|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Идея школы-паркаИдея школы-паркаПедагогический колледж №5 РЕФЕРАТ по современным педагогическим теориям на тему: “Идея школы-парка” Студентки группы 3 “Г” Шандариновой Юлии Александровны преподаватель: Чозгиян Ольга Петровна МОСКВА 2002г. Идея школы-паркаЧто останется от школы, если убрать из нее отметки, экзамены, подведение итогов? А вот что: будут цениться индивидуальный опыт и неповторимость, а не умение воспроизводить пописанные в книгах истины: учитель перестанет постоянно оценивать учеников, а те - бояться этой оценки. В различных иновационных школах педагоги сильно видоизменяют систему оценки, где гуманизация образованияне только дикларируется, но и удаётся на деле. В большинстве таких школ легализована рефлексивная самооценка учеников, отметка заменяется на развёрнутые характеристики. Но и эти школы объединяет еще одно: там ученики и учителя высоко ценят друг друга, стремятся продлить общение и после уроков. Как победить силовые атрибуты? Для того чтобы создать альтернативную экологическую школу, мы должны прежде всего проанализировать модель школы, созданной Я. А. Коменским и развивавшейся последние триста лет, и отказаться от ее технических атрибутов.Первый атрибут- это урок как основная форма организации учебного процесса. Вместо урока мы предлагаем детям набор постоянно открытых для занятий мест, которые они выбирают здесь и сейчас, обучаясь не только выбирать из множества дел интересные и важные для себя и других занятия, но и отвечать за собственные решения. Такие открытые места в школе мы называем парк-студии. Второй- программы как содержание образования. Многие считают, что если постараться, можно создать такие программы, которые дадут возможность развиваться всем ученикам с индивидуальной скоростью. Педагогической задачей школы-парка скорее является создание необходимых и достаточных для развития личностей условий выбора форм, способов и предметов деятельности. А также постоянный мониторинг за складывающимися в процессе учебы индивидуальныmи образовательными траекториями. Третий атрибут -- разделение детей по возрастам. Школа-парк не создаёт одновозрастных учебных групп, принимаем детей такими, какие есть, используют индивидуальные особенности каждого. Четвёртый - силовая оценка, направленная от учителя к ученикам, постоянно заставляющая их соревноваться друг с другом. В школе-парке ученик может получить отметку лишь по собственному желанию, тогда кaк своим посещением или непосещением судий каждый ребенок показывает учителю, насколько тот для него ценен. Пятую особенность силовой школы - распределительную систему финансирования - нам удавалось снять лишь в теоретической, игровой форме. В школе-парке должна работать рыночная система финансирования от потребителя, однако до практического воплощения подобной системы еще далеко. Образовательные эффекты: прецеденты, а не законы. Коллектив учителей, начинавший эксперимент, не был специально подобран. Им не давалось каких-то особых инструкций, были введены лишь два ограничения: нельзя заставлять детей оставаться на студии дольше, чем они сами хотят, и нельзя не впустить ребенка на студию тогда, когда он сам пришел. За счет того, что нам удалось вернуть школьные оценки ее естественную многонаправленность, каждый (и ученик, и учитель) имел возможность оценить собственное продвижение к намеченной цели (своеобразная планка, поставленная для самого себя, к которой можно подойти в любое время и измерить свой рост). Дети оценивают работу учителей ножками, т.е. приходя к нему на занятие или нет, равно как и учителя имеют возможность оценивать ребят лишь действиями и словами (похвалой или неодобрением, большим или меньшим вниманием). В первые два месяца отслеживалась комфортность самочувствия учащихся и время пребывания их в одной студии. При этом если в начале эксперимента дети стремились посетить все работающие в этот день студии и степень комфортности в них была достаточно низкой, то к концу второго месяца они стали оседать на все шесть уроков в одной из студий и степень комфортности приблизилась к максимальному результату. Сначала учителям было трудно изменить систему преподавания: когда одни работают на студии постоянно, а другие зашли всеголишь посмотреть, чем тут люди занимаются, волей-неволей приходится почти постоянно придумывать все новые и новые формы работы. Но при этом есть нечто ценное, отсутствующее обычно в работе учителя: работа наших учителей оценивается не коллегами и администрацией, как это обычно бывает, а детьми. Итоговые этапы, на которых условия работы изменяются в разной степени но с общей целью - проанализировать собственное продвижение, проводятся регулярно, как правило, в конце каждого учебного года. Для этого организовывались различные игры или временный перевод на классно-урочный режим погружений со своими или чужими учителями. В конце первого учебного года, например, было предложено учителям, не работавшим в парке открытых студий, провести двух- трёхдневные погружения с нашими учениками, взяв себе целый класс. Было проведено два таких погружения: в одном классе по математике, в другом по словесности. Дети влюбились в ведущих у них погружение учителей, а учителя остались довольны работой учеников. В конце третьего учебного года ученики парка также были помещены в более жестокую систему обучения на одну неделю. Результаты были примерно так ими же, как и два года назад. Можно обозначить основные группы образовательных эффектов, которые нам удалось зафиксировать как прецеденты, а не как законы. * Умение увлекаться предложенным делом, сохраняя собственную индивидуальность. * Умение создавать новые рабочие места. * Умение ориентироваться в окультуренном пространстве. * Умение простаивать собственные действия в изменяющейся жизненной ситуации. * Умение общаться с различными людьми. * Умение занять себя. * Бескомпромиссность. * Ощущение причастности к заявляемым другими проблемам. Расписание, из которого выбросили усталость Парк открытых студий - образовательная система, построенная на принципиально новом двустороннем ценностном оценивании. Эта концепция разрабатывались Милославом Балабаном как модель школы-парка. Для того чтобы построить такую новую образовательную систему. Необходимо создать внутри школы структуру разнообразных образовательных услуг и обеспечить именно детей возможностью выбирать их. При этом резко изме-няется содержание образования, которое формируется не по желанию учителей, а по потребностям главных субъектов - детей. Такую структуру назва-ли парковой. В различных местах школы создаются открытые парк-студии. объявляющие заранее о специфике работы, готовые принять детей и вовлечь их в свою деятельность. Парк-студии могут быть как предметными, передаю-щими учащимся существующие культурные нормы, так и проектными, занимающимися некоторой конкретной деятельностью. Ученики не должны записываться в студии, однако при включении в некоторую совместную работу они несут ответственность за выполнение своей части перед сложившимся микроколлективом. При переходе от классно- урочной школы к парковой использовали ряд приемов. Необходимых для вводного этапа. Создавались такие условия для детей и учителей, при которых они, с одной стороны, могли понять особенности работы в парке открытых студий, а с другой- не совсем расстались с привычной и безопасной классно- урочной системой. Этот этап длился месяц, после чего перешли к основному парковому способу обучения. Во время основных этапов в расписании остались лишь названия студии например: Учителя старались одновременно ставить студии из гуманитарного и естественнонаучного циклов, иностранного языка и студии с разнообразной физической нагрузкой. Уже к концу парного полугодия стало очевидно, что большинство ребят избрали трехчасовой цикл занятий: за один день они посещали две студни, по три урока каждую. Лишь на самых любимых студиях они оставались по шесть уроков подряд, не чувствуя усталости. Поэтому на второй год эксперимента заменили шестичасовой режим работы мини команд на трехчасовой. Казалось, что это облегчит детям проблему выбора (каждый день работают не менее семи разных студий), а учителям будет проще организовать работу в студиях (теперь почти каждая студия открыта как минимум два раза в неделю). ПОНЕДЕЛЬНИК Для вас открыты С 1 по 6 урок (каждая) студии: БИОЛОГИИ; ИСТОРИЯ МОСКВЫ; АНГЛ. ЯЗЫКА; ХОРЕОГРАФИИ; Разновозрастная команда хороша не только для игры… Для того чтобы полностью использовать внутри школы систему мягкого оценивания, необходимо создание разновозрастных групп, внутри которых каждый может быть для кого-то старшим, для кого-то младшим, то есть одновременно и выбранным, получившим высокую оценку, и выбирающим, оценивающим. Ученики парка открытых студий получили такую возможность и внутри разновозрастной группы, однако далеко не все смогли найти для себя такие компании среди одноклассников. Многие ребята стали младшими, то есть ведомыми, но и для них так важно стать для кого-то старшими, ведущими, а ,надо заметить, максимальный образовательный эффект наблюдается именно у ведущих, обучающих. Наиболее простой, естественный способ, предоставляющий всем детям такую возможность, - формирование разновозрастной группы при обучении. К концу первого полугодия работы в разновозрастном парке открытых студий командой учителей (по результатам письменного и устного опросов) были отмечены следующие положительные стороны работы в учебной вертикали: 1.Младшие эмоционально инициируют работу старших. 2.Старшие ребята, демонстрируя увлечённость начатым делом, инициируют работу ещё не включённых младших. 3.В разновозрастной группе старшие могут помочь выпадающим младшим, что немаловажно для проведения индивидуальной работы со всеми учениками в больших учебных группах. 4.Стали возникать устойчивые разновозрастные группы внутри предметных студий. В этих группах дети разных возрастов легко общаются, помогают друг другу, принимают помощь. 5.Учителя отмечают развитие умения ребят быстро приспосабливаются к изменяющимся группам, принятие на себя ответственности за неуспешность других и готовность помочь. Так, например, именно младшие ребята подняли вопрос о помощи выпадающим старшим. 6.Наблюдается тенденция к планированию работы, выполнению домашних заданий. 7.Младшие чувствуют себя защищено и комфортно, однако пока не все, и, конечно, необходимо работать и дальше для достижения такого результата у всех младших ребят. О классификации способов работы учителя в открытых учебных разновозрастных группах пока говорить рано, однако уже сегодня можно выделить следующие обязательные действия учителя: - смена его позиции по отношению к ученикам: учитель должен быть старшим членом растущего разновозрастного коллектива, а не только носителем общекультурных ценностей; - обязательная демонстрация личных достижений каждого ученика. При этом педагог не должен унижать детей публичной демонстрацией их неумения, незнания. Было высказано предположение, что при работе в вертикали педагогу нельзя говорить детям “ты должен” без действительного предварительного принятия ребенком на себя некоторых обязательств перед группой. Этот постулат вызывает много споров, однако никем не был чётко опровергнут. В рамках этих двух границ в учебных вертикалях возможно применение разнообразных методов и учебных приёмов: фронтальная и парная работа, игровые методы, самостоятельная работа, проектная деятельность и др. Желательным является изменение структуры класса для оптимизации возможных передвижении в замкнутом пространстве и улучшения общения между всеми членами разновозрастной группы. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |