края и экологическими проблемами на локальном уровне; принцип «сезонности» в этом курсе помогает решить вопрос последовательности развертывания учебного материала и сближает данный региональный курс с курсом естествознания, принцип «единства логического и эмоционально - чувственного познания» - позволяет максимально учесть психологические особенности детей младшего школьного возраста и осуществить взаимосвязь между естественно - научным курсом и предметами гуманитарного и эстетического цикла. Имеются учебно-методические комплекты, ориентирующие преподавателей начальных классов на овладение эколого-краеведческими материалами, направленными на реализацию регионального компонента образования, поэтому при составлении календарно - тематических планов учителям рекомендуется в содержание федеральной программы параллельно «вкрапливать» материал из «Программы регионального курса для младших, школьников «Твой родной край». Существует дополнительные краевые требования к стандарту (ХКК ГОС от 03.01.03-96) Образовательной области «Общественные и естественные дисциплины» в начальной школе определяют обязательный минимум содержания обучения, отражающий специфику географического положения Хабаровского края, природных и социальных явлений, проблемы экологии, транспорта, специализированных типов производства Хабаровского края, вопросы развития биологических систем Хабаровского края. Реализация настоящих требований Хабаровского компонента государственного образовательного стандарта направлена на создание условий для осознанного самоопределения учащихся учреждений начального образования края в мире общечеловеческих, общероссийских и собственно регионально- территориальных (краевых) проблем и обеспечения возможности практического (деятельностного) включения в их решение. На основе требования настоящего документа совет образовательного принимает решение о внесении дополнений и изменений в учебной программе тех дисциплин, которые наполняют соответствующую образовательную область. Глубина и широта раскрытия содержания находится в компетенции самого образовательного учреждения при безусловном выполнении требований Хабаровского краевого компонента государственного образовательного стандарта (ХКК ГОС). В ХКК ГОС просматривается базовые инвариативные уровни предъявления учебного материала начального образования по содержательным линиям: · « Человек- природа»- природные явления и наблюдения за ними; многообразие живой и неживой природы своей местности; человек и окружающая среда; ориентирование на местности. · «Человек- общество- человек» Здесь так же существуют дополнительные требования к обязательному уровню подготовки учащихся начального общего образования Хабаровского края. (Приложение 2.) Однако эколого - краеведческое образование просматривается не только в урочной, но и внеурочной деятельности. В современной учебно - методической литературе за последние года появились и новые методические разработки, где рекомендуется с целью регионализации образования создавать не только учебные, но и факультативные курсы для младших школьников (авт. А.А. Плешаков). С ориентацией на эту идею разработаны программы факультативных курсов «Кедрово-широколиственный лес - уникальное природное сообщество» (авт. Н.В. Донских, Комсомольск - на - Амуре, 2000), «Учите любить родную землю» (авт. А.Е. Тихонова, Хабаровск, 1996), которые полностью основаны на краеведческом материале. В конце каждой темы программ факультативов указаны формы, методы и приемы изучения материала: экскурсии, практические работы, наблюдения, дискуссии, экологическое моделирование, прогнозирование и др. В помощь учителям издано пособие «Использование местного материала на уроках природоведения в условиях Приамурья» (авт. Е.П. Никишина, Комсомольск - на - Амуре, 1994), в котором дается описание методики использования местного материала на уроках естественных дисциплин в начальной школе в условиях Приамурья, содержится характеристика живой и неживой природы указанного региона. Подобран материал и задания для самостоятельной работы учащихся во время экскурсий. Таким образом, все выше предложенные учебные и факультативные курсы помогут педагогу обеспечить полноценное эколого-краеведческое образование младших школьников. Современные педагоги считают, что ориентир на развитие осознания уникальной ценности своего региона, как части общечеловеческого достояния, поможет сформировать у школьников ответственное отношение к природе, к окружающей среде в целом и к своим поступкам в общении с ней. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками придает сегодня инновационный характер образованию в области окружающей среды. Одна из стержневых задач эколого - краеведческого образования - знакомство детей с проблемами разумного использования природных ресурсов своего края. Глава 2. Эмпирическое исследование эффективности экологического образования младших школьников на основе школьной краеведческой работы. 2.1 Констатирующий этап проведения исследования Для определения уровня экологического образования младших школьников на основе школьной краеведческой работы, нами был проведен констатирующий этап исследования. В исследовании приняло участие 2 группы младших школьников: экспериментальная (3 «А» класс, 27 чел., педагог Недбайлова Е.В.), контрольная (3 «Б» класс, 26 чел., педагог Стаценко И.А.). База исследования: МОУ СОШ № 8 города Комсомольска - на - Амуре. На данном этапе исследования мы использовали метод анкетирования в сочетании с методом интервью. Для исследования мы использовали диагностику О.Ю. Тимофеевой, кандидата педагогических наук, согласно которому детям предлагались определенные задания по показателям. (Приложение 3.) Перечисленные показатели объединены в три уровня экологического образования: высокий уровень: ь учащиеся имеют глубокие и системные знания о природе и, главным образом, о взаимосвязях в ней; ь наличие развитых экологических убеждений, широкий круг экологических природоохранных умений; ь понимание детьми многообразной ценности природы; ь дети проявляют устойчивый интерес к вопросам экологии (читают соответствующую литературу, смотрят телепрограммы о природе и т.д.); ь дети проявляют инициативу и творчество в природоохранной деятельности; ь ребенок стремится внести свой вклад в дело защиты и охраны природы; средний уровень: ь недостаточно систематичные и глубокие знания; ь наличие у детей некоторого арсенала природоохранных умений; ь наличие у детей понимания ценности природы; ь интерес к вопросам экологии через прочтение соответствующей литературы, просмотра телепрограмм о природе и т.д. носит неустойчивый характер; ь дети участвуют в природоохранной деятельности, но недостаточно осознают ее значимость; ь наличие у учащихся определенных экологических убеждений; низкий уровень: ь низкая степень осознания важности экологических проблем; ь отсутствие экологических умений и навыков; ь потребительское отношение к природе; ь отсутствие интереса к экологическим вопросам; ь нежелание детей участвовать в природоохранной деятельности; ь низкая степень осознания важности экологических проблем. По ним и оцениваются ответы учащихся. Таблица 2.1 Результаты изучения уровня экологического образования младших школьников на основе школьной краеведческой работы (констатирующий этап)
На основе полученных данных построим гистограмму, позволяющую наглядно увидеть уровень экологического образования младших школьников на основе школьной краеведческой работы на данном этапе эксперимента (Рис.2.1) Рисунок 2.1 Уровень экологического образования младших школьников на основе школьной краеведческой работы Анализируя результаты анкетирования, следует отметить, что результаты в обоих классах не особенно различаются: основная масса детей младшего школьного возраста имеет средний уровень экологического образования: 3 «А» -59,3% (16 учащихся), 3 « Б»-50% (13 учащихся), но низкий уровень экологического образования в обоих классах довольно высокий: 3 «А» - 37 % (10 учащихся), 3 «Б» класс - 42,4 % (11 учащихся), а высокий уровень - низкий: 3 «А» класс 3,7 % (1 учащийся), 3»Б» класс -7,6% (2учащихся). Таким образом, по ответам детей мы видим, что: школьники любят бывать на природе; знают правила поведения в природе, необходимость ее охраны, но не всегда выполняют их; не всегда относятся ответственно к природе. Настораживает тот факт, что дети не особенно любят читать об окружающей природе. Анализ полученных данных убедил нас в том, что уровень экологического образования младших школьников на основе школьной краеведческой работы у данных групп детей не достаточно высок. В связи с этим, нами было сделано предположение о том, что целенаправленная систематическая работа среди младших школьников по эколого-краеведческому образованию с использованием регионального компонента может повысить его эффективность. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |