|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Информационные технологии на уроках ОБЖИнформационные технологии на уроках ОБЖСодержание Введение 1. Преимущества использования ИКТ на уроках ОБЖ 2. Подготовка печатных раздаточных материалов 3. Мультимедийное сопровождение уроков ОБЖ 4. Контроль уровня знаний с использованием тестовых заданий 5. Использование Интернета для подготовки к урокам ОБЖ Заключение Литература Приложения Введение Состояние современного образования и тенденции развития общества требуют новых системно организующих подходов к развитию образовательной среды. Для достижения успеха в XXI в. уже недостаточно академических знаний и умения критически мыслить, а необходима некоторая техническая квалификация, поэтому многие учащиеся стремятся заранее получить навыки в области информационных технологий и обеспечить себе этим успешную карьеру. В процессе модернизации российского образования информатизация образования выделяется в качестве одного из приоритетов. Давно доказано, что учащиеся по-разному осваивают новые знания. Ранее преподавателям трудно было найти индивидуальный подход к каждому ученику. Теперь же, с использованием компьютерных сетей и онлайновых средств, школы получили возможность преподносить новую информацию таким образом, чтобы удовлетворить индивидуальные запросы каждого ученика Общеизвестно, что информационные технологии могут сделать процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время. Одним из достоинств применения компьютера в обучении считается повышение мотивации учения. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе нередко способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по уровню трудности, поощряя правильные решения, не прибегая к нравоучениям и порицаниям, которыми нередко злоупотребляют педагоги, позитивно сказываются на мотивации учения. Что же касается занимательности как источника мотивации учения, то возможности информационных технологий здесь поистине неисчерпаемы, и основная задача, которая уже сегодня приобрела большую актуальность, заключается в том, чтобы занимательность не стала превалирующим фактором в использовании компьютера, не заслоняла собственно учебные цели. Учебный процесс во многом определяется ранее полученными знаниями, ожиданиями и результатами, которые формируют среду обучения, поэтому на современном этапе реформирования российской школы все большее внимание уделяется информатизации образования. Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине (ОБЖ, биологии, географии, иностранному языку, истории, литературе, математике, русскому языку, физике, химии, …) мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Такой урок нагляден, красочен, информативен, интерактивен, экономит время учителя и ученика. Он позволяет ученику работать в своем темпе, а учителю дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения. 1. Преимущества использования ИКТ на уроках ОБЖ Целью преподавания курса ОБЖ в школе, является формирование у школьников правильного понимания смысла жизни, своего места и роли в ней, овладение ими приемами и способами самосовершенствования и основами обеспечения безопасности жизнедеятельности, получение практических навыков поведения в сложных ситуациях, исходя из собственных сил и возможностей. Ожидаемые результаты: · улучшение качества обучения у ученика на основе использования новых информационных технологий; · изменения в методах и организационных формах работы учащихся; · готовность и способность учащихся эффективно работать в новой информационной среде; · формирование у школьников умения учиться, готовности и способности продуктивно работать в коллективе, решать задачи, взятые из реальной жизни); Задачи, стоящие перед учителем при внедрении компьютерных уроков: 1) отработать механизмы совместной работы учителей информатики и учителя с целью проведения уроков с применением компьютерных технологий; 2) подготовить учащихся к работе с программным обеспечением; 3) подготовка и разработка необходимой информации, презентаций по ОБЖ (для учителей и учащихся); 4) подготовить и внедрить на ПК необходимое программное обеспечение по ОБЖ. Чтобы идти в ногу со временем, учитель ОБЖ должен владеть основами информационных технологий, иметь представление о наиболее распространенной в настоящее время операционной системе Windows, уметь работать в распространенных компьютерных программах, в частности, Word, Ехсеl, РоwerPoint и рядом других специализированных программ, связанных с предметной деятельностью учителя, пользоваться Интернетом, а также уметь использовать знание компьютеров учащимися, полученные на уроках информационных технологий. Причин компьютеризации обучения можно назвать много. Человек, освоивший персональный компьютер (ПК), быстро убеждается, что с его помощью писать, рисовать, чертить и делать множество других дел можно более продуктивно, чем без него. Набрать на компьютере и распечатать на принтере задание значительно быстрее и удобнее, чем писать их вручную или печатать на пишущей машинке. Один раз введенные в память компьютера, они могут быть распечатаны, причем в случае необходимости содержание заданий легко откорректировать. Компьютер, имеющий доступ к Интернету, может помочь учителю, ученику в получении разнообразной и полезной дополнительной информации. Компьютер универсален, он - гораздо лучшая "контролирующая машина", чем те, что разрабатывались ранее; при работе с ним можно использовать все полезные наработки программированного обучения, им можно заменить телевизор и кинопроектор, таблицы, плакаты, кодограммы, калькуляторы и многое другое. На уроках ОБЖ учащиеся получают знания о чрезвычайных ситуациях локального характера, их последствиях и правилах безопасного поведения; о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения; знакомятся с организацией Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и гражданской обороны (ГО). Компьютер выступает как часть исследовательской установки, позволяющей глубже понять изучаемые явления и процессы. Проведение уроков с использованием информационных технологий - это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий - создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше. В настоящее время разработана компьютерная поддержка курса любого предмета, в том числе и ОБЖ. Не подменяя собой учебник или другие учебные пособия, электронные издания обладают собственными дидактическими функциями. Они не привязаны жестко к какому-либо конкретному учебнику, в них представлены наиболее значимые вопросы содержания образования для основной и старшей школы. Кроме использования этих учебников, я составляю презентации, в которые включаю необходимые схемы, таблицы рисунки и видеоматериалы. Кому-то кажется, что использование информационных коммуникационных технологий позволяет учителю расслабиться на уроке, ведь за него все делает компьютер с установленной программой. Однако разработка уроков и использованием информационных технологий требует большого количества личного времени. И эта работа почти невозможна в школе, поэтому оцифровку видео, сканирование, поиск в Интернете чаще всего ведется с использованием домашнего компьютера. Но все эти затраты оправдываются, когда видишь, какой результат дают плоды твоего труда на уроке. Одной из главных составляющих предмета ОБЖ является военно-патриотическое воспитание учащихся. Воспитание должно основываться на примерах. К сожалению, идеалами для многих учеников служат не космонавты или мыслители, а вымышленные герои компьютерных игр, боевиков, всевозможных развлекательных программ. Поэтому на своих уроках я использую видеоматериалы, записанные с телевидения. Подход к каждому ученику должен быть индивидуальным, поэтому некоторым ученикам предлагаю творческие задания, выполнение которых предполагает использование информационно-коммуникационных технологий и освоение проектно-исследовательской деятельности: работу с Интернет-ресурсами, создание презентаций как результат самостоятельной исследовательской деятельности. Лучшие работы учащихся используются в качестве учебного пособия при проведении занятий по соответствующей тематике. При этом обязательно называется автор работы. Таким образом, использование компьютера на уроках - это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность урока. Можно выделить следующие способы применения компьютерной техники на уроках ОБЖ: · подготовка печатных раздаточных материалов (контрольные, самостоятельные работы, дидактические карточки для индивидуальной работы); · мультимедийное сопровождение объяснения нового материала (презентации, аудиозаписи реальных лекций, учебные видеоролики, компьютерные модели физических экспериментов); · контроль уровня знаний с использованием тестовых заданий; · использование на уроках и при подготовке к ним интернет-ресурсов. 2. Подготовка печатных раздаточных материалов Использование ИКТ позволяет создавать раздаточные материалы быстрее и эффективнее по сравнению со стандартным «рисованием от руки» и последующим переписыванием (либо ксерокопированием). Созданные на компьютере документы легко редактировать и выводить на печать снова и снова. Можно вводить, редактировать и форматировать текст, вставлять в него рисунки, таблицы и диаграммы. Можно создавать различные документы, подготовить раздаточный материал для уроков, тексты контрольных работ, тесты, помочь оформить школьникам пояснительные записки к творческим проектам. А также быстро и качественно изготовить необходимое число карточек по каждой теме. Специфика предмета ОБЖ заставляет применять в качестве наглядного материала множество фотографий, рисунков, схем. Получить всё это в своё распоряжение можно следующим образом: 1. Фотографии сделать самому или использовать готовые из различных мультимедийных источников; 2. Рисунки и схемы изготовить с помощью графических редакторов или использовать их из книг, газет, журналов и мультимедийных источников. Наиболее простой способ - сканирование изображения. Это несложный процесс и его хорошо знают дети уже после первого года изучения информатики. При изучении темы «Основы военной службы», входящей в курс ОБЖ 10 - 11 классов, надо использовать множество наглядности для показа современной военной техники. Проблему решает мультимедийное пособие «Энциклопедия вооружений» Но, к сожалению, встроенных средств, для копирования иллюстраций, как в «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия», там не имеется. В этом случае можно использовать скриншоты. Уроки ОБЖ часто требуют показа пояснительных рисунков и схем. Если раньше приходилось «монтировать» изображения в Word или Рaint, то теперь появилась специализированная программа Dia, которая значительно облегчает изготовление рисунков. Dia позволяет создавать графические представления статических структур, диаграмм, различных схем. Преимущество программы перед другими графическими редакторами состоит в том, что она имеет большую библиотеку готовых элементов. Комбинируя эти элементы с обычным рисованием, можно получить довольно эффектные изображения для своих уроков. 3. Мультимедийное сопровождение уроков ОБЖ При изучении материала учителю ОБЖ необходимы иллюстрированные плакаты, схемы, графики, видеоролики. Современные информационные технологии позволяют полно и интересно проиллюстрировать содержание учебного материала с помощью компьютерных презентаций (слайд-фильмов). Отличительной особенностью таких пособий является зрелищность, а не только информативность. Использование мультимедийной техники, с одной стороны - облегчает работу учителя, с другой - обязывает не только овладевать компьютером, но и тщательнее планировать уроки для более эффективного обучения. На уроках используются основные формы взаимодействия учителя и учащихся. Пассивный метод-взаимодействие учащихся и учителя, в котором учитель является основным действующим лицом и управляет ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным. При выборе данного метода презентация несет в основном иллюстративную нагрузку. Активный метод-учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока. Учащиеся - не пассивные слушатели, а активные участники. Интерактивный метод - в отличие от активных методов, ориентирован на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом, на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивном уроке - направление взаимодействия учащихся друг с другом на достижение цели урока. Как показала практика, использование презентаций в любом случае повышает познавательную ценность урока, его эффективность независимо от метода обучения. К. Д. Ушинский выделял несколько типов урока, наиболее распространенным из которых является комбинированный урок. В его структуре присутствуют все основные элементы обучения. Поэтому, именно комбинированный тип урока наиболее часто используется в моей педагогической практике. Английский психолог Д. Колб представил свою структуру урока с распределением по времени на каждый этап.
Структура комбинированного урока с применением мультимедийной техники имеет существенные преимущества. При помощи презентации каждый этап урока можно стараюсь сделать более плотным, наглядным и информационным. Однако, чрезмерное использование презентаций на уроке может привести не только к снижению его эффективности, но и снижению интереса школьников к предмету, как таковому. Поэтому при проектировании урока с использованием презентации необходимо учитывать возраст ребенка, особенности его восприятия. Например, применение графиков и диаграмм, для младших школьников нецелесообразно, напротив яркие образы способствуют более полному восприятию нового материала. Кроме этого мной всегда соблюдается регламент использования презентации и варьируется от 25 до нескольких минут в соответствии с процентным распределением времени урока предложенному Д.Колбом. Для этого используются «черные слайды», когда на экране нет изображения, чтобы не прекращать работу проектора и не отвлекать от урока при повторном включении. Безусловно, что презентация не может полностью вытеснить традиционные приемы работы на уроке, такие как устный ответ, письменная работа и другие. Для каждого этапа урока с применением презентации в своей работе следую определенным правилам. На начальном этапе урока (организационная и содержательная установка или мотивация) призванном сконцентрировать внимание учащихся на теме, заинтересовать их, показать необходимость и пользу изучения нового материала использую слайды для создания проблемной ситуации с последующим выходом на формулирование темы самими учащимися. Этому способствует количество слайдов, определенные анимационные эффекты, информативность изображения (рисунки, фотографии, графики, диаграммы). Стоит отметить, что применение на слайде статистических таблиц нецелесообразно, так как они трудно воспринимаются и анализируются школьниками любого возраста. При создании таких слайдов применяю: речевое, музыкальное, визуальное (иллюстрации с подписями к ним) сопровождение в зависимости от темы урока. При этом основными направлениями моей работы являются: - формирование умений анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, делать выводы; -развитие ассоциативного мышления. В данном случае совместно с детьми определяю проблему и пути ее решения. На следующем этапе урока - проверка глубины понимания и прочности знаний учащихся, применяю презентацию для вывода в любой момент на экран той информации, которая является опорной для проверки знаний и их актуализации. Имею возможность возврата к ранее пройденным темам, непосредственному восстановлению конспекта, хода предыдущего урока, использованию визуальных подсказок, что способствует развитию долговременной памяти, укреплению внутрипредметных и межпредметных связей. Эту часть урока иногда ставлю перед этапом целеполагания, особенно если урок является продолжением изучения нового или обобщения ранее пройденного материала. На этапе изучения основного материала подбираю задания, при выполнении которых обеспечивается получение школьниками новых знаний, навыков и умений. При выборе заданий руководствуюсь китайской поговоркой: «Я слышу и забываю, я вижу и запоминаю, я делаю и понимаю». Таким образом, при создании этой части учебной презентации придерживаюсь основного требования - на слайде должна находиться только полезная информация, отражающая цели и задачи урока. Особое внимание уделяю отбору информации и иллюстративного материала с указанием авторов, названий, событий, дат. При работе в интерактивном режиме процесс получения новых знаний происходит во взаимодействии учеников между собой, а также учителем. Работа с презентацией позволяет мне наглядно заполнять заранее приготовленные формы (конспект урока). При этом учу детей формулировать главные мысли, и выражать их конкретно, лаконично. При проектировании слайдов планирую поэтапное заполнение схем причинно-следственных связей с использованием знаний по новому материалу или по другим предметам. Презентации обладают определенным преимуществом по формированию практических навыков, когда при помощи смены слайдов или анимации последовательно демонстрирую каждый шаг действий. В этом случае происходит не только более яркая их иллюстрация, но и увеличивается время для индивидуальной работы с ребенком. Слайды могут нести и инструктивный характер в преддверии каких-либо действий, закрепления порядка их последовательности. Во время закрепления изученного материала, диагностики прочности усвоения знаний, оценивания работы на уроке создаю презентации по принципу гибкости, наглядности, непредвзятости. При выборе такого подхода, предоставляю каждому ученику самому оценить свои успехи, определить ошибки, скорректировать их. В этом случае достоинство презентации состоит в том, что она позволяет при правильной конструкции не только выдавать правильный ответ, но и иллюстрировать его фрагментом урока. В своей работе использую различные варианты оценивания, от «Своей игры», особенно удобной при организации групповой работы, до графических диктантов и небольших тестов, в которых варианты ответов сопровождаются иллюстрациями. Использование презентации выигрышно при проведении рефлексии, инструктажа по выполнению домашнего задания, подведению итогов урока, поскольку позволяет быстро восстановить весь ход урока, акцентировать внимание на значимых для выполнения домашней работы частях. При этом, ученики вынуждены становиться активными участниками, вспоминать ход собственных рассуждений и повторно формулировать главные мысли. В заключительной части урока, презентация позволяет мне вернуться к его началу, построить диалог о достижении поставленных целей и задач. В результате такого окончания занятия, уже владею информацией об успешности изучения нового материала. Кроме этого в своей работе применяю презентацию: · как элемент здоровьесберегающей технологии - гимнастика для глаз (релаксационная, двигательная). · для развития познавательных процессов; · патриотического воспитания; · формирования культуры и навыков самостоятельной проектной и исследовательской деятельности. Применение мультимедийной техники в современном уроке расширяет возможности творчества учителя и его участия в процессе обновления образования, формирует компетенции различного уровня как учителя, так и ученика. 4. Контроль уровня знаний с использованием тестовых заданий Тесты в современном учебном процессе широко внедряются в практику изучения многих предметов, в том числе в преподавание дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности». К основным достоинствам метода тестового контроля знаний следует отнести простоту и демократичность самой процедуры, экспрессность, возможность его механизации на ПК и независимость от индивидуальных требований преподавателей. Недостатки тоже хорошо известны - высокая формализация процедуры и сравнительная простота заданий, позволяющая оценить в основном механическое воспроизведение изучаемого материала (репродуктивная оценка знаний). Исходя из достоинств и недостатков метода тестирования целесообразно использовать этот метод на стадиях входного, текущего и рубежного контроля знаний. Возможно частичное использование (в сочетании с другими методами) и на стадии итогового контроля изучения дисциплин. Основную же роль при итоговом и частично рубежном контроле знаний должно выполнять непосредственное общение педагога с обучаемыми. Высокая эффективность контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе учитель - ученик. Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Этот тип уроков очень популярен сегодня в школе. Для проведения такого типа уроков необходимо наличие кабинета информатики, оснащённое компьютерами, так как каждый учащийся класса должен работать на таком уроке только индивидуально. Наличие компьютерной программы, позволяющей самим создавать подобные тесты, значительно упрощает задачу. И поэтому я сама разрабатываю и создаю компьютерные варианты различных тестов и использую их на своих уроках. Для более глубокого усвоения материала и контроля знаний на своих уроках я использую различного рода тесты и тренажеры. Это могут быть как тесты, составленные в программах Word или Power Point, или готовые варианты тестов, которых много сейчас в сети Интернет. Тесты могут простые в виде текстов, предусматривающие несколько вариантов, из которых нужно выбрать правильный. Также они могут быть представлены в виде картинок, изображений, фотографий. Способы работы с тестами также разнообразны - фронтальный опрос, индивидуальный опрос, самостоятельное выполнение тестов, после чего на экран выводятся правильные ответы. Тренажеры также содержат задания, позволяющие организовать фронтальную, групповую и индивидуальную работу учащихся на уроке и дома, провести мониторинг обученности. Например, при первичном контроле ученикам предлагаются вопросы. В случае неудачного ответа учащихся созданная презентация дает возможность ученикам, используя гиперссылки, вернуться в нужный фрагмент урока, где есть необходимая информация для ответа. К каждому ученику подхожу индивидуально в соответствии с уровнем его возможностей, а также уровнем подготовки по информатике. Ведь не у каждого ученика есть дома компьютер и интернет. Тесты, составленные с помощью программы «Assistеant» и «Конструктор тестов» позволяют оценить уровень подготовки учащегося сразу после проведения тестирования. Вопросы и ответы в тесте при следующем тестировании постоянно меняются местами. Тестирование проводится быстро, и компьютер беспристрастно оценивает знания учащихся. Тестирование с применением компьютера является одним из путей отхода от формализма в оценке результатов обучения. Потому что при тестировании учитывается, какие знания должны быть у ученика в конце обучения; есть инструмент для выявления результата обучения - компьютер; возможны его (теста) измерение и оценка, т. е. соотнесение с определенной шкалой. При изучении различных тем, когда ученик после знакомства с теорией начинает разбирать тестовые задания. При необходимости он может проверить ответ, или прочитать теорию. Ученик работает в своем темпе, и только освоив одно задание, перейдёт к другому. Форма организации обучения представляет собой индивидуальную работу с варьируемой степенью самостоятельности. Ученик знакомый с технологией работы на компьютере может работать и без учителя. В зависимости от цели обучения рассматриваются следующие виды учебной деятельности и применение различных видов тестирования. I уровень обучения - воспроизведение знаний с подсказкой (осознал, запомнил, воспроизвел). Возможна совместная деятельность учителя и ученика, а можно применить для оценки уровня знаний в начале обучения установочный тест; II уровень- воспроизведение знаний по образцу в знакомой ситуации, но без подсказки, самостоятельно, где проверяется усвоение знаний в течение обучения; III уровень- применение знаний в незнакомой ситуации, без предъявления алгоритма решения, где целью является определение трудностей обучения; речь идёт уже о применении диагностического теста, IV уровень - действия, для которых характерна проверка умений и навыков в конце обучения; итоговый тест в режиме экзамена. Тесты состоят из двух видов, различающихся по форме и способу предъявления их учащимся. В тестовых заданиях 1 вида требуется установить пропущенный текст - слова, которые заменены многоточием, при этом должно получиться истинное утверждение или правильная формулировка определения, правила. В тестовых заданиях 2 вида - необходимо выбрать правильный ответ из числа предложенных. Второй вид предусматривает применение учебного материала для решения практических задач. Различия применяемых видов действий связаны с характером деятельности по выполнению заданий, отражающих важные проявления результатов обучения. Тестирование обучающихся можно осуществлять с помощью таких программ, как конструктор тестов, генератор тестов, оn-line тестов. Эти программы для создания тестов, проведения тестирования для различных категорий обучаемых. Программы конструктор тестов и оn-line тестов дают возможность учителю создавать и использовать раздаточный материал для каждого учащегося на уроке, облегчая тем самым работу преподавателя. Программа генератор тестов позволяет учителю создавать множество карточек для проведения уроков, затем выпустить готовый материал через принтер. Очень много практических заданий на уроках ОБЖ мы выполняем совместно с учениками непосредственно на интерактивной доске. Все типы заданий, используемых мною можно условно разделить на 6 групп: 1. «Работа с рисунками» 2. «Кроссворд» 3. «Вставьте слово» 4. «Имена» 5. «Соотнесите» 6. «Отметьте». На уроке даю классу из любой группы задания и прошу учащихся у доски выполнить задание, будь-то вставить пропущенное слово, разгадать кроссворд, соотнести даты и события и т.д. А школьникам - и младшим, и старшим - просто нравится работать с интерактивной доской, учиться становится интересно и увлекательно. Задания готовятся заранее дома. Это может быть и отсканированный документ (текст, картинки), и созданный в любой программе (Word, Power Point и др.) Конечно, нельзя сказать наверняка, что результаты учащихся повысятся благодаря работе с интерактивной доской, но мои наблюдения показали, что ученики стали больше интересоваться тем, что происходит на уроке. Они активно обсуждают новые темы, стремятся принять участие в работе, быстрее запоминают материал. 5. Использование Интернета при подготовке к урокам ОБЖ Информационное общество предъявляет новые требования к системе образования. Теперь одной из её целей является формирование высокого уровня информационной культуры. Особая роль при этом отводится использованию ресурсов и возможностей Интернета в педагогической практике учителя. Сегодня уже не вызывает сомнения, что обучение школьников становится эффективнее, если учитель владеет Интернет-технологиями и использует ресурсы и возможности Интернета в своей практике. Массовое внедрение Интернета в школьное образование наблюдается в России в последние несколько лет. Интернет превращается в такой же привычный носитель информации, как пресса, радио или телевидение, благодаря приоритетным национальным проектам доступ к нему получили практически все учителя и ученики России. На мой взгляд, это удобный инструмент, который при разумном использовании способен привнести в школьный урок элемент новизны, повысить интерес учащихся к приобретению знаний, облегчить учителю и ученику подготовку к занятиям. Использование Интернета в учебном процессе становится обыденной реальностью. Но Интернет зачастую делает бессмысленным, например, написание реферата, так как школьники всего лишь копируют информацию из сети. Что делать? Запрещать использовать Интернет при выполнении домашних заданий? Я думаю, есть вариант лучше - попытаться посмотреть на глобальную сеть как на средство обучения. Интернет для подготовки реферата может предоставить более широкие возможности, чем традиционные средства обучения. Но здесь никак не обойтись без корректирующих указаний учителя. Необходимо объяснить ученикам, что при подготовке реферата приветствуется привлечение ими материалов из Интернет. Но они должны помнить, что на сайтах сети располагается информация разного качества, в том числе с устаревшими данными, с фактическими неточностями, с логическими неточностями. Поэтому прямое, бездумное копирование не сможет обеспечить ученикам получение положительной оценки. Важным мотивационным моментом здесь является осознание школьниками необходимости приложения собственных интеллектуальных усилий и понимание того, что они и учитель единомышленники. Каждый ученик должен получить конкретное индивидуальное задание. Он пишет реферат на определенную, строго заданную тему, отклонение от которой приведут к невозможности получить за представленную работу высший балл. Тема конкретизуется в плане реферата. По пунктам плана ученику и следует подбирать Интернет-информацию. Составление плана реферата и работа по нему развивает логическое мышление школьников, дисциплинирует их сознание. По такому плану найти готовый реферат в Интернете невозможно, что гарантирует исключение прямого плагиата со стороны учащихся. Когда ученику будет понятно, что искать, необходимо подсказать, где искать. Одна из поисковых машин по каждому ключевому слову (пункту плана) выдаст список серверов, имеющих разный статус. Одним следует доверять больше, другим меньше, третьи вообще не нужно принимать всерьез. Важно при отборе материала определить, кем сервер создан и поддерживается. Своим ученикам рекомендую обращать внимание на следующие сайты: - общественных организаций и движений; - Интернет-проекты; - тематические ресурсы; - информационно-справочные системы; - электронные периодические издания; - форумы и конференции; - образовательные по тематике. Подобные сайты могут содержать достоверную информацию, однако она отражает разные точки зрения на одни и те же вопросы. В таком случае можно задать два варианта выполнения задания: собрать все точки зрения по данной теме либо выбрать понравившуюся точку зрения и аргументировать свой выбор. Осуществляемый учеником отбор материала создаст условия для самостоятельного познания нового, будет способствовать формированию критического мышления ребенка и его жизненной позиции. Когда основные понятия темы определены, особенности изучаемого раскрыты, интересные факты найдены, разные точки зрения по спорным вопросам приведены, необходимо найденный материал расположить в определенной последовательности (согласно плану), а затем связать их между собой. При этом текст, скорее всего, потребует правки и дописывания учеником того, чего не хватает для выполнения общего замысла работы. На этом этапе ученик развивает свои логические навыки: выделение главного, построение логических закономерностей, конструирование недостающих связок между частями. На этапе подбора к тексту рисунков, таблиц, схем я не сковываю творческую активность ученика, побуждаю его к полному самовыражению. Предпочтения учащихся обусловлены их типом мышления. Ребята подбирают и создают сами в рамках заданной темы стихи, рисунки, анимации - все, на что хватает фантазии и умений. Все это способствует более полному осмыслению учебного материала, развитию образного мышления, формированию творческого, а не формального, отношению к труду. Все подготовленные материалы следует скомпоновать в единый документ. Здесь необходимо выполнить требования к оформлению работы. Для этого, возможно, потребуется переформатировать части текста, вставить оформительские элементы. Выполнение данного этапа работы над рефератом требует владения на достаточном уровне современными информационно-компьютерными технологиями. Учитель же ОБЖ может использовать ресурсы Интернета следующим образом: · Самообразование, самостоятельное повышение своей квалификации на основе информации, содержащейся в Сети, изучение опыта своих коллег; · Получение нормативно-справочных документов с серверов Министерства образования, областных, городских и районных отделов образования; · Получение информации о новейших педагогических технологиях; · Использование на уроках и внеклассных мероприятиях методических и дидактических материалов, имеющихся в Сети; · Разработка собственных материалов и публикация их в Сети; · Тестирование школьников на основе контрольно-измерительных материалов, хранящихся в Сети; · Знакомство с новыми книгами, учебниками, методической литературой и приобретение их в Интернет-магазинах; · Участие в заочных конференциях и конкурсах; · Создание собственного сайта преподавателя ОБЖ; · Поиск единомышленников и коллег в других регионах, переписка с коллегами и друзьями. Ориентироваться в информации, хранящейся во Всемирной Сети, помогают поисковые системы. Наиболее популярные поисковые системы: · http: // www.yandex.ru - Яндекс; · http: // www.rambler.ru - Rambler; · http: // www.google.com - Google; · http: // www.aport.ru - Апорт. Сайты с нормативными документами по образованию и методическими материалами: · http: //www.school.edu.ru - Российский общеобразовательный портал; · http: //www.ed.gov.ru - Федеральное агентство по образованию РФ Министерства образования и науки РФ; · http: //www.edu.ru - Федеральный сайт Российского образования; · http: //www.edu.km.ru - Образовательные проекты; · http: //www.ict.edu.ru - Информационно-коммуникационные технологии в образовании; · http: //www.festival.1september.ru - Сайт педагогических идей «Открытый урок»; · http: //www.vestniknews.ru - Журнал «Вестник образования России»; · http: //www.fio.ru - Сайт Федерации Интернет-образования России; · http: //www.sputnik.mto.ru - Спутниковый канал единой образовательной информационной среды; · http: //www.eurekanet.ru - Инновационная образовательная сеть; · http: //www.mediaeducation.ru - Лаборатория ТСО и медиаобразования института содержания и методов образования РАО; · http: //www.pedlib.ru - Сайт педагогической библиотеки; · http: //www.profile-edu.ru - Профильное обучение в старшей школе; · http: //www.int-edu.ru - Каталог образовательных ресурсов, методические материалы. Образовательные ресурсы Интернета по основам безопасности жизнедеятельности: · http: //www.school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=108&pg=1 - Каталог ресурсов по ОБЖ Российского общеобразовательного портала; · http://www.znakcomplect.ru/top/out.php?id=65 - Инструкции, учебные фильмы, иллюстрированные инструктажи, видеоинструктажи, тематические стенды и плакаты по охране труда, безопасности дорожного движения, технике безопасности, безопасности жизнедеятельности; · http://www.сaim.ru/9 - Банк рефератов по безопасности жизнедеятельности; · http://www.school-obz.org - Основы безопасности жизнедеятельности, информационно-методическое издание для преподавателей МЧС России; · http://www.alleng.ru/edu/saf.htm - Методические материалы, тесты, билеты, книги и учебные пособия по ОБЖ; · http://www.window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.15 - Каталог по основам безопасности жизнедеятельности единого окна доступа к образовательным ресурсам; · http://www.obzh.info - Личная безопасность в различных условиях; · http://www.garant.ru/prime/20070719/6232673.htm - Методические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу ОБЖ; · http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/ - Библиотека электронных наглядных пособий по ОБЖ для 5-11 классов; · http://www.znakcomplect.ru/school/school7.php - Охрана труда в образовании; · http://www.аfestival.1september.ru/subjects/12 - Фестиваль «Открытый урок», материалы по ОБЖ; · http://www.uroki.net/dokobgd/htm - Для учителя ОБЖД материалы к урокам, сценарии внеклассных мероприятий, документы; · http://www.4students.ru/search.asp?id_subject=20 - Рефераты по безопасности жизнедеятельности; · http://www.russmag.ru/pgroup.php?id=2 - Материалы журнала «Основы безопасности жизни»; · http://www.warning.dp.ua - Справочник по безопасности, пособие по выживанию, поведение в экстремальных ситуациях; · http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=21983&tmpl=com - Сообщество учителей безопасности жизнедеятельности; · http://www.shkolazhizni.ru/tag - Школа жизни. Материалы по безопасности, стихийным бедствиям и чрезвычайным ситуациям; · http://www.school.holm.ru/predmet/obg - Ссылки по учебным предметам: ОБЖ; · http://www.examens.ru/otvet/3 - Ответы на экзаменационные вопросы по ОБЖ. Заключение Компьютер как техническое средство обучения начинает более широко применяться в учебном процессе. Его применение повышает у учащихся мотивацию к обучению. Учитель должен владеть навыками работы на компьютере и уметь использовать компьютер как удобный инструмент в своей повседневной деятельности. Применение компьютерных технологий в преподавании курса ОБЖ в общеобразовательной школе позволяет видоизменить весь процесс обучения. Современные средства обучения (компьютеры, телекоммуникационные средства связи, необходимое программное и методическое обеспечение) предоставили возможность интенсифицировать занятия разных форм обучения. Компьютер позволяет строить обучение в режиме диалога, реализовать индивидуальное общение с обучаемыми, опирающееся на его модель и базовые знания. Компьютер облегчает деятельность преподавателя ОБЖ в школе, храня массу данных и программ, необходимых в работе, помогая быстро подготовить планы, отчёты, донесения и проекты приказов, по сути своей - это целый рабочий комплекс, обеспечивающий быстрый поиск нужной информации и её представление в удобном для пользователя виде. Применение ИКТ в обучении способствует раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей у школьников, присущего каждому человеку уникального сочетания личностных качеств; формированию у учащихся познавательных способностей, стремление к совершенствованию; обеспечению комплексности изучения явлений действительности, неразрывности взаимосвязи между естествознанием, техникой, гуманитарными науками и искусством; постоянному динамическому обновлению содержания, форм и методов процесса обучения и воспитания. Главные итоги применения ИКТ на уроках ОБЖ: · Рост уровня самостоятельности и самодеятельности учащихся на уроке; · Положительное отношение учащихся к предмету ОБЖ, к учителю, друг к другу; · Обозначение объективной направленности деятельности учеников на развитие своей личности; · Появление и рост у учащихся познавательного интереса; · Воспитательная и развивающая подвижка личности, возникшая в ходе урока. Из всего вышеизложенного можно сделать один единственный вывод: использование информационных и коммуникационных технологий в преподавании ОБЖ - это не дань моде, а назревшая необходимость, ИКТ являются одним из существенных средств реализации целей и задач процесса обучения. Литература 1. Левин А.Ш. Самоучитель CorelDRAW / А.Ш.Левин. - Санкт-Петербург: Питер, 2005. - 205с. 2. Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2007 / В.П. Леонтьев. - Москва: ОЛМА медиагрупп, 2007. - 896с. 3. Бубнов В.Г. Атлас добровольного спасателя. Учебное пособие / В.Г. Бубнов, Н.В. Бубнова; Под редакцией Г.А. Короткина. - Москва: АСТ Астрель, 2004. - 80с. 4. Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов. - Москва: АСТ-ЛТД, 1997. - 160с. 5. Соловьёва Л.Ф. Компьютерные технологии для преподавателя / Л.Ф. Соловьёва. - Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2008. - 453с. 6. Крымов Б., Pinnacle Studio 10. Русская версия: Учебное пособие / Б. Крымов. - Москва: Триумф, 2006. - 256с. 7. Тонких А.П. Российские образовательные интернет-ресурсы для учителей начальной школы / А.П. Тонких // Начальная школа. - 2007. - №1. - С.117-124. 8. Ставрова О.Б. Применение компьютера в профессиональной деятельности учителя / О.Б. Ставрова. - Москва: Интеллект-Центр, 2007. - 144с. 9. Комаров В.Н. Технология применения компьютерных технологий в преподавании ОБЖ. - http://www.in-n.ru. 10. 3.Угринович Н. Информатика и информационные технологии 10-11: Москва. Бином. Лаборатория знаний, 2002г. 11. 4.Шафрин Ю. Информационные технологии: Москва. Бином. Лаборатория знаний, 2003г. 12. 6. Азевич А.И. Несколько компьютерных программ. - журнал «Математика в школе» №10/2002г., стр41. 13. 7. Смирнова И.М., Смирнов В.А. Изображение пространственных фигур с помощью «Adobe illustrator» - журнал «Математика в школе» №10/2002г., стр. 46. 14. Гликман И. Педагогическая технология - это одно из средств педагогической методики // Директор школы.- 2004.- № 7.- с. 46-49. 15. Кондаков А. О таком Интеренете, как в Аргентине, мы можем только мечтать // Первое сентября.- 2 апреля 2005 г. 16. Масленникова А. Педагогические и образовательные технологии: определение и классификация // Директор школы. - 2004. - № 7. - с. 50-56. Приложения Приложение 1 ПРИМЕРНЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ Военные реформы 1550-1571 годов при Иване III По данным отечественных историков, Московское государство в XVI в. могло располагать армией в 150--200 тыс. воинов. В наиболее серьезных и важных военных походах к боевым частям присоединялись отряды вспомогательного назначения -- ополчение. Ополчение состояло из посадских людей и крестьян, которые были плохо вооружены и малопригодны к боевым действиям. Ополченцы в основном использовались для охраны обозов, строительства дорог, выполнения инженерных работ при осадах вражеских крепостей. В таких походах общая численность войска могла составлять до 300 тыс. человек. Основу вооруженных сил Московского государства в этот период составляли дворянские формирования. За военную службу дворяне получали от московских государей земельные владения с крестьянами (поместья). Во время смотров, на которых проверялась готовность дворянских отрядов к боевым действиям, каждый дворянин обязан был явиться на смотр в полном вооружении, имея два коня -- боевого и запасного, одного или несколько вооруженных слуг. В случае неявки на смотр, опоздания в поход, прибытия плохо снаряженным или без положенного числа вооруженных слуг полагался штраф или уменьшение размеров земельного владения. На протяжении всей жизни дворяне обязаны были нести военную службу, все они считались служилыми людьми из поколения в поколение, от деда к отцу, от отца к сыну. За долгие годы занятий военным делом они приобретали навыки воинов-профессионалов. Историки отмечают, что в допетровское время русская система военной организации и управления войсками была хорошо приспособлена к решению стоящих перед ней задач. Русское правительство, стремясь не отстать от Европы, проводило военные реформы и прикладывало в этом направлении максимально возможные усилия и никогда для этого не жалело средств. Военные реформы при Петре I Регулярная русская армия была создана при Петре I в период с 1701 по 1711 г. Толчком к ускорению ее создания послужило поражение русских войск в 1700 г. под Нарвой от шведской армии. Стрелецкие полки и дворянская конница в битве под Нарвой показали полную свою беспомощность. Русская армия под Нарвой потеряла более 6 тыс. человек и всю артиллерию. С созданием армии Петр I ввел новую систему комплектования войск. Оно стало осуществляться по принципу рекрутского набора, когда 10--20 крестьянских дворов по жребию поставляли одного человека на пожизненную военную службу. Введение рекрутской повинности позволило Петру I увеличить численность войск. С 1705 г. уже вся русская армия комплектовалась рекрутами. Офицерский корпус русской армии состоял из дворян, для них государственная служба была обязательной и пожизненной. Чтобы получить офицерский чин, дворянин должен был отслужить солдатом в гвардейском Преображенском или Семеновском полку. Всего было создано 47 пехотных и 5 гренадерских (отборных пехотных) полков, 33 кавалерийских полка, в составе которых была и артиллерия. Всеми делами, касающимися армии, стал ведать Правительственный сенат и подчиненная ему Военная коллегия (прообраз министерства обороны). В этот период на Балтийском море создается военный флот. Вводится постоянная подготовка полков к тактике боя. Войска выводились в летние лагеря для проведения двухсторонних боевых учений. Создание регулярной армии, организация ее боевой подготовки повысили боевую мощь русской армии. Все это определило победу России в Северной войне (1700--1721). Военные реформы 1860-1870 годов Следующая крупная военная реформа вооруженных сил России была проведена после поражения в Крымской войне (1853--1856), которая вскрыла военную отсталость России от европейских государств. Военные реформы осуществлялись под руководством военного министра Дмитрия Алексеевича Милютина, который был назначен на этот пост в 1861 г. Главную задачу военных преобразований он видел в том, чтобы в мирное время численность армии была минимальной, а в военное время -- максимальной за счет обученного запаса. С 1864 по 1867 г. численность войск уменьшилась с 1 млн. 132 тыс. до 742 тыс., а военный запас увеличился до 553 тыс. человек. В 1874 г. был утвержден новый Устав о воинской повинности. С этого времени в России были отменены рекрутские наборы в армию и введена всеобщая воинская повинность, которая распространилась на мужское население всех классов и сословий, достигшее возраста 21 года. Общий срок службы устанавливался в 15 лет: из них 6 лет приходилось на действительную военную службу, а 9 лет -- на пребывание в запасе. Особое внимание уделялось повышению профессиональной подготовки офицерского состава. Была признана необходимой грамотность солдат, обучение их чтению и письму становится обязательным. Расширяется сеть специальных военных учебных заведений. Важной составной частью преобразований в армии явилось ее перевооружение. На вооружение пехоты в 1891 г. была принята магазинная нарезная пятизарядная винтовка Мосина калибра 7,62 мм. На вооружение артиллерии стали поступать стальные с нарезным стволом орудия, имевшие большую дальность стрельбы. В результате проведенных мероприятий были созданы массовые вооруженные силы, значительно повысилась их боеспособность. Военные реформы 1905-1912 годов В истории развития вооруженных сил России были не только победы, но и поражения, как в русско-японской войне 1904--1905 гг. В начале XX в. на Дальнем Востоке обострилась борьба за раздел сфер влияния в Китае, где столкнулись интересы России и Японии. Война была неизбежна. Но Япония подготовилась к ней значительно лучше. Несмотря на героизм и доблесть солдат и матросов, война была проиграна. Война закончилась заключением Портсмутского мирного договора, по которому к Японии отошли Ляодунский полуостров с крепостью Порт-Артур и южная часть острова Сахалин. После поражения в русско-японской войне правительство Николая II приняло меры к возрождению боевой способности Российских вооруженных сил. К этому вынуждала сложная международная обстановка. Надвигалась первая мировая война, которая разразилась в июле 1914 г. 19 июля Германия объявила войну России, а вслед за ней и Франции. В считанные дни после этого в войну вступили основные европейские государства. Первая мировая война стала для истории России и ее вооруженных сил еще одной героической и в то же время трагической страницей. Приложение 2 ТАБЛИЦА ТЕРМИНОВ
Приложение 3 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Класс: 10 Тема: История создания Вооруженных Сил Российской Федерации Продолжение учебного занятия: 80 минут (2 учебных часа) Тип учебного занятия: Урок изучения материала и первичного закрепления новых знаний. Цель учебного занятия: сформировать у учащихся представление о содержании военных реформ России, об основных реформаторах Российской армии в период с 1550 по 1918 года. Задачи учебного занятия: · Обучающая: Познакомить учащихся с ходом становления вооруженных сил на Руси. · Развивающая: Развивать аналитические навыки. · Воспитывающая: Формировать чувство патриотизма. Оборудование: лекционная аудитория, мультимедийный проектор, стационарный компьютер. Дидактические материалы: Книга для учителя «Методические материалы и документы по курсу «Основы Безопасности Жизнедеятельности», тематическое и поурочное планирование к учебнику А.Т. Смирнова «Основы безопасности жизнедеятельности», учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» А.Т.Смирнова для 10 классов 2008 года, мультимедийная презентация «История создания Вооруженных Сил Российской Федерации», раздаточный материал. Ход учебного занятия
Приложение 4 ТЕСТ
Приложение 5 ТАБЛИЦА «ВОЕННЫЕ РЕФОРМЫ»
|
РЕКЛАМА
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |