|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Исследование творчества А.Л. БартоИсследование творчества А.Л. БартоТема урока: исследование творчества А.Л. Барто Оборудование: - карточки формата А4 с фамилиями авторов и названиями изученных стихотворений - сборник стихотворений А. Барто для каждого учащегося. Ход урока 1 Организационный момент - Сегодня на уроке чтения нам потребуется быть особенно внимательными как настоящие исследователи-литературоведы. Поможет настроить внимание наша любимая игра «Муха». Приведём краткое описание правил игры. На доске начерчено игровое поле: квадрат, разделённый на 6 одинаковых квадратов. В центре сидит воображаемая муха, она движется по одному шагу вниз, вверх, вправо и влево по игровому полю. Учитель задаёт путь мухи, а дети должны указать, где она оказалась. Цветной магнит показывает местоположение мухи. Игровое поле может быть открытым для обозрения, а может быть и скрыто. 2 Проверка домашнего задания - Прекрасно, ваше внимание настроено, давайте подведём некоторые итоги работы по разделу «Поэтическая тетрадь». - Произведения какого жанра в нём представлены? - Стихотворения. На доске закреплены в произвольном порядке карточки, на которых написаны фамилии авторов и названия произведений: С. Маршак, А. Барто, С. Михалков, Е. Благинина. Разлука, Гроза днём. Котёнок. Если. Кукушка. - Прочитайте записи на доске. На какие две группы можно их разделить? - Фамилии авторов и названия произведений. Дети формируют группы. - Что теперь необходимо сделать для правильности оформления? - Соотнести фамилию автора и название произведения. Дети выполняют работу. В случае возникновения разногласий обращаются к разделу учебника «Содержание». - Задание выполнено правильно. 3 Сообщение темы урока. - Сегодня мы будем исследовать произведения одного из этих авторов. Постарайтесь узнать его сами по отрывкам из произведений: «У Танюши дел немало. У Танюши много дел: Утром брату помогала, Он с утра конфеты ел…», «Почему сегодня Петя просыпался десять раз? Потому что он сегодня поступает в первый класс…». - Агния Львовна Барто. На доске остаётся карточка с записью фамилии автора, остальные снимаются. - Мы проведём исследование - изучение творчества поэта. Исследователь - прежде всего внимательный и заинтересованный читатель, от которого не ускользнёт ни одно слово автора. Итак, давайте откроем книгу на странице 115 и начнём нашу работу. 4 Основной этап - процесс исследования. - Материал для нашего исследования перед вами. Стихотворение «В театре». Послушайте его. - У многих из вас я заметила улыбку. А ведь её подарила нам Агния Львовна Барто. - Как же ей это удалось? В чём секрет общения автора с читателем? - Чтобы приоткрыть эту тайну поэзии мы будем перечитывать это стихотворение по частям, наблюдать за мыслью автора и делать выводы. Приступим к работе. - Как называется стихотворение? Тот, кто его не читал, может подумать что оно о…. ( интересном спектакле и т.п.). А так ли это на самом деле? (Нет). Ожидания читателя и героя (совпадут или нет), проверим. - Итак, прочитайте первое четверостишье. Когда мне было Восемь лет, Я пошла Смотреть балет. - Сколько лет было нашей героине? - Она моложе или старше вас? - А что представляет собой балетный спектакль? - Что же мы узнали о героине? - Маленькая девочка первый раз в театре. - Прочитаем следующий отрывок. Мы пошли с подругой Любой, Мы в театре сняли шубы, Сняли тёплые платки. Нам в театре, в раздевалке, Дали в руки номерки. - В какое время года происходит действие? Докажите. - Впервые появляется предмет - герой этого стихотворения? Что это такое? - Номерок. - Читаем следующий отрывок. Наконец-то я в балете! Я забыла всё на свете! Даже три помножить на три Я сейчас бы не смогла, Наконец-то я в театре! Как я этого ждала! - Сколько в нём предложений? - Сколько восклицательных? Прочитайте их. - Для чего автор их использует? - Какие чувства переполняют девочку? - Волнение, предвкушение радости. - Трудно ли три помножить на три? - Почему девочка не смогла бы это сделать? - Какое слово повторяется в начале двух предложений? - Для чего? - Долго ждала. Мечтала побывать там. - Продолжаем. Я сейчас увижу фею В белом шарфе и венке. Я сижу, дышать не смею, Номерок держу в руке. - Что мечтает увидеть девочка? - Почему не смеет дышать? - Замерла от восторга, ждёт начала спектакля. - При этом наш маленький герой не забыт. Прочитайте и о нём. Вдруг оркестр грянул в трубы! Мы с моей подругой Любой Даже вздрогнули слегка. Вдруг вижу - нету номерка. - Отчего вздрогнули подружки. - Какой глагол использован для названия действия оркестра? - Грянул. - Как это понять? - Громко заиграл. - В какой момент напряжение достигает предела? - Вдруг вижу… Автор ставит тире - остановка, пауза. - Что могла бы увидеть девочка? - А тут неожиданно… - Нету номерка. (Улыбка читателя.) - Фея кружится на сцене - Я на сцену не гляжу. Обыскала все колени - Номерка не нахожу! - Читатель видит два «спектакля». Один - на сцене - Прочитайте об этом. Всего 1 строчка. - А второй - что это? - Поиск номерка. Прочитайте об этом. Уже 3 строки! - Интересует ли девочку то, что происходит на сцене? Докажите. - Я на сцену не гляжу (Как и читатель, он не смотрит балет, а ищет номерок) - Может, он Под стулом где-то? Мне теперь Не до балета! - Прочитайте восклицательное предложение. - Напряжение снова нарастает. Связано ли оно с тем, что девочка видит на сцене? - Нет. - Почему девочка так озабочена этой потерей? - Как объяснит потерю в раздевалке, получит ли одежду, вспомним - зима, в театре без родителей… - Можно ли понять её? - Да, ей всего 8 лет, испугалась, растерялась… - Всё сильней играют трубы, Пляшут гости на балу, А мы с моей подругой Любой Ищем номер на полу. - Как развивается действие на сцене? ( И чуть ранее) - А чем заняты девочки? - Очень ярко предстают наши два спектакля. Они противопоставлены. Высокое, прекрасное искусство балета с одной стороны, а с другой…. - А МЫ…. Где ищут номер? - На полу (даже не на коленях). Ещё один повод для улыбки. -Укатился он куда-то.. Я в девятый ряд ползу. Удивляются ребята: - Кто там ползает внизу? - Каким глаголом названо действие девочки, сколько раз он повторяется? - Сравни ранее два спектакля…. Гости пляшут….. ползает внизу - Как вы думаете, что чувствует девочка, пока ищет номерок? - Обиду, досаду, злость, волнение… - Почему она их испытывает? - Мечтала увидеть балет, ждала этого, а тут… - По сцене бабочка порхала - Я не видала ничего: Я номерок везде искала И наконец нашла его. - Что же девочка видела в театре? - Я не видала ничего. - А на что надеялась, о чём мечтала? Ранее… - Но все-таки какое-то радостное событие произошло. - Девочка нашла номерок. - Но тут как раз зажёгся свет, И все ушли из зала. - Мне очень нравился балет, - Ребятам я сказала. - Как вы думаете, на что надеется девочка, когда находит номерок? - Посмотреть спектакль. - А что происходит? - Спектакль заканчивается и все уходят. - Что говорит героиня ребятам? - Видела ли она балет? - Почему соврала? - Стыдно признаться, досадно, что так получилось… - Что за балет показывали? Можно предположить? - «Золушка». - Я думаю, что не спроста выбран этот балет автором. Наша героиня как Золушка, мечтала о прекрасном бале во дворце, да только в сказке все было волшебно, а сбылась ли мечта девочки увидеть прекрасный балет? - К сожалению, нет. И ей это очень обидно, но признаться она не хочет. Ожидания героини не оправдались. Вернёмся к названию. А была ли она в театре? Да, нет, она пришла, но ничего там не смогла увидеть, и мы вместе с ней. Мы вместе с героиней и её подругой искали номерок. - Давайте подумаем, какова позиция автора этого стихотворения. Прочитайте третий вопрос. - Как Барто относится к девочкам: осуждает их или с доброй улыбкой им что-то подсказывает? - Автор хочет что-то посоветовать девочкам. - Как вы думаете, что? Ведь автор не высказывает своего мнения прямо, не делает вывода, и оставляет это право за нами. - Возможно, быть внимательнее. Поискать номерок можно было и в антракте, а спектакль уже не повторить… Агния Барто - чуткий и умный собеседник, поэт, который умеет говорить с читателем любого возраста - от малышей до мам и пап. 5 Расширение читательского кругозора - Перед вами сборник стихотворений. - Какую информацию о книге можно узнать по обложке? - Фамилию автора, название книги, издательство, серию. - Можно ли узнать жанр произведений? - Да, это стихотворения. Учащиеся читают по выбору стихи из книги «Я на уроке в первый раз». - Понравились ли вам стихи из этой книги? - А сейчас я прочитаю вам одно из своих любимых стихотворений Агнии Барто. ЗОЛОТАЯ МИШУРА Нарушено, нарушено Спокойствие Андрюшино! До сих пор бывало так: Нужно сделать красный мак Или склеить рамочку - Он попросит мамочку. Расцелует ямочки На щеках у мамочки, И уже готова мать И тетрадки линовать, И закладки рисовать. Жил за маминой спиной, Как за каменной стеной. Вдруг нагрянула беда, Как всегда, негаданно. К понедельнику, к утру, К школьной ёлке мишуру Сделать было задано. - Сделай, мамочка, к утру Золотую мишуру! Вы подумайте, отказ Получил он в этот раз! Как же это понимать? - Сделай сам, - сказала мать. - На себя я не беру Всех твоих забот. - Сделай, мамочка к утру Золотую мишуру! - Сын уже ревёт. Золотую мишуру, А иначе я умру! Мать вздыхает: поздний час, Сыну спать пора. - Так и быть! В последний раз… Будет мишура! Вытер слёзы наш герой, Он ложится спать. И сидит над мишурой Мамочка опять. Дотемна сидит она, За окном блестит луна, Все огни потушены… Скоро ёлка, Новый год! Пусть он твёрдость принесёт Мамочке Андрюшиной. - Что желает автор Андрюшиной маме? - Очень часто автор называет её ласково, как? - А какой человек Андрюшина мама? - Как вы считаете, для чего ей проявлять твёрдость? - А каким образом получит эту твёрдость Андрюшина мама? Вот так деликатно, тактично находит Агния Барто добрые слова для каждого читателя. И я надеюсь, что вы ещё не раз обратитесь к ее стихам. 6 Подведение итогов урока - Произведения какого автора мы читали сегодня? - Какое стихотворение мы исследовали? - О ком пишет Агния Барто в своих произведениях? Выставление оценок. Рекомендации для домашнего чтения. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |