|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Классный час как форма воспитательной работыКлассный час как форма воспитательной работыКлассный час как одна из главных форм воспитания в школе Форма - это внешнее очертание, наружный вид, контуры предмета; внешнее выражение какого-либо содержания. Форма воспитательной работы - это совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы (композиционное построение воспитательного мероприятия). Формы воспитательной работы - это динамическое явление. Существующая система форм воспитательной работы постоянно пополняется новыми, соответствующими изменяющимся общественным условиям школьной жизни. Существуют разные подходы к классификации форм воспитания, в основе которых лежит тот или иной признак: 1) по количеству участников: массовые (школьный бал), групповые (классное собрание), индивидуальные (беседа); 2) по видам деятельности: познавательно-развивающие (викторина), развлекательные (дискотека), по направлениям воспитательной работы (профориентационные, физкультурно-оздоровительные и т.п. дела); 3) по результату: информационный обмен (устный журнал), выработка общего решения (собрание), общественно значимый продукт (акция милосердия). Широко распространенной формой воспитательной работы является классный час (час классного руководителя). Классный час - это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру. Выделяют два основные вида классного часа: тематический и час общения по текущим делам в классе. Классный час выполняет следующие функции: 1) просветительскую - дает возможность расширить круг тех знаний учеников, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут содержать в себе информацию о событиях, проходящих в стране, за рубежом. Объектом обсуждения может быть любое явление или событие. 2) ориентирующую - способствует формированию отношения к окружающему миру, выработке иерархии материальных и духовных ценностей. Помогает оценивать явления, происходящие в жизни. Эти две функции тесно связаны, т. к. нельзя научить учащихся оценивать явления, с которыми они незнакомы. Хотя Кл. час м. выполнять чисто ориентирующую функцию. 3) направляющую - призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта учащихся. 4) формирующую - формирует у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, навыки ведения диалога и построения высказывания, отстаивания своего мнения. Типы классного часа: * Нравственный классный час Цели: 1. Просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок; 2. Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений; 3. Критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, поступков сверстников и одноклассников; 4. Развитие нравственных личностных качеств (доброта, желание помогать людям, умение признавать свои ошибки, отстаивать т. з и уважать чужую т. з., и др.) (нельзя проводить часто). * Интеллектуально-познавательный классный час Цели: 1. Развивать познавательный интерес учащихся; 2. Развивать умение осознавать свои индивидуальные возможности, стремление к самосовершенствованию. * Тематический классный час Цели: 1. Развивать кругозор учащихся; 2. способствовать духовному развитию учащихся, формированию их интересов и духовных потребностей. * Информационный классный час Цели: 1. Формирование у учащихся сопричастности к событиям и явлениям общественно-политической жизни своей страны, своего города, района; 2. Применение знаний, полученных на уроках истории и граждановедения; 3. Формирование своего отношения к происходящему; 4. Развитие исследовательских умений. Формы классного часа: * Беседа (эстетическая, нравственная) * Диспут * Встречи с интересными людьми * Викторины по различным областям знаний * Дискуссии * КВНы * Интерактивные игры * Игры-путешествия * Тренинги * Читательские конференции * И др. Классный руководитель выбирает содержание и форму проведения классного часа исходя из: * Возрастных и психологических особенностей школьников; * Целей и задач, которые он ставит; * Нравственных представлений, интересов, потребностей учащихся. При подготовке и проведении воспитательного мероприятия необходимо ориентироваться на следующую систему действий: * Определить тему, сформулировать цель; * Составить план (сценарий); * Подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление и т. п. по теме; * Дать задание ученикам для предварительной подготовки (если это предусмотрено планом); * Определить степень целесообразности участия в классном часе других педагогов или родителей. Советы по проведению классного часа: * От предметной информации к оценке информации; * От общих оценок к развернутым суждениям; * Внимание к выступлениям учащихся; * Акцент на важных моментах; * Размышления вместе с детьми; * Совместный поиск решений проблемы; * Учет психологических особенностей восприятия материала учащимися (слабое внимание смена деятельности/ муз. пауза/ физминутка/острый вопрос); * Участие детей в составлении плана классных часов (четверть/полугодие/ год) Выбор из нескольких предложенных. Анализ классного часа: Он нужен воспитателю для определения задач индивидуальной работы с воспитанниками, выделения стратегических направлений работы с классом. Выделяют две стороны анализа. Первая - это совместный анализ учителя с воспитанниками. (рефлексия). Задача учителя заключается в том, чтобы помочь учащимся сопоставить намеченное и результат; причем, важна не констатация, а анализ деятельности, оценка вклада каждого; выделение положительных моментов в организации совместной деятельности. Другая сторона - это педагогический анализ. * Почему? Зачем? - Потребности, особенности, интересы * Что? - Цель * Как? - Методы Формы работы.Активность, вовлеченность, интерес, эмоциональное состояние учащихся. Удачи, трудности * И что мы с этого имеем? - Результат, продолжение работы Критерии эффективности классного часа: * Личностная значимость для учащихся К чему душа лежит, к тому и руки приложатся. * Комфортность, благоприятный психологический климат Естественные стремления человечества, приведенные к самому простому общему знаменателю, могут быть выражены в двух словах: «Чтоб всем было хорошо» (Н. А. Добролюбов) * Возможность для проявления и развития индивидуальных и творческих способностей школьников Дети - это цветы жизни. Нельзя… требовать, чтобы все цветы одинаково пахли (В. М. Дорошевич) * Обогащенность жизненного опыта учащихся Существовала некогда пословица, Что дети не живут, а жить готовятся. Но вряд ли в жизни пригодится тот, Кто, жить готовясь, в детстве не живет. (С. Маршак) * Духовно-нравственная ценность Познай, где свет, Поймешь, где тьма. (А. Блок) * Вовлеченность учащихся в подготовку и проведение классного часа Хоть выйди ты не в белый свет, А в поле за околицей, - Пока идешь за кем-то вслед, Дорога не запомнится. Зато, куда б ты ни попал И по какой распутице, Дорога та, что сам искал. Вовек не позабудется. (Н. Рыленков). О вреде спиртных напитков Цели и задачи: Предоставить школьникам информацию о вреде алкоголизма; формировать потребность в здоровом образе жизни. Реквизит: игровые картинки. План: 1. Краткая информация. 2. Игра № 1. 3. Демонстрация рисунков. 4. Рассказ. 5. Обсуждение рассказа с детьми. 6. Рисунки детей, их обсуждение. 7. Игра № 2, ее обсуждение. Ход классного часа Учитель: Здравствуйте! Все, наверное, знают стихи С.Я. Маршака «Хорошо», где речь идет о хорошем и плохом. В нашей жизни очень много хорошего, но к сожалению, также очень много и плохого. Вы, наверное, слышали, о вредных привычках и можете их перечислить? Дети: Да! Алкоголь; сигареты; наркотики. Учитель: Правильно. Сегодня мы как раз поговорим об одной из этих вредных привычек. Об алкоголизме и его вреде. А чтобы урок прошел интересней, давайте проведем следующую игру-путешествие. Итак, начинаем. Игра № 1 Учитель: Ребята, представьте, что вы космонавты, получившие задание облететь несколько планет и описать жизнь инопланетян. Итак, первая планета, вас радостно встречают инопланетяне, подзывают, как они живут, чем занимаются и что умеют делать. Рисунок № 1: Дети купаются в реке, играют в волейбол, светит солнце, зеленая полянка, прекрасный летний день. Учитель: Главный девиз этой планеты - «Хотим быть здоровыми!» Рассмотрите рисунок. Какие привычки у инопланетян на этой планете? Перечислите их. (Идет перечисление только хороших привычек.) Учитель: Но, к сожалению, пришло время прощаться с хозяевами первой планеты, и космонавты летят на следующую. Рисунок № 2: Страшный город с умирающей природой, трубами заводов, везде разбросаны бутылки, окурки папирос, город населяют в основном больные люди. Учитель: Рассмотрите внимательно следующий рисунок-планету. Что вы видите, нравится ли вам эта планета? Какие привычки у жителей этой планеты? Опишите их. (Описание внешнего вида планеты, привычек жителей.) Рисунок № 3: Планета, на поверхности который разбросаны бутылки, стаканы, из бутылок вылезает зеленый змий, он опутал всех жителей планеты. Учитель: А про третью планету я вам немного расскажу. На этой планете жил пьяница. И маленький космонавт, который высадился на этой планете, пробыл у пьяницы в гостях совсем недолго. Но было ему совсем невесело. Когда космонавт явился на эту планету, пьяница молча сидел и смотрел на выстроившиеся перед ним армии бутылок пустых и полных. - Что ты делаешь? - спросил маленький космонавт. - Пью, - мрачно ответил пьяница. - Зачем? - Чтобы забыть. - О чем забыть? - спросил маленький космонавт. Ему было очень жалко пьяницу. - Хочу забыть, что мне совестно, - признался пьяница и склонил голову. - Отчего же тебе совестно? - спросил маленький космонавт, ему очень хотелось помочь бедняге. - Совестно пить! - объяснил пьяница, и больше от него нельзя было добиться ни слова. И маленький космонавт полетел на Землю, растерянный и недоумевающий. Учитель: Понравилась ли вам эта планета? Дети: Нет! Учитель: А что бы вы могли посоветовать жителям этой планеты? Дети: Бросить пить! - Заниматься спортом! - Завести себе верных друзей! Учитель: Правильно! Ведь когда человек начинает пить, он теряет не только здоровье, но и своих близких, друзей и родственников. А сейчас давайте поговорим о нашей планете, о нашем доме. Какой может стать наша планета, если люди не откажутся от вредных привычек и будут продолжать разрушать не только свое здоровье, но и здоровье окружающих? А теперь нарисуйте нашу планету. Расскажите о ней, о её жителях и их привычках. (Дети рисуют.) Учитель: Глядя на свои рисунки, вы можете рассказать о них. Дети: Совсем не хочется не только болеть, но и жить на планете больных людей. А ведь если каждый из нас не будет заботиться о своем здоровье, то наша планета не будет здоровой. - Здоровье - это не только наша сила, но и настроение, отношение к себе и другим людям, умение жить дружно и интересно. Учитель: Из четырех планет вы можете выбрать одну, на которой вы бы хотели жить? Дети: Нам очень понравилась первая планета. Но жить мы все-таки очень хотели бы на родной Земле и делать так, чтобы она ста-I и шилась красивее, чище и здоровей. Учитель: Мы выяснили и убедились, что алкоголь действительно вреден для человека. Но вредные привычки -- это не только употребление спиртных напитков. Существует множество других вредных пещей, которые могут помешать вам вырасти здоровыми, красивыми, умными, окруженными верными друзьями, близкими. Но не нужно забывать и о наших помощниках - хороших привычках. А вот чего больше - хорошего или плохого -- мы можем выяснить с Помощью игры в воздушные шарики. Игра № 2 На доске вывешен рисунок с изображением двух воздушных шаров, внутри которых дети могут нарисовать то, что, по их мнению, приносит вред или пользу человеку. Учитель: Вы молодцы! Из ваших рисунков видно, что хороших привычек гораздо больше, чем плохих. Я уверена, что никто из вас не хотел бы оказаться на месте пьяницы с планеты № 3 или жителей второй планеты. Никто из нас не хочет оставаться одиноким, без друзей, или больным и жалким. В нашей жизни нет места алкоголю и вредным привычкам, потому что у нас в мире столько всего хорошего, доброго, чистого и светлого. Влияние алкоголя на рост и развитие растений Цели: Ознакомить школьников с информацией о вредном воздействии алкоголя на живые организмы, растения; наглядно продемонстрировать последствия воздействия алкоголя на растения. Реквизит: Растения в горшочках, образцы спиртных напитков, зерна растений. План: Вступительное слово учителя. Сообщения школьников, проводивших предварительный опыт. Обсуждение с учащимися результатов опыта. Ход воспитательного дела За три - четыре месяца до предполагаемой даты классного часа школьники делятся на 2 группы и проводят опытно-экспериментальную работу. Опыт № 1. Влияние алкоголя на всходы побегов растений Берут четыре цветочных горшка, наполняют их одной и той же землей и сажают в каждый горшок по гороховому зерну (или других бобовых, или косточке семечковых растений). Первый горшок поливают водой, второй пивом, третий виноградным вином и четвертый водкой. Через несколько дней гороховое зерно в первом горшке (которое поливают водой) начинает всходить и поднимать земляную покрышку. В остальных трех ничего не происходит. Поливка четырьмя различными жидкостями продолжается. Спустя некоторое время зерно, поливаемое водой, показывается наружу; поливаемое пивом начинает всходить; поливаемое виноградным мимом начинает набухать. Через две недели первое зерно дает уже миленькие листочки; остальные же зерна даже еще не показываются наружу. С 15-го дня все горшки поливают водой, и вскоре показываются наружу также второе и третье зерно, хотя и запоздалыми, и жалкими на вид. Четвертое, последнее, гороховое зерно, которое поливали водкой, совсем не показывается из земли, так как оно практически убито. Опыт № 2. Влияние алкоголя на скорость проращивания растений Берут несколько стеклянных плоских емкостей. Емкости заполняют по следующему принципу : в первой емкости -- чистая вода, в последней -- чистый спирт. Остальные емкости заполняются жидкостью с разной концентрацией алкоголя. Можно взять 4 емкости : вода, 33 % алкоголя, 66 % алкоголя, чистый спирт; или 6 емкостей: вода, 25 % алкоголя, 50% алкоголя, 75 % алкоголя, чистый спирт. Затем в каждую стеклянную емкость помещают по десять гороховых зерен так, чтобы они наполовину были погружены в жидкость. Через четыре дня начинают наблюдение за зернами: как они набухают, как прорастают, определяют длину и ветвистость корней, длину, силу побегов и т.д. Школьники должны убедиться, что в чистой воде прорастают все десять зерен, корни достигают наибольшей длины и ветвистости, побеги самые длинные и крепкие. Чем больше процент растворенного алкоголя в жидкости, тем дольше горошины прорастают, корни более короткие и тонкие, побеги чахлые. В более крепких растворах корни не обнаруживают наклонности ветвиться, побеги появляются гораздо позже. Через месяц в емкостях с крепкими растворами алкоголя гороховые зерна1 загнивают. Листья и плоды приносят гороховые зерна, находящиеся только в воде и в жидкости с небольшим количеством алкоголя. В остальных они засыхают, не успев дать листья. Школьники ставят эти опыты, наблюдения записывают в отдельный дневник наблюдений, затем проводят анализ, делают выводы. Ход классного часа: Учитель: Ребята! Вы уже немало слышали о вредном воздействии алкоголя на человека, животных. Но опыт, проведенный с целью изучения вредного воздействия алкоголя на растения, полученные результаты -- вот о чем сегодня мы и поговорим вместе. Ваши одноклассники проводили опыт в течение нескольких месяцев и сегодня представляют результаты опытно-экспериментальной работы. Далее следуют выступления школьников с подробным рассказом об отдельных этапах проведенных опытов. Учитель: Ребята! Давайте еще раз вспомним, какую проблему мы сегодня с вами обсуждаем? - Что вы можете сказать об итогах проведенного опыта? - Какое впечатление на вас произвели растения, политые алкогольными напитками? - Какие выводы мы можем сделать на основе продемонстрированных опытов? |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |