|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Математические предложения и методика их изученияМатематические предложения и методика их изученияМинистерство образования Республики Беларусь «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины» Математический факультет Кафедра МПМ Реферат Математические предложения и методика их изучения Исполнитель: Студентка группы М-31 Селиканова А.Ю. Научный руководитель: Канд. физ-мат. наук, доцент Лебедева М.Т. Гомель 2007 Введение Процесс доказательства теорем и геометрии выражает связь единичных суждений (чертеж) и общих (использование общих свойств фигур) поэтому при обучении доказательствам для формирования правильного представления о проблематичном характере того или иного суждения следует применять на каждом шаге вопросы “Почему?”, “На каком основании?”В курсе планиметрии обучение доказательствам проводится конкретно-индуктивным методом. Так как ученики в курсе геометрии, по мнению Шохор-Троцкого, занимаются преимущественно решением задач. Теоремы они доказывают только такие, которые не принадлежат к числу очевидных для них и которые не требуют слишком тонких рассуждений. Поэтому целесообразно в некоторых случаях предлагать учащимся для решения задачи абстрактного характера, подготавливающие самостоятельное формирование или доказательство теорем.1. Суждение, умозаключение, высказываниеСуждение - это такая форма мышления, в которой отражается наличие или отсутствие самого объекта, наличие или отсутствие его свойств, связей. Суждение - это форма связей понятий друг с другом, которая обладает двумя свойствами: 1) что-либо утверждает или отрицает; 2) является или истинным, или ложным. Например: 1) любой параллелограмм есть ромб - ложно; 2) любой ромб есть параллелограмм - истинно; 3) “ есть функция” - суждение выражает связь понятий по объёму, т.е. - составная часть класса функций; вместе с тем ей присуще всё то, что свойственно функциям; 4) многочлен непрерывен при всех значениях независимой переменной - истинно. Каждая наука есть определенная система суждений об объектах , являющихся предметом ее изучения. Например: "Сумма углов каждого треугольника равна 180 градусов" - это суждение сформулировано в виде геометрического предложения, принадлежащего евклидовой геометрии , т. к. а) состоит из геометрических (сумма углов, треугольник 180 градусов) и логических (всякого, равна) терминов или символов; б) истинно т.к. доказывается в рамках евклидовой геометрии. Суждения образуются в мышлении 2 способами: непосредственно и опосредовано. Например: 1. Эта фигура - круг - суждения выражает результат восприятия. 2. x2=-2 - не имеет действительных корней суждений опосредованное, оно возникло в результате особой мыслительной деятельности, называемой умозаключением. Умозаключение - процесс получения нового суждения - вывода из одного или нескольких данных суждений. Например: x2=-2 - уравнение; квадрат действительного числа больше или равен нулю; корень обращает уравнение в верное числовое равенство. Из этих трех суждений получаем новое: уравнение x2=-2 не имеет действительных корней. В математической логике используют термин “высказывание”, имеющий смысл, близкий к понятию “суждение”. Под высказываниями производятся следующие операции: а) отрицание высказывания; б) конъюнкция; в) дизъюнкция; г) импликация. Математическая логика, исходя из основных законов формальной логики, исследует закономерности логических процессов на основе применения математических методов. Для нее характерна формализация логических операций, полное абстрагирование от конкретного содержания предложений. Например: (все растения красные)(все собаки - растения) =>(все собаки красные). 2. Основные виды математических предложенийМатематическое суждение принято называть предложением.Например: “S есть P” - S - логическое подлежащее или субъект мысли (то, о чем идет речь в предложении); Р - логическое сказуемое или предикат мысли. Суждения часто даются в условной форме: “если есть А, то есть и В”.Раскрыть логическую структуру составного предложения, - значит, показать, из каких элементарных предложений сконструировано данное составное предложение и как оно составлено из них, т.е. с помощью каких и в каком порядке применяемых логических связок “не”, “и”, “или”, “если…,то…”, “тогда, и только тогда”, “для всякого”, “существует”, обозначающих логические операции, с помощью которых из одних предложений образуются другие. Например: Элементарные предложения: дан АВС; (x) АВ=ВС; (y) АД=ДС; (z) ВДДС. Составные предложения: 1. Если АВ=ВС и АД=ДС, то ВДДС - истинное. 2. Если АВ=ВС, то АД=ДС и ВДДС - ложное.А 3. Если ДВ=ВС и ВД не перпендикулярно АС, то АДДС - истинное. Логические структуры для 1. и 3. выглядят так: 1) Если x и y, то z. 3) Если x и не z, то не y. Например: Если число целое и положительное, то оно натуральное; Если число целое и не натуральное, то оно не положительное. Аксиома - предложение, принимаемое без доказательства. Определенное число аксиом образует систему исходных положений некоторой научной теории, лежащую в основе доказательств других положений (теорем) этой теории, в границах которой каждая аксиома принимается без доказательства. Постулат - это предложение, в котором выражается некоторое требование (условие), которому должно удовлетворять некоторое понятие или некоторое отношение между понятиями. Например, понятие а||b определяется двумя постулатами: (a)(b); (a=b)(ab=0). Теорема - математическое предложение, истинность которого устанавливается посредством доказательства (рассуждения), логического следствия других предложений, принимаемых за достоверные. Можно отметить два подхода к пониманию теоремы: А.В. Погорелов (геометрия “7-11”) “Правильность утверждения о свойстве той или иной геометрической фигуры устанавливал путем рассуждения. Это рассуждение называется доказательством. А само утверждение, которое доказывается, называется теоремой. … Формулировка теоремы обычно состоит из двух частей. В одной части говорится о том, что дано. Это часть называется условием теоремы. В другой части говорится о том, что должно быть доказано. Эта часть называется заключением теоремы”. Структура теоремы, предполагаемая В.П. Болтянским: а) разъяснительная часть; б) условие; в) заключение. Например, “если сумма цифр числа n делится на 3, то само число n делится на 3”. Условие: сумма цифр числа n делится на 3 Заключение: само число делится на 3. Разъяснительная часть: n - любое натуральное число. Используя логическую символику, теорема представляется так: - импликация (если …, то …). Имея прямую теорему (), можно образовать новые теоремы: 1. - обратная; 2. - противоположная; 3. -обратная противоположной или контрапозитивная. Эти теоремы обладают следующими свойствами: а) () и () - одновременно истинны или ложны; б) () и () - одновременно истинны или ложны. Высказывание p называется необходимым условием для q, если импликация () есть истинное следствие. Например, чтобы число делилось на 6, необходимо (не недостаточно), чтобы оно было чётным. p - четное число, q - число кратно 6. () - и. Высказывание p называется достаточным условием для q, если импликация () есть истинное следствие. Например, чтобы число было кратно 5, достаточно, чтобы оно было кратно 25. (р: кратно 25; q: кратно 5) (pq) Замечание: Для определения необходимо условие следует подобрать контр пример, опровержение данного утверждения. Условие р называется необходимым и достаточным для q, если истины одновременно обе импликации: (pq) и (qp), т.е. имеет место эквивалентность. Характеристическое свойство наиболее полно определяет объект, выделяя его из некоторого множества сходных объектов, позволяет его сконструировать. Например, характеристическое свойство арифметической прогрессии: начиная со второго члена, все члены прогрессии удовлетворяют свойству: - быть средним арифметическим двух соседних с ним членов (или отстоять от него на равных расстояниях) Пример необходимого и достаточного условия: 3 Методика изучения теоремПроцесс доказательства теорем и геометрии выражает связь единичных суждений (чертеж) и общих (использование общих свойств фигур) поэтому при обучении доказательствам для формирования правильного представления о проблематичном характере того или иного суждения следует применять на каждом шаге вопросы “Почему?”, “На каком основании?”В курсе планиметрии обучение доказательствам проводится конкретно-индуктивным методом. Так как ученики в курсе геометрии, по мнению Шохор-Троцкого, занимаются преимущественно решением задач. Теоремы они доказывают только такие, которые не принадлежат к числу очевидных для них и которые не требуют слишком тонких рассуждений. Поэтому целесообразно в некоторых случаях предлагать учащимся для решения задачи абстрактного характера, подготавливающие самостоятельное формирование или доказательство теорем.Например: установить зависимость между сторонами в треугольнике; или свойства биссектрисы угла при вершине равнобедренного треугольника эмпирически.В процессе обучения у школьников должно быть сформировано следующее понимание термина “доказательство”:1)допускаются истинными некоторые отношения и факты (которые составляют условие теорем);2)от условия к заключению строится логическая последовательная цепочка предложений, каждое из них должно быть обосновано с помощью суждений, выраженных в условии, определений известных понятий, аксиом или ранее доказанных утверждений;3)заключение является последним звеном в цепочке этих логически расположенных предложений.Например: в курсе математики 5-6 классов этому способствуют задачи с таким содержанием: “Дополнить приведённое доказательство математических утверждений, выполняя указанные выше требования, предъявляемые к математическим доказательствам”.“Если a:b=c, то a=bc. Доказать”Условие: a:b=c. Заключение: a=bc.
Схематически полная логическое доказательство теоремы можно составить так: 1) точное понятие; 2) включаем все посылки; 3) не опускают никаких промежуточных рассуждений; 4) явно указывающее правила вывода. В практике школьного обучения математики наиболее часто используется прямое доказательство, основанное на содержательном доказательстве в свернутом виде: 1) интуитивное понятие; 2) опускают некоторые в частности, общие посылки; 3) опускают отдельные шаги; 4) не фиксируют использование логики. Например: Диагонали прямоугольника равны. Теорему можно доказать: а) с помощью осевой симметрии; б) с помощью равенства прямоугольников. Отметим, что различные доказательства теоремы отличаются как математическими посылками, (используемыми в них истинными предложениями данной теории), так и логикой (используемыми правилами). Доказательство 1. “Если четырёхугольник - прямоугольник, то его диагонали равны” или “Если ABCD - прямоугольник, то AC=BD”. Точка D симметрична A; B - симметрична C относительно MN (это непосредственно следует из ранее доказанной теоремы: “Серединный перпендикуляр и сторона прямоугольника являются осью симметрии). Значит, отрезок AC и DB симметричны относительно оси MN. Поэтому AC=BD. Доказательство 2. , т.к. они прямоугольные (), AB=CD как противоположные стороны прямоугольника; AD - общая сторона. Следовательно, AB=CD. Методика введения теорем предполагает подготовку учащихся к восприятию ее доказательства. 1) Для того, чтобы учащиеся поняли логические части доказательства, применяют метод целесообразных задач. Например: При доказательстве того факта, что угол между боковым ребром призмы и ее высотой равен углу между плоскостями основания и перпендикулярного сечения, необходимого предварительно решить по готовым чертежам следующие задачи: 1. По данным на рисунке найти и угол между прямыми BO и OC. Замечание: угол между двумя прямыми (двумя плоскостями) острый. 2. Угол между плоскостями и равен , прямая OA перпендикулярна плоскости , ; прямая OB перпендикулярна плоскости , . Найти угол между прямыми OA и OB. 2) Для подготовки учащихся к восприятию доказательства теоремы можно использовать прием многократного доказательства (например, тройная прокрутка). а) учитель излагает схему (идею, канву) доказательства. Возможно, при этом использование эвристической беседы, которая может быть или аналитико-синтетический или синтетический. Вопросы должны быть сформулированы четко, отражая наиболее важные логические этапы доказательства. После каждого вопроса необходима пауза для того, чтобы учащиеся смогли самостоятельно найти ответ: б) учитель излагает доказательство теоремы в виде краткого рассказа, обосновывая каждый шаг; в) повторение доказательства в полном объеме. Еще один прием обучения доказательством - обучение учащихся составленного плана доказательства теоремы, при котором выполняются следующие этапы: · даётся готовый план доказательства новой теоремы и учащимся предлагается самим доказать ее с помощью плана. Преимущества: 1) план разбивает доказательство теоремы на ряд простых, элементарных задач, которые учащиеся могут решить; 2) у учащихся появляется уверенность в том, что они смогут доказать новую теорему; 3) план позволяет охватить все доказательство в целом, у учащихся возникает чувство полного понимания; · учащихся учат составлять план уже изученной теоремы. Сначала эта работа выполняется коллективно, а затем самостоятельно. ЗаключениеРаскрыть логическую структуру составного предложения, - значит, показать, из каких элементарных предложений сконструировано данное составное предложение и как оно составлено из них, т.е. с помощью каких и в каком порядке применяемых логических связок “не”, “и”, “или”, “если…,то…”, “тогда, и только тогда”, “для всякого”, “существует”, обозначающих логические операции, с помощью которых из одних предложений образуются другие. Литература1. К.О. Ананченко «Общая методика преподавания математики в школе», Мн., «Унiверсiтэцкае»,1997г.2. Н.М. Рогановский «Методика преподавания в средней школе», Мн., «Высшая школа», 1990г.3. Г. Фройденталь «Математика как педагогическая задача»,М., «Просвещение», 1998г.4. Н.Н. «Математическая лаборатория», М., «Просвещение», 1997г.5. Ю.М. Колягин «Методика преподавания математики в средней школе», М., «Просвещение», 1999г.6. А.А. Столяр «Логические проблемы преподавания математики», Мн., «Высшая школа», 2000г. |
РЕКЛАМА
|
||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |