|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов учреждения среднего профессионального образованияМетодическое сопровождение инновационной деятельности педагогов учреждения среднего профессионального образованияТема: Методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов учреждения среднего профессионального образования Введение В условиях модернизации современной системы образования возрастает роль инновационной деятельности, которая приобретает все более массовый характер, так как возникает потребность в обновлении содержания образования, достижении нового качества на основе инновационных инициатив по приоритетным направлениям образовательной деятельности. В данной ситуации научная поддержка и научно обоснованное управление инновациями становятся системообразующими элементами развития системы образования, и «чем выше ранг инноваций, тем больше требований к научно обоснованному управлению инновационным процессом» (А.В. Хуторский). Сегодня в условиях неоднозначности и неоднородности парадигм образования, множественности концепций, разнообразия образовательных систем, инновационных технологий, практик очень трудно регламентировать деятельность педагогов. Кроме того, их труд всегда носит творческий характер. О том, что учитель живет до тех пор, пока он учится, известно давно. Но методическое обучение педагога должно быть научно-организованным, системным, целенаправленным, то есть способствующим его постоянному личностному и профессиональному развитию. Таким образом, мониторинг педагогической деятельности способствует изучению потенциала педагогов к организации и внедрении инновационной деятельности. Любая инновационная деятельность нуждается в управлении и организованном методическом сопровождении. Помимо организованного методического сопровождения, для развития инновационного процесса в деятельности педагогов, необходимо изучение условий образовательной среды, являющейся основой инновационной деятельности. Образовательная среда является определяющим аспектом в проявлении творческого потенциала педагогов через реализацию инновационных программ в системе профессионального образования. Таким образом, методическое сопровождение инновационного процесса педагогов в учреждении среднего профессионального образования должно быть организовано при соблюдении следующих аспектов: изучение инновационного потенциала личности педагога; анализ условий образовательной среды в учреждении среднего профессионального образования. Проблема: Каким образом необходимо оценить инновационный потенциал педагогов и возможности образовательной среды для организации и реализации инноваций в учреждениях среднего профессионального образования. Главная цель мониторинга - изучение условий для методического сопровождения инновационной деятельности педагогов в учреждении среднего профессионального образования. Объект исследования: инновационная деятельность в учреждении среднего профессионального образования. Направление мониторинга: Методическая работа в среднем профессиональном образовательном учреждении - это целенаправленный, целостный, непрерывный процесс, направленный на повышение профессионализма и квалификации преподавателей как показателя качества кадрового потенциала учебного заведения. Понятие «сопровождение» означает «следовать рядом», предоставляя, делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано. В современной парадигме образования наиболее ценными для организации методического сопровождения профессиональной деятельности педагога являются идеи, лежащие в основе гуманистических моделей консультирования. Под инновационным процессом понимается процесс преобразования сложившегося образовательного процесса, приведения его в соответствие с новыми требованиями, обусловленными новыми социокультурными условиями России. В теории инновационных процессов выделяют инновацию (отражает сущность содержания к организации нового) и нововведение (отражает сущность организации нового) и новшество (новое средство: метод, методика, технология, учебная программа, учебник и прочее). Анализ понятий методическое сопровождение и инновационная деятельность позволяет выделить основные аспекты в изучении способности педагога среднего профессионального образования к инновационной деятельности. Структура способностей учителя к инновационной деятельности Для исследования условий образовательной среды нами использовалась методика оценки уровня инновационного потенциала педагогического коллектива, анкета № 2 (модификация методики Т.В. Морозовой). Основными условиями среды являются: материальные, финансовые и организационные условия, психологический климат в коллективе, стимулирование, система обучения кадров. Для изучения способностей педагогов к инновационной деятельности была использована карта педагогической оценки способностей учителя к инновационной деятельности: мотивационно-творческая направленность, креативность, профессиональные способности, индивидуальные способности личности. Для изучения саморазвития личности нами использована методика «Способности педагога к творческому саморазвитию». Определение критериев и показателей
Обработка и представление результатов мониторинга - количественная и качественная характеристика; - таблицы, диаграммы. Этапы проведения мониторинга В предлагаемой системе мониторинга объективная оценка входных параметров, характеризующих условия и инновационный потенциал педагогов учреждения среднего профессионального образования на начальном этапе исследования и выходных параметров, характеризующих изменения в развитии инновационной деятельности педагогов с использованием методического сопровождения педагогической активности педагогов, должна производиться периодически на основе объективной информации и общеметрических категорий лежащих в основе диагностики. Диагностический пакет Диагностический пакет представлен следующими методиками: - Методика оценки уровня инновационного потенциала педагогического коллектива, анкета № 2 (модификация методики Т.В. Морозовой). - Карта педагогической оценки способностей учителя к инновационной деятельно. - Методика «Способности педагога к творческому саморазвитию» (И.В. Никишина). 1. Методика оценки уровня инновационного потенциала педагогического коллектива, анкета № 2 (модификация методики Т.В. Морозовой). Данная методика позволяет выявить спектр условий, оказывающих влияние на развитие инновационной деятельности педагога. Опросник: 1. Необходимы ли, на ваш взгляд, изменения в учебной, внеурочной деятельности ссуза? 2. В чем конкретно эти изменения должны выражаться? 3. Почему необходимо вносить эти изменения? 4. Какие, на ваш взгляд, конкретные изменения нужны в вашем учебном заведении? - В управлении ссузом. - В технологиях обучения, воспитания и развития. - В режиме работы преподавателей и студентов. 5. Чувствуете ли вы себя готовыми к освоению новшеств: - в содержании обучении; - в технологии обучения? (Полностью готовы, достаточно подготовлены, частично готовы, не готовы - нужное подчеркнуть). 6. Какие формы подготовки, обучения (см. таблицу) к освоению новшеств вы прошли? Дайте оценку по 5-балльной шкале: 5 - очень влияют на уровень моего развития и подготовленности к инновационной деятельности; 4 - влияют; 3 - слабо влияют; 2 - почти не влияют; 1 - не влияют.
7. Оцените качество условий в вашем учебном заведении для развития инновационной деятельности: 3 балла - очень хорошие; 2 балла - хорошие; 1 балл - удовлетворительные; 0 баллов - неудовлетворительные.
8. Что является для вас препятствием в освоении и разработке новшеств? - отсутствие времени; - отсутствие обоснованной стратегии развития учебного заведения; - отсутствие помощи; - отсутствие лидеров, новаторов в ссузе; - разногласия, конфликты в коллективе; - отсутствие необходимых теоретических знаний; - слабая информированность о нововведениях в образовании; - отсутствие или недостаточное развитие исследовательских умений; - отсутствие стимулирования. Выберите 5 наиболее значимых для вас препятствий и подчеркните их. Данная методика позволяет определить позитивные и негативные условия, организованные в образовательном учреждении для инновационной деятельности педагогов. 2. Карта педагогической оценки способностей учителя к инновационной деятельно. Оцените, пожалуйста, свою готовность к инновационной деятельности по пятибалльной шкале по каждому показателю.
Данная методика показывает уровень готовности педагогов к инновационной деятельности. После проведения методики и подсчета количества баллов составляется ось координат, показывающая развитие у педагога способности к инновационной деятельности. Анализ полученных данных показывает степень сформированности у педагога каждого компонента в отдельности. 3. Методика «Способности педагога к творческому саморазвитию» (И.В. Никишина). Цель методики: изучить способности педагога к творческому саморазвитию в процессе инновационной деятельности. Вопросы: 1. Я стремлюсь изучать себя. 2. Я оставляю время для развития, как бы ни был занят работой и домашними делами. 3. Возникающие препятствия стимулируют мою активность. 4. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя. 5. Я анализирую свою деятельность, выделяя на это специальное время. 6. Я исследую свои чувства и опыт. 7. Я много читаю. 8. Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам. 9. Я верю в свои возможности. 10. Я стремлюсь быть более открытым. 11. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди. 12. Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты. 13. Я получаю удовольствие от усвоения нового. 14. Возрастающая ответственность не пугает меня. 15. Я бы отнесся положительно к моему продвижению по службе. Оценивание: 5 баллов - данное утверждение полностью соответствует действительности; 4 балла - скорее соответствует, чем нет; 3 балла - и да, и нет; 2 балла - скорее не соответствует; 1 балл - не соответствует. Подведение итогов: 75-55 баллов. Активное саморазвитие. 54-36 баллов. Отсутствует сложившаяся система саморазвития, ориентация на развитие зависит от различных условий. 35-15 баллов. Остановившиеся саморазвитие. Диагностическая карта Ф.И.О. педаг____________________________________________ Стаж раб ______________________________________________ Тема самообразования ______________________________________ Условия, оказывающие влияние на развитие инновационной деятельности:
Педагогическая оценка способностей учителя к инновационной деятельности: 5 Средний балл 5 Саморазвитие личности педагога:
|
РЕКЛАМА
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |