|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Эстетическое восприятие детьми произведений исскуства в музеяхЭстетическое восприятие детьми произведений исскуства в музеях6 Министерство образования и науки Российской Федерации. Государственное образовательное учреждение Среднего профессионального образования « Волгоградский педагогический колледж» Домашняя контрольная работа По методике развития детского изобразительного творчества Студентки 5Б курса ОЗО ГУ ВПК «Эстетическое восприятие детьми произведений искусства в музеях». Волгоград. 2009г. План: 1. Подготовка к восприятию мира музея. 2. Формирование готовности к восприятию произведений искусства. 3. Литература. 1. Подготовка к восприятию мира музея. Музейная педагогика… Сегодня это словосочетание знакомо практически всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения. Термин «музейная педагогика» пришел к нам из Германии, где он появился на рубеже XIX-XX веков. С этого времени музей начал осознаваться как учреждение, одной из главных функций которого стала образовательно-воспитательная. Важно отметить, что центральное место в музейно-образовательной деятельности отводилось учителю, воспитателю, педагогу как участнику и организатору музейно-педагогического процесса. Эта тенденция, успешно развиваемая в России в 20-30 годах прошлого столетия, к сожалению, на сегодняшний день практически утрачена. Дошкольное детство, с психологической точки зрения, является благоприятным для развития познавательной активности, творческих способностей, так как в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать мир. Известно, что у ребенка будут преобладать те способности, для развития которых имеются стимулы и созданы условия. Если условия благоприятны, то развитие способностей идет легко, достигает наибольшей высоты, ребенок может стать талантливым. При «невостребованности» этих способностей происходит необратимый процесс их угасания. И малое количество в обществе людей с высоким творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие оказались в условиях, благоприятствующих развитию познавательной активности, творческих способностей. Поощряя любознательность, сообщая знания, вовлекая детей в различные виды деятельности, взрослые способствуют расширению детского опыта, а накопление опыта и знаний - необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врожденными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растет ребенок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей. Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Для проведения подобной работы мировая художественная культура предоставила педагогом богатейшие возможности. Часто ли наши дети бывают в музеях? Результаты анкетирования родителей показали, что большинство воспитанников детского сада ни разу не были в музее. Причины самые разные. Чаще мамам и папам просто не приходила в голову идея такой экскурсии, многие родители считают, что с дошкольниками еще рано посещать такие учреждения. Получается, что, обладая богатейшей музейной культурой, мы, взрослые, не используем ее образовательный потенциал в достаточной мере, не знаем, как ввести ребенка в это пространство, и не понимаем, насколько это важно. Музейно-образовательные программы активно внедряются в школьную практику, используются учителем в рамках предметов гуманитарно-эстетического и естественно-научного профиля. Главная их задача - развитие эмоционально-познавательной сферы ребенка, его творческой деятельности. Для этого необходимо создать условия, при которых маленький человек будет способен заинтересованно воспринимать разнообразные явления и факты культуры, соотнося их с собственной жизнью и накопленным опытом. Решая эту важнейшую задачу, музейная педагогика опирается на соответствующие разработки отечественных и зарубежных психологов и педагогов. Таким образом, анализ практической и теоретической деятельности таких ученых, как Иоганн Генрих Песталоцци - швейцарский педагог, американский философ, психолог и педагог Джон Дьюи, швейцарский психолог Жан Пиаже, итальянский педагог Мария Монтессори, опыт работы музейных педагогов Москвы и других регионов, позволил выявить наиболее точно отвечающие целям, задачам и содержанию музейно-педагогической деятельности следующие моменты: Социальных ролей; Создание игровых ситуаций; Практического манипулирования с предметами; Использования ассоциативных связей; Театрализации; Самостоятельной поисково-исследовательской деятельности. Ведущим методом в работе с детьми младшего школьного возраста является игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом того или иного исторического времени, а значит, осваивать. Преобразовывать и присваивать накопленные историко-культурные ценности. Перечисленные методы реализуются в разнообразных формах работы педагога с учащимися: викторинах и кроссвордах, шарадах и ребусах, командных соревнованиях и дискуссиях, творческих заданиях, выполняемых как в школе, так и на музейных экспозициях, праздниках и театрализованных постановках и т. п. Включение музеев в образовательно-воспитательный процесс - дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Воспитатели, осознавшее великое и незаменимое значение музея как воспитательного и образовательного центра, выражают порой недоумение, почему нет ожидаемого результата, хотя водят своих подопечных в музей чуть ли не каждый месяц. Оказывается, дело вовсе не в частоте посещений музеев, а в степени подготовленности ребенка к восприятию предметного языка культуры. Привести детей в музей и ожидать от них полноценного восприятия информации - дело настолько же наивное и безнадежное, как уповать на то, что человек, впервые взявший в руку скрипку, кисть, глину, начнет создавать прекрасные произведения искусства. Воспитатель должен отдавать себе отчет в том, что дошкольник не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея, к постижению скрытого смысла окружающих его вещей. Требуется большая предварительная подготовка к общению с предметным миром культуры или, если угодно, специальное музейное образование. Оно непосредственно связано с формированием музейной культуры человека, которая в музейной педагогике определяется степенью подготовленности к восприятию музейной информации. Занятия в музее должны сопровождаться так называемыми творческими заданиями, которые легко могут быть использованы любым музеем. Занятия с детьми должны решать следующие задачи: Научить ребенка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т. е. оценивать с точки зрения развития истории и культуры; Формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры; Формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, художественное восприятие действительности; Формировать устойчивую потребность и навыки общения с памятником, с музеем; Развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию; Формировать уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей; Развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов. Содержание бесед должно быть таким, чтобы оно помогло ребенку создать в своем воображении максимально цельную картину окружающего мира, совершить собственные маленькие открытия на пути постижения многовековой культуры человечества, ощутить себя наследником этого богатства. На конкретном материале и доступных примерах детям представляется возможность размышлять над следующими проблемами: Что такое предмет, его свойства; Какова эстетика вещи, ее особое значение как старинного предмета; В чем сущность, преемственность, неразрывность исторического времени; Чем выражается взаимосвязь между временем, вещью и человеком; Что такое «окружающий мир» и «культура», их взаимосвязь; Как объяснить понятие «памятник» истории, культуры, природы. Многообразие памятников. Памятник - предмет, миф, легенда, сказка, произведение народного искусства, природный объект. На первый взгляд, затрагиваемые проблемы достаточно сложны для понимания дошкольников. Однако игровая форма объяснения материала не только делает его доступным, но и вызывает большой интерес у ребенка. Из всего многообразия материала, характеризующего способы познания и преобразования человеком окружающего мира, должны отбираться те явления истории и культуры, которые должны присутствовать в жизни каждого человека и открывать ему путь в мир прекрасного. Оценивать результаты детского творчества следует с позиции сформированности у ребенка основ музейной культуры. В своих работах, ответах дети должны проявить следующие умения и навыки: Видеть в предметах окружающей действительности широкий историко-культурный контекст; Выявлять предметы музейного значения дома, в школе, на улице, у знакомых - в окружающем мире; Иметь представление о вкладе различных цивилизаций в мировую культуру; Проявлять устойчивый интерес к музею как к уникальному феномену культуры; Владеть навыками восприятия особого образного языка музейной экспозиции; Эмоционально воспринимать культурное наследие в различных формах его существования; Обладать навыками общения с культурным наследием: уметь вести себя в музее, на выставке, иметь навык пристального разглядывания объекта, вещи. Таким образом, музейная педагогика значительно расширяет возможности воспитателя в решении задач, связанных с историческим, культурологическим образованием. Она направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, раритеты, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира. 2. Формирование готовности к восприятию произведений искусства. Предоставление детям возможности познакомиться с лучшими сокровищам мирового искусства лежит в основе разработанного нами проекта “Мы входим в мир прекрасного”. Цель работы: обогащение духовного мира детей через приобщение к лучшим сокровищам мирового искусства. Мы поставили перед собой следующие задачи: формирование знаний детей о различных видах и жанрах изобразительного искусства, о своеобразии произведений разных эпох и народов, о создателях; развитие способности к проявлению эстетических чувств, высказыванию художест-венных суждений о произведениях изобразительного искусства, к эмоциональному сопереживанию, одобрению прекрасного, доброго и осуждению безобразного, злого в жизни и изобразительном искусстве как способе отображения; воспитание ценностного отношения к искусству, потребности в общении с произведениями изобразительного искусства. Работая по проблеме реализации интегрированного воздействия на ребенка различных видов искусств и музыкальной деятельности, и решая задачи комплексной республиканской “Программы воспитания ребенка-дошкольника”, мы пришли к необходимости использования ряда парциальных программ, одной из которых стала первая отечественная многоуровневая музейно-педагогическая программа “Здравствуй, музей!”. В работе с дошкольниками используется лишь один из ее разделов - “Мы входим в мир прекрасного”. Адаптировав данную программу под намеченные нами задачи и условия детского сада, мы выделили основные направления работы: Музейная педагогика в дошкольном учреждении Детский сад в пространстве музея Работа в дошкольном учреждении включает в себя два этапа: подготовка ребенка к посещению музея закрепление художественных впечатлений детей после посещения музея. В свою очередь они предусматривают определенные направления работы: ознакомление детей с культурой поведения в общественных местах, где педагоги знакомят дошкольников с навыками поведения в общественных местах и навыками поведения в ходе экскурсии в музее формирование готовности к восприятию произведений искусства. Основой работы является: Знакомство с материалами, из которых создаются произведения искусства. Ознакомление детей с видами искусства и жанрами изобразительного искусства. Знакомство со средствами изобразительного материала. Ознакомление детей с видами и жанрами изобразительного искусства происходит по следующим разделам 1. Живопись (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой жанр, исторический жанр, былинно-сказочный жанр, культовая живопись). Рассматривая портреты героических людей и обаятельные женские образы, дошкольники узнают о быте разных сословий горожан и селян. Знакомя с произведениями исторического и религиозно-библейского содержания, сравнивают их со сказочно-былинными образами и реальными сюжетами быта россиян. Натюрморты формируют у детей истоки нравственно-эстетического отношения к дарам природы - урожаю и цветам, уважительное отношение к труду людей - и тех, кто растил урожай. : 2. Архитектура (русская деревянная, храмовая, сказочная, градостроительство, садово-парковая). 3. Скульптура (монументальная, станковая, декоративная). 4. Графика (книжная, плакатная) Декоративно-прикладное искусство (народная игрушка, росписи, вышивка, ткачество, резьба, украшение одежды): народное декоративно-прикладное искусство чувашское декоративно-прикладное искусство Творческой группой педагогов МДОУ “Детский сад №70” в ходе реализации проекта “Мы входим в мир прекрасного” разработаны: перспективные планы по ознакомлению детей дошкольного возраста с изобразительным искусством; диагностический инструментарий выявления знаний детей по видам и жанрам изоискусства; систематизированы в единый банк данных автобиографии известных живописцев составлено краткое описание изучаемых картин; конспекты занятий по ознакомлению детей с живописью, книжной графикой, скульптурой 1 этап работы характеризуется проведением педагогами ДОУ предварительных занятий. Они помогают детям внутренне подготовится к восприятию художественных экспонатов в музее, эмоционально настроится и получить первоначальные знания. Этому способствуют: демонстрация произведений искусства, искусствоведческие беседы, знакомство детей с творчеством художников и с художественными материалами. Так, к примеру, перед первым посещением музея в старшей группе воспитатели рассказывают детям о разнообразии музеев, о том, что хранятся в музеях; знакомят с культурой поведения в музее, правилами рассматривания картин и экспонатов. Данная работа не является для педагогов, детей и родителей новой, т. к. начиная с младшей группы дети уже получают первоначальные знания об изобразительном искусстве. Ключевой работой во II младшей группе является рассматривание детьми книжных иллюстраций В. Сутеева, Е. Чарушина и Ю. Васнецова, а также знакомство с такими жанрами живописи как пейзаж и портрет, выделение их основных отличий. К концу среднего дошкольного возраста дети уже различают основные виды изоискусства (живопись, книжная графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и жанры живописи (пейзаж, портрет, былинно-сказочный жанр), распознают и называют произведения наиболее известных художников (И. Шишкин, И. Левитан, В. Васнецов, В. Сутеев, Е. Чарушин, Ю. Васнецов). В старших и выпускных группах они закрепляют и расширяют полученные знания. И одним из условий, наиболее ярко способствующих этому процессу, на наш взгляд является посещение детьми музея. Поэтому связующим звеном между I и II этапами работы является посещение детьми старших и выпускных групп музея. В январе 2004 года был заключен договор с Центром духовного просвещения “Культурно-выставочным центром “Радуга”. Сотрудниками центра был разработан перспективный план работы в музее для детей старших и выпускных групп. Здесь дети не только расширяют знания о жанрах живописи, но и знакомятся с видами скульптуры, чувашским декоративно-прикладным искусством. Занятия проводятся в виде мастер-класса, который ведут известные живописцы, художники декоративно-прикладного искусства, скульпторы. В процессе тесной работы с работниками КВЦ “Радуга” у детей развиваются такие интеллектуальные чувства, как удивление, удовлетворение от сделанного открытия, восхищение, ассоциативное мышление, фантазия, воображение, формируются навыки устной речи. Занятия помогают направить и открыть ребенка навстречу добру, сформировать потребность и готовность проявлять сострадание и со-радование, позитивное отношение к окружающему миру, другим людям и самому себе. Основной задачей работы II этапа - после посещения музея является обобщение и закрепление впечатлений детей. Этому способствуют итоговые и интегрированные занятия в детском саду. По результатам занятий можно судить об изменениях в эстетическом и познавательном развитии ребенка. Наблюдения, беседы, анализ детских работ показывают, насколько у ребенка сформировался “образ музея”, развилась зрительная память, художественное мышление и воображение, заметен ли прогресс общего культурного уровня и обогащение изобразительной деятельности. Итоговые занятия проводятся в форме искусствоведческой беседы с детьми о творчестве художника с демонстрацией его произведений. Наблюдения и опросы детей показывают, что наиболее понятный и любимый детьми жанр - это сказка в живописи. И это не удивительно, так как сказки несут в себе то тепло, которого порой так не хватает детям. Творчество великого живописца-сказочника Виктора Михайловича Васнецова является основой в данном виде работы. Его картины, так же как и сказки, учат доброте, честности, взаимовыручке и умению сопереживать. Интересно проходят в детском саду и развлечения: путешествия детей в исторические времена, игры и викторины “знатоков искусства”, тематические вечера. Воспитание красоты неразрывно связано с потребностью выразить свои впечатления в какой-либо форме. Это как вдох и выдох. Если восприятие можно назвать вдохом, то выражение воспринятых образов, красок, звуков в той или иной форме - выдохом. Мы помогаем ребенку выразиться, т. е. “выдохнуть” в рисунке, в поделке, в игре или в слове свой внутренний мир, даем ему возможность сделать это непосредственно и свободно, выразить все то, что он хочет и как он хочет. Итак, опираясь на опыт музейных впечатлений, дети лучше ориентируются в мире красоты и добра, что является гарантом повышения общего культурного уровня. Мы почувствовали, что, благодаря содержательному, эмоциональному и творческому погружению детей в мир живописи педагогам детского сада удается приобщить их к истокам народности, духовности, постепенно раскрыть в наших детях эмоциональную отзывчивость, чуткость, восприимчивость к художественным произведениям, взращивать ростки доброты. Наша задача - создавать условия для возникновения радости, эстетических переживаний, уверенности и других нравственных чувств. Дети всегда будут любить и долго помнить те места и тех людей, где они испытали эти прекрасные чувства. Туда их будет тянуть как магнитом - это проверено жизнью. 3. Литература. 1.Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. - М., «Просвещение». 1991г. 2. Парамонова Л. А. Музей и дети. М., «Карапуз», 1999г. 3. Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. -С.Пб. 1996г. 4.Доронова Т. Н. Дошкольникам о художниках детской книги.- м. 1991г. 5. Компанцева. Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке.-М.1985г. 6. Чумичева Р. М. Дошкольникам о живописи. - М. 1992г. 7. Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа - С. Пб., 1997г. 8.Журнал « Дошкольное воспитание» №5 ,2002г. стр 13 Н. Кутьина « На пути к музею». |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |