|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Интегрированный урок - конференция, методика проведенияИнтегрированный урок - конференция, методика проведения11 Муниципальное образовательное учреждение Дополнительного профессионального образования "Институт повышения квалификации" Кафедра теории и методики преподавания естественно-математических дисциплин Выпускная работа Методика проведения интегрированных уроков Тема: Интегрированный урок - конференция, методика проведения Выполнил: учитель химии МОУ "СОШ №64" Игнатушина Г.Л. Проверил: доцент кафедры__________ _______МОУДПО ИПК Новокузнецк 2008 Сегодня стало понятно, что закрытая от общества школа, как и само закрытое общество, не способны к развитию. В решении такой крупной социальной задачи, как выход из состояния закрытого общества, интеграция российского образования в международное образовательное пространство, наша страна прошла трудный и неоднозначный путь. Сохраняя свою самобытность, свои лучшие традиции, российское образование должно в полной мере учесть мировые образовательные тенденции. Данное обстоятельство имеет непосредственное отношение и к каждому учителю: "закрытый" в рамках своего предмета, своей школы, региона и страны учитель достаточно быстро останавливается в своём профессиональном развитии, становится неинтересным сначала для собственных учеников, а затем и для общества в целом. Конкурентоспособность любой страны мира в ближайшее десятилетие будет определяться способностью интегрироваться в глобальную экономику знаний. Создание и применение новых знаний становится основным источником роста национальных экономик и качества жизни большинства людей. Долговременная устойчивость мирового развития сегодня, на прямую зависит от качества человеческого капитала, от тех людей, которые обладают знаниями и квалификациями, востребованными в современном мире. Именно это становится приоритетной целью для различных национальных систем образования, которые должны: Являться источником технологических и социальных инноваций; Обеспечивать профессиональную компетентность и мобильность людей на растущих международных рынках труда; Обеспечивать взаимную социокультурную адаптацию разных этнических групп; К числу основных тенденций развития образования в современном мире правомерно отнести: Интенсивное обновление технологий, ускорение темпов развития экономики и общества, вызывающие необходимость такой организации системы образования и образовательного процесса, которая могла бы готовить людей к жизни в быстро меняющихся условиях, давать им возможность обучаться на протяжении всей жизни; Переход к информационному обществу и значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, обуславливающие особую важность коммуникативной и информационной компетентности личности; Демократизация жизни, становление и развитие гражданского общества; Динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы не квалификационного и мало квалификационного труда, динамичные структурные изменения в сфере занятости, актуализирующие потребность в переподготовке работников, в росте их профессиональной мобильности; Возрастание значимости человеческого капитала; Важнейшими условиями вхождения России в мировое интеграционные образовательные процессы, без которых на современном этапе невозможно обеспечить конкурентоспособность и устойчивое инновационное развитие отечественного образования, являются следующие: Достижение качества и уровня образования на всех его ступенях, эквивалентного мировым образовательным стандартам; Приведение содержания и структуры отечественной системы образования в соответствие с общепризнанными международными нормами и стандартами; проведение работы по установлению соответствия российских и зарубежных дипломов и квалификационных структур в профессиональном образовании; Академическая мобильность педагогов, обучающихся и студентов; Равная доступность государственных ресурсов для различных секторов образования; Информатизация всех уровней образования, расширение доступа к образовательным ресурсам Интернета; Расширение участия Российской Федерации, её регионов и отдельных образовательных учреждений в международных образовательных проектах и программах. В свете сказанного выше, российская школа стоит на пороге рождения нового урока, который основан на использовании различных областей научного познания. Понятие "Интеграция" происходит от латинского integer -цельный, что подразумевает восстановление некоего единого образовательного пространства, в данном случае - пространства предметов изучаемых в школе. В словаре русского языка Сергея Ивановича Ожигова: "интегрировать - объединять в единое целое". Интеграция знаний по различным учебным дисциплинам - одна из наиболее эффективных форм познания мира. Интегрированный урок - достаточно сложная форма работы, которая требует длительной, тщательной подготовки, она активизирует учебно-познавательную деятельность обучающихся, обеспечивает им возможность учиться самостоятельно работать с дополнительными источниками информации, широко использовать образовательные ресурсы Интернет. Интегрированный урок требует тщательного планирования, т.к обучающимся предстоит создать обобщённую картину по отдельно взятой теме, что требует определённых интеллектуальных усилий. Работа над уроком состоит из трёх основных этапов: I Подготовительный этап - определяются цели и задачи урока, обосновывается необходимостью интеграции с другими школьными предметами, составляется план -конспект урока. Обучающиеся подбирают дополнительную литературу, иллюстрации, аудио - и видиоматериалы, готовят презентации по конкретному вопросу данной темы, получают индивидуальные задания. II Основной этап - организация и проведение урока в рамках предложенных типов. (урок - игра, урок с элементами анализа и сопоставления различных источников информации, урок -решение проблемных ситуаций, урок -размышление, урок -дискуссия, урок -конференция, урок -презентация, урок -портрет, урок -экскурсия) III Заключительный этап - Учитель совместно с обучающимися подводит итоги урока. Намечает вопросы для дальнейшеё самостоятельной работы по изученной теме. Организует обмен мнениями участников о возможности проведения интегрированных уроков в дальнейшем. Роль учителя на интегрированном уроке меняется, его главной задачей становится организация такого познавательного процесса, при котором обучающиеся осознают взаимосвязь всех областей знаний, полученных ими на уроках предметов школьного курса, так и в результате кропотливой работы с дополнительными источниками информации. Во время подготовки и проведения интегрированного урока происходит взаимодействие двух и боле учебных дисциплин, и ребёнок здесь выполняет новую, более активную и значимую для самого себя роль, повышающая его самооценку и понимание необходимости пополнения багажа знаний за пределами материала учебника. Основной задачей обучающегося становится выработка индивидуального пути освоения и применения знаний. К ребёнку - участнику интегрированного урока предъявляются следующие требования: Умение находить и использовать информацию, используя различные источники; Навыки критического рассмотрения и осмысления полученной информации; Умение предъявлять и обсуждать собственные выводы, сделанные на основе полученной информации, вступать в дискуссию; Выслушивать и принимать во внимание аргументированные выводы других; Выступать публично, литературно выражая свои мысли. Принципы интеграции в управлении уроком. Пространства среды, используемые методические приемы, новая стратегическая картина урока достигнут цели развития личности, если будут интегрированы в единое целое. В качестве интегративного критерия развития образовательной среды рассматривается способность среды обеспечить всем равную систему возможностей для эффективного личностного саморазвития. Интегративная модель позволяет обеспечить единое развивающее пространство, своеобразие которого состоит в предложении каждому ученику максимально возможного количества различных видов деятельности с учетом интересов, склонностей каждого. В объемной многомерной пространственной структуре среды урока возникают различные отношения, которые, подчиняясь стремлению ребенка к развитию, выводят его на более высокий качественный уровень. Один из главных вопросов, стоящих перед учителем химии: какое место должны занимать интегрированные уроки в школьном курсе химии? На мой взгляд, именно учитель должен выступать инициатором интеграции, исподволь выявляя связь химии с другими предметами, знаний полученных обучающимися в школе и вне её, подводя к этим выводам самих ребят. Интеграция должна проходить "красной нитью" по всем школьным предметам, и лишь в определённый момент, при проявлении самими обучающими повышенного интереса к такому подходу и осмыслению материала, вылиться в отдельный интегрированный урок. Например, в 8 классе - работая над темой "Закон сохранения массы веществ" подробно ознакомиться с жизненным путём М.В. Ломоносова не удаётся, поэтому уместно будет рассмотреть эту историческую личность как математика, поэта, химика, физика. Тема "Строение атома" позволяет интегрировать знания, полученные в курсе физики. При изучении строения и свойств воды - рассмотреть её биологическое значение, этимологию слова "вода", предложить осуществить подбор поговорок, пословиц и загадок по данной теме. Изучая темы курса химии 9 класса, которые рассматривают важнейших представителей групп Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева, расположение месторождений тех или иных руд и минералов, биологическое значение данных элементов и т.д. При изучении курса органической химии необходима интеграция знаний в области биологии, географии, литературы химии. Познания в области математики являются основой при решении расчётных задач, любого из курсов химии с 8 по 11 класс. В свете современных инноваций использование информационно - коммуникационных технологий, образовательных ресурсов Интернет, так - же является основой при подготовке интегрированного урока. Мне хотелось представить Вашему вниманию некоторые моменты из опыта своей работы. Это интегрированный урок-конференция на тему "Мой город родной". Проведение таких уроков позволяет установить наглядные межпредметные связи. Преподавателем географии нашей школы Фроловой Т.М. и мной была сделана попытка совместить знания учащихся 9-х классов, мобилизовать их мышление на интегрированном занятии по дисциплинам "Химия" и "География" в рамках темы "Мой город родной". Эпиграфом к уроку нами были взяты слова 13-ти летней девочки Лены Шульдовой. Нами были поставлены цели, которые могут быть характерные так - же и для любого традиционного урока или урока по одной из инновационных технологий: Образовательная, развивающая, воспитывающая цели, которые представлены вашему вниманию. Особо хотелось бы выделить воспитывающую цель развитие экологической культуры школьников, которая подразумевает: Формирование у ребят представлений о единой, реальной картине мира; Понимание актуальности практического применения полученных знаний в повседневной жизни; Осознание необходимости привлечения внимания общественности к вопросам Экологии родного города. Предварительно была проведена тщательная работа формирование экспертных групп "Водоканал" в функциях которой входило изучение состояния водопроводной воды и новейших способов её очистки; "Зеленстрой" исследование проблемы озеленения микрорайона, разработка экологического проекта; сотрудники СЭС и Института гигиены питания и профзаболеваний - обработка статистических данных; работники гидромет. - выявление наиболее загрязнённых районов города, определение источников загрязнения; Следующим шагом в подготовительном этапе была работа с различными источниками информации: Периодическая печать; (эк. вестник, эк. бюлл, гидромет. сводки) - стат.д.анн. Беседы с представителями названных выше организаций; (фактич. данные) -составление схем, диаграмм, карт Научные данные; (работа с энц., интер., науч. статьями) - обобщение и анализ, выявление источников загрязнения Всё это было выполнено в результате самостоятельной работы учащихся под руководством учителей - предметников, родителей, представителей природоохранительных организаций. И наконец - обучающиеся подготовили экологические проекты, которые защищали на уроке - конференции. На уроке большое внимание мы обращали на совершенствование умений самоорганизации и коммуникативных умений при участии в диалоге. Проведение урока двумя учителями позволяет разнообразить объём и уровень индивидуальной работы учащихся. Поэтому, при достижении различных дидактических целей, школьники усваивают обсуждаемый материал с разных точек зрения, при этом активизируются и совершенствуются рефлексивные процессы обучающихся. Учителя - предметники контролируют и оценивают процесс и результаты деятельности учащихся, как по химии, так и по географии, а также знаний в области экологии и биологии. Проведённая совместными усилиями конференция позволила не только приобрести знания по заданной теме, но и составить коллективное обращение к населению города и руководителям предприятий "О необходимости улучшения экологии родного города", и опубликовать данное обращение в школьной газете "Без 15-ти восемь"; Выйти на городские издания периодической печати; Организовать оформление фотовыставки и распространение листовок "Экологический набат"; Лучших проекты по озеленению микрорайона были переданы в фирму "Зеленстрой". В заключении хотелось бы обратить Ваше внимание, дорогие коллеги, на то, что активность и неподдельный интерес ребят при подготовке и проведении урока - конференции, подтверждают эффективность применения интегрированных уроков в нашей практике. План урока на тему: "Мой город родной" Тип урока: урок - конференция Вид урока: интегрированный урок на основе исследовательской работы Цели: Ознакомить участников конференции экологической ситуацией в городе Новокузнецке и осознания необходимости привлечения общественного внимания к данной проблеме; Задачи урока: Образовательная: создание условий для ознакомления участников конференции с экологической ситуацией г. Новокузнецка и выявление основных источников загрязнения окружающей среды города; Развивающая: продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять факты, выделять главное, устанавливать причинно - следственные связи, формировать умения работать с различными литературными источниками; Воспитательная: формирование у ребят экологической культуры-представлений о единой, реальной картине мира; понимание актуальности практического применения полученных знаний в повседневной жизни; Создание условий для самоорганизации и коммуникативных умений при работе в группах; Предварительная работа к уроку -конференции: Формирование экспертных групп: 1) ОАО "Водоканал"; 2) АО " Зеленстрой"; 3) сотрудники СЭС и Института гигиены питания и профзаболеваний; 4) работники гидрометобсерватории; работа с различными источниками информации; встречи и беседы с представителями выше названных организаций; сбор материалов, обобщение и анализ полученных данных; подготовка экологических проектов по озеленению микрорайона; проведение исследований: 1. заборы воды из различных источников и исследование на наличие хлоридов, сульфатов, фенолов; Проба I + HNO3 (10% р-ра) + AgNO3 - AgClосадок Проба II + HCl + BaCl2 - BaSO4 осадок Проба III + FeCl3 - фиолетовый цвет 2. пробы почвы на наличие в ней сульфатов и хлоридов, анализ карты почв города Новокузнецка; 5мл фильтрата почвы + HNO3 (10% р-ра) + AgNO3 - AgClосадок 5мл фильтрата почвы + HCl + BaCl2 - BaSO4 осадок 3. исследование зелёных насаждений парковой зоны, жилых массивов и в близи автодорог на наличие сульфатов, хлоридов в вытяжке растений, а так же внешних загрязнений (пыль, ржавые пятна и т.д.) 5мл р-ра вытяжки +HNO3 + AgNO3 - AgClосадок 5мл р-ра вытяжки + HCL + BaCl2 - BaSO4 осадок Основная часть урока: выступление каждой из экспертных групп, совместное обсуждение полученной информации, анализ представленных экологических проектов, подведение итогов Заключительная часть: организация фотовыставки по итогам конференции "Экологический набат", представление лучших проектов по озеленению микрорайона "Зеленстрою", публикация вестей с конференции в школьной газете "Без 15 -ти восемь", по возможности и в городком издании "Экологический бюллетень", а так -же в периодической печати города, создание и распространение экологических листовок. Моё педагогическое кредо: Учи - с душой! Ещё Сенека говорил, что "…если душа рухнула, она всё увлекает в своём падении". До сих пор в школьной жизни, провозглашающей идеи добра и гуманизма, процветает авторитарный стиль общения, на первое место ставится получение оценок. Задавая себе вопрос, что важнее оценка или человек, я выбираю последнее. Описанная интегрированная система развивающей среды урока легко трансформируется и переноситься на любой предмет, при одном условии - у учителя должны быть сформированы особые личностные установки, наиболее адекватные гуманистической направленности воспитательно-образовательного процесса. Учитель не сковывает, а освобождает. Не подавляет, а возносит Не комкает, а разворачивает Не диктует, а учит Не требует, а спрашивает - переживает вместе с ребенком много вдохновляющих минут, не раз следуя увлажненным взором, за борьбой ангела с сатаной, где светлый ангел побеждает. Я. Корчак Использованная во время работы литература1. Драхлер А.Б. Сеть творческих учителей: методическое пособие / А.Б. Драхлер. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. - 171 с.: ил. ISBN 978-5-94774-837-6 2. Библиотечка "Первого сентября": Как готовить интегрированные уроки / Москва "Чистые пруды", 2006. 3. Журнал "Химия в школе" № 3,4: 2007. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |