|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Исследование уровня тревожности на этапе адаптации учащихся 5-ых классовИсследование уровня тревожности на этапе адаптации учащихся 5-ых классов5 Введение Тема: Исследование уровня тревожности на этапе адаптации учащихся 5-ых классов. Цели: освоение умений и навыков постановки целей, формулирования задач индивидуальной и совместной деятельности, кооперации с коллегами по работе в интересах решения исследовательских задач и задач психологической работы; - углубления и закрепления теоретических знаний, приобретенных в процессе плановых учебных занятий, получения навыков практического применения;- формирования профессиональной позиции психолога в учреждения различного профиля; - сформированности устойчивых навыков использования компьютерной техники и достижения информатики в рамках избранной специальности. Место прохождения практики: МОУ «Могойтуйская средняя общеобразовательная школя №2» Дата прохождения практики: 18.10.10г. - 31.10.10 г. Перечень основных работ и заданий, выполненных в процессе практики: - оценка развития уровня тревожности учащихся на этапе адаптации в среднем звене; - разработка коррекционно - развивающих занятий по снижению уровня тревожности учащихся - групповые развивающие занятия для учащихся средней школы - индивидуальные и групповые консультации классных руководителей, учителей - предметников, родителей. Основная часть Производственная практика проходила на базе МОУ «Могойтуйская средняя общеобразовательная школя №2». Основная организация работы в процессе практики была согласована: - выработка адекватных профессиональных установок к практической деятельности психолога; - проведение психологических исследований; - освоение практических профессиональных умений и навыков поведения в рамках избранной специальности; - апробирование полученных в процессе обучения инструментария и методов работы, полученных в процессе обучения (сбор информации, способы обработки данных, методы анализа информации, приемы проведения исследования); - приобретение умений и навыков использования компьютерных методов поиска, сбора, хранения и обработки информации в сфере своей профессиональной деятельности. 1. Фронтальное психологическое тестирование учащихся: Оценка развития уровня тревожности учащихся на этапе адаптации в среднем звене. Адаптационный период по окончании начальной школы длится 2 месяца с момента перехода в основную школу. Адаптация - это приспособление индивида к условиям социальной среды. Социальная среда включает: · Адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя · Успешное общение и адекватное отношение с окружающими · Способность к труду, обучению и организации досуга и отдыха · Способность к самообслуживанию и самоорганизации · Изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями Диагностика адаптации на этапе перехода с начальной школы в среднюю ступень включала исследование уровня тревожности учащихся. Общая тревожность в школе - это эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы. Исследование тревожности проводился по методике Филлипса, который содержал 58 вопросов. Кроме исследования уровня общей тревожности, была исследована тревожность по следующим факторам: - переживание социального стресса; - фрустрация (переживание) потребности успеха; - страх самовыражения; - страх несоответствия ожиданиям окружающих (учителей, родителей, одноклассников); - низкая физиологическая сопротивляемость стрессу; - проблемы и страхи в отношении с учителями. Всего было протестировано 95 учащихся 5-ых классов. Результаты тестирования получились следующие: 1. Общая тревожность: На низком уровне тревожности 18% уч., На повышенном - 31% уч., На высоком 51 % уч. 2. По фактору «переживание социального стресса»: На высоком уровне - 10%; На повышенном - 49%; На низком - 36%; 3. По фактору « фрустрация (переживание) потребности успеха»: На высоком уровне -18%; На повышенном -54%; На низком -23% 4. По фактору «страх самовыражения»: На высоком уровне -44%; На повышенном -37%; На низком -14% 5. По фактору «страх ситуации проверки знаний»: На высоком уровне - 29%; На повышенном - 44%; На низком - 22% 6. По фактору «страх несоответствия ожиданиям окружающих» (учителей, родителей, одноклассников): На высоком уровне -19%; На повышенном - 26%; На низком -50% 7. По фактору «низкая физиологическая сопротивляемость стрессу»: На высоком уровне -11%; На повышенном -17%; На низком -67% 8. По фактору «проблемы и страхи в отношении с учителями»: На высоком уровне -35%; На повышенном -41%; На низком -19% В целом по результатам диагностики уровня тревожности пятиклассников, следующие выводы: 1. По фактору «страх самовыражения» преобладает наибольшее количество пятиклассников. Это означает, что у учащихся преобладают негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей. На высоком уровне -44%; На повышенном -37%; На низком -14% 2. По фактору «проблемы и страхи в отношении с учителями» у учащихся общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка. На высоком уровне -35%; На повышенном -41%; На низком -19% 3. По фактору «страх ситуации проверки знаний» у учащихся негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно) публичной знаний, достижений, возможностей: На высоком уровне - 29%; На повышенном - 44%; На низком - 22% Наиболее низкие результаты по фактору «низкая физиологическая сопротивляемость стрессу». На высоком уровне -11%; На повышенном -17%; На низком -67% Это означает, что у большинства пятиклассников особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды. Полученные данные свидетельствуют о том, что необходима коррекционно-развивающая работа с учащимися, которые показали высокий и повышенный уровень тревожности. Работа заключается, прежде всего, в работе классного руководителя, учителей - предметников, служб сопровождения, и конечно же непосредственно родителей. Формы работы может быть различной: лекции, консультации, проведение различных занятий с включением игр, упражнений на развитие коммуникативной сферы (обучение навыкам общения с окружающими и т.п.), развитие личностной сферы (повышение самооценки), развитие познавательных процессов ()внимания, памяти, мышления). Также необходима индивидуальная работа с ребенком и углубленное изучение личности, микроклимата семьи. 2.Методическое направление Разработка коррекционно-развивающих упражнений по снижению уровня тревожности учащихся. Упражнения, развивающие задания решают следующие задачи: · Создание доброжелательной атмосферы; · Знакомство класса; · Выяснение ожиданий учеников. Процедура знакомства: ведущий предлагает учащимся сесть вкруг и по очереди назвать свое имя. Направление по часовой стрелке или против. Если в начале процедуры знакомства никто не вызвался сам, то его назначает учитель: просит начать сидящего справа или слева от себя. После того, как все представились можно предложить следующее упражнение, начинающий называет свое имя и прилагательное, которое характеризует его () напр. Люба - ласковая, Дмитрий - добродушный), причем это прилагательное должно начинаться на ту же букву, на которую начинается имя ученика”. Сидящий рядом повторяет его имя с прилагательным, а затем называет свое. При этом нужно следить затем, чтобы прилагательные, подбираемые к своим именам учениками, не совпадали, т.е. они должны быть разными. Упражнение помогает ребятам быстрее запомнить имена одноклассников. Упражнение 2. Участники сидят кругом. “Сейчас мы поиграем в игру, которая называется “Японская машинка”. Эта машинка сделана для того, чтобы помочь людям запоминать имена. Теперь давайте запомним ритм, который на протяжении всей игры мы будем выдерживать. Учитель демонстрирует ритм: два хлопка в ладоши, два притопа ногами. Задавать этот ритм буду я. Тот из вас, кто первым получит машинку, тот первым начинает игру: он хлопнет два раза в ладоши и назовет свое имя, а потом, притопнув в два раза ногами, - имя того, кому он хочет передать машинку. Тот, чье имя будет названо, в свою очередь, хлопая два раза в ладоши, назовет себя, а потом, топнув два раза ногами, назовет имя другого игрока. При этом нельзя выбиваться из ритма и нельзя называть имя того, кто только что передал машинку. Будьте очень внимательны, т.к. те кто “сломает” машинку, должны будут ее починить, - проделать задание заново. В процессе упражнения учитель может усиливать темп его исполнения. Упражнение способствует эмоциональной разрядке, создает хороший фон для продолжения работы. Упражнение 3. На листе бумаги нарисуйте 5-6 или более геометрических фигур. Затем нужно выполнить следующее: 1. Внутри каждой фигуры впишите продолжение следующей мысли: ”Я хочу, чтобы период моего обучения в школе… ” ответов много - начало предложения одно. 2. Теперь, пожалуйста, пронумеруйте по значимости для вас свои ответы. Цифрой 1 обозначьте самый важный для вас, а мене важные цифрами 2,3,4 и т.д. 3. По контуру каждой фигуры добавьте свои пояснения “Это возможно, если…” 4. Ярче выделите фигуры, где всё зависит лично от вас. 5. От каждой фигуры проведите стрелки с ответами на вопрос: “Кто или что мне может в этом помочь”. Результаты, полученные после выполнения, данного упражнения учащимися позволяют выяснить их ожидания, настроения. Упражнение. 1. Ребята садятся по кругу. Упражнение, которое мы сейчас вами выполним, будет заключаться в следующем: мы просто будем бросать друг другу мячик и называть имя того кому бросаем - тем самым мы освежим свою память и вспомним, как зовут одноклассников. Упражнение 2. Участники сидят по кругу. “Сейчас я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка со словом “слон”, знайте, что у кого-то есть карточка, на которой тоже написано “слон”. Учитель раздает карточки. Если в классе нечетное количество ребят, учитель, тоже принимает участие в упражнении. “Прочитайте, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы эту надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого найти пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки “вашего животного”. Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча. Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у вас получилось. После того, как все участники группы нашли свою пару, учитель спрашивает у каждой пары по очереди: “Кто вы?” Упражнение 3. Участники стоят по кругу. “Представьте себе, что все мы - атомы. Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разным. Оно будет определяться тем, какое число назову я. Мы все сейчас начнем быстро двигаться по классу, и время от времени я буду говорить какое-либо число, например, 3. И тогда атомы должны будут объединиться в молекулы по 3, т.е. взяться за руки нужно будет троим”. 3.Развивающее направление. Групповые развивающие занятия для учащихся средней школы. 4. Психологическое консультирование классных руководителей, учителей- предметников, родителей. Важным этапом является подготовка и проведение родительского собрания. Педагог - психолог помогает классным руководителям: настроиться на идею сотрудничества, определить стратегию работы с родителями в течение года, предлагает различные формы взаимодействия. На собрании можно решить следующие задачи: · снятие напряженности родителей, вызванных опасением новой школы; · поделиться впечатлениями о классе, об его особенностях, трудностях; · определение трудностей родителей в общении с ребенком; · договориться о способах взаимодействия учителей с родителями течение года. На родительских собраниях можно использовать различные формы взаимодействия: лекции, проблемные дискуссии, игры, проведении анкет и вопросников, где можно выявить и родительские установки, и систему отношений в семье, и стиль родительского воспитания. Наиболее популярные темы, которые интересуют родителей подростков: Как наладить общение со своим ребенком? Как отвечать на грубость подростка? Что делать если подросток попал в дурную компанию? Как заинтересовать ребенка учебой? Как определить специальные способности ребенка и помочь ему в их развитии? Именно на основе этих вопросов можно строить родительские собрания. Также эффективно проводить индивидуальные и групповые консультации классных руководителей, учителей - предметников, родителей. Заключение Деятельность педагога - психолога в образовательном учреждении в моем представлении сложна и многообразна. В ходе прохождения производственной практики открылась возможность ознакомиться с научно - исследовательской стороной деятельности педагога - психолога. В течение практики я вел работу в разных направлениях: диагностической, коррекционно-развивающей, консультативной, организационно - методической. Были проведены исследования уровня тревожности на этапе адаптации в 5-ых классах, обработаны данные и по результатам была составлена коррекционно-развивающая работа. Коррекционно-развивающая работа, касалась, прежде всего, классных руководителей, учителей - предметников и родителей. Список использованных источников 1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. М., изд-во “Академия”, 1996г. С. 224. 2. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. М.,1997г. 3. Немов Р.С. Психология. Кн. №2, М., Просвещение Владос., 1995г. 4. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы, - М., 1995г. 5. Наенко Н.И. Психическая напряженность. - М., 1975г. 6. Прихожан А.Н. Причины и профилактика и преодоление тревожности //психологическая наука и образования, 1998г. , №2. 7. Психологический словарь. / общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, М., 1990г. 8. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании М., 1996г. 9. Словарь практического психолога. Под общ. Ред. С.Ю. Головин Минск: Харвест., 1997г. 10. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. М., 1997г. 11. Фельдштейн Д.И. проблемы возрастной и педагогической психологии. М., 1995г. 12. Фрейд З. психоанализ и детские неврозы. СП/б., 1997г. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |