|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Естествознание как средство эстетического воспитания в младших классахЕстествознание как средство эстетического воспитания в младших классах2 План Введение 3 1. Современные подходы к уроку естествознания в младших классах 5 2. Эстетическое воспитание школьников в целостном учебно-воспитательном процессе 12 2.1 Сущность и функции эстетического сознания 12 2.2 Сущность, задачи, система эстетического воспитания 16 2.3 Эстетическое воспитание на уроках природоведения 22 3. Анализ урока по природоведению 31 Заключение 43 Литература 44 Введение Ситуация переходного периода развития общества, обостряющая процессы поиска человеком смысла существования и своего места в мире приводит к необходимости гуманизации образования и предпочтения ценностей художественно - эстетического развития личности. Однако на практике в современной начальной школе (в том числе и национальной) все еще наблюдается явный приоритет интеллектуального развития над эмоциональным в ущерб последнему и, в конечном итоге, в ущерб развитию личности ребенка в целом. Необходимыми условиями формирования современного гармонически развитого человека являются богатство его внутренней духовной культуры, интеллектуальная свобода, высокий нравственный потенциал, хороший эстетический вкус, толерантность в межличностном, межнациональном и социальном общении. Основными задачами национальной школы на современном этапе являются формирование духовной сферы личности обучаемых, воспитание ее нравственных и эстетических качеств с учетом общечеловеческого, конкретно - исторического и национального. Развитие этих качеств невозможно без создания эффективной системы обучения и воспитания. В этой связи актуализируется поиск новых подходов к организации обучения и воспитания в школе, в частности, реализации воспитывающей функции обучения. На наш взгляд, именно интегративный подход позволяет в определенной мере решить проблему обучения и воспитания учащихся начальной национальной школы. Высоким потенциалом эстетического воспитания обладают уроки по естествознанию, в ходе которых учащиеся соприкасаются с красотой природы, учатся понимать и хранить. Цель работы: раскрыть возможности естествознания как средство эстетического воспитания в младших классах Задачи работы: Охарактеризовать урок естествознания в современной начальной школе Выявить основные цели, задачи и средства эстетического воспитания. Проанализировать возможности эстетического воспитания в ходе изучения курса естествознания. Провести анализ урока по естествознанию, включающего в себя элементы эстетического воспитания. 1. Современные подходы к уроку естествознания в младших классах Основными признаками современного урока можно назвать следующие: 1. Урок должен быть направлен на выполнение социального заказа общества. 2. Вся деятельность учителя и ученика должна осуществляться с учетом новейших достижений психологии и педагогики. 3. Наличие многоплановых целей. 4. Постановка и решение познавательных, воспитательных и развивающих задач. 5. Деятельностный подход в обучении. 6. Изменение соотношения функций учителя и учащихся в учебном процессе. 7. Активизация познавательной деятельности учащихся, развитие их инициативы и творчества. 8. Оптимизация содержания обучения. 9. Комплексный подход к организации учебного процесса. 10. Совершенная структура урока. 11. Соотношение рационального и эмоционального на уроке. 12. Единство формирования знаний, умений и навыков учащихся (практических, умственных, специальных и общих). 13. Вычленение учебных задач и создание на уроке разнообразных учебных ситуаций. 14. Оперативная обратная связь. 15. Высокий, но посильный темп урока. 16. Эмоциональный подъем на уроке. 17. Наличие НОТ учителя и учащихся. 18. Наличие благоприятного психологического микроклимата. Существуют разные подходы к определению типов учебных занятий [6, 48 - 53]. Не останавливаясь подробно на этих подходах, обратим лишь внимание на некоторые вопросы, возникающие при рассмотрении той или иной классификации. Так, в одной из классификаций предлагаются наряду с другими такие типы уроков, как урок самостоятельной работы, урок ТСО (технические средства обучения), урок практической работы. В этой связи возникает вопрос: самостоятельная работа может иметь разные цели и содержание и, соответственно, может быть связана с изучением нового материала, его закреплением, его обобщением и систематизацией, контролем качества состояния образовательной подготовки учащихся, но тогда не теряется ли качественная специфика урока данного типа? Аналогичный вопрос возникает и по поводу урока ТСО и урока практической работы. Представляется, что необходима такая классификация учебных занятий, которая реально бы отражала образовательные цели и обеспечивала оптимальное построение процесса обучения в связи с изучением той или иной темы. На наш взгляд, типологию учебных занятий можно построить исходя из известной всем структуры процесса усвоения учащимися знаний. Напомним содержание каждого звена усвоения и определим задачи учителя, решение которых обеспечивает эффективность учебного процесса. Восприятие -- предполагает отражение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений, действующих в этот момент на органы чувств. Восприятие предполагает сосредоточенность внимания учащихся на познавательном объекте. В восприятии важное значение имеет субъектный опыт школьников. Педагогические задачи учителя: -- актуализировать субъектный опыт учащихся; -- новый материал давать законченными в смысловом отношении частями, блоками; -- в новом материале обратить внимание учащихся на самое главное (выделить главное); -- повторить содержание основного блока. Осмысление -- предполагает понимание учащимися изучаемого содержания учебного материала. В процессе осмысления устанавливаются разнообразные связи между ранее изученным материалом и новым, выясняются причины изучаемых событий, мотивы отдельных поступков литературных героев и др. Педагогические задачи учителя: -- проанализировать с учащимися воспринятое; -- выделить алгоритм -- строгую логическую последовательность действий в определении сути изучаемого; -- дать возможность учащимся сформулировать существенные признаки нового самостоятельно, с учетом ориентации на определенные содержательные признаки; -- содействовать развитию у школьников умения анализировать, синтезировать, сравнивать, выделять главное в познавательных объектах; -- осуществить рефлексию познавательных действий школьников. Запоминание -- предполагает сохранение знаний в памяти учащихся. Известно, что можно понять то или иное явление, но через некоторое время уже испытывать затруднения в его объяснении. Поэтому так необходимо запоминание. -- выявить индивидуальные способы запоминания учащимися информации. Применение -- предполагает овладение школьниками умениями применять знания на практике. Педагогические задачи учителя: -- определить систему упражнений и заданий на применение учащимися полученных знаний в разнообразных ситуациях; -- обеспечить постепенное нарастание сложности в выполнении упражнений и заданий. -- использовать разнообразные индивидуальные дидактические карточки, обеспечивающие работу учащихся с разными познавательными стилями. Обобщение и систематизация -- предполагает сведение изученного в единую систему. Педагогические задачи учителя: -- связать полученные ранее знания с новым учебным материалом; -- обеспечить формулирование учащимися философских выводов; -- использовать классификационные и систематизирующие схемы и таблицы; Изучение логики различных типов учебных занятий позволяет утверждать, что все формы организации обучения, такие как лекция, консультация, зачет и т.п., а также так называемые нетрадиционные формы проведения (путешествие, концерт, литературная гостиная и др.), могут быть отнесены к тому или иному типу учебного занятия в зависимости от их образовательных целей (См. Приложение 1 табл. 1). Поэтому, указывая тип учебного занятия, следует определить и форму его проведения. Данные таблицы позволяют говорить о большом разнообразии форм организации образовательного процесса. В то же время каждая из названных форм в зависимости от предметных образовательных целей может быть отнесена к тому или иному выделенному нами типу учебного занятия. Так, если в качестве формы проведения учебного занятия первого типа избрана лекция, то ее логика соответствует логике учебного занятия данного типа. В случае же, если лекция проводится с целью обобщения и систематизации знаний школьников, ее логика совпадает с логикой учебного занятия по обобщению и систематизации. В результате рассмотрения типологии учебных занятий и логики каждого типа закономерно возникает вопрос: почему в этой типологии отсутствует комбинированное учебное занятие? На наш взгляд, каждый из представленных типов учебного занятия в своей основе является комбинированным, так как состоит из системы этапов. С другой стороны, безусловно, допускается комбинация, предполагающая соединение по образовательным целям двух или трех типов учебных занятий. В этой ситуации значимым является правильное с точки зрения дидактики соединение логики этих занятий. Иначе учебное занятие будет представлять собой всего лишь эклектическое соединение различных этапов урока, слабо связанных с его целями. Урок как форма организации учебной работы существует с XVII века, т. е. более 450 лет. Не удивительно, что многим кажется, будто урок существовал всегда. Что же такое «хороший урок»? И что собой представляет вообще современный урок естествознания? Каковы проблемы и особенности построения уроков естествознания в начальной школе? Каким быть уроку естествознания в современной адаптивной школе? Как сделать его уроком самостоятельности и творчества? В настоящее время школа повернулась к личности ученика, пытается создать условия для становления ее как субъекта собственной жизни. Попробуем проанализировать проблемы современного урока естествознания в начальной школе. Современные уроки естествознания. Их особенности: 1. Первая проблема -- формирование элементарной экологической культуры, осознания взаимодействий в системе «человек -- природа -- общество» и значения природы как условия жизни людей. 2. Реализация принципов научности и экологизации, а также краеведческого аспекта через региональный компонент. 3. Решение проблемы развития детей на уроках естествознания, которая заключается в организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроке. Моделирование объектов природы на деятельностной основе. 4. Использование воспитательного потенциала урока и в частности мировоззрения -- воспитание человека культуры, становление идей и основ экокультуры. 5. Проблема практической направленности обучения (проведение опытов, практических и лабораторных работ, наблюдений, экспериментов и экскурсионных занятий). Выделим особо ценные черты уроков естествознания. 1. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке, способствующей развитию важнейших психических процессов мышления, внимания, памяти, воображения, речи. 2. Использование творческих методов обучения (частично-поисковый, эвристический, проблемный). 3. Построение уроков естествознания на деятельностной основе, с использованием современных методов педагогического мастерства: моделирование учебного материала, активные формы обучения, личностно-ориентированный подход. 4. Активация личностных функций ребенка (мотивация, рефлексия, самоопределение, самоанализ и самооценка). 5. Реализация принципов научности и экологизации образования. 6. Формирование у учащихся единого ценностно-окрашенного образа мира как дома, собственного и общего для всех людей, для всего живого. 7. Использование различных источников знаний с опорой на наглядность (схемы, рисунки, таблицы, модели и т. д.). 8. Ярко выраженный развивающий характер, практическая направленность. При этом урок должен быть здоровьесберегающим, развивающим валеологические умения детей. Таким образом, цель уроков естествознания -- воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества. 2. Эстетическое воспитание школьников в целостном учебно-воспитательном процессе 2.1 Сущность и функции эстетического сознания В материальном мире постоянно совершается развитие вещей и явлении реального мира, взаимодействие и изменение соотношения их содержания и формы проявления. В.И. Ленин подчеркивал, что содержание всегда формовано, а форма -- содержательна. Материя в своем формообразовании проходит стадии: гармонического единства и целостности формы и содержания; их противоречия, несоответствия друг другу, постепенного разрушения, изживания содержания и распада формы. Человек отражает реальную действительность, единство и противоположность содержания и формы не только рационально, с помощью обобщений и понятий, но и эмоционально, путем создания художественных образов. Его эстетическое отношение характеризуется категориями прекрасного, возвышенного, трагического, комического, безобразного. Эстетика как наука рассматривает сущность и закономерности развития эстетических явлений в природе, общественной жизни и человеческой деятельности. Важнейшим элементом эстетического сознания человека является художественно-эстетическое восприятие. Восприятие -- исходный этап общения с искусством и красотой действительности, психологическая основа эстетического отношения к миру. От его полноты и яркости зависят сила и глубина эстетических переживаний, формирование художественно-эстетических идеалов и вкусов. Художественно-эстетическое восприятие проявляется в способности человека вычленять в явлениях действительности и искусства процессы, свойства, качества, пробуждающие эстетические чувства. На этой основе осуществляется полноценное освоение и присвоение художественно-эстетических явлений. Целенаправленное формирование эстетического восприятия у школьников требует развития у них способности тонкого различения формы, цвета, оценки композиции, а также музыкального слуха, умения различать стили, тональности, оттенки звука, мыслить художественными образами. Культура эстетического восприятия способствует развитию эстетического чувства. Эстетическое чувство -- это субъективное эмоциональное состояние, вызванное оценочным отношением человека к эстетическому явлению действительности или искусства. Эстетические чувства. возникшие в единстве с идейным осмыслением эстетического события, порождают эстетические переживания: состояния потрясения, просветления, очищения, страдания, безысходности, радости и восторга, Сострадания. Эстетические переживания способствуют возникновению и развитию духовно-эстетических потребностей. Эстетическая потребность проявляется как устойчивая нужда в общении с художественно-эстетическими ценностями, в переживании духовно-эстетических состояний. Эстетическое сознание включает в себя осознанное людьми эстетическое отношение к действительности и искусству, выраженное в совокупности эстетических идей, теорий, взглядов, критериев. Центральным звеном эстетического сознания является эстетический идеал -- социально обусловленное представление о совершенной красоте в природе, обществе, человеке и искусстве. Эстетическое сознание, в единстве с эстетическим чувством, рождает художественно-эстетический вкус, способность человека оценивать произведения, предметы, явления, ситуации действительности и искусства с позиций художественно-эстетического идеала Художественно-эстетический вкус -- это тонкое и сложное умение увидеть, почувствовать, понять подлинно прекрасное или безобразное, трагическое или комическое и верно оценить его. На этой основе развивается способность эстетического суждения -- доказательной, аргументированной, обоснованной идейно-эмоциональной оценки эстетических явлений общественной жизни, искусства, природы. Эстетическое сознание человека формируется в процессе его непосредственного общения с социальной действительностью, природой, искусством, а также в активной творческой деятельности. Ведущая функция эстетического сознания заключается в раскрытии мира реально существующей красоты: эстетической сущности искусства, общественной жизни, деятельности, идеалов, отношений, труда, природы. Любовь к Родине невозможна без понимания и чувствования ее красоты. Трудового творчества, любви к труду не бывает без переживания чувства прекрасного. Самоотверженная борьба за убеждения немыслима без непоколебимой веры в их чистоту и направленность на достижение прекрасной жизни. Точно так же нет ненависти к предателям без отвращения к безобразному в их морали. образе жизни и злодеяниях. Нет стремления к самосовершенствованию, к борьбе с пороками в себе без переживания чувства отвращения по отношению к поступкам, противоречащим нравственным принципам. Эстетическое общественное сознание, выражающееся в форме искусства, оказывает огромное воздействие на субъективный мир личности, порождает многообразные и сложные переживания. Эстетические чувства, потребности и идеалы стимулируют общественно полезную деятельность, укрепляют веру в убеждения, побуждают к борьбе с тем, что мешает их претворению в жизнь. В этом и состоит главная воспитательная функция искусства. Искусство как форма общественного эстетического сознания является ярким и неповторимым источником познания образа жизни, колорита, духовного содержания любой эпохи. Изучение истории с помощью искусства всегда является глубоким и основательным, так как приводит в движение всю систему эмоционально насыщенного конкретно-образного мышления. В этом проявляется познавательная, общеобразовательная функция искусства. Чтобы постичь и присвоить духовный мир, заключенный в произведении искусства, переосмыслить, пережить и перестрадать то, о чем думал, что пережил и воплотил в образах художник, необходимо обладать большим идейным кругозором, культурой чувств, остротой восприятия. Для этого важно с раннего детства вводить детей в мир подлинного, большого искусства, развивать и образовывать их эстетическое сознание на выдающихся образцах отечественного и мирового художественного творчества. В осуществлении художественно-эстетического просвещения подрастающих и взрослых поколений -- важнейшая функция искусства. Общение с искусством имеет огромное значение в психическом становлении личности, в развитии ее общечеловеческих задатков и личностных качеств. Получая от художественных произведений огромное количество впечатлений, ребенок перерабатывает их и реализует в своей творческой деятельности. Искусство и детская художественная самодеятельность, обогащающие опыт жизненных отношений детей, являются средством их самовыражения и самоутверждения. Искусство выполняет важную функцию развития способности детей к художественному творчеству, которое широко используется ими в учебе, труде, игровой деятельности. Эстетическое сознание в педагогическом процессе выполняет и функцию организационно-педагогическую. Отражая обновление жизни общества во всей ее противоречивости, искусство помогает педагогам успешно решать идейно-организационные вопросы. Облегчая детям понимание сложных общественных отношений, оно готовит почву для восприятия и принятия ими общественных требований. Возвышая благородное и героическое, оно побуждает школьников к организованности и дисциплине в труде. Высмеивая пороки, бюрократизм, оно мобилизует общественное мнение детского коллектива на борьбу со злом. Во время труда и отдыха, в туристическом походе и на привале звучит песня, снимающая напряжение, объединяющая всех, рождающая общее чувство и единую волю. Искусство заполняет свободное время школьников, наполняет его социально ценным содержанием, удовлетворяет интересы и потребности ребят, способствует их разностороннему развитию. Искусство является важным средством, снимающим у детей напряжение от учебы, труда, спорта. Увлекая школьника, сосредоточивая его внимание на новых и ярких впечатлениях, пробуждая эстетическое чувство, удовлетворяя духовные потребности, искусство переносит его в мир переживаний и эмоциональных состояний, переключающих психическую деятельность в новое русло, создающих разрядку. Сменой количества и качества духовных впечатлений искусство осуществляет своеобразную психотерапию, выполняет психогигиеническую функцию. 2.2 Сущность, задачи, система эстетического воспитания Эстетическое воспитание -- целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить, «по законам красоты». Эстетическое воспитание включает в себя эстетическое развитие -- организованный процесс становления в ребенке природных сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, чувствования, творческого воображения, эмоционального переживания, образного мышления, а также формирование духовных потребностей. Эстетическое воспитание и развитие детей осуществляются с .помощью системы эстетического воспитания. Ее сердцевиной является воздействие средствами искусства, и на его основе осуществляется художественное воспитание, образование и развитие учащихся. Художественное воспитание -- целенаправленный процесс формирования у детей способности воспринимать, чувствовать, переживать, любить, оценивать искусство, наслаждаться им и создавать художественные ценности. Художественное образование -- процесс освоения школьниками совокупности искусствоведческих знаний, умении, навыков, формирования у них мировоззренческих установок отношения к искусству и художественному творчеству. Художественно-творческое развитие есть целенаправленнее формирование способностей и дарований детей в различных областях искусства. В теории эстетического воспитания утверждается положение о ведущей роли организованного педагогического воздействия по отношению к спонтанному развитию детей в их эстетическом становлении. Только целенаправленное вовлечение школьников в разнообразную творческую художественную деятельность способно оптимально развить их природные силы, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства и красоты действительности. Другое теоретическое исходное положение теории эстетического воспитания состоит в признании непреходящего значения и духовной ценности для человека возвышенного, прекрасного, изящного. Третье теоретико-методическое положение заключается в необходимости гармоничного решения комплекса задач в процессе преподавания искусства детям: художественно-эстетического и идейно-нравственного воспитания; обучения умениям и навыкам, обеспечивающим возможность вовлечения учащихся в активную художественно-творческую деятельность; развития физических и духовных сущностных сил и творческих способностей. Цель эстетического воспитания -- формирование у школьников нравственно-эстетического гуманистического идеала всестороннего развития личности, умения видеть, чувствовать, понимать и творить красоту. Ее достижение обеспечивает художественно-эстетическое развитие детей, становление их подлинно художественного вкуса, продуктивного образного мышления. В художественном образе как форме мышления сосредоточивается богатая информация о природе, обществе, общественных отношениях, общественном сознании. С помощью художественных образов человек мыслит, приходит к новым обобщениям и заключениям, хранит идейно богатую информацию. Эстетическое воспитание детей осуществляется путем разрешения объективных противоречий и субъективных несоответствий. Основное противоречие обусловлено тем, что природа с рождения закладывает в ребенке задатки и возможности постижения красоты, эстетического отношения к действительности и искусству. Вместе с тем эти задатки и возможности в полной мере могут быть реализованы только в условиях целенаправленного, организованного художественно-эстетического образования и воспитания. Пренебрежение целенаправленным эстетическим развитием детей оставляет их глухими к подлинным духовным художественно-эстетическим ценностям. Поток художественно-эстетической, а вместе с ней и антихудожественной информации захлестывает необразованных молодых людей. Они доказываются неспособными разобраться в качестве этой информации, дать ей критический анализ и правильную оценку. Одновременно обнаруживается несоответствие между необходимостью осуществления всеобщего эстетического воспитания и слабостью материальных и кадровых возможностей школы. Противоречия, и несоответствия снимаются в результате всесторонней организации и осуществления системы эстетического воспитания. Основными механизмами, приводящими в действие эту систему, являются развитое эстетическое восприятие и познание художественно-эстетических явлений; духовное общение на основе произведений искусства; художественно-творческая деятельность, развивающая способности детей и формирующая у них художественное видение мира. В основе организации системы эстетического воспитания лежит ряд принципов. Всеобщность эстетического воспитания и художественного образования обусловлена тем, что взрослые и дети постоянно взаимодействуют с эстетическими явлениями в духовной жизни, повседневном труде, общении с искусством и природой, в быту и межличностном общении. Везде и всегда сопровождает их красота и безобразное, трагическое и комическое. Из этого следует, что не может быть всесторонне, гармонично развитого человека без эстетической грамоты, идеалов, эстетического развития и художественной образованности, без умения в работе доводить качество продукции до эстетического совершенства. Поэтому всеобщность и обязательность эстетического воспитания и развития буквально всех детей являются важнейшим условием формирования социально активной личности в детском возрасте, ее подготовки к духовной жизни и труду. Организация системы эстетического воспитания основывается также на принципе комплексного подхода ко всему делу воспитания. В эстетическом воспитании школьников различные виды искусства взаимодействуют между собой, комплексно воздействуют на ребенка. Это взаимодействие осуществляется в результате тесных межпредметных связей в преподавании литературы, изобразительного искусства и музыки. Эстетическое воспитание осуществляется комплексно также за счет раскрытия красоты науки, труда, физической культуры, эстетики отношений и быта. Система эстетического воспитания опирается на принцип органической связи всей художественно-эстетической деятельности детей с жизнью, практикой обновления общества, с процессом формирования мировоззрения и нравственности школьников. Демократизация общества -- источник красоты и нравственности-. Эстетические явления подлинно человеческой жизни и высокого искусства, органично связанные с преобразуемой жизнью, формируют эстетическое отношение к действительности. Принципом системы эстетического воспитания является идея сочетания классных, внеклассных, внешкольных занятий, различных форм воздействия искусством че-, рез средства массовой информации. На уроках по предметам эстетического цикла учащиеся усваивают лишь самые общие основы искусствоведческих знаний и приобретают первоначальные навыки художественно-творческой деятельности. Урок искусства в школе дает направление, определяет основные линии идейно-художественного воспитания и творческого развития ребенка. Параллельно с классными занятиями дети получают художественную информацию из средств массовой коммуникации; имеют широкие возможности для творческой самодеятельности и самовыражения. Эффективное, использование всех источников и спонтанных интересов школьников в целях их эстетического воспитания возможно тогда, когда программы внеклассной работы, формы и методы их свободно избранной художественной деятельности тесно смыкаются по целям и содержанию с программами урочных занятий. Органическая взаимосвязь эстетического и общего становления личности ребенка обусловливает необходимость принципа единства художественного и общего психического развития детей. Художественно-эстетическая деятельность школьников обеспечивает интенсивное развитие их воображения, эмоциональной сферы, образной и логической памяти, речи, мышления. В процессе занятий искусством ребята приводят в движение все умственные силы и применяют образующиеся и крепнущие способности в учебной, трудовой, игровой и любой другой деятельности. В свою очередь способности, приобретаемые учащимися в общественно полезной, умственной, физической работе, широко используются в области художественно-эстетической. Действенность эстетического воспитания прямо зависит от соблюдения принципа художественно-творческой деятельности и самодеятельности детей. Хоровое пение, народные танцы, игра на инструментах, сочинение песен, стихов, рассказов, очерков, рецензий знакомит детей с произведениями искусства, шлифует исполнительские навыки, становится содержанием духовной жизни, средством художественного развития, индивидуального и коллективного творчества, ре.; самовыражения детей. Это достигается, когда художественная самодеятельность является не репродуктивной, не подражающей западным образцам, а тесно связанной с активным художественным творчеством на народной основе. Принцип эстетики всей детской жизни требует организации отношении, деятельности, общения школьников по законам красоты, приносящей им радость. Для ребенка все имеет воспитательное значение: убранство помещений, опрятность костюма, форма личных отношений и общения с товарищами и взрослыми, условия труда и характер развлечений. При этом важно вовлечь всех детей в активную деятельность по созиданию и сохранению красоты собственной жизни. Красота, в созидании которой ребенок принимает участие, кажется ему особенно привлекательной, становится чувственно осязаемой, делает его ревностным ее защитником и пропагандистом. Поддержание красоты во всем, ставшее в коллективе прочной традицией, является условием не только эстетического воспитания, но и воспитания в целом. Система эстетического воспитания учащихся общеобразовательной школы строится на основе принципа учета возрастных психолого-педагогических особенностей детей. Важную роль в системе эстетического воспитания играет труд. Производство, особенно в условиях радикальной экономической реформы, не может игнорировать растущие эстетические потребности и вкусы людей. Не отвечающие эстетическим требованиям товары морально-эстетически устаревают еще в процессе производства, залеживаются в магазинах, на складах, превращаются в недвижимый, омертвленный капитал, лишающий предприятие возможности существовать на основе хозрасчета и самофинансирования. Затоваривание связано также и с тем, что некоторые оригинально исполненные изделия прикладного искусства -- керамические вазы, женские украшения, ковры, посуда -- не привлекают внимания покупателей из-за обедненности их собственных художественных представлений и воображения. Органическая взаимосвязь труда и красоты, производства и потребления требует вовлечения школьников в труд, отвечающий современным эстетическим критериям. В таком труде осуществляется художественно-эстетическое воспитание будущего участника рыночного производства -- потребителя товаров и духовно-эстетически развитого члена общества. Большое место в эстетическом воспитании школьников занимает красота природы. Заинтересованное отношение к ней появляется у детей, когда они обретают способность любоваться и очаровываются ее красотой. В процессе эстетического переживания ребята самозабвенно и глубоко отдаются этому удивительному состоянию восторга и благоговейного умиления. Эстетическое, духовное отношение школьников к природе рождает и развивает у них нравственное отношение к ней. Дети постепенно приходят к пониманию того, что доброе отношение к природе заключается в сохранении приумножении ее богатства и красоты. Нанесение природе ущерба, загрязнение окружающей среды, расхищение ее богатств есть величайшее зло. Природа способствует пробуждению у ребенка высокой нравственности, связывая в его сознании образ Родины с неповторимой красотой родной земли. Так, эстетическое отношение к природе развивает в детях нравственность, а нравственное отношение к ней обогащает их духовный мир. 2.3 Эстетическое воспитание на уроках природоведения «Счастье - это быть с природой, видеть ее, говорить о ней»,-- так писал более ста лет тому назад Л. Н. Толстой. Вот только природа во времена Толстого окружала людей совсем другая, чем та, среди которой живем мы. Реки тогда спокойно несли в океан свою прозрачную, чистую воду, леса стояли дремучие, а в голубом небе ничто не нарушало тишины. Совсем недавно мы поняли, что всего этого -- чистых рек и озер, дикого леса, нераспаханных степей, зверей и птиц -- становится все меньше и меньше. Этот прекрасный мир ощущает на себе и добрую руку человека, ведомого разумом, и руку неразумного глупца; словом, и тех, кто улучшает мир живого, и тех, кто подавляет этот мир, подталкивает саму жизнь в тупик. Великое сообщество людей, которых на планете теперь более 5 миллиардов, предстает сегодня и как сила созидающая, и как сила разрушительная, в постоянном борении Добра и Зла. Современные проблемы взаимодействия общества и природы поставили ряд новых задач перед школой и педагогикой. Причины экологического кризиса нужно искать не только в сфере экономики, но и в сознании людей. И чтобы избавиться от угрозы грядущей мировой катастрофы, необходимо изменить отношение людей к другим людям, к самим себе. Сегодня преступно уже не только уничтожение природы, но и бездействие перед надвигающейся катастрофой. Ученые утверждают: чтобы довести земную цивилизацию до краха, вовсе не обязательно затевать войну; вполне достаточно просто жить так, как живем сейчас. Одна из задач современной школы -- сотворение человека, великодушного к людям и природе, способного любовью и своей положительной деятельностью сберечь мир, который уже не может уцелеть сам по себе, без нашей помощи и любви. Приобщение ребенка к основам экологических знаний, экологической культуры в целом только тогда даст результаты, когда ребенок через собственную трудовую деятельность придет к их освоению, к пониманию системы взаимосвязей, существующих в мире природы. Экологическая культура человека предполагает и усвоение научных знаний о природе. Чтобы они были прочными, важно в ребенке пробудить интерес к познанию окружающего мира, желание видеть в обыденном чудесное, в привычном -- необычное. М. Пришвин писал: «Чтобы беречь землю, природу, надо ее полюбить, чтобы полюбить, надо узнать. Узнав -- невозможно не полюбить». Творческое отношение к природе требует знания ее. Трудно охранять животных и растения, не имея представления о них, не зная ничего об их образе жизни. Увеличение объема времени на изучение курса позволяет конкретно и более глубоко познакомить детей с большим количеством растений, животных, дать историко-культурные сведения о них, проникнуть в чудесные тайны их жизни. Для этого совершаются экскурсии в мир народных примет, легенд, наблюдений. И если природа предстанет перед детьми в живом показе и не менее живом рассказе, то они лучше усвоят материал, охватят его не только умом, но и воображением, образной памятью. Накопление, систематизация знаний и сами по себе важны, но, что гораздо существеннее, они верный мост к воспитанию человеком своей души, к деятельностной сопричастности ко всему живому во Вселенной. Чтобы занятия приобрели экологическую направленность, учитель придерживается взгляда на природу как экологическую целостность, сам стремится проникнуть в суть взаимодействия природы и человека, увидеть в системе конкретных знаний отражение ведущих закономерностей живой природы: многообразие видов, их приспособленность к среде обитания, изменение в процессе роста и развития, жизнь в сообществах, назначение в природе. Важный метод познания мира - непосредственное наблюдение окружающих предметов и явлений природы, которому в программе курса отводится особое место. «Нужно,-- писал Я. Каменский,-- учить так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, т.е. знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах». Величайшим злом, по словам Л. Н. Толстого, является усвоение детьми непонятных и непроверенных фактов и обобщений. Надо пользоваться всякой возможностью, чтобы дети на основе личного опыта самостоятельно приобретали доступные им знания. Они должны складываться на основе живого, непосредственного наблюдения. Именно такие знания лежат в основе приобщения ребенка к миру естествознания. Целенаправленные наблюдения способствуют развитию любознательности, самостоятельности, накоплению чувственного опыта и его осмыслению. Они проводятся систематически в течение всего учебного года. При этом появляется возможность избежать формального знания, не опирающегося на чувственную основу. Вот некоторые темы заданий для наблюдений: «Смотрю и вижу», «Твое маленькое открытие», «Постарайся увидеть сам» «Кто первый заметит», «О том, что не сразу увидишь». Почти в каждой теме дети делают самостоятельные открытия, получая задание для наблюдения до урока, во время и после него. Важно, чтобы при этом сочетались научность и доступность, увлекательность, занимательность, эмоциональность, т. е. чтобы наблюдения были одной из основ рационально-образного познания природы. Необходимо учить детей не просто видеть и слышать, а учить их понимать и чувствовать сердцем родную природу. Гуманитарная направленность программы отводит особое место на уроках литературе и искусству. Умелое сочетание художественного слова с непосредственными наблюдениями и природно-трудовой деятельностью детей поможет развить у них внимание и интерес к окружающему миру. Ведь образная яркая речь повышает эмоциональность восприятия, содействует эстетическому воспитанию. Неповторима и незаменима роль искусства как одной из форм художественного познания мира, организующей сферу чувств, восприятия. Поэтому неотъемлемая часть урока - произведения музыки, живописи, скульптуры. Содержание программы предоставляет большие возможности для интеграции различных предметов (проведение межпредметных уроков, своеобразных циклов занятий, обеспечивающих в комплексе разные виды деятельности: эстетико-художественной, исследовательской, практической и т. д.) Дети жаждут ярких впечатлений. И если не учить их умению находить красоту в неярком луговом цветке, если в них не развивать способность изумляться величайшей целесообразностью муравейника или гнезда сороки, то вырастут люди с обедненной душой. «Нельзя человеку жить одним мозгом,-- писал С. Образцов,-- человек слагается из двух вещей -- мозга и сердца, разума и чувств. Если человек ни разу не удивился тому, как моется муха, если он не потратил ни минуты на то, чтобы посмотреть, как смотрит щенок, сколько у него жизни в глазах, он, этот человек, никогда не поймет искусство, не поймет красоты жизни. Если вас никогда не взволновало это, значит, вы человек равнодушный к жизни, и вы не сможете ее понять, полюбить». Мир, окружающий малышей, необычен, загадочен, удивителен, мир, где каждая травинка, каждая птица - чудо. Маленький человек добрыми глазами смотрит на мир, однако не менее важно - научиться удивляться этому миру. Открывая удивительное вокруг себя, ребенок меняет отношение к окружающей его природе. Например, говоря о травах, дети узнают, что такое скромное растение, как лебеда, не просто сорняк, а спасшая тысячи людей трава! В трудные годы войны она употреблялась в пищу (ее подмешивали в хлеб), Тем самым многие жизни были спасены. Вот, оказывается, какую добрую службу сослужила людям эта простенькая травка. Мы привыкли к растениям. И эта привычность скрывает от нас столько интересного! Ведь сколь фантастично устроены самые обыденные из них. Они -- как скрепа между Землей и Космосом: все их строение подчинено этому великому служению. И своими листьями - зелеными ладошками - ловят растения вселенскую энергию и чудодейственно преображают ее. Так это просто: зеленая былинка. И так это немыслимо сложно! Древняя мудрость гласит: «Мышление начинается с удивления». Мир природы -- вечный источник детского разума. Именно там, в явлениях природы, множество проблем, вопросов, пусть даже открытых людьми, но вновь и вновь открываемых детьми в процессе учения. Одна из целей уроков -- приобщение детей к тем радостям, которыми так богато проникновение в чудесные тайны природы. Поэтому важно построить обучение так, чтобы каждая тема несла ребенку открытия, сделанные им самостоятельно, чтобы ученик познал себя как активную творческую силу, пережил чувство гордости от того, что все это он увидел сам. Идея сохранения и сбережения разнообразия природы связана с усилением акцентов на общечеловеческих и традиционных ценностях, сложившихся в культуре русского народа. В народной культуре заложены гуманные идеи единения человека и природы, устойчивые ориентиры для формирования лучших черт национального характера: добросовестное и любовное отношение к труду как к высшему нравственному долгу, любовь к земле, чувство ответственности перед землей и природой, служение им. «Самая чистая радость,-- полагал, Л. Н, Толстой,-- радость природы». При этом считал ошибкой думать, что прекрасное может быть бессмысленным. Красота бесконечна, содержательна. Эти мысли писателя как нельзя лучше указывают на проблему значимости культуры чувства. Чувствование природы не менее важно, чем знание о ней, умение улавливать ее жизнь чутким сердцем - свидетельство родства с ней. Нисколько не умаляя роли логического познания, следует отметить, что оно не дает и не может дать нам всей полноты картины окружающего мира. Сегодня приобретает все большую важность эмоционально-логический опыт естествознания. К сожалению, учебно-воспитательный процесс в начальной школе в основном направлен на развитие рациональной сферы деятельности младшего школьника, строится чаще всего на логических, а не на эмоциональных приемах, значительно меньше ориентирован на организацию эмоционально-нравственного отношения учащихся к предмету изучения. Сегодня, как никогда, актуален вопрос соединения научного и художественного способов мышления в единое целое. Эмоциональная насыщенность процесса обучения - отличительная особенность программы по предмету «Природа и труд», стержневая линия становления экологической культуры в толстовской школе. Эстетическое отношение к природе -- особая форма ее познания, без которой общее естествознание утрачивает свое очарование и гуманистическое предназначение. Эстетическое познание мира многосложно. По мнению ученых, вопрос о формировании у человека чувства прекрасного весьма непрост. Далеко не все оказываются способными глубоко проникать в мир красоты. Тайна цветовых и звуковых соединений не только в искусстве, но и в природе есть великая труднопостигаемая тайна. Смотреть и видеть -- не одно и то же. Задача учителя - вместе с детьми постичь истинную красоту, которая не всегда яркая, громкая, напротив, часто тихая, спокойная, скромная и неброская, по-новому взглянуть на осенний лист, маленький затерявшийся цветок в траве, крылышки ночной бабочки, почувствовать особое очарование в красоте природы. Например, говоря о насекомых, следует отметить, что они изумительно совершенное и прекрасное образование в природе, с которым никто и ничто не может соперничать по богатству красок и форм. Своеобразным лейтмотивом уроков о птицах могут быть строки Н. Сладкова: «Птицы - это тайна и красота. Птицы -- это песнь и полет». Предметом многих удивительных эстетических открытий на уроках являются млекопитающие. Красота здесь многолика. Она проявляется в виде силы, ловкости, легкости, быстроты, грации, мощи. Чтобы научиться оценивать красоту форм растений, грациозность животных, контрасты цвета и света, гармонию звуков, надо подключать к познанию как чувство, так и абстрактно-логическое мышление. Пробуждению эстетической чуткости детей способствуют привлечение их к наблюдению над природой, специальные эстетико-познавательные задачи и упражнения, ряд проблемных ситуаций. Это побуждает учеников воспринимать, осмысливать, оценивать познаваемые объекты как красивые и выразительные. Например, можно предложить прислушаться к голосам птиц, полюбоваться красками заката, найти на пустыре самое красивое растение и т. п. Если эти и другие разнообразные задания предлагать на уроках постоянно, то они, быть может, помогут детям услышать «музыку» лугов и лесов, подивиться движению облаков, полюбоваться травами, насекомыми, птицами -- одним словом, пристально всмотреться в жизнь. Среди эстетико-познавательных заданий и наблюдений выделим лишь некоторые из них: «Полюбуйся, весна наступает»: «Звонкий колокольчик синицы», «Слушаем звон капели», «Ива в серебре», «Радуемся первым грачам и скворцам», «Песня жаворонка», «Здравствуйте, листья», «Черемуховые метели», «Опустим нос в душистую сирень», «Утренние драгоценности», «Музыка лесного ручья». Такие задания-наблюдения могут быть использованы непосредственно на уроке, а также до и после него. Чаще всего они требуют уединенного созерцания природы, они совершенствуют и сам способ истинного эстетического восприятия. При этом создаются условия для столь необходимого каждому человеку сосредоточенного духовного общения с природой. Способы включения эстетического элемента в урок могут быть разными. Трудно находить и организовывать благоприятные обстоятельства и состояния, при которых в ребенке всколыхнулось бы и заговорило чувство прекрасного. Но делать это надо. Однако пробуждение в человеке эстетического начала не означает еще того, что человек займет нравственную позицию в жизни. Этика и эстетика - два плеча одного рычага», - писал Лев Толстой. Одно немыслимо без другого. Полагать, что человек, прикоснувшийся к прекрасному, уже является носителем нравственного, наивно. Есть немало людей, которые обладают эстетическим чувством, однако далеко не всегда действуют согласно нравственным принципам. Именно на эту особенность Толстой неоднократно обращал внимание людей. Он полагал, что только при единстве этического и эстетического возможна гармония человека и природы, человека и общества. Любование красотой природы - это лишь первый росток доброго чувства, которое надо развивать, превращая его в активное стремление к плодотворной деятельности. Мало учить воспринимать прекрасное и доброе, надо постараться подвести детей к тому, чтобы они могли не только любоваться красотой, но и беречь и охранять ее, а на доброту не только откликаться, но и самим творить добро. Из крупинок знаний о природе и капелек доброты вырастает еще одно чувство -- ответственность за родную землю. Гуманистическая сущность ответственности человека за состояние природы предполагает единство познавательной и практической деятельности по улучшению природы родного края. Годами развивается в человеке чувство морального, гражданского долга по отношению к живущим поколениям и к тем, кто придет после него. Созидание, а не потребление является здесь ведущим. Одних знаний или одной душевной отзывчивости недостаточно -- важна активная практическая деятельность ребенка, учителя, родителей. Есть старая мудрая пословица: «Трудно привести к добру нравоучениями, легко -- примером». Вряд ли многого добьешься увещеванием типа «Нельзя ломать деревья, рвать цветы, вытаптывать траву, убивать животных», а вот если ребенок сам (пусть по чьей-то подсказке) закрепит надломленную ветку, вырастит растение, бережно соберет семена... Традиция трудового отношения к природе -- лучшая школа воспитания гражданина, патриота, труженика. Природа -- великая воспитательница. Она помогает пробуждению высоких моральных качеств, в том числе доброты и гуманности. Но восхищение красотой природы должно быть действенным, то есть сочетаться с активным познанием ее законов и обязательным участием в ее преобразовании. Дар видеть и понимать созидается годами, и для этого необходим большой труд. Смысл же этого труда как раз и заключается в пробуждении нравственно активного отношения к природе. 3. Анализ урока по природоведению Цели урока: познакомить детей с Красной книгой и животными, которые в нее внесены; рассмотреть экологические правила, которые должны выполнять люди; обобщить знания детей по теме “Сохраним удивительный мир животных”; развивать мышление детей, учить сравнивать, обобщать; формирование чувства ответственности за всё живое. Оборудование: 1.Фотографии, рисунки редких животных. 2.Выставка книг по изучаемой теме. 3.Красная книга Красноярского края. 4.Опорные сигналы “Правила поведения в природе” (о животных). Ход урока Организационный момент Игра “Посмотри мой друг вокруг… ” - Ребята, я буду читать стихотворение, вы, пожалуйста, слушайте внимательно. Если услышите названия предметов неживой природы - хлопайте в ладоши, а если названия предметов живой природы - топайте ногами. - Готовы? Тогда начнём. Посмотри, мой юный друг, Что находится вокруг: Небо светло-голубое. Солнце светит золотое. Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Поле, речка и листва, Горы, воздух и трава, Птицы, звери и леса. Гром, туманы и роса, Человек и время года - Это все вокруг ПРИРОДА. Все, что "нужно год от года Нам дает сама природа. И поэтому все мы Жить не можем без воды. Без растений и животных, Без красивых гор высоких, Без лесов, полей и рек Жить не может человек, Так давайте сбережем Наш - земной природный дом! Сообщение темы и целей урока - Сегодня на уроке мы с вами и поговорим об обитателях земного природного дома и об их охране. А также повторим основные вопросы темы “ Сохраним удивительный мир животных”. - Тема нашего урока “Охрана животных”. Календарная минутка Повторение пройденного. Проверка домашнего задания Повторение пройденного материала проводится в форме игры “Морской бой”. Класс делится на две команды, которые поочерёдно делают ход, т.е. называют номер клетки. Например, первая команда делает ход - А-2. Если команда даёт правильный ответ, то получает 8 баллов. Если команда дала неполный ответ, либо отвечала с помощью наводящих вопросов, то количество баллов за данное задание можно уменьшить. - Ребята, сегодня мы с вами все будем участниками игры “Морской бой”. - Обратите внимание на доску. Перед вами табло игры “Морской бой”. В каждой клетке нашего табло, с помощью чисел, зашифровано задание. - Числа - это количество баллов, которые вы получите за данный вопрос. - Чем больше число, тем сложнее задание. Игра “Морской бой” 3 балла - Как называется наука о животных? Зоология. 5 баллов - По описанию отгадайте, какой зверь своих детёнышей учит добывать еду, спасать себя… Белка с бельчатами “На сосенку заберись, качнись, как пружина, распрямись и прыгай. С елки, на сосну скакни, с сосенки на сосну перелети, а с осины -- на березу, с березы в куст, с куста на землю. По земле к дереву перебеги, с ветки на ветку, с ветки на ветку и опять на самую вершину заберись! Шишку пошелуши, семечек поешь и снова с дерева на дерево перескакивай. У вас зубы острые, лапки цепкие, хвост, как руль, -- куда повернешь, туда и полетишь. Вот какие вы ловкие!” Лиса с лисятами Копай нору -- подземный дом -- глубокую-глубокую, хитрую-прехитрую, с ходами -- за камнем, выход под кустом, другой -- под корнем, третий -- за камнем, четвертый -- в густой траве, пятый -- в чистом ельнике. Станут собаки тебя догонять -- ты скорей в нору! Они лаять, они копать! А пока собаки лают, ты потихоньку выползи из дальнего выхода -- и в лес...Только тебя и видали!” 6 баллов - Назовите основные группы животных. Насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. 8 баллов - Заполните пропуски в схемах развития животных. Яйцо - личинка - … - бабочка. (Куколка) Икринка -… - лягушка. (Головастик) Яйцо - … - взрослая птица. (Птенец) 10 баллов - Назовите группы животных по типу питания. Насекомоядные - синица, воробей, дятел. Растительноядные - лось, олень, заяц, белка, мышь. Хищные - волк, лиса, муравьи, сова, филин. Всеядные - медведь, кабан, барсук, ворона, сорока. 12 баллов - Какая из цепей питания указана правильно? (на доске) а) сосна - дятел - жук- короед б) слизни - капуста - жаба в) рожь - мышь - змеи - орлы 15 баллов - Могут ли в лесах жить белые медведи, слоны, почему? - Животные приспособлены к тем местам, где обитают. Команда получает конверт с рисунками птиц (утка, дятел, клёст, орёл) и отвечает на вопросы… - Что это за птица? - Чем питается, в чём выражено её приспособление к тому, чтобы найти корм? 20 баллов - Назовите основные признаки каждой из основных групп животных. Насекомые - три пары ног. Рыбы - животные, у которых тело покрыто скользкой чешуёй. Земноводные - животные, у которых, голая нежная кожа. Пресмыкающиеся - животные, у которых тело покрыто сухими чешуйками. Птицы - животные, у которых тело покрыто перьями. Звери - животные, тело которых покрыто шерстью. 25 баллов - Ребята, послушайте экологический рассказ “Воскресенье в лесу” и найдите в нём ошибки. Воскресенье в лесу (Экологический рассказ) За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но мы все же решили поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про транзистор. Веселой музыкой мы оповестили лес - мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы -- белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками. Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Коля повыбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: “Микробы все равно их разрушат!” Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать сто бросила, взяли его с собой -- в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Коля решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки. Постепенно начали набегать тучи, стало темней, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно -- мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятались под ним. Оживленные мы шли на станцию, перепрыгивая лужи. И вдруг поперек дороги проползла змея. “Это гадюка!” -- закричал Коля и ударил ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у нее на затылке два желтых пятнышка. “Это не гадюка, - тихо сказала Маша, -- это уж”. “Все равно гадина!” -- ответил Коля. С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. ОШИБКИ: 1. В лесу громкая музыка распугает птиц и зверей. 2. Вырывать грибы, а также сбивать даже несъедобные не следует: разрушается грибница, исчезает лекарство для животных, нарушается сообщество “грибы-деревья”. 3. Для костра собирают сушняк, а не ломают ветки. 4. В жаркую погоду разводить костры вообще запрещается, тем более без присутствия взрослых. 5. Полиэтилен плохо разрушается микроорганизмами (полностью разрушается за 220 лет). 6. Костер после прогорания следует забросать землей или залить водой до полного прекращения горения. 7. Трогать яйца птиц не следует -- птица может не сесть на яйца. 8. Брать зверя и птенцов из леса в город не надо, если они не погибнут в городе, то погибнут, когда вы захотите снова отвезти их в лес. 9. Не следует что-либо проталкивать в муравейник -- нарушаются взаимоотношения в этом сложном сообществе. 10. Прятаться во время грозы под одиноким деревом опасно -- в него может попасть молния. 11. Никоим образом не надо бить змей, даже гадюк. 12. Луговые и лесные цветы рвать не следует -- жизнь сорванных цветковых растений недолговечна. Кроме того, в букеты могут попасть редкие и охраняемые растения. Изучение нового материала 1.Рассказ учителя и сообщения детей о животных, которые вымерли по вине людей. (В рассказе учителя использован материал авторов Целоусовой Т.Ю. и Максимовой Т.В. “Поурочные разработки по курсу Окружающий мир”. 3 класс. Издательство Москва “ВАКО” 2004 год.) - Ребята, посмотрите на выставку “Сохраним удивительный мир животных” (рисунки, фотографии животных). - Не правда ли, прекрасны творения природы, представленные на этих фотографиях и рисунках! Ими б только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно тягостное обстоятельство: многие из них занесены в Красную книгу и всем им угрожает опасность исчезновения с лица Земли, а некоторые из них уже исчезли. 1 ученик На протяжении всей истории Земли животные вымирали по тем или иным причинам. Одни погибали в ходе эволюции, другие из-за природных катастроф или смены климата. В наше время основной причиной исчезновения многих видов животных стала человеческая деятельность: охота и коллекционирование, уничтожение естественных мест обитания и загрязнение окружающей среды. С древних веков люди охотились на животных, добывая мясо и шкуры. По мере развития цивилизации человек изобретал все, более изощренные способы покорения природы, совершенствуя орудия уничтожения животных. Человек стал убивать большее количество животных, чем ему было необходимо для поддержания жизни. Когда смертность среди особей того или иного вида превышает рождение, этому виду грозит гибель. Так, в результате неумеренной охоты исчезли морские коровы ‹Рисунок 1›, квагги (вид африканских зебр) ‹Рисунок 2›, дронты (крупные птицы отряда голубиных) ‹Рисунок 3›, странствующие голуби ‹Рисунок 4› и сумчатые волки ‹Рисунок 5›. 2 ученик У каждого из этих видов своя трагическая история. В прошлом веке огромные стада квагг ‹Рисунок 2› паслись в Южной Африке. Европейцы так активно на них охотились из-за шкур и мяса, что за короткий период истребили этих зебр в дикой природе. Последняя квагга умерла в 1883 г. в одном из европейских зоопарков. Та же судьба постигла и странствующих голубей ‹Рисунок 4›, которые некогда были чуть ли не самым многочисленным видом птиц. Птицы плохо размножались в неволе, и этот вид не удалось спасти. Другие представители семейства голубиных - дронты ‹Рисунок 3›. Эти крупные нелетающие птицы обитали на о. Маврикий. Люди, поселившиеся на острове, стали охотиться на дронтов из-за вкусного мяса, а собаки и крысы, завезенные ими, разоряли их гнезда. Уже 300 лет, как дронтов не стало на планете. В Австралии и на о. Тасмания были широко распространены сумчатые волки ‹Рисунок 5›. Фермеры отстреливали этих животных опасаясь за скот и домашнюю птицу. Несмотря на законы о защите ставших редкими сумчатых волков, их отстрел продолжался, и на материке они были полностью истреблены. В 30-х гг. нашего столетия на о. Тасмания сумчатых волков видели в последний раз. Многие страны принимают меры по охране исчезающих видов животных, создавая заповедники и запрещая охоту на редких животных. Но, несмотря на это, браконьеры продолжают истреблять носорогов, слонов, снежных барсов, китов и других редких животных. Начиная с 1600 г., на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причем более половины из них - за последние 50 лет. За малым исключением, все эти животные вымерли по вине человека. К началу XX века стало очевидно, что необходимо принимать специальные меры по спасению животного и растительного мира. В 1948 году в небольшом городке Фонтенбло на международной конференции был основан Международный союз охраны природы и природных ресурсов -- МСОП. Его главной задачей было выявление видов животных, а позднее растений, которые находились на грани исчезновения и требовали незамедлительной заботы человека (также нужны были рекомендации по их спасению). Тогда была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба спасения составила мировой список с пояснениями, в который входили животные и растения, находящиеся на грани исчезновения, и редкие виды. В этом списке нужно было указать причину такого состояния. И ученые решили назвать этот список Красной книгой. - Для чего нужна Красная книга? Красная книга нас информирует, какие растения и животные в опасности. Она призывает изучать природу. Эта книга предупреждает, что-то или иное животное, растение в беде. Его надо охранять. - Как вы думаете, почему назвали именно Красной книгой, а не желтой, синей? (Красный цвет -- это значит внимание, стоп, не убивайте животных, не губите растения.) Красная книга -- это сигнал опасности. Красная книга не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учеными о животных и растениях. Составление первого варианта Красной книги потребовало 14 лет. Позднее она еще раз переиздавалась. - Как вы думаете, почему Красная книга переиздавалась? (Появились новые виды животных и растений, которые находятся на грани исчезновения.) Красная книга -- это документ временного действия, потому что условия обитания животных меняются, и все новые виды могут оказаться в катастрофическом положении. Вместе с тем, меры, которые предпринимает человек, дают хорошие результаты, о чем свидетельствуют зеленые листы Красной книги, где представлены уже спасенные животные и растения. Например, бобр и соболь. Физкультминутка Игра “ВОЗДУХ, ВОДА, ЗЕМЛЯ, ВЕТЕР” Раз, два, три, четыре, пять - Все мы вышли поиграть. Дети становятся в круг. Ведущий поочерёдно подходит и говорит одно из четырёх слов: воздух, вода, земля, ветер и считает до пяти. Тот к кому подошёл ведущий, должен назвать за это время (в зависимости от слова, которое ему задано) птицу, рыбу, зверя, или же покружиться на месте (ветер). Кто не успел дать ответ, выходит из круга. Потом ведущий обращается к другому и т.д. Победитель тот, кто остаётся в кругу. Работа по учебнику - Редкими стали белый медведь, морж, орел-беркут, фламинго, тигр, журавль, жук-красотел, выхухоль и многие другие животные. - У вас на партах лежат карточки с названием животных, которые находятся под угрозой исчезновения, а в учебнике даны небольшие тексты об этих животных. -Откройте учебник на странице 106, найдите и прочитайте тексты. Каждый из вас читает текст о животном, название которого написано у вас на карточке. - После чтения вам нужно будет рассказать, что вы запомнили о данном животном. Рассказы детей, дополняет учитель. - Животные играют большую роль в природе, без них многие растения не могли бы размножаться и расселяться. -Необходимы животные и людям. - Как вы думаете, для чего? (Употребляем их в пищу. У некоторых животных ценный мех.) -Вырубая леса, загрязняя реки, моря, люди губят множество животных. А для животных леса, реки, озера -- это дом. - Помните, беречь нужно и тех животных, которые не внесены в Красную книгу. Это хорошо вам известные животные: белка, еж, синица, дятел, лягушки, жабы и др. Их жизнь часто зависит от тебя, от твоего поведения в природе. - Давайте вспомним экологические правила. Ученики называют правила, а учитель вывешивает опорные сигналы с названными правилами Работа в тетради - Расскажи с помощью условных знаков, почему многие животные становятся редкими? Итог урока - В нашей стране охота на редких животных запрещена, а на многих других ограничена. - Под особой охраной находятся животные в заповедниках. Помогают спасению редких животных и зоопарки. Но надо беречь не только редких животных, но и всех остальных, ведь все животные связаны между собой цепью питания. Поэтому, оберегая одних, вы часто помогаете другим. -Вот, например, цепочка “лягушка -- цапля”. Оберегая лягушек, вы сохраняете жизнь цапле, которая ими питается. Также надо беречь дом животных -- это леса, водоемы, луга и т. д. Группа учащихся читает стихотворение “Про всех на свете” Б.Заходера Все - все - все на свете, На свете нужны! И мошки не меньше Нужны, чем слоны. Нельзя обойтись Без чудищ нелепых И даже без хищников Злых и свирепых! Нужны все на свете! Нужны все подряд - Кто делает мёд И кто делает яд. Плохие дела У кошки без мышки У мышки без кошки Не лучше делишки. Да! Если мы с кем-то Не очень дружны - Мы всё- таки очень Друг другу нужны. А если нам кто-нибудь Лишним покажется, То это, конечно, Ошибкой окажется… Все - все - все на свете, На свете нужны. И это все дети Запомнить должны. Заключение Таким образом, в ходе работы было установлено, что чрезвычайно большие возможности для воспитания младших школьников открывает природа. К.Д. Ушинский называл ее прекрасным воспитателем молодого поколения, оказывающим глубокое влияние на развитие эстетических чувств. Экскурсии, походы, прогулки, изучение произведений искусства, посвященных природе, -- традиционные дела данного направления. Однако только пребывать среди природы недостаточно. Надо уметь видеть красоту природы, эмоционально ее переживать. Эта способность постепенно развивается. Во время прогулок, походов, работы на пришкольном участке воспитателю рекомендуем обращать внимание воспитанников на богатство природы, совершенство и гармонию ее форм, воспитывать потребность не только любоваться природой, но и бережно к ней относиться. Теоретическая основа эстетического воспитания основывается на решении задач в их единстве: обучения и воспитания, развития. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Правильно используя различные методы воспитания, учитель может сформировать эстетическую грамотную и воспитанную личность. Как известно, воспитание тесно связано с обучением, поэтому воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе. Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика. Вопросами эстетического воспитания и воспитания младших школьников занимаются многие педагоги современности. Они делают это по-разному. Это происходит от того, что вопрос экологического воспитания сложен и неоднозначен в толковании. Литература 1. Амонашвили Ш.А. Единство цели. - М., 1987 2. Апраушев А.В. Эколого-педагогический кооператив "Юный натуралист". //Начальная школа.-1989, N6, С. 73-79. 3. Букин А.П. В дружбе с людьми и природой.- М.: Просвещение, 1991. 4. Бюлер К. Духовное развитие ребенка. - М., 1969 5. Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению: Из опыта работы. Пособие для учителя. /Составитель Мельчаков Л.Ф.- М.: Просвещение, 1981. 6. Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению: Из опыта работы. Пособие для учителя / Составитель Мельчаков Л.Ф. - М., 1981 7. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М., 1960 8. Деревянко В.А., Савельева С.С., Бабанский И.Т. Уроки экологического творчества. //Начальная школа.-1989, N12, С. 40-44. 9. Дерим-Оглу Е.Н., Томилина Н.Г. Материалы к проведению экскурсии в смешанный лес. //Начальная школа.-1990, N5, С.28-34. 10. Ердаков Л.Н. Экологическая сказка для первоклассников. //Начальная школа.-1992, N11-12, С. 19-22. 11. Ердаков Л.Н. Экологическая сказка для первоклассников // Начальная школа. - № 11 - 12. - 1992 12. Захлебный А.Н. На экологической тропе.- М.: Знание,1986. 13. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении.- М., 1980.С. 19. 14. Зверев И.Д. Охрана природы и экологическое воспитание // Воспитание школьников. - № 6. - 1985 15. Зверев И.Д., Суравегина И.Т. и др. Экологическое воспитание школьников.- М., 1983. 16. Кучер Т.В. Экологическое воспитание учащихся.- М.:Просвещение, 1990. 17. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения.- М.:Просвещение, 1990. 18. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения. - М., 1990 19. Плешаков А.А. Изучение темы «Природа и мы» в новом курсе природоведения // Начальная школа. - № 8. - 1991 20. Эахлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы.- М.: Педагогика, 1981. 21. Экологическое воспитание школьников. /Под ред. Зверева И.Д., Суравегиной И.Т.- М.: Педагогика, 1983. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |