|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Государственная система коррекционной поддержки и социальной защиты детстваГосударственная система коррекционной поддержки и социальной защиты детства1 Государственная система коррекционной поддержки и социальной защиты детства Содержание 1. Нормативно-правовое обеспечение системы коррекционной поддержки детей, имеющих ограничения по состоянию здоровья 2. Система оказания специализированной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в России 3. Основные положения социальной защиты детства в РФ 4. Пути развития системы специализированной помощи детям с ограниченными возможностями на современном этапе Список литературы 1. Нормативно-правовое обеспечение системы коррекционной поддержки детей, имеющих ограничения здоровья в РФ В Российской Федерации права лиц с проблемами в развитии признаются в соответствии с рядом документов Организации Объединенных Наций (ООН): Всеобщей декларацией прав человека, Декларацией о правах инвалидов. Декларацией о правах умственно отсталых лиц, Конвенцией о правах ребенка (5). Свободы, права и обязанности граждан, закрепленные в нормах международного права, регулируются системой нормативно-правовых актов, издаваемых органами государственной власти и другими компетентными органами: Конституцией Российской Федерации, Законом РФ «Об образовании», Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании» и так далее. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 1992 г. была разработана целевая долгосрочная программа «Дети-инвалиды», направленная на формирование основ комплексного решения проблем детей с отклонениями в развитии, на создание условий независимой жизни этой части населения. Правительством Российской Федерации 21 марта 2007 года была введена в действие федеральная целевая программа «Дети России», частью которой стал комплекс мероприятий по созданию благоприятных условий для развития и жизнедеятельности детей с ограниченными физическими и умственными возможностями - подпрограмма «Дети-инвалиды» (13). Законы РФ предусматривают, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. В основах законодательства РФ об охране здоровья граждан записано, что при заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения, на льготное обеспечение протезами, ортопедическими, корректирующими изделиями, слуховыми аппаратами, средствами передвижения и иными специальными средствами. В правах несовершеннолетних сказано, что несовершеннолетние с недостатками физического или психического развития по заявлению родителей или лиц, их заменяющих, могут содержаться в учреждениях системы социальной защиты за счет бюджетов всех уровней, благотворительных и иных фондов, а также средств родителей или лиц, их заменяющих (12). В Законе РФ «Об образовании» сказано, что гражданам РФ гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения. А также говорится, что государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Российская Федерация, исходя из приоритета общественных человеческих ценностей, признавая равенство прав всех людей на образование и равную защиту этого права со стороны государства, желая создать законодательную базу для удовлетворения специальных потребностей лиц, возможности которых получить образование ограничены их недостатком, состоянием здоровья или конкретными социальными условиями, подготовила Федеральный закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья - специальном образовании» (11). Действие Закона распространяется на: * детей и взрослых, возможности которых получить образование, в том числе профессиональное, ограничены в связи с физическим и (или) психическим недостатком, подтвержденным в установленном порядке; * родителей детей, а также взрослых - законных либо надлежащим образом уполномоченных представителей; * педагогический, медицинский и иной персонал, участвующий в специальном образовательном процессе; * государственные, муниципальные и негосударственные органы, должностные лица, а также юридические и физические лица, участвующие в осуществлении специального образования. Специальное образование обеспечивает лицам с физическими и (или) психическими недостатками возможность развить свои физические и психические способности в целях приспособления к социальной среде, подготовки к трудовой деятельности, самообслуживанию, самообеспечению и семейной жизни. Специальное образование является частью системы комплексной медико-педагогической, профессиональной и социальной реабилитации лиц, имеющих физические и (или) психические недостатки, и включается в индивидуальную программу реабилитации таких лиц в соответствии с законодательством о социальной защищенности инвалидов. Данный закон предусматривает государственные гарантии прав лиц, имеющих специальные потребности (11). Законы Российской Федерации и субъектов РФ гарантируют таким лицам обязательное обучение независимо от степени физической и (или) психической недостаточности с момента ее обнаружения, при этом продолжительность начального и основного общего образования устанавливается специальными образовательными стандартами и не может быть менее 9 лет. Кроме того, гарантируется бесплатность обучения независимо от его форм в пределах государственного образовательного стандарта; свободный доступ к образованию любого уровня, получаемому в условиях интегрированного обучения в соответствии с психолого-педагогическими и медицинскими показателями (противопоказаниями); обучение с возможно минимальной изоляцией от общества. А также обучение по индивидуальным программам в соответствии со специальными образовательными стандартами, соотносимыми с программами обучения в учреждениях общего типа, учитывающими характер и степень имеющегося физического и (или) психического недостатка; обеспечение по специальным медицинским показаниям транспортными средствами для доставки в ближайшее образовательное учреждение. Лицам с физическими и (или) психическими недостатками по окончании обучения гарантируется трудоустройство в соответствии с полученным образованием и (или) профессиональной подготовкой в порядке, определенном законодательством о труде и законодательством о занятости. Родители детей, имеющих специальные образовательные потребности, помимо прав и обязанностей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, пользуются специальными правами: * присутствовать при освидетельствовании ребенка в психолого-медико-педагогической консультации (комиссии), высказывать свое мнение и обжаловать в установленном порядке заключение этой комиссии; * участвовать в разработке и реализации индивидуальных учебных программ для ребенка; * быть принятым в учреждение высшего профессионального образования вне конкурса на бесплатное обучение по педагогической специальности, соответствующей профилю специальных образовательных потребностей ребенка. Законом РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» предусмотрено также государственное обеспечение лиц, имеющих специальные образовательные потребности. Во-первых, плата за обучение в пределах государственного образовательного стандарта с лиц, имеющих специальные образовательные потребности, не взимается. При необходимости этим лицам предоставляется транспорт соответствующего типа и вида для доставки в образовательное учреждение или организуется их бесплатное обучение на дому. Во-вторых, родителям детей, имеющих специальные образовательные потребности и обучающихся в семье, возмещаются затраты на обучение в размерах, определяемых государственными нормативами затрат на обучение в соответствующем типе и виде государственного или муниципального учреждения. Возмещение выплачивается при условии успешной государственной аттестации ребенка. В-третьих, на полном государственном обеспечении в муниципальных образовательных и в специальных классах (группах) государственных и муниципальных образовательных учреждений находятся дети: * неслышащие и слабослышащие; * незрячие и слабовидящие; · с тяжелыми нарушениями речи; * с нарушениями опорно-двигательного аппарата; * умственно отсталые; * с выраженными (глубокими) нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения; * с выраженными трудностями в обучении (с задержкой психического развития); * со сложными недостатками. 2. Система оказания специализированной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в России Законом РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» предусмотрено получение образования детьми, имеющими специальные образовательные потребности в форме обычного обучения в общеобразовательных учреждениях, интегрированного обучения, обучения на дому и обучения в условиях стационарного лечебного учреждения (6; 11). Интегрированное обучение - это совместное обучение лиц, имеющих физические и (или) психические недостатки, и лиц, не имеющих таких недостатков, с использованием специальных средств и методов и при участии педагогов-специалистов. При этом за лицами, имеющими психические и (или) физические недостатки, сохраняются все льготы, которыми они пользуются при обучении в специальном образовательном учреждении. Интегрированное обучение возможно в обычном классе (группе) с получением индивидуальной помощи или с получением помощи в коррекционном, в том числе логопедическом, кабинете (пункте), а также обучение в специальном (коррекционном) классе (группе) в образовательных учреждениях общего типа. Образовательное учреждение общего типа не вправе отказать лицам с физическими и (или) психическими недостатками в приеме по мотиву наличия у них недостатка при отсутствии противопоказаний к обучению и (или) профессиональному образованию. Совместное обучение лиц с недостатками и лиц, не имеющих их, не должно отрицательно сказываться на результатах обучения последних. Для оказания индивидуальной помощи детям со специальными образовательными потребностями создаются коррекционные кабинеты, финансируемые из бюджета субъекта РФ. Каждый такой кабинет обслуживает одно или несколько образовательных учреждений, общее число классов (групп) в которых должно быть не более 40, а количество обучающихся со специальными потребностями не менее 12. Для оказания помощи детям, имеющим различные нарушения в устной и письменной речи, организуются логопедические пункты, финансируемые из бюджета субъектов РФ. Такой пункт обслуживает одно или несколько образовательных учреждений, суммарное число начальных классов в которых должно быть не более 25. Также создаются разнопрофильные центры реабилитации (не менее одного в каждом субъекте РФ) для обучения и воспитания детей и взрослых в возрасте до 21 года с тяжелыми и сложными недостатками развития. Задачами таких центров являются формирование навыков общения и самообслуживания, элементарных трудовых навыков и проведение образовательных занятий по индивидуальным программам обучения. Занятия в центрах организуются в группах с количеством детей от 3 до 10; общее число обучающихся в центре не должно превышать 100 человек. В Российской Федерации создаются и действуют специальные образовательные учреждения. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение (далее - коррекционное учреждение) I вида создается для обучения и воспитания неслышащих детей, их всестороннего развития в тесной связи с формированием словесной речи как средства общения и мышления на слухозрительной основе, для коррекции и компенсации отклонений в психофизическом развитии, получения общеобразовательной, трудовой и социальной подготовки к самостоятельной жизни. С ними проводятся фронтальные и индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и совершенствованию навыков произношения в ходе всего образовательного процесса. Для глухих детей со сложной структурой дефекта в составе образовательного учреждения I вида организуются классы, работа в которых строится по специальным учебным планам. Коррекционное учреждение II вида создается для обучения и воспитания слабослышащих детей (имеющих частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохших (оглохших в дошкольном или школьном возрасте, но сохранивших самостоятельную речь), всестороннего их развития на основе формирования словесной речи, подготовки к свободному речевому общению на слуховой и слухозрительной основе. Для обеспечения дифференцированного подхода в обучении слабослышащих и позднооглохших детей создаются два отделения: 1 - для воспитанников с легким недоразвитием речи; обусловленным нарушением слуха; 2 - для воспитанников с глубоким недоразвитием речи. Коррекционные учреждения III и IV видов обеспечивают обучение, воспитание, коррекцию первичных и вторичных отклонений в развитии у воспитанников с нарушениями зрения, развитие сохранных анализаторов, формирование коррекционно-компенсаторных навыков, способствующих социальной адаптации воспитанников в обществе. В коррекционное учреждение III вида принимаются незрячие дети, а также дети с остаточным зрением (0,04 и ниже) и более высокой остротой зрения (0,08) при наличии сложных сочетаний нарушений зрительных функций с прогрессирующими глазными заболеваниями, ведущими к слепоте; общий срок обучения - 12 лет. В коррекционное учреждение IV вида принимаются слабовидящие дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу. При этом учитывается состояние других зрительных функций, форма и течение патологического процесса. Могут быть приняты дети с более высокой остротой зрения при прогрессирующих или часто рецидивирующих заболеваниях, при наличии астенических явлений, возникающих при чтении и письме на близком расстоянии. Кроме того, в коррекционное учреждение IV вида принимаются дети с косоглазием и амблиопией, имеющие более высокую остроту зрения (выше 0,4), для продолжения лечения зрения. При необходимости может быть организовано совместное обучение незрячих и слабовидящих детей. Коррекционное учреждение V вида создается для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией, оказания им специализированной помощи, способствующей преодолению нарушений речи и связанных с ними особенностей психического развития. В 1-е отделение принимаются дети, имеющие общее недоразвитие речи тяжелой степени, а также дети, страдающие общим недоразвитием речи, сопровождающимся заиканием. Во 2-е отделение принимаются дети с тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи. В случае устранения речевого дефекта воспитанники с согласия родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии переводятся в образовательное учреждение общего типа. Коррекционное учреждение VI вида создается для обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата с целью восстановления, формирования и развития двигательных функций, коррекции недостатков психического и речевого развития детей, их социально-трудовой адаптации и интеграции в общество на основе специально организованного двигательного режима и предметно-практической деятельности. Коррекционное учреждение VII вида создается для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдается слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость, для обеспечения коррекции их психического развития и эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности. Перевод воспитанников в общеобразовательное учреждение осуществляется по мере коррекции отклонений в их развитии после получения начального общего образования. Коррекционное учреждение VIII вида создается для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество. Трудовое обучение в X-XI классах при наличии производственной базы носит характер углубленной трудовой подготовки. Для детей, имеющих физические и (или) психические недостатки, совершивших правонарушения, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации, достигших к моменту совершения правонарушения одиннадцатилетнего возраста и признанных в судебном порядке общественно опасными, создаются специальные закрытые образовательные учреждения, учредителями которых могут быть только органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов. Направление в социальные государственные закрытые образовательные учреждения осуществляется по решению суда с учетом заключения психолого-медико-педагогических консультаций (комиссий) в порядке, установленном федеральным законом. Кроме этого могут быть организованы объединения родителей, имеющих детей с проблемами в развитии; центры коррекции и реабилитации, созданные общественными организациями. Для достоверной диагностики отклонений развития у детей, определения их специальных образовательных потребностей, для консультирования родителей по вопросам нарушений у детей создаются постоянные межведомственные психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК). Основные задачи ПМПК заключаются в выявлении, комплексном обследовании детей с отклонениями в развитии и «группы риска», в разработке индивидуальных реабилитационных программ, в рекомендации форм обучения и воспитания «проблемных» детей, подростков, юношей. ПМПК разрабатывают и реализуют на практике комплекс мер психолого-медико-педагогического содействия развитию личности, социально-педагогической помощи по абилитации, реабилитации и социальной адаптации лиц с различными формами отклонений в развитии психических функций, нарушениями речи, интеллекта, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, с проблемами в обучении, общении, поведении. ПМПК работают в сотрудничестве с органами и учреждениями образования, здравоохранения, социальной защиты населения, комиссиями по делам несовершеннолетних, органами по трудоустройству, общественными организациями. Еще одной службой, обеспечивающей комплексную специализированную помощь детям и подросткам с отклонениями в развитии, является психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) образовательного учреждения. ПМПк является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации. Для обучения, воспитания и социальной адаптации детей и подростков со сложными, с тяжёлыми нарушениями в развитии, с сопутствующими заболеваниями, а также для оказания им комплексной помощи создаются реабилитационные центры различных профилей. Это могут быть центры: психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации; социально-трудовой адаптации и профориентации; социальной помощи. Задачей таких центров является оказание коррекционно-педагогической, психологической и профориентационной помощи, а также формирование навыков самообслуживания и общения, социального взаимодействия, трудовых навыков у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями. В ряде центров ведётся специальная образовательная деятельность. Занятия в реабилитационных центрах строятся по программам индивидуального или группового воспитания и обучения. Нередко центры оказывают консультативно-диагностическую и методическую помощь родителям детей с особыми образовательными потребностями, в том числе информационную и правовую поддержку. Во многих регионах России по инициативе родителей и общественных ассоциаций делаются попытки открыть центры семьи и ребёнка, центры реабилитации. Реабилитационные центры помогают образовательным учреждениям массового назначения, если там обучаются и воспитываются дети с особыми образовательными потребностями: ведут коррекционно-педагогическую работу и консультирование. Дети с тяжелой степенью инвалидности, в основном, находятся за пределами образовательного пространства и направляются в интернаты системы социального обеспечения. Для детей с четырехлетнего возраста, имеющих множественные нарушения развития, предусмотрено пребывание в условиях психоневрологических домов-интернатов системы Министерства труда и социального развития. Основой деятельности этих учреждений является медицинская модель оказания социальной помощи детям-инвалидам (2). Для детей, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающих образовательные учреждения, организуется обучение на дому. Данная форма обучения получает все большее распространение в связи с тем, что количество таких детей с каждым годом увеличивается. В проекте Закона о специальном образовании обучение на дому трактуется как освоение общеобразовательных и профессиональных программ лицом, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающим образовательное учреждение, при котором обучение осуществляется на дому педагогическими работниками соответствующих образовательных учреждений, в том числе с использованием дистанционных средств обучения. Обучение на дому является одной из форм индивидуального обучения, под которым понимают форму организации учебных занятий, при которой осуществляется педагогическое воздействие учителя на ученика, находящегося вне коллектива. Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; следить за его продвижением от незнания к знанию, вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как обучающегося, так и учителя, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны учителя и со стороны ученика. Все это позволяет ученику работать экономно, постоянно контролировать затраты своих сил, работать в оптимальное для себя время. Таким образом, в России на современном этапе детям с ограниченными возможностями здоровья оказывают специализированную помощь множество учреждений, находящихся под началом различных ведомств (Таблица 1). Таблица 1. Система учреждений, оказывающих специализированную помощь детям и подросткам о ограниченными возможностями здоровья
3. Основные положения социальной защиты детства в РФ Социальная защита детства в современном мире, как и в России, является одним из важнейших, основных факторов экономического, социального, культурного развития общества, представляет основу социальной политики государства. Право на получение социальной защиты стало одним важнейших элементов правового статуса ребенка, и в таком качестве закреплено в международных правовых стандартах и конституциях большинства развитых стран. Так, в Преамбуле Конвенции ООН О правах ребенка (1989 г.) записано, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту (5). В российском законодательстве, научной литературе имеются различные точки зрения на само понятие защита детства, нередко отождествляющие его с родственными категориями: правовая защита ребенка, охрана прав ребенка, социальная защита детства. В общеупотребительном значении понятие защитить означает оберегать, охранять, заступаться, не давать в обиду. Нередко защиту понимают как охрану права в смысле предохранения, принятия превентивных мер с целью недопущения покушения на благо, принадлежащее личности, то есть на её права, свободы. В теории права под охраной понимают всю совокупность мер, обеспечивающих нормальный ход реализации права экономического, политического, организационного, направленных на создание необходимых условий существования личности. В соответствии с Основными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ (Национальный план действий в интересах детей), утвержденными Указом Президента РФ от 14.09.1995 г. № 942, в которых впервые была разработана целостная система социально-экономических и правовых мер по решению приоритетных задач жизнеобеспечения детей, лежащая в основе государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ после ратификации Россией Конвенции ООН о правах ребенка, сущность социальной защиты детства состоит в том, чтобы с помощью организационных, правовых, финансово-экономических, социально-психологических, организационных и правовых средств, форм и методов осуществлять поддержку и помощь ребенку с целью удовлетворения его потребностей и интересов (10). С этой позиции социальная защита детства понимается гораздо шире понятий правовая защита ребенка, охрана прав ребенка, поскольку охватывает всю совокупность организационных, правовых, экономических, социальных, психолого-педагогических гарантий, обеспечивающих реализацию прав детей. Иначе говоря, социальная защита детства понимается как система. Продолжает начатую работу по становлению системы социальной защиты детства федеральная целевая программа «Дети России», направленная на создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, а также государственная поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Федеральная целевая программа "Дети России" на 2007-2010 годы является продолжением федеральной целевой программы "Дети России" на 2003 -- 2006 годы. Как показала практика, социальная значимость проблем, связанных с состоянием здоровья детей в Российской Федерации, обусловливает необходимость их решения программно-целевым методом на основе реализации системы мероприятий, направленных на снижение показателей детской заболеваемости, инвалидности и смертности, сохранение и укрепление здоровья на всех этапах развития ребенка (13). Система (от греч. systema целое, составленное из частей; соединение) множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство (1; 4). Любая система имеет следующие основные признаки: - общую целевую направленность, определяющую содержание, задачи, формы и средства ее функционирования; - наличие определенной структуры, то есть взаимосвязанных и взаимодействующих элементов; - определенная иерархия функциональной компетентности ее элементов (координирующих, контролирующих, организующих). Система социальной защиты детства разноуровневая, пронизывает все институты процесса социализации личности ребенка и во многом определяет эффективность данного процесса. В становлении системы социальной защиты детства О.В. Степанов прослеживает следующие моменты: - развитие системы социальной защиты детства происходит в неразрывной связи с развитием всех социальных институтов общества; - развитие социальных институтов общества определяется потребностями общества в обеспечении воспроизводства человеческого потенциала, существовании нации; - становление форм, методов, структуры социальной защиты детства детерминируется уровнем социально-экономического развития, социокультурными особенностями развития общества (9). В наиболее общем смысле при рассмотрении социальной защиты детства как системы целесообразно исходить из понимания ее как совокупности следующих составляющих: - законодательного обеспечения и степени сформированности нормативно-правового поля; - механизма управления, порядка взаимодействия компетентных органов и учреждений, межведомственной взаимосвязи, организационных формы деятельности учреждений; - порядка исполнения; - финансово-экономического и материально-технического обеспечения; -научно-методического и кадрового обеспечения; -просвещения. Итак, под системой социальной защиты детства следует понимать систему осуществляемых обществом и его официальными структурами организационных, правовых, финансово-экономических, социально-психолого-педагогических мероприятий по обеспечению гарантированных условий жизни, поддержания жизнеобеспечения и гармоничного развития ребенка с целью удовлетворения его потребностей и интересов (2). Вместе с тем, считаем целесообразным отметить тот факт, что следует различать понятия социальной защиты детства и социальная защищенность детства (2; 7; 8). Социальная защищенность детства рассматривается в качестве критерия эффективности мероприятий по социальной защите детства (физическое, материальное и духовное благополучие детей). Основными показателям социальной защищенности детства являются объективные (соответствие социально-экономических, материально-бытовых условий жизни детей установленным в данном обществе нормам питания, быта, правовой защиты) и субъективные (индикаторы, характеризующие степень удовлетворенности (неудовлетворенности) детей их социальной защитой и (или) специалистов (экспертов) мероприятиями в области социальной защиты детства). Антиподом понятию социальная защищенность детства может вы детства ступать понятие социальная незащищенность или предложенное Е.М. Рыбинским понятие социальное неблагополучие детей, которое ученый связывает с такими факторами, как самочувствие, степень благополучия детской жизни и удовлетворенности качеством и количеством потребляемых благ и услуг, и, прежде всего, пищи, одежды, поддержания здоровья, удовлетворения духовных, нравственных потребностей и запросов (8). Социальное неблагополучие детей характеризуется также отклоняющимся от нормы морально психологическим и нравственным поведением, снижающимся уровнем подготовки детей к оптимальному вхождению в социально - профессиональную структуру общества (7; 8). Как видим, по содержанию социальное неблагополучие детей многообразно, зависит от окружающей ребенка среды и непосредственно связано с их уровнем жизни. Иначе говоря, в концентрированном виде социальное неблагополучие детей может быть определено как материальная необеспеченность, физическое, психическое и нравственное нездоровье (7; 8). Таким образом, социальное неблагополучие детей выступает в качестве обобщающего (интегрального) показателя и совокупности показателей, выражающих его существенные свойства. Среди интегральных показателей (индикаторов) социального благополучия (неблагополучия) могут быть выделены демография, здоровье, питание, образование и досуговые услуги, материальное положение, криминальные проявления. Следует отметить, что указанный набор составляющих интегральных показателей социального неблагополучия детей рассматривается как один из возможных на определенном этапе социально экономического развития, а анализ собранной информации в соответствии с предлагаемой Е.М. Рыбинским системой показателей позволит в динамике анализировать положение детей, выявлять влияние различных социальных институтов и процессов на формирование социального благополучия или неблагополучия детей в обществе (8). Таковы в самых общих чертах соотношения понятий, так или иначе касающиеся вопроса социальной защиты детства. Все они объединены общей целью, которая заключается в укреплении правового статуса ребенка как гражданина, улучшении его положения в обществе, что имеет особое значение для современной России, которой предстоит утвердить приоритет интересов детей в обществе, найти эффективные способы решения проблем детства. 4. Пути развития системы специализированной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе Первый этап реформирования системы специального образования завершился определёнными позитивными изменениями в этой сфере. Второй этап реформирования предполагает несколько направлений: * создание на основе учреждений детского здравоохранения и психолого-медико-педагогических консультаций единой государственной системы раннего выявления отклонений в развитии, раннего вмешательства, ранней коррекции, что обеспечит в дальнейшем получение значительного экономического эффекта, поскольку около 50% детей, прошедших через систему качественной дошкольной коррекционно-педагогической помощи, смогут обучаться в образовательных учреждениях общего назначения, а не в специальных (коррекционных), стоимость которых намного дороже; * научно-теоретическая разработка основ дошкольной коррекционно-педагогической работы с детьми; * совершенствование приемов выявления и медико-психолого-педагогического изучения детей с разными отклонениями, начиная с самого раннего возраста (1-3 года), с целью выбора оптимальных условий и содержания коррекционно-педагогической помощи ребенку в каждом конкретном случае; * создание системы психолого-педагогической поддержки лиц, не охваченных специальным образованием (глубоко умственно отсталые, в том числе с синдромом Дауна, с тяжелыми и множественными нарушениями); * создание и развитие специальных образовательных условий для лиц с ограниченными возможностями в системе образования общего назначения, на всех ее ступенях, во всех видах и типах образовательных учреждений (содействие развитию интеграционных процессов), а также обеспечение условий для коррекционно-развивающего обучения в семье; * стабилизация деятельности существующих и развитие инновационных видов специальных (коррекционных) образовательных учреждений, условий их функционирования (материальных, учебно-методических, кадровых и др.); * создание там, где это целесообразно, достаточного числа малокомплектных специальных (коррекционных) образовательных учреждений по месту жительства детей с целью максимального возвращения ребенка с ограниченными возможностями в семью и обеспечения семейного воспитания и внешкольного интеграционного процесса; * создание психологической службы в системе специального образования и постоянно действующей системы психолого-медико-педагогического консультирования семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии (11). Реализация второго этапа реформирования системы специального образования осуществляется в соответствии с Законом «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)», который устанавливает экономические основания этого этапа реформирования, предполагает ряд нормативно-правовых актов. Экономическое обеспечение очередного этапа реформирования предполагает также дальнейшее совершенствование механизмов многоканального финансирования этой сферы. Информационное обеспечение процесса реформирования системы специального образования предполагает наличие федерального банка данных, а также создание и поэтапное внедрение модели информационной компьютерной сети для административных работников в целях полной координации их деятельности в области принятия управленческих решений. Система раннего выявления и коррекции отклонений в развитии, с нашей точки зрения, должна включать в себя четыре основных блока. Первый блок -- скрининговое обследование детей первого года жизни. Оно предполагает прежде всего разработку карт факторов риска в развитии ребенка. Карта должна заполняться в роддоме с отметкой о наличии фактора риска в выписке, затем передаваться в поликлинику по месту жительства для проведения систематических наблюдений за развитием ребенка, его обследования. При первом же подозрении на отклонение или замедленный темп в развитии ребенок должен направляться на комплексное медико-психолого-педагогическое обследование. Основная задача блока -- выявление детей с подозрением на то или иное отклонение в развитии. Для ее успешного решения необходимо совместно с Министерством здравоохранения разработать и апробировать: * карты факторов риска в развитии ребенка; * скрининговые методики обследования нервно-психического развития ребенка первого года жизни; * процедуру обследования детей и наблюдения за их развитием; * эффективные и недорогие технические средства скрининг-диагностики. Второй блок -- дифференциальная диагностика, которая осуществляется в детских поликлиниках, специализированных центрах, больницах. Ее задача -- выявление отклонения в развитии, уточнение структуры дефекта, определение возможностей медицинского воздействия и психолого-педагогической коррекции отклонений в развитии ребенка. Дифференциальная диагностика нуждается в дальнейшем совершенствовании методик и приобретении новейшего оборудования, однако даже те методы и то оснащение, которое уже есть, позволяют решать задачи блока достаточно успешно. Третий блок -- медико-психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии. Необходимо разработать и апробировать разнообразные организационные формы коррекционного воздействия. Так, наш опыт показывает, что для детей с нарушениями ЦНС, интеллектуальными и речевыми проблемами коррекционное обучение целесообразно организовывать именно в детских поликлиниках по месту жительства, дополнив их штаты учителями-дефектологами, работающими с детьми раннего возраста. Дети же с сенсорными нарушениями, проблемами в эмоциональном развитии, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, сложной структурой дефекта и др. столь специфичны, что с раннего детства требуют специализированной помощи. Необходимо создать гибкую систему коррекционного воздействия, сочетающую как помощь ребенку в поликлинике по месту жительства, так и специализированную в профильных медицинских и медико-психолого-педагогических (реабилитационных) центрах. Последние могли бы курировать оказание помощи ребенку по месту жительства, в частности занятия с учителем-дефектологом поликлиники. С нашей точки зрения, целесообразно также расширять такие новые формы коррекционного воздействия, как группы надомного обучения и кратковременного пребывания при специальных (коррекционных) дошкольных учреждениях (9). Необходимо предусмотреть в этом блоке и такое важное звено, как ежегодное углубленное медико-психолого-педагогическое обследование ребенка (на первом году жизни желательно не реже 2 раз в год) с целью уточнения структуры нарушения, определения эффективности реабилитационных мероприятий и направлений дальнейшего коррекционного медико-психолого-педагогического воздействия. Создание системы раннего выявления, коррекция отклонений в развитии и ее функционирование требуют особого внимания к подготовке кадров. Четвертый блок -- создание обоснованной, скоординированной государственной программы подготовки и переподготовки специалистов для системы раннего выявления и ранней коррекцией ной помощи детям с отклонениями в развитии. Необходимо, в частности, организовать целенаправленную подготовку учителей-дефектологов (на дефектологических факультетах педагогических университетов и институтов, через курсы повышения квалификации) к работе с детьми раннего возраста, к оказанию коррекционной помощи в разных формах. В настоящее время от любых новаций ждут экономического эффекта. К сожалению, данная программа, как и все, что связано с интересами ребенка с проблемами, не отвечает этому требованию. В ходе ее проведения количество детей с отклонениями в развитии будет увеличиваться за счет “невыявленного резерва”. Сама реализация системы раннего выявления и коррекции нарушений в развитии в полном объеме будет достаточно дорогостоящей (включая современные технические средства диагностики и коррекции). Вместе с тем у части детей будут преодолены те или иные отклонения, часть детей будет подготовлена к воспитанию и обучению в массовых общеобразовательных учреждениях. Но и в этом случае дети с достаточно выраженными отклонениями в развитии (например, со средними и тяжелыми нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата) будут нуждаться в постоянном психолого-педагогическом сопровождении и систематической коррекционной помощи. Раннее медико-психолого-педагогическое вмешательство позволит ослабить, а в отдельных случаях и предотвратить последствия того или иного отклонения в развитии, поможет вырастить человека, способного активно участвовать в жизни общества. Главный экономический эффект -- не в уменьшении количества различных специальных учреждений, а в снижении последствий увеличения численности инвалидов (8; 9). Список литературы 1. Указ Президента РФ от 14.09.1995 г. 942 // Собрание законодательства РФ. 1995. 38. Ст. 3669. 2. Федеральный Закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья - специальном образовании» Принят Государственное Думой 2 июня 1999 года. 3. Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ 4. Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007 -- 2010 гг. 5. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - С. 266. 6. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. М., 2000.- 367 стр. 7. Гражданское право (часть 1): Учебник / Под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева. М., 1996. - 524 стр. 8. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.: Рус. яз., 1999. Т. 1. 1999. - 694 стр. 9. Конвенция ООН О правах ребенка: Принята и провозглашена Генеральной ассамблеей ООН 20.11.1989 г. // Народное образование. 1993. - 87 стр. 10. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. - М.: Просвещение, 1982.-(С. 38 -- 39). 11. Методика и технологии работы социального педагога / Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. -- М., 2002. - 532 стр. 12. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. -- М., 2002. - 396 стр. 13. Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства: Социально-правовые проблемы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.М. Рыбинский. М: Издательский центр Академия , 2004. - 413 стр. 14. Степанов О.В. Мир детства в условиях выживания. (Социально-правовые проблемы защиты детства) / О.В. Степанов. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1997 -- 239 стр. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |