|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Формирование у младших школьников историко – обществоведческих знанийФормирование у младших школьников историко – обществоведческих знаний45 Содержание Введение Глава 1. Теоретические основы формирования общественно - исторических знаний в начальной школе 1.1 Цели современного исторического образования 1.2 Тенденции современного исторического образования Выводы по первой главе Глава 2. Изучение опыта по формированию ценностного потенциала 2.1 Развитие методики преподавания истории в начальной школе. 2.2 Современные методики преподавания историко - обществоведческих знаний в начальной школе Выводы по второй главе Заключение Список использованной литературы Глоссарий по категориальному аппарату Глоссарий по персоналиям Приложение Введение Актуальность исследования: современное состояние в преподавании истории и обществознания непосредственно связано с развитием и внедрением историко - обществоведческих знаний на начальном этапе. Из актуальности вытекает противоречия в решении такой проблемы. В современных условиях потребность введения в начальную школьную исторического потенциала, но в реальной практике в сельских общеобразовательных школах не вводится предмет история, поэтому возникшая потребность в исследовании, при таких условиях возможно изучение историко - обществоведческих знаний в начальной школе. Цель нашего исследования является в определении, теоретическом обосновании, изучения педагогического опыта и в практическом реализации формирования историко - обществоведческих знаний в начальной школе. Объект исследования: содержание историко - обществоведческих знаний в начальной школе. Предмет исследования: процесс формирования у младших школьников историко - обществоведческих знаний. Гипотеза: процесс историко - обществоведческих знаний будет эффективным при введение детей в содержание обучения с III класса отдельных самостоятельных уроков истории и обществознания, где в доступной форме ученики начальной школы включены в историко - обществоведческую деятельность. Задачи: 1) Выявить теоретические подходы к пониманию по формированию историко - обществоведческих знаний; 2) Проанализировать методику организации уроков истории и имеющийся передовой педагогический опыт в преподавании исторических знаний в начальной школе по данной проблеме; 3) Составить практические рекомендации по формированию историко - обществоведческих знаний в младшем школьном возрасте. Теоретико - методологические основы исследования составили теоретические положения, содержащиеся в работах отечественных авторов по данной теме: таких как Данилов Д.Д., Стрелова Р.Ю., Шамигулова О.А.; сведения из периодической печати, разработки уроков и наблюдения. Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, анализ педагогической, психологической, методической литературы, анкетирование, беседа; анализ данных анкетного опроса; качественная обработка полученных результатов. Теоретическая значимость: изучение литературы по данной теме имеет глубокую направленность теоретического осмысления, имеющего потенциала применения. Практическая значимость: практическая направленность в применении историко - обществоведческих знаний в учебной деятельности в начальной школе. База исследования: МОУ СОШ с. Новый Курмаш Кушнаренковского района Республики Башкортостан Апробация: выступил по данной теме на методическом объединении учителей гуманитарных предметов, педсовете школы. ГЛАВА I. ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИКО - ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. 1.1. Цели современного исторического образования. Изучение историко-обществоведческих знаний в школе - база для всего гуманитарного образования и основа для формирования собствен-ной жизненной позиции человека. Объектом изучения истории является прошлое людей и человечества в их естественном и социальном развитии (человек, природа, общество). Предмет изучения исторической науки - прошлое в его конкретности и неповторимости. Историческое образова-ние необходимо для социальной памяти человечества, без него нарушает-ся историческая и культурная преемственность, связь времен и поколе-ний. Это - средство приобщения школьников к достижениям отечествен-ной и мировой культуры, общечеловеческим ценностям. Это - условие воспитания любви к Родине и гражданственности. Изучение истории спо-собствует формированию у учащихся собственных ценностных ориента-ции и убеждений, полезных в социальном общении и гражданском пове-дении. Исходя из данного понимания функций исторического образова-ния, обратим внимание на особенности освещения историко-обществоведческих знаний в начальной школе. Психолого-педагогическими характеристиками младшего школьного возраста являются: эмоциональность, любознательность, в мышлении -формирование к 3-4 классу возможности построения оценочных сужде-ний, основанных на анализе и синтезе, обобщении и элементарной абст-ракции. Младший школьный возраст - период постижения окружающего мира: природы, человеческих отношений. У ребенка вырабатываются навыки общественного поведения (ответственность за поступки, взаимопомощь и пр.), интенсивно формируются почти все интеллектуальные, со-циальные и нравственные качества.[5,27] В этой связи необходимо выделить особую роль изучения отечест-венной истории в воспитании личности младшего школьника. Еще в начале XX века отмечалось, что «никакая другая область знаний и впечат-лений не дает такого материала для гуманного воспитания и развития ученика. Историческое чтение воспитывает историческую мысль и чувст-во». В мировой образовательной практике до второй половины XX века традиционной считалось, что историю изучают для запоминания истори-ческих фактов и извлечения из истории положительных примеров. Глав-ное внимание в историческом образовании в этот период, как правило, уделялось формированию патриотических идей, государственных ценно-стей, в частности, в России традиционно считалось, что история - это «хранилище уроков». При этом извлечении из истории положительных примеров и называлось «воспитанием истории». Однако, начиная при-мерно с 1970-х гг. в мировой педагогике начало утверждаться мнение, что главная цель изучения истории в школе заключается в формировании гражданских качеств личности, навыков социального поведения, прежде всего навыка «критического мышления». В странах демократической ориентации этот принцип постепенно возобладал в системах историче-ского образования.[23,16] До недавнего времени историческое образование начиналось в ос-новной школе с V класса пропедевтическим курсом истории Отечества. Историческая пропедевтика обеспечивала переход от интегративной на-чальной ступени образования к предметной, формировала представления, связанные с основными характеристиками истории, пробуждающими ин-терес к предмету. В начале 90-х г.г., в связи с переходом от линейной к концентрической структуре учебных предметов, Министерство образова-ния РФ рекомендовало перенести историческую пропедевтику из основ-ной в начальную школу. Сегодня образовательная область «Обществознание» включена в обя-зательный предмет «Окружающий мир», который призван интегрировать знания о человеке, природе и обществе. В соответствии с базисным учебным планом образовательный ком-понент «Окружающий мир» может быть представлен в двух вариантах: I - интегрированным курсом «Окружающий мир» с I по IV класс; II - курсом «Окружающий мир» в I - II классах, природоведение и пропедевтическим курсом истории в III - IV классах. Изучение данного предмета направлено на достижение следующих целей: - развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие ,задачи; - освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях при-родного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе; - воспитание позитивного ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно- нравственной культуры, патриотических чувств. Обязательный минимум содержания начального общего образования в этой части включает разделы: «Общество» и «История Отечества». Раздел «Общество» нацеливает на формирование у младших школь-ников представлений о родной стране, ее законах, государственной сим-волике и праздниках, семье, нормах морали, культуре общения, многооб-разии современного мира. Раздел «История Отечества» предусматривает предварительное (про-педевтическое) знакомство учащихся с далеким и недавним прошлым родной страны и края (исторические события, достижения культуры, быт наших предков). Такое содержание историко-обществоведческого материала форми-рует социальные представления у школьников: понимание места человека в обществе, правила поведения в общественных местах. Дети подходят к освоению различных понятий: Родина, страна, город, закон, право, правительство и др., которые являются основой социального развития. Яркие события и явления истории позволяют осмыслить значимость изучаемых фактов для жизни человека, принять их как ценность, выстраивать свое поведение с ценностных позиций. В современной ситуации, когда история Отечества в основной школе изучается только после цивилизаций Древнего мира и Средневековья, большое значение в воспитании у подрастающего поколения ценностного отношения к Родине, историческому прошлому, традициям и культуре приобретает изучение историко-обществоведческих знаний в начальной школе. Зародыш исторического интереса, по словам Л.Н. Толстого, появля-ется вследствие познания современной жизни, иногда участия в ней. Ин-терес к прошлому проявляется очень рано. Оно привлекает новизной, сво-ей необыкновенностью. Ребенок 6-8 лет воспринимает прошлое как нечто сказочное. В 9-10 лет дети тоже удивляются прошлому, но уже не вос-принимают его как сказку, хотя интерес к нему не исчезает. Ученик III -IV классов уже хочет знать, где правда, где вымысел. Стремление и уме-ние различать быль от сказки - одна из главных предпосылок изучения истории. Без этого изучение истории не приведет к желаемой цели. В соз-нании ребенка будут мирно сосуществовать сказочные и реальные сюже-ты и герои. В.А. Сухомлинский считал: «добиться того, чтобы воспитанника уже в детстве волновало настоящее и будущее Отчизны -- одна из важнейших предпосылок предотвращения моральных срывов в годы отрочества. Гра-жданские мысли, чувства, тревоги, гражданский долг, гражданская ответ-ственность - это основа человеческого достоинства», он также отмечал, что уже младших учащихся необходимо знакомить с широким кругом ис-торических событий; читать им рассказы о прошлом человечества, «когда в сознании ребёнка формируется первое понятие о добре и зле, справед-ливости и несправедливости, чести и бесчести».[13] Современные методисты Ворожейкина Н.И., Студеникин М.Т., Со-ловьев В.М. также убеждают, что события отечественной истории более близки и доступны детям, чем факты истории зарубежных стран. Подобно тому, как приобщение к языку принципиально важно начинать с родной речи, к изучению истории лучше всего приступать, знакомя детей именно с отечественной историей. Здесь школьники получают первые представ-ления о долгом и трудном пути, пройденном нашим Отечеством, об иду-щих вглубь столетий корнях. 1.2 Тенденции современного исторического образования. Современные тенденции современного исторического образования отражены непосредственно в образовательном стандарте начального общего образования по окружающему миру. Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей: - развитие восприятия как умения наблюдать, воображения как основы для решения творческих задач, мышления как умения анализировать, обобщать и др., речи как умения характеризовать объект, рассуждать, поддерживать учебный диалог; - освоение знаний о человеке и его месте в природе и в обществе; - воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения, духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в социуме. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ Человек - член общества. Взаимодействие людей в обществе (труд, общение). Трудовая деятельность людей, роль труда в жизни человека и общества. Хозяйство семьи, бюджет, деньги. Интерес и эмоционально-положительное отношение к событиям, происходящим в обществе, их оценка. Устные рассказы о своих впечатлениях по результатам наблюдений, экскурсий, чтения книг. Родная страна - Россия. Россия -- наша Родина. Государственная символика России. Государственные праздники. Россия на карте. Конституция России. Права гражданина России. Права ребенка. События, происходящие в стране. Народы, населяющие Россию (2-3): культура, национальные обычаи, характерные особенности быта. Москва - столица России (названия достопримечательностей, характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой, герб столицы). Города России (2-3): название, достопримечательности, расположение на карте. История Отечества. Знакомство с понятиями: история, историческое время, век. Отдельные, наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни людей; картины быта, труда, традиций в разные исторические времена: Древняя Русь, Российское государство, СССР, Российская Федерация. Страны и народы мира (общее представление о многообразии стран, народов; названия 2-3 стран, их достопримечательности, расположение на карте). Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу В результате изучения окружающего мира ученик должен знать: - название нашей планеты, родной страны, региона, где живут учащиеся, родного города (села); - государственную символику России; - государственные праздники. В результате изучения окружающего мира ученик должен уметь: - описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, жизни, быта и культуры России. [17] Историческая и обществоведческая тематика, заложенная в государственном стандарте для начального общего образования на уровне предмета «Окружающий мир» предполагает знакомство учащихся с культурно - историческим наследием России и мира. Таким образом, содержание, предусмотренное государственным стандартом по образовательной области «общество», является на наш взгляд, одним из источников освоения младшими школьниками ценностей общества и личности в истории в современном мире. Поэтому при выборе учебника целесообразно учитывать его информационную ценность и соответствие содержания обязательному минимуму по данной образовательной области. Содержание учебников для второго варианта (самостоятельного) пре-подавания курса наиболее полно отражает минимум содержания государст-венного образовательного стандарта для начальной школы в области «Обществознание», что способствует формированию у учащихся целостных представлений об историческом прошлом страны, о событиях и явлениях, происходящих в современном государстве, мировом сообществе; осмысле-нию их социально-позитивной значимости. Сведения по истории структу-рированы в хронологической последовательности в отличие от интегриро-ванного курса. Это позволяет формировать у учащихся ретроспективное мышление, способствующее качественной оценке значимости событий и явлений прошлого для развития государства, человечества. Внимание к биографии исторических личностей на страницах учебников «одухотворя-ет» картины прошлого, делает исторические события более близкими и дос-тупными для понимания младшего школьника, позволяет «вжиться» в эпо-ху, осмыслить ценности других людей, установить диалог. Таким образом, перечисленные аспекты содержания историко-обществоведческих знаний являются необходимой базой для формирования ценностного отношения к окружающему миру. Выводы по первой главе. Исходя из вышеперечисленных целей, задач современного исторического образования и тенденций её развития внедрение в начальную школу исторического и обществоведческого материала обосновано потребностью государства и людей в области образования. ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА 2.1 Развитие методики преподавания в начальной школе Рассмотрим современную ситуацию, сложившуюся вокруг включения историко - обществоведческих знаний в образовательное пространство начальной школы. До недавнего времени историческое образование начиналось в ос-новной школе с V класса пропедевтическим курсом истории Отечества. Историческая пропедевтика обеспечивала переход от интегративной на-чальной ступени образования к предметной, формировала представления, связанные с основными характеристиками истории, пробуждающими ин-терес к предмету. В начале 90-х г.г., в связи с переходом от линейной к концентрической структуре учебных предметов, Министерство образова-ния РФ рекомендовало перенести историческую пропедевтику из основ-ной школы в начальную. Сегодня учебный план четырехлетней начальной школы предусмат-ривает преподавание пропедевтических курсов истории и обществознания в Ш - IV классах. Две образовательные области - «Естествознание» и «Обществознание» - объединены в один образовательный компонент «Окружающий мир», который призван интегрировать знания о человеке, природе и обществе. В соответствии с базисным учебным планом образовательный ком-понент «Окружающий мир» может быть представлен в двух вариантах: I - интегрированным курсом «Окружающий мир» с I по IV класс; II - курсом «Окружающий мир» в I - II классах, естествоведческим и обществоведческим курсами в III - IV классах. На изучение обществоведческого курса отводится по одному часу в неделю. Образовательная область «Обществознание» представлена двумя разделами: «Общество» и «История Отечества». Раздел «Общество» на-целивает на формирование у младших школьников представлений о род-ной стране, ее законах, государственной символике и праздниках, семье, нормах морали, культуре общения, многообразии современного мира. Раздел «История Отечества» предусматривает предварительное (пропе-девтическое) знакомство учащихся с далеким и недавним прошлым род-ной страны и края (исторические события, достижения культуры, быт наших предков) чувств. В настоящее время для начальной школы, в соответствии с различны-ми концепциями, разработано несколько УМК и образовательная область «Обществознание» в них представлена в двух вариантах: 1) обществоведческий и естествоведческий материал дается интегриро-вано, как, например, в учебниках по окружающему миру Плешакова А.А. -«Мир вокруг нас» ( УМК «Школа России»), Виноградовой Н.Ф. - «Окру-жающий мир» ( УМК «Школа XXI века»), Поглазовой О.Т. - «Окружающий мир» (УМК «Гармония»), Саплина А.И., Саплиной Е.В., Сивоглазова В.И. -«Окружающий мир» (УМК «Планета знаний»), а также Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. - «Мы и окружающий мир» (УМК для с-мы Занкова Л.В.); 2) отдельным курсом, например, вводный историко-обществоведческий курс (авторы Д.Д. Данилов, СВ. Тырин) состоит из двух частей: «Мое Отечество» (III класс) и «Человек и человечество» (IV класс), разработанный в рамках образовательной программы «Школа 2.100», а также курс для традиционного направления в начальной школе - «Наша Родина и современный мир. Прошлое и настоящее», автором кото-рого является Н.И. Ворожейкина (учебник для Ш класса «Наша Родина в прошлом. Беседы по истории России» - авторы Н.И. Ворожейкина, Н.Ф. Виноградова; учебник для IV класса «Наша Родина и современный мир. Бе-седы о России» - авторы Н.И. Ворожейкина, Н.Ф. Виноградова, Д.В. Заяц). Знание и ценности тесно взаимосвязаны, в отдельности от знаний цен-ности не существуют. Если говорим о знании, то подразумеваем формы его выражения в соответствующих значениях. Если говорить о системе ценно-стей, то имеем в виду их содержание наполненное смыслом. Для того чтобы вещи, явления имели значение ценности, они должны быть предварительно информационно нагруженными, т.е. субъект об этих вещах, явлениях, дол-жен иметь предварительное знание и суждение, как предпосылочное знание. Такое «предпосылочное» знание закладывается и на страницах школьных учебников, являясь при этом одним из условий формирования у младших школьников ценностного отношения к окружающему миру. Знание истории позволяет человеку ориентироваться в современном мире, достигать взаимопонимания между людьми, представляющими раз-личные культурные, религиозные, этнические традиции, а также расширяет его мировосприятие. Для того, чтобы человек осознал себя в мировой «реке времен», важно понимать ценности людей прошедших эпох, их стремления и достижения. Этот опыт бесценен в начале XXI века, когда от выбора ис-торического пути, совершаемого каждым человеком в отдельности, зависит будущее России. Изучение исторического опыта человечества через осозна-ние ценностей общества, личностей в истории, помогает представить образ окружающего мира в ретроспективном аспекте, способствует осмыслению значимости современных социальных событий и явлений, пониманию ок-ружающих людей и себя в этом мире. Однако, говоря о реализации ценностного воспитательного потенциала истории, возникают следующие вопросы: На какой ступени школьного обра-зования следует начинать «воспитание историей»? Как с помощью историче-ских знаний помочь ребенку самоопределить себя в окружающем мире? История для младших школьников в том или ином виде входит в число предметов, в учебный план школы, содействуя современному развитию об-разования в России и выдвижению на первый план идеи гуманизации лич-ности, демократизации школ, всестороннего развития личности, гражданст-венности учащихся. Известно, что условия для формирования нравственных чувств, этики поведения (что составляет базу духовно-ценностной и практической ориен-тации ребёнка) создаются в начальных классах. Начальная школа представ-ляет собой фундамент, на котором основывается обучение и воспитание. Главная идея обучения, которая закладывается на современном этапе, - это всестороннее развитие ребенка. По мнению Л.В. Занкова, в развитии мыш-ления школьников история играет значительную роль, поскольку с ее изу-чением происходит еще большее расширение объема мышления, не только в пространстве, но и во времени, что развивает способность осмысливать прошлое всего человечества, выходящее за пределы личной жизни и жизни окружающих людей. [15] Но на пути «омоложения» изучения историко-обществоведческих кур-сов стоят психологические препятствия. Младший школьник не готов к изучению гражданской истории как самостоятельного предмета. Для этого необходим определенный социальный опыт, накопление разнообразных и содержательных представлений о современной жизни, о происходящих в ней изменениях. На этой основе зарождается интерес к прошлому. Зародыш исторического интереса, по словам Л.Н. Толстого, появляется вследствие познания современной жизни, иногда участия в ней. Интерес к прошлому проявляется очень рано. Оно привлекает новизной, своей необыкновенно-стью. Ребенок 6-8 лет воспринимает прошлое как нечто сказочное. В 9-10 лет дети тоже удивляются прошлому, но уже не воспринимают его как сказ-ку, хотя интерес к нему не исчезает. Ученик III - IV классов уже хочет знать, где правда, где вымысел. Стремление и умение различать быль от сказки -одна из главных предпосылок изучения истории. Без этого изучение исто-рии не приведет к желаемой цели. В сознании ребенка будут мирно сосуще-ствовать сказочные и реальные сюжеты и герои. В.А.Сухомлинский отмечал, что уже младших учащихся необходимо знакомить с широким кругом исторических событий; читать им рассказы о прошлом человечества, тогда в сознании ребёнка формируется первое поня-тие о добре и зле, справедливости и несправедливости, чести и бесчестии. Д.Б. Давыдов, Д.Б. Эльконин указывали, что младший школьный возраст - это особый период в жизни ребенка, когда происходит перестройка всей систе-мы отношений ребенка с действительностью. В исследованиях Л. И. Божович, Л.С. Выготского, Н.А. Менчинской, С.Л. Рубинштейна, Г.А. Цукерман установ-лено, что в младшем школьном возрасте интенсивно формируются интеллекту-альные, нравственные и социальные качества в процессе постижения окру-жающего мира: природы, человеческих отношений, деятельности людей. Пси-холого-педагогическими особенностями младшего школьника в освоении ок-ружающего мира являются эмоциональность, любознательность, развитие мышления и познавательного интереса. Мышление в младшем школьном воз-расте характеризуется появлением возможности к 3-4 классу построения оце-ночных суждений, основанных на анализе и синтезе, обобщении и элементар-ной абстракции. Такие качества помогают ребенку не только отмечать тот или иной факт, но и проникать в сущность некоторых явлений, вскрывать их при-чины. Талызина Н.Ф. указывает, что в младшем школьном возрасте ребенок способен оценивать свое поведение, опираясь на нравственные нормы, которые приняты им. Задача учителя - постепенно приучать детей к такому анализу своих поступков. Важно учить детей радоваться радостью других, учить их со-переживать. В младшем школьном возрасте, по наблюдениям Л. Божович, не только возникают новые эмоции, но и те эмоции, которые имели место в до-школьном возрасте, изменяют свой характер и содержание. Автор указывает на происходящее «именно в данный период развития особенно интенсивное фор-мирование моральных чувств ребёнка». [15] Ученые-педагоги - Ш.А. Амонашвили, О.С. Богданова, В.А. Максако-ва, В.И. Петрова - констатируют у младших школьников навыки общест-венного поведения, наличие деятельностного опыта, осмысленное отно-шение к окружающему миру. Выводы ученых ориентируют учителя начальной школы на создание ус-ловий, обеспечивающих включение учащихся в такие виды деятельности, в ко-торых младший школьник может реализовать возрастные и личностные воз-можности. Практический опыт показывает, что для такой реализации требуется введение учащихся в культурную и гражданскую жизнь социума. Именно пози-тивная контактность с социумом развивает и закрепляет позитивное ценностное отношение ребенка к окружающему миру. Объединение познавательного и культурно - гражданского пространств, в которые включен младший школьник, позволяет ему осмысливать, прочувствовать и принимать позитивные ценности общества. В этой связи необходимо выделить особую роль изучения истории в освоении ценностей культурного и гражданского социума младшими школьниками. Еще в начале XX века отмечалось, что «никакая другая об-ласть знаний и впечатлений не дает такого материала для гуманного воспи-тания и развития ученика. Историческое чтение воспитывает историческую мысль и чувство». [3] Процесс воспитания не возможен без обращения к цен-ностям, которые являются ядром в структуре личности. Личность - это ие-рархия ценностей. Именно ценности позволяют осознавать нормы, эталоны, идеалы, регулирующие общество и поведение отдельных людей, формиро-вать и развивать у детей социально-позитивные отношения к миру. Изучение истории в начальной школе расширяет знания (представле-ния) детей о нормах, общественных образцах и ценностях в различные ис-торические периоды на примерах поступков отдельных исторических лич-ностей. Ребёнок понимает и учится оценивать поведение исторических дея-телей, события, явления с позиций «должного». Однако только знания должного недостаточно для формирования устойчивого эмоционального отношения. Важным по этому поводу является замечание А.Н. Леонтьева о том, что знания и мысли, которые усвоены мышлением, могут не стать дос-тоянием самого человека. Главное, по его мнению, заключается в том, чтобы для самого человека становятся те мысли и знания, которые мы ему сообщаем, те чувства, которые мы у него воспитываем. [23] Якобсон П.М. указывает, на ряд обстоятельств, которые необходимо учесть в формировании устойчивых отношений с миром: умение воспитате-ля найти то «звено» в интересах и направленности человека, опираясь на которое можно будет вызвать у него моральную восприимчивость; найти возможность эмоционально воздействовать на человека; сделать моральные чувства достоянием личности, побудительным началом его поступков. Таким образом, речь идет о формировании опыта моральных пережи-ваний, создании упражнений в нравственных действиях. Формирование ценностного отношения, изменение эмоциональной сферы человека пред-полагает иного характера психологические процессы, чем те, которые име-ют место при усвоении знаний. Тут недостаточно одного лишь обязательно-го понимания тех фактов и явлений жизни, с которыми человек сталкивает-ся при тех или иных жизненных обстоятельствах, и мало просто знания об-щественных ценностей. К этому пониманию и знанию должны присоеди-няются иные процессы, которые в большей мере затрагивают личность че-ловека, чем обычный процесс освоения им знаний. Проблема формирования ценностного отношения - это проблема изменения, в известном смысле слова, личности человека, её жизненных установок, субъективного мира. «Человека надо подвести к чувствам, которых у него ещё нет, посредством правильного воздействия». [24] Это значит, что должна появиться такая психо-логическая ситуация, которая дает возможность возникнуть эмоционально-му отношению человека к определенному кругу явлений, и это образую-щееся эмоциональное отношение будет им пережито. Должно появиться пе-реживание, которого ранее не было в опыте человека. Будучи осознанным как определенное эмоциональное отношение, это переживание входит в эмоциональный опыт человека и начинает занимать известное место в его личности. Так определенная жизненная ситуация заставляет человека пере-жить новые эмоции, осмыслить причастность к определенным событиям. Через переживание человек приходит к познанию окружающего мира, его ценностей. Затем ценности, будучи пережитыми и осознанными, могут пе-рейти во внутренний план личности. Каковы же те жизненные ситуации, которые вызывают новые эмоции, способствуют расширению эмоциональ-но-ценностного опыта человека? Они многообразны: 1) переживание появляется в результате непосредственного прямого и опосредованного восприятия, а также осознания поведения других людей; 2) переживание возникает на основе заинтересованности, затронутости фактами общественной жизни и взаимоотношений между людьми; 3) переживание возникает как результат «сопереживания» чувств дру-гого человека, изображенных в искусстве (литература, театр, кино, живо-пись, скульптура, музыка); 4) переживание возникает в результате осуществления человеком по-ступка, который по своему характеру противоречит некоторым чувствам, при-сущим ему (таким, как страх, неуверенность, раздражение и т.д.) Для того чтобы найти путь к появлению социально-позитивных чувств у детей младшего школьного возраста, подвергающихся нашему воздейст-вию, необходимо, прежде всего, чтобы предлагаемый для ознакомления круг жизненных фактов и событий, нравственных понятий, положений мо-рали и т. д. глубоко эмоционально затрагивал тех, кто его воспринимает. Одним из важных условий успешности воздействия педагога на эмоцио-нальную сферу ребенка служит верный тон, правильная экспрессия, от-четливо выявляющееся отношение учителя к излагаемым фактам. Рассматривая область чувств человека и характер ее связи с лично-стью, необходимо различать: а) переживание того или иного чувства; б) по-явление у человека устойчивого эмоционального отношения, характеризую-щегося определенным содержанием и проявляющегося в различных пере-живаниях и поступках; в) появление устойчивого эмоционального образо-вания как существенного качества личности, как важного свойства лично-сти человека. Понятно, что, когда речь идет о формировании ценностного отноше-ния, подразумевается не то, что в какой-то момент однократно появится но-вое переживание, а то, что появившееся переживание явится выражением известного сдвига и эмоциональной сфере человека, выявлением образова-ния нового чувства. Это новое чувство будет проявляться при соответст-вующей жизненной ситуации в повторных и сходных по своему характеру переживаниях, и выражаться в действиях. Исходя из вышеперечисленных положений, характеризующих психо-лого-педагогические особенности формирования у младших школьников ценностного отношения к окружающему миру, рассмотрим образователь-ный и воспитательный потенциал историко-обществоведческих знаний как источник ценностного отношения. В мировой образовательной практике до второй половины XX века тради-ционным считалось, что историю изучают для запоминания исторических фак-тов и извлечения из истории положительных примеров. Главное внимание в ис-торическом образовании в этот период, как правило, уделялось формированию патриотических идей, государственных ценностей, в частности, в России тра-диционно считалось, что история - это «хранилище уроков». При этом извлече-ние из истории положительных примеров и называлось «воспитанием истории». Однако, начиная примерно с 1970-х гг. в мировой педагогике начало утверждаться мнение, что главная цель изучения истории в школе заключается в формировании гражданских качеств личности, навыков социального поведения, прежде всего навыка «критического мышления». В странах демократической ориентации этот принцип постепенно возобладал в системах исторического об-разования. Соответственно, стали меняться требования и запросы к содержа-нию исторического образования. Е.Е. Вяземский выделяет ряд факторов, которые являются определяю-щими в реализации воспитательного потенциала истории: - история, способствующая ретроспективному мышлению учащихся, помогает человеку приобрести исторический опыт, без которого трудно объективно оценить социально-экономические, политические и культурные объекты, процессы; - историческое образование, которое является основой для формирова-ния критического мышления учащихся; - исторические знания, историческая компетентность, которые являют-ся неотъемлемой частью общей культуры человека, базовым основанием для формирования собственной точки зрения человека по всем актуальным для человечества проблемам прошлого и настоящего. - демократическое образование и воспитание в духе ценностей демо-кратии, ценности прав человека, базируются на историческом фундаменте, исторических знаниях. - гражданское воспитание как социально-педагогическое во многом ба-зируется на исторической основе. [5,27] История занимает особое место в системе гуманитарного образования. По мнению Н.В. Загладина, человек, не знающий историю, не может ориен-тироваться в окружающем его мире, не способен адекватно реагировать на реальности социальной политической жизни. Е.Б. Евладова подчёркивает, что «обращение к истории должно стать поводом для обращения к себе, к собст-венным достоинствам и недостаткам, только так, соотнося общее и частное, по-нимая ответственность отдельного человека за свою судьбу и за судьбу страны, можно рассчитывать на становление граждан и патриотов».2 На уроках истории представляется возможность обсудить учебную информацию с разных точек зрения, привести школьника к пониманию ценностей других людей , причин отличного от «своего» взгляда на одни и те же события. На это обращает внимание О.Ю. Стрелова, указывая, что ««заговорить» или «поспорить» друг с другом, в частности на уроках исто-рии могут следующие субъекты диалога культур и поколений: главные дей-ствующие лица исторического сюжета и их современники; учебники и ис-торические герои; авторы учебников и современники «героев»; читатели (учителя и школьники) с авторами учебных книг; читатели могут вступить в диалог с персонажами прошлого; они же (педагоги и школьники) могут обсуждать волнующие их проблемы между собой». Пока мы не установим диалог с текстом, не «оживим» его своим отношением, он останется нами не понят. Уровень понимания и стиль общения необходимы для формиро-вания личностного ценностного отношения, раскрывают феномен ценност-ного отношения человека. [14,136] Общение порождает общность ценностей, кото-рая достигается внутренним приятием, переживанием ценностей другого человека. Механизмом ценностного общения, согласно точки зрения М.С. Кагана, является диалог. Важное значение в характеристике освоения младшими школьниками ценностного потенциала историко-обществоведческих знаний приобретает ведущий метод воспитания советской педагогики - воспитание на примере жизни и деятельности выдающихся личностей, используемый в отечественной школе советской эпохи. В.Б. Помялов, подчеркивая актуальность использова-ния данного метода в педагогическом воздействии на становление человека, особенно в младшем школьном возрасте, отмечает, что устареть обращение к положительному примеру как методу воспитания не может, поскольку на нем строится система воспитания и обучения в любой человеческой общности. [20,76] При разработке и реализации идеи воспитания на основе истории, Степанищев А.Т. обращает внимание на значение в воспитании иллюстрирова-ния героической борьбы, подвигов, талантов российских граждан - приме-ров для подражания; формирования высоких нравственных качеств у уча-щихся; предупреждения эгоизма, проявлений высокомерного отношения к инаковым ценностям и традициям. При внедрении общечеловеческих цен-ностей в сознание учащихся через проекцию историко-обществоведческих знаний, Степанищев А.Т. указывает на необходимость учитывать ряд поло-жений: вычленение и формирование российских ценностей должно стро-иться на той же методологической основе, что и общечеловеческие; выде-ление наиболее распространённых общечеловеческих ценностей и работа с целью их осознанного восприятия учащимися; объяснение, показ реальных условий взаимопроникновения общечеловеческих и российских ценностей на научный, исходя из исторического опыта, основе. [22,65] Обобщая сказанное, отметим, что, воспитывая учащихся на историческом опыте прошлого, педагог должен использовать ценностный потенциал каждого предъявляемого примера, каждой темы. Исторический и обществоведческий материал позволяет успешно транслировать общественные ценности, выработанные человечеством, расширять представления и понятия о таких ценностях как Права человека, Свобода, Правовое государство, Любовь к Родине, Терпимость, создавать эмоциональные ситуации на урок. Изучение истории своего Отечества является базовым основанием для воспитания патриотизма и формирования у учащихся собственной точки зрения на актуальные проблемы человечества в прошлом и настоящем. Для того чтобы лучше понять суть методики преподавания, мы выбрали УМК «Школа ХХI века» программа курса: «Вводный историко - обществоведческий курс» ( авторы Д.Д. Данилов, С.В. Тырин ), состоящего из двух частей: «Моё Отечество» ( III класс) и «Человек и человечество» ( IV класс ) Вводный историко-обществоведческий курс УМК «Школа 2100» (авторы Д.Д. Да-нилов, С.В. Тырин) состоит из двух частей: «Мое Отечество» (Ш класс) и «Человек и человечество» (IV класс). Авторский коллектив Образовательной программы «Школа 2100» предлагает концепцию вводного курса истории и обществознания, со-стоящего из двух частей: первая часть - «Мое Отечество» (Ш класс); вто-рая часть - «Человек и общество» (IV класс). Задача вводного курса истории и обществознания: дать ученикам на-чальной школы предварительный минимум историко-обществоведческих знаний и обучить навыкам их использования в жизненных ситуациях. Та-ким образом, историко-обществоведческий курс должен дать ученикам начальной школы доступную их пониманию, но при этом целостную кар-тину мира с точки зрения обществознания. В средней школе эти пробле-мы будут рассматриваться подробнее в разных курсах, поэтому сначала важно сформировать общее и вместе с тем целостное представление о родной стране, о ее истории и современности. Именно с этих националь-ных государственных ценностей начинает выстраиваться обществоведче-ская картина мира для ученика. На «отечественном материале» у ученика должны сформироваться первичные представления о некоторых базовых понятиях обществознания (государство, закон и т.д.). Уже в Ш классе возможно приступить к формированию начальных навыков историческо-го мышления (осознание изменяемости, развития общества как части ок-ружающего мира, выделение я том или ином общественно-историческом явлении причины и следствия его существования и т.д.). При этом курс «Мое Отечество» должен способствовать становлению патриотического чувства, гордости за свою страну, формированию той системы ценностей, которая обеспечит активную гражданскую позицию человека в будущем. Учебно-методический комплекс «Мое Отечество» состоит из про-граммы, учебника (в четырех частях), рабочей тетради и сборника мето-дических рекомендаций для учителей, планируется дополнить набор ил-люстративно-наглядным материалом (карты, схемы, видовые картины). Особенности курса: все новые понятия и явления окружающего мира подаются учащимся только через знакомые им жизненные ситуации в жанре бытовых рассказов. Чтобы обеспечить личностное восприятие уче-никами материала и стилистически соотнести курс «Мое Отечество», па-раграфы учебника являются рассказами о путешествиях по прошлому и настоящему России двух главных героев: брата и сестры Илюши и Аню-ты. Весь новый материал подается как рассказы родителей и взрослых знакомых Анюты и Илюши. Задача комплекса «Человек и человечество» - достроить элементар-ную картину мира с точки зрения общественных наук и психологии. К уровню «мое общество», «моя страна» добавляются новые уровни знаний об обществе: «внутренний психологический мир человека», «общение и общество», «человечество - как самый широкий уровень моего общест-ва». Дается общее представление о человечестве как о всех людях живу-щих и живших на земле, о неоднородности и многоликости современного человеческого общества, о том, что объединяет всех людей, об общечело-веческих ценностях. Изображается общая картина всемирной истории, которая будет изучаться в дальнейшем в средней школе в рамках разных курсов истории. Таким образом, по замыслу авторов, на выходе из начальной школы ученик будет обладать знанием целостной элементарной картины мира и умением познавать этот мир. Полный анализ построения учебников на примере УМК «Школа 2100» выглядит следующим образом. ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (3 КЛАСС - ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ) Данилов Д.Д., Тырин С.В. [8] Окружающий мир. Учебник «Мое Отечество». Введение в обществознание. Учебник для 3-го класса (1-4). В 4-х ч. - М.: «Баласс», 1998. - Ч. 1 - 64 с., илл., ч. 2 - 48 с., илл., ч. 3 - 32 с., илл., ч. 4 - 48 с., илл. Учебник представляет введение в историко-обществоведческий сегмент курса «Окружающий мир». На материале истории и современности нашей страны осуществляется знакомство учеников с базовыми обществоведческими знаниями (государство, история, демократия и т.п.); производится систематизация имеющихся у учеников представлений об обществе и истории; в конечном итоге, происходит формирование целостной предварительной картины мира младших школьников. Основные отличия данного учебника: 1) Знакомство с отечественной историей имеет целью не столько запоминание каких-то отдельных событий, имен, названий, сколько формирование целостной картины истории России. Для этого история представляется в виде смены нескольких эпох: «времена Древней Руси», «времена Московского государства», «времена Российской империи», «времена Советской России и СССР», «современная Россия». Каждая эпоха - это определенное культурное единство жителей нашей страны. Задача учеников - прежде всего научиться ориентироваться во времени - располагать конкретные факты (основные события, исторические личности, памятники культуры) на ленте времени, определять их очередность, принадлежность к веку. 2) Форма подачи материала в каждом уроке - это диалог главных героев книги (брата и сестры Илюши и Анюты) с неким взрослым (папа, случайный знакомый), который выступает носителем нового знания. Дети - герои книги - попадают в какие-то житейские ситуации, в которых имеющиеся у них представления об обществе и истории вступают в противоречие с новыми фактами. У ребят рождаются вопросы и в ответах на них излагается материал темы. 3) В учебник включены дискуссионные, проблемные темы, которые не имеют однозначной трактовки как в науке, так и в общественном мнении: «Почему распался СССР?», «Что такое демократия в современной России?», «При Сталине у нас в стране было создано справедливое общество?», «Преобразования Петра I принесли пользу или вред России?» и т.п. Несмотря на свою неоднозначность, эти вопросы актуальны и постоянно дискутируются в нашем обществе, благодаря чему ученики начальной школы сталкиваются с ними, и это порождает вопросы, которые требуют ответов, объяснений. Позиция авторов заключается в том, что ребят нужно прежде всего познакомить с тем, что существуют вопросы, на которые нет одного правильного ответа, а у разных людей могут быть разные мнения. Мышление детей еще во многом мифологично, сказочно и они ищут в истории и современности «добрых Иванов-царевичей» и «злых Кощеев Бессмертных». Мир же значительно сложнее и не может быть сведен к этой антиномии. Каждому человеку необходимо учиться самому определять свое мнение и при этом внимательно и уважительно относиться к мнению других людей. Осознание этого и есть главная цель при обсуждении дискуссионных проблем отечественной истории и современности. Допущено Министерством образования и науки РФ. Данилов Д.Д., Гребенюк Л.И., Кузнецова С.С., Сафиулина Н.Г. Рабочая тетрадь к учебнику «Мое Отечество». 3-й класс (1-4). - М.: «Баласс», 1999. - 64 с., илл. Рабочая тетрадь содержит практические задания по пропедевтическому курсу отечественной истории и обществознания и является приложением к учебнику «Мое Отечество», 3-й класс (1-4), авторы Д.Д. Данилов, С.В. Тырин, Сизова Е.В., Харитонова Н.В. Самостоятельные и проверочные работы к учебнику «Мое Отечество». 3-й класс (1-4). - М.: «Баласс», 2003. - 48 с., илл. Самостоятельные и проверочные работы к учебнику «Мое Отечество» являются составной частью учебно-методического комплекта для 3-го класса по пропедевтическому курсу отечественной истории и обществознания, содержит дидактический материал для проведения контроля за усвоением знаний и навыков Допущено Министерством образования и науки РФ. Бердинских В.А., Бердинских М.Л. Родная страна. Книга для чтения по истории для 3-4-го классов.. - М.: «Баласс», 2005. - 144 с., илл. (Серия «За страницами учебника») Книга для чтения предназначена для учащихся 3-4-го классов начальной школы, изучающих курс «Окружающий мир», составной частью которого является пропедевтический курс истории и обществознания. Данное пособие снабжено методическими указаниями, в которых поясняется, как его можно использовать параллельно с учебником по окружающему миру «Мое Отечество». Книга для чтения может также использоваться в работе по другим образовательным системам. Данилов Д.Д., Гребенюк Л.И., Кузнецова С.С., Сафиулина Н.Г. Мое Отечество. 3-й класс (1-4). Методические рекомендации для учителя. - М.: «Баласс», 1999. - 96 с. [9] В методическое пособие включены программа пропедевтического курса отечественной истории и обществознания для начальной школы, тематическое планирование уроков в 3-м классе из расчета 1 час в неделю, методические комментарии к учебнику «Мое Отечество» (авторы Д.Д. Данилов, С.В. Тырин), поурочные методические разработки. ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (4 КЛАСС - ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ) Окружающий мир. Учебник «Человек и человечество». Вводный курс истории и обществознания для 4-го класса в 2-х книгах. Авт. коллектив: Г.Э. Белицкая, Н.В. Иванова (книга 1); Д.Д. Данилов, С.С.Кузнецова, С.В. Тырин (книга 2). - М.: «Баласс», 2000. - Ч. 1 - 48 с., ил., ч. 2 - 96 с., илл. Учебник является второй частью историко-обществоведческого сегмента курса «Окружающий мир». С его помощью завершается формирование целостной предварительной картины мира младших школьников. Содержание книги указывает на тесную интеграцию со второй половиной курса «Окружающий мир» - учебниками по введению в естествознание, созданными авторским коллективом под руководством А.А. Вахрушева, в частности, с учебником для 4 класса - «Человек и природа». Первые главы двух учебников посвящены проблеме человека - в одной книге с позиции анатомии, а в другой - с позиции психологии. Далее рассматриваются различные уровни взаимодействия человека соответственно с природой и обществом. В учебнике «Человек и человечество» это - человек в непосредственном кругу общения, человек в истории человечества, человек и многоликое человечество, человек и единое человечество. Таким образом, младшие школьники осмысливают, к примеру, следующие проблемы: «Почему в обществе возникают конфликты и как их разрешать?», «Для чего нужны совесть и мораль?», «Чем отличаются люди, живущие на Земле?», «Что объединяет все человечество?». Последний урок посвящен проблеме «Как человеку жить в обществе?». На взгляд авторов, точно так же как единственная стратегия выживания человека во взаимоотношениях с природой - это переход к экологическому хозяйству, во взаимоотношениях между людьми главный приоритет - формирование толерантной личности - человека, способного самостоятельно определять свою позицию, заинтересованно и терпимо относится к позициям и интересам других людей. Допущено Министерством образования и науки РФ. Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Харитонова Н.В., Кузнецова С.С. Окружающий мир. Рабочая тетрадь к учебнику «Человек и человечество», 4-й класс. - М.: «Баласс», 2001. - 80 с., илл. Рабочая тетрадь содержит практические задания по вводному курсу истории и обществознания и является приложением к учебнику «Человек и человечество» для 4-го класса (1-4). Бердинских В.А., Бердинских М.Л. Родная страна. Книга для чтения по истории для 3-4-го классов.. - М.: «Баласс», 2005. - 144 с., илл. (Серия «За страницами учебника») Книга для чтения предназначена для учащихся 3-4-го классов начальной школы, изучающих курс «Окружающий мир», составной частью которого является пропедевтический курс истории и обществознания. Данное пособие снабжено методическими указаниями, в которых поясняется, как его можно использовать параллельно с учебником по окружающему миру «Мое Отечество». Книга для чтения может также использоваться в работе по другим образовательным системам. Данилов Д.Д. и др. Человек и человечество. 4-й класс. Методические рекомендации для учителя. - М.: «Баласс», 2001. - 256 с. В методическое пособие включены программа пропедевтического курса отечественной истории и обществознания для начальной школы, тематическое планирование, методические комментарии к учебнику «Человек и человечество», поурочные методические разработки. Современные методики в преподавании историко - обществоведческих знаний в начальной школе. Специальные методы и приемы, применяемые на уроке при изучении историко-обществоведческого содержания, способствующие созданию эмоциональной ситуации - необходимый элемент в формировании ценно-стного отношения у младших школьников к изучаемым событиям. Словесный метод, который успешно может быть реализован посред-ством эвристической беседы, а также приема сюжетного повествования и его нетрадиционных форм - персонификации, драматизации. Метод дидактической игры (ролевые игры, ассоциации, тренинги) Самостоятельная поисково-исследовательская деятельность. Беседа создаёт условия для ценностного освоения школьниками ок-ружающей действительности. Цель эвристической беседы -- дать возмож-ность детям реализовать свой творческий и интеллектуальный потенциал. В такой беседе с помощью вопросов, заданий, акцентов учителя ученики путем логических рассуждений подходят к открытию новых связей и от-ношений. Эвристическую беседу можно разделить на три этапа: - поста-новка проблемы учителем (по возможности - с участием школьников), иногда сообщение учителем дополнительных сведений, конкретизирую-щих обсуждаемый вопрос; - решение проблемы (правильное или неправильное), его обоснова-ние учащимися, возможная между ними дискуссия; - подведение итогов, концентрация внимания на правильном решении проблемы. Задача учителя сконцентрировать внимание учащихся на ценностных аспектах обсуждаемого события или явления, вызвать отношение к про-блеме, вопросу и т.д. Эффективность беседы будет выше, если учитель использует средст-ва наглядности - учебные пособия, карты, картины, меловые рисунки, ап-пликации. Важно задействовать все каналы восприятия. Внимание и ин-терес к высказываемым учениками мнениям, эмоциональность и мастерство учителя, создают ту атмосферу беседы, которая не только обучает, но и воспитывает отношение к изучаемому объекту. Фрагмент урока истории в 3-м классе "Император-освободитель" по учебнику Д.Д. Данилова, С.В. Тюрина "Мое Отечество", "Школа-2100" IV. Совместное “открытие” новых знаний. Цель: проверить гипотезы с помощью учебника посредством побуждающего диалога. 1. Чтение вслух 1 и 2 абзацев на с. 45. Вопросы после чтения:- Нашли ли мы ответы на поставленные вопросы?(Да. Императора звали Александр II) - А на другие вопросы мы можем ответить? Тогда читаем дальше. 2. Чтение про себя 3 абзаца на с. 45 - Ответы на вопросы выделяйте простым карандашом. Вопросы после чтения: - Когда правил Александр II ? (на слайде: Александр II, 1856-1881) - Почему его прозвали освободителем? (освободил российских крестьян от крепостной зависимости. На слайде: отмена крепостного права) - Что вы знаете о крепостном праве? - Когда оно было отменено? (на слайде: 19 февраля 1861 года) - Как вы думаете, это было важным событием для России? Почему? (дети высказывают свои мнения) - Если крепостное право мешало развитию всей России, значит она отставала в своем развитии? От кого? (От Европы) - Давайте выясним, что говорится о Европе и России второй половины XIX века. 3. Чтение 4 абзаца про себя. Вопросы после чтения: - Что узнали о России и Европе того времени? (Слайд 3 - Европа: много железных дорог; много фабрик и заводов; производили и продавали разные товары. Россия: одна железная дорога; мало фабрик и заводов; покупали товары в Европе) - Смотрите, как отличалась по своему развитию Россия от Европы во второй половине XIX века. - Но при чем же здесь крепостное право? (дети высказывают свои версии) 4. Чтение 1 абзаца на с. 46 про себя. Вопросы после чтения: - Почему же крепостное право мешало развитию России? - Как вы понимаете выражение: “работать из-под палки”? - А как обстояли дела в Европе? (Продолжение показа слайда 3 - Россия: крепостные крестьяне; Европа: вольнонаемные рабочие) - Александр II 19 февраля 1861 года отменил крепостное право. Крестьяне стали свободными. Значит, они зажили хорошо? (Дети высказывают свои версии) - Прочитаем, как об этом говорится в учебнике? 5. Чтение вслух 9 абзаца на с. 46 Вопросы после чтения: - Что узнали о жизни крестьян после отмены крепостного права? (Хорошо зажили только богатые крестьяне, большинство же с трудом могли прокормить свои семьи) - Почему так произошло? Ваши версии? 6. Рассказ учителя - Богатство крестьянина зависело от того, каким количеством земли он владел. Бывшие же хозяева крестьян, дворяне-помещики (на доске), при освобождении значительную часть земли оставили себе. Из-за этого крестьяне остались малоземельными. (на доске) Они с трудом могли прокормить семью, даже работая не покладая рук. В российских деревнях часто случался голод. По-прежнему дворяне-помещики жили в богатых и красивых домах, а большинство крестьян, как и до отмены крепостного права, - в темных избах. - Какой у вас возник вопрос? (Александр II зря освободил крестьян? Жизнь в России не изменилась?) - Выскажите ваши версии. - Найдите ответы на вопросы в учебнике. 7. Чтение текста на с. 47 про себя Вопросы после чтения: - Изменилась ли жизнь в России? - Кто такие “капиталисты”? (на доске) - Кем становились крестьяне? - Найдите главное предложение в этом абзаце. (Россия стремительно догоняла развитые Европейские страны) Персонификация - форма сюжетного повествования, в основе кото-рой лежит история реального или чаще всего вымышленного человека, но его судьба, условия жизни, поступки показаны на фоне важных общест-венных событий и дают возможность понять типичные явления жизни общества, почувствовать, пережить ценности конкретной эпохи. Драматизация - сценарий рассказа. Сюжет расписан по ролям, в об-щении двух или более людей раскрываются подробности общественной жизни, социальные конфликты эпохи. Использование данных методов и приемов на уроке требует опоры на возможности художественных произведений (литературы, живописи). Художественное слово способно производить глубокое впечатление, по-иному представлять мир. Художественные произведения в первую оче-редь обращены к эмоциональной сфере человека. Искусство, художест-венная литература, театр, кино, музыка, живопись представляют собой средство воспитания ценностного отношения. Именно потому, что мате-риал искусства в силу своей убедительности, образности воспринимается эмоционально, он и пробуждает в душе читателя, слушателя, зрителя наряду с мыслями о событиях и оценками их также и эмоциональные пере-живания. Раскрываемая в художественном произведении жизнь, взаимо-отношения между людьми, освещение событий автором, с одной стороны, приводят читателя, зрителя к определенным оценкам, которые вызывают соответствующее переживание: жалость, негодование, презрение, восхи-щение, уважение к героям, а с другой стороны, заставляют человека в оп-ределенной ситуации ни настоящему пережить эмоционально свое, уже сформировавшееся отношение к определенным человеческим взаимоот-ношениям. Понятно, что лишь то произведение может вызвать новые чув-ства, которое взволнует и даст возможность пережить эти чувства. Фрагмент урока по ОМ "Человек и человечество" в 4-м классе (программа Школа-2100) А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов и др. "Эмоции -- краски переживаний" Театрализация ситуации. Сценка. Аня. Ой, такой малыш, а уже улыбается. Раз улыбается, значит ему у нас понравилось. Илья. А почему ты думаешь, что ему понравилось? Он, что тебе это сказал? Аня. Ну, улыбается - значит радуется. Постановка проблемы. Вам не кажется странным, что Анюта узнала, какие переживания испытывает пятимесячный малыш? Рассмотрите фотографии малыша и выскажите свои догадки. На самом деле, малыши в этом возрасте никому, ничего специально не рассказывают. Они просто улыбаются, если им хорошо, и плачут, если им плохо. Как же люди узнают, что происходит с другим человеком, если он сам не рассказывает о своих переживаниях? Ученики высказывают предположение, что малыш “рассказал” об этом Анюте не словами, а выражением лица. 3. Открытие нового. Вживись в образ “Мордашки” Представьте, ребята, что к нам сейчас в класс придет клоун из цирка. Покажите, не произнеся не слова, как вы его встретите? Посмотрите, друг на друга, вы рады, вы улыбаетесь. Перед вами листочки с 3-мя кругами, нарисуйте в первом кружке, как, по-вашему, выглядит рот и глаза, радостного, веселого смеющегося человека. Покажите друг другу рисунки. Самый удачный на ваш взгляд рисунок мы повторим на доске. Озвучьте свое изображение, покажите движениями рук. Представьте, ребята, что к нам сейчас на космическом корабле прилетит ... слонопотам... Что видите на лицах своих одноклассников? Радость, удивление, настороженность? Нарисуйте рот и глаза удивленного человека во втором кружочке. Озвучьте свое изображение, покажите движениями рук. Не будем лишний раз расстраивать друг друга, и плохих известий не буду я вам сообщать. Вспомните и нарисуйте лицо плачущего, расстроенного человека. Озвучьте свое изображение, покажите движениями рук. Так, что же людям помогает узнать, что происходит с другим человеком, если он сам не рассказывает о своих переживаниях? Рисуют “мордашки” с выражением разных эмоций Наблюдения за восприятием детьми и подростками художественных произведений показывают, какие значительные переживания могут воз-никать у них в связи с чтением произведений художественной литерату-ры, слушанием музыки и т.д. Задача воспитания чувств заключается не только в том, чтобы появилось новое содержательное переживание. Такое переживание представляет собой существенное, но лишь первое звено в формировании эмоционального мира человека. Приведем пример эвристической беседы с опорой на отрывок из ху-дожественной литературы: Учитель с чувством читает отрывок из повести Горбачева А. «Чудес-ный доктор» о первой сестре милосердия - Даше Севастопольской: « Ей было семнадцать лет, когда интервенты высадились в Крыму. Даша распродала свое небогатое имущество, купила на эти деньги лоша-денку с бричкой, настирала всякого тряпья для перевозок, и поехала вслед за армией к реке Алме...До позднего вечера девушка перевязывала ране-ных. Над ее головой свистели ядра, то тут, то там с грохотом взрывались картечные гранаты и лопались бомбы... Как завороженная, перевязывала она среди огня и грохота канонады раненых солдат и офицеров...» Вы-держав паузу, учитель обращается к ученикам с вопросами: Что вы чувст-вовали, слушая рассказ? Почему Даша приняла такое решение? Что восхищает в поступке девушки? и.т.д. В ходе беседы детей можно подвести к пониманию того, что ценность поступка Даши в проявлении высших чувств во имя главной ценности - человеческой жизни. Таким образом, беседа выстраивается по принципу: «от явления жизни - к закономерно-сти - закономерность как норма жизни». Проявление милосердия по от-ношению к другому человеку должно утвердиться в качестве ценности, стать «нормой жизни», условием счастливой и достойной Жизни человека. Одним из важных условий успешности воздействия педагога, П.М.Якобсон выделяет верный тон, правильную экспрессия, отчетливо выявляющееся отношение учителя к излагаемым фактам, экспрессию, ко-торая «дойдет» до каждого ученика, «заразит» его. При работе с картиной, отражающей различные исторические собы-тия или явления, создать эмоциональную ситуацию на уроке можно с по-мощью приема персонификации. Например, (при изучении Отечественной войны 1812 года) рассмат-ривая картину А.Д. Кившенко «Военный совет в Филях», детям предлага-ется рассказать событие от имени офицера Н.Н. Раевского, или адъютанта П.С. Кайсарова, или от имени самого М.И. Кутузова. Такой прием позво-ляет младшему школьнику пережить чувства, состояния героев, понять их поступки, прикоснуться к ценностям той эпохи. Воображаемый диалог, который может происходить между героями изображенными на картине, известен как прием драматизации. Персонажи картины становятся как бы действующими лицами маленького спектакля; слова за них придумывают сами учащиеся. Для «оживления» на уроке истории необходимо подби-рать доступные пониманию младшего школьника сюжеты картин, точно и колоритно отображающие изучаемую эпоху, события. Например, Б.М. Кустодиев - «Школа Московской Руси», A.M. Васнецов - «Новгородский торг», В.И. Лебедев - «Продажа крепостных крестьян», Е.Е. Лансере -«Полтавская победа», Е.В. Ванюков - «Штурм Измаила» и другие. Ис-пользование описанных приемов в работе с произведениями живописи на уроке истории, способствует не только формированию у учащихся уме-ний анализировать изобразительный ряд, критично воспринимать уви-денное, извлекать информацию из сюжета картины, но и решению воспи-тательных задач. В ролевых играх участники на основе жизненных или художествен-ных впечатлений, самостоятельно или с помощью организаторов, творче-ски воспроизводят социальные отношения или материальные объекты. Игры вносят творческий характер. Таким образом, продуманная и организованная педагогом ролевая игра на основе изучаемого историко-обществоведческого материала, поможет создать ситуацию эмоционального переживания, способствующую переводу общественных ценностей во внутренний план личности. В исследовании Махлаха Е.С. замечено, что «для развертывания ро-левой игры необходимо, чтобы дети не только хорошо знали ту область действительности, которая составляет сюжет игры, но чтобы у них было также и определенное отношение к этой области и к характерам тех лю-дей, которых они должны изображать в игре, сопереживание с героями и проникновение в их ценности». [18] Поэтому нужен эмоционально насыщенный, методически грамотный урок с привлечением наглядных и техниче-ских средств обучения. Чем выше уровень интеллектуального развития учащихся, тем более интересны для них ролевые игры. Чтобы участвовать в ролевой игре, учащиеся должны достаточно глубоко владеть знаниями по той или иной теме. Ролевой игре предшествует предварительная под-готовка, несущая большую дидактическую нагрузку. Она включает само-стоятельный поиск и восприятие информации, ее творческую переработку в соответствии с условиями ролевой игры. Обобщая сказанное, отметим особенности организации ролевых игр на уроках в изучении историко-обществоведческого материала: 1) использование в играх образного и событийного исторического материала; 2) предварительная подготовка к игре, обеспечивающая глубокие знания школьников по темам курса; 3) проявление в игре трех уровней познавательной деятельности (воспроизводящий, преобразующий, творческо-поисковый); 4) продолжительность но времени - урок, иногда сдвоенный урок; 5) нечастое применение (3-4 сюжетно-ролевые игры в течение учеб-ного года); 6) сюжетом ролевой игры, организованной на уроке могут быть изу-ченные исторические события или явления, деятельность исторических персоналий. Игра «Встреча во времени». Может быть организована после изу-чения эпохи, периода правления, крупного события в истории. Класс де-лится на группы и каждая из которых представляет собой определенные слои населения, социальные группы, современников обсуждаемого исто-рического деятеля. Они получили возможность встретиться с потомками, путешествующими на «корабле времени» и рассказать им о своей эпохе. Задача группы «путешественников» - отрезюмировать: что было важным, значимым для людей того времени, какой заметный положительный след в истории оставила обсуждаемая личность. Например, «встреча во времени» с современниками Петра I. Класс делится на пять групп: (задания для каждой группы можно сообщить предварительно) 1-я группа - путешественники во времени. Задание: подготовить краткую общую характеристику об эпохе Пет-ра, опираясь на высказывания историков(1-2), а также вопросы к совре-менникам Петра I. 2-я группа - представители Сената. Задание: подготовить рассказ об основных событиях, делах Петра I, изменениях в управлении страны, расходах государства. 3-я группа - дворянские дети. Задание: рассказать о новшествах в положении дворянства, их обуче-нии, требованиях царя. 4 -я группа - рекруты-участники Северной войны. Задание: сообщить об особенностях жизни рекрутов, об участии в Полтавской баталии, в морских сражениях. 5 - группа - крестьяне. Задание: рассказать о положении крестьян, строительстве города Санкт-Петербурга, об участии в башкирских, восстаниях 1711 года. Реконструкция прошлого в данной игре позволяет не только развить у учащихся историческое воображение, но и осмыслить содержание ценностей Жизнь, Человек, Общество, Знания, Любовь к Родине в контексте того вре-мени, сформировать отношение к ним посредством «вживания» в образы. Прием «ассоциации» целесообразно использовать как на обобщаю-щих уроках, так и иа каждом уроке для рефлексии изучаемого материала. Учитель называет событие, обсуждаемое на уроке, или исторического деятеля, о котором шла речь. Учащиеся должны подобрать к нему из предложенного набора ценностей (на доске или на экране слова Жизнь, Человек, Права человека, Свобода, Любовь к Родине, Знание, Мир на Земле и др.) одну, с которой ассоциируется данное событие или личность, и обосновать свой выбор. Например, при изучении Киевской Руси, учи-тель указывает на Ярослава Мудрого. Ученики называют слово(ценность) из набора, с которой он ассоциируется. Ярослав Мудрый может ассоции-роваться с ценностью Знания, тогда, как правило дети объясняют, что именно он открыл на Руси до 300 учебных заведений. Другие могут на-звать ценность Права человека или Порядка., обосновывая это созданием первого свода законов «Правды Ярослава» и т.д. Для успешного выполнения этого задания, дети должны иметь хорошие знания по рассматриваемому материалу. Набор предлагаемых ценностей рассмотрен нами в предыдущей главе. Однако, учитель, вводя на первых уроках понятие «ценность» (то, что значимо для достойной и счастливой жизни человека), в дальнейшем может дополнять список ценностей-условий. Можно предложить учащимся самостоятельно порассуждать: име-ет ли то или иное понятие ранг ценности. Например, законы. Какими они должны быть? Демократия? Свобода? Религия? Терпимость к другим? Лю-бовь? и т.д. И, наоборот, с точки зрения ценности Жизни, Человека, значимо ли то или иное изучаемое событие, поступки людей и почему? Обозначим этапы деятельности педагога в воспитании ценностного отношения к окружающему миру: 1. Формирование у учеников понятий и представлений об изучаемом объекте через выявление значимости данного объекта для Жизни, для Че-ловека. 2. Подведение к первичному переживанию ценности, путем воздействия на эмоциональную сферу ребенка, создания эмоциональной ситуации. 3. Включение переживания в эмоциональный опыт ребенка через реализацию эмоций в действии, поступке. 4. Рефлексия. Создание ситуации для осознания ребенком своего от-ношения к другим людям, социальным явлениям, природе, миру вещей; определения раритетов, ценностей. Заключение Изучив теоретические основы и существующий на данный момент передовой педагогический опыт внедрения историко - обществоведческого материала по данной теме установилось то, что связь истории и обществознания, которая сейчас существует в начальной школе не отвечает современным требованиям овладения ценностями истории, человечества. Только разработанные отдельные специальные курсы для системы образования «Школа 2100» , разработанные Д.Д.Даниловым, С.В.Тырином для III-IV классов образовательных учреждений отвечают содержанию, требованиям программы и государственного стандарта образования в начальной школе. Предложенный учебник входит в систему «2100», а эта система является государственной, рекомендовано министерством образования Российской Федерации как государственная, поэтому в условиях изменения системы образования и новых подходов к образованию на основе компетентностного подхода, когда у каждого школьника нужно формировать исследовательские, базовые, личностные компетентности введения учебника способствует активному решению поставленных задач перед школой. Таким образом, данный курс выступает содержательно - методическим обеспечением формирования у младших школьников ценностного отношения к окружающему миру и определяет содержание, формы и методы начального образования, обеспечивая личностно - смысловую наполненность исторического знания; способствуя развитию эмоционального школьников через включение в жизнь социума; стимулируя к использованию ценностей в качестве ориентира в собственных действиях и поступках. Данная курсовая работа поставленной цели добилась и задачи выполнены в полном объеме. Был накоплен и систематизирован передовой педагогический опыт по изучению и формированию историко - обществоведческих знаний в начальной школе, анализируя построение учебников, предъявляемые к ним обязательным минимумом образования стандартом выяснилось то, что выдвинутая гипотеза на практическом уровне подтверждается, но существующие противоречия в настоящее время не дают полностью внедрить данный учебный курс в связи с различными системами образования, существующих сейчас в стране. Данные анализа методической и учебной литературы, сбор и отработка результатов собранной информации, синтеза результатов позволили выявить прямую зависимость между существующими комплексами учебников, реализующих историко - обществоведческий ценностный потенциал в начальной школе. Итак, историко - обществоведческие знания расширяют представления младших школьников об окружающем мире; позволяют осмыслить понятия гражданственность, государство, мир, единство, многообразие культур, толерантность, свобода, справедливость, права человека и другие; осознать значение этих явлений для жизни человека. Целенаправленная деятельность педагога, направленная на формирование у учащихся понятий и представлений о ценностях, включение ценностей в эмоциональный опыт учащихся, стимулирование к реализации ценностного переживания в действии, способствуют возникновению и развитию потенциала изучения историко - обществоведческих знаний в начальной школе. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |