|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Информатика и образованиеИнформатика и образование16 Содержание
Введение Повсюду в мире отмечается тенденция к увеличению потока данных. Цифровая технология произвела своего рода революцию, она позволяет объединить в цифровой форме текст, графическое и видео изображение, речевое и музыкальное сопровождение; на основе згой технологии создаются мощные новые средства представления и передачи знаний, а также средства обучения. Относительно низкая стоимость и большая мощность таких устройств спо-собствуют их широкому распространению, в том числе доя целей педагогиче-ской подготовки. Интернет позволяет обеспечить передачу технологии и знаний на всех уровнях образования. На всех ступенях образования принимаются меры к то-му, чтобы как можно больше преподавателей имели возможность окончить компьютерные курсы. Неуклонный процесс распространения компьютеров, причем в сфере как формального, так и неформального образования - способству-ет росту понимания потенциала стратегий компьютеризации в качестве экономи-чески выгодного решения целого ряда проблем, связанных с обучением. Новые возможности в образовании Распространение новых информационных технологий расширило площадь образовательной сферы. Также это породило использование новых возможностей для обучения групп граждан, ранее слабо задействованных в процессах образования. В целом использование интернет в образовании можно выразить через следующие возможности: *учащимся, проживающим в удаленных районах мира, получить доступ к информационным ресурсам и специальным знаниям, которые отсутствуют на местном уровне; *создать новые средства для когнитивного обучения и интеллектуального сотрудничества. Исследования в области когнитивного обучения позволяют по-новому осмыслить и разработать стратегии обучения и реализовать новые способы использования технологических средств и информационных ресур-сов в целях обучения; *детям из разных регионов мира общаться и выходить на новый уровень культурного осмысления и понимания. В ряде стран, например, в Великобри-тании, в законе об образовании гарантируется право учащихся с 6 лет пользо-ваться новыми информационными технологиями в учебном процессе; *открыть новые перспективы для образования инвалидов; *взрослым пройти переподготовку на рабочем месте, при этом новые тех-нологии дистанционного обучения открывают очередные возможности для профессионального развития; *кроме того, новые технологии мультимедиа служат уникальным и мощ-ным средством распространения сложных и абстрактных концепций. В результате применения информационных и коммуникационных технологий учащийся не ограничен теперь пространственными и временными рамками. В программном документе ЮНЕСКО "Реформа и развитие высшего обра-зования" высшим учебным заведениям настоятельно рекомендуется шире ис-пользовать возможности коммуникационных технологий. Прогресс в этой области привел к созданию, в качестве альтернативных систем передачи зна-ний, крупномасштабных "мегауниверситетов" и к стиранию различий между традиционными и "дистанционными" университетами. В публикациях по проблемам современного образования практически постоянно, в любом кон-тексте, присутствует также термин "открытый университет". Во всем мире в настоящее время насчитывается примерно 600 млн. сту-дентов, из них 30 млн. (каждый двадцатый) обучаются в рамках системы уда-ленного доступа, или, иначе говоря, дистанционного образования. Под дистанционным обучением понимается совокупность передачи учебной ин-формации студенту, стимулирование его учебной деятельности и, если необ-ходимо, принятие корректировочных мер, т.е. речь идет об индивидуализиро-ванном обучении. Хотя прогресс в области информационных и телекоммуникационных тех-нологий во многих отношениях ставит перед обществом в целом и перед его системой образования, в частности, новые задачи, его влияние на отдельных членов общества различно. Универсальные методологии "информационного общества" отсутствуют, а "супермагистрали", обеспечивающие доступ к информации и обмен ею, от-крыты не для всех. Увеличивается разрыв между развитыми и развивающи-мися странами в плане доступа к технологии и ее использования, поэтому уже сегодня должна идти речь об установлении минимальных квот участия в информационно-технологических процессах для бедных слоев населения. Не-сомненно, такое неравенство в доступе к информационным технологиям су-ществует не только между странами, но и внутри отдельных стран. По мнению Международной комиссии по образованию XXI века, сущест-вует реальная опасность того, что укоренятся два типа обществ - динамичных и отстающих, причем это будет существенным образом зависеть от доступа отдельных лиц к технологиям. Комиссия считает, что появление информаци-онных обществ является своего рода серьезным испытанием для таких взаи-мосвязанных аспектов. Системы образования на базе коммуникационных технологий призваны сыграть решающую роль в формировании человеческого потенциала. Системы, базирующиеся на знаниях, накопленных в различных предмет-ных областях (базы знаний), в частности в образовательной сфере, сегодня пользуются огромным спросом в мире. Изменение ролей учащихся и преподавателей в образовательном процессе. Изменение роли учителя, который является теперь в меньшей степени распространителем информации и в большей степени - воспитателем, советчиком и руководителем в ходе учебного процесса, ведет, в свою очередь, к росту ответственности учащихся. Формирование творческой атмосферы, когда обучение пронизано духом сотрудничества, обусловливает изменение роли учащихся, требует с их сто-роны более четких внутренних установок и ответственности. НИТ можно использовать в качестве катализатора с тем, чтобы содейст-вовать изменению роли преподавателей, которые в меньшей степени являют-ся теперь распространителями информации, и в большей степени - советчи-ками, воспитателями, штурманами знаний, консультантами и даже коллегами учащегося. НИТ является также средством, дополняющим традиционные пе-дагогические методы и практику. Определяющим фактором эффективного использования НИТ являются знания и навыки преподавателя, касающиеся применения и интеграции этих технологий в ходе обучения. Без эффективной подготовки и переподготовки преподавателей инвестиции в технологию желаемой отдачи не принесут. При развитии образования в России необходимо учитывать помимо зарубежного опыта, прежде всего, богатые традиции, особенности российского образования. Как отмечает академик Н.Н. Моисеев, широта нашего образования, пре-одолевающая узкий практицизм, свойственный западной высшей школе, спо-собна сыграть решающую роль на современной стадии развития научно-технического прогресса. Частое появление новых направлений деятельности, быстрая смена номенклатуры производимой продукции требуют от специали-ста способности легко переходить от одной профессиональной ориентации к другой. А для этого необходима, прежде всего, образовательная основа - зна-ние фундаментальных наук - и общая, в том числе и гуманитарная, образо-ванность и культура, т.е. гуманитарная образованность, которая, в частно-сти, у западных инженеров практически полностью отсутствует. Развитие от-раслей современной технологии могут совершить только те нации, которые способны обеспечить высокий уровень образованности (и дисциплины труда) населения. Новые информационные технологии и высшее образование Информатизация образования сегодня рассматривается сегодня как абсо-лютное и обязательное условие создания интеллектуальной базы грядущего "информационного общества". В Концепции информатизации высшего обра-зования, утвержденной 28.09.93 г., цель информатизации образования состо-ит в глобальной рационализации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий, радикальном повышении эффективности и качества подготовки специалистов с новым типом мыш-ления, соответствующим требованиям постиндустриального общества, формирование новой информационной культуры мышления путем индиви-дуализации образования. Активно развивающаяся с начала 90-х годов педагогическая информатика занимается проблемами создания и реализации концепции образования людей, которым предстоит жить в стремительно развивающемся информационном обществе. Среди целей информатизации образования, наряду с универсальными (развитие интеллектуальных способностей, гуманизация и доступность об-разования), определяется и ряд специфических - компьютерная грамот-ность, информационное обеспечение образования (базы знаний и данных), индивидуализированное образование на основе новых компьютерных тех-нологий обучения. Компьютерная методология обучения включает в себя ряд деятельностных методов, свойственных педагогической информатике, в частности ме-тод компьютерного моделирования учебной среды, метод информирова-ния, метод программирования учебной деятельности, ассоциативный ме-тод, метод тестирования, а также игровые методы активного обучения. Чем отличается дистанционное образование от заочного? Не следует путать дистанционное образование с заочным, хотя они и очень похожи. Заочное образование - поточное. Это общий для всех учебный план, общие сроки сдачи контрольных и курсовых работ, сессия зимой и летом в определенные сроки. В отличие от этого дистанционное образование - это учеба по индивидуальному плану, и в этом главное его отличие от заочного. Каждый «дистанционный» студент прикрепляется к преподавателю, задача которого - курировать обучение, консультировать по сложным темам и вопросам, проверять контрольные работы и тесты, помогать готовиться к экзаменам. С ним студент постоянно общается - либо по телефону, либо через Internet, а то и через спутник. Комплект учебных материалов «дистанционный» студент получает сразу при зачислении на занятия (как правило, сразу после оплаты обучения). Это не обычные учебники, к которым мы привыкли. Это и тексты лекций, и задачники, и практикумы, и задания для самостоятельной работы на разных носителях - традиционных бумажных, CD, аудио- и видеоносителях. Важным отличием дистанционного образования от заочного является тот факт, что студент сам выбирает последовательность изучения предметов и темп работы. Например, за один семестр может пройти курс, который в дневном вузе изучают целый год. Или, наоборот, растянуть его на два года. Однако нет оснований думать, дистанция огромного размера позволяет учиться спустя рукава. Жесткая отчетность - на этом держится вся система дистанционного образования. За каждый пройденный раздел курса студент отчитывается перед своим преподавателем (тесты, контрольные работы и т.п.). И пока не отчитаетесь, дальше не двинетесь. Кстати, "дистанционный" диплом западных вузов ничем не отличается от обычного (там пишется, что вы прослушали полный курс такого-то университета, но не указывается, на какой форме обучения). Заключение Развитие информационных технологий существенно расширило образовательное пространство, а также дало ему на вооружение новые средства. Дистанционное образование начинает приобретать все больший размах, наряду с остальными формами обучения. Однако и при внедрении информационных технологий в образование возникают проблемы, которые надо ре-шать комплексно: 1. Стандартизация и подбор эффективных доступных аппаратных и про-граммных средств для пользователей и специальных студий, создание сети магазинов и специализированных образовательных центров. 2. Психолого-педагогические исследования по обоснованию, выработке рекомендаций с соблюдением "экологии сознания" для разработки и эффек-тивного внедрения мультимедиа в образовательный процесс. 3. Подготовка новых кадров для образования в педагогических универси-тетах, а переподготовка в Институтах повышения квалификации и студиях. 4. Интеграция содержания различных тем и дисциплин, т.к. базы знаний объединяют источники и предоставляют возможности комплексного решения проблемы. Комбинирование традиционных методов с активными оргдеятельностными играми (проектами) с имитацией ситуаций и моделированием сложных процессов, переход от описательных и объяснительных уровней к креативным. 5. Разработка программно-методических комплексов в студиях с привле-чением соответствующих специалистов, апробация и внедрение их в учебные заведения. 6. Оценка планов и результатов, конференции, конкурсы, обмен опытом для концентрации сил и средств. Государство должно помочь с финансированием всех вышеуказанных на-правлений, иначе отставание России будет расти. Литература 1. Дистанционное образование.: Пост. - действ, семинар "Дистанц. образование: пробл. и перспеет." // Вест. РАН. - 1998. - Т. 68. - № 6. - С. 520 -524. 2. Колин К.К. "Информатика-2000" - международный проект ЮНЕСКО для системы образования // Междунар. сотруд. - 1997. - № 1. 3. Мультимедиа в образовании // www.compuloc.ru/compuloc/public/a7-l.html 4. Пасхин Е.Н. Педагогическая информатика // Высш. образование в России. - 1994. - № 1. - С. 77-81; 5. Политика в области образования и новые информационные технологии: Нац. докл. Рос. Фед. - II Международный конгресс ЮНЕСКО "Образование и информатика", Москва 1-5 июля 1996. - М., 1996. - С.24. 6. Проблемы информатизации высшей школы: метаинформация - координация - интегра-ция. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации: Спец. вып. -М., 1998. - Бюлл. 3-4 (13-14). - Концепция информатизации сферы образования РФ. 7. См. Жданов B.C., Кортуков Е.В., Саксонов Е.А., Джугели Т.П., Гуничев В.Н., Шапкин Ю.А. К концепции информатизации образования // Социал. информатика. - М., 1990. - С.92; 8. Смольникова И.А. Виртуальная реальность в искусстве и обучении // Социал. информа-тика-95.-М., 1995 9. Социология. Социальность. Современность. - Вып 4. Социальное развитие современной России: проблемы и перспективы. - В 2-х ч. - Ч. 1. - Секц. 1. Проблемы развития социаль-ной информатики и информационной политики в РФ. - М., 1998. 10. Чем отличается дистанционное образование от заочного Distance Leаrning Article N 4// www.lessons.ru/articles/article_4.html |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |