|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Формирование экологических представлений о многообразии растительного мира на основе проектной деятельностиФормирование экологических представлений о многообразии растительного мира на основе проектной деятельности2 Министерство образования и науки российской федерации Федеральное агентство по образованию Коми государственный педагогический институт Факультет педагогики и методики начального образования Специальность «Дошкольная педагогика и психология» Кафедра педагогики и методики начального образования Заочное отделение Контрольная работа по методике преподавания экологии Формирование экологических представлений о многообразии растительного мира на основе проектной деятельности Преподаватель: Партыка Н. В. Исполнитель: студентка 5 курса 4 группы Ивашкова О. В. Сыктывкар, 2010 Содержание работы Введение I. Формирование экологических представлений о многообразии растительного мира на основе проектной деятельности 1.1 Ознакомление дошкольников с многообразием растительного мира 1.2 Специфика метода проектов 1.3 Экологические проекты в ДОУ II. Тематическое планирование по формированию экологических представлений о многообразии растительного мира на основе проектов 2.1 Описание проектов Заключение Использованные материалы Введение В наши дни проблема окружающей среды чрезвычайно актуальна и привлекает к себе все больше внимания. Трудовая деятельность и образ жизни современного общества превратились в мощную преобразующую силу, которая воздействует на биосферу и нарушает ход ее естественной эволюции. Выход из экологического кризиса, отмечают ученые, техническими средствами невозможен. Экологическое образование выступает необходимым условием преодоления негативных последствий антропогенного влияния на окружающую среду и фактором формирования экологической культуры личности как регулятора отношений в системе «человек - окружающая среда». Экологическое образование признано международным экологическим движением педагогов важнейшим направлением педагогических исследований и совершенствования образовательных систем (2001). Экологическое образование как комплексная проблема современности стала объектом внимания философско-социологических исследований, рассматривающих экологические проблемы как общечеловеческие (Э.В. Гирусов, Ю.Г. Марков, Д.Ж. Маркович, Н.И. Моисеев и др.). Первостепенную важность для развития экологического образования приобрели основные положения Концепции устойчивого развития (Конференция ООН по окружающей среде в Рио-де-Жанейро. 1992), Концепции образования в области окружающей среды (межправительственная конференции в Тбилиси 1977), Концепции экологического образования РАО (1994). Известны также работы Захлебного, И.Д. Зверева, Б.Г. Иоганзена, Н.Н. Моисеева, И.Т. Суравегиной, AT. Сидельковского и др., которые разработали общетеоретические и методологические аспекты экологического образования школьников. В педагогической науке существуют два разных термина: «экологическое воспитание» и «экологическое образование». Первое невозможно без второго, и поэтому образование должно развиваться в контексте второго, тем более, что знания сами по себе еще не определяют направленность деятельности человека. Сущность экологического образования и воспитания заключается в обретении каждым человеком чувства природы, умения вникать в ее мир, в ничем незаменимую ценность и красоту; понимании, что природа есть основа жизни и существования всего живого на земле; диалектической неразрывности и взаимообусловленности природы и человека. В таких условиях особую важность приобретает экологическое образование, которое рассматривается рядом ученых как важнейший фактор нравственного формирования личности. По мнению И.Л. Бондаренко, Н.Н. Достовалова, М.С. Каган, Н.В. Картомышева, воспитание подрастающего поколения с высокой экологической культурой позволит преодолеть целый ряд негативных явлений в жизни общества, гармонизировать отношения человека с другими людьми, с природой, с самим собой как частью природы. Цель экологического образования - формирование нравственно-ценностных отношений к природе и людям, способности к самоограничению, чувства личной ответственности за состояние окружающей среды, практического участия в возрождении нарушенного равновесия между человеком и природой. Проблемами современной экологии занимается сейчас большой отряд ученых. В наше время трудно назвать фундаментальные научные направления, в данных которой не нуждалась бы экология. Среди философско-методологических исследований экологической проблемы выделяются работы Б.А. Вороновича, Э.В. Гирусова, А.А. Горелова, В.А. Лось, М.Н. Мамедова, П.Б. Новикова, А.Д. Урсула, И.Т. Фролова и др. Вместе с тем, в последние годы экологическая проблема становится объектом изучения социоэкологических исследований. В этом плане заслуживают внимания работы Г.А. Бачинского, Э.В. Гирусова, В.Д. Комарова, A.M. Кочергина, Ю.Г. Маркова, Н.Ф. Реймерса и др. В них раскрывается социально-философская концепция экологической проблемы и пути ее решения на основе системного подхода к социально-экономическому и экологическому развитию общества, анализа эволюции теоретического и практического отношения человека к природе. Несмотря на обилие исследований в области экологического образования, разработок, посвященных проблеме специфики метода проектов, этапности их использования в ДОУ, недостаточно. В связи с этим, тема нашей контрольной работы «Формирование экологических представлений о многообразии растительного мира на основе проектной деятельности» является актуальной. I. Формирование экологических представлений о многообразии растительного мира на основе проектной деятельности 1.1 Ознакомление дошкольников с многообразием растительного мира Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.[4] Растения пашей планеты чрезвычайно разнообразны и представлены большим многообразием форм. Для того, чтобы разобраться в мире растений, необходимо изучить их, расположить в определенной системе. Современная систематика устанавливает сходство растений по строению и происхождению, отражает родственные, т. е. эволюционные, взаимоотношения между растительными организмами.[9] Ознакомление дошкольников с растительным миром в ДОУ начинается уже в младших группах. Прежде всего, на занятиях. Разрабатывая методику проведения занятий, воспитатель в младших группах отдает предпочтение наглядным методам, а также практическим. Словесные методы применяются как дополнительные. Но основные знания о растениях воспитанники младших групп получают не на занятиях, а в повседневной жизни. Для этого целесообразно использовать работу в уголке природы, наблюдения и труд на участке, рассказывание и другие методы работы. К переходу в среднюю группу у детей накапливаются конкретные представления о некоторых объектах и явлениях природы. Наиболее распространенными в средней группе являются занятия, проводимые методом наблюдения. Широко используют сравнение наблюдаемого предмета с другим, или изображенном на картинке. Результатом наблюдения являются новые знания об объекте, уходе за ним и т. д. В средней группе могут проводиться природоведческие экскурсии - в лес, в парк, на водоем и т. д. и экскурсии на сельскохозяйственные объекты. Проводятся и экскурсии эстетической направленности. В средней группе на занятиях с детьми впервые начинают проводиться беседы природоведческого содержания. Таким образом, в средней группе используются разнообразные виды занятий, позволяющие решать задачи программы. В повседневной жизни следует целенаправленно и систематически накапливать чувственный и практический опыт, упражнять детей в применении полученных знаний и умений, стимулировать и поддерживать проявления к окружающему миру, гуманных чувств и поведения. Ценным пособием для знакомства детей с природой может стать календарь природы. Все формы работы с детьми воспитатель использует для воспитания бережного отношения к природе. Он показывает, как правильно сорвать цветок, не повредив корень, ограничивает количество растений для букета, венка, не позволяет выбрасывать сорванные растения. [9] Проведение занятий в старшей группе отличается от этой формы работы в средней группе. Обучение на занятиях становится основным средством образовательной работы. Усвоение знаний о растительном мире успешно осуществляется посредством простейших опытов, моделирования, элементарной поисковой деятельности дошкольников. Значимое место в обобщении и систематизации знаний занимают беседы. В повседневной жизни используются разнообразные методы и формы работы - наблюдения на участке детского сада и в уголке природы, труд, целевые прогулки и т. д. В подготовительной к школе группе в центре внимания воспитателя стоят работа по обобщению и систематизации знаний детей о природе, формирование первоначальных понятий, позволяющих детям шире ориентироваться в окружающем. Наряду с занятиями, на которых осуществляется формирование конкретных знаний о растениях, широко используются занятия, обобщающие знания детей. Они проводятся методом беседы, сравнительных и обобщающих наблюдений. Рекомендуется проводить занятия типа экскурсий в природу методом наблюдения. Необходимое требование к занятиям - организация активной деятельности детей с познаваемым материалом. Значительное место в работе с детьми занимают такие методы, как моделирование, опыты, опирающиеся на активность и растущую самостоятельность дошкольников. В подготовительной группе содержание работы в повседневной жизни становится более разнообразным и сложным. Воспитатель должен проводить целевые прогулки и экскурсии, организовывать систематические наблюдения и опыты, элементарную поисковую деятельность, активно включать в познание природных явлений практическую деятельность дошкольников, и прежде всего труд по выращиванию растений и уходу за ними.[9] Таким образом, формирование знаний у дошкольников о многообразии растительного мира происходит на протяжении всего дошкольного детства, постепенно усложняясь на каждом этапе. 1.2 Специфика метода проектов Спецификой метода обусловлен его воспитательный потенциал. Особая педагогическая значимость метода проектов заключается в следующем: - он открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром; - является педагогической технологией, актуализирующей субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе, является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей; - это один из немногих методов, выводящий педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду. Кроме того, метод проектов способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, творческой личностно- и общественно-значимой деятельности; реализует процесс сотрудничества детей и взрослых; позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста - от проекта к проекту.[1] В зарубежной и отечественной педагогической литературе существует множество различных толкований метода проектного обучения, проектирования в обучении, моделирования в образовании. Метод проектов - целенаправленная учебная, школьная или внешкольная деятельность с определенной целью, по определенной программе для решения учебных, поисковых, исследовательских, практических задач по предметной, межпредметной, интегрированной, надпредметной основе. Учебный проект - это творческая, в значимой мере самостоятельная деятельность учащихся, включающая в себе: - поиск информации, необходимой для реализации идей проекта, анализ и обобщение собранного материала; - выработку гипотез собственных исследований, экспериментальную проверку или сбор экспериментальных данных, теоретическое обоснование выдвигаемых идей; - социально-значимую практическую деятельность по результатам проведенных исследований, отражающих личностно-индивидуальную позицию.[8] Концептуальные основы метода проектов (по Дж. Дьюи): - ребенок в своем онтогенезе повторяет путь человеческого познания; - ребенок обучается на основе естественной потребности в знаниях, являясь активным участником (субъектом) своего обучения, а не просто воспринимая информацию из окружающей среды органами чувств; - усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс; - условия успешности обучения - проблематизация учебного материала, активность ребенка, связь обучения с жизнью, игрой, трудом; - мотивы обучения - исследовательский, социальный, созидательный.[8] 1.3 Экологические проекты в ДОУ Метод проектов, как уже указывалось выше, связан с развивающимся личностно-ориентированным обучением и может широко использоваться в ДОУ любого типа, в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Данный метод дает возможность развивать индивидуальную и коллективную деятельность детей, расширять их опыт общения, дает возможность педагогу осуществлять личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. Основные требования к использованию метода проектов в детском саду: 1. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск. 2. Проект - это «игра всерьез», результаты которой значимы для детей и взрослых. 3. Обязательные составляющие проекта - детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение дошкольниками полученных знаний на практике.[7] В работе со старшими дошкольниками выделяют следующие этапы проекта: 1. Подготовительный - постановка цели и задач, определение методов исследования, подготовительная работа с педагогами и дошкольниками, выбор и подготовка оборудования и материалов. Не следует ставить перед детьми слишком отдаленные задачи, предлагать далекие перспективы, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности. 2. Собственно исследовательский - поиск ответов на поставленные вопросы. 3. Заключительный - обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций для практических работников. Проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными, их длительность определяется педколлективом ДОУ в зависимости от решаемых задач. Проект можно рассматривать как дополнение к любым общеразвивающим, комплексным программам и парциальным программам экологического направления. Этапы разработки и проведения проекта: 1. Педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов детей. 2. Вовлекает дошкольников в решение проблемы (обозначение «детской цели»). 3. Намечает план достижения цели, поддерживая интерес детей и родителей. 4. Обсуждает план с семьями воспитанников. 5. Обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ (творческий поиск). 6. Вместе с детьми и родителями составляет план-схему проведения проекта и вывешивает ее на видное место. 7. Совместно с родителями и детьми собирает информацию, материал по проекту. 8. Проводит занятия, игры, наблюдения, поездки - все мероприятия основной части проекта. 9. Дает домашние задания и детям, и родителям - выполнение самостоятельных творческих работ (поделки, рисунки, альбомы, приложения, поиск материала, информации). 10. Организует презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция, КВН). 11. Совместно с детьми составляет книгу или альбом по выполненному проекту. 12. Подводит итоги: обобщает опыт и выступает на педсовете.[3] II. Тематическое планирование по формированию экологических представлений о многообразии растительного мира на основе проектов 2.1 Описание проектов В середине 90-х гг. слово «проект» прочно вошло в нашу жизнь и метод проектов удачно вписался в систему работы дошкольных учреждений. Экологические проекты открывают возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка и, исходя из потребностей и интересов, развивают его как личность.[7] Наш детский сад тоже широко использует проектную деятельность. Темы для исследования берутся самые разнообразные. Мы остановимся на трех из них: 1. «Зеленая аптека». (Приложение №1) При создании этого проекта использовались авторские разработки Л. А. Макаровой, воспитателя-эколога НШДС №104 г. Сыктывкара. Проект адаптировали к природным условиям нашего города. В ходе работы над проектом выделились следующие положительные моменты: привлечение детей, родителей к ознакомлению с лекарственными растениями, представление своего проекта (защита) перед другими дошкольными группами, т. е. самореализация. В результате осуществления проекта повысился уровень заинтересованности детей и родителей в укреплении собственного здоровья. 2. «Цветущий дом». (Приложение №2) В разработке этого проекта частично использовали авторские разработки Н. Н. Ивлевой, методиста ИМЦ г. Сыктывкара, Е. Н. Дмитриевой, Э. В. Каневой, воспитателей ДОУ №108 г. Сыктывкара. Реализация проекта проводилась в старшей группе. В итоге дети расширили свои знания в области комнатных растений, ухода за ними. 3. «Ах, картошка, ты картошка!». (Приложение №3) Долгосрочный проект, для создания которого были заимствованы авторские разработки Г. М. Усачевой, воспитателя-эколога МДОУ №66 г. Сыктывкара ( Экологические проекты в ДОУ и начальной школе: методические рекомендации/Ред. и сост. Хабарова Т. В. - Сыктывкар: КРИРОиПК, 2004). К сожалению, осуществление данного проекта невозможно было сделать в полной мере из-за отсутствующих погодных условий для высадки картофеля в открытый грунт и мы ограничились посадкой в группе. Там не менее в конечном итоге дети узнали много нового о картофеле, истории его появления, познакомились с разными способами выращивания, вредителями растения, крахмале и пр. Заключение В современном мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранению всего генетического разнообразия живых существ, сбережения генофонда планеты. Особо остро в сложившихся условиях встала задача экологического образования населения. Первостепенное значение при этом придается экологическому образованию подрастающего поколения.[9] Освоение детьми основ экологической культуры во многом зависит от воспитателя детского сада: от его экологической и методической грамотности, понимания важности экологического воспитания в формировании личности воспитанников, от умений создавать условия для подобной работы, увлечь детей и увлекаться этими проблемами самому.[9] Хорошим подспорьем в этом является метод проектов, который открывает массу возможностей для полноценного экологического воспитания дошкольников. Используемые материалы 1. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации//Народное образование, 2000. - №9. 2. Вестник УДО администрации МО «Город Сыктывкар», 2005. - №1. 3. Данюкова А. А вы любите проекты?//Обруч, 2001. - №4. 4. Дыбина О. В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2005. 5. Кагаров Е. Г. Метод проектов в трудовой школе. - М.: Учпедгиз, 1926. 6. Кильпатрик В. Метод проектов: применение целевой установки в педагогическом процессе. - М.: Учпедгиз, 1925. 7. Колпачникова О. В. Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников//Воспитатель ДОУ, 2009. - №3 8. Левчук Л. В. Проектное обучение и российская школа//Экологическое образование, 2002. - №3. 9. Мир природы и ребенок. Учебное пособие./под ред. Л. Н. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - С-Пб.: Акцидент, 1998. 10. Рыжова Н. А. Экологический проект «Здравствуй, дерево»//Дошкольное образование, 2002. - №3. 11. Чечель И. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула//Директор школы, 1998. - №3. 12. Экологическое воспитание дошкольников/под ред. Л. Н. Прохоровой. - М.: Аркти, 2003. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |